Вы здесь

PR за один день. Антиучебник. Структура популярности (Евгений Потапов)

Структура популярности

Можно подготовить график. Линия абсцисс – это длительность фильма, скажем, 120 минут или 2 часа. Линия ординат – это эмоциональное состояние зрителя. Тогда 0 – это абсолютно отрицательные эмоции, смерть, а 1 – это абсолютная радость. Предположим, что зритель пришёл в зал, запасся попкорном. Его эмоциональное состояние – 0,5, то есть нейтральное.

Допуская, что эмоциональный настрой зрителя зависит от его сопереживания происходящему с главным героем (эффект отождествления), создатели фильма (картины) «проводят» зал по пути героя, добиваясь корреляции состояния зрителей с тем, что они видят на экране.

И тогда, по шкале времени фильма, мы получаем чёткие 4 этапа, отрезка или периода, на которых имеются фиксированные эмоциональные состояния героя (а, значит, и зрителя), равно как и определены причины перехода в разные состояния.

Фильм начинается в ровном, спокойном состоянии: герой живёт с семьёй, занимается любимым делом, он счастлив и доволен жизнью. Но пробуждаются темные, заведомо злые, агрессивные силы. Их влияние на героя пока косвенное, через факторы, знаки, символы, опосредованные явления: силы наносят вред второстепенным персонажам, связанным с героем, его друзьям. Но тем не менее тревога нарастает, эмоции стремятся вниз. Это – этап «Скрытой угрозы».

В точке «А», которая заканчивает этот этап, начинается следующий, происходит прямое столкновение героя со злыми силами: его бьют, уничтожают его семью, дом, друзей, близких. Злые силы (бандиты, террористы, злодеи-чародеи, агенты спецслужб, захватчики и начальники по службе) беспощадны, у них есть возможности, ресурсы, а, главное, мотивы на уничтожение героя. Их действие усиливается, они вылавливают героя одного и убивают его (либо буквально, либо образно).

К точке «В», заканчивающей второй этап и начинающей следующий, герой (равно как и зритель) приходит лежащим мёртвым или полумёртвым, с переломанными костями, изувеченным, искалеченным, потерявшим веру в спасение и смирившимся с неминуемой смертью, а, значит, с победой темных сил. Он лишён обретённого ранее им оружия, способного уничтожить злодеев (у него выбили меч, отобрали пистолет, он в борьбе выронил бластер). Смерть героя одновременно несет и тяжелейшие последствия – уничтожение мира, гибель человечества, взрыв вселенной. Убивая героя, злодей, олицетворяющий абсолютное Зло, фиксирует окончательную его, Зла, победу. Шкала эмоций – бесконечно близко к нулю. Это этап – «Смертельная опасность».


Рис. 2. Структура популярности


Но в точке «В» происходит «божественное вмешательство» – поцелуй любимой, обращение умерших ранее родственников, наставников, друзей, может произойти физический контакт с амулетом, разряд электричества – герой получает (обязательно извне) физические и эмоциональные силы продолжить сражение, он начинает борьбу, восстаёт из грязи, воды, пепла и крушит, крушит врагов, гоняет главного злодея по всем возможным локациям. Всё горит, взрывается, стреляет. В момент, когда герой уничтожает злодея, происходит мега-супер-вау-взрыв, уничтожающий всё зло, освобождающий мир от скверны. Это период – «Прилив силы и победа». И взрыв происходит в точке «С». Состояние по шкале эмоций максимальное, полная единица.

Точка «С» – это максимум напряжения, самые-самые позитивные эмоции, максимальный плюс. На последнем этапе напряжение спадает. Герой и его собака лечат раны. Города отстраивают, обыватели вылезают из нор, выходят из укрытий и возвращаются в свои дома. Забинтованный герой в окружении не менее покалеченных друзей получает награду от президента всей планеты и целует новую избранницу, красавицу. Начинается благодарный этап в его жизни, этап чествования, герой приподнят над всеми другими людьми. Он – король, спаситель, всеобщий любимец, и все ему благодарны, его ждет слава, деньги и бурный секс. Это – «Счастливое завершение». Условное состояние эмоций по шкале – 0,7—0,8.

Собственно, вот эта «дельта» в две-три десятых между начальным состоянием зрителя и конечным и есть то, за что платят деньги и ради чего идут в кино. Хороший фильм дал этот прирост за два часа, плюс съеденный попкорн, плюс выпитая «Кола». И зритель пойдёт на сиквел, зная, что опять получит свои гарантированные две десятых роста эмоционального плюса.

Можно как угодно скептически отнестись к этой схеме, но переложите на неё все известные блокбастеры и кассовые фильмы. Вы увидите, что все они идеально вписываются в эту структуру. Конечно, есть вариации, но в целом – так оно и есть. Более того, если фильм не вписывается весь, то значит, он укладывается в часть, в один-два этапа.

Заранее, для мега-скептиков: авторское кино заведомо другое, но оно эксплуатирует не ту законченную и цельную структуру, а только часть её. Задача авторского фильма не провести героя по полному циклу эмоциональных переживаний, а бросить его где-то, скорее всего, в яме, и пусть он сам оттуда выбирается в меру своей испорченности и возможностей.

Пропаганда всегда эксплуатировала неполный цикл. Скажем, герой погибает в точке «В», как это было в советских фильмах, когда смерть за идеалы была условием существования. Основа советской пропаганды – осознанный отказ от материальных благ и готовность к самопожертвованию «во имя». Потому в пропаганде идеальный герой – это мёртвый герой. Только памятник на его родине (либо гранитный, физически существующий, который можно посмотреть-пощупать, либо виртуальный, «память народа») есть символ его бессмертия.

Конец ознакомительного фрагмента.