О добре и зле
Ты вспомни – кто тобой не управляет?
Ленивый лишь не хочет в руки взять
Власть над толпою, над умами, зная;
Власть даст нарадоваться всласть.
Чтоб управлять, возьми ряд инструментов —
Прорехи есть не только в чудаке, —
И научи всех говорить моментом
На созданном тобою языке.
Тогда, любую загадав задачу,
Поставишь ты Вселенную в тупик, —
Сказав, что будет так, а не иначе, —
И уведешь оттуда в тот же миг.
Теперь ты знаешь, для чего придуман
Наполненный софизмами язык.
Прямой смысл слов им искажен, надуман.
Ко лжи всей этой ты уже привык.
Такой условностью добро назвать мы можем —
Его не существует, как и зла.
И пусть тебя ни капельки не гложет
То, что тебя считали за осла.
Ты вдумайся – измерить однобоко
Никто не может ни добро, ни зло.
Что в мире – от лукавых, что – от бога?
Что – вопреки, а что – судьбе назло?
Не знаешь ты, и знать того не можешь,
Ибо – чего в действительности нет —
К тому ты никогда, друг, не приложишь
Хоть даже самый правильный ответ.
Скажи мне лучше – так ли то полезно,
Что принято у нас добром считать?
Добро всегда, как правило, возмездно.
Энергию не можешь ты отдать.
Она вернется – коль ты сделал благо,
Оно воздастся сотней тысяч крат.
Не всякое ты мог назвать, однако,
Добром иль злом, мой заплутавший брат.
Спроси себя о пользе своих действий —
Тогда ты с полным правом их считай
Во веки вечные спасеньем от бездействий,
На ложность фраз, мой друг, не уповай.
Полезно или бесполезно дело?
Полезен или бесполезен шаг? —
Вот так вопросы задавать умело,
Не поддаваясь на вранье никак.
Вот уж воистину нельзя придумать более условных, неоднозначных, расплывчатых категорий. Нет ни добра, ни зла. Нет ничего до такой степени абсолютного, что подпало бы под эту категорию. Ни одно человеческое действие не может быть в равной степени ни абсолютным добром, ни абсолютным злом.
Все действия человека являют собой социальную активность – с положительной или отрицательной окраской. Разница в том, что положительная активность (полезность) влечет преобразование энергии сродни росту дерева – из небольшого энергетического объема вырастает объем больший, пригодный для нескольких человек. Полезные действия не прерывают энергетического потока, продолжая его.
Напротив, бесполезные действия обладают свойством стяжательства. Они впитывают энергию Оптимума ради обогащения своих субъектов. Дальше расходование энергии не идет – поток останавливается. Получается, субъект словно бы обманывает Оптимум, присваивая его «оборотный капитал».
Проследить это можно на классическом примере. Строительство дома принесет и хозяину, и строителю, и жилищно – эксплуатационной организации, и ее сотрудникам благо – одному даст крышу над головой, другому – прибыль, третьему и четвертому – работу и возможность заработать хлеб насущный.
Напротив, его снос, хотя тоже дело энергетически затратное, ни к чему подобному не ведет. И хотя снос самовольной постройки – дело вроде бы законное, положительного результата ни для кого в осязаемом выражении не несет. Казалось бы, соблюдение закона – есть добро. А какое же добро может делать людей несчастными?
В то же время ввод в эксплуатацию все той же застройки закону не соответствует, но влечет продолжение энергетического потока. Получивший крышу над головой человек может и станет хорошим работником, семьянином, гражданином. Развитое ТСЖ будет помогать другим горожанам, а строительная фирма станет состоятельным налогоплательщиком.
Вот и получается, что полезность – не окончательна, одно благо влечет за собой десяток других. А бесполезность – конечна. И заканчивается она слепым потреблением энергии. А поскольку, как известно, ее объем во Вселенной ограничен, то, истощая его, ты истощаешь главным образом свой собственный карман. Никто не захочет пополнять копилку растратчика, и Оптимум – не исключение.
В этом и есть водораздел между социальной полезностью и бесполезностью действий человека.
Как ты уже понял, с понятиями добра и зла действительная суть вещей согласуется плохо, а потому данных категорий в обиходе лучше избегать. Всегда найдется демагог, способный превратить черное в белое и наоборот. Приняв на веру эти слова, ты очень скоро начнешь останавливаться перед каждым мало-мальски значимым решением. Затем начнешь сомневаться. Затем вовсе начнешь избегать решений, променяв активную суть человека на пассивную суть растения, перейдя от субъекта к объекту.
Я не призываю слепо рубить с плеча, ничего не продумав и предварительно не проанализировав готовящийся поступок. Простоя делая это, не старайся ответить на вопрос, каким будет твой поступок – больше злым или добрым. Ответь на вопрос, будет ли конечным поток энергии, выделенной на его совершение, вследствие доведения его до конца.
В противном случае ты очень скоро явишь собой образчик религиозного прихожанина – робкого, безынициативного, бездеятельного барана в стаде, ведомом нечистым на руку жрецом. Именно так выглядит паства в большинстве культов. Они – не хозяева своих поступков, а потому на полезные активные действия не способны.
Одинаково вредно учить детей понятиям добра и зла. Упрощая, как нам кажется, сложные вещи для детского восприятия, мы в действительности подменяем самую их суть, закладывая в психологию ребенка ошибочные – и оттого вредные – представления о мире. Куда рациональнее использовать слова «как следует поступать» и «как поступать не следует», ведь все для ребенка – относительно.