Вы здесь

Nova fronda virescit. Введение в онтопсихологию для молодежи. Глава первая. Теория и цель онтопсихологии[4] (Антонио Менегетти)

Глава первая

Теория и цель онтопсихологии[4]

1.1. Что значит психология?

На первый взгляд, психология, как наука, кажется не совсем научной, но благодаря методу онтопсихологической школы было показано, что только психология способна дать критерий точности другим наукам.

От Аристотеля, Декарта, Канта и до наших дней обсуждается, насколько точно человек может познать самого себя и окружающий мир. В математике и физике несложно прийти к общему критерию, поскольку познание человека направлено на конкретный предмет (в той степени, насколько доступно его изучение). Но что может гарантировать точность научного критерия в гуманитарных науках, таких как философия, психология, социология, а также в объяснении явлений, которые мы относим к разряду паранормальных, духовно-религиозных и мифологических?

Заниматься психологией значит уметь познавать и создавать человека. Знание, не обладающее достоверной силой, точным соответствием с реальностью, бессмысленно. Мнение допустимо в философии, социологии и политике, но в психологии то, что есть – есть, а то, чего нет – нет.

Уже более ста лет научная психология применяется и развивается в различных частях мира. Однако, несмотря на ее развитие, сегодня все еще остаются непознанными многие аспекты психологии, развивавшейся спонтанным образом, психологии Вуду, всего того, что относится к области парапсихологии, как, например, явление чуда в религиозном понимании.

Заниматься психологией означает знать глубинное самодвижение психической деятельности. За любым феноменом обнаруживать точную причину, обуславливающую определенное следствие в поведении человека. Например, какова внутренняя причина состояния тревоги, появления раковой опухоли, чувства неудовлетворенности, или реализации собственных целей?

Обширная область психосоматики все еще приводит в замешательство большую часть исследователей в сфере медицины и психологии. Для онтопсихологической школы способность понимать суть всей психосоматической феноменологии и разрешать связанные с ней проблемы является нормой.

Здесь было бы интересно дать описание различных научных исследований за последние сто лет, однако, резюмируя сказанное, я собираюсь перейти к первому фундаментальному вопросу данного цикла лекций.

В чем основная ошибка, порождающая все проблемы психологии в целом?

Эта ошибка существует, так как все мы видим ее с очевидностью, как в жизни отдельного человека, так и в жизни общества в целом. Кропотливые и длительные исследования не имеют общей точки отсчета: чем больше ошибка, тем сильнее потребность в исследовании с научной точностью.

Глубинная ошибка всей психологии и гуманитарных исследований заключается в отсутствии точности сознания. Практически ни у кого из людей, рассуждающих, сопоставляющих и познающих, сознание не совпадает с экзистенциальным фактом. Как можно заниматься наукой, если сознание не соответствует реальности?

Первый основной вывод, к которому я пришел в ходе собственных научных исследований, можно сформулировать следующим образом: сознание исследователя, ученого, как и любого другого человека, не отражает реальность точно. В сущности, человек является одним, но представляет себя, думает о себе, совершенно по-другому[5]. В этом случае типология его «Я», или сознания, нефункционально для становления экзистенциальной реальности субъекта.

Представим себе, что сознание – это зеркало: тогда действие «Я» подобно функции зеркала, которое отражает реальное действие объекта, создавая образ. Однако на самом деле происходит постоянное искажение: сознание, которое должно было бы быть зеркалом существования в действии, не показывает факт таким, каким он является в реальности. Это был первый важный вывод моих научных исследований.

Я пришел к заключению, что природа проецирует огромное количество данных, кодов прочтения, эмоций, биологических, химических и моральных состояний. То есть, через внутреннюю структуру человека природа передает огромное количество сигналов, но его сознание улавливает лишь некоторые из них, да и те прочитывает искаженно: сознание не умеет точно прочесть зов инстинкта[6].Индивидуальная экзистенциальная ситуация, которую я называю «организмическое»[7], постоянно движется, раскрывается, передает информацию, открыто выражает свои потребности, но сознание не способно к ее прочтению. Мы всегда во всем склонны винить природу, или химические и биологические законы нашего организма, забывая при этом, что изначальный саботаж, нанесший вред нашей биологии, был осуществлен именно нашим сознанием. Соматический результат в виде многих маленьких «ошибок природы» является следствием не внутренней потребности организма, а ошибочного ментального поведения в отношении собственного организма.

Я часто сталкиваюсь со следующим явлением: встречая человека больного или с какими-либо отклонениями, я отмечаю в нем неосознанное желание сохранить свой недуг. В то время как субъект страдает существует какая-то часть его самого, которая порождает, усугубляет и поддерживает эту болезнь.

Не трудно помочь природе, но очень трудно изменить сознание, «Я» субъекта. Универсальная задача научной психологии – возвращение сознанию, или «Я», точности и полноты восприятия экзистенциального факта. Человек появляется в этом мире, повинуясь закону, который превосходит его самого и является более устойчивым – закону, который есть жизнь. Человеческая природа имеет в своей основе собственный абсолютный смысл, а именно свою архитектуру, закон, потребность, судьбу. Если наш добровольный и осознанный выбор совпадает с интенциональностью природы в данный момент, мы достигаем полноты жизни, реализации, удовольствия, радости. Если же мы вступаем в противоречие, то испытываем кризис и тоску.

Функция психолога, и в большей степени психотерапевта, заключается именно в постоянной способности корректировать отражение сознанием реальности до тех пор, пока оно не будет соответствовать намерению природы.

Часто человек думает, что его мысли, эмоции, состояния сознания не связаны с реальностью, то есть не обладают материальной конкретностью. Это представление мешает ему увидеть и понять, что именно они являются катализаторами той самой реальности, которая впоследствии обусловит его, сделает объектом.

Все великие духовные учителя всегда с большим вниманием относились к своим мыслям, фантазиям, эмоциям, ощущениям, сновидениям. Настоящий психотерапевт днем и ночью контролирует состояние своего ума, так как он должен заботиться о точности сознания и уметь отделять позитивную, победоносную реальность жизни от того, что приносит смерть. Сила науки всегда заключается в точности ума и сознания, но для обретения этой точности необходима исключительная подготовка, которая даст возможность впоследствии правильно оценить любую ситуацию. Психолог обучает порядку реализма вещей, отражающемуся внутри «Я», потому что ум – это базовое «зеркало», от которого берет начало любое знание.

Во всех проявлениях человеческой деятельности, от науки до искусства, внешние факторы никогда не определяют реальность. Именно внутрипсихические явления управляют внешней реальностью. Поэтому необходимо уметь понимать природу всех образов, воспоминаний, ностальгии, аффективности, которые каждое мгновение возникают в нашем уме, и контролировать их.

Например, Шекспир и Достоевский были способны к интроспекции и выстраивали сюжеты своих произведений исключительно на основе психической деятельности персонажей.

Приведу еще один пример. Если какой-либо человек целый день будет рассказывать мне о себе и своей жизни, то я, возможно, просто потеряю время, потому что не получу точного представления о его истинном состоянии. Для того чтобы точно оценить его состояние, достаточно нескольких снов – два или три сна, которые на первый взгляд ничего не значат, дают мне непосредственную информацию о фактах и причинах, с которыми связан субъект. Сновидение – это вариация, относящаяся к информатике организма, в точности как ДНК внутри клетки.

Функция психотерапевта заключается в придании точности исследователям, ученым, инженерам, политикам, художникам, потому что любая область знаний нуждается в уме, обладающем постоянной способностью к рефлексии со всей научной строгостью. В противном случае речь идет о комплексах, рационализациях, мнениях, но сущностная данность природы человека остается непознанной[8].

В отличие от распространенного мнения, психолог – это, прежде всего, материалист, ему необходимо иметь максимальное количество конкретных данных, потому что он должен обучать пропорциям, точным параметрам материи в органическом реализме. Психология – это наука, позволяющая сделать вывод о том, реально или нет, то, что ты думаешь. Великий психотерапевт обладает способностью использовать свою силу, видеть реальность, а также изменять ее.

Таким образом, первый шаг, который необходимо сделать по направлению к научной психологии, заключается в том, чтобы «утратить» сознание и погрузиться в эмоциональную и инстинктивную реальность – реальность проживаемого факта. Однажды войдя в нее, необходимо начать изучать, какими дорогами проходит эта реальность, для того, чтобы потом скорректировать и переделать «Я». Как только вы восстановите точность сознания, я покажу вам, что возможно не только способствовать природному ходу вещей, но и открыть для себя совершенство, достигаемое с помощью креативности.

Таково предложение онтопсихологии, предоставляющей метод, способный исправить сознание и привести его в соответствие с интенциональностью Бытия.

1.2. Истоки онтопсихологии

Все мы знаем, что существует много разных наук: химия, физика, математика и др. Чтобы понять, как возникла онтопсихология, нужно отталкиваться от того факта, что во всем мире поднимаются вопросы о человеке, жизни, смерти, Боге. И каждая научная теория по-своему подходит к рассмотрению различных проблем, стремясь найти их решение. Множество наук рождается из многочисленности проблем, стоящих перед человеком. Каждый сектор разрабатывает специфическую технику для решения определенной проблемы, и так рождается новая наука или дисциплина.

Так физика ставит перед собой задачу объяснить мир, религия берется за решение коренных проблем человеческой природы, искусство является техникой создания прекрасного, политика – техникой межличностных отношений или экономикой силовых точек различных сообществ.

Таким образом, наука это также вопрос экономии и выбора в зависимости от специфического сектора применения. В различных ее областях сложились свои подходы и методики. Многие науки рождаются в ответ на потребности в практической деятельности, но решают ли они впоследствии проблемы человека?

Психология, как наука, появилась в результате анализа человека, его психики, но, в конце концов, нашла ли она решение проблемы человека? В истории человечества было совершено множество открытий, но существовали также и ошибки цивилизации, возникавшие из-за неумения человека управлять инстинктами жизни. Следовательно, самой важной проблемой является не поиск истины, а реализация себя самих. Каждого человека мучает какая-то своя животрепещущая проблема, но отчаяние в большей степени испытывают те индивиды, которым дано больше, потому что потери переживаются ими сильнее. Почему человек, имеющий все – достаток, любовь, положение в обществе, вдруг заболевает? Несмотря на общественный и научный прогресс, он продолжает болеть физически и психологически.

Потребности человека равны силе его потенциальных возможностей. Психология ставит перед собой задачу заглянуть во внутренний мир человека, объяснить кто он, каковы его истоки. Для того чтобы знать, что должен делать индивид? Прежде нужно узнать кто он.

Термин «психология» в своем первоначальном смысле происходит от слияния греческого и латинского корней: yuch («псюхе») – душа, ум, разум, сознание; со («ко») – культивировать, выращивать; logos («логос») – наука, речь. То есть, это специфическая наука, изучающая внутренний мир человека, его мышление.

Психология всегда существовала в истории человечества, но до прошлого века была смешана с элементами магии, а потом с аспектами медицины. Формальное рождение психологии, как отдельной науки, начинается с Вундта (1871), сумевшего отделить ее от религии, магии и т. д. В настоящее время это самостоятельная наука, изучающая психические процессы.

Психология – это общая наука, от которой впоследствии формируются различные школы, использующие свои специфические подходы к проблеме человека: бихевиоризм стремится проникнуть в глубину внутреннего мира человека, анализируя его поведение; гештальтпсихология стремится понять человека исходя из формы и мест ее проявления; психоанализ исследует человека на основе анализа его психики, используя бессознательные проявления (оговорки, сновидения, симптомы и т. д.); психология отношений изучает возможные способы отношений человека с окружающим его контекстом. Кроме этих направлений существует аналитическая психология Юнга, когнитивизм, экзистенциализм и другие.

Онтопсихология родилась последней из вышеперечисленных направлений, которые, не будучи ошибочными, тем не менее, не сумели достичь основной цели[9]– объяснить феномен человека во всей его многогранности и сложности[10]. На конгрессе, состоявшемся в 1956 году с участием ведущих психологов мира, обсуждалась тема кризиса психологии[11]. Схожий кризис в то же время переживала и психиатрия. Например, Балинт организовал в терапевтических целях группу профессиональных психологов и врачей, однако не преуспел в лечебной практике[12].

Настоящая проблема заключалась в том, что все психологические направления занимались анализом следствий, в то время как отсутствие знания причины делало их усилия недостаточными для разрешения проблемы человека. Оказавшись по ту сторону всех научных направлений, я обнаружил незаполненную пустоту – бытие, то, что есть, тот, который есть. Человек должен быть понят в том, кто он есть. Это та неустранимая сущность, которую все ищут даже тогда, когда в разговоре используют выражение «то есть» (то, что есть).

Онтопсихология занялась поисками того запредельного, которое существовало изначально. После прочтения письма знаем ли мы, кто стоит за ним?

Если я не знаю, кто его пишет, если не знаю автора, первопричину, первопринцип, который определяет человека «здесь и сейчас», то не смогу познать его и тем более излечить. Для того чтобы понять, что такое психика, необходимо обратиться к принципу, создающему душу. Онтопсихология – это наука, которая обращается к этому принципу, причине психики (под «психикой» подразумевается причина, приводящая как к росту, так и к болезни). Это психология того, что есть. «Онтопсихология» означает: исследование существования вплоть до первопричины, создающей бытие или небытие. Этимология этого термина происходит от древнегреческих слов wn, ontoz (on, ontos) – родительный падеж причастия настоящего времени глагола eimi (eiтм) – essere – быть; yuch (psyche)- anima – душа, в смысле «первого дуновения», феноменизирующего бытие, как акт «здесь и сейчас», самый глубинный внутренний мир каждого человека, который, являясь основой, недоказуем при помощи внешних средств и может улавливаться только благодаря самоочевидности; и logos – изучение.

Человек болеет, не находит счастья, совершает экзистенциальные и научные ошибки до тех пор, пока пребывает в неведении о своей жизни и о том, кто он есть. Чтобы реализоваться в жизни, нужно постоянно применять точную технику выбора. На деле же часто люди выбирают на основе эмпатии, не обладая способностью распознать оптимальный выбор.

То есть необходимо отталкиваться от первопричины: если следовать разуму базового принципа, возможно с точностью определять дорогу. В таком случае необходимо техническое знание жизни.

Онтопсихология изучает, анализирует принцип, первооснову психической деятельности (всего, что относится к сознанию, эмоциям, мысли, рассуждению, интуиции, решению, воле, воображению). Следовательно, исследует также и основу бихевиоризма, гештальт-терапии, психоанализа и т. д. В психотерапии анализируется «принцип» субъекта, исходя из этого, выбирается способ лечения. Таким образом, также обнаруживается ошибка, которую необходимо устранить.


Рис. 1. Ядро и феноменология психики


На рисунке 1 видно, что все координируемое из жизненного, онтического центра субъекта, является для него благом, а все не связанное с ядром (Z) порождает болезнь (итал. malattia от лат. те aliud - чуждое мне, отличное от меня), то есть отклонение.

Если ты знаешь свою жизнь, то ты ее контролируешь, если не знаешь, то претерпеваешь.

1.3. Онтопсихология – наука о субъективности

Подготовить введение в новую науку непросто, прежде всего, по причине культурных наслоений, накопившихся в многовековой истории цивилизации данного типа, которые предопределяют усвоение нового опыта и знания, пропуская их через фильтр уже известного. Впрочем, информация дается человеку, который, несмотря на многогранность и фрагментарность различных феноменологии, в сущности, является целостным.

Желая отметить наиболее важные этапы развития человеческой мысли, используя философию как синтез всего созданного человеческим разумом, я могу охарактеризовать историческое развитие человечества, делая акцент лишь на трех моментах.

1. Протагор, определив человека «мерой всех вещей», тем самым поверг в кризис все имеющиеся достоверные учения и высказался о невозможности знания, в фундамент которого была бы заложена та или иная претензия на абсолютную объективность.

2. От Протагора мы приходим к Св. Августину, который завершает платоновско-плотиновское философское направление. Св. Августин, оспаривая манихейский тезис об изначальной «нечистоте» человека, утверждает, что человек обладает чистотой, которая достигается только благодаря проникновению в него «сверхъестественного», то есть Бога, открывающегося во Христе. Св. Августин говорит: "Dubito ergo sum" («Сомневаюсь, значит, существую»). Данное утверждение означает, что если я страдаю, взволнован, мучаюсь над решением проблемы, лишен уверенности, значит, даже в своей ограниченности я, бесспорно, существую, «я есть». Даже из своих ошибок подтверждаю, что я существую. Эта уверенность основывается на факте очевидности.

Эта мысль неоднократно повторяется в последующие годы и, будучи более или менее понятой, она остается важной точкой отсчета. Еще недостаточно оформившаяся во времена раннего средневековья, она окрепла в эпоху позднего средневековья, вследствие заново открытой арабами, Авиценной и особенно Аверроэсом, культуры греческой мысли, развитой затем Фомой Аквинским и всеми философскими течениями вплоть до конца XIV века, с появлением позже учения Бэкона.

Все это время человек испытывает стимул найти смысл своего существования, точку отсчета, в которой нуждается, когда спрашивает себя: «Почему я существую? Кто я? Куда иду? Почему мне плохо? Чувствую потребность в радости, но вместо этого нахожусь в болезни, страхе, неуверенности. Боль неотвратимо соединена с фактом существования или это только следствие чуждого препятствия природе человека?»

Важность экзистенциализма и психоанализа заключается именно в том, что они обозначили присутствие во внутреннем мире человека этих основных вопросов, предчувствуя в реальности, названной «бессознательной», присутствие чего-то, что ускользает от сознания.

Онтопсихология родилась из осознания данной проблематики, а также из общепризнанного факта о безнадежности существования. Изучая человека во всех его аспектах и во всей его историко-культурной эволюции, была найдена та граница, начиная с которой человек испытывает опыт утраты.

В древних религиях, космогониях, мифах и т. д., присутствует постоянный элемент: человек стремится к счастью, которое где-то есть, но на дороге к нему существует преграда. То есть, существовало знание о наличии некоего центра, ядра, которое все же оставалось недосягаемым. В соответствии с социокультурной типологией это объяснялось понятиями судьбы, провидения, первородного греха, божьей кары, личного краха, исторической или социоэкономической диалектики и т. д.

Онтопсихология, обнаружив универсальность данного препятствия, смогла определить исходную причину, найти первоисточник этой потери смысла, которую, с начала собственного появления в земных измерениях, человек испытывает как ошибку существования. Тем не менее, онтопсихология не предлагает никаких способов универсального возрождения или всеобщего освобождения, скорее это предложение для тех, кто действительно хочет познать себя, найти собственный смысл бытия. Причина в том, что дорога к собственной истине проходит исключительно через параметры внутреннего мира.

Поиск собственного фундамента, по сути, есть внутренний поиск, потому что именно во внутреннем мире зарождается проблема быть или не быть. Эта проблема существует в той мере, в какой присутствует индивидуализированная вопрошающая реальность. До и после меня существуют другие вещи, но не для меня. Они будут реальны в любом случае, но все-таки, они будут не моей реальностью. Только относительно отдельной личности измеряется успех или крах всех других вещей. Не может быть иначе, когда каждой индивидуации дана универсальность и неповторимость.

Онтопсихология отталкивается от этой предпосылки: внутренней оптической сущности. Под «внутренней онтической сущностью» не подразумевается какая-либо форма трансцендентности, будь она религиозной или философской. Это понятие исключает любую безосновательную зависимость, любую отсылку или ссылку, кроме факта, что я существую, здесь есть я. Я кто? Я что есть? Я прежде моего имени и фамилии, я прежде того, что появляется в виде меня.

Я ищу и определяю себя на основе своей реальности, где я страдаю, испытываю страх, прохожу становление. От этой «данности» я существую и начинаю обретать конкретность. Из единственной точки, которая меня индивидуализирует и является причиной моего существования, я есть. То есть я исхожу в своем понимании из своей проблемы, истории, в свете своего бытия здесь. В этом смысле онтопсихология – абсолютно мирская[13] наука, наука о человеке в его исторической конкретности, человеке, понятом непосредственно в его наиболее простых проявлениях и во всех его интенциональностях.

Что такое человек? Человек[14] – это место, где жизнь проявляет себя, где истина течет как земное бытие, место встречи других феноменов. Сегодня человек стал местом невроза и одновременно с этим способен быть местом откровения.

Из чего следует, что любое познание возможно исключительно в той мере, насколько человек близок факту собственного воплощения, то есть тому, что является самым реальным в нем самом. Каждая индивидуация имеет единственную точку зрения, от которой она же сама не может абстрагироваться каким-либо способом, так как расплатой будет потеря идентичности бытия. Вне собственного реального невозможно познание другой реальности.

Под «реальным» я подразумеваю то, каким является человека, где бы он ни находился и как бы он ни проявлялся (включая его обувь, одежду, секс, сублимации, изменения и т. д.). Если хотя бы на одно мгновение человек забудет место и способ, которым он воплощается, он лишится своего единственного критерия реальности. Если покинет внутренний мир своего существования, то станет чуждым для себя. Нет вещи в мире более реальной для человека, чем он сам.

Смысл слова «онто», таким образом, заключается в следующем: место, где я есть, где я воплощаюсь, как бы то ни было. Из того места, где человек воплощается, он может познать любую истину, потому что за различиями и бесконечностью феноменологии – реальное одно. Какова бы ни была точка, в которой задается вопрос, если она воспринимается тотально, через нее обретается познание единого целого. Исключительно из собственного реального – того, что онтопсихология определяет как Ин-се – возможна внутренняя близость самому себе и всему тому, что существует во взаимодействии с человеком.

Зло, которое человек испытывает, не соответствует его природе. Это результат вмешательства между Ин-се и восприятием внешнего реального[15].

Данное вмешательство предвосхищает и искажает рефлексию, поэтому человек теряет собственный критерий реальности и воспринимает себя не таким, какой он есть, а искаженным образом. По этой причине, для восстановления собственной базовой структуры реального необходимо провести проверку с целью усовершенствования человека исключительно в свете того, что есть. Зло, или то, что человек определяет как зло, не реально само по себе – это лишь проявление некоего ограничения.

В научном процессе точность получаемых результатов предполагает использование достоверных исправных инструментов исследования. Если единственным инструментом познания того, что относится к человеку, является сам человек, то становится очевидным, что если он не точен, то есть не соответствует собственному реальному, то и его заключения неизбежно будут лишены точности. Этот факт кажется очевидным, но, тем не менее, его никто никогда не учитывал. Таким образом, по причине описанного ранее искажающего вмешательства, познание всегда является проекцией ошибки, которая изначально лишает всякой возможности познание истины человека.

Для коррекции процесса познания необходимо отталкиваться от того, что является наиболее реальным на любом уровне. «Наиболее реальное» в том смысле, что заявляет о себе более настоятельно, безотлагательно. Наиболее реальным является то, что находится ближе к истине, даже если проявляется через патологические симптомы. Я не говорю о некоей абстрактной истине, а о конкретной, пережитой, прежде всего, на организмическом уровне, потом на психологическом, и, наконец – на социальном уровне. Истину нельзя определить в абсолютном смысле – она относительна для любой индивидуации. Истина каждого отдельно взятого человека заключается исключительно в соответствии самому себе, своим первичным потребностям.

Только здоровая, наполненная, удовлетворенная личность может достигать целостного познания и истины. Человек, обладающий внутренним порядком, является реализованным и не нарушает равновесия других людей: он придает своей истине форму «расширяющейся» радости, как цветок, раскрывающий лепестки и – в своем бытии – созерцающий и определяющий созерцание. Я использую понятие истины именно в данном смысле. Эта истина не подвергается обсуждению, не может быть навязана, стать способом проявления агрессии, захвата другого, либо прозелитизмом[16]. Это форма, которая воплощается, факт, который может интересовать других в большей или меньшей степени, и соучастие в нем возможно лишь для того, кто этого просит. Это простое, кроткое знание, имеющее своей целью исключительно приведение в порядок самих себя.

Человек, появляющийся на этой земле, является фактом жизни, и, становясь наполненным, он передает свое внутреннее изобилие своим ближним. Невозможно научить тому, чего не имеешь сам, поскольку давать другим возможно лишь при переполняющем изобилии. Кроме того, настоящее обучение заключается в стимулировании другого видеть очевидность своей реальности. Это импульсы реальности, которые не передаются через слова, знаки, символы, потому что на научно-культурном уровне нашего типа общества уже использованы все возможные символы.

Достижение собственного реального возможно исключительно при условии зрелой субъективности, сублимированной из непрерывной исторической реализации (бежать осуществляя). Нет необходимости демонстрировать другим собственный критерий реальности, потому что человек, который действует согласно своему благу (если оно истинно), неизбежно становится функцией развития для тех, с кем вступает в контакт. Все, что касается наиболее личной и глубинной сферы человека, то есть субъективной самости, является только «для себя», также как сугубо личным является заниматься любовью, ненавидеть, быть неудовлетворенными, обижаться и так далее. Моменты наивысшей реальности для человека являются сугубо «для него», они исключительно субъективны. Когда он пытается говорить о них, доказывать их, он уже отчуждается от себя.

После исправления себя человек начинает достигать конкретных результатов роста и реализации. Это позволяет понять, почему на сеансе психотерапии достаточно просто определяются и устраняются патологические симптомы, даже на уровне тяжелых соматических заболеваний.

На самом деле, здесь главную роль играет не онтопсихология, а сам человек, восстановивший контакт со своим собственным базовым энергетическим принципом, что, как следствие, определяет его здоровье.

Жизнь в себе – это порядок. Намного легче выздороветь, чем заболеть, потому что здоровье соответствует природе, в то время как болезнь – это стереотип, имеющий необходимость в особой подпитке, отклонении для нарушения порядка.

Единственным внешним доказательством являются результаты, даже если человек – будучи единственным их оператором – изначально не знает, чему их приписать. Онтопсихология дает предпосылки, позволяющие любому человеку быть оперативным центром происходящих с ним событий.

Постепенное осознание своей реальности ведет человека к пониманию своей сопричастности всему тому, что с ним происходит, как хорошего, так и плохого, не оставляя возможности оправдывать себя «благими намерениями». Ошибочное действие – это факт, имеющий последствия в любом случае. Жизнь идет по дорогам реальности, поэтому каждый выбор определяет конкретные следствия.

1.4. Что такое онтопсихология

Онтопсихология не происходит от направлений современной или древней психологии, она не основывается на логических дедукциях, научных или психологических сопоставлениях. Онтопсихология опирается только на практику органического соответствия: она рождается из опыта онтологического теолога и философа. Истинность психологического видения подтверждается органическим критерием: применение метода приводит к исчезновению симптома или болезни. Для меня абсолютно бесполезны или не представляют никакого интереса многие теории, которые существуют в психологии, потому что я проверяю исключительно функциональность.

Во время получения образования для меня всегда было важно знать, что есть бытие, и то, что его определяет, требует, обуславливает. Мне было неинтересно знать, что думают люди, определяют культуры, провозглашают политики и чему учат педагоги. Наиболее важным для меня стало стремление к пониманию ума реальности (биологической, физической, психической, бытийной).

Бытие можно определять многими способами. Бытие – это порядок реальности, как в физиологическом, так и в математическом смысле, потому что в реальности этой планеты есть как поведение атома, так и поведение человека. Для меня правила поведения одного или другого являются одинаковыми.

Когда нужно привести человека к здоровью или реализации, необходимо определить функции, намерения, потребности и векторность его реальности в себе. Бытие – это все то, что является законом природы, базовой реальностью для всех других форм познания и науки. Настоящий бог является частью своих законов. Следовательно, любая наука, желающая достичь знания как силы, должна войти в интенциональность и порядок природы.

Онтопсихологическое видение – это элементарная отправная точка, выделяющая одни и те же правила как в атоме, так и в метафизике[17]. Реальность одна и та же – только способы быть различны. Как человеческая раса, люди имеют модель поведения в рамках этих законов, являющихся вечными правилами.

Предпосылками возникновения онтопсихологии явились опыт в области лечения заболеваний и неврозов, педагогики, прикладной психологии и знание поведения человека. Синтез онтопсихологической науки рождается из соединения онтологического опыта и знаний с клиническим опытом и прикладной психологией человеческого поведения. Под «клиническим опытом» я подразумеваю то, что изложенное в моих трудах является результатом прямого опыта излечения тяжелых заболеваний и разрешения случаев делинквентного поведения, психосоматики, наркозависимости, паранормальных и парапсихических явлений (дьяволизм, магия, негативная психология) в течение десяти лет с проверкой результатов на протяжении более тридцати лет.

Таким образом, онтопсихология рождается из синтеза двух областей знания: бытия и экзистенциальной практики человека.

1.5. Без здоровья нет точности: кто такой ученый?

Когда я интересуюсь теорией, сформулированной каким-либо автором (будь то Фрейд, Пиаже, Роджерс или кто-то другой), я спрашиваю себя: кто этот человек?

Для меня важно знать, счастлив ли и реализован ли он. Теория, созданная больным человеком, фрустрированным в своих амбициях, не наполненным в самом себе, вряд ли будет теорией успешного существования.

Каковы отношения этого человека с животными? Понимает ли он их язык? Знает ли он язык деревьев, земли, фруктов, цветов? Он – хороший земледелец? Он – хороший дегустатор? Знает ли он вкус еды, мяса, рыбы? Он – спортсмен? Знает ли он удовольствие от работы мышц, когда появляется ощущение гармонии и огня, будь то в футболе, теннисе, плавании, танце? Или же он художник? Чувствует белый эротизм прекрасного, запах цвета, видит свет черного и тени? Если он не познал настоящую любовь, он не сможет говорить о чувствах и эмоциях. Необходимо обладать огромной степенью сексуальной зрелости, потому что человеку, жившему в рамках одной семьи, познавшему только одну женщину, невозможно понять плюрализм языков разных людей. Следовательно, необходимо также исследовать отношения, существующие внутри его семьи, его поведение с собственными детьми, если они есть. Нужно проверить, свободен ли этот человек[18].

Кроме того, знает ли этот человек буйство машин и моторов? Как он воспринимает дорогу? Даже асфальт разговаривает: подобно тому, как поймать движение ветра и почувствовать мотор машины или мотоцикла, прорезающего землю как движущаяся бритва. Я говорю вам о вкусе земли, об удовольствии эротизма, получаемом даже при движении колес. И потом, он понимает и любит музыку? Способен уловить водную стихию моря, движение рыб? Насколько силен этот человек в момент физической боли, на войне, в тюрьме, при расставании?

Обычно, когда проводится исследование, на вооружение берется только лишь осмотрительность рациональной диалектики, либо параметры, которые известные ученые предложили человечеству. Делается попытка быть точными, используя инструменты, чуждые изучающему в данный момент исследователю. Даже если есть стремление найти истинное, фактически этому создаются препятствия, потому что поиск всегда осуществляется через других.

Чтобы достичь критерия реальности, необходимо использовать всего человека, то есть человека во всех его проявлениях.

Предположим, что я ученый, прибывший с другой планеты, чтобы изучить человека. Как ученый, живущий в ином измерении, я приближусь к отличному от меня существу и проанализирую его со всеми его особенностями. Для меня не будет иметь значение, есть ли у него сознание, или нет: я буду изучать его, как соотношение действий, то есть буду улавливать любое его самодвижение. Я буду наблюдать за ним, как за неким нейтральным объектом, исследуя его, когда он говорит, злится, принимает решение, рассуждает о морали и так далее. Однако это лишь один из способов его проявлений, – на самом деле, я обнаружу, что данный человек спит семь-восемь часов и отмечу, что при этом его жизнедеятельность не прерывается. Я увижу, что когда он спит, его психическая энергия постоянно действует и осуществляет метаболизм (дыхание, сердцебиение и так далее). Из этого я сделаю вывод, что даже во время сна у этого человека существует упорядоченная система, которую я должен изучить, и что его сон важен, так как восстанавливает его, более того, во время сна происходит его координация и, возможно, программирование. В таком случае, я буду изучать его также в этом состоянии, что, возможно, более эффективно, потому что во время сна человек находится в покое, он более организмичен в себе самом, следовательно, более открыт для анализа.

Я обнаружу, что этот человек имеет свои фантазии: во внешнем мире он действует одним образом, но во внутреннем – ощущает себя по другому (возможно, испытывает эротические ощущения во время церковного обряда). Или же замечу, как он непринужденно касается своего лба и как смущается, когда ему нужно коснуться половых органов, и меня, как ученого, это заинтересует. Таким образом, я обнаружу, что человек выбрасывает наибольшее количество энергии, производит более активное действие или дает сильную реакцию, соприкасаясь с тем, что находится под запретом.

Серьезный ученый, исследуя некую заданную реальность, должен игнорировать факторы, чуждые предмету его изучения. Изучать человека следует с той же беспристрастной и непредвзятой моралью, как изучаются химические валентности или микробы. Более того, именно потому, что человек намного важнее химической валентности, ученый должен быть свободен от любых предубеждений для понимания безмерной ценности, огромного значения существования и психической энергии. Если мы являемся исследователями человека или, по крайней мере, считаем себя таковыми, мы должны быть свободными и прозрачными для того, чтобы индивидуализировать, где он реально есть.

Для того чтобы знать, кто такой человек, необходима полная нейтральность и исследование «всего» человека, начиная с элементарных биологических процессов и заканчивая метаболизацией трансцендентных форм. Если не изучать с полной открытостью все, что входит в область его существования, или все, происходящее в его повседневной жизни, невозможно претендовать на научность. Совершенно безосновательно говорить об исследовании «загадки» человека: было бы честнее заявить о том, что хочется видеть в нем загадку, но совсем не верно то, что человек представляет загадку для самого себя.

Представление человека в виде загадки является следствием реализованного в столетиях выбора людей, устанавливавших научные каноны и деливших их на различные области знания, и никак не представляет собой факт, внутренне присущий проявлению человеческого разума.

В той мере, насколько человек воплощается, он может «со-быть» («быть вместе»), быть сознанием, отражать себя, и это ему совсем не трудно; он уже этим является. Следовательно, если человек себя не знает, то это только потому, что он сам так решил. С научной точки зрения, он не вправе называть «непознаваемым» то, что сам решил не познавать.

Итак, онтопсихология отрицает всякую «таинственность» вокруг человека, так как, в действительности, человек, чтобы познать себя, просто не принял в расчет всего себя.

Данные уточнения проясняют смысл «посвящения» с онтопсихологической точки зрения. В реальности, человек не знает «каким» и «насколько» он является. Существует некая часть, которая проживает его и оперирует им, и он не знает о ней. Чтобы привести человека к целостному пониманию себя, необходимо побудить его к анализу именно тех его аспектов, которые обычно считаются «второстепенными» или «бессознательными»: сны, мечтания, образы, представления и так далее. Необходимо обращать его внимание на все его экзистенциальные проявления. Это ключевой момент онтопсихологии.

Принимая во внимание невежество человека в отношении самого себя (что приводит к болезни, неврозам, страданиям), для достижения собственного критерия реальности необходима психотерапия аутентификации, необходимо провести самоанализ для проверки того, знаю ли я себя таким, какой я есть. Поэтому одной из сфер применения онто-психологии является психотерапия[19]. Психотерапия должна предшествовать любому виду познания, поскольку позволяет восстановить собственный изначальный смысл, или априорное «Я», как единственный критерий реальности, открыть который можно только при помощи собственной субъективной индивидуальности.

Психотерапия аутентификации – это не «лечебная» психотерапия в классическом понимании работы с психическими патологиями, а некий оперативный инструмент, с помощью которого человек постигает собственную истину. Каждый человек, существующий в рамках этой цивилизации и желающий найти истину самого себя, должен, прежде всего, аутентифицировать себя. Под «аутентичным» я подразумеваю соответствие собственному Ин-се и априорному «Я». Только от собственной полноты можно быть функцией роста, как для самих себя, так и для других.

Проверка всего этого возможна через опыт самоочевидности. В терминах объективности, мы можем обозначить данный процесс, используя понятие «функциональности» субъекта: индивид скоординирован в самом себе согласно всем модулям своего существования на органическом, психологическом и моральном уровнях и способен воплотиться на любом из них.

Для подготовки настоящего ученого важно получить опыт различных типов культуры, религии, политики. Одна культура – будь то католическая, мусульманская, атеистическая, коммунистическая, или республиканская – создает только одну возможную дорогу, порождает расизм и насилие, закрывая возможность понять различные проявления и верования людей.

Ученому, особенно в психологии, необходимо быть человеком, обладающим тотальным жизненным опытом, в противном случае, невозможно верить в свои теории, не прожив их изнутри. Без этого опыта, он не будет иметь ни знаний, ни синтеза, достаточного для понимания и решения любой проблематики. Естественно, ученый также должен получить образование, позволяющее ему добиться превосходства в среде общественных институтов. Это должен быть человек, который помимо собственного опыта обладает признанием и доверием со стороны министерств, университетов и других вышестоящих органов страны, либо нескольких государств. То есть, необходимо, чтобы он был экспертом in utroque[20]: по праву природы и по праву общества.

Человек, применяющий онтопсихологию, является именно таким, хотя лично я верю в то, что он может быть гораздо больше описываемого мною.

1.6. Цель онтопсихологии

Считаю необходимым описать интеллектуальную идентичность онтопсихологии по двум причинам.

1. Онтопсихология существует более тридцати лет и сотни людей, соприкоснувшихся с ней на интеллектуальном и экзистенциальном уровне, порой сводят ее к каким-то ненаучным, иногда оккультным аспектам, возможно, лишь на том основании, что прошли у меня несколько консультаций. Во время психотерапии речь идет о клиенте, а не о психотерапевте. Психология всегда будет служить клиенту, но клиент, даже пройдя онтопсихологическую психотерапию аутентификации личности, не должен вводить себя в заблуждение относительно того, что постиг онтопсихологию. Для этого необходимо изучить ее со всей серьезностью, которую требует рациональная наука.

2. Сам факт прохождения онтопсихологической клинической практики не означает досконального знания научной теории онтопсихологии. Очевидно, что онтопсихология сможет предоставить любому, кто ее изучает, широкие возможности. Но сейчас меня крайне огорчает то, что мне приписывают много такого, чего нет ни в моих книгах, ни в моей работе.

Тот факт, что онтопсихология развивалась в русле психотерапии, является лишь выбором инструмента ее передачи, что никак не означает, что психотерапия отражает всю суть онто-психологии. Вывод, к которому я пришел, проделав долгий путь, заключается в том, что невозможно передать истину нездоровому человеку. Фундаментальным в онтопсихологической теории является заключение о существовании в человеке некоей базовой шизофрении, проявляющейся в той или иной степени. Поэтому когда серьезный ученый пытается передать свою мысль другим, он осуществляет это одним способом, но слушатель воспринимает ее в соответствии с собственным сознанием. Здоров тот, кто может использовать экзистенциальный квант, которым он является, с функциональностью для себя, получая удовлетворение. Если человек в использовании своего сознания и позиции «Я» хуже собственного кванта бытия, то он не способен приблизиться к пониманию истины.

Согласно онтопсихологии, наука может считаться точной, если доказала первопринципы, лежащие в ее основе. В действительности даже самые точные науки отталкиваются от гипотез, принятых на основе взаимных допущений. На этих общепринятых, но никем не доказанных первопринципах выводятся последующие аподиктические утверждения в математике, физике и так далее. При окончательном анализе становится ясно, что даже наиболее точный, с научной точки зрения, исследователь «религиозен», то есть является тем, кто связан[21], и неспособен исходить из собственной очевидности.

Даже мысль и речь являются феноменологией; то, что разум вырабатывает-это феномен, категория, программа. Обладать знанием или знать означает достичь внутренней сущности (самости) силы вещей. В эволюционной направленности своей целостной природы человек выражает намерение Ин-се. Действие для него возможно, а величие – естественно, только если он близок своему Ин-се, из которого он постигает мотивирующий принцип для всего остального. На основе Ин-се возможно создавать точную науку, в том числе лечить больных и понимать свойства различных энергий. Без этого исходного «рычага» человек пребывает в ошибке, терпит поражение, и становится логичным утверждение Хайдеггера о том, что вся наша жизнь – это «бытие ради смерти».

Я занимался онтопсихологической психотерапией не для того, чтобы лечить больных и, таким образом, основать науку, которая являлась бы придатком медицины. Я использовал ее, как инструмент, с целью чистой прикладной философии и науки. Целью является способность к достижению истины, следовательно, выход из сомнения, феномена (разрешение критической проблемы сознания[22]): может ли быть человек истинным? Если да, то как? Чтобы достичь истины, необходимо восстановить целостность человека в соответствии с его онто Ин-се.

Цель онтопсихологии имеет три составляющих, которые заключаются в том, чтобы показать:

1. Каким человек является фактически – исторический результат.

2. Каким он должен был бы быть – проект согласно природе.

3. Что можно сделать, чтобы он стал аутентичным – соответствие природному проекту.