Вы здесь

Minne, или Память по-шведски. Методика знаменитого тренера по развитию памяти. Minne, или Память по-шведски (Идриз Зогай, 2014)

Minne, или Память по-шведски

Введение в активную память

Перед тем как углубиться в изучение технологий запоминания и начать тренироваться, я хочу объяснить, что такое активная память. А также часто встречающиеся особенности хорошей природной памяти, которые можно назвать естественной суперпамятью. Ей обладают обычные люди, которые настолько хорошо способны запоминать информацию, что это слегка раздражает. Ну почему они помнят так хорошо? Их ответы на этот вопрос вдохновили меня начать работу с детьми. Становится очевидным, что кое-что необычное происходит в раннем возрасте.


Естественная суперпамять

Все мы наверняка встречали или знаем людей с хорошей памятью. Им говорят номер телефона, они его запоминают и в будущем могут набрать, когда захотят, не разыскивая его в контактах и не записывая на бумажке. Часто эти люди обладают различными видами хорошей памяти. Кто-то отлично помнит только имена и фамилии, кто-то – номера телефонов, а другие – просто невероятно эрудированы. Их просят назвать номер телефона, историческую дату или еще какой-то факт, и они, раз! – и отвечают. Это впечатляет и действительно несколько раздражает. Почему для них это так легко?




Как профессионал в области памяти, я давно привык спрашивать, как им это удается. Обычно ответ звучит так: «Я не знаю, я просто помню это». Если задать более развернутый вопрос: «Но что происходит в вашем мозгу, когда я говорю номер телефона, например, 0734-320010?», то возникают интересные объяснения. Люди вдруг начинают говорить: «Да, я думаю в цветах», «Я воспринимаю цифры как различные звуки высоких и низких тонов» или: «Я вижу их как пейзаж». Чисто профессионально, я сразу понимаю, что у них естественная суперпамять. Этих людей можно только поздравить, и даже обладающие натренированной суперпамятью им завидуют. Они просто от природы способны делать то, чего мы достигаем большим количеством тренировок.

Когда используются активные технологии памяти, человек стремится в процессе запоминания включить максимально большую часть головного мозга. Считается, что левое полушарие мозга отвечает за логику, восприятие деталей, языка и хотело бы навести во всем порядок, а правое полушарие желает видеть общую картину, думать в цвете, изображении и звуке. Совершенно ясно, что человек с естественной суперпамятью задействует больше отделов мозга и автоматически подключает ощущения.

Левое полушарие детально воспринимает числа и упорядочивает их, в то время как правое полушарие просматривает информацию в цвете, звуке или в виде пейзажа, разворачивающегося перед глазами. Получается простая и логичная картина, которую гораздо проще запомнить, чем десять холодных чисел, которые видит большинство людей просто как последовательность цифр.

Эти люди автоматически используют активную память, часто не осознавая этого. Они не задумываются, как это происходит, вероятно, потому, что осознали свой дар в очень юном возрасте, и не подозревали об отсутствии его у других людей. Никто не удосужился их тщательно расспросить, как они это делают. Когда я говорю о возрасте, я имею в виду годы до школы.

Моя теория заключается в том, что чем раньше детей обучат активным методам памяти и обучения, тем значительней будет эффект. Люди с естественной суперпамятью – мое доказательство. Кроме того, именно по этой причине я хочу работать с детьми. Если рано научить думать правильно, то в их распоряжении для тренировок будет вся жизнь – причем бесплатно! Кроме того, это гораздо более сложная педагогическая задача – научить пятилетнего ребенка всему, что может взрослый, а непростые задачи вызывают у меня личный интерес. Хотя точнее было бы сказать, что эти люди ничему не учились. Просто в раннем возрасте они поняли, что если соображать определенным образом, то запомнить информацию становится гораздо проще.

Младенцы и дети в течение первых лет жизни используют свои ощущения, чтобы распознать все вокруг, научиться интерпретировать и понимать мир. Поэтому они хотят прикоснуться и прочувствовать все, что попадается на их пути. Их мозг сразу же приступает к созданию ассоциаций и связей. Поскольку они используют только чувства, вся информация от внешнего мира состоит из звуков, изображений, запахов, тактильных контактов и вкусов. Через впечатления и ассоциации, которые они создают, формируется их «Я».

Дети учатся с помощью повторения. Родители, в одиннадцатый раз поднимающие упавшую кружку с пола, находятся в самом разгаре процесса обучения ребенка. Детский мозг хочет знать, что происходит, как это звучит, как все вокруг реагируют, да и вообще все самое интересное. К сожалению, большинство родителей реагируют рефлекторно и часто говорят детям, чтобы те от них отстали. Как правило – твердо, громко и четко.

Вместо этого стоит объяснить, как «работают» вещи, что можно и что нельзя делать. Лучше всего было бы просто бросить что-то на пол, чтобы ребенок все узнал намного быстрее и под контролем. И хорошо бы сделать это позабавнее. Но такие родители, к сожалению, в дефиците. В любом случае я не могу удержаться от призыва проявлять немного больше терпения и уважения к детям. Повторение является одним из ключевых компонентов запоминания, и мы еще увидим это.

По мере того как младенец растет, он все лучше осознает окружающую среду. Ребенок начинает общаться с помощью языка и собирает информацию, задавая вопросы. Он старается делать выводы: если кружка падает, то и тарелка падает, и чашка, и все, что я роняю, просто падает, а взрослые каждый раз одинаково злятся. Большинству людей знаком возраст, когда дети спрашивают обо всем! Даже в самом слове «почему» они сомневаются. «Почему все падает?», «Почему небо голубое?», «Почему я вижу себя в зеркале?», «Почему ты живешь?». Но постепенно дети меняются. Мозг ребенка становится «ленивым». Эта лень полностью сформируется в зрелом возрасте, и человек перестает спрашивать.

В этом один из смыслов выражения, которое мы обычно употребляем: «перестал быть ребенком». Мы не так много играем, мы реже фантазируем и мало чем интересуемся. Мы верим – произойдет то-то и то-то, и предполагаем, что знаем большую часть нужного нам. Кроме того, в ходе этого роста мы теряем способность повысить естественную суперпамять.

Поэтому становится очевидным, что нужно больше вкладывать в обучение детей. Моя стратегия и идея в том, чтобы как можно раньше объяснить ребенку о существовании активной памяти. Да, прямо в возрасте трех-четырех лет, и тогда ребенок выберет тот образ мышления, который будет с ним на протяжении всей жизни, причем прежде всего – в школьные годы. Они могут стать годами бесплатного обучения активным методам памяти.

Именно по этой причине я разработал игру «Зогай – новый способ мышления». Игра подходит для всех возрастов или, как я обычно говорю, всем людям от четырех до 124 лет – столько лет сейчас самому старому человеку на планете. Целью игры было научить пятилетнего ребенка всему, что есть в этой книге. Я выбрал для пробы мою дочь и ее двоюродную сестру, и наш успех превзошел все ожидания. Затем я увеличил тестовую группу, включив в нее детей друзей, и получил те же результаты. Моя долгосрочная задача состоит в том, чтобы все больше людей развивали естественную суперпамять именно теперь, когда я знаю ее секрет.

Вы можете найти информацию об игре на www.zogaj.se.

Что хорошо для мозга?

Мозг тратит около 20 процентов суточного потребления энергии человека. Это очень много, если подумать, что комок весом 1,4 килограмма составляет лишь около двух процентов от веса тела! Вполне понятно, что этот маленький процессор должен содержаться в наилучшем состоянии. Особенно если вы упражняетесь или участвуете в соревнованиях высшей лиги, как это делаю я.

Чем больше вы будете тренировать свою память, тем быстрее сообразите, насколько важно заботиться о мозге и теле. Большое преимущество, но и недостаток мозга, – огромный избыток мощности. Поэтому слишком часто нам кажется, что мы функционируем нормально, даже если на самом деле действуем лишь на половинной скорости или даже меньше. Обладая активированной памятью, можно испытать себя и получить абсолютно четкий ответ, что вы слишком беспечно относитесь к нуждам вашего мозга. Это невероятно ценная информация! Не более удивительная, чем знание олимпийца об усталости своих мышц.


Правильно питайтесь

Есть две вещи, которые необходимы мозгу: это сон и энергия. Что касается энергии, то вы должны питаться регулярно и разнообразно. Хотя трудно найти какую-либо диету с доказанной пользой для мозга. Многие говорят, что для памяти полезна рыба. Но дело в том, что гораздо важнее придерживаться сбалансированной диеты и полностью решить проблему энергоснабжения с помощью традиционного правильного питания, как учили еще в школе. Много фруктов и овощей, а также определенное количество белков и углеводов в правильной пропорции.

Перед чемпионатом по памяти 2010 года я спросил Лейфа Маннерстрёма, не хочет ли он составить программу питания, которая была бы специально подобрана для развития памяти. Он не смог этого сделать, потому что вообще выступает за хорошее питание, да и составить такую диету не так-то просто. Когда мы соревнуемся в запоминании, в день конкурса сидим неподвижно от шести до восьми часов.

Несмотря на то что этот вид спорта не связан с физической нагрузкой, тратится много энергии. Никто не хочет почувствовать себя голодным во время соревнования. Поэтому многие, как и я, берут с собой фрукты, шоколад, воду и другие продукты, которыми можно перекусить в перерывах.

Обед – это отдельная история. Никому не хочется рисковать и есть слишком много, отчего возникает тяжесть в желудке. Это может отрицательно сказаться на запоминании, когда вы вдруг почувствуете сонливость вместо бодрости и готовности к работе. Можно взять кофе и энергетические напитки, поскольку они обладают доказанным стимулирующим эффектом, но мало кто из нас, профессионалов в области памяти, их употребляет. Большинство пьют воду.

С побочными эффектами стимулирующих напитков, особенно с их мочегонным действием, справиться гораздо сложнее. Вы можете быть каким угодно бодрым, но если вам во время соревнования все время хочется в туалет, именно эта мысль первой придет на ум, когда вы захотите выпить что-нибудь, кроме воды.


Спите правильно и много

Недостаток сна влияет на память больше, чем неправильные диеты, и это гораздо опаснее. Все может пойти не так, если вы не будете спать правильно. Сколько времени нужно спать – дело очень индивидуальное, но нормой является где-то около семи часов для взрослого. Дети, естественно, нуждаются в большем количестве сна.

Один хороший друг сказал мне, что решил спать семь или более часов каждую ночь. Он изменил свой распорядок дня, чтобы всегда ложиться спать вовремя, и придерживался его в течение длительного периода. У него постепенно исчезли многие проблемы со здоровьем. Он избавился от такого количества неприятных симптомов, что ему было очень трудно поверить, как сон всего на час дольше способен устранить головную боль, хроническую усталость и недостаток концентрации внимания.

Сложно получить конкретную информацию, насколько мозговая деятельность ухудшается из-за недостатка сна. Но когда вы натренируете свою память и сможете запоминать большие объемы информации, у вас появятся отличные инструменты, чтобы увидеть, как все обстоит на самом деле.


Возможности и мощность мозга

Часто можно услышать: «Мы используем только 10 процентов способностей нашего мозга». Это не так, это распространенный миф. Наш мозг потребляет около 20 процентов ежедневного расхода энергии независимо от того, как мы ее используем.

Когда мы бодрствуем, все органы чувств постоянно готовы к работе, хотим мы этого или нет. Все, что влияет на нас, – звук, свет, образы, запахи, ощущения и все прочее – регистрируется мозгом и сознательно, и бессознательно. Проводится первоначальный анализ того, что нужно запомнить или забыть как фоновый шум. Ближе к ночи мы хорошо помним все события этого дня, какие-то важные встречи и тому подобное. Но не количество людей в трамвае по дороге на работу или цвета их одежды. Мы можем не вспомнить даже, что ели на завтрак и на обед. Мозг имеет тенденцию отфильтровывать несущественную информацию, слишком общие и неважные, рутинные и происходящие регулярно явления и события.

Когда мы спим, в нашем мозге происходит еще один очень важный процесс. Мы анализируем, обрабатываем и сохраняем события. Даже если тело спит, мозг занят работой по сортировке информации, а также по восстановлению и пополнению сил для нового дня с его новыми возможностями. В течение суток мозг потребляет приблизительно одинаковое и удивительно большое количество энергии, потому что он почти всегда активен.

Миф об использовании лишь 10 процентов способности мозга возник из-за того, что мы не знаем его возможностей и не представляем, чему его можно научить. Мы не привыкли думать, что мозг можно тренировать, – просто в силу невежества. Это похоже на то, как если бы мы двигались со скоростью 5 километров в час, а потом бы кто-то заметил, что можно бежать со скоростью 20 километров в час, если немного потренироваться. Или даже со скоростью до 35 километров в час, если захочется стать одним из самых быстрых людей в мире. Я хочу сказать, что мы недооцениваем свой мозг и способность его сознательно контролировать. Во время сна и бодрствования процесс мышления идет в основном бессознательно за исключением активного обучения чему-либо.

Мозг работает все время и анализирует внешний мир. Даже когда вы сидите в автобусе, слушаете музыку и полагаете, что полностью отключились, вы можете легко вернуться к реальности и редко пропускаете нужную остановку. Кое-что бессознательно следит, чтобы вы не наделали ошибок.

Есть много людей, которые научились управлять своим телом так, что это кажется невероятным. Они могут снизить частоту сердечных сокращений почти до ноля или заставить кишечник работать в обратном направлении и очистить его. Если бы я сам не достиг таких удивительных результатов после напряженной умственной тренировки, я бы не поверил, что такое возможно. Но с помощью медитации, которая сама по себе является одним из видов умственной тренировки, такие люди научились осознанно управлять отделами мозга, которые обычно работают бессознательно. Хотя многим легко поверить, что они имеют почти сверхъестественные способности или какой-то врожденный дар, которого у нас, обычных людей, просто нет.

Давайте проведем мысленный эксперимент. Представьте себе мозг человека как обычную мышцу. Так нам будет гораздо легче понять, что его можно натренировать. Сегодня в обществе утвердилась идея о пластичности мозга. А это означает, что мы можем формировать мозг в гораздо большей степени, чем думаем, и частично переносить функции одних отделов мозга на другие, например, при травме головы или инсульте.

Если захотеть, чтобы собственное тело было способно на гораздо большее или чтобы мозг запоминал быстрее и лучше, нужно тренироваться. Как и с телом, регулярные упражнения повышают качество памяти. Таким образом, чрезвычайно важно перестать недооценивать свои возможности. Вы сможете все, если захотите, а лично мои способности – вовсе не врожденные. Мозг умеет гораздо больше, чем нам кажется, и я сам постоянно удивляюсь моим достижениям и рекордам других людей. Так что давайте, как дети, – с открытым сердцем приступайте к изучению нового и спрашивайте, как это надо делать. И можете утешить себя тем, что ваш мозг использует примерно столько же энергии, когда он ленится или после тренировки.

Активная память

Когда мы говорим здесь о запоминании, важно понимать, что именно для него придуманы активные методы памяти. Это означает, что следует усиленно их использовать, и лишь тогда они окажутся эффективными. С помощью регулярных упражнений со временем все станет совершенно естественным, и вы будете с удовольствием пожинать плоды своего труда. Заучивание будет происходить практически неосознанно. Чем раньше начать и чем больше тренироваться, тем быстрее эти методы станут частью бессознательных способов запоминания информации.

Если начать в позднем возрасте, как было у меня, то развить природную суперпамять скорее всего не получится, но зато удастся создать суперпамять тренированную. Это совсем неплохо.

Журналисты часто хотят сделать хорошую радио- или телепрограмму, и время от времени звонят, высыпают на меня кучу цифр или слов. Они думают, что если я соревнуюсь за Швецию на чемпионатах мира, то должен запомнить их с легкостью. Но я всегда отвечаю, что у меня нет ни малейшего шанса запомнить информацию, предоставленную мне неизвестным человеком.

Журналист ошибается, что у меня есть врожденная естественная суперпамять, как у Дастина Хоффмана в фильме «Человек дождя». Это связано с непониманием или его полной некомпетентностью, но им об этом говорить не стоит, если хочешь сохранить нормальные отношения с журналистами. В действительности я лишь натренировал активную суперпамять. Если я решу не запоминать что-то, то оно в памяти и не задержится.

Когда звонит какой-нибудь журналист, а мы еще не решили, что будем проводить какой-нибудь тест, то я беру на себя смелость записать все его вопросы и задания. Поскольку я бесчисленное количество раз доказал, что могу на конкурсах и на телепередачах делать все, что демонстрирую на обычных выступлениях.

Подавляющее большинство журналистов, без сомнения, очень опытны, образованны и поэтому сначала представляются и спрашивают, какие испытания они могли бы со мной провести. И когда я знаю, что мне предстоит и о каком количестве информации идет речь, то всегда активно использую свою память. Причем неважно, идет ли со мной передача в прямом эфире или я сижу дома на диване с телефонной трубкой в руке. Поэтому если вы услышали мои неправильные ответы, то знайте – это произошло только по моей вине, а не из-за того, что журналист меня ошеломил. Нет, никто из них в прямом эфире так никогда не делал. Просто я потерпел неудачу, хотя и натренировал суперпамять. Но она не является абсолютной, и я вполне могу ошибиться – как и рекордсмен по прыжкам в высоту может задеть планку на соревнованиях.

Конец ознакомительного фрагмента.