Глава 1.
Погружаемся в MatriX
1.1. Об игре из первых уст
Колонки к компьютеру подключены. Микрофон в очередной раз проверен. На столе расстелено еще пахнущее типографской краской игровое поле. На нем разложены восемь колод карточек. Рядом кучкой вывалены разномастные фишки, «реквизированные» из домашних игр младшего сына, и разноцветные кубики на 6 и 8 граней, в поисках которых пришлось накануне объездить несколько специализированных магазинов Ижевска.
Все готово. В назначенное время раздается видео-звонок и после коротких взаимных приветствий Евгений Геллер начинает процесс объяснений, из которого следует, что проведение MatriX, как и любого другого креативного процесса, требует профессиональной фасилитации. Основная задача ведущего игры заключается в поддержании и стимулировании игроков, занятых генерированием идей в рамках обозначенного запроса, и направление группового обсуждения в нужное русло.
В ходе общения с Евгением Геллером становится очевидным, что MatriX имеет множество вариантов проведения. В зависимости от запроса и групповой динамики ведущий может изменить ход игры, например, вести ее в обратном направлении. Может предложить игрокам вместо бросания кубиков выбирать для анализа наиболее интересные с точки зрения специфики бизнеса компании (ее игрового запроса) или комфортные разделы игрового поля. Либо, наоборот, сконцентрироваться на самых неподходящих для них местах или зонах риска.
Игровое поле MatriX размером 800 на 800 мм (Рисунок 1) состоит из трех кругов:
• «Выбор аудитории»;
• «Выбор контекстов обсуждения»;
• «Работа с карточками».
На прохождение каждого из них обычно требуется 3—4 часа. Максимальное число игроков составляет 8 человек. Все они включены в проработку и обсуждение конкретного запроса.
За увлеченным обсуждением и фиксированием на бумаге «фишек» и нюансов работы на каждом из этапов игры время Skype-сессии пролетает словно один миг…
После разговора с Евгением Геллером весь последующий вечер и еще кусочек ночи, переполняемый эмоциями и буквально забыв обо всем, я увлеченно переставляю фишки, бросаю кубики и вытаскиваю из колод карточки. Хочется попробовать и понять механику игру на собственном примере. В качестве «полигона» для эксперимента выбираю один из своих образовательных продуктов – коммуникативный тренинг «Выигрывай переговоры. Любые!».
Рисунок 1. Пример базового игрового поля деловой игры Matrix
Этот тренинг активно провожу, начиная с 2013 года и в открытом, и в корпоративном форматах. В ходе 16-ти часового тренинга участники:
• Повышают эффективность проведения переговоров различного уровня;
• Осваивают техники эффективного убеждения и опровержения позиций при проведении переговоров;
• Учатся противодействовать манипуляциям;
• Отрабатывают техники выхода из трудных ситуаций, возникающих в ходе делового общения;
• Учатся управлять собственными эмоциями.
Мне хочется найти новые способы продвижения этой учебной программы. Но прежде, следует определиться с целевой аудиторией. С центральной части поля и начинаю детальное знакомство с игрой MatriX.
1.2. Выбор аудиторий
Таблица 1. Сегментация аудитории в деловой игре Matrix
Игровой процесс происходит в центре поля MatriX, разбитого на 4 раздела:
• «Собственность»;
• «Аудитория»;
• «Личность»;
• «Вектор».
Каждый из разделов, в свою очередь, поделен еще на 6 сегментов. Целью этапа является сегментация целевой аудитории по различным возрастным, психографическим и поведенческим характеристикам.
Одновременно бросаю четыре разноцветных кубика и согласно выпавшим цифрам расставляю фишки:
• собственность – студенты;
• аудитория – женщины;
• личность – ценности;
• вектор – возможности.
Ну, допустим, аудитория моего тренинга «Выигрывай переговоры. Любые!» – девушки-студентки. Что для них, молодых и симпатичных, является ценностью? В одном случае – это получение престижной и высокооплачиваемой работы после окончания ВУЗа, в другом – перспектива удачно выйти замуж. Кстати, можно внести в образовательную программу незначительные изменения и продвигать ее уже под другим названием. Типа, «Не родись красивой, а родись убедительной!» или «Твой избранник всегда тебе скажет: «Да!».
Даже мысленно представляю себе афиши и рекламные баннеры с подобными заголовками. Честно, смеюсь от души. Признаюсь, раньше никогда не задумывался о таком варианте проведения тренинга. Впрочем, почему бы и нет!?
Вновь бросаю кубики. Выпадает другая интересная комбинация:
• собственность – руководители;
• аудитория – мужчины;
• личность – образование;
• вектор – желание.
Вот это уже в самое «яблочко!». На открытые тренинги приходят представители данного сегмента целевой аудитории, примерно две трети от общего количества участников. Они, как правило, имеют ярко выраженное стремление к развитию и самообразованию. Что же хотят получить руководители от обучения? Эффективные, работающие и, главное, «незаезженные» инструменты коммуникации. И для меня это очередной повод призадуматься. В ближайшие дни следует критически оценить образовательную программу и внести изменения в ее содержание.
Откладываю кубики в сторону и начинаю скрупулезно перебирать возможные варианты целевой аудитории, шаг за шагом осмысливать полученные комбинации, чтобы исключить какой-либо элемент случайности. Например, если тренинг проходит в корпоративном формате, то его участниками могут быть как мужчины, так и женщины, молодые и в возрасте, финансово состоятельные или живущие от зарплаты до зарплаты. Они имеют разный уровень образованности, ищут свой смысл в жизни, говорят на своем языке и т. д.
В процессе игры с самим собой в «выбор аудитории» записываю порядка 16-ти идей, заслуживающих незамедлительного внедрения на практике. И это за каких-то полтора часа. Здорово! Мне нравится!
Воображаю, насколько продуктивным и богатым на прорывные идеи может быть игра с больших числом участников. Особенно, если они креативят в интересах одной компании. Уверен, всесторонний учет различных особенностей выбранных целевых аудиторий позволит им критически оценивать ситуацию и вырабатывать эффективные бизнес-решения.
1.3. Работа с карточками
Передохнув за чашкой чая, перехожу к карточкам. Запрос на работу с ними оставляю прежним. Продолжаю искать свежие идеи для продвижения вышеупомянутого коммуникативного тренинга. Одну за другой раскладываю на игровом поле колоды, в каждой по 50 карточек:
• «Идея»;
• «Эмоции»;
• «Структура»;
• «Места»;
• «Стили»;
• «Возражения»;
• «Потребности»;
• «Инструменты».
В игре MatriX работа с карточками построена на использовании метода опорных точек, сказкотерапии и нарративном подходе. Каждый из них по-своему хорош и способен решать определенные задачи.
Метод опорных точек позволяет во время деловой игры выявлять самую раннюю отправную точку имеющейся проблемы, и в процессе группового обсуждения находить ее корни. Проработка этой проблемы и травмирующей ситуации позволяет найти адекватные решения и обеспечить устойчивые результаты.
Через сказкотерапию участники игры в специально смоделированных условиях находят решения своих трудностей и проблем, перенося необходимые моральные нормы и правила из сказок, преданий, былин и притч на свой жизненный опыт.
Применение нарративного подхода позволяет посмотреть на проблему отдельно от человека или компании и показывает, что они обладают достаточным набором необходимых компетенций, чтобы изменить сложившуюся ситуацию.
Поочередно вытягиваю карты из колод, читаю их содержание и записываю на бумагу возникающие ассоциации и мысли. В процессе работы мне предстоит отыскать возможные решения как для отдельных частей задачи (так называемых морфологических признаков, ее характеризующих), так и в последующем систематизированном получении их сочетаний (комбинировании). Спустя некоторое время на листе бумаги имею следующее.
Таблица 2. Карточки, ассоциации, мысли.
Еще раз перечитываю, что получилось в таблице. Воображение сразу начинает рисовать в голове мероприятие в формате корпоративного квеста – приключенческой и развивающей игры, основанной на решении различных интеллектуальных и творческих заданий для развития навыков ведения деловых переговоров.
При разработке корпоративного квеста для сферы гостиничного бизнеса в основу заданий можно положить типовые конфликтные ситуации, которые регулярно возникают в повседневной деятельности любого отеля. При условии грамотного проведения такой квест позволит успешно решать следующие задачи:
• Совершенствование коммуникативных навыков и навыков ведения переговоров;
• Выработка настойчивости для решения поставленных задач;
• Рост эффективности работы участников за счет развития навыков сотрудничества и взаимопомощи;
• Повышение доверия членов коллектива друг к другу;
• Сплочение и объединение коллектива.
По своему опыту знаю, что корпоративные квесты всегда вызывают эмоциональный подъем у участников, запоминаются надолго и повышают их лояльность к компании.
Считаю, что креативных идей для продвижения коммуникативного тренинга уже наработал достаточно. Поэтому на следующем этапе игры «Выбор контекстов обсуждения» буду решать иную задачу, а именно – искать ответ на другой важный вопрос: «Почему клиенты должны прийти на игру MatriX именно ко мне?».
1.4 Выбор контекстов обсуждения
Эффективность и многовариативность работы по выбору контекстов обсуждения в MatriX достигается за счет дробления игрового поля на 8 разделов:
• «Задачи»;
• «Методы»;
• «События»;
• «Масштаб»;
• «Отношения»;
• «Сообщества»;
• «Акценты»;
• «Способы».
Каждый из них в свою очередь состоит из 8 сегментов. Для примера, в раздел «Способы» входят сегменты:
• «Презентация»;
• «Интервью»;
• «Консультация»;
• «Обучение»;
• «Игра, конкурс»;
• «Акция, флешмоб»;
• «Опрос, репортаж»;
• «Обзор, аналитика».
Разнообразие вариантов обсуждения достигается за счет выделения внимания игроков не только к своему разделу, но и за счет совмещения с теми «игровыми полями», на которых находятся остальные участники игры. Подобные совмещения двух, трех и более «ситуаций» позволяют игрокам создавать новые подходы, способы или «открывать» новые грани восприятия обсуждаемого вопроса.
Рисунок 2. Структура сектора «Задачи»
Следуя рекомендациям Евгения Геллера, сосредотачиваюсь на разделе «Задачи», состоящем из сегментов: «Идеология», «Репутация», «Стратегия», «Структура», «Продукт», «Услуга», «PR», «Реклама» и письменно отвечаю на вопросы, которые он «накидал» мне по ходу Skype-сессии.
Начинаю с сегмента «Идеология». В контексте запроса мне предстоит сформулировать определенный набор идеалов и принципов, с помощью которых можно доходчиво объяснять потенциальным заказчикам игры, как с помощью MatriX они смогут существенно повысить конкурентоспособность своих бизнесов и упрочить лидерство на рынке.
Согласитесь, посыл выбран хороший – повышение конкурентоспособности бизнеса. Уверен, никто не будет даже пытаться его оспорить. Еще ни разу не встречал ни одного владельца бизнеса, страстно «мечтающего» о позиции аутсайдера.
Далее записываю три базовых принципа:
• Развитие креативного мышления сотрудников;
• Формирование команды единомышленников;
• Построение самообучающейся организации
Следующим важным моментом является «Деловая репутация». Это устоявшееся мнение о человеке или компании. Репутацию нельзя купить за деньги, обменять по бартеру или раздобыть с помощью хитроумным схем. Для ее подтверждения консультанту-игротехнику недостаточно предъявить диплом об образовании и сертификаты, подтверждающие участие в каких-то тренингах и мастер-классах. Необходимо предоставить доказательства, что требуемые компетенции и достаточный практический опыт есть в наличии.
Итак, почему же люди должны захотеть прийти на игру именно ко мне? Хороший вопрос. Ответ на него также не терпит суеты и спешки. Спору нет, MatriX – новый инструмент, который еще предстоит освоить. Однако, я же могу, особенно на начальном этапе, в качестве доводов использовать ссылку на свой предыдущий практический опыт:
• Являюсь автором и ведущим деловых игр. Начиная с 2001 года, провел их уже 87 раз в корпоративном формате. Отзывы клиентов имеются в достаточном количестве;
• Более 20-ти раз был модератором стратегических сессий в крупных компаниях;
• Книга о методике разработки и проведения «Корпоративных деловых игр» стала настольной для многих бизнес-тренеров. Ее печатный тираж, выпущенный в 2011 году, полностью распродан и сегодня она продается только в электронном виде.
Следующий сегмент «Стратегия». Под стратегией еще со времен учебы в военном училище понимаю некий план действий, определяющий приоритеты задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению целей. Записываю очередные вопросы: Сколько игр MatriX хочу проводить в месяц? Для каких категорий клиентов? В каком формате? Могу ли предложить MatriX уже имеющимся корпоративным клиентам? Как буду формировать ценовую политику? Каким образом буду добиваться превосходства над конкурентами? В результате складывается такая картина:
• 2 – 3 игры в месяц в корпоративном формате
• Интересующие категории клиентов: крупный и средний бизнес. Строительство, производство, оптовая торговля, ритейл, сфера услуг (реклама, финансы, страхование и т.д.);
• Подготовка предложения для уже существующих клиентов. На начальном этапе продвижения MatriX на региональном рынке будет проще подтвердить свою репутацию;
• Ценовая политика. Дорого и 100% предоплата. Причем, в стоимость игры должно входить и написание итогового отчета (необходимо разработать его форму);
• Превосходство над конкурентами достигается за счет комплексного подхода к решению задач клиента и его последующего консалтингового сопровождения.
Еще раз перечитываю то, что записал. И понимаю, что все нравится. Дело лишь за последующей реализацией. Но это чуть позже, а пока продолжаю анализ и ставлю фишку на сегмент «Структура».
По определению, структура – это состав и соотношение внутренних звеньев компании, задействованных в ходе реализации конкретного проекта. Как это будет выглядеть в рамках «Консалтинговой группы Донских» в ситуации с деловой игрой MatriX? И каким образом она будет преподноситься корпоративным клиентам?
• MatriX – один из игровых проектов «Консалтинговой группы Донских»
• Проводит игру сертифицированный ведущий. Кстати, надо напомнить Евгению Геллеру о том, что он обещал выслать именной сертификат и разместить информацию обо мне, как ведущем, на официальном сайте игры matrixcreative.ru;
• У ведущего игры есть ассистент, который записывает высказывания участников, делает фото, участвует в составлении отчета. Правило «Одна голова хорошо, а две всегда лучше!» в действии;
• Ну и тотальная аудиозапись на диктофон, которая может пригодиться для более качественной подготовки отчета. Страховка на всякий случай. Она никогда не бывает лишней.
Перехожу к сегменту «Продукт». В маркетинге под продуктом понимается товар или услуга, который компания может предложить рынку, и который удовлетворяет определенным потребностям клиента. По опыту знаю, что корпоративным клиентам, выделившим на проведение мероприятия приличные бюджеты, будет явно недостаточно, чтобы их сотрудники просто хорошо провели время и накреативили с десяток и более прорывных идей. Важны осязаемые результаты, к примеру: рост объемов продаж, увеличение количества постоянных клиентов, повышение эффективности рекламной кампании и др.
Следовательно, для получения ожидаемого для компаний-заказчиков эффекта к организации и проведению игры следует подходить как к серьезному консалтинговому проекту с обязательным составлением отчета и возможным последующим сопровождением.
Следующий сегмент «Услуга». Под услугой следует понимать полезный результат взаимодействия консультанта с потенциальным клиентом, как правило, нематериальный. К примеру, это может быть бесплатное образовательное мероприятие, в ходе которого потенциальные клиенты погружаются в игровую механику MatriX в поисках ответов на какой-либо несложный запрос. Результатом может быть формирование потребности на проведение полноценной игры уже в корпоративном формате. Осталось определиться только с названием этого мероприятия. «MatriX. Погружение», по-моему, отличный вариант.
Конец ознакомительного фрагмента.