Глава первая, о том, что слава − не самая лучшая вещь
2014 год. Проблемы начались давно. Репертуар на будущее был очень узок. Ему всегда обещали хороший долгосрочный голливудский контракт, но только обещали. Продюсеры просили взять тайм-аут и для начала похудеть. Диета? Нет! Для истинного француза это равносильно смерти.
Собственно говоря, это был один продюсер, Арно Фрилли (Arnaud Frilley), его близкий друг. И он на протяжении нескольких последних лет пытался вытянуть его на должное место. Но Жерар, который в последнее время играл успешно европейских классиков, считал, что всё в норме. Они, классики, всегда нравились простым людям.
Но этого оказалось мало. И, поверьте, никто не тянул его за язык, когда он выслал свой французский паспорт и что-то сказал очень резкое репортёру и редактору газеты. Мелкой газетёнки. Просто сорвался. А этого оказалось достаточно, его окунули на самое дно «желтой клоаки», протянули по всем каналам. Он уже забыл, что именно имел в виду, когда высказал своё мнение, но это уже было неважно! Его опустили!
И самым неожиданными его решением оказалось − выйти из игры. Напомним, известный француз решил сменить место жительства после налоговой реформы, которую намеревался ввести президент его родной страны. Доходы более €1 млн. в год собирались обложить налогом в 75 %.
ФОТО: AFP
Gerard Xavier Marcel Depardieu. Он родился 27 декабря 1948 года во Франции, и сегодня ему уже 65 лет. Официально карьеру начал в 1971 году в небольших эпизодах, в фильме «Вечерний крик баклана над джонками» Le cri du cormoran, le soir au-dessus des jonques. Это была криминальная комедия от режиссера Мишеля Одиара. Небольшая пародия на книгу «Голова лошади» автора Эвана Хантера, известного на советских книжных просторах как Эда Макбейна. Сюжет очень простой. Альфред − неудачливый игрок, безработный, его играет Мишель Серро, лежит в гробу с контрабандой, изображает труп. Всё это он проделывает не по своей воле, задолжал кругом. Всё это организовала банда месье К., которого играет Бернар Блие. Но основные конкуренты устроили аварию в пути. Это совершенно другая банда, некоего Крюгера, его изображает Поль Мёрисс. Вот и происходят всякие нелепые ситуации с этим незадачливым Альфредом.
В этом фильме дебют 23-летнего Жерара Депарьдье должен был быть почти незаметен. Рослый верзила с нелепым лицом, словно вылепленным из глины. С крепко перебитым носом − подарок от первых уроков бокса. С целым букетом комплексов, с которыми ему пришлось бороться, вплоть до устранения заикания и уроками у логопеда. Но, между тем, он пошёл, как говорится, в гору. И это был самый взлет французского развлекательного кинематографа, где уже блистали такие звезды как Жан Поль Бельмондо, Ален Делон, Пьер Ришар.
Потом было много проходных фильмов, но следует отметить две успешные кинокомедии. В «Инспектор Разиня» он играет талантливого преступника, который подбирается к жертве, знакомясь с незадачливым полицейским. Этот фильм бил кассы в кинотеатрах, как иногда говорят. А потом был другой режиссер и снова головокружительный успех.
Вот Пьеру Ришару потребовался новый напарник. Его звезда уже состоялась, нелепого блондина в черном ботинке знали практически все во всем мире.
И такой фильм как «Побег» 1978 год / La Carapate – Жан-Филипп Дюрок I Jean-Philippe Duroc/, я считаю, был тоже успешным. Менять напарника, казалось, что это заведомый провал, но вышло, всё иначе.
Дуэт Депарьдье и Ришар выходит решительно на новый виток. «Невезучие». «Папаши».
Практически тут ещё десять лет имя Депарьдье было залогом несомненного успеха. Мне самому когда-то понравился фильм «Папаша». Там ещё роль дочери главного героя играла молодая привлекательная актриса. Сам герой − угловатый, широкоплечий, уже немолодой мужчина. Он отправился в экзотический отпуск и заодно присмотреть за подрастающей дочерью, которая устроила там шоу одновременной игры и заигрывания с персоналом. Папаша круто избил официанта, ну, как же без этого. Потом пытался загладить отрицательные впечатления перед другими отдыхающими, сидя за роялем. Кстати, полностью его так и не показали, так что непонятно, играет он на самом деле, или только делает вид. Обычный трюк.
1999 год. Наступает второй этап его карьеры. Он уже не молод, но опыт и мастерство дают о себе знать. Современная комедия на историческую тему с элементами фантастики. «Asterix et Obelix contre Cesar», то есть «Астерикс и Обеликс против Цезаря». Его дуэт с Кристианом Клавье у режиссера Клода Зиди в фильме по комиксам французского художника с бюджетом FRF 274 620 000 был началом нового сотрудничества. Потом будет продолжение этой серии с Обеликсом и Астериксом. Гениальный Зиди был и есть один из лучших режиссеров современного киноискусства.
И это был грандиозный успех. Реальные деньги, к которым он очень быстро привык. Идут полнометражные сериалы из жизни знаменитых людей. Следуют интересные контракты с другими ведущими кинокомпаниями.
Но появляются другие свежие лица, новые звезды. Такие как Жан Рено, Венсан Кассаль, Даниэль Отой, Гийом Кане. И они потихоньку оттесняют старую гвардию.
Ударом было то, что американцы стали снимать ремейки старых французских популярных фильмов с участием своих артистов. Оказалось, это очень заразная вещь, также стали поступать на других киностудиях и в России, и в Индии.
Постепенно все понимают, что фактура − это тоже серьёзная вещь. И кажется, что такому монстру, как Депарьдье, пора подумать о покое, как другим известным европейским звездам. Но следует Vidоcq «Видок» − криминальный фильм в современном стиле фэнтази от режиссера Питофа с бюджетом FRF 152 000 000. Этот сюжет выстроен тоже по комиксам другого французского автора. Гениальный сыщик Видок преследует загадочного Алхимика, а современные способы подачи материала делают этот фильм несколько готическим, нереалистичным, наполняют его атмосферу натуральной мистикой. Даже некоторые приёмы оператора, когда камера, сфокусированная на лице персонажа, дает заведомое его искажение. В этом есть некоторая доля гротеска. Сам Париж XIX века показан не как скопище старых зданий и мостовых, а скорей всего, как череда потайных дверей и загадочных персонажей. Следует также отметить, что просторная одежда скрывает живот главного героя, а исполнение всех нужных трюков, я думаю, происходит на грани обморока. Впрочем, он уже тогда вынужден был надеть корсет!
2003 год. Tais-toi! «Невезучие». Реальная криминальная кинокомедия, где персонаж здоровенного Депарьдье вместе с персонажем Жана Рено бегут из тюремной «психушки». Режиссером был Франсис Вебер, а бюджет составил €27 440 000.
2004 год. Дуэт Даниэля Отоя и Жерара Депарьдье в драматическом, криминальном фильме «Набережная Орфевр, 36» (36 Quai des Orfevres) от режиссера Оливье Маршаля с очень большим бюджетом. Почему я заостряю этот момент? Вероятно, что из бюджета следует, что главные исполнители получают тоже крупные гонорары. А это уже важно.
Есть ещё одна картина с этим актёрским дуэтом, достойная внимания, это Хамелеон (Le placard). Сюжет связан с взаимоотношениями на производстве, где секс-меньшинства сегодня имеют статус неприкасаемости. Скромный служащий Франсуа Пиньон, узнав о своем сокращении, решил покончить жизнь самоубийством, но его друг пустил слух, что тот «голубой». Всё кардинально изменилось, и Пиньон оценил все бонусы своего положения. Интересно, почему у нас ещё такой фильм не поставили?
Депарьдье играет роль сослуживца, которого потом также должны сократить. Тема очень скользкая, но режиссер не перешёл никаких рамок, создал настоящую развлекательную комедию. Кстати, режиссёр: Франсис Вебер. Вспомним фильм «Невезучие». Бюджет: FRF 95 130 000. Франция, 2001 год.
Актёрский состав: Даниель Отой, Жерар Депардье, Тьерри Лермитт, Мишель Л арок, Жан Рошфор, Александра Вандернот, Станислас Кревиллен, Мишель Омон, Edgar Givry, Тьерри Ашанти.
«Миллион лет до нашей эры». Комедия. 2004 год. Режиссёр: Ален Шаба. Бюджет: € 17 820 000. Сюжет крутится вокруг отношений двух доисторических племён, совершено убийство, и кто-то должен ответить за него! Актёрский состав (обратите внимание, сколько русских фамилий): Марина Фойе, Жерар Депардье, Дамьен Жуйро, Самир Гесми, Сирил Касмезе, Жан Рошфор, Жиль Консейль, Патрик Медиони, Мишель Буи, Кристиан Бергнер, Владимир Антоник, Александр Груздев, Александр Рахленко, Андрей Бархударов, Вадим Андреев.
Затем следует несколько картин с российскими продюсерами, такие как «Распутин» 2013 года режиссера Ираклия Квирикадзе. Играть Григория Распутина − это мечта каждого крупного артиста. Вы спросите, почему? Загадочный образ этого одиозного человека, который своим появлением при царском дворе вызвал волну негодования и протеста среди многих сановитых особ. Сибирский целитель облегчает страдания неизлечимо больного наследника русского престола, проповедует и творит чудеса. Он добился благосклонности самой императрицы, которая называет его «божиим человеком», не иначе. Ещё более отвратительна обратная сторона этого человека. Всеобщая дозволенность и нравственная распущенность очередного фаворита − настоящего прожигателя жизни порождает ненависть к нему при дворе, нелюбовь народа. Интриги, заговоры. До сих пор остаётся загадкой смерть этого человека. Говорят, что он тяжело умирал.
В качестве консультации Жерар посмотрел все предыдущие фильмы даже с мимолётным упоминанием об этом удивительном человеке. Смотрел и фильм из фонда советской классики «Агония». Этот шедевр пришлось пересматривать несколько раз.
Премьера нового фильма пошла на ура, давно никто таких серьёзных вещей не ставил. Тут всё сложилось удачно. Правдоподобная летопись жизни знаменитого старца. Смешно было видеть, как крестьянский сын со словами: «Матушка» обнимает российскую царицу, трижды целуя её. Вероятно что мужик был очень храбрый, или тут недосмотрели консультанты.
С российской стороны был очень сильный актерский состав. Владимир Машков, Анна Михалкова, Филипп Янковский, Ирина Алферова, Даниил Козловский, Константин Хабенский, Юрий Колокольников, Ксения Раппопорт, Сергей Гармаш, Марина Неёлова. Многих из них Депарьдье уже давно знает. Сказываются мимолетные встречи, общие знакомые, другая совместная актерская работа. Кстати, чуть позже Владимир Машков сыграет своего старца Распутина. Тут можно было бы сравнить обе картины.
Вообще, французских артистов в России очень любят, как и всё французское кино. Но, к сожалению, времена нынче уже не те, а популярность стала измеряться в суммах и выплаченных гонорарах. От них и все беды.
Сколько можно было терпеть налоговые вычеты? Как грамотно уйти от налогов? В этом вопросе всегда возникали новые идеи. Скрыться от налогов, поменять подданство? Какая это, казалось бы, чушь! Но вроде сработало. Посоветовали как бы в шутку, но вылилось в целое представление.