Вы здесь

Legenda о «писающем британце». Часть I. ПАМЯТНИК (Павел Тюрин, 2014)

Часть I

ПАМЯТНИК

Есть столько оснований для того, чтобы желать человечеству зла, что всего лишь посмеяться над ним – значит проявить доброту.

Анри де Монтерлан

Модель памятника Блокхэду, который займет первое место на конкурсе. Пока он еще в мастерской скульптора




Прошло совсем немного времени после первых сообщений о готовящейся установке «Памятника первому писающему британцу», а автору уже пошел нескончаемый поток, в основном, восторженных откликов. Новый герой становится серьезным конкурентом нашему земляку легендарному Мюнхгаузену, являя собой блеск «британского гения», так ярко проявившего свое особое дарование опять же на латвийской земле, а уж последовавшие за этим невероятные события оказались куда более впечатляющи, чем стрельба барона по оленям, уткам и пр.


Первая публикация о начале британской эпопеи в Латвии в еженедельнике «7 секретов»14 января 2010 года, которая сразу стала библиографической редкостью


Это новый эпос современности об удивительной судьбе человека, восставшего против угнетающих обычаев и традиций. Его удивительная история – это многочисленные свидетельства очевидцев о событиях, произошедших в Риге после 11 ноября 2006 года[4].

Вот, например, какой «апокриф» возник о предыстории памятника, степень правдивости которого остается неясной. Говорят, в ту ночь один загулявший турист из Англии в темноте наткнулся на Памятник Свободы и, увидев на нем большими буквами надпись «Tēvzemei un Brīvībai», сравнил с буквами в своем латышско-английском словарике, согласно кивнул и стал мочиться на постамент, выкрикнув при этом: «За нашу и Вашу свободу!». И уточнил: «Свобода и отечество – две вещи несовместные!».

Это был большой минус в его пользу

Стоявшие неподалеку полицейские, услышав и увидев такое, от возмущения подпрыгнули, и бросились к нему, на бегу крикнув двум бобрам, браконьерски пилившим дерево у городского канала: «Свидетелями будете!», но те тут же скрылись. Правда, подбежав к памятнику и приглядевшись, полицейских смутило, что расплывшаяся под англичанином лужа обрела знакомые очертания Латвии, на которой невооруженным глазом было видно, что Abrene[5], снова оказалась в составе Латвии. Зная английский so-so, они не могли взять в толк, как это следует понимать – «Это kāda нозиме?!» и как им пополиткорректнее отнестись к запоздалой поддержке экстремистских требований националов о восстановлении старых границ, ведь это обязательно вызовет протесты со стороны России, а чего доброго и Литвы[6]. Но полицейские не стали настаивать – мол, «Пусть переписывает!».


Карточная лужа Ричарда П. (Blochead’а) возникшая у памятника в Риге ночью 11 ноября 2006 года


Поначалу они старались убедить его, что тот будет еще более свободным, если сделает несколько шагов к туалету у колонны с часами «Laima»[7], но иноземец не угомонился и уж тогда полицейские забрали его к себе в участок.

Так что, возможно, скульптура изображает, как джентльмен выступал перед ними в полицейском «обезьяннике». Или это было, после ночи, проведенной на нарах, когда его, все еще возмущенного, встретили на выходе собутыльники, которые выкупили его из заточения. Кто знает, как было на самом деле! Много чего рассказывают.


Очередная публикация, в которой рассказывается о триумфальном шествии по миру новой «британской» моды в еженедельнике «7 секретов» от 4 февраля 2010 года. За оригинал этого номера члены Клуба «Peeing British» на аукционе Sotheby’s готовы платить огромные деньги


Яркие идеи и шокирующие поступки имеют свою судьбу, сообразную тому, кто и как их воспримет – памятная акция Блокхэда еще одно тому подтверждение[8].


К одному из самых главных всенародных праздников в Латвии – Дню Лиго (Līgo), когда по традиции пьют много пива, вышла газета «Суббота» от 23–29 июня 2010 года, в которой читателям напомнили о Великом почине Блокхэда в Риге. Лиго отмечается в ночь с 23 на 24 июня, и парни с девушками уходят в лес искать «цветок папоротника», имеющего недвусмысленный эротический символ. Не случайно, Лиго! – это возглас ликования и настоятельный призыв качать, колыхаться (līgoties)


Стали известными и многие другие проявления солидарности с «Писающим Британцем» и, может быть, у нашего читателя в закоулках души тоже обнаружится нечто родственное его свободолюбивому порыву.

Для читателей, которые в силу оторванности от цивилизации или по причине социальной глухоты, незрячести или какой другой немощи только краем уха слышали о Ричарде П. Блокхэде, приводим некраткий обзор сообщений информационных агентств и откликов популярных изданий на поступок отважного Блокхэда. Ну, а начинающим журналистам полезно будет узнать, какие небылицы о подвигах героев сочиняют их более опытные коллеги.

Ознакомившись с ними, читатель получит не только представление о масштабе последствий, которые произвела эта акция, но и убедится, что современное общество давно ждало от своих героев бесспорных доказательств тупика современной культуры и бессмысленности ее образов и гармоний.


Фея превратила мальчишку в камень – у нас «британец» стал бронзовым[9]

Под таким заголовком в рубрике «Ай-яй-яй!» рижская газета сообщила об установке в самое ближайшее время бронзового памятника «Писающему британцу» и его использовании, так сказать в практической плоскости. Он будет дополнен приспособлением по типу незакрытого уличного писсуара «только для мужчин» – по виду как будто оттопыренным кармашком, – и стоять в Старом городе рядом с бывшим Английским клубом, Пусть люди подходят и берут с «британца» пример – мол, делай как я! То есть, описай писающего! Каждый сможет постоять около него и справить малую нужду. Только надо быть бдительным, особенно в темные ноябрьские вечера, тем более 11 ноября, когда ожидается особенно большой наплыв зевак, чтобы в темноте не перепутать памятник с писающими на него туристами. И чтобы вас тоже не приняли за памятник. Прежде, чем писать на памятник в ночное время, подай ему голос – Do you speak English, please? Не ответил – можешь приступать.

Надо сказать, что уже сейчас выражается озабоченность, что установкой в городе только одного памятника-писсуара ограничиваться не следует. Побольше бы их! Выполненных в разных материалах – бетоне, чугуне, мраморе.

Пуритане же обеспокоены совсем иным. Они возмущаются, считая, что существующее поверье туристов – потирание и поглаживание скульптур исполнит их заветные желания – приведет к тому, что отполирует бронзу писающего приспособления британца до золотого блеска. Вскоре она начнет сверкать даже ночью, так что только она и будет видна, излучая во тьму сексапильное сияние. К такому сокровищу потом и молодожены после бракосочетания станут на лимузинах подъезжать и приносить цветы. А еще гей-парады (тьфу на них!) будут заворачивать к памятнику и завершать свои шествия хороводами вокруг него.


Угол улицы Aklā (на латышском языке – «тупиковая»), и улицы Pils («замковая») – неплохое местечко в Старой Риге для памятника у бывшего Английского Клуба, неподалеку от Президентского дворца. На заднем плане краснеет Англиканская церковь, которая стала привлекать к себе скандальное внимание после того, как сторонники нетрадиционной сексуальной ориентации стали собираться в ней для участия в церковных службах гомосексуального священника и завершать в ее стенах ежегодные гей-парады общей молитвой


Только и остается, что посоветовать им – время от времени приходить и закрашивать «британское» достоинство, как в XVI веке папа Пий IV закрашивал Микельанджело, если уж они вознамерились состязаться с ним в благочестии.

То, что крадут бронзового «Чижика-Пыжика» с набережной Фонтанки в Петербурге, или отпиливают голову «Русалочке» в Копенгагене – это знают все. Теперь такое случилось и у нас. Когда отполированная часть фонтанирующего «британца» стала блистать вызывающе ослепительно, кто-то ночью ее спилил. Цветочница Эльза, обычно стоящая с корзинкой тюльпанов за углом на улице Пилс, поведала нам – «Так я вам вот, что скажу, они его и стырили. Отпилили и стырили»[10]. «Кто отпилил-то?» – спрашиваем. «Кто-кто – святоши эти! Пуритяне его кастрировали».


«Отпилили и стырили»


Мало того, вскоре после акта вандализма, пока городские власти делали достойную замену, умельцы с «Латгальчика» – местной барахолки, наверно, из сочувствия, взяли и прикрутили «британцу» на опустевшее место галогенную лампочку с батарейкой. Стал он заместо фонаря в темном переулке. Так что причины для беспокойства действительно есть.

Стало известно, что поклонники «Писающего британца» намерены организовать Клуб – свой Союз писателей, а также претендовать на право бесплатного посещения туалетов в странах Евросоюза. Многие считают, что тем самым «Peeing British Club» перенимает эстафету у давно существующей команды «The Friends of Manneken-Pis».


Peeing British Club[11]

Членом Клуба «Peeing British» может стать любой гражданин, написавший на какой-нибудь известный памятник. Правда, он должен предъявить соответствующий документ – это может быть квитанция об уплаченном штрафе, протокол решения суда, справка из больницы о нанесенных ему за это побоях, фотографии, полицейские отчеты и т. д. Но надо специально отметить, что в Уставе Клуба «PB» осуждаются кощунства, к которым отнесены подобные действия в отношении кладбищенских изваяний.

В новом движении особо отличившиеся активисты образовали закрытый «VIP-Club-ХХХ» – «Very Important Peeing»[12], члены которого пользуются большой популярностью – у них просят автографы, нарасхват приглашают на корпоративные вечеринки и проведение мастер-классов по чистописанию.


Периодически члены VIP-клуба проводят специальные тренировки, во время которых напоминают новичкам, что у них строго закрытое общество – ххх


Несмотря на закрытость VIP-членов безошибочно узнают по важности их походки


А одна фирма по производству надувных матрасов купила у Клуба лицензию и запустила в массовое производство резиновую куклу «Peeing British» для взрослых, которую с удовольствием берут на реализацию секс-шопы «Только для женщин». О чем это говорит? Прежде всего, о том, что еще далеко не все мужья соответствуют новым стандартам мужественности и интимным запросам своих возлюбленных.


Член VIP-клуба в интимной обстановке осваивает фигуру Камасутры


И, конечно, не упустили свою выгоду мастера прикладного искусства – они быстро переориентировались с изготовления унылых янтарных поделок, и теперь в большом количестве поставляют в сувенирные лавки декоративные тарелки, пивные кружки, галстуки, и пр., украшенные новым символом открытости людям.

Неудивительно, что благодаря новой моде возродился спрос к совершенно было увядшему в последние годы ремеслу чеканки, но исключительно с соответствующим изображением.


Этими чеканками стали заменять писающего в горшочек карапуза, которого еще недавно можно было увидеть на дверях туалетов во многих домах


В некоторых странах на общественных туалетах уже стали заменять традиционные знаки, изображающие джентльменов с тросточкой, треугольники и в особенности буквы WC на силуэтное изображение «британца»[13]. В них, когда образуется очередь, члены Клуба имеют право первоочередного посещения.


В ожидании гимна[14]

Как всякая уважающая себя организация Клуб «Peeing British» сейчас усердно занят сочинением собственного гимна. Работа в самом разгаре, и некоторые результаты уже имеются. Ему посвящают свои оды как маститые пииты, так и малоизвестные авторы, только еще пробующие силу своего пера и таланта. Никого не оставила равнодушным невероятная по своим последствиям акция свободы Блокхэда. Однако дальше городских романсов у наших композиторов пока дело не идет. Сочинить гимн – это не шлягер на рояле натарабанить, будь ты хоть тысячу раз маэстро.

Приятным дополнением к призовому фонду композиторам за сочинение гимна стало сообщение «Peeing British» Клуба, что в ближайшее время начнет работать новый вестник и рупор свободы – радиостанция PBC (не путать на слух с BBC!). Передачи Пи-Би-Си будут начинаться утром с мощного оркестрового звучания гимна Клуба «РВ»[15].

Содержанием программ радиостанции станут новости о развитии движения РВ по всему миру, интервью с учеными, историками, исторические свидетельства о выдающихся подагриках[16]. Концепция работы радиостанции предусматривает ток-шоу с политическими деятелями, не побоявшимися открыто признаться в нетрадиционном отправлении своих естественных надобностей. Слушатели получат, наконец, возможность услышать полную версию театральной радиопостановки «Легенда о британце», в которой будут участвовать знаменитые артисты (только члены Клуба). Планируются также воспитательные и музыкальные передачи, кулинарная студия и, конечно, многое другое. Завершать ночные передачи Пи-Би-Си будут музыкальные произведения, занявшие призовые места на многочисленных конкурсах радиостанции PBC – насыщенные свободолюбивым пафосом, которые, разумеется, будут исполняться выдающимися колдунами, вурстами и прочими пенками современной эстрады.


С праздником![17]

Учрежденная на международной конференции в Сингапуре в 2001 Всемирная туалетная организация (ВТО), объявила, что берет туалеты, помеченные таким знаком под особое покровительство, а «Памятник первому писающему британцу» в Риге под свою защиту. Многие восприняли это сообщение как еще одну победу прав человека, поздравляли друг друга, и счастливые аплодировали. В том же году был провозглашен новый праздник – Всемирный день туалета ((World Toilet Day), и что знаменательно – он отмечается во всем мире сразу после Дня независимости Латвии (18 ноября) – 19 ноября.

Спрашивается – почему именно в ноябре и почему как раз 19-го?

Законы (!) нумерологии – 2006-2+6=8, 11+8=19 11 и 19!

Нумерологи усматривают в этих датах магическое соотношение, ведь нумерология это система о мистической числовой связи между событиями. Они утверждают, что 11 ноября и именно 2006 года был совершен акт демонстрации живого выражения человеческой Свободы у ее окаменевшего памятника.

11 – опорное число! Если оставить в неприкосновенности дату государственного праздника Дня Лачплесиса (что понятно!), но сократить год 2006 до цифр – это дает число 8. Складывая 11 ноября и 8 – получаем 19 ноября, т. е. дату празднования всех Туалетов[18]. Никуда не денешься – дни этих государственных праздников и всемирного туалетного гулянья таинственно взаимосвязаны.


Секты[19]

С прискорбием приходится констатировать, что в движении энтузиастов «Писающего британца» не успевшего еще по-настоящему развернуться, уже зафиксированы негативные явления – намечается нечто похожее на сектантство – стали возникать, так сказать, филиалы «тайнописающих». Воспользовавшись тем, что некая фирма стала выпускать памперсы с эмблемой «Писающий британец», некоторые граждане стали ходить к известным памятникам и, озираясь вокруг, писать в свои памперсы (в том числе, у памятника основателю скаутского движения генералу Баден-Пауэллу! – см. рисунок выше), а затем уходить как ни в чем не бывало. Подобное может вызвать у настоящего последователя «Писающего британца» только возмущение и презрительную усмешку. Писающие исподтишка напоминают диссидентов с фигой в кармане и лишь дискредитируют идею свободы, вносят раскол в ряды движения. Не украшает эта тайнопись честного человека. И вообще, недостойно джентльмена!

На словах они как будто протестуют, но в душе-то вовсе не спешат расставаться с цепями традиций – все-таки очень любят быть на цепи! Когда их спрашивают: «А в великую миссию Блокхэда верите?». В ответ можно услышать невнятное – мол, «верим, но…». Как это «но»?! Перебежками из одной веры в другую, из одного окопа в другой – так, что ли?!

Побойтесь Блокхэда!

Однако они заявляют, что если не прекратится дискриминация и их не примут на общих основаниях в Клуб, то учредят «Орден тайнописающих». Другие грозятся уйти в подполье и примкнуть к альтернативному крылу блокхэдовского Движения, члены которого уже успели основать Церковь «Тайный путь к Блокхэду». На стенах их храма можно увидеть развешанные по стенам образы Блокхэда, края которых расписаны картинками с изображением различных эпизодов жизни героя. В центре установили его двухметровую статую, но найти ее непросто, т. к. внутреннее пространство церкви представляет собой лабиринт, поэтому только самым настойчивым удается добраться до нее, чтобы здесь, уже в открытую, без оглядки справить свою нужду.

Некоторые прихожане сделали себе татуировки характерной позы Блокхэда, а кто-то дополнил наколками его инициалов. Но в их среде возникли споры: а вдруг найдутся такие, кто осмыслит их сектантское PB на груди как «Partial Believer» («частично верующий»), и тогда получается, что человек будто бы заявляет, что не очень-то он и верующий в Блокхэда, и это, конечно же, вызовет у правоверных негодование – зачем тогда на груди Блокхэда носишь?!

И у русских тоже все непросто – вдруг кому-то (в бане или на пляже) придет в голову расшифровать буквы ПБ, расположенных рядом с образом «Писающего британца» как «Полиция безопасности» или призыв – «Побойся бога!», и тогда уж сразу обвинят в святотатстве. В общем, сектантство по-всякому пагубно и подобные раздоры тому пример. Так и хочется сказать сектантам: «ПБ! – Побойтесь Блокхэда!»


Этнические споры об авторств е и генетика[20]

А вот информация о событиях, которые, вообще-то, можно было предвидеть. В Великобритании разгорается спор о том, кем же был тот подданный Ее Величества – англичане грешат на ирландцев, а те в свою очередь считают, что в скандальной истории в Риге могли быть замешаны только англичане. Казалось, их застарелым претензиям друг к другу не будет конца, если бы счастливый случай не помог наметить в вековой неприязни положительную тенденцию.

Умиротворяющее русское слово

Когда как-то в одном из лондонских пабов обстановка накалилась до предела, и от стола к столу полетели тяжелые ругательства, и все уже были готовы перейти к очередной потасовке:

Oh, you a stupid Irish bitch! I’ll show you! («Ах ты, тупая ирландская сука! Я тебе сейчас покажу!»)

What you can show me a dirty British brute?! («Что ты мне можешь показать, грязная британская скотина?!»)

But saw it?! («А вот это видел?!» – зрелище только отчасти напомнило памятную позу), – как вдруг обострившуюся ситуацию разрядили слова сидящего поодаль господина в очках и шляпе-ушанке, который на чистом русском языке произнес: «Ну и скоты!». Все услышали блестящую догадку незнакомца, которая сразу примирила враждующих. А как еще они могли понять его слова?! – скотты (Scotti, Scoti). Спор быстро разрешился ко всеобщему удовольствию, ведь совершенно ясно, что подобным образом могут вести себя только те, кто считает, что мужчины вправе щеголять в клетчатых юбках.

Кстати. Группа британских, голландских и бельгийских историков сейчас углубилась в изучение архивных документов XVII века, в надежде подтвердить возникшую гипотезу о генеалогической связи между «Manneken Pis» и его современным «прототипом» из Великобритании (к ним подключаются генетики – возможно, причиной необычного влечения обнаружится особый ген).


Синема[21]

Активисты Клуба намерены обратиться к участникам знаменитой английской рок-группы Pink Floyd Роджеру Уотерсу, Дэйву Гилмору и Нику Мэйсону с предложением создать рок-оперу «Peeing Briton». Аналогичное предложение они хотят сделать и режиссеру Алану Паркеру снять фильм о жизни и необычайных приключениях «писающего британца», в котором должны быть показаны различные эпизоды его жизни, воспоминания о детских фантазиях и влечениях… – свою, авторскую версию того, каким образом судьба забросила Блокхэда в Латвию, и какая сила подтолкнула его совершить потрясшее всех действо именно в праздничный День Лачплесиса.

Как и в паркеровском фильме «Pink Floyd The Wall» в киноленте о нашем британце будут игровые и анимационные моменты, убедительно отображающие внутренний мир героя и его мучительные переживания во все годы своего бессмысленного существования до поездки в Ригу.

Можно не сомневаться, что новый фильм станет главным номинантом на премию «Оскар» Американской киноакадемии. Ее кинодеятели пророчат, что известную скульптурку – позолоченного рыцаря с мечом, не имеющего никакого отношения к кино! – вскоре заменят превосходным изображением Блокхэда, опутанного кинолентами, и как бы борющимся с голливудской халтурой, подобно древнегреческому Лаокоону.


Хореографическая драма[22]

Поклонники балета тоже не будут чувствовать себя обделенными – есть задумка создать балет «Писающий джентльмен – BP или PB», сюжет которого не вполне совпадает с историей реального героя. Новая постановка – это вроде как перекличка с балетом «Барышня и хулиган» Дмитрия Шостаковича, созданного в 1918 году по сценарию Владимира Маяковского.

Пролог. 1-я картина

Либретто балета рассказывает нам о трагической истории мальчика Риччи, которому (когда учился в колледже) во время скаутской «зарницы» 11 ноября в 1991 году выпала роль часового в почетном карауле у памятника основателю их организации Baden-Powell’у (BP). В этот же день, поздно вечером после сдачи поста, у него было назначено свидание у Королевского театра Covent Garden с начинающей балериной Барби – Barbara Pointon (BP), с которой познакомился, когда сам учился в балетной студии хореографическим фигурам. И вот случилось так, что 15-летнего парнишку командир патруля забыл заменить на посту. А ведь скаутское воспитание основано на честном слове – выполнении обещаний, и девиз скаутов – «Будь готов!» – Be Prepared!


Чтобы тело и душа были молоды – As true as steel – Закаляйся как сталь! BP ко всему![23]


Не мог настоящий бойскаут бросить свой пост у памятника ради свидания со своей Barbie – «надо стоять, что бы ни случилось – хоть лопни», как писал А. Пантелеев в рассказе «Честное слово» о таком же мальчишке, которого в военной игре забыли снять с поста у садовой будки, а он все продолжал стоять – ведь он дал честное слово!

I акт. 2-я картина


После спектакля будущая примадонна, не дождавшись у театра своего френда, сама идет к нему на пост и видит его писающим у постамента памятника. Распахнутые глаза балерины изумленно смотрели на него. Не отрывая глаз от увиденного, и оцепенев от открывшегося ей, она только и смогла вымолвить: «Я знала, что мальчики отличаются от девочек, но не настолько же!», потому что с детства из передач телерадиокорпорации Babу see! («Смотри, детка!») знала, что а little girls made of sugar and spice, and every thing nice, а мальчики – а little boys made of snips and snails, and puppy dog tails[24]. Но оправившись от поразившего ее зрелища, выпалила: «Oh! It’s awful! You are really a brainless blochead!», и балетной походкой побежала домой съесть пирожное и поплакать.


«Да» – думал Рик


С тех пор будущий «британец» глубоко разочаровался в жизни и из Bi Pi (Be Prepared!) превратился Pi Bi (Peeing Briton). В тот день он понял потаенный смысл утверждения о том, что «все люди братья». «Да! – думал Рик, – но не все люди сестры».

Прощальные слова любимой о нехватке у него мозгов запали в душу и сгоряча он даже обратился в одну из клиник Лондона к модному пластическому хирургу, чтобы сделал ему операцию по увеличению размера головного мозга, добавив в череп силикон. Тот его отговорил, но последствия балетно-мозговой травмы остались у Рика на всю жизнь.

II акт. 3-я картина

А когда через 15 лет – 10 ноября 2006 года – он оказался в Риге (в свое 30-летие он решил наградить себя поездкой в Ригу), ноги сами понесли его к театру Оперы и балета (Nacionāla opera) – британец был наслышан о хореографическом мастерстве рижан Мариса Лиепы и Михаила Барышникова, о которых в Лондоне ходили легенды.

Долго гуляя после спектакля «Спящая красавица» («The Sleeping Beauty») в раздумьях своего «танцующего мозга»[25], почему же ему не удалось разбудить свою «Аврору», Рик подошел к скульптуре «Дама с собачкой и Джорджем Армитстедом»[26]. Поприветствовав бывшего мэра Риги (тем более, что тот тоже был шотландцем) и, раскланявшись с его супругой Сесилией Пихлау, Риччи почесал за ухом стоящую рядом бронзовую собачку и ему показалось, что породистая чау-чау доверчиво прижалась к нему и завиляла хвостом.

4-я картина

Довольный встречей с земляками Блокхэд двинулся по ночной аллее на шум журчащей воды и… остолбенел. Перед ним в фонтане, горделиво изогнувшись и придерживая на голове как корону огромную морскую раковину, стояла обнаженная «Нимфа»[27], а у ее ног плачущие дети тянули к ней свои ручонки[28].

Увидев совершенно обнаженную девушку, как бы с вызовом повернувшуюся спиной к Балетному театру, и, разглядывая ее достигшие половой спелости, но все равно легко узнаваемые волшебные формы[29], Рик вспомнил свою Барби и подумал, что эту тоже выгнали из балета и выставили в назидание балеринам, которые предпочитают больше проводить время не у балетного станка, а стриптизничать у шеста в ночных клубах.

Ему захотелось помочь ей держать корону, которая с каждым годом становилась все весомее от забрасываемых туристами медяков, и Риччи залез в фонтан, встал с ней рядом, пытаясь дотянуться до раковины, чтобы поддержать тяжелую ношу[30]. Если бы эту сцену увидел настоящий советский человек, то наверняка увидел бы в этой сцене что-то веромухинское[31].


«Нимфа» в образе балерины-нереиды напомнила Ричарду его Барби

III акт. 5-я картина

Рика снова потянуло к обольстительным формам, ему хотелось оживить окаменевшую Нимфу-Аврору (свою Барби), разбудить в ней ответные чувства. Но вдруг он заметил сверкающее в вышине что-то очень знакомое, напомнившее ему о клятве ранней юности. Его сердце разрывали два чувства – остаться с любимой или BPBe Prepared! Всегда! Везде! – идти навстречу скаутской звезде. И Рик опять подчинился долгу. Он смотрел на монумент, в вершине которого в звездах Свободы и Отечества ему привиделась эмблема скаутов – трилистник (fleur de lys), которая была символом скаутинга с самого зарождения организации.


Звезды Свободы скаутской эмблемы «Lys» издалека так похожи на звезды Милды!


Это был Памятник Свободы – Brīvības Piemineklis (тоже BP!). Он вспомнил все связанное с этой эмблемой – предательскую забывчивость командира, свою первую любовь и древко знамени с золотым трилистно-звездным наконечником. А невдалеке в ночной тиши журчали струи фонтана, и… что-то щелкнуло в его голове – flip-fl случилось в сознании, как сказали бы англичане. Нахлынувшие чувства сделали свое дело – он описался как тогда, стоя на посту у своего памятника. Кто его осудит?!

Гегель сказал: события и личности повторяются дважды: первый раз как трагедия, а второй – как фарс. Нет, – говорит высоким языком хореографиического искусства писающий британец, – ошибался Георг Вильгельм Фридрих! И в первый и во второй раз, и всегда, пока живо искусство, любовь – это незаживающая сердечно-сосудистая драма!

Кто его осудит – пусть первым пойдет искать камни!

Занавес!

Ах, Арбат, мой Арбат![32]

Мы уже сообщали, что полным ходом идет подготовка постановки балета «BP-PB – суперстар», который, несомненно, встанет в один ряд с такими шедеврами мюзиклов как «Вестсайдская история» («Westside story» Леонарда Бернстайна), «Чикаго» («Chicago» Джона Кандера, Фрэда Эбба и Боба Фосси), балет «Барышня и хулиган» (Д. Шостаковича и В. Маяковского) и др. Московские артистические круги оказались проворнее продюсеров других стран и первыми поставили балет «Барышня и писающий джентльмен» о душераздирающем любовном поединке наших дней.

За день до премьеры перед зданием театра на Арбате был установлен памятник «Peeing Briton». Тогда же принцессу Турандот без особых почестей спустили с лестницы и доставили на склад театрального реквизита.


Москва. Арбат 26. Академический театр им. Евг. Вахтангова. После премьеры балета «PB-BP – суперстар» 19-ого ноября, памятник по просьбам восторженных зрителей решено было на неопределенное время оставить на фонтане, который ему, конечно же, больше соответствует, чем какой-то сказочной «принцессе»[33].


По вечерам здесь на Арбате любят собираться кумирщики и начтотонамекальщики. А также:

паркурщики-челобитники (и просто битники),

панки,

хиппи,

рокеры,

дельтапланеристы,

а также вольные

и невольные каменщики со стройки «Музея писающих» в Риге.


Ричард был бы, конечно, обрадован, узнав, что оказывается у него с русскими много общего – им тоже несвойственно излишне почтительное отношение к законам, скорее, даже презрение к тем, кто ставит их превыше всего. Потому неудивительно, что «Peeing Briton» прописался на Арбате и, разумеется, с особым вниманием здесь приглядываются к гостям из Латвии, где Блокхэд у памятника Свободы испытал невероятное чувство свободы.

После премьерного показа спектакля памятник был завален цветами. В его шапочку влюбленные, тоже когда-то пережившие трудную любовь, забрасывают записочки с любовными признаниями и клятвами. На них снисходительно, даже свысока, поглядывали, прогуливающиеся по Арбату с детскими колясками молоденькие фанатки Блокхэда, о которых рассказывали, что им во сне приходил сам Риччи и они вступали с ним в интимную связь, и что в результате сумасшедших (просто обалденных, по их словам) сновиденческих оргий у них через девять месяцев родились жизнерадостные детки, настоящие вундеркинды. Неизвестно пока, будут ли мамаши требовать от Блокхэда признания отцовства и не захотят ли получать с него алименты на содержание ребенка. Понятное дело, что мужья таких счастливиц по-разному реагировали на их объяснения о происхождении чудесного зачатия. Но, вообще-то, против таких разовых интимных встреч никто особенно не возражает, разве что высказывается беспокойство, как бы Риччи не стал соблазнять в снах несовершеннолетних[34].

Рядом с театральными кассами пришлось установить полицейский пост, чтобы поддерживать очередность в ажиотажном приобретении билетов на спектакль, а также порядок около памятника, когда вокруг него возникают жаркие споры, в том числе о любви в искусстве. Театралы спорят об эротической эстетике новых постановок в Большом театре – «Дети Розенталя» и «Руслан и Людмила», сибирском «Тангейзере», и, говорят, что они явно находятся под сильным влиянием образов спектакля «BP-PB – суперстар».

Ричард не остался в стороне от завязавшейся дискуссии о судьбах искусства и, воспользовавшись тем, что ему прислали фотографию, на которой было видно, как после спектакля некоторые зрители пишут на стене рядом с афишей популярное в России заборное слово. Рик был поражен безвкусицей и уродливостью форм их написания (в колледже по чистописанию он всегда получал отличные оценки) и потому отправил свой набросок сакрального слова администрации театра, с просьбой безотлагательно заменить появившееся на стене безобразно начертанное слово[35] на свое художественно безупречное изображение.

В русском словаре он не нашел такого сочетания букв[36], но поскольку слово было на храме искусств, посчитал, что, наверное, это аббревиатура чего-то театрального, и с помощью русско-английского словарика объяснил себе их как уточняющее название театра – Храм Умного Йорика (он еще со школьных лет полюбил этого шекспировского шута – друга Гамлета.


Легкость, непринужденность и художественная выразительность иероглифа магического слова символизирует перекрестки на жизненном пути человека. Этим Рик преподал начинающим стрит-графикам урок каллиграфического письма


Объективности ради надо сказать, что Дик еще недостаточно освоил нюансы русского языка, еще заметен его иностранный акцент – он путает русскую букву И и английскую N, но на узнаваемость слова это совсем не влияет. Браво, Блокхэд! Спасибо тебе!


Грандиозный успех на конкурсе «EUROVISION-2009»[37][38]

Мало кому известно, что Александр Рыбак (наш соотечественник из Норвегии), завоевавший первое место на конкурсе Евровидения-2009 с песней «Fairytale», добился своего успеха, конечно же, благодаря, тому, что певец был потрясен любовной трагедией бойскаута и юной балерины и посвятил свою замечательную песню Ричарду Блокхэду. Так Саша – триумфатор конкурса, выразил свою солидарность с Диком Блокхэдом. Впечатляющая победа на конкурсе Евровидения с песней Fairytale стала признанием величия страданий британца, брошенного и забытого на посту.

Немногие тогда разобрали слова Рыбака, но, несмотря на усталость от долгого слушания других глупеньких песенок, все сразу прониклись историей любви настоящего blockhead’а. Задушевность, с какой Рыбак пел о несчастном британце и его сердечных муках в разлуке с любимой, тронула не только многочисленных членов Клуба «Peeing British», но и пробудила чувства сострадания у каждого влюбленного, кому приходилось долго ждать запаздывающих подруг. Приводим с небольшими сокращениями слова этой пронзительной песни в оригинале и в переводе:

Александр Рыбак – Fairytale

Years ago, when I was younger,

I kinda liked a girl I knew.

Много лет назад, когда я был совсем юным,

Я знал одну девчонку, которая мне нравилась

(Совершенно ясно, что это о Риччи и его балерине)

She was mine, and we were sweethearts

That was then, but then it’s true

Она была моей, мы были влюблёнными голубками

Это было тогда, в прошлом, но это было правдой…

(Какие точные слова нашел Рыбак для выражения чувств влюбленных!)

I don’t know what I was doing,

Я не знаю, как это получилось,

(Вот тот самый момент, когда Риччи оказался уже переполненным давно бродившим в нем чувством!)

When suddenly we fell apart

Но неожиданно мы расстались…

(Это о том, как балерина, увидев Риччи на посту, не встала рядом с ним, а сбежала к другому)

Nowadays, I cannot find her

But when I do, we’ll get a brand new start

Теперь я не могу найти её,

Но, когда я найду её, мы всё начнём с самого начала

(Не найдет он ее! Не суждено им больше встретиться! Разошлись их дорожки!)

I’m in love with a fairytale,

Even though it hurts

Я влюблён в сказку,

Хоть это и больно.

(Но чувство первой любви в душе не утихает, и всем от этого больно)

Cause I don’t care if I lose my mind

I’malreadycursed

И мне всё равно, потеряю ли я рассудок,

Ведь я уже проклят…

(Он проклят судьбой и Барби, но теперь ему все равно)


На оперных сценах[39]

Трудно было допустить, что за сюжет «Легенды о британце» сразу же не ухватятся мастера оперного искусства. Как известно, драматургическое содержание оперы воплощается не только в либретто, но и в музыке, поэтому перед создателями оперы стояла сложнейшая задача – образными средствами выразить широту, долготу и глубину его влияния на души современников. Опера – это «драма, выраженная в музыке», а не какая-нибудь пьеска с воплями и подтанцовками, и история о неразделенной любви Блокхэда как нельзя лучше ей соответствует.

Сразу на нескольких мировых сценах полным ходом идут репетиции на либретто, написанному разными авторами – на одних подмостках готовятся постановки в классическом итальянском исполнении, на других театральных площадках разрабатывают варианты оперной буффонады с особо острым комическим характером. В борьбу за право исполнения арий главного героя вступили выдающиеся оперные певцы: от самых известных и блестящих (Николай Васков) до менее популярных, но тоже талантливых (Хосе Доминго, Пласидо Каррерас и др.).


Для детей младшего и среднего возраста[40]

Современным Барби образ Кена уже порядком поднадоел, и теперь им больше по душе образ мужественного «британца». «Устами британца глаголет истина» – шушукались дети. Пришло время новых героев, поэтому инициативная группа родителей, неравнодушных к проблемам своих детей, заручившись поддержкой методистов из республиканского ОМОНа (отдела Министерства образования и науки)[41], обратилась с просьбой к директорам кукольных театров – не забыть включить в репертуар нового сезона образ нового кумира детворы. Кукольники с пониманием откликнулись на смену нравственных ориентиров подрастающего поколения и собираются поставить многосерийный кукольный спектакль. Сейчас сразу несколько детских писателей трудятся над созданием детской версии похождений Блокхэда в удивительной стране у Янтарного моря.

Да наша молодежь уже сама стихийно организовалась в поддержку отважного Риччи! Особую активность проявили анимешники, известные своей демонстрацией экстравагантных причесок и инфантильных манер. На их собраниях иногда появляются панки и фрики (freaks)[42], у которых неординарность во всём. Это смелые и абсолютно отвязные личности – им начхать, что большинство считает их придурками, и они терпеть не могут культуру, подавляющую их искренние порывы.

Как только стало известно о рижских событиях 11 ноября 2006 года, провозгласитвщих начало борьбы за освобождение человечества от истязаний культурой, их взгляды быстро эволюционировали от культа героев японских анимаций в почитание Блокхэда, символизирующего безграничную свободу.


Так называемый «Preses bārs» в Риге – «PB»


Они стали собираться на углу улиц Кр. Валдемара и Райниса в PB-баре, намекая на свою связь с «Peeing Briton», который пока еще носит название «Preses Bārs» (PB). Когда их движение только зарождалось, любители аниме, опасаясь репрессий со стороны властей, выбрали это место для маскировки своих симпатий – пусть власти думают, что тут собираются будущие члены престижно-продажного журналистского корпуса.

Периодические здесь между ними и фриками проходят тематические дискуссии (ток-шоу, точнее fuck-show) – сливаться ли с блокхэдовским движением, и если «да» – то каким способом? Или все-таки выражаться самостоятельно. Вопрос непростой и пока остается открытым, тем более, что на их встречах и так всегда царит мало чем прикрытое взаимопонимание. Наверное, поэтому это кафе (по-латышски – kafejnīca), они любовно называют факейница. Сегодня они уже не таятся и юные пибибовцы рассчитывают, что со временем их объединение будет принято в состав Большого Клуба, став его молодежным филиалом.

Детки сами шьют себе необычную одежду из разноцветных лоскутков, и шокируют ею окружающих. Свои портняжные таланты они совершенствуют изготовлением забавных шапочек, колпачков и костюмчиков брюссельцу Жюлю (уже около тысячи штук сшили), и отправляют их своим бельгийским друзьям из компании «The Friends of Manneken-Pis», которые «описавшегося мальчика» там каждую неделю переодевают. Они надеются, что скоро смогут перейти к пошиву крупноразмерной одежды для его младшего, т. е. старшего собрата – Рика и его памятника.

Можно быть уверенным, что подросшие дети на всю жизнь сохранят благодарную память к своему другу детства и не захотят с ним расставаться во взрослой жизни.


Спецобслуживание в «РВ» баре[43]

Периодически в бар «PB» наведываются самые верные и бескомпромиссные последователи Блокхэда – чавы и чаветты (Chav)[44]. Раньше они злоупотребляли спиртным, теперь же заходят в полюбившийся кабачок, чтобы заказать не по десять порций виски, а специальные фирменные молоточки. Усевшись за столики, самый продвинутый из чавов выкрикивает: «ВР – Be Prepared!». Все откликаются: «Всегда готовы!», и тюкают себя молотками по определенным местам черепа, а потом, в знак симпатии, друг друга, чтобы на время «вырубиться» из обыденного течения жизни. Одни для кайфа предпочитают стукнуть одним махом, другие предпочитают колотить мелкой дробью. Попасть по нужному месту не так-то просто, и потому официант кайфа предпочитают стукнуть одним махом, другие предпочитают колотить мелкой дробью. Попасть по нужному месту не так-то просто, и потому официант вместе с заказанными приборами приносит карту мозга, составленную еще френологом Галлем. Понятно, что одним молоточком дело не ограничивается, и с каждым тостом друзья увеличивают дозу, заказывают официанту ударные инструменты поувесистее.


Много чего в голове поклонников Блокхэда и чтобы начинающие не путались, вызывая нужные ощущения при обменах ударами, в кафе всегда присутствует официант, на бритой голове которого нарисована топография чувств – тщеславие, удовольствие, страх, отвращение, достоинство, ярость…[45]


Такая традиция возникла не ни с того ни с сего, и не сразу, а когда в очередной раз в баре, после уже выпитого, денег на очередную бутылку не хватало, и они уже были готовы начать потасовку, добрый бармен предложил им на оставшиеся латопенсы заказать (взять напрокат) 50-граммовые молоточки, и, стуча ими по головам друг друга, красиво, зрелищно и без лишних проблем завершить пирушку. Чавы сообразили – эффект от таких соударений по кумполу (башке, тыкве и т. п.) мало чем отличается от дорогостоящей выпивки, и впоследствии лишь для разгону заказывали спиртное, а потом быстро переходили к молоточкам, причем, все более крупного калибра. Обычно их party заканчивается тем, что они колотят друг друга изо всей силы, и нередко такое угощение перепадает и случайным посетителям кафе[46]. Довольная встречей, веселая компания выползает на улицы города навстречу новым приключениям и легендам.


Компьютерная альтернатива[47]

Благодаря Блокхеду Памятник Свободы в столице Латвии стал объектом-персонажем компьютерной игры. В Интернете (http://www.mildaslaiks.lv-britu-pedeja-sezona/) появилась, адресованная не только детям, увлекательная игра «Последний сезон британцев», где статуя Свободы (скульптурная красавица «Милда») вступает в несвойственное ей ранее противоборство с толпой блокхэдов, и пытается оградить себя от столь своеобразных порывов к свободе британцев. Компьютерная игра «Последний сезон британцев» сравнительно проста – Милда отбивается щитом от летящих в нее выплесков британской мочи. Свои действия она сопровождает возгласом: «Закрой ширинку!».


Латвийские компьютерщики быстро откликнулись на сообщения о планах скульптурно увековечить блокхэда, и создают свои peeing-образы


Если игрок не в состоянии ее защитить, то в конце игры появляется изображение полуголого ликующего британца.

Игра развивает зоркость глаза, меткость, быстроту реакций – скаутские навыки. Но не только это. Игровое пособие облегчает иноземцам понимание характера местного населения, помогает адаптироваться к здешним обычаям, а местных граждан закаляет умственно и нравственно. Хотя, конечно же, прячущиеся за мониторами – не ровня ричардам, т. е. смелым, способным идти по жизни с открытым забралом, не боясь наступать на любые грабли.


Каждой истории свой музей![48]

В связи с небывалым интересом к образу «Писающего британца», не удивительно, что у его почитателей возникла идея обратиться в Рижскую Думу с предложением об учреждении «Музея истории писающих». При входе в Музей, приветствуя посетителей, на постаменте будет стоять скульптура «Писающего британца», созданная по канонам классического искусства. Те, кто видят ее впервые, застывают в изумлении перед ее совершенством, а знатоки говорят, что «нет на человеческом языке такого слова, которое могло бы определить животворящую тайну этого каменного существа». Даже утверждают, что «никакая умная книга не дает возможности так сильно, так сжато и притом совершенно ясно понять „горе“ человеческой души, „горе“ всего человеческого общества, всех человеческих порядков, ка только один взгляд на эту каменную загадку».

И все же поспешим в Музей.

В нем будут собраны не только полицейские акты за держания, протоколы и экспертизы, материалы судебных разбирательств 30-летнего Ричарда П. Блокхэда и его зарубежных подражателей, их фотографии, записи камер видеонаблюдения, свидетельские показания, вы писки из больниц, отклики в прессе, рассказы о похожих туристических историях, но и сувениры мастеро народного промысла, которые изготовлением скульптурок откликнулись на появление в Риге заезжего blockhead’а из Англии.

Экспонаты Музея

Сектор флористики. Распустившиеся цветы в туалетной оранжерее[49]

Особый раздел экспозиции Музея только для членов Клуба Peeing British.

Некоторые образцы Особого отдела Музея могут шокировать поэтому мы здесь представляем наиболее скромный экспонат, опасаясь травмировать неподготовленного зрителя. Считается, что этот кран туалетного умывальника Главной уборщицы – точная копия «крана» его британского владельца. Экскурсоводы предупреждают посетителей, что в других туалетных комнатах музея краны умывальников не обязательно соответствуют оригиналам их сотрудников[50]


Еще одной достопримечательностью Музея стала его Главная уборщица, которая уже с детства видела себя Министром культуры, но как только на эту должность был объявлен конкурс уборщиц, она без колебаний подала прошение об отставке с должности министра, чтобы посвятить себя новому служению. Комиссия по набору персонала приняла во внимание не только ее заслуги как руководящего работника, но, прежде всего, ее многолетний уборщический опыт в Музее зарубежного искусства.

В музее также предусмотрена штатная должность сотрудника, который будет отвечать на письма, адресованные «Писающему британцу», а Latvijas Pasts уже готовит выпуск памятных марок, чтобы удовлетворить нужды филателистов.


Первая почтовая марка, выпущенная ко дню открытия Музея


Ликуют и нумизматы – они узнали, что на одном из Монетных дворов Европы планируется чеканка монет с изображением выдающегося британца.


Эскиз уникальной евромонеты уже готов


Осторожно, фальшивки![51]

Используя необыкновенную популярность скульптуры «Peeing Briton», на сувенирном рынке Риги стали появляться, невесть откуда взявшиеся, отвратительные фальшивки. Мало того, в этих наспех сделанных подделках, изготовленных в лучшем случае недобросовестными халтурщиками, а вернее всего, врагами нового Движения, самый выразительный элемент «британца» сделан непропорционально маленьким – он у них стал почти незаметен. Хорошо! Пусть так! Но, спрашивается, кому нужен этот натурализм, давно осужденный в эстетике?! Да и сказал же поэт: Всех низких истин нам все же дороже нас возвышающий обман.

И этично ли так бестактно педалировать эту его примету?! Просто некрасиво! Откровенно говоря, это следует расценивать как попытку дискредитации не только любимца туристов, но и бросить тень на Движение в целом, принизить значимость писающего образа.

Неудивительно, что в среде бессовестных торговцев снуют такие же отвратительные типы, которые не только «крышуют» халтуру, но и (не иначе, как с чьей-то подачи!) подвергают сомнению сам факт совершения подвига, стремясь внушить доверчивым туристам, что полицейские, схватившие Дика у монумента Свободы, состояли с ним в сговоре и никакого геройства в его поступке не было – мол, тот заранее знал, что наши власти лишь для виду его пожурят, а прощаясь, еще будут бегать за ним и извиняться за свою евронекорректность, оправдываясь, мол, полицейские, принятые на службу из отсталой Латгалии, его не так поняли. Да, кто ж им поверит?!

Разумеется, эти оскорбления не останутся без ответа. В головах его самых горячих сторонников уже созрел замысел создать такой скульптурный образ, чтобы уже ни у кого не возникало беспокойства относительно его мужественности и сексуальной привлекательности. В интервью с журналистами энтузиасты проекта говорили: «Тогда все увидят, какой у него рейтинг!»[52]. Им, смеясь, вторили задорные девчонки с рижских улиц Лачплеша и Чака[53]: «Да мы, кому хошь, любой хрейтинг поднимем!».

Цветоводство[54] и Кулинария[55]

Теперь выяснилось, что оказывается сорванец Жюльен писал не только по подъездам домов старого Брюсселя, но и в цветочные горшочки своей бабушки, в которых та выращивала тюльпаны, впоследствии составившие славу Голландии. Воистину, наши достоинства есть продолжение наших недостатков – опираясь на опыты маленького проказника, сегодня местные ботаники-селекционеры, узнав о рижском подвиге Блокхэда, в кратчайшие сроки вывели два сорта уриноустойчивых тюльпанов.

В знак признания особых заслуг покровителя всех писающих малыша Жюльена лепестки бутона «Manneken Pis» создали чёрно-желто-красными, а лепестки бутона «Peeing Briton» – белыми с красным крестом[56].

Именно эти тюльпаны чаще всего несут к памятникам наших героев. Особенным спросом они пользуются 11 и 19 ноября, их обилие на цветочных лотках в эти дни просто поражает. Хотя стоят они, разумеется, недешево, их быстро раскупают еще не писавшие на памятники туристы, и не только англоязычные. Также нарасхват берут луковицы тюльпанов нового сорта, с любовью выращивая которые у себя дома, они могут тренироваться в искусстве «золотого дождя», благодаря чему возникают настоящие шедевры цветоводства.

Стало известно, что малыш Жюльен был также замечательным кулинаром – это он придумал рецепт закуски, известной всем под названием жюльен[57] – нарезанные соломкой корни и стебли тюльпанов с «бабушкиных горшочков» (с добавлением грибочков, помидорчиков, колечек лука и пр.). Вкусовые и питательные качества своих кулинарных опытов он проверял, угощая брюссельских пьяниц, которым на закуску вечно не хватает денег.

История подтвердила успешность смелых экспериментов – деликатес пришелся по вкусу не только алкоголикам, однако не все ресторанные повара рискуют строго придерживаться старинного рецепта.

Когда Дика призвали в армию, то старался во время увольнительных попасть в Брюссель, чтобы постоять рядом с памятником родственнику по духу, а в кафе напротив заказывал сразу несколько порций жюльенов и тортик с шоколадной фигуркой «Manneken Pis». Тогда еще нельзя было предвидеть, что в недалеком будущем, кондитеры и его самого в виде изящной скульптурки станут изготавливать в шоколаде и продавать на каждом брюссельском углу.


С фотографии сержанта Блокхэда времен его армейской службы. Брюссель. В кафе около памятника Petit Julien Рик скептически, но сочувственно смотрит на писающего малыша


Освоение воздушного пространства и открытия в астрономии[58]

Известная фирма по производству резиновых изделий получила от ВТО заказ на изготовление воздушных шариков в форме «Писающего британца», которые будут запускаться в небо во Всемирный туалетный день. Тогда же будут организованы встречи с ветеранами Движения и ритуальная прописка новых членов Клуба у знаменитых памятников.

А тем временем британские астрономы (между прочим, члены Клуба РВ), наблюдая за звездным небом, обнаружили удивительную геологокосмическую закономерность – оказывается, на одном из спутников планеты Уран – Уринии, сравнительно недавно открытом бельгийскими коллегами (кстати, тоже членами Клуба) – 11 и 19 ноября наблюдается повышенная активность гейзеров. Очень символичный всплеск поддержки![59]


Писающий налетчик пока еще в воздухе. Но это ненадолго – снайпер в дюнах уже прицеливается[60]

Achtung! Achtung! Lu tangrif! Воздушная тревога![61]

Только что с телетайпов дежурной части туристической полиции курорта Юрмалы во все средства массовой информации под грифом «Срочно! Молния!» поступила очередная шокирующая новость. Когда на рижском взморье в небе появился любитель воздушных полетов на дельтаплане, отдыхающий и расслабленный народ поначалу на него не обратил внимания, пока вдруг со спасательной станции в Булдури не раздалось:

«Uzmanību! Uzmanību! Gaisa uzlidojums!»

Понятное дело, что на эту трескотню из динамиков и призывы спасателей никто не реагировал или не понял. И только когда завыла сирена, а с ясного неба на загорелые тела закапал редкий дождик, только тогда пляжный люд всполошился, забегал и попрятался под лежаки. Те же, кто рискнули поднять уткнувшиеся в золотистый песок головы, могли увидеть, как в вышине на ярком дельтаплане воздушный турист выделывал всякие пируэты, а при снижении орошал отдыхающих из своего персонального резервуара струйкой золотистого цвета, которую легкий бриз равномерно распределял на всех – добрых и злых, праведных и неправедных – без разбора их пола и гражданства.

Damn it! What is the world coming to?! Fucking idiot! – это кричали те, кто учились английскому.

Scheisse!шайсэHaltdieFotze!Verdammte Scheisse! – скандировали немцы.

Pala Pingajihodelaputa! – Ихо де ла пута! – испанское «отвали, сукин сын!».

Puzza! – (вонючка – по-итальянски).

Montabarnac! Tamerelapute!«твоя мать шалава» – кричали французы.

Бэн зонА! – (сукин сын). Идиёт! – соглашались местные иудеи.


И тут во всю магнитофонную мощь из дюнных кустов грянуло по-леонтьевски:

Меж нами памяти тума-а-ан, ты как во сне, ты как во сне.

Наверно, только дельтапла-а-ан поможет мне, мне-е-е

Ša-au-smas! – мяукнули латышскоязычные.

Никаких сомнений – это была наземная группа поддержки смельчака.

Вот я надену два крыла-а – и ближе ты, и ближе ты.

Меня любовь оторвала от суеты, от суеты.

Наивно это и смешно, но так легко моим плеча-а-ам —

Уже зовет меня в полет мой дельтапла-а-ан.

Как позднее выяснилось, возмутители спокойствия были наводчиками на совсем другую цель «британца» (в 50 метрах отсюда), а сейчас, здесь, сверху угрожающе свистели крылья дельтаплана, а снизу орал Валера Леонтьев:

Но в этот час, когда крыло над ним,

Сближаем мы грядущее с былым…

Как детства д-ы-ы-м…

Ārprāts!

Проклятия, которые неслись снизу на разных языках, только прибавляли летчику скорости, но так продолжалось лишь до тех пор, пока один из завсегдатаев курортного побережья не принял вызов. Как и следовало ожидать, с первой же подачи пляжный мачо волейбольным мячом сбил налетчика – крыло заморского гостя свернулось и спикировало в холодные воды Балтики. Тут же на захват человека за бортом устремились два катера – один с нашей спасательной станции, другой – дрейфовавший в заливе поблизости от места катастрофы. На сей раз удача была не на стороне прибалтов. Перед глазами мелькнула знакомая эмблема РВ – ихний катер оказался помощнее… Он быстрее домчался до спустившегося с неба утопающего, подхватил его и скрылся в нейтральных водах. Этот некрасивый случай, казалось бы, так и останется нераскрытым прискорбным эпизодом курортной жизни города. Но вскоре в Юрмальскую Думу из центрального офиса Клуба «Peeing British» пришло письмо с извинениями и разъяснениями происшедшего.


На берегу, скрывая за очками горечь в глазах, наблюдал за постигшей хозяина неудачей ранее благополучно приземлившийся его верный спутник Бард, которого запустили немного раньше, прежде чем отправить в опасный полет человека. В его родословных документах можно прочитать, что Бард – потомок Белки и Стрелки (первых в мире космонавтов). Ай да, Бардик! Ай да, сукин сын![62]


В нем сообщалось, что руководство глубоко сожалеет о случившемся инциденте и заверяет, что никаких изменений в характере и направлении деятельности Клуба не произошло и не планируется. В письме упоминалось, что пилот дельтаплана – молодой член Клуба, лишь недавно купивший права на самостоятельное проведение полетов, и у него не было намерения «мочить» отдыхающих, легально прибывших на курорт для лечения и развлечений. Его целью был скульптурный жираф, установленный на вилле «Adler» бывших владельцев банка «Parex» Валерия и Татьяны Каргиных, расположенной в дюнной зоне. Его внимание привлекла красующаяся на рогах жирафа золотая корона – символ Parex’а, которую ему нацепили, когда пришлось покинуть их дом в Старой Риге. На эту-то блестящую штуковину, как на опознавательный знак, оказывается, и нацелился «британец», вроде сороки, падкой на всякую мишуру (как позже выяснилось, это был один из разгневанных вкладчиков обанкротившегося Parex’а).


«Парексовскую» корону после того случая у жирафа отобрали[63]


Тем не менее, Правление Клуба извещало, что:

«…изучив все материалы, относящиеся к делу – ознакомившись с объяснениями виновника происшествия, опросив морских спасателей и просмотрев видеозапись полета, которую они вели с катера, изучив метеосводки за этот день на побережье Прибалтики – давление, скорость ветра, температуру воздушных слоев и потоков, влажность, облачность, медицинский тип погоды в целом и др.) руководство пришло к выводу, что случившееся не может быть квалифицировано как преднамеренное хулиганство члена Клуба „PB“. Тем не менее, молодой ас на весь летний период лишен водительских прав и будет отстранен от полетов. Ему строго указано на недопустимость подобного лихачества. Он должен будет пройти дополнительную предполетную подготовку по прицельному планированию и сдать экзамен по повышенным расценкам.

Your sincerely President of World Peeing British Club

Signature Date»


Помимо этого, в письме сообщалось, что в качестве публичной компенсации за совершенную неловкость своего члена, из фондов Клуба наиболее опытным пилотам выдадут пакеты (мешки) с луковицами фирменных тюльпанов, которые на бреющем полете будут бесплатно разбрасывать в дар отдыхающим Юрмалы, как бы извиняясь перед ними за ранее причиненный ущерб.


В творческих лабораториях шоу-бизнеса[64]

Самые популярные журналы поспешили порадовать читателей сообщением о рождении новой звезды. На обложке одного из них надпись: «Наш самый большой шик!». Совсем свежая информация поступила о ведущихся переговорах о проведении международного конкурса «Мистер „Писающий британец“» – в Риге, Брюсселе, Англии. По замыслу устроителей это не будет традиционный конкурс красоты. Здесь уже одних внешних данных будет недостаточно – это будет конкурс инноваций мужественности, новых манер гостевого дефиле и туристического этикета, наиболее эффектной демонстрации эксклюзивных моделей одежды, оригинального исполнения «клубного» танца и т. п. Победителям конкурса вручат статуэтки – золотую Peeing Briton, серебряную Pi-pissing Briton и бронзовую Pi-pi-pissing Briton – соответственно занятым местам. Победителей также наградят туристическими поездками на родину Блокхэда и установкой памятников «Peeing Briton» у их дома по месту жительства. Перечень поощрительных призов не менее обширен и разнообразен – это фигурки Блокхэда из янтаря и камней с лохнесского побережья, иллюстрированные подарочные издания «Легенды о Британце», лично подписанные Блокхэдом шорты и кое-что еще, о чем организаторы конкурса пока умалчивают.

О своем желании подключиться к участию в конкурсе уже заявили несколько Домов Моды, имеющие мировую известность. Знаменитые кутюрье быстро уловили основные направления стиля, заданного расхристанным видом «писающего британца». Новый модный стиль уже получил броское название – «Peeing Fashion».

Одним из первых знаменитостей сообщившим о начале работы над новой коллекцией высокой моды стал маэстро Жан-Поль Готье, который сразу проникся особым свободолюбием творческого духа Блокхэда – на своих демонстрационных показах он настолько похож на него, что становится практически неотличим.


Пока французскому маэстро еще не вполне удается копировать пластику «британца». В движениях Жан-Поля чувствуется скованность, зажатость и неуверенность шагов, в сравнении с походкой «от кутюр» Ричарда Блокхэда[65]


Прикольный БРИ-танец[66]

Появился и новый танец, у которого в ходу несколько его названий: «Pissriging» (поскольку возник благодаря незабываемому событию в Риге), «Британец» или на английский манер – «Bridance». В своих характерных движениях он отдаленно напоминает забытую, слава богу, «ламбаду», а иногда что-то от брэйкданса. Новомодный танец исполняется на вечеринках членов Клуба и особо торжественных оргиях.

Когда же стало известно, что клуб «Peeing British» организует Международный конкурс танца «Pissriging», Балтийская Международная академия (БМА), среди множества других претендентов, заявила о своих особых правах на место его проведения. Дело в том, что нынешняя БМА – крупнейший частный вуз в странах Балтии и Северной Европы (в котором обучаются студенты из 25 стран мира) был основан в 1992 году и под названием Балтийский Русский институт (сокращенно – БРИ) существовал до 2008 года.

Факультет культурологии горячо поддержал идею проведения конкурса, утверждая, что лучшей площадки для его проведения не найти. Их аргумент безупречен и неотразим – «Британец» – это не что иное как БРИ-танец, т. е. чуть замаскированное название – танец Балтийского Русского Института, который уже со дня основания института, виртуозно исполняют самые одаренные студенты.

Дискотеки в БРИ и раньше славились своей атмосферой непринужденности, а уж после подвига британца у памятника Свободы и проведения Международного конкурса танца в БМА «БРИ-танец» стал визитной карточкой, можно даже сказать, брендом Балтийской академии. Во многом, благодаря ему, поток абитуриентов в этот вуз со всей Латвии и из других стран не иссякает. Престиж Академии стал настолько высок, что, готовясь принять на воспитание талантливых последователей Блокхэда со всего мира, преподавание начали вести также на английском языке.


Шик![67]

Некоторые фирмы начали устанавливать фигурку «Писающего британца» на капоты автомобилей в качестве декоративного украшения, подобно тому, как на первых моделях советской «Волги» стоял бегущий олень. На Pontiac’е – была эффектная фигурка индейца (его прозвали «вождь шестицилиндровых»). На легковые Buick и Cadillac в свое время прикручивали разнообразных «летящих леди», причем фигурка «Летящей леди Элен» на британском Роллс-Ройсе первоначально именовалась «Духом восторга». Наш «Писающий британец» на носу автомашины – убедитесь сами! – значительно более ярко выражает охвативший его восторг.

Один энтузиаст Клуба передал нам фотографию своей антикварной машины Super Rolss-Royce, которую он украсил замечательным серебряным маскотом «PB» – это сразу придало автомобилю элегантность и одухотворенность, акцентируя черты, свойственные и его владельцу. Психологи утверждают, что установка оригинальной фигурки на капоте своей автомашины – это эффектный способ заявить, что ее водитель – яркая индивидуальность.


Наших бьют![68]

Некоторым самонадеянным членам Клуба не дает покоя популярность Риччи и они тоже, мечтая искупаться с Блокхэдом в лужах славы, пытались повторить его безумный подвиг в других городах Европы. Итог был печален – одних забрали в тюрьмы, других – в традиционные церкви. Многие были жестоко избиты и даже покалечены на месте совершения отчаянных экспериментов… Часть из них, несмотря полученные увечья и тем самым уже понесшие наказание от законопослушных граждан, отбывают свой срок в заключении, где их преследуют тюремщики и уголовные сокамерники.


Так, по-буквалистски, недалекие цензоры западной культуры следуют словам поэта В. Маяковского «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо»! Это совершенно возмутительно и нарушает все стандарты правописания, особенно когда страусиных или гусиных перьев на всех писателей не хватает и законники для их избиения берутся за все, что подвернется им под руку. Фернандо Ботеро отобразил эпизод издевательства над теми, кто попытался повторить смелую акцию Блокхэда и оказался в тюрьме.


Поэтому руководство Клуба обращается ко всем своим членам с убедительной просьбой – в ближайшем будущем ни в коем случае не пытаться повторить подобное где-либо, кроме Латвии – это очень опасно и чревато тяжелыми последствиями.

В интервью не для прессы латвийские полицейские, отводя глаза в сторону, говорили, что не хотят надолго задерживать писающих, чтобы не связываться с ними. Пусть на месте платят штраф и катятся на все четыре стороны! В чем дело? Почему так?!

Не в снисхождении и низкопоклонстве перед Западом тут дело! Полицейские утверждают, что вот как Латвия вступила в Евросоюз, так теперь эти туристы, требуют адвоката, да еще ссылаются на 3-ю Статью Европейской Конвенции о защите прав человека. Они колотят в двери камер, из которых несутся ругательства и оскорбления:

Садисты!

Дикари!

Фашисты!

Эсэсовцы!

Зачем опять эсэсовцы!? И причем тут мы!

Задержанные грозятся подавать заявления о нарушении Конвенции о запрещении пыток и унижающему их достоинство наказания, если на время содержания под стражей им не будет предоставлена (в наших-то полицейских участках!) отдельная камера с современным туалетом, кондиционером и прочим комфортом ихней тюремной жизни. Где все это взять?! Чуть что не так, адвокаты строчат иски на умопомрачительные компенсации за якобы причиненные им моральные и физические страдания. Если всех их тащить в полицию – хлопот не оберешься, себе дороже. Они-то и разорили наше министерство – Полицейскую академию не на что стало содержать, пришлось ее прикрыть.


Костры новой инквизиции [69][70]

Британский концерн British Petrolium (BP) заявил, что их сотрудники были счастливы, узнав, что аббревиатура их предприятия почти неразличима с Р В, и уже одно это роднит их с Блокхэдом. У нефтяников прибавилось гордости, ведь нефтяные гейзеры, вырывающиеся из недр земли, тоже символизируют стремление к свободе. А когда руководство компании приняло решение поменять местами буквы на своем фирменном знаке – «BP» на «PB», они, в знак поддержки своему выдающемуся соотечественнику, стали раскачивать нефтяные качалки еще быстрее. Конкуренты расценили такой «разворот» British Petrolium как ловкий рекламный ход в борьбе за рынки сбыта, и с этим трудно не согласиться – было бы глупо не воспользоваться таким сходством.

Разумеется, эта эффектная акция в поддержку Блокхэда не могла остаться незамеченной и на нее следовало ожидать ответной реакции. Но никто не мог себе представить, что она окажется столь чудовищной – весной 2010 года на нефтедобывающей платформе British Petrolium в Мексиканском заливе происходит взрыв, и погибают тринадцать в расцвете сил бипибовцев.

Когда общественность обвинила в заговоре антиписсинговцев, те, как обычно, заявили, что это конспирологические бредни, и что, наоборот, случившееся на ВР – безумная акция активистов Клуба «Peeing British». Абсурд! Всем понятно, что это диверсия, и подстроена, конечно же, не честными конкурентами British Petroleum – такими, как Standard Oil или Exxon, а ненавистниками Блокхэда. Преступников уличает не только то, что взрыв случился вскоре после решения о переименовании, но и то, что произошел он именно в печально известный день – 20 апреля (день рождения Гитлера) – день, который отмечают все душители свободы, готовые на любые преступления, а Блокхэд своим бесстрашным самоизлиянием у памятника в Риге доказал, что всегда и везде на стороне свободы.

К сожалению, когда дело касается противников Peeing British, официальное расследование в очередной раз заходит в тупик, которое и на сей раз свелось к тому, что причиной катастрофы назвали якобы вдруг покосившуюся конструкцию скважины, ее плохое цементирование и еще какую-то ерунду.

Злоумышленники теперь считают, что добились своего, поскольку руководство ВР приостановило ранее принятое решение видоизменить фирменный логотип. Но нефтяники временно погибшей «Deepwater Horizon» заявили, что в ответ на эту провокацию подают коллективное заявку с просьбой о внеочередном приеме их в члены Клуба «Peeing British», и как только утонувшую платформу, площадью в два футбольных поля, восстановят, они пройдут демонстрацией по ее периметру с портретами Блокхэда.


Они с нами[71]

Стать идеологическими спонсорами Клуба «Peeing British» сейчас готова ВТО – World Toilet Organization (не путать со Всемирной Торговой Организацией или Всемирным Тайным Обществом!). В рядах групп поддержки (очевидно, на всякий случай) можно также заметить независимую Amnesty International.

Союзниками Клуба числят по собственному усмотрению (за всеми не уследишь) многие неформальные объединения – от неолиберальных до нудистских и экстремистских. Романтиков по свету бродит довольно много, но мало кому удавалось заявить о своих идеалах столь выразительно и ярко.

Поддержка возникшему на наших глазах движению постоянно ширится, захватывая в свою орбиту все новые социальные группы. В последнее время все громче начинают звучать голоса протеста со стороны феминистских организаций – они обвиняют Клуб в изобретении еще одной изощренной формы мужского шовинизма. Надо признать справедливость этих упреков и принять их как сигнал, что сидеть на лаврах пока рано и что формирование движения далеко от завершения. Действительно, Jeanneke Pis – 1985 года рождения – уже давно подросла, ее тоже надо куда-то пристраивать.

Перспектива есть – дел хватит всем!


P. S

Книгу о легендарном британце уже включили в самые знаменитые антологии о приключениях выдающихся современников


Сообщения об эпидемии подражания Блокхэду и скандалах с ним связанных, продолжают поступать отовсюду. Их так много, что нет никакой возможности рассказать обо всех эпизодах, ведь каждый хотел «отщипнуть» от него что-то для себя. К тому же, сейчас уже непросто различить правдивые факты и беспочвенные репортерские фантазии, от которых хочется уберечь вдумчивого читателя.

Зато история самого Риччи гораздо более достоверна и удивительна, чем судьба памятника, тем более, что их пути разошлись – памятник стал жить своей жизнью, а наш герой – совсем другой. Он считал, что его поклонники лишь внешне уподобляются образу Блокхэда и вовсе не выражают глубины его свободомыслия.

Жизнь человека и его идей не похожа на полет стрелы и никогда нельзя быть уверенным, что случится за следующим поворотом судьбы. Это природа законопослушна, а человек живет по им же самим придуманным правилам, а когда мечтает, то и они ни к чему.