Вы здесь

Ironman: история, а не истерия. Практическое пособие для начинающего триатлета. С чего начать, или Как выбрать гонку (Владимир Разуваев)

С чего начать, или Как выбрать гонку

Самый первый и самый важный совет, который я дам в самом начале, заключается в том, что вы должны быть уверенными в том, что состояние здоровья позволяет вам заниматься спортом на выносливость. Этому будет посвящена следующая глава, и о её особенной важности не следует забывать. Но сейчас я исхожу из того, что вы решились на Ironman не просто так и уже думали о своём здоровье, поэтому в этой главе книги я расскажу о том, как выбрать гонку (старт), где это следует делать и сколько стоит стать железным человеком.

Скажу откровенно, что, по большому счёту, стать железным человеком можно без всяких официальных (брендированных) стартов, большого скопления народу, медалей на финише и прочих аспектов массовых мероприятий. Для этого нужны велосипед, кроссовки, спортивные часы с GPS (чтобы видеть пройденное расстояние) и один-два человека в помощь (чтобы следить за вашим состоянием и охранять ваш велосипед). Вы можете самостоятельно проплыть 3,8км, затем проехать на велосипеде 180км и в заключение пробежать 42,2км. После этого можно считать себя железным человеком и гордо носить это имя до конца жизни.

Однако, безусловно, понимая, что такое преодоление длинной дистанции триатлона хоть и имеет право на существование, все мы хотим настоящего спортивного праздника с большим скоплением триатлетов, зрителей, болельщиков и просто сочувствующих, а также получение медали финишёра после пересечения финишной арки. Поэтому достаточное количество внимания, на мой взгляд, следует уделить вопросу выбора конкретной гонки.

Начну с того, что на текущий момент в мире существует несколько компаний, которые организуют старты по триатлону. В силу значимости бренда, вложений маркетинговых сил и инвестиций, а также банальной прозорливости самой известной серией гонок является IRONMAN. Действительно, кто из участников или думающих об участии в подобных стартах не знает их слогана Anything is possible1. Когда я впервые услышал об Ironman и посмотрел ролик с Чемпионата Мира на Гавайях, у меня едва ли не проступили слёзы на глазах. В тот момент я окончательно решил, что я обязательно финиширую в гонке Ironman, обязательно дойду до финиша. Маркетологи сделали своё дело на отлично.

Следующим по масштабу и известности международным брендом является Challenge. Именно на старте этой серии в немецком городе Рот величайший триатлет Ян Фродено в 2016 году установил новый мировой рекорд на длинной дистанции: ему удалось пересечь финишную линию за 7 часов 35 минут 34 секунды.

Существует множество локальных стартов за рубежом, но для первого старта в своей жизни я бы всё же рекомендовал выбрать что-то из организуемых известными брендами, поскольку в таком случае вы сможете устроить для себя настоящий спортивный праздник, который запомнится надолго.

Нельзя обойти стороной российские гонки. В России на настоящий момент не проводятся гонки международных брендов по триатлону, что не означает, что в России нет хорошо организованных стартов. Самыми известными брендами в России являются Ironstar, Titan, Grom. Я бы ориентировался именно на них при выборе вашего старта. География российских гонок впечатляет: Москва и область, Сочи, Казань, Киров, Санкт-Петербург и многие другие города. По организации эти мероприятия немного отличаются от гонок серии Ironman и Challenge, но отличия, по большому счёту, сводятся к масштабу, количеству участников и месту проведения. Если вы для себя решили, что вам хочется участвовать в гонке под брендом Ironman, то российские старты вполне будут подходящими для подготовительных стартов: олимпийской дистанции и т.н. «половинки»2. В свой первый год занятий триатлоном я поучаствовал в трёх российских стартах: 1. «олимпийка» под брендом Titan; 2. «половинка» под брендом А1; 3. «половинка» под брендом Ironstar. Каждый из них был организован на достойном уровне.

С современным уровнем качества информации в сети Интернет выбрать гонку не составляет никакого труда. Нужно зайти на сайт любого из понравившихся вам организаторов, найти интересующую вас локацию, подобрать даты и зарегистрироваться. Я хотел бы дать несколько советов по критериям выбора гонки.

Локация

Место проведения гонки может играть огромное значение для начинающего триатлета-любителя. И прежде всего это относится к климату. Я бы рекомендовал не допускать той ошибки, которая была допущена мною при выборе своего первого старта на длинной дистанции, и выбрать место проведения гонки, максимально соответствующее по климату той локации, в которой вы преимущественно тренируетесь. В качестве своего первого старта я выбрал гонку Ironman Malaysia, из названия которой понятно, что проводится она в Малайзии, а именно на острове Лангкави. Признаюсь, выбор именно этой гонки был совершенно субъективным: 1. это был чуть ли не последний старт в сезоне, а стартовать до ноября я был не готов физически (как мне казалось и как на этом настаивал тренер); 2. меня и семью подкупили своей красотой фотографии с этого замечательного острова в Малайзии. Поэтому было решено совместить гонку с отпуском семьёй. Воистину райский уголок на Земле, на котором мне предстояло изрядно пострадать.

Выбрать в качестве первого старта гонку в Малайзии было огромной ошибкой с моей стороны. Влажность, жара, тропические дожди, длительный перелёт к месту проведения, высокая стоимость транспортных и сопутствующих расходов, плавание без гидрокостюмов среди большого количества морских вшей (температура воды почти 30 градусов). Каждый из пунктов заставлял сомневаться в правильности выбора ещё долгий период времени. Климатические условия совершенно не соответствовали тем, в которых я тренировался. Более того, до занятий триатлоном я плохо переносил жару. Единственное, что меня возбуждало, это то, что я собирался стать «железным человеком» уже в первом своём сезоне занятий триатлоном. И эта мысль перечёркивала все предположительные трудности, о которых я пока ещё не знал. Также отмечу, что гонка проходила в ноябре, а сезон в центральной части России заканчивается в сентябре, что означало, что весь октябрь должен был тренироваться только на велотренажёре, не имея возможности выехать на велосипеде на шоссе из-за холода.

Чем больше мыслей о сложности условий гонки у меня было, тем больше я сомневался. И сомнения эти было решено развеять попыткой пройти «железную» дистанцию в более привычных климатических условиях за пару месяцев до этого. После коротких консультаций с тренером о принципиальной возможности в соответствии с моей физической формой было решено зарегистрироваться на другую «железную» гонку, но уже из серии Challenge, в Алмере-Амстердам, чтобы проверить, насколько я в принципе смогу финишировать в привычных условиях такую длинную дистанцию. Будучи честным, скажу, что сомнений в финише к тому моменту у меня уже не было, а оставались лишь сомнения и вопросы по времени, за которое я смог бы это сделать.

В этой связи я бы рекомендовал очень внимательно подойти к этому вопросу. Если вы плохо переносите жару, не стоит регистрироваться на старты там, где жарко, влажно. Если вы по каким-то причинам не любите тренироваться в прохладную погоду, не регистрируйтесь на гонки в Европе в апреле и мае. И несмотря на то, что подавляющее большинство начинающих триатлетов на свой первый Ironman не планируют показывать быстрый результат, имейте в виду, что от условий гонки зависит ваш результат. Согласитесь, куда приятнее финишировать с улыбкой на лице, чем быть увезённым в местный госпиталь.

Следует также иметь в виду, что от локации зависит язык общения. На старте вам может потребоваться помощь, может пробить колесо, вам может стать плохо, вы можете потеряться, вам может потребоваться объясниться в больнице или в медпункте (я не случайно говорю про госпиталь и медицинскую помощь, поскольку сам был в такой ситуации). Крайне желательно, чтобы вы знали хотя бы основные фразы, которые позволят вам объясниться, на языке страны, в которую вы едете. Чаще всего на гонках серии Ironman и Challenge проблем с английским языком у обслуживающего персонала нет никаких, но, если вы вдруг выбираете локальный старт (не международный бренд), будьте готовы к тому, что даже правила гонки и брифинг проводятся на локальном языке без дублирования на английский.

Важным элементом подготовки к длинной дистанции в триатлоне является питание. Не вдаваясь сейчас в подробности этого вопроса, хочу отметить, что при выборе локации старта вопросы питания также надо учитывать. Если у вас долгий перелёт и вы привыкли к своей еде, то не всегда может подойти питание, которое подают на борту самолёта. Еда в какой-нибудь экзотической стране азиатского географического региона тоже может неблагоприятно сказаться на вашем самочувствии, что, вне всяких сомнений, повлияет на результат гонки. В этой связи лучше и правильнее выбрать локацию с культурой и питанием, к которым вы привыкли.

Имейте в виду, что длинные перелёты к месту старта означают, что вам необходимо прилетать не менее чем за 3 дня до начала соревнования:

во-первых, необходимо адаптироваться к новому часовому поясу. Сон, отдых, активность и биологические часы прямо влияют на результат гонки, и организму нужно быть готовым к новому часовому поясу, чтобы показать лучшее, на что вы способны;

во-вторых, длинный перелёт «застаивает» вашу кровь в организме, и появившуюся отёчность нужно разогнать после долгого пребывания в сидячем положении в самолёте. Т.е. следует запланировать лёгкую пробежку после долго перелёта, чтобы разогнать кровь в теле. Если на пути к месту проведения соревнований у вас есть долгие стыковочные рейсы, то обязательно в этих стыковках следует хорошенько размяться. Как минимум, следует много ходить пешком по зданию аэропорта. Считайте, что вам повезло, если здание аэропорта, в котором вам приходится проводить время для трансфера, является современным и большим, а если там находится много магазинов беспошлинной торговли, то можете считать себя абсолютным счастливчиком. В некоторых действительно больших аэропортах можно найти небольшие фитнес-залы, где есть беговая дорожка. В таких залах можно сделать полноценную беговую или велотренировку или тренировку по ОФП.

Кстати, небольшой и эффективный лайфхак: рекомендуется в длинные перелёты надевать компрессионные гольфы. Это очень хорошее средство для борьбы с отёчностью ног, болевыми синдромами в ногах. Отёчность спадает уже через несколько минут после надевания компрессионных гольф, но я надеваю компрессию до выхода из дома и снимаю её уже по прибытию в конечную точку.

Срок регистрации и дата проведения мероприятия

Регистрироваться на гонку я бы рекомендовал не ранее, чем через 6 месяцев с начала ваших занятий триатлоном. То есть если вы начали подготовку в марте, то хорошей датой участия будет сентябрь-октябрь. 6 месяцев – это тот срок, за который вполне реально подготовиться для того, чтобы финишировать на «железной» дистанции. Догадываюсь, что тренеры меня могут сильно поругать за такое смелое высказывание, но это правда. У меня, к примеру, на подготовку к первой «железяке» ушло именно столько времени.

Учитывайте дату, насколько она вам подходит, сможете ли вы соединить это с отпуском, сможете ли иметь пару-тройку дней отдыха сразу после гонки. Имейте также в виду, что приехать к месту старта лучше всего за пару дней до мероприятия. Если гонка проводится в воскресенье, то лучшим вариантом будет приехать в предыдущую пятницу. Один день уйдёт на размещение, сбор велосипеда из чехла или чемодана, проведение коротких разминочных тренировок, просмотр трассы3 и т. д. Суббота в таком случае уходит на посещение брифинга, размещение экипировки в транзитных зонах4, посещение экспо5, отдых перед гонкой.

Следует иметь в виду, что регистрация на интересующее вас мероприятие не всегда проходит свободно. В Ironman есть гонки, слоты6 на которые раскупаются очень быстро. К таким, например, относятся: Клагенфурт (Австрия), Барселона (Испания) и другие. На популярных стартах, как правило, выступает большое количество участников (иногда их число достигает 2 500 человек), что не всегда доставляет удовольствие, особенно на плавательном и велосипедном этапах.

Постарайтесь избежать регистрации на старты в самом начале сезона (апрель-июнь). К сожалению, климат в России не очень благоприятен для проведения большого количества велотренировок на улице. Тренироваться на шоссе можно, по сути, с мая. Если вы регистрируетесь на гонку, которая проводится в мае-июне, то у вас будет, вероятнее всего, не более 1000км наката на велосипеде по шоссе. В целом, рекомендация по участию в Ironman сводится к тому, что у вас должно быть 3—4 тысячи километров наката на шоссе, при этом количество километров, накрученных вами на велостанке, в этот накат не зачитываются. Это означает, что у вас нет достаточного опыта для участия в соревнованиях на длинной дистанции. Не очень хорошая идея переходить со станка (зимой просто нет других вариантов для постоянных тренировок) на шоссе в режиме соревнований. В этой связи рекомендую регистрироваться на старты, которые проводятся, начиная с конца июля. В таком случае у вас будет время для нормальной подготовки к велосипедному этапу соревнований. Безусловно, этот совет относится к тем начинающим любителям, которые начинают свою подготовку поздней осенью или зимой, то есть если нет опыта катания на шоссе в предыдущий сезон вообще. Если же у вас есть такой опыт, то хорошей рекомендацией выглядит участие в специальных спортивных сборах, например, за месяц до старта, чтобы, как говорят опытные триатлеты, «вкатиться» в сезон. При этом принципиального значения, участвуете ли вы в организуемых кем-то сборах или проводите «вкатку» самостоятельно, нет. Главное – у вас должна быть возможность подготовиться к соревнованиям на шоссе. Как правило, такие сборы проводятся в местах с располагающим для этого климатом. Излюбленными местами российских триатлетов для проведения сборов являются Кипр, Майорка и т. д. В этой главе я не буду уделять внимание сборам, их видам, организации и необходимости. Эти вопросы будут рассмотрены в отдельной главе.

Профиль трассы

При выборе гонки обязательно посмотрите профиль трассы. Этот совет относится к велосипедному этапу, поскольку беговой этап, чаще всего, происходит на плоской поверхности с минимальными подъёмами и спусками. Бывают, безусловно, и исключения: например, известная гонка Israman, которая происходит в Израиле, включает в себя беговой этап с весьма крутым спуском в более, чем 600м. Можно ещё в качестве примера привести такие экстремальные гонки, как Norseman, Celtman и др. Но если брать классические гонки, то беговой этап обычно имеет плоский профиль. Внимание стоит уделить именно велосипедному этапу. Вот, к примеру, как может выглядеть профиль трассы на велосипедном этапе на примере гонки Ironman Zurich:




Вам предстоит проехать 180км на велосипеде. Для начинающего любителя, обладающего средними физическими показателями и не имеющего спортивного прошлого, это означает приблизительно 6 часов в седле. Очевидно, что это тяжело, даже если вы едете на плоской трассе. Но если трасса проходит в горном кластере, то гонка может превратиться в большое мучение. Поэтому не рекомендуется в качестве первого старта выбирать тот, где велосипедный этап проходит через горы (например, Ironman Zurich). Найдите так называемый «плоскач». Для таких идеально подходят Ironman Klagenfurt, Ironman Barcelona, Challenge Venice, Challenge Almere-Amsterdam. При этом не забывайте обращать внимание и на другие возможные внешние факторы. К примеру, последняя из названных (Challenge Almere-Amsterdam) хотя и имеет плоский профиль на велоэтапе, часто проходит в условиях сильного ветра, что существенно ограничивает вашу скорость. Случается, что ваша скорость может быть не более 24—25 км/ч при сильном ветре, в то время как обычная средняя скорость начинающего любителя равняется 29—30 км/ч.

Обязательство перед обществом

После выбора и регистрации на гонку советую рассказать об этом всем своим близким и друзьям. Если вы активны в социальных сетях, то сделайте пост и расскажите всем, что вы зарегистрированы. Это очень важный момент. Необходимость сделать это сводится к двум составляющим:

– вас, скорее всего, похвалят и за вас порадуются. Тот, кто никогда не финишировал на Ironman, позавидует белой завистью. Близкие и друзья вас поддержат и пожелают удачи в подготовке. От этого вы получите массу позитивных ощущений и вас это дополнительно мотивирует на подготовку;

– сообщив всем о регистрации и начале тренировок, вы уже вряд ли сможете легко отказаться от взятых на себя обязательств перед родными, близкими и друзьями.

Стоимость и сопутствующие расходы (travel expenses)

Стоимость слота на гонки не является дешёвой. Слот на гонку серии Ironman стоит 500—600 USD, на гонку серии Challenge – 400—500 Euro. Локальные старты стоят существенно дешевле, российские – в районе 10 000 рублей. Тут не стоит удивляться. За хорошую и качественную организацию нужно платить. И когда находишься на трассе, ты понимаешь, за что платишь. Будьте внимательны при оплате: в 99% случаев вернуть деньги за слот в случае, если вы передумаете, заболеете или не сможете принять участие по каким-либо другим причинам, не получится. Поскольку деньги достаточно существенные, подойдите крайне внимательно к этому вопросу.

Примите во внимание мой следующий совет: часто Ironman и Challenge продают два слота на две гонки по специальной (более низкой) стоимости. Как правило, это две гонки в одной стране: на «половинку» и полную железную дистанцию через некоторое время после неё. Если вы сначала будете проходить полужелезяку, то это может быть интересным предложением.

Однако траты7 на этом отнюдь не заканчиваются, а только начинаются.

Первое, что нужно сделать сразу после покупки слота, это найти и забронировать отель, в котором вы будете жить. Я настоятельно рекомендую сделать это сразу после регистрации, а в случае если вы регистрируетесь на популярный старт, – незамедлительно. Для первого старта было бы правильно выбрать либо рекомендованный отель, либо иной отель, который находится максимально близко к месту старта/финиша.

Рекомендованный отель – отель, который рекомендуется самим организатором старта и с которым у организатора заключено партнёрское соглашение. Как правило, на веб-сайте гонки поименованы рекомендованные отели. Они могут быть чуть дороже любых удалённых отелей, но, поверьте, это того стоит. Проживая в рекомендованном отеле и бронируя его прямо с сайта гонки, вы обычно получаете следующие преимущества:

– скидка на проживание в период проведения соревнований.

– непосредственная близость к месту старта/финиша. Это очень удобно. Поверьте, на своей первой гонке вы захотите несколько раз пройти в транзитную зону, чтобы всё проверить. Вы будете нервничать и даже, вероятно, что-то забудете положить в транзитку с первого раза. Если «транзитка» находится рядом, это обеспечивает вам некое спокойствие. Однако не забывайте, что доступ в транзитную зону ограничен временем её работы. В правилах гонки всегда указано время работы транзитных зон.

– финишировать сразу в отель – приятно и удобно. Скорее всего, вы сильно устанете: 10—15 часов тяжёлой работы полностью лишат вас сил. Поэтому тратить после финиша энергию, которой к тому моменту уже почти не останется, будет нелогично. При этом следует иметь в виду, что на некоторых гонках место старта и место финиша находятся далеко друг от друга (до нескольких километров). И здесь вам предстоит нелёгкий выбор: бронировать отель ближе к месту старта или ближе к месту финиша. Оцените всю информацию спокойно, изучите все отзывы и бронируйте. Я бы рекомендовал бронировать всё же отель, который располагается у финиша. Это удобно во всех смыслах. К тому же, финиш – это всегда праздник. Если у вас останутся силы и вы захотите посмотреть на последних финишёров, то это зрелище, наполненное незабываемыми эмоциями, не оставит вас равнодушными и оставит след в памяти.

– как правило, рекомендованный отель в день гонки, организует специальный ранний завтрак, начиная с 4 часов утра. Учитывая, что старт осуществляется в 6—7 часов утра, позавтракать в 4 часа утра – правильный вариант, который избавит вас от необходимости самостоятельно готовить завтрак, что, несомненно, добавляет нервозности и без того важному дню в вашей жизни.

– чаще всего в рекомендованных отелях разрешается хранить велосипеды. Такие отели так и называются: bike friendly. Так вы сможете провести все необходимые подготовительные процедуры, всё проверить в спокойной обстановке.

– в отеле можно познакомиться с большим количеством триатлетов. Их много. Особенно на раннем завтраке в день перед гонкой. Это незабываемое ощущение, что через пару часов в вашей жизни произойдёт что-то поистине великое, важное. И вокруг вас – такие же, как вы. Кто-то выступает впервые, а вон тот сосредоточенный парень делает сегодня, как минимум, 5-ю или 6-ю гонку, а вон та женщина явно сегодня перевернёт свой собственный мир, а этот старик (хотя язык не поворачивается назвать железного человека стариком) может составить тебе прямую конкуренцию и финишировать быстрее тебя. И от всего этого прёт.

– часто для атлетов, выбравших проживание в рекомендованном отеле, проводятся организованные просмотры трассы. Осуществляется организованный выезд либо с частичным перекрытием трассы, либо только с машиной сопровождения. Как я уже говорил выше, это полезное мероприятие, позволяющее изучить все особенности предстоящей трассы. Зачастую это не просто демонстрация курса, но и комментарии от организаторов по поводу особенностей трассы.

О стоимости отелей говорить не буду, поскольку цена отличается иногда разительно, да и всякими популярными сервисами по бронированию отелей все уже давно научились пользоваться. Я лишь ещё отмечу, что многие организаторы сотрудничают с туристическими агентствами, которые формируют пакетные предложения, включающие в себя не только проживание в рекомендованном отеле, но и трансфер из аэропорта и в аэропорт (иногда это очень важная опция, поскольку таскать в чемодане велосипед – занятие не всегда из приятных и комфортных), трансфер до места старта и прочие приятности. К примеру, Ironman сотрудничает с агентством Nirvana, которые берут на себя большое количество задач и помогают атлету в организации его старта.

Если вы путешествуете с большой семьёй или друзьями, не забывайте и о сервисах бронирования квартир, домов, апартаментов. Один из самых популярных сервисов в этом смысле www.airbnb.ru. Я стараюсь на старты ездить с семьёй (расскажу об этом подробнее в главе об образе жизни), а поскольку моя семья большая, то часто мы физически не можем вместиться в стандартный или даже улучшенный номер отеля. В таких случаях приходится бронировать квартиру/апартаменты, выбирая их ближе к месту старта.

Следующие траты, которые вам понадобится понести, – стоимость авиабилетов. Постарайтесь купить билеты на прямые рейсы, особенно если вы летите строго ко дню старта и у вас не будет нескольких дней до начала мероприятия. Мне пришлось изрядно понервничать, когда мой багаж, включая велосипед и абсолютно всю экипировку, не прилетел в аэропорт острова Лангкави в Малайзии (добираться пришлось тремя рейсами: Москва – Дубаи – Куала-Лумпур – Лангкави). Немного успокаивало то, что до старта была неделя и принципиально у меня была возможность взять в аренду всё необходимое оборудование для участия в гонке. Однако такая перспектива меня совершенно не радовала. Можно только догадываться, насколько неприятной выглядела та ситуация. Понимая, что прямые рейсы стоят дороже рейсов с пересадками, я бы всё же рекомендовал потратиться и прилететь со всей экипировкой, потратив время на подготовку к старту, а не на нервное выяснение отношений с авиакомпанией.

Ещё один важный совет, который не могу обойти стороной, относится к перевозке вашего велосипеда. Обязательно прочитайте правила перевозки багажа. Часто мы не читаем эти правила и кликаем кнопку «Согласен» без прочтения (как при прочтении текста лицензионного соглашения при инсталляции программного обеспечения). Но в правилах указаны ПРАВИЛА, которые надо учитывать, когда вы едете с таким необычным багажом. Эти правила у разных авиакомпаний разные и относятся они не только к стоимости перевозки. Некоторые авиакомпании рассматривают велосипед как негабаритный груз, но при оплаченном месте багажа, если масса велосипеда не превышает его, за перевозку велосипеда вы не платите дополнительно. В правилах может также содержаться информация о предварительном бронировании места в багажном отделении самолёта для вашего велосипеда. После некоторых первых проблем, связанных с транспортировкой байка, я взял себе за правило заблаговременно звонить в авиакомпанию и уточнять правила перевозки, чтобы не попасть впросак. И не говорите сотрудникам авиакомпании, что в вашем велосипеде есть батарея (она всегда есть, если ваш велосипед оснащён электронной системой переключения передач типа Shimano Di2), если не умеете её снимать. Согласно правилам, батарею такого типа необходимо снимать и перевозить на борту с собой, а не в багаже). Однажды у меня состоялись споры с представителями авиакомпании «Аэрофлот» по этому поводу. Они очень долго не хотели брать мой велосипед на борт, а вынимать батарею я попросту не знал, каким образом.

Понимая сложность этой проблемы, я попытался провести небольшое исследование относительно того, как разные авиакомпании относятся к траспортировке велосипеда, рассматривают ли они его как самостоятельный багаж, позволяют ли провозить его бесплатно и т. д. Я взял 9, на мой взгляд, самых популярных авиалиний, которыми может лететь человек из России на различные иностранные старты: Аэрофлот, S7, Ural Airlines, Lufthansa, KLM, Emirates, Qatar, Austrian, AirFrance. Покопавшись в их правилах перевозки багажа, а также всякого рода исключениях, я составил табличку, в которой отразил основные правила этих авиалиний по поводу транспортировки велосипеда. Поскольку один из важнейших для перевозки пунктов заключается в необходимости заблаговременного уведомления и/или согласования с компанией, мною этот критерий был выделен в отдельный пункт. Итак, ниже – сокращённый вид правил перевозки велосипедов указанных 9 авиакомпаний










Из всего этого можно сделать следующую важную рекомендацию: всегда заранее согласовывайте с авиакомпанией перевозку именно велосипеда и имейте запасные деньги на случай, если придётся дополнительно оплачивать место в багажном отделении для такого ценного для вас груза, как железный конь.

Не забудьте позаботиться о трансфере в аэропорт, отель и обратно. В обычное легковое такси вы уже не вместитесь. В моём списке контактов в записной книжке телефона появились номера такси с микроавтобусами. И это тоже дороже обычного легкового такси и дополнительно нагружает бюджет.

На этом основные траты на то, чтобы добраться до места старта, закончены.

Правила гонки

Прежде, чем зарегистрироваться и оплатить слот, внимательно ознакомьтесь с правилами соревнований. Изучите всю информацию, которая представлена организаторами на веб-сайте. Я рекомендую прочитать также Athlete Guide, в котором всё расписано очень подробно. Если приходится регистрироваться на популярный старт и у вас нет времени на изучение всех правил (иначе – все слоты успеют раскупить), то советую заранее ознакомиться с правилами этой же гонки предыдущего года. Обычно правила не изменяются кардинально, особенно если речь идёт о стартах, которые проводятся уже несколько лет. В этой связи будет полезно изучить правила предыдущего года и быть готовым соответствовать им.