Вы здесь

IPO от I до O. Пособие для финансовых директоров и инвестиционных аналитиков. 3. Выбор площадки и момента проведения IPO (А. Е. Могин, 2008)

3. Выбор площадки и момента проведения IPO

Сравнительная характеристика российских и зарубежных площадок

Один из ключевых вопросов, на который должна ответить компания, решившаяся на IPO, – это выбор места его проведения. В последнее время с ростом числа IPO российских компаний приобретает размах и дискуссия о том, где это лучше делать – на российских или зарубежных площадках.

В настоящее время в мировой экономике сформировалась структура глобальных рынков капитала, в рамках которой различаются два типа фондовых бирж – глобальные и региональные (рис. 3.1). Каждый тип биржи имеет свою рыночную нишу и экономическую специализацию. Одновременно усиливается конкуренция за инвесторов и эмитентов внутри каждого типа бирж.


Рисунок 3.1

Расположение и взаимодействие глобальных и региональных биржевых площадок

Источник: Technological Transformation of Wholesale Financial Markets, Citigroup, 2001.


Глобальные биржи характеризуется наиболее высокой капитализацией и объемами торгов, наибольшей ликвидностью. На глобальных биржах обращаются ценные бумаги самых известных компаний, которые нуждаются в привлечении масштабного финансирования под свои проекты. Однако на глобальных биржах осуществляют операции как местные региональные, так и международные инвесторы.

Примером глобальных бирж могут служить NYSE и LSE. В Азии статус глобальной имеет Токийская фондовая биржа. Этого же статуса пытается достичь американская электронная биржа NASDAQ, которая в настоящее время переживает период относительного спада по сравнению с концом 1990-х гг. Глобальные фондовые биржи предоставляют наиболее эффективный доступ к капиталам крупных институциональных инвесторов.

Региональные биржи обслуживают какой-либо конкретный регион и специализируются на ограниченном круге продуктов, рынков и инвесторов. Клиентами таких бирж являются в основном региональные и иностранные инвесторы, которые пользуются накопленным на бирже опытом относительно инвестиционных возможностей в регионе. Крупнейшие региональные биржи в Европе – Euronext и Франкфуртская биржа; в Азии – Гонконгская и Сингапурская фондовые биржи.

По количеству зарегистрированных компаний глобальные биржи не являются абсолютными лидерами (рис. 3.2), что объясняется довольно жесткими требованиями допуска на них. Однако количество компаний на бирже – не самый главный показатель ее влиятельности. Гораздо важнее количество капитала, привлекаемого на биржу посредством IPO и SPO (рис. 3.3 и 3.4).


Рисунок 3.2

Количество компаний, прошедших листинг на крупнейших биржах мира

Источник: World Federation of Exchanges, 2006.


Рисунок 3.3

Капитал, привлеченный компаниями в ходе IPO в 2005 г.

Источник: World Federation of Exchanges, 2006.


Рисунок 3.4

Капитал, привлеченный компаниями в ходе SPO в 2005 г.

Источник: World Federation of Exchanges, 2006.


Таким образом, по капиталу, привлеченному в ходе первоначальных размещений, лидируют Нью-Йорк, Лондон и Гонконг. Вместе с тем в 2007 г., с объединением площадок NYSE-Euronext, наметилась тенденция оттока из Нью-Йорка крупных европейских эмитентов. Так, делистинг провела итальянская энергетическая компании Enel, еще раньше биржу покинули норвежская алюминиевая компания Norsk Hydro, германский химический концерн BASF, а также российский «Ростелеком». В начале 2008 г. NYSE планирует покинуть Air France-KLM, руководство корпорации объявило, что произведет делистинг, поскольку 95 % сделок по ее акциям проходит на бирже Euronext во французской столице. Компании объясняют делистинг неоправданно большими издержками на поддержание листинга акций.

По вторичным размещениям неоспоримым лидером является Нью-Йорк. Что касается европейской биржи Euronext, то значительное количество привлеченного в 2005 г. капитала объясняется приватизационными IPO французских инфраструктурных компаний, таких как Électricité de France, Gaz de France, Société des Autoroutes, Eutelsat SA, в совокупности составившими более $16 млрд.

Конец ознакомительного фрагмента.