Часть первая
История возникновения и особенности функционирования рынка Forex
1.1 Основные этапы развития системы мировых валютных отношений
1.1.1 Появление денег и их свойства, возникновение понятия «обменный курс»
Историческая необходимость появления денег была обусловлена развитием рыночных отношений. Как только они появились в самых примитивных формах, сразу же возник вопрос о средствах и методах оплаты приобретения различных товаров. Этот вопрос можно было решать путем бартерного обмена, но при расширении масштабов экономической деятельности такое решение уже не устраивало участников производственных отношений. Необходим был некий универсальный эквивалент, в котором можно было бы оценивать чужой труд и затраты и одновременно производить расчеты за товары. Другими словами, необходимы были деньги. Первые деньги существовали еще в Древнем Египте в виде специальных надписей, сделанных на камнях. Они являлись средством оплаты и средством измерения стоимости. После того как человечеством был придан особый статус драгоценным металлам, деньги стали изготавливаться из золота и серебра. С этого момента они приобрели еще одну свою современную функцию – они стали средством накопления. Когда деньги изготавливались из драгоценных металлов, они сами по себе являлись носителями стоимости, и это избавляло от большого количества проблем, которые появились по мере дальнейшего развития мировой экономики. С увеличением объемов мировой торговли существующие запасы драгоценных металлов не могли обеспечить необходимый объем денежной массы. Это привело к появлению денег, изготовленных из малоценных материалов – железа, медно-никелевых сплавов, бумаги. С этого момента деньги перестали быть носителями стоимости и превратились в так называемые суррогаты стоимости. Ради справедливости необходимо заметить, что деньги из железа и меди ходили еще вместе с золотыми и серебряными монетами, но в силу слабого технического развития тех эпох их подделка была довольно трудоемким делом.
Первые бумажные деньги появились в Китае. В XI в. н. э. там находились в обращении тяжелые монеты из железа и купцы принимали их у населения и взамен выдавали расписки. Через некоторое время правительство запретило купцам подобную практику и само стало выдавать такие расписки. Вскоре они стали полноценными деньгами и получили название фэй-тянь – летающие монеты.
В Европе первые официально выпущенные бумажные деньги появились в Стокгольмском банке в 1661 г. Правда, они не прижились, а банк разорился.
Официальная дата появления бумажных денег в России – 9 января 1769 г. С тех пор и вплоть до революции 1917 г. сторублевые банкноты имели изображение императрицы Екатерины Второй и в народе назывались «катями».
С момента появления денег в виде суррогатов стоимости возник вопрос обмена валют разных стран. Так возникло понятие обменного курса, т. е. соотношения, показывающего, сколько единиц валюты В1 находится в единице валюты В2. При этом международной валютной системы, как набора неких правил и законов, регулирующих взаимоотношения центров денежной эмиссии в мире, в начале эпохи бумажных денег не существовало. Это порождало многочисленные проблемы. Впервые к системному разрешению данного вопроса человечество приступило в начале XIX в.
1.1.2 Золотой стандарт
В 1821 г., после окончания эпохи наполеоновских войн, Британская империя сделала фунт стерлингов свободно конвертируемым в золото. Вскоре и США сделали то же самое с долларом. Такой шаг давал большие преимущества в вопросах торговли и повышал доверие к национальной кредитно-денежной системе. С этого момента в международных кредитно-денежных отношениях началась эпоха, получившая название золотого стандарта.
Суть золотого стандарта состояла в том, что страны – участницы данной системы фиксировали курс своей национальной валюты к золоту, что снимало вопрос об определении курса валют относительно друг друга. При этом страны брали на себя обязательство конвертировать в золото и обратно свою валюту по установленному курсу. Таким образом, теоретически количество денег в обращении должно было быть привязано к размерам золотовалютных резервов страны. Опять же теоретически такая система должна была функционировать следующим образом.
В стране А, имеющей национальную валюту В1, резко возрос спрос на женские шляпы из страны Б, имеющей национальную валюту В2. Покупатели шляп начинают обменивать свою валюту В1 на В2 и покупать шляпы. Это приводит к увеличению предложения валюты В1 (все стремятся обменять ее на В2) и падению ее курса по отношению к В2. Курс может упасть так сильно, что будет выгодно не менять валюту В1 на В2, а купить на валюту В1 золото[1], перевезти в страну, производящую шляпы, и обменять золото на валюту В2, необходимую для покупки этих шляп.
Приведем численный пример
Валюта В1 меняется на золото по фиксированному курсу: 1 единица валюты В1 за 1 г золота.
Валюта В2 меняется на золото по фиксированному курсу: 2 единицы валюты В2 за 1 г золота.
Курс В1/В2 равен 2, т. е. за единицу В1 дают 2 единицы В2.
Спрос на В2 вырос и курс стал равен 1 единица В1 за 1 единицу В2.
Обменять валюту В1 на В2 для покупки шляпок можно по данному курсу, т. е. на единицу В1 купить единицу В2
или
на одну В1 купить один грамм золота.
1 грамм золота обменять на 2 единицы В2, обменный курс национальных валют по отношению к золоту зафиксирован и не изменился.
Мы видим, что в последнем варианте обмена мы получим больше валюты В2 и при фиксированном курсе национальной валюты к золоту увеличится число желающих продать валюту В1 и купить валюту В2.
Если этот процесс будет продолжаться долго, то золотовалютные резервы страны А закончатся и спрос на шляпки упадет, а в стране Б образуется избыток золота и в силу покупок шляпок за национальную валюту – денежной массы. Избыток денежной массы приведет к повышению зарплат и покупательского спроса, в том числе и на импорт, что положит начало процессу обмена валюты В2 на валюты других стран для закупок импорта. Если руководство страны А проявит расторопность и создаст продукт, который будет пользоваться спросом в стране Б (например, женские перчатки, так как лидерство в производстве женских шляпок мы уже отдали стране Б), то жители страны Б начнут покупать перчатки в стране А и повторится процесс, описанный выше, только наоборот.
Теперь уже страна Б растратит свои золотовалютные резервы на перчатки. Схема, описанная выше, есть не что иное, как первое проявление идей монетаризма, основа которого – жесткая связь количества денег в обращении с величиной золотовалютных резервов. Может быть, читатель обратил внимание, что схема поведения руководства страны А в первой части примера очень сильно напоминает поведение африканских царей или американских индейцев эпохи Колумба, обменивавших на цветные тряпочки и стеклянные бусы золото и драгоценные камни.
Кроме того, вызывает большое сомнение, что страна, проевшая свой золотой запас, сможет найти источники инвестиций для производства конкурентоспособной продукции. Как всякая умозрительная теория, монетаризм имеет очень ограниченные рамки применения. Ни одна страна не позволит себе выполнять обязательства по международным соглашениям, если это приведет к истощению резервов и краху. Уинстон Черчилль[2] в свое время сказал, что ради даже самых прекрасных и справедливых идей я не позволю жертвовать благополучием своего народа.
Так случилось и с золотым стандартом. Как только выполнения обязательств по обмену национальной валюты на золото приводили к чрезмерному истощению резервов, то правительства соответствующих стран прекращали выполнение этих обязательств и разражался кризис золотого стандарта. Спрос на атрибуты женской одежды, конечно, не мог привести к массовому сбросу национальной валюты, но внутренние проблемы, войны, революции и т. п. вполне могли это сделать. Так, США сразу отказались обменивать доллар на золото с началом войны Севера против Юга в 1861–1865 гг.
Несмотря на кризисы, часто сотрясавшие систему золотого стандарта, он просуществовал до Первой мировой войны и способствовал пониманию процессов, происходящих в мировой кредитно-денежной системе, и становлению новых форм ее организации.
Несомненными плюсами золотого стандарта были его стабилизирующее влияние на обменные курсы и ясные правила, по которым они рассчитывались. Стабилизация курсов осуществлялась благодаря воздействию транснациональных потоков золота. Эти потоки вызывались причинами, описанными в примере про женские шляпки.
Отрицательными сторонами были все-таки оставшаяся, хоть и не такая жесткая, привязка денежной массы к золотому запасу, что требовало разработки все новых месторождений этого металла, и невозможность проведения независимой кредитно-денежной политики, направленной на решение внутренних проблем (например, самостоятельная денежная эмиссия для срочного финансирования каких-либо неотложных проектов). Кроме того, из вышеизложенного видно, что любое объединение кредитно-денежных систем разных стран, пусть даже на уровне золотого стандарта, возможно только для стран с примерно одинаковым уровнем развития. В противном случае реализуется схема индейцев и колонизаторов, так как кроме невозобновляемых запасов золота, индейская экономика не могла ничего предложить более развитым испанским покорителям Нового Света, а невозобновляемые запасы имеют нехорошую особенность кончаться. В итоге произошло обнищание индейцев и все их золото оказалось у испанцев.
Таким образом следует понимать, что слабая экономика не может существовать по одинаковым правилам с сильной экономикой. Сильная просто поглотит слабую, и если страна со слабой экономикой заинтересована в сохранении самоидентичности, то неизбежны некие ограничения в кредитно-денежной и торговой сферах (высокие импортные пошлины, импортные квоты, ограничения на вывоз капитала и т. д.).
Возобновить функционирование золотого стандарта после Первой мировой войны не удалось и до Второй мировой войны валютная система существовала в виде двусторонних соглашений между различными странами. Тут подоспела Вторая мировая война, а после ее окончания настало время использовать другие основы, обеспечивающие функционирование мировой системы валютных отношений.
1.1.3 Бреттон-Вудс
В 1944 г. представители основных участников мировой торговли встретились в местечке Бреттон-Вудс, штат Нью-Гэмпшир, США, чтобы согласовать будущее устройство мировой финансовой системы. На этой встрече были приняты решения о новой организации системы мировых валютных отношений, получившей название Бреттон-Вудской, и создании Международного валютного фонда (International Monetary Fund, IMF, МВФ). Для стабилизации валютных курсов и одновременно решения задачи по ослаблению контроля за валютными курсами создавался Международный валютный фонд, а для финансирования реконструкции экономики – Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD, МБРР). К настоящему моменту он превратился в Группу Всемирного банка, состоящую из пяти организаций, тесно взаимодействующих между собой.
Состав группы:
1. МБРР — коммерческое кредитование проектов в беднейших, но кредитоспособных странах, консультационные и аналитические услуги. Членами МБРР являются 184 страны (на 2006 г.), штаб-квартира в г. Вашингтоне.
2. Международная ассоциация развития (МАР, International Development Association, IDA) – выдача кредитов под нулевой процент беднейшим странам мира.
3. Международная финансовая корпорация (МФК, International Finance Corporation, IFC) – организует финансирование проектов в частном секторе развивающихся стран, участвует в долевом и квазидолевом финансировании, предоставляет консультационные услуги. Членами МФК являются 178 государств (2006 г.), штаб-квартира в г. Вашингтоне.
4. Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МИГА, Multilateral Investment Guarantee Agency, MIGA) – страхование некоммерческих и политических рисков инвесторов, переговоры между инвесторами и правительствами, консультационные услуги по привлечению инвестиций, информационное обеспечение инвестиционных программ.
5. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС, International Centre for Settlement of Investment Disputes, ICSID) – помощь в конфликтах между зарубежными инвесторами и правительствами. Формально независимая международная организация, но ее члены – государства – члены МБРР.
Следует обратить внимание, что совещание, в котором принимали участие представители 44 стран мира, проходило спустя месяц после открытия второго фронта в Европе, Красная Армия только подходила к границам Германии и даже примерный срок окончания Второй мировой войны в этот момент назвать было еще сложно. Такая спешность была обусловлена тем, что ведущие европейские страны и США хотели избежать ошибок, которые были сделаны после окончания Первой мировой войны и в результате которых стал возможен приход Гитлера к власти. На неправильную организацию европейских отношений после Первой мировой войны указывал еще очень известный английский экономист Джон Кейнс (John Maynard Keynes). Он являлся в 1919 г. представителем Британской империи в Высшем экономическом совете – органе, разработавшем программу репараций, которые были наложены на Германию.
В знак протеста против этой программы Кейнс покинул свой пост и написал книгу, в которой объяснил, почему он это сделал. Он заявил, что репарации – это ошибка, что победителям надо заниматься организацией и стабилизацией Центральной Европы, которая в тот момент находилась в хаосе после распада Австро-Венгрии, а не репарациями, так как все это в совокупности будет только активизировать экстремистские силы. Кейнса не послушали.
Союзники попытались за счет Германии компенсировать свои потери в Первой мировой войне. В принципе целью войны для Англии было устранение Германии как основного экономического противника и желательно навсегда. Той же цели должны были служить и репарации – быть постоянными гирями на ногах немецкой экономики. В результате выплат по репарациям Германия была разорена, и курс доллара против немецкой марки, который в конце войны был равен 14 маркам за доллар, к 20 ноября 1923 г. стал равен 14 трлн марок за доллар. Такая гиперинфляция привела к обнищанию населения, президент Рейхсбанка (Центрального банка Германской империи) умер от сердечного приступа, на пост заступил Ялмар Шахт, впоследствии главный финансист фашистской Германии. В ноябре же случился «пивной путч», и Гитлер стал фигурой национального масштаба, умело спекулируя на тяжелейшем положении страны, вызванном выполнением условий Версальского договора 1919 г., частью которого были и условия репараций.
Справедливости ради следует заметить, что Шахт не был сторонником национал-социализма, но был патриотом Германии и считал, что обещанное Гитлером возрождение величия страны – безусловное благо, ради которого можно терпеть нацистов у власти. При этом Шахт был противником войны с СССР и даже в 1942 г. направил Гитлеру письмо, в котором указывал на неизбежность поражения в войне и на необходимость проведения мирных переговоров с Россией. За это лишился своих постов и с июня 1944 г. пребывал в концентрационных лагерях (Равенсбрюк, Флоссенбюрг, Дахау). С 1945 по 1948 г. продолжал свои тюремные университеты примерно в тех же местах, но уже под надзором представителей стран-победительниц.
Понимая катастрофические результаты своей европейской политики в период 1919–1939 гг., Великобритания и США решили создать модель послевоенного мира, которая позволит контролировать ситуацию в Европе и уничтожит почву для роста экстремизма. Поэтому мероприятия по организации такой модели решили не откладывать.
Главной идеей, положенной в основу послевоенного устройства мира, была идея свободной торговли. Генри Моргентау, министр финансов США в 1934–1945 гг., считал (и, скорее всего, справедливо), что обе мировые войны, собственно, и были следствием войн торговых. Поэтому послевоенный мир необходимо было устроить так, чтобы торговля могла свободно расширяться, чтобы ушли в прошлое торговые войны, запретительные пошлины и другие ограничения.
Кроме того, такие принципы, положенные в устройство послевоенного мира, надолго закрепляли исключительное положение США, так как из всех крупнейших мировых экономик только для американской Вторая мировая война была позитивным фактором. Остальные на тот момент лежали в руинах.
В 1947 г. эти идеи реализовались в подписании Международного соглашения о тарифах и торговле (General Agreement Tariff and Trade, GATT), согласно которому страны-участники соглашались соблюдать ряд правил мировой торговли и не пытаться вводить для любого участника соглашений торговый статус, отличный от общепринятого. Иными словами, не вести торговые войны и не пытаться защищать свои рынки методами, выходящими за рамки заранее согласованных. В том же соглашении участники брали обязательства направить усилия на снижение и в перспективе на полное устранение контроля за перемещением капиталов и изменениями валютных курсов.
Основные принципы Бреттон-Вудских соглашений:
1. В Вашингтоне образован Международный валютный фонд, цель которого – давать займы странам, чьи валюты испытывают трудности. Займы даются не автоматически, а только при условии проведения страной той экономической политики, которая устраивает фонд.
2. Американский доллар и де-факто британский фунт – резервные валюты. Страны могут держать в них свои золотовалютные резервы.
3. Страны – члены фонда фиксируют курсы своих валют к доллару (паритетный курс), и колебания курсов на мировых рынках не должны превышать 1 % от паритета в ту или другую сторону. США принимают обязательство покупать и продавать золото центральным банкам стран – членов фонда по цене $35 за тройскую унцию (31,1035… г).
4. Страны-участники могут менять паритетные курсы своих валют только после одобрения фонда и только в случае сильной разбалансированности платежного баланса. Понятие разбалансированности не было точно определено, но было проявлено понимание того, что изменение паритетного курса не должно применяться для решения локальных проблем в экономике.
5. После переходного периода послевоенной адаптации валюты стран-участников должны стать свободно конвертируемыми, т. е. частным лицам их можно будет свободно обменивать на другие валюты. Для поддержания паритетных курсов центральные банки стран-участников должны иметь долларовые резервы для проведения интервенций, если курс начнет приближаться к границе своих изменений.
6. Страны – члены фонда должны внести средства для функционирования фонда. Квоты различаются по странам, но чем больше квота у страны, тем больше голосов она имеет при голосовании по принятию важных решений. Квота страны должна вноситься долями 25 % в виде золота и 75 % в виде национальной валюты.
Следует обратить внимание, что фиксация цены на золото и валютных курсов распространялась только на операции центральных банков. Рыночные цены и курсы могли быть другими. Таким образом, для выполнения своих обязательств по операциям с золотом США должны были иметь большой запас этого металла. Теоретически могла сложиться ситуация, когда рыночная цена превышала бы паритетную в $35 за унцию, и тогда банки могли покупать золото у США по паритету и продавать по рыночной цене. Это условие было соблюдено – после войны США обладали 60 % мировых запасов золота, что позволяло им без особых проблем управлять ценой на драгоценный металл, т. е. фактически фиксировать ее на внешних рынках путем покупок или продаж.
Необходимо заметить, что внутри США было большое сопротивление вхождению страны в МВФ и повышению роли США в мировых делах. Еще были сильны идеи изоляционизма. Только начало холодной войны и страх перед распространением советского влияния в Европе смогли вызвать изменения в американском общественном мнении.
Взяв на себя обязанность по участию в МВФ, США должны были решить проблему валютных резервов для стран-участников. Европа была разрушена войной, и собственных резервов у нее было очень мало. Для этого был разработан план Маршалла по оказанию помощи европейским странам, который по своей величине составил 4 % ВВП Европы и дал европейским странам 40 % их валютных резервов. Кроме того, США поощряли экспорт товаров из Европы с целью использования заработанных долларов в золотовалютных резервах стран – членов МВФ. В результате с 1949 по 1959 г. размер долларовых пассивов вырос с $3,1 до $10,1 млрд. Иными словами за полученные товары США расплатились своей валютой, что привело к росту дефицита платежного баланса страны. К началу шестидесятых годов ситуация стала настолько тяжелой, что президент Д. Кеннеди однажды даже сказал, что он боится двух вещей – атомной войны и дефицита платежного баланса.
С 1958 г. золотовалютные резервы европейских стран достигли такого уровня, что для большинства валют была восстановлена конвертируемость по счетам текущих операций (current accounts), т. е. можно было покупать и продавать валюту в целях международной торговли (но не с целями инвестирования в ценные бумаги других стран). В Японии такой тип конвертируемости был восстановлен только в 1964 г. Таким образом, спустя почти 15 лет после окончания Второй мировой войны начал функционировать, хоть и с ограничениями, международный валютный рынок.
Проблему с дефицитом платежного баланса США надо было решать, так как с 1960 г. общая сумма долларовых обязательств американского государства превысила размеры американского золотого запаса. Таким образом, стало невозможно обменивать американскую национальную валюту на золото по цене, установленной Бреттон-Вудскими соглашениями, если бы доллары предъявили к оплате. У Америки уже просто не было такого количества металла. Держателей долларов это не очень беспокоило, так как главное, что доллар сохранял свою покупательную способность, а можно ли обменять на золото или нет не так уж и принципиально.
При президенте Д. Кеннеди с целью ограничения покупок долларов иностранными финансовыми институтами был введен специальный налог для иностранных покупателей ценных бумаг правительства США. Подобное введение наряду с другими ограничениями привело к появлению евродолларов, т. е. депозитов, номинированных в долларах, но находящихся за пределами США и в неамериканских кредитно-денежных учреждениях.
К ноябрю 1967 г. в Англии сложилась такая экономическая ситуация, что британское правительство решило девальвировать фунт с $2,8 за фунт до $2,4. Все было сделано внезапно, в духе денежных реформ начала 1990-х гг. в России. В результате владельцы активов, номинированных в фунтах, потеряли примерно 14 % своих капиталов в долларовом выражении. Появились подозрения, что доллар также могут девальвировать по отношению к золоту.
В результате таких действий и слухов спрос на золото так вырос, что его слитки пришлось возить самолетами ВВС США прямо из Форт-Нокс в Лондон, который является центром мировой торговли золотом. Работа приемщиков золота в Банке Англии была парализована, так как все было завалено слитками и не было возможности провести нормальную процедуру их приема (взвешивание, оформление бумаг и т. п.), и на две недели торги золотом были приостановлены из-за чисто технических причин. Продолжившиеся после вынужденных каникул попытки стабилизировать рынок золота оказались неудачными, и перед США возникла перспектива расставания с золотым запасом. В результате с марта 1968 г. США отказались от идеи контролировать рынок драгметаллов. После этого цена золота мгновенно выросла до $43 за унцию. С этого момента торговля по цене $35 была разрешена только между центральными банками, которым с этого момента запрещалось торговать этим золотом на свободном рынке. Обрушился один из столпов международных валютных отношений, и стало понятно, что Бреттон-Вудскую систему ожидают скорые и неприятные перемены. В 1973 г. США прекратили продажу золота по нерыночным ценам и центральным банкам. К этому моменту рыночная цена золота составляла уже $100 за унцию. Так закончился период особой роли золота в мировой финансовой системе.
К 1971 г. рост экономического потенциала европейских стран привел к необходимости пересмотра паритетов валютных курсов, установленных в Бреттон-Вудсе. Немецкая марка стала считаться недооцененной, и спрос на нее увеличился. Этому способствовали большие расходы США на войну во Вьетнаме и развитие программ социальной помощи, тоже требовавших денег, что привело к росту инфляции в Америке. В этом же году центральный банк Германии (Бундесбанк) вынужден был проводить мощные интервенции на валютном рынке для поддержания курса доллара. Это привело к увеличению долларовых резервов Германии на 42 %, что, в свою очередь, из-за возможности свободного обмена долларов на марки привело к росту денежного предложения внутри страны и росту инфляции – ситуация, опасная для экономики. Бундесбанк прекратил интервенции и разрешил курсу доллар – немецкая марка изменяться только под воздействием рыночных факторов. Пятнадцатого августа 1971 г. президент Р. Никсон подписал указ о временной приостановке конвертируемости доллара в золото и ввел 10 %-ный налог на импорт.
Это были временные меры с целью предоставить возможность естественным путем установиться новым паритетным обменным курсам для доллара и пяти европейских валют. Налог на импорт был еще и явным средством давления на торговых партнеров США с целью вынудить их увеличить объемы экспорта американских товаров, что способствовало бы смягчению проблемы с дефицитом платежного баланса. Именно этот момент стал началом конца для Бреттон-Вудской системы.
В конце 1971 г. были согласованы новые разрешенные границы колебаний валютных курсов величиной 2,25 % в обе стороны и установлена новая фиксированная цена на золото $38 за унцию. Новые параметры для старой Бреттон-Вудской системы выбирались в Смитсоновском институте в Вашингтоне и достигнутые соглашения были названы смитсоновскими. Никсон назвал их «самым важным валютным соглашением в мировой истории», но просуществовали они чуть больше года.
В период с 5 по 9 февраля 1973 г. Бундесбанк купил $5 млрд в ходе очередной интервенции, проведенной с целью поддержки курса доллара против немецкой марки. Следующий день в Германии был праздничным и, соответственно, выходным. В этот день США объявили об односторонней девальвации доллара на 10 %. Таким образом, вместо $5 млрд, у Бундесбанка на следующий день осталось с учетом изменившейся покупательной способности $4,5 млрд. После чего все европейские страны и Япония объявили о переходе на плавающие валютные курсы на срок в один месяц. Но, как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное. По истечении месяца, увидев, что ничего страшного не произошло, система плавающих регулируемых валютных курсов была оставлена без изменений и получила свое официальное признание.
1.1.4 Ямайская система
В 1972 г. двадцать наиболее развитых стран некоммунистического блока сформировали так называемую Группу двадцати, которая должна была обсудить и наметить пути реформирования мировой финансовой системы в условиях явного краха принципов, заложенных в основу Бреттон-Вудса. Группа признала, что фактически сложилась новая мировая система формирования валютных курсов, которая получила название «система плавающих регулируемых валютных курсов». Задачей Группы стала выработка правил поведения государств и их центральных банков в новых условиях. Поэтому было предложено:
1) принять правила, регулирующие проведение интервенций центральными банками на валютном рынке, в целях недопущения конкурентных интервенций. т. е. искусственных изменений валютного курса в экономических интересах страны – эмитента данной валюты;
2) принять декларацию, в которой крупнейшие страны – члены МВФ брали на себя обязанность не вводить какие-либо ограничения на международные платежи и торговлю без одобрения МВФ.
Это было необходимо для недопущения возврата к практике торговых войн и барьеров. Кроме того, определялся новый механизм расчета специальных прав заимствования (Special Drawing Rights, СДР, – искусственная валютная единица МВФ, которая распределяется между странами-членами в соответствии с их квотами и которая может быть использована для приобретения иностранной валюты, предоставления займов и осуществления платежей между странами – членами МВФ). Если изначально стоимость СДР выражалась в долларах и равнялась одному доллару США, то теперь предлагалось вычислять стоимость СДР на основании средневзвешенной стоимости корзины из основных 16 валют. В 1981 г. количество валют, на основании которых вычисляют стоимость СДР, было уменьшено до пяти, после введения евро состав валютной корзины был опять изменен, но принцип вычисления на основании корзины валют остался неизменен.
В итоге 8 января 1976 г. на заседании министров финансов стран – членов МВФ в г. Кингстоне (Ямайка) было принято новое соглашение об устройстве международной валютной системы, которое имело вид поправок к уставу МВФ. Начиная с этого момента официально было разрешено «свободное плавание валют»; МВФ было предписано усилить контроль за состоянием мировой экономики, начали предприниматься шаги по уменьшению роли золота как мирового средства платежа.
Страны – члены МВФ отказались от установления официальной цены на золото и стали покупать и продавать его только по рыночной цене. Были отменены обязательные расчеты в золоте с МВФ. Одна шестая доли взносов в МВФ стран-участников в виде золота (на тот момент около 25 млн тройских унций) была возвращена этим странам и заменена на взнос в национальной валюте. Еще одна шестая часть была продана с аукционов, и средства поступили в специальный фонд помощи слаборазвитым странам. Кроме того, разбогатевшие на резком росте потребления нефти в 1970-х гг. страны – экспортеры нефти (The Organization of the Petroleum Exporting Countries, ОПЕК) согласились увеличить свои квоты в МВФ. Новая система организации мирового валютного рынка получила название Ямайской системы, или системы плавающих, регулируемых валютных курсов.
Необходимо заметить, что все важные решения в МВФ принимаются квалифицированным большинством голосов в 85 %. При этом голоса распределены в соответствии с квотой той или иной страны (т. е. более мощные в экономическом плане государства имеют больше голосов). Поэтому на протяжении всего времени существования фонда США в нем играли главную роль, и ни одно решение не могло быть принято без одобрения США. На 2006 г. Соединенные Штаты имели 17,06 % голосов, что позволяло им в случае необходимости блокировать любые действия МВФ. У России – 2,74 %.
Таким образом, 8 января 1976 г. можно считать датой рождения современного мирового валютного рынка или рынка FOREX (Foreign Exchange, FX). Ввиду того что ограничения на изменения курсов валют были сняты, курс валюты стал высокодоходным финансовым инструментом, т. е. цена одной валюты по отношению к другой получила возможность изменяться, а это открыло широкие возможности для проведения спекулятивных сделок.
1.2 Современное состояние рынка. Основные характеристики и свойства
Понятие распределенного рынка. Основной объем валютообменных операций проходит через банки. После становления Ямайской системы условия совершения сделок между банками различных стран стали гораздо проще. В настоящий момент практически любые два банка, даже если они находятся на разных концах земного шара, могут совершить акт покупки/продажи валюты. Таким образом, нельзя указать конкретное место, где торгуют валютой, а валютный рынок имеет распределенный характер. В силу этого валютный рынок является круглосуточным, в отличие от биржевых рынков, функционирование которых делится на две части – период, когда работает биржа, на которой котируется соответствующий финансовый инструмент, и период, когда биржа закрыта и данный финансовый инструмент котируется в системе электронных торгов (например, в системе Globex, подразделение электронных торгов Чикагской торговой биржи). Во втором случае условия торговли могут быть хуже ввиду недостаточного количества торгующих и как следствие низкой ликвидности.
Ликвидность — это возможность перевести один актив в другой за минимальное время и с минимальными потерями в цене. Например, есть дом – это актив, его можно продать и получить деньги. Иными словами, актив «дом» перевести в актив «деньги». Такая операция требует больше времени (оформление, проверки и т. п.), поэтому дом – это малоликвидный актив. На рынке FX для совершения сделки требуются секунды и колебаний ликвидности не бывает.
Хотя рынок и круглосуточный, на нем выделяют временные периоды, в течение которых наиболее активны банки из тех или иных регионов. По такому принципу работа рынка делится на азиатскую сессию, европейскую и американскую. Продолжительность различных сессий приведена в табл. 1.
Таблица 1.
Данное деление достаточно условно. Как видно из таблицы, бывают периоды времени, когда одновременно торгуют банки из разных временных поясов. Так в США рабочий день на Восточном побережье начинается в 8:00 по местному времени (ET), что соответствует 16:00 московского времени (МСК), а конец рабочего дня для Великобритании приходится примерно на 18:00 МСК. Иными словами с 16:00 до 18:00 на рынке присутствуют как американские, так и английские банки. Основная активность на рынке обычно наблюдается примерно с 10:00 до 20:00 МСК и с 3:00 до 6:00. Забегая вперед, стоит заметить, что иногда встречаются попытки выявить особенности в поведении рынка в зависимости от сессий. На наш взгляд, это вряд ли оправдано. На всех сессиях действуют одинаковые закономерности. В течение азиатской сессии более активны валютные пары, связанные с японской иеной, но это не имеет большого практического значения для торговли на валютном рынке.
Время по Гринвичу и местное время крупнейших финансовых центров. Часто время работы финансовых центров для единообразия исчисляют во времени по Гринвичу (Greenwich Mean Time, GMT). Поэтому в качестве справочного материала приведем разницу в часах между Гринвичем и местным временем для крупнейших финансовых центров мира:
Таблица 2.
Объем рынка и организационная структура. По объему торгов самой активной сессией является европейская. Хотя британский фунт не является таким мировым средством платежа, как евро или доллар, на период работы английских банков в 2001 г. приходилось примерно 28 % мирового объема сделок на рынке FX, и Великобритания по-прежнему является мировым финансовым центром. Затем идут США – 21 %, Япония и Сингапур – примерно по 7 %, Германия и Швейцария – примерно по 5 %.
На данный момент FOREX является самым большим финансовым рынком и дает одну треть от совокупного объема всех финансовых операций в мире. Объем сделок, совершаемых на нем за сутки, составляет $3–5 трлн. Для сравнения: объем операций на крупнейшей в мире Нью-йоркской фондовой бирже – около $10 млрд. В 2000 г. объемы операций на FX и родственных финансовых рынках выглядели так:
FX: $1,5 трлн в день
Рынок фьючерсных контрактов: $437 млрд долларов
Рынок ценных бумаг: $191 млрд долларов
Как уже говорилось, сделки на таком рынке не являются биржевыми. По западной терминологии они относятся к сделкам вида ОТС (Over The Counter – дословно «через прилавок», т. е. напрямую, без участия биржи или другого клирингового учреждения). Хотя на некоторых биржах и торгуют валютой, объем этих сделок очень мал по сравнению с внебиржевой составляющей.
Несущую структуру рынка FX образуют банки – те банки, которые имеют корреспондентские отношения друг с другом и могут совершать сделки между собой, в том числе сделки по покупке/продаже валюты. Раньше сделки совершались по телефону или телеграфу. В настоящее время связь между банками осуществляется посредством информационных систем. Таким образом, рынок FX – это огромная коммуникационная сеть, покрывающая весь земной шар и связывающая между собой банки в различных концах света.
Информационное агентство Reuters, поставляющее новости, одновременно является поставщиком наиболее известной информационной системы Reuters Dealing 2000/3000, с помощью которой участники рынка, также авторизованные в данной системе, могут общаться между собой. С ее помощью можно совершать сделки, смотреть котировки того или иного финансового инструмента, которые дают другие участники рынка.
Кроме Reuters Dealing 2000/3000 существуют и другие поставщики систем связи между участниками финансовых рынков, например EBS и ряд других, но функции у них одинаковые – обеспечивать связь между торгующими для совершения сделок и получения необходимой финансовой информации. Авторизация в подобных системах стоит дорого, но если клиент собирается только торговать на финансовых рынках, то может использовать более дешевые системы.
Для торговли необходим партнер по совершению сделок – «вторая сторона». Если клиент собирается что-то купить – валюту или картошку, неважно, ему этот товар должен кто-то продать. Поэтому для торговли необходимо открыть счет в банке или брокерской конторе, которые авторизованы в информационной системе типа Reuters Dealing 2000/3000, имеют корреспондентские отношения с большим количеством участников рынка и предоставляют необходимые услуги. Они же и будут предоставлять котировки и выступать партнером по сделке для клиента. В этом случае банк или брокерская контора берут на себя функции маркетмейкера для своих клиентов. О маркетмейкерах мы подробнее поговорим в разделе 1.3.
На рис. 1 представлена структурная схема функционирования рынка FX. Банки и крупные участники общаются между собой через Reuters Dealing 2000/3000 или EBS. Мелким клиентам нет необходимости авторизовываться в столь дорогих системах, и они торгуют через маркетмейкеров, которыми могут быть те же банки или брокерские конторы. В приведенной на рис. 1 схеме, маркетмейкеры авторизованы в информационных системах и являются полноценными участниками рынка. Они видят котировки других участников и могут осуществлять торговлю со многими участниками. Клиенты маркетмейкеров обычно могут торговать только со своим маркетмейкером, но для получения спекулятивного дохода этого вполне достаточно.
Рис. 1. Структурная схема функционирования рынка FOREX
Участники рынка. Участников рынка можно классифицировать различными способами. Мы приведем классификацию с точки зрения задач, которые решаются участием в рынке FX. Основными участниками рынка являются:
Cпекулянты – те, кто хочет получить быструю прибыль на изменениях курса. Это могут быть те же банки, различные финансовые структуры (пенсионные фонды, например, являются постоянными участниками торговли финансовыми инструментами, в том числе и на валютном рынке), частные лица. На спекулянтов приходится две трети объема всех совершаемых сделок.
Инвесторы – такие участники рынка, которые намереваются осуществлять прямые инвестиции (Foreign Direct Investment, FDI) в заграничные предприятия (фирмы, заводы и т. п.) или осуществляют инвестиции в различные иностранные ценные бумаги или международные долговые инструменты.
Хеджеры – компании, несущие расходы в одной валюте, а получающие доходы в другой (любая фирма, занимающаяся поставками товаров за границу или из-за границы) и страхующие себя от риска сильного изменения валютных курсов, что может привести к убыткам. (Пример: ситуация в России в августе 1998 г.)
Банки – могут решать любые из перечисленных задач и в эту классификацию по идее входить не должны, но включены в связи с их ролью в формировании рынка. Выполняют поручения клиентов по конвертации валют, обычно в качестве клиентов выступают как инвестиционные фирмы, так и фирмы, занимающиеся экспортно-импортной деятельностью (одновременно большинство банков сами являются спекулянтами, т. е. проводят операции с валютой в своих интересах).
Для всех этих операций необходимо иметь возможность менять одну валюту на другую и вне зависимости от целей, которые преследуют участники их совокупный спрос или предложение той или иной валюты играют решающую роль в формировании текущего валютного курса.
Отдельно необходимо сказать о центральных банках. Центральные банки (ЦБ) управляют валютными резервами, проводят массированные скупки/продажи валюты на мировых рынках (валютные интервенции) в целях влияния на уровень обменного курса, а также устанавливают значения процентных ставок по вложениям в национальной валюте. Все это может оказывать существенное влияние на валютный курс.
Предпосылки возможности предсказания поведения цены. Наличие огромных объемов денег, обращающихся на рынке, привело к появлению такого свойства, как предсказуемость рынка. Немного забегая вперед, скажем, что все без исключения финансовые инструменты, будь то FOREX, акции, государственные ценные бумаги и их производные в виде фьючерсов и опционов дают возможность получать спекулятивную прибыль. Таким образом, если угадать как будут изменяться цена на акции какой-то компании или курс какой-либо валюты, то можно «купить подешевле – продать подороже». Ввиду того что направлений у движения цены акции или курса валюты только два – вверх (дорожает) или вниз (дешевеет), то вероятность простого угадывания довольно велика – 50 %. Иными словами, это как игра в орлянку или ставки в рулетке на красное или черное.
Несмотря на 50 %-ную вероятность выигрыша, реальность несколько суровей. Есть случаи быстрого и легкого обогащения, но лучше подкреплять благорасположение фортуны некоторыми знаниями. Поэтому интересен ответ на вопрос: а можно ли, в принципе, предсказать поведение цены? Предсказуем ли рынок? Здесь мы вынуждены признать, что предсказуем. Объем валютного рынка настолько велик, что на него нельзя повлиять отдельному лицу. Состояние Дж. Сороса оценивается в $20–30 млрд. Это примерно 0,01 от дневного оборота валютного рынка. Если все деньги этого финансиста бросить на рынок (а серьезные финансисты так никогда не поступают), то цены, конечно, изменятся, но, скорее всего, эти изменения будут недолгими, и такая манера поведения более характерна для посетителей казино, а не финансистов. Таким образом, созданный людьми рынок перестал зависеть от отдельных людей. Повлиять на рынок может только государство в лице своих центральных банков, проводящих интервенции. Интервенции – достаточно редкое явление, и их возможность обычно известна заранее.
Выражаясь научно, рынок FX – абсолютно конкурентный рынок, т. е. рынок, на котором ни один из участников не может путем совершения сделок покупки и продажи формировать цену и удерживать или изменять ее длительное время.
В силу этого в поведении рынка сформировались закономерности, от участников рынка не зависящие. Большую часть времени рынок живет по своим внутренним, объективным законам – тем же законам, по которым живет мертвая материя.
1.3 Функционирование валютного рынка
Контроль за операциями на валютном рынке на примере FSA и КРОУФР. Переход к системе плавающих регулируемых валютных курсов вызвал необходимость законодательных изменений в вопросах регуляции деятельности валютного рынка. Помимо соответствующих поправок к уставу МВФ были внесены соответствующие поправки в национальные законы, регулирующие финансовую деятельность. Хотя валютным курсам и разрешили свободно изменяться, но деятельность на финансовых рынках строжайше регламентирована.
Банки могут покупать и продавать валюту друг другу. Казалось бы что здесь сложного? Сделал заявку и купил. В реальности здесь возникает масса нюансов. По какому курсу можно купить и как он формируется? А если он изменится после совершения сделки, но до того как валюта была переведена? А могут ли брать финансовые институты плату за свои услуги и в каком размере?
Все эти вопросы решаются в рамках соответствующих разделов национальных законодательств. В каждой стране надзором за финансовой деятельностью вообще и операциями на валютном рынке в частности занимаются соответствующие, можно даже сказать компетентные, органы. Например, в Великобритании, крупнейшем финансовом центре мира, надзор за финансовой деятельностью и формированием правил, по которым она осуществляется, занимается FSA (Financial Services Authority).
FSA – это независимая, неправительственная организация, основанная в 1997 г. по распоряжению министра финансов в рамках реформы системы надзора и управления финансовым сектором Великобритании. Роль этого сектора очень велика: он дает 17 % валового внутреннего продукта страны, и в нем занято около 7 % трудоспособного населения. В 2001 г. FSA стала единым регулирующим и надзирающим органом за всем спектром финансовых услуг и банковской деятельности. Кроме того, на нее возложены регистрационные функции, а с начала 2004 г. она же осуществляет контроль за страховым сектором. Бюджет организации составляется из регистрационных и других платежей, которые по закону должны осуществлять члены финансового сообщества. Иными словами, финансовая индустрия сама финансирует свой регулирующий орган, что, казалось бы, должно вызвать всплеск коррупции, но этого не происходит по причине, указанной ниже.
Часть получаемых средств могут составлять наложенные FSA штрафы, но они не входят в финансовый план и не могут являться источником наполнения годовых финансовых требований (Annual Financial Requirement, AFR), на основании которых планируется бюджет организации. Таким образом, устраняется заинтересованность организации в чрезмерном использовании такого инструмента, как наложение штрафов, и лишается оснований возможное появление той самой коррупции и других злоупотреблений на благодатной финансовой почве.
Общее руководство осуществляет правление, состоящее из председателя, трех исполнительных директоров и 11 членов правления. В правление обязательно входит один из заместителей управляющего Банка Англии. Все они назначаются Министерством финансов. Организация подотчетна Министерству финансов, а через него, таким образом, парламенту и ежегодно должна предоставлять отчет о проделанной работе. Существует специальный комиссариат по жалобам, который работает с пострадавшими от финансовых организаций. Любой клиент, который считает, что с ним обошлись некорректно, может подать соответствующее заявление.
Правительственным законом перед FSA поставлены следующие задачи: повышать доверие к финансовой системе в целом, повышать общественную осведомленность о работе и специфике финансовой системы страны, повышать степень защищенности клиентов от потерь, связанных с деятельностью финансовых учреждений, понижать уровень правонарушений в финансовой системе.
Для реализации этих целей FSA наделена большими репрессивными полномочиями. К ним относятся: отзыв лицензий, наложение наказаний на финансовые учреждения путем публичных выступлений и наложения штрафов, требование наложения судебных запретов, возбуждение судебных расследований за различные правонарушения, выставление требований по возврату денег клиентам и выплата компенсаций.
Для решения столь важных задач необходима крупная организация, поэтому в FSA работает около 2300 человек, ее бюджет составляет около 170 млн фунтов стерлингов в год, под ее надзором находятся около 10 000 финансовых учреждений.
В своей деятельности организация тесно сотрудничает с Министерством финансов, Банком Англии и рядом других организаций, среди которых хотелось бы особенно отметить учреждения, из стен которых легко получить направление в каменоломни Шотландии или во внутренние покои Wormwood Scrubs (тюрьма для особо опасных преступников в Лондоне): SFO (Serious Fraud Office), учреждение, занимающееся расследованием дел, связанных с крупными и групповыми мошенничествами, и NCIS (National Criminal Intellingence Service), служба, в сфере внимания которой находится организованная и особо опасная преступность (аналог российского УБОПа).
В России торговля финансовыми инструментами является довольно молодым видом деятельности, тем не менее для повышения доверия между клиентами и представителями данной отрасли, крупнейшими компаниями, предоставляющими услуги для работы на финансовых рынках, была организована саморегулируемая организация по образу FSA. Организация получила название Комиссия по Регулированию Отношений Участников Финансовых Рынков (КРОУФР). Это некоммерческая организация, деятельность которой направлена на развитие услуг и регулирование отношений российских участников международных финансовых рынков.
Цели КРОУФР:
• обеспечение условий и координация деятельности участников международных финансовых рынков;
• содействие минимизации рисков участников международных финансовых рынков;
• разработка и содействие внедрению правил и стандартов проведения операций на международных финансовых рынках, в том числе принципов деловой этики, добросовестной конкуренции, решения споров и разногласий между участниками международных финансовых рынков;
• создание страхового фонда для клиентов дилинговых центров – членов КРОУФР;
• содействие в организации условий по повышению качества работы участников международных финансовых рынков;
• содействие совершенствованию законодательной и нормативной базы международных финансовых рынков;
• информационно-аналитическое освещение услуг и принципов работы на международных финансовых рынках;
• проведение исследований по изучению тенденций и перспектив развития международных финансовых рынков, внедрение новых технологий.
Основная деятельность КРОУФР:
• разрешение вопросов и споров участников международных финансовых рынков;
• сертификация участников международных финансовых рынков;
• обеспечение выполнения обязательств сертифицированных участников международных финансовых рынков;
• реклама и информация.
Таким образом, членство компании, предоставляющей услуги в области торговли финансовыми инструментами, в данной организации обеспечивает большую безопасность клиентских средств и качество обслуживания на мировом уровне. Компания TeleTRADE выступила одним из учредителей этой организации.
Кодексы поведения участников рынка. Правила, определяющие порядок деятельности на валютных рынках, формируются на основании консультаций с основными участниками рынка и правительственными органами. Свод этих правил в Англии назывался до 2000 г. Лондонским кодексом поведения (The London Code of Conduct) и регулировал только порядок операций на валютном рынке. В настоящее время он называется Кодексом рыночного поведения (Code of Market Conduct) и в него включены правила работы на всех видах финансовых рынков. Кодекс издается FSA, и в него постоянно вносятся изменения в соответствии с меняющейся ситуацией в сфере финансового сервиса.
Конец ознакомительного фрагмента.