Глава 1. Что такое информация?
Современный человек за день произносит примерно 30000 слов, или более 3000 слов в час.
Что даёт информация сегодня? Это ценнейший ресурс для продаж, стратегического развития, формирования видения, общественного статуса, мотивации, признания. Это инструмент маркетинга, PR. Это отдельная ниша и кладезь для инфобизнесменов. Это титанический массив сведений, данных, фактов, витающий вокруг нас, который формирует силу человеческого развития. В своё время исследованием непосредственно «информации» занимались кибернетика и информатика. Вспомните, часто ли вам приходилось в детстве слышать слово «информация»? Полагаю, что нечасто. Однако сейчас, в рамках текущих темпов мирового развития, «информацию» мы стали отождествлять с величайшей ценностью современности. Почти.
Формы информации и способы её передачи
С развитием информации непременно менялся её способ происхождения, содержания, хранения, представления. Сейчас в большинстве случаев это двоичный код, записанный на вашей «флешке» или хранящийся на одном из облачных сервисов. Давайте подробнее остановимся на форме и способах восприятия информации, а изучение других терминов оставим прочим специалистам.
По форме представления информация может быть, как не сложно догадаться:
• текстовая – представляемая в виде символов;
• числовая – в виде цифр и знаков;
• графическая – в виде изображений, предметов, графиков;
• звуковая (или устная) – в виде аудиозаписи;
• видеоинформация – представляемая в виде видеозаписи.
В данной книге мы будем изучать текстовую, числовую и графическую информацию. Почему текстовую и числовую информацию я разделяю и предлагаю к ознакомлению в разных формах? Приведу пример: ответьте себе на вопрос, в каком из двух ниже представленных видов вам комфортнее и быстрее воспринимать одну и ту же информацию?
23901 или двадцать три тысячи девятьсот один?
Ответ очевиден, поэтому цифрам – числа, словам – текст.
По способам восприятия информация разделяется на:
• визуальную – воспринимаем органами зрения;
• аудиальную – воспринимаем органами слуха;
• тактильную – воспринимаем тактильными рецепторами;
• вкусовую – воспринимаем вкусовыми рецепторами.
В данной книге мы остановимся и подробно разберём визуальный и аудиальный способы восприятия информации. Да, да, аудиальный тоже, ведь кто запрещает вам отправить ваш E-mail с видеопрезентацией вашего коммерческого предложения в сопровождении с аудиодорожкой или, в конце концов, вашим голосом?
Большинству людей лучше удаётся говорить, чем писать. Но вот воспринимаем мы лучше письменный текст.
Процесс обмена информацией называется общением и в зависимости от способа её восприятия выделяют одноимённые средства общения – тактильный, визуальный и т. д. Однако есть в природе специфическое деление средств общения, описание которых заслуживает новой главы.
Вербальные и невербальные средства общения
Мы с вами имеем неоспоримое преимущество перед другими живыми существами: мы умеем общаться. Бизнес, хобби, воспитание детей, обучение, отношения с друзьями – все цели и задачи этих областей жизни достигаются посредством общения. Общение – это главная форма социальной активности человека.
Процесс общения осуществляется разными способами, но мы с вами подробно остановимся на вербальном и невербальном средствах общения.
Вербальное общение (или, как ещё его иногда называют, словесное знаковое) осуществляется с помощью слов. C точки зрения формы существования знаков общение делится на устное и письменное. Именно поэтому к вербальным средствам общения относится человеческая речь, а также письма электронной почты.
Целью любого вашего электронного письма в конечном счёте станет изменение поведения человека, попросту говоря – вы пишете лишь для того, чтобы адресат что-то сделал.
Особую важность для поведения и его корректировки представляют именно невербальные средства общения.
При невербальном общении средством передачи информации являются бессловесные знаки – ими могут стать поза собеседника, его жесты, мимика, интонация, взгляд и т. д. Более подробно на хитростях применения невербальных способов общения в электронном письме мы остановимся в последующих главах, а пока необходимо принять за истину тот факт, что общение по электронной почте практически лишено «невербалики». Это ни хорошо и ни плохо. Это данность.
Человеческие отношения всегда важнее технической стороны сделки.
И в рамках этой реалии давайте двигаться дальше, и посмотрим, как мы можем влиять на людей на расстоянии и что мы сможем сделать, чтобы наши тексты были убедительнее.