Вы здесь

DARPA и наука Третьего рейха. Оборонные исследования США и Германии. Глава I. Оборонные исследования в США (В. Ю. Корчак, 2014)

Глава I

Оборонные исследования в США

Бочаров Л.Ю., директор Института проблемных исследований Российской академии естественных наук (г. Серпухов Московской области), кандидат технических наук.

Корчак В.Ю., председатель Секции прикладных проблем при Президиуме Российской академии наук, доктор экономических наук, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук.

Тужиков Е.З., ведущий научный сотрудник Секции прикладных проблем при Президиуме Российской академии наук, кандидат технических наук.

Введение

Уровень развития оборонных исследований и связанных с ними военных технологий во всем мире и в России был и остается в ряду важнейших факторов, определяющих направления и темпы развития средств вооруженной борьбы на долгосрочную перспективу. В настоящее время в России и за рубежом издано уже достаточно большое количество работ (монографий, учебников, учебных пособий, статей и т. п.) как по теории организации, так и по стратегическому управлению НИОКР. Даже далеко не полная библиография в этой области включает более 3500 наименований. Однако в силу ряда причин и обстоятельств такая категория НИОКР, как «оборонные исследования», отдельно не рассматривалась.

В последние годы в РФ произошли кардинальные изменения в сфере управления НИОКР в целом и оборонной направленности в частности. В области военных НИОКР существенному реформированию подверглись органы военного управления (ОВУ), осуществляющие функции планирования, заказа и реализации соответствующих программ. По результатам анализа и обобщения зарубежного опыта управления программами военных НИОКР в нашей стране в дополнение к ОВУ, сформированным еще в советский период (Секция прикладных проблем при Президиуме АН СССР (РАН), Управление перспективных межвидовых исследований и специальных проектов – ранее 13-е Управление МО СССР (Минобороны России), Управление перспективных межвидовых исследований и специальных проектов), были созданы новые типы организаций, функционирующие как в составе Министерства обороны РФ, так и в форме независимой обособленной структуры – фонда. Например, в октябре 2012 года в целях содействия осуществлению прорывных, высокорискованных исследований и разработок в интересах обороны и безопасности государства, разработки и создания инновационных технологий и производства высокотехнологичной продукции военного, специального и двойного назначения был создан Фонд перспективных исследований. Отечественные средства массовой информации сразу окрестили эту организацию аналогом американского Управления перспективных исследований и разработок (Defense Advanced Research Projects Agency — DARPA).

Следует отметить, что повышение эффективности процессов управления оборонными НИОКР в РФ на основе передового опыта зарубежных стран неизбежно приводит к необходимости четкого разделения и определения таких понятий, как «исследования», «разработка», «НИОКР», «научно-технический задел», «прорывные исследования» и «высокорискованные разработки», «инновационная технология» и целый ряд других. Важность этого вопроса связана прежде всего с тем, что отдельные термины в области оборонных НИОКР, используемые в России, не в полной мере соответствуют применяемым в официальных документах и реальной практике США и европейских стран НАТО в сфере науки и техники. Поэтому перед прочтением первой главы читателю следует ознакомиться с основными различиями в основных определениях и терминах, приведенных ниже.

Несмотря на непрерывные споры зарубежных и отечественных ученых о невозможности точного разграничения различных типов исследований, мировая нормативная и статистическая практика еще с начала XX века разделяет их на базовые (фундаментальные) (basic research) и прикладные (applied research).

В соответствии с определением Национального научного фонда США (National Science Foundation — NSF) к базовым исследованиям относятся получение и анализ структурированной информации об окружающем мире, используемой для научного применения. Такие исследования в большей степени ориентированы на более полное понимание объекта исследования, чем на его практическое использование. Другими словами, они направлены на получение знаний, которые неспособны сразу приносить экономическую выгоду. По определению NSF, к базовым могут быть отнесены и некоторые исследования в частном секторе, не имеющие в момент их проведения коммерческих целей, но предполагающие их наличие в дальнейшем [45].

В соответствии с руководством Фраскати (специальный документ, содержащий наиболее важные понятия в области науки, технологий и инноваций, которые могут использоваться не только статистиками, но и широкой научной общественностью и законодателями стран ОЭСР) базовые исследования – это экспериментальная или теоретическая работа, предпринимаемая в первую очередь для приобретения новых знаний, лежащих в основе явлений и наблюдаемых фактов, без какой-либо конкретной цели их применения или использования [30]. Базовые исследования проводятся в целях формулирования и проверки научных гипотез, теорий или законов. Результаты этих исследований, как правило, не имеют коммерческой стоимости и открыто публикуются в научных журналах или направляются членам мирового научного сообщества. В особых случаях результаты базовых исследований могут быть закрыты исходя из интересов национальной безопасности. Зачастую базовые исследования предпринимаются учеными, которые сами организуют свою работу и ставят собственные цели, однако последние могут находиться и в русле национальных приоритетов [14].

В нашей стране под фундаментальными научными исследованиями понимается экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды [18].

В рамках военного ведомства США (министерства обороны) под базовыми (фундаментальными) исследованиями понимаются: все виды теоретических и экспериментальных работ, направленные на расширение знаний и их понимание в тех областях естественных и технических наук, которые ориентированы на удовлетворение долгосрочных потребностей в сфере национальной безопасности. Практически аналогичное понятие базовых исследований дается и в американском руководстве по бюджетному планированию [38].

Термин «базовые исследования» широко применяется в нормативно-правовой практике США, а также большинства стран НАТО вместо термина «фундаментальные исследования», используемого в России. Отметим, что в зарубежном понимании и базовые, и поисковые («начальные» прикладные) исследования могут называться фундаментальными в том случае, если они открыты для широкого использования. Таким образом, термин «фундаментальные исследования» в практике развитых стран носит скорее юридический, чем научный характер. Однако в научных работах эти понятия наиболее часто используются как тождественные.

В отечественной практике в рамках государственной программы вооружения под фундаментальными исследованиями понимают исследования, направленные на изучение свойств материи, естественных явлений и законов природы, которые могут быть в перспективе применены для совершенствования существующих и создания принципиально новых систем оружия, военной и специальной техники. Основными типовыми результатами таких исследований являются новые научные знания о природных явлениях, физико-химических эффектах, законах и закономерностях, имеющих прикладное оборонное значение.

Отметим, что накопленный исторический опыт свидетельствует о том, что важнейшие достижения фундаментальной науки – открытия возникают случайно, непредсказуемым образом. Их экономический эффект в большинстве случаев также непредсказуем и неопределенным образом отложен во времени. В таких случаях фундаментальные исследования называют «чистыми» – clear. Другая разновидность – ориентированные фундаментальные исследования, результатом которых является получение средствами фундаментальной науки частных баз знаний о каком-либо круге явлений природы, имеющих практическое значение и способных с большой долей вероятности быть использованными в конкретных прикладных исследованиях. Однако только в отдельных случаях их экономический эффект может быть оценен на начальной стадии исследований [7].

Прикладные исследования. В соответствии с определением Национального научного фонда США (NSF) такие исследования направлены на практическое применение полученных научных знаний и представляют собой исследовательские проекты, в рамках которых достигаются конкретные коммерческие цели. В этом контексте к прикладным исследованиям относятся:

– стратегические исследования (strategic research), осуществляемые для формирования конкретных целей в рамках создания нового или улучшения существующего продукта (product research) или процесса (process research);

– исследования операций (operational research) – исследования, связанные с разработкой решающих правил (критериев) и решения оптимизационных задач;

– функционально ориентированные исследования, отвечающие целям и задачам, возложенным на научно-исследовательскую организацию (mission-oriented research);

– исследования, проводимые в интересах органов исполнительной власти в соответствии с национальными приоритетами (objective-oriented research, subject research).


В военном ведомстве США прикладные исследования определяются как систематические исследования, направленные на расширение знаний и представлений, необходимых для определения способа, посредством которого может быть решена научно-практическая задача [27]. Данная категория работ обеспечивает непрерывное расширение и применение знаний для разработки новых полезных материалов, устройств, систем, методов или процессов их создания.

Важность фундаментальных и прикладных исследований в общей системе национальных приоритетов НИОКР в США отражается в объемах средств, расходуемых из федерального бюджета на их проведение. Так, например, в 2012 фин. г. на выполнение таких работ из американского федерального бюджета было израсходовано ~62 млрд долл.

Содержание понятия «прикладные исследования», используемого в РФ, определено в [18]: исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

В мировой практике научно-технического планирования различают и еще одну категорию НИОКР – поисковые исследования. В соответствии с [18] к поисковым научным исследованиям относятся исследования, направленные на получение новых знаний в целях их последующего практического применения (ориентированные научные исследования) и (или) на применение новых знаний (прикладные научные исследования) и проводимые путем выполнения научно-исследовательских работ.

В рамках отечественных программ, направленных на совершенствование научно-технической и технологической базы (НТТБ) для разработки и производства вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), под поисковыми исследованиями понимают исследования, направленные на разработку и экспериментальную проверку путей, методов, технических решений использования новых научных знаний в интересах создания перспективных видов ВВСТ. Основными типовыми результатами поисковых исследований являются новые принципы создания вооружения и технологий, материалов с принципиально новыми свойствами, новых химических соединений, методы анализа, синтеза и моделирования.

Исследования и разработки. Термин, обозначающий взаимосвязь научных исследований и последующих разработок, появился в западной практике в 1950-х годах в виде аббревиатуры R&D, соответствующей российскому НИОКР (научные исследования и опытно-конструкторские разработки), хотя в переводах на русский язык применяют и термин «НИР», которые в большей степени соответствует американскому термину Science & Technology (S&T). В некоторых странах НАТО используется термин R&ED (исследования и экспериментальные разработки).

Высокая степень сложности процессов разработки основных видов современного ВВСТ, необходимость в проведении работ по освоению их серийного промышленного производства, трудоемкость процедур и регламентов принятия на вооружение определили необходимость в более высокой степени детализации программ военных НИОКР США по категориям работ – бюджетным статьям их финансирования (бюджетным активностям – Budget Activity (BA)).

В соответствии с бюджетной классификацией, принятой в США, программы НИОКР («Исследования, разработки, испытания и оценивание ТТХ» – Research, Development, Test and Evaluation (RDT&E)) военного ведомства подразделяются на семь категорий работ (BA)) [1, 2].

Технология – это систематизированное знание, использующееся при создании конечного продукта, полученное физическими или юридическими лицами в результате проведения собственных НИОКР или трансфера на национальном и международном уровнях, а также зафиксированное на любом информационном носителе (или являющееся ноу-хау).

В отечественной практике подход, основанный на трактовке технологии, в первую очередь, как совокупности практических знаний в определенной предметной области, был реализован в процессе формирования перечня критических технологий федерального и ведомственного уровней – перечня критических технологий Российской Федерации [17].

В ФЦП «Национальная технологическая база» на 2007–2011 годы (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.01.2007 № 54, разд. I) под технологией понимается совокупность научно-технических знаний, процессов, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при разработке, производстве или эксплуатации продукции.

Вместе с тем большинство отечественных определений термина «технология», помимо ориентации на определенные знания, имеет более или менее ярко выраженный «производственный уклон» («заводский, ремесленный, промысловый обиход», «совокупность производственных процессов», «совокупность методов и приемов, применяемых на всех стадиях подготовки и изготовления определенного вида изделий» и др.). Даже «знания» в этих определениях, как правило, связаны с производством («совокупность сведений о способах переработки того или иного сырья в фабрикат, в готовое изделие», «научное описание способов производства», «совокупность методов обработки… сырья, материалов или полуфабриката…», «определенная последовательность методов обработки, изготовления, изменения состояний и свойств сырья или материалов в процессе производства продукции» и т. д.) [3, 4, 6].

Суммируя отечественный и зарубежный опыт формирования терминологической базы в научно-технологической области, можно дать следующее наиболее общее определение понятия «технологии». Технология – совокупность знаний и документированных данных о принципах, приемах и способах получения, переработки веществ, материалов, энергии и информации для создания изделий, узлов, агрегатов, составных частей, а также для решения организационных, управленческих, экономических, военных и других задач человеческой деятельности.

Все множество технологий подразделяется на военные, специальные и гражданские технологии, большинство которых имеет перспективы двойного использования. Масштабное производство продукции гражданского и военного назначения обеспечивается промышленными технологиями.

В 2002 году в процессе корректировки перечня критических технологий Российской Федерации по предложению Минобороны России в его состав были включены «базовые и критические военные и специальные технологии». При этом базовые военные технологии, под которыми следует понимать совокупность знаний и документированных данных о типовых формах (способах или методах) военной деятельности (военных действий), в большинстве случаев связаны не с созидательными, а с разрушительными (поражение, подавление, выведение из строя военных объектов, объектов инфраструктуры, вооружения, военной, специальной техники и др.) процессами, имеющими довольно косвенное отношение к процессам производства (только посредством использования ВВСТ, произведенных в предшествующий период) [3, 4, 8].

В каждой из базовых технологий выделяются критические военные технологии. Под критическими военными технологиями понимают технологии, обеспечивающие решение принципиально новых военно-технических задач, существенный прирост тактико-технических характеристик вооружения и значительное снижение затрат на его эксплуатацию [3].

В составе действующей редакции перечня критических технологий Российской Федерации позицию «Базовые и критические военные и промышленные технологии для создания перспективных видов вооружения, военной и специальной техники» раскрывают следующие ведомственные документы [10]:

– в Минобороны России – перечень базовых и критических военных технологий;

– в Минпромторге России – перечень базовых и критических промышленных технологий;

– в ФСБ России – перечень базовых и критических специальных технологий.


Перечень базовых и критических военных технологий является основным нормативным документом, определяющим приоритетные направления создания научно-технического задела для перспективного и нетрадиционного вооружения, и обеспечивает решение следующих основных задач, стоящих перед Минобороны России:

– формирование технологической программы реализации мероприятий государственной программы вооружения;

– обоснование ассигнований, необходимых на создание оборонных технологий;

– контроль выполнения программных мероприятий;

– трансфер и коммерциализация технологий прорывного характера.

Действующая редакция перечня базовых и критических военных технологий на период до 2025 года одобрена решением Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации (протокол № 8 от 24 сентября 2013 года) и содержит 9 базовых, 48 критических и 293 военные технологии (рис. 1.1).


Рис. 1.1. Перечень базовых военных технологий на период до 2025 г.


В зависимости от уровня готовности и степени риска получения положительных результатов реализацию включенных в перечень технологий предполагается осуществлять в рамках различных программ, включая:

– программу развития базовых военных технологий в составе государственной программы вооружения;

– Федеральную целевую программу «Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2011–2020 годы»;

– проекты Фонда перспективных исследований.


В настоящее время в российских документах, относящихся к проблемам научно-технического развития страны, достаточно часто стал использоваться термин «задел» (табл. 1.1).


Таблица 1.1. Примеры использования термина «задел» в российских программах развития науки и техники


В соответствии со сложившейся научно-технической лексикой понятие «задел» трактуется как «накопление знаний, технологий, изделий, полуфабрикатов и других видов продукции сверх потребностей». Накопление сверх потребностей означает, что в каждый текущий момент времени есть востребованная часть накопления и есть превышение, которое может быть востребовано при изменении ситуации. Данный тезис подтверждается мировой практикой создания 11 1 3, свидетельствующей, что часть результатов научно-технологических исследований остается в традиционном понимании нереализованной: результативность этих работ состоит в расширении сферы поиска наиболее эффективных решений или в отказе от тупиковых направлений разработок, то есть в предотвращенном ущербе. Последние исследования в области теории знаний и инноваций позволяют утверждать, что именно избыточность информации и ее разнообразие являются необходимым условием для успешного развития функциональных систем различного назначения.

Можно представить процесс создания научно-технического задела в интересах проведения опытно-конструкторских разработок (ОКР) перспективных элементов функциональной системы в виде схемы (рис. 1.2), на которой основными элементами НТЗ являются научный, научно-технологический и производственно-технологический заделы [3, 7 |. Научно-технологический задел включает: новые (усовершенствованные) материалы и вещества; элементную базу, составные части, модули и блоки; алгоритмы и программы для вычислительной техники; лабораторное и испытательное оборудование; экспериментальные и макетные образцы нетрадиционных видов техники; технические задания на НИР и ОКР; концептуальные, нормативно-технические и методические документы.


Рис. 1.2. Составляющие научно-технического задела и процессы, направленные на его формирование


Элементами производственно-технологического задела являются: производственные технологии; станки, оснастка, инструмент, инвентарь; производственное, технологическое и испытательное оборудование; измерительные приборы; средства автоматизации производства; концептуальные, нормативно-технические, методические и другие документы в области организации и планирования производства.

Исходя из определений инноваций, использующихся в научно-технической литературе, научный задел для развития функциональных систем (ВВСТ) в [7 | предложено трактовать как совокупность потенциальных инноваций (или нововведений), которые при определенных условиях (наличие соответствующих решений органов государственного управления, производственные и экономические возможности государства и др.) могут обеспечить создание новых технологий, материалов, веществ, элементной базы, унифицированных модулей и блоков для решения принципиально новых задач функциональных систем (ВВСТ).

В настоящее время одним из решающих факторов, оказывающих влияние на устойчивое развитие ВВСТ, является наличие опережающего научно-технического задела. Такой задел сегодня формируется в рамках фундаментальных и поисковых исследований, проводимых в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства. Содержание этих исследований определяется перечнем приоритетных направлений фундаментальных, прогнозных и поисковых исследований (ФППИ), который определен рядом документов, утверждаемых на высшем государственном уровне. Научно-технические достижения, получаемые в результате этих работ, обеспечивают развитие военных технологий и играют важную роль практически на всех стадиях жизненного цикла ВВСТ, во всех формах и способах их боевого применения.

Авторами первой главы книги была предпринята попытка обобщения и систематизации опыта США, накопленного при организации, планировании, финансировании и проведении оборонных исследований. Выбор этой страны неслучаен и определен наличием существенных различий в процессах формирования и функционирования систем обеспечения вооруженных сил новейшими образцами вооружения и военной техники (ВВТ). Так, например, в США основное внимание при формировании научно-технического задела в области ВВТ уделяется комплексу исследований и технологических разработок, ориентированному на потенциал учебных заведений, научно-исследовательских лабораторий военного ведомства США и организаций малого бизнеса. Причем такие работы проводятся по широчайшему спектру научно-технических направлений, обеспечивающих самодостаточность государства в разработке практически всех перспективных видов ВВТ.

1.1. Структура и объемы финансирования оборонных НИОКР

По статье федерального бюджета США «Национальная оборона» проходят средства, выделяемые на осуществление военных функций Министерству обороны и ряду других министерств и ведомств США, и прежде всего Министерству энергетики (на деятельность, связанную с ядерным оружием и ядерными энергетическими установками военного назначения). Далее рассматриваются только те ассигнования, которые выделяются Министерству обороны США. Основным показателем, определяющим объемы государственного финансирования в США, являются «Бюджетные полномочия» – Budget authority. «Бюджетные полномочия» – показатель, характеризующий законодательно утвержденный объем средств, которые соответствующие государственные ведомства имеют право истребовать из бюджета для обеспечения своих финансовых обязательств (obligations), возникающих при заключении контрактов на приобретение товаров и услуг и найм персонала. Процесс рассмотрения и утверждения проекта бюджета конгрессом США включает несколько стадий. В законопроекте о правительственной программе расходов (authorization bill) принимается общее решение о выделении средств на осуществление каждой программы и предварительно определяется объем ее финансирования (authorizations). На этой основе при рассмотрении законопроекта об ассигнованиях принимаются решения о выделении финансовых средств на осуществление программ (appropriations) и устанавливается объем и структура правительственных бюджетных полномочий (budget authority), на основании которых определяется сумма финансовых средств, которые могут быть реально израсходованы (outlays). Как правило, 70–85 % расходов производится за счет бюджетных полномочий, утвержденных на данный финансовый год, а оставшаяся часть – за счет бюджетных полномочий прошлых лет. Этим объясняется факт несовпадения выделенных и израсходованных средств в конкретном финансовом году.

Традиционная бюджетная разбивка расходов на национальную оборону США включает следующие разделы: обеспечение личного состава, эксплуатация и ремонт ВВТ, закушен ВВТ, НИОКР, военное строительство, строительство жилья и помощь домовладельцам.

Общая динамика изменения государственных расходов в США по статье «Национальная оборона» (только статья 051) представлена на рис. 1.3.


Рис. 1.3. Динамика изменения ассигнований США, выделяемых по статье «Национальная оборона» (по бюджетной статье 051)


В последние годы ежегодная доля ассигнований, выделяемых Министерству обороны США на реализацию программ НИОКР (Research, Development, Test And Evaluation Programs) и закупок BBT (Procurement Programs), колеблется в пределах 31–37 % от общего объема средств по бюджетной статье 051 без учета расходов на непредвцденные зарубежные операции (НЗО) – Overseas Contingency Operations. В 2012 фин. г. эта доля составила ~32 % (без учета НЗО). Среднее значение соотношения статей военных расходов «Закупки ВВТ» / «Проведение НИОКР» в период 2005–2011 фин. гг. менялось от 0,9 до 1,4 (рис. 1.4).


Рис. 1.4. Динамика изменения соотношения расходов по статьям военного бюджета «Закупки ВВТ» и «Проведение НИОКР»


Примечание: до 2010 фин. года военные расходы на войну в Ираке и Афганистане финансировались в основном через законопроекты о дополнительных расходах (supplementary spending bills), начиная с 2010 фин. г. они были категорированы как «непредвиденные зарубежные операции» (НЗО) /Overseas Contingency Operations (ОСО) и включены в бюджет.


Надо отметить, что в Министерстве обороны США понятия «приобретение» – Acquisition и «закупка» – Procurement существенно различаются. В рамках программы «приобретения» ВВТ осуществляется непосредственная поддержка всех стадий жизненного цикла образца ВВТ – НИОКР по разработке прототипа серийного образца, испытания, НИОКР по разработке промышленного образца, принятие на вооружение, закупка и развертывание, эксплуатация, включая боевое применение и утилизацию.

Бюджет НИОКР военного ведомства формируется (планируется, программируется, согласовывается) и реализуется в рамках трех взаимосвязанных структурных систем:

– программной (программы перспективного развития (вооружения) ВС, планы и программы приобретения новых видов ВВТ и т. п.);

– организационной (по заказчикам работ – получателям бюджетных средств: видам ВС, управлениям и службам МО США);

– функциональной (по задачам ВС, направлениям и функциональным областям развития системы вооружения).

Основной формой программного структурирования бюджета Министерства обороны США (по статье расходов 051) на плановый период является представление его в рамках следующих 11 программ перспективного развития вооруженных сил (FYDP – Future Year Defense Program):

1. Стратегические силы;

2. Силы общего (основного) назначения;

3. Разведка, боевое управление и связь;

4. Мобильные силы (воздушные и морские перевозки);

5. Административная деятельность;

6. Исследования и разработки;

7. Снабжение и техническое обслуживание;

8. Боевая подготовка, медицинское и другие виды обеспечения;

9. Военная поддержка других государств;

10. Силы специального назначения;

11. Секретные программы.


В шестую программу входит наибольшая часть НИОКР Пентагона (~69–72 % от общего объема). Все ежегодные расходы на НИОКР группируются в рамках общей программы – программы исследований, развития, испытаний и оценивания – Research, Development, Test And Evaluation Programs (RDT&E или R-l).

В соответствии с бюджетной классификацией, принятой в США, программы НИОКР Министерства обороны (Research, Development, Test And Evaluation (RDT&E) Programs) подразделяются на следующие категории работ (бюджетные активности – Budget Activity (BA)):

BA 1 – фундаментальные исследования;

BA 2 – прикладные исследования;

ВА 3 – технологические разработки;

ВА 4 – разработка прототипов серийных образцов BBT (ОКР по созданию прототипов) и их подсистем (Advanced Component Development & Prototypes);

BA 5 – испытания BBT, ОКР и технологические работы в интересах подготовки к промышленному производству серийного образца (System Development & Demonstration);

ВА 6 – планирование развития, сопровождение программ НИОКР, общие проблемы совершенствования ВВТ, материальнотехническое обеспечение НИОКР, стандартизация и унификация, программы исследований и разработок, выполняемые организациями малого бизнеса (Small Business Innovation Research — SBIR и Small Business Technology Transfer Research — STTR);

BA 7 – модернизация BBT, ограниченное производство новых видов BBT и опытная эксплуатация.


Сравнительные данные по существующим в США категориям гражданских и военных НИОКР, а также по объемам их финансирования в 2012 фин. г. представлены на рис. 1.5.


Рис. 1.5. Распределение государственных ассигнований США, выделяемых на проведение НИОКР в 2012 фин. г. по категориям работ и заказчикам программ


Категории работ ВА 4, В А 5, В А 7 тесно увязаны с этапами программ приобретения объектов В ВТ (рис. 1.6).

Существующая централизованная система заказов военных НИОКР помимо видовых заказчиков (органы управления заказами НИОКР армии США, ВМС и корпуса морской пехоты, ВВС) насчитывает -18—20 заказывающих управлений и служб МО США. Основными из них (по объемам средств, выделяемых на НИОКР) являются:


Рис. 1.6. Взаимосвязь бюджетных категорий НИОКР с этапами программы приобретения ВВТ


– Аппарат министра обороны (Office of Secretary of Defense — OSD);

– Управление перспективных исследований и разработок (DARPA);

– Управление ПРО ((Missile Defense Agency — MDA), бывшее BMDO));

– Управление программ химической и биологической защиты (Chemical and Biological Defense Program — CBDP);

– Управление по снижению опасности (Defense Threat Reduction Agency – DTRA);

– Управление информационных систем (Defense Information Systems Agency — DISA);

– Управление национальной безопасности (National Security Agency – NSA) – Агентство национальной безопасности;

– Управление контрактов (Defense Contract Management Agency – DCMA);

– Контрольно-ревизионное управление (Defense Contract Audit Agency – DCAA);

– Управление материально-технического обеспечения (Defense Logistics Agency — DLA);

– Разведывательное управление (Defense Intelligence Agency – DIA);

– Управление по сотрудничеству в области безопасности (Defense Security Cooperation Agency — DSCA);

– Служба безопасности (Defense Security Setyice – DSS);

– Национальное управление геопространственной разведки и картографирования (National Geospatial-Intelligence Agency – NGA);

– Объединенный комитет начальников штабов (Joint Chiefs of Staff – JCS);

– Объединенное командование силами специальных операций (United States Special Operations Command – SOCOM).


Общий объем запланированных ассигнований на реализацию программ НИОКР (ВА 1–7) Министерства обороны США в 2013 фин. г. составил 72,998 млрд долл. (-11,3 % от общих расходов на оборону без учета расходов на военные программы Министерства энергетики (Department of Energy – DoE) и организаций, входящих в Разведывательное сообщество США) [43]. Распределение этих средств по категориям работ и заказчикам программ НИОКР представлено на рис. 1.7–1.8 соответственно.

Работы, относящиеся к бюджетным категориям BA 1, ВА 2, В А 3, составляют одну общую категорию «Исследования и технологические разработки» (Research and Technology). В соответствии с существующей в Министерстве обороны США терминологией под этими категориями работ принято понимать следующее:

1. Фундаментальные (базовые) исследования (Basic Research). Исследования, направленные на расширение знаний или понимания о фундаментальных аспектах явлений и наблюдаемых фактов и не ориентированные на решение конкретной прикладной научно-технической задачи в области разработок ВВТ.

В документе DoD Financial Management Regulation Volume 2B, Chapter 5 (в редакции от июня 2008 г.) дается следующее определение этой категории НИОКР. К фундаментальным исследованиям (бюджетной активности 1 – В А 1) относятся все виды теоретических и экспериментальных работ, направленные на расширение знаний и их понимания в тех областях естественных и технических наук, которые ориентированы на удовлетворение долгосрочных потребностей в сфере национальной безопасности. Данная бюджетная активность предусматривает проведение долгосрочных и многообещающих (с высокой степенью значимости ожидаемых результатов) исследований, формирующих основу технологического прогресса в военно-технической сфере. Результаты фундаментальных исследований обеспечивают:


Рис. 1.7. Характеристика распределения ассигнований, выделяемых Министерству обороны США на выполнение НИОКР (RDT&E Programs) в 2013 фин. г. по программам развития и категориям НИОКР


– научную базу для проведения последующих работ в рамках программ прикладных исследований и технологических разработок;

– появление новых или расширение существующих функциональных возможностей ВС в таких областях, как связь, боевое управление, разведка, обнаружение целей, навигация и наведение оружия и т. п.


Практическая направленность научных проектов (программных элементов) этой категории работ предполагает решение задач, предшествующих начальному этапу программы приобретения (Program Acquisition) военной продукции (создание нового образца ВВТ или модернизация существующего) – «Анализ возможных решений» (Materiel Solution Analysis Phase).


Рис. 1.8. Характеристика распределения ассигнований, выделяемых Министерству обороны США на выполнение НИОКР в 2013 фин. г. по заказчикам работ


2. Прикладные исследования (Applied research). Систематические исследования, направленные на расширение знаний и представлений, необходимых для определения способа, посредством которого может быть решена научно-практическая задача. Данная категория работ обеспечивает непрерывное расширение и применение знаний для разработки новых полезных материалов, устройств, систем, методов или процессов их создания. Прикладные исследования могут быть ориентированы в интересах проектирования, разработки опытных образцов ВВТ (или модернизации существующих), а также создания новых процессов, соответствующих современным требованиям. Деятельность в рамках этой категории НИОКР позволяет преобразовывать достижения (результаты) фундаментальных исследований в проблемно-ориентированные решения различных военно-технических задач (проблем) и определять основное содержание работ по разработке необходимых технологий. Элементы программ прикладных исследований направлены на решение задач, предшествующих начальному этапу (Materiel Solution Analysis Phase) программы приобретения, либо входить в него.

Следует заметить, что важность фундаментальных и прикладных исследований в общей системе национальных приоритетов НИОКР в США отражается в объемах средств, расходуемых из федерального бюджета на их проведение (рис. 1.9).


Рис. 1.9. Распределение государственных ассигнований США, выделяемых на проведение исследований в 2012 фин. г. по министерствам и ведомствам


3. Технологические разработки (Advanced Technology Development)бюджетная категория работ ВА 3). Проекты (программы) технологических разработок ориентированы на решение задач, связанных с удовлетворением конкретных военных нужд (потребностей), сформулированных Объединенным комитетом начальников штабов. Эта категория НИОКР включает в себя разработки компонентной базы, элементов подсистем и систем, а также создание технологий их интеграции в опытные и/или макетные образцы ВВТ в интересах проведения экспериментальных исследований в лабораторных условиях и/или натурных испытаний. Результаты выполнения таких разработок должны позволить оценить:

– практическую реализуемость и полезность технологии при создании макетного образца ВВТ;

– возможность и предельные сроки промышленного освоения технологий для производства серийных образцов ВВТ;

– ориентировочные затраты, связанные с дальнейшей реализацией второго этапа программы приобретения – «Этап ОКР по созданию прототипа образца военной продукции» (Technology Development Phase).


Ежегодно на проведение фундаментальных, прикладных исследований и разработок (ФПИ и TP – BA 1, ВА 2 и ВА 3) выделяется ~16–17 % от общего объема средств на НИОКР МО США (ВА 1-ВА 7). В 2013 фин. г. объем финансирования программ ФПИ и ТР составил 11,861 млрд долл. Характеристика распределения объемов ассигнований, выделяемых на проведение исследований и разработок, по перечисленным выше заказчикам представлена на рис. 1.10.

Важную роль в американской системе НИОКР в области ВВТ играют исследования и разработки, выполняемые организациями малого бизнеса в рамках специальных государственных программ «Инновационные исследования малого бизнеса» – Small Business Innovation Research (SBIR) и «Исследования малого бизнеса по передаче технологий» – Small Business Technology Transfer Research (STTR). В 2012 фин. г. на исследовательские проекты по этим программам из бюджетов министерств и ведомств США было выделено ~2,5 млрд долл. (рис. 1.11). Эта программа действует с 1982 г. и в настоящее время запланирована на период до 2017 года. Общее управление ходом ее выполнения осуществляет Администрация малого бизнеса (SBA). К обязательному участию в ней привлекаются те министерства и ведомства США, у которых объем бюджетных расходов, направляемых сторонним организациям (внешним исполнителям) на НИОКР (Extramural R&D), превышает 100 млн долл, в год. При этом минимальный размер долевого участия в программе SBIR для таких министерств и ведомств определяется ежегодно в процентах от годового объема их расходов, направляемых на проведение НИОКР сторонним организациям. Так, например, эта доля в 2013 фин. г. определена в размере 2,7 %, а в 2017 фин. г. она должна составить 3,2 % (ежегодный прирост до 2017 фин. г. в размере 0,1 %, а в 2017 фин. г. – 0,2 %).


Рис. 1.10. Характеристика распределения объемов ассигнований по заказчикам программ ФПИ и ТР


Рис. 1.11. Распределение бюджетных ассигнований, выделяемых на реализацию проектов исследований и разработок в рамках программы SBIR (в 2012 фин. г.)


Обязательным условием реализуемого в рамках программы SBIR ведомственного проекта исследований и разработок является возможность коммерциализации ожидаемого конечного результата.

Исполнителями проектов программы SBIR могут являться только те организации, которые соответствуют следующим требованиям:

1. Организация должна находиться (фактический и юридический адрес) на территории США. Направленность исследований и разработок по проекту SBIR не должна совпадать с основным видом деятельности организации, из которого извлекается большая часть прибыли.

2. Основная часть уставного капитала (не менее 51 % акций с правом голоса) организации должна принадлежать гражданам США или иностранцам, постоянно проживающим на законных основаниях в США.

3. Численность служащих (ученых, инженеров и вспомогательного персонала) в организации не должна превышать 500 человек (включая все филиалы и самостоятельные подразделения). Кроме того, организация должна иметь разрешение (лицензию) на выполнение НИОКР и соответствующий код государственной классификации вида деятельности.

Самым крупным инвестором программы SBIR является Министерство обороны США. Объем военной части этой программы в 2012 фин. г. составил -1,015 млрд долл. Распределение этих средств между военными заказчиками проектов представлено на рис. 1.12.

Работа в рамках программы SBIR военного ведомства оформляется контрактом между МО США и головным исполнителем – организацией малого бизнеса. Головной исполнитель проекта имеет право заключать субконтракты с соисполнителями работ (с организациями или отдельными гражданами). Авторские права на интеллектуальную собственность принадлежат исполнителям работ, а МО США получает бесплатную лицензию на их дальнейшее использование.

Проекты программы SBIR предполагают 2 обязательных этапа работ и один заключительный, но необязательный. Первый этап может содержать проверку технической концепции и отработку предлагаемых решений. Продолжительность этого этапа составляет не более 6 месяцев (по заказам ВВС до 8 месяцев) и не может быть продлена. Предельная стоимость работ по первому этапу не должна превышать 150 тыс. долл, (до 2010 года – 100 тыс. долл.), а по второму этапу – 1 млн долл, (до 2010 года – 750 тыс. долл.). Как правило, второй этап разбивается на два подэтапа продолжительностью 10–12 месяцев каждый. Первый подэтап является базовым и предполагает получение результатов, позволяющих оценить или подтвердить эффективность выбранного направления исследований (или разработок), а также принять решение о целесообразности открытия второго подэтапа. К финансированию второго подэтапа могут подключаться и другие инвесторы (частные компании или другие министерства и ведомства США).


Рис. 1.12. Распределение ассигнований между военными заказчиками работ по программе SBIR в 2012 фин. г.


Третий этап работ в рамках проекта SBIR МО США открывается только в том случае, если будет найден негосударственный источник финансирования, заинтересованный в доработке полученных результатов до уровня промышленного образца В ВТ (или изделия гражданского назначения) в целях его последующей коммерческой продажи (коммерциализации).

Отметим, что более 55 % исполнителей проектов по программе SBIR составляют организации численностью менее 25 человек (рис. 1.13).

Ежегодно программа SBIR МО США инициирует ~8–9 тыс. проектов, перечень которых публикуется два раза в год (в октябре и мае).


Рис. 1.13. Характеристика численности организаций малого бизнеса, выполняющих проекты работ по программе SBIR


Примерами наиболее важных проектов исследований и разработок, выполненных в рамках программы SBIR, могут являться следующие:

– разработка технологий распознавания трехмерных сцен по видеоизображениям (технология «базовый видеокадр – трехмерная виртуальная модель обстановки»);

– создание полупроводникового лазера дальнего УФ-диапазона излучения (220–250 нм) в интересах обнаружения биологического загрязнения по спектру рамановского рассеяния;

– создание САПР аналоговых БИС, позволяющей решать топологические проблемы, связанные с синхронизацией на больших тактовых частотах, внутренними шумами и высоким уровнем потребления энергии;

– отработка технологии формирования эпитаксиальных слоев (пленок) для топологических норм менее 0,25 нм;

– создание конструкций малогабаритных антенн с электронным сканированием;

– разработка нового поколения материалов (функциональных и конструкционных) повышенной стойкости (для космического использования);

– совершенствование модульно-агрегатного принципа построения микроспутников (КА массой 50 – 100 кг);

– создание дизельных авиационных двигателей (мощностью LOLS л.с. на один цилиндр) для малогабаритных БПЛА;

– создание высокоскоростных (скорость хода более 8 —10 узлов) необитаемых подводных аппаратов НПА (Unmanned Underwater Vehicle – UUV) – носителей оружия;

– разработка миниатюрных радиостанций с быстрой адаптивной перестройкой по частоте (в диапазоне 50—100 МГц) и программным обеспечением, позволяющим прогнозировать условия распространения радиоволн в конкретной обстановке (горные условия, город, лес или открытая местность) для решения задачи автоматизированного выбора оптимальных частот радиосвязи.


Как показал анализ, ежегодные проекты работ по программе SBIR МО США охватывают практически все направления развития оборонных исследований и разработок.

Другая форма государственного сотрудничества с организациями малого бизнеса реализована в американской программе «Исследования малого бизнеса по передаче технологий – STTR». В ее рамках проекты исследований и разработок выполняются организациями малого бизнеса (головные исполнители) совместно с университетами и НИО промышленности (соисполнители). К участию в программе STTR в обязательном порядке привлекаются те министерства и ведомства США, у которых объем бюджетных расходов, направляемых сторонним организациям (внешним исполнителям) на НИОКР (Extramural R&D), превышает 1 млрд долл, в год. Минимальный размер ежегодного долевого участия в программе STTR для таких правительственных учреждений определяется в процентах от годового объема их расходов, направляемых на проведение НИОКР сторонним организациям. В 2013 фин. г. он законодательно определен в размере 0,35 %, а в плановом периоде 2014–2017 фин. гг. правительство США предполагает его увеличение до 0,45 %.

Обязательным для проектов программы STTR является требование по распределению объемов финансирования между головным исполнителем и соисполнителями работ. Не менее 40 % средств по проекту должно выделяться организации малого бизнеса и не менее 30 % – соисполнителям (НИО промышленности или университету).

Объем расходов на проекты МО США, реализуемые в рамках программы STTR в 2012 фин. г., составил ~ 127 млн долл. Распределение этих ассигнований между заказчиками проектов работ по программе STTR представлено на рис. 1.14.


Рис. 1.14. Распределение ассигнований между военными заказчиками работ по программе STTR в 2012 фин. г.


Необходимо отметить, что в настоящее время малый бизнес в США – это:

– свыше 27 млн американцев, работающих в организациях малого бизнеса;

– более 13 патентов на одного служащего для организаций малого бизнеса научно-технического профиля (намного больше, чем в крупном бизнесе);

– производство более 50 % ВВП США;

– принципиально новый источник решения задач, стоящих перед экономикой США;

– критическая компонента в оборонно-промышленном комплексе США.

1.2. Система планирования оборонных исследований и разработок

К настоящему времени в Министерстве обороны США сложилась достаточно гибкая и эффективная, но крайне сложная система управления исследованиями и разработками, в рамках которой осуществляются прогнозирование и выбор приоритетных направлений развития.

Общее руководство программами исследований и разработок осуществляет помощник министра обороны по НИОКР (ПМО по НИОКР) – Assistant of Secretary Defense of Research and Engineering (ASD R&E), который непосредственно подчинен заместителю министра обороны по разработкам, приобретениям и МТО (Under Secretary Defense of the Acquisition Technology and Logistics – USD AT&L). ПМО по НИОКР несет непосредственную ответственность за подготовку и реализацию программ работ только бюджетных категорий BA 1-ВА 4 (рис. 1.15).


Рис. 1.15. Роль ПМО по НИОКР в процессе реализации программ приобретения ВВТ


На рис. 1.15 показаны уровни технологической готовности (Technology Readiness Levels — TRLs), введенные в практику планирования программ НИОКР по рекомендации Счетного управления США (GAO) в июле 1999 года. Уровни TRL – система индикаторов, характеризующая степень завершенности этапов программ по созданию основных образцов ВВТ и позволяющая оценить риски в ходе перспективного планирования ФПИ и ТР. В 2002 году директивой министра обороны США эта система индикаторов стала обязательной к применению. В соответствии с ней завершенность этапов НИОКР по созданию основных (главных) образцов ВВТ оценивается по 9-балльной шкале [48]. Краткое описание системы индикаторов TRL представлено в табл. 1.2.


Таблица 1.2. Система индикаторов (уровней) технологической готовности программ приобретения главных видов ВВТ




Отметим, что в дальнейшем в интересах оценки рисков при освоении серийного производства новых видов ВВТ в военном ведомстве США была разработана система индикаторов, характеризующих готовность к промышленному производству. Такая система получила название «уровни производственной готовности» – Manufacturing Readiness Levels (MRLs).

В аппарате ASD (R&E) за планирование и управление программами исследований (фундаментальных и прикладных) отвечает заместитель ПМО по исследованиям (DASD, Research).


Примечание: до января 2011 года должность ПМО по НИОКР (ASD R&E) в аппарате USD AT&L именовалась как директор по НИОКР (Director of Defense Research and Engineering – DDR&E).


Упрощенная организационная структура аппарата ПМО по НИОКР (ASD R&E) представлена на рис. 1.16.

Виды ВС США (армия, ВВС и ВМС) имеют различные организационные структуры, осуществляющие управление программами фундаментальных исследований. Общей особенностью этих видовых организационных структур является наличие в них управлений научных исследований (в армии США – Army Research Office (ARO), в ВВС – Air Force Office of Science Research (AFOSR), в BMC – Office of Naval Research (ONR)). В основных заказывающих управлениях МО США (DARPA, MDA, DTRA) реализованы типовые схемы управления программами оборонных исследований, функционирующие в рамках организационно-плановых структур аппарата директора.


Рис. 1.16. Организационная структура аппарата помощника министра обороны по НИОКР


В интересах формирования единой научно-технической политики военного ведомства, организации стратегического (сводного) планирования, согласования и координации программ ФПИ и ТР основных заказывающих органов (видов ВС, DARPA, OSD, DTRA, MDA и Управления программ CBDP) в Министерстве обороны США была установлена специальная регламентированная процедура, получившая первоначальное условное название Science and Technology Reliance (S&T Reliance). Функции по реализации этой процедуры в рамках аппарата ПМО по НИОКР (Office of ASD R&E) были возложены на консультативную группу по оборонной науке и технологиям (Defense Science and Technology Advisory Group – DSTAG) и заместителя директора по программам и планам (Deputy ASD, Plan & Programs, DASD R&E).

В ходе реализации процедуры S&T Reliance осуществлялась подготовка важнейших документов, определяющих стратегию, задачи и содержание научно-технического и технологического развития (для программ работ BA 1-ВА 3) на долгосрочную перспективу. К ним относились:

1. Научно-техническая оборонная стратегия (Defense Science and Technology Strategy);

2. План фундаментальных исследований (Basic Research Plan – BRP);

3. План развития оборонных технологий (Defense Technology Area Plan – DTAP);

4. Научно-технический план развития боевых возможностей ВС (Joint Warfighting Science and Technology Plan — JWSTP);

5. Сводный перечень комплексных целевых программ (перечень работ, объединенных в программу под общим названием «оборонная технологическая задача» – Defense Technology Objectives — DTO).


В 2006–2008 годах в рамках реформирования всей системы оборонных приобретений (Defense Acquisition System) процедура S&T Reliance претерпела существенные изменения и получила новое условное название – Reliance 21. При этом изменились состав и периодичность подготовки перечисленных выше документов. Далее кратко рассмотрим наиболее существенные изменения, произошедшие в процедуре сводного планирования.

Научно-техническая оборонная стратегия (Defense Science and Technology Strategy). В документах под названием «Научно-техническая оборонная стратегия» (НТОС) формулировалась единая концепция, излагались принципы планирования и задачи научно-технических программ Министерства обороны США (для категорий работ BA 1-ВА 4) исследований и разработок, определялась роль конкретных зарождающихся технологий в дальнейшем развитии В ВТ и устанавливались единые научно-технические приоритеты. Концептуальную основу для разработки НТОС составляли:

– положения «Стратегии обеспечения национальной безопасности США» – The National Security Strategy of the USA (NNS), устанавливаемые новой администрацией США;

– основные направления дальнейшего развития ВС США (на период 5—10 лет), определяемые министром обороны США в отчете Quadrennial Defense Review (QDR), публикуемом один раз в 4 года;

– требования и задачи по техническому обеспечению ВС, формулируемые министром обороны в Оборонной стратегии США (National Defense Strategy — NDS);

– положения единой стратегии и сводных концепций действий войск ВС, определяемые Объединенным комитетом начальников штабов и периодически публикуемые, например, в Военной стратегии США (National Military Strategy) и Комплексном прогнозе развития ВС (Joint Vision 2010 и Joint Vision 2020).

Документами серии НТОС (1996 г. и 2000 г.) были определены следующие основные показатели для критериев отбора (определения приоритетности) научно-технических программ: экономическая целесообразность; возможность двойного применения; продолжительность внедрения достижений в ВВТ; усиление технологической базы военного производства. В качестве общих задач для программ НИОКР (BA 1-ВА 4) устанавливались следующие:

1. Развитие и внедрение наиболее эффективных военных технологий (внедрение только тех технологий, которые непосредственно направлены на удовлетворение нужд ВС). Данное требование предполагает: направленное удовлетворение потребностей ВС (актуальность для нужд ВС); приоритетность научно-технических программ, имеющих важное межвидовое значение (в интересах всех видов ВС, управлений и служб МО); ускоренный переход от перспективных концепций к программам разработки ВВТ; быструю модернизацию ВВТ по факту развития непосредственно связанных с ним технологий (например программного обеспечения, компонентной базы электроники, двигателестроения и т. п.); предотвращение технологических порывов («сюрпризов») со стороны потенциальных противников.

2. Уменьшение стоимости ВВТ путем: внедрения технологий, снижающих затраты на эксплуатацию, модернизацию и боевое применение ВВТ; применения достижений, используемых в коммерческой практике (коммерчески доступных стандартов, технологий и изделий – COTS (Commercial Off The Shelf)); широкого использования технологий моделирования и имитации (до начала стадии развертывания производства ВВТ); комплексного учета внешних факторов (международных законов, необходимой для ВВТ инфраструктуры и т. п.).

3. Усиление военно-промышленной базы на основе: развития технологий двойного назначения; поддержки инвестиций в приоритетные технологии; развития механизмов передачи (трансфера) технологий; отбора инициатив для поддержки технологий, имеющих важное гражданское назначение (например, DARPA отрабатывает ряд технологий по созданию национальной информационной инфраструктуры).

4. Поддержка фундаментальных исследований в интересах раннего выявления и развития новых научных идей. Примерами таких научных идей являются: технология снижения заметности – Stealth; лазеры; ИК-приборы ночного видения; системы ВТО («интеллектуального» оружия). К числу основных направлений дальнейшего совершенствования программ фундаментальных исследований в МО США были отнесены следующие:

– привлечение к выполнению фундаментальных исследований первоклассных ученых как залога высокого качества работ;

– обеспечение стабильного и сбалансированного финансирования программ;

– подготовка ученых и специалистов в военных областях знаний;

– содействие кооперации ученых и НИО различных министерств и частных компаний.


5. Обеспечение гарантированного качества ВВТ путем: оптимизации системы планирования, согласования и контроля над реализацией научно-технических программ (оптимизация структуры подразделений министерства обороны, отвечающих за организацию и проведение научных исследований, технологических разработок, испытаний и закупок ВВТ); поддержки «критической массы» технологий в уникальных для военных целей областях наук, к числу таких уникальных областей относятся акустика океана, химическое и биологическое оружие, технологии обеспечения скрытности и т. д.; повышения эффективности процессов сводного планирования и согласования научно-технических программ; проведения непрерывного анализа мирового состояния военных технологий и экспертиз достижений в области науки и техники.

В настоящее время в рамках действующей процедуры Reliance 21 разработка НТОС не предусмотрена. Вместо нее разрабатывается и представляется документ под названием «Стратегический план исследований, разработок и ОКР» – Defense R&E Strategic Plan (Strategic DR&E Plan). Этот документ, подготовленный впервые в июне 2007 года [23], определяет приоритеты и направленность НИОКР (исследований, технологических разработок и ОКР бюджетной категории ВА 4). В нем содержатся:

– цели и задачи программ исследований, разработок и ОКР, выполняемых по заказам видов ВС (армии, ВМС, ВВС) и основных управлений (DARPA, DTRA, МОЛ);

– приоритетные области инвестирования;

– целевые принципы формирования программ НИОКР.


В стратегическом плане (Strategic DR&E Plan – 2007) были определены следующие приоритетные направления работ:

1) биометрические и бионические (bio-inspired) технологии;

2) нанотехнологии;

3) информационные технологии и их применение;

4) технологии непрерывного наблюдения за обстановкой (технологии освещения обстановки);

5) телекоммуникационные технологии и средства связи;

6) исследования в области методов и алгоритмов разработки программного обеспечения;

7) организация, обработка и совместное использование данных (информации);

8) моделирование деятельности человека (в том числе в социальной, культурной и общественной сферах);

9) развитие теорий о мышлении (когнитивистика);

10) лечение раненых и оптимизация производительности труда (деятельности военнослужащих);

11) создание улучшенных материалов;

12) совершенствование компонентной базы электроники;

13) технологии энергетики;

14) альтернативные виды топлива и источники энергии;

15) энергетические материалы, ракетные виды топлива и взрывчатые вещества;

16) технологии направленной энергии (включая лазерные, кинетические и электромагнитные средства поражения);

17) гиперспектральные датчики (приборы);

18) радиолокационные системы;

19) технологии автономных систем (систем управления и навигации);

20) военная робототехника (робототехнические комплексы военного назначения: комплексы на основе беспилотных летательных аппаратов, мобильных наземных роботов, надводных безэкипажных судов и необитаемых подводных аппаратов);

21) технологии военного производства (экономически целесообразные, продуктивные и быстро внедряемые);

22) боевые системы и войсковые средства защиты от оружия массового уничтожения;

23) методы и средства для анализа больших объемов цифровой информации.


Перечисленные выше приоритеты уточняются ПМО по НИОКР (ASD R&E) ежегодно.

Дополнениями к документу Strategie DR&E Plan служат научно-технические планы видов ВС и главных заказывающих управлений МО. Примерами таких документов могут являться следующие публикации (указываются только последние известные редакции):

Конец ознакомительного фрагмента.