Глава вводная
Менеджмент с позиций целостного complete-метода
• Общие положения, Закон выживания, сохранения и развития предприятия. В книге с позиций авторского целостного complete-метода (и авторской комплетики в целом) [32,37] излагается общий целостный complete-менеджмент. Целостный complete-метод как теоретико-философская основа деятельности, позволяет создать общий целостный complete-менеджмент, направленный на формирование совокупности целостного управленческого мышления и целостной практики управления всех участников процесса управления – «управленческого целого».
Л. С. Выготский писал, что «есть два типа научных систем по отношению к методологическому хребту, поддерживающему их. Методология всегда подобна костяку, скелету в организме животного. Простейшие животные, как улитка и черепаха, носят свой скелет снаружи и их, как устриц, можно отделить от костяка, они остаются малодифференцированной мякотью; высшие животные носят скелет внутри и делают его внутренней опорой, костью каждого своего движения. Надо и в психологии различать низшие и высшие типы методологической организации» [12].
Методология «учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология в этом широком смысле образует необходимый компонент всякой деятельности, поскольку последняя становится предметом осознания, обучения и рационализации» [6].
Методологизм определим, как совокупность мировоззрения, методологии теории и методологии практики деятельности [30,37].
Методологизм профессиональный понимается как совокупность профессионального мировоззрения, методологии теории и методологии практики деятельности. Методологизм позволяет создать единство мышления и практики. По сути методологизм современного менеджера, как и любого современного и будущего специалиста, должен быть целостным.
Каждый профессионал в своей работе по созданию и осуществлению теорий и практик реализует свое профессиональное мировоззрение, используя доступные ему методологии теории и практики. И если есть противоречия между его мировоззрением и предлагаемыми методологиями, маловероятна успешная работа. По этой причине каждый современный профессионал должен сформировать индивидуальный методологизм успешной деятельности для того круга проблем, решением которых он занимается.
В деятельности современного менеджера, как и любого современного и будущего профессионала, по сути, используются методологизмы деятельности внешний и внутренний. Внешний – методологизм мира, в котором он осуществляет свою деятельность, его «внешняя опора» и, в то же время, – «внутренняя опора» мира его деятельности. Это, напр., совокупность господствующих «сегодня» в профессиональном мире мировоззрений, методологий теории и методологий практики, влияющих на работу современного менеджера, как и любого современного и будущего специалиста. Внутренний – профессиональный методологизм, присущий современному менеджеру, как и любому специалисту. Это совокупность мировоззрения, методологий теории и практики, присущий менеджеру «скелет», внутренняя опора его, как профессионала.
Другими словами, для успешной деятельности современному профессионалу необходимы два «скелета», две опоры – внешняя и внутренняя. Целостное сочетание внешнего и внутреннего методологизмов – современный «высший тип методологической организации» менеджера и любого другого профессионала.
Адекватное восприятие внешнего методологизма, создание целостного сочетания внешнего и внутреннего методологизмов позволяет менеджеру, как и любому современному и будущему профессионалу, не быть «малодифференцированной мякотью» и сделать сочетание этих методологизмов «опорой, костью» своей управленческой деятельности. Такое сочетание внешнего и внутреннего методологизмов составляет индивидуальный целостный методологизм профессионала.
Современный специалист знает, что для решения конкретных проблем теории и практики деятельности нет готовых, заранее созданных «на этот случай» философий, методологий, теорий, практических методик. Поэтому для решения конкретных проблем специалист должен соответствующим образом преобразовать имеющиеся философские, методологические, научно-теоретические, научно-прикладные знания, имеющиеся сведения об аналогичном опыте. В результате он должен создать методологизм решения проблемы, позволяющий создать практические методики систематического решения данной проблемы.
На взгляд автора, философия и наука должны, наряду с традиционным производством результатов в виде новых философий и теорий, направить усилия и на формирование новых методологизмов для различных сфер деятельности. Такая направленность позволила бы сократить разрыв между теорией и практикой. Как, например, в случае complete-менеджмента для желающих стать элитными менеджерами с целостностью мышления и практики.
Целостность мышления и практики возникает, в общем случае, когда мировоззрение, методология теории и методология практики деятельности составляют complete-целое [33]. Целостность мышления и практики основана на целостном методологизме.
Целостность мышления и практики управленца возникает, когда управленческое мировоззрение, методология теории и методология практики управленческой деятельности составляют complete-целое.
Complete-метод дает возможность сформировать целостное общее и профессиональное мировоззрение и перейти от мировоззрения к результату. Целостный complete-подход позволяет перейти от целостного мировоззрения к целостной теории. И метод системной complete-технологии позволяет перейти к целостной практике.
• Целостная совокупность «мировоззрение – методология теории – методология практики» необходима менеджеру, как и любому специалисту, для того, чтобы получать и реализовывать опережающие управленческие решения. С помощью целостного complete-метода можно решить в целостном комплексе 5 основных вопросов работы: «Как взаимно согласовать мировоззрение, замыслы, намерения?», «Как намерение превратить в цельную идею?», «Как создать теорию и методологию цельного осуществления идеи?», «Как создать проект целостной реализации замысла, идеи, теории?» и «Как осуществить целостную деятельность по получению выгоды от проекта?». Выгода, в соответствии с мировоззрением, может быть духовной, финансовой, иной.
Возможно, Вы пренебрегаете четкостью формулирования идеи, или считаете, что методология и теория – дела бесполезные и надо быть «ближе к практике». Или Вы убеждены, что можете все реализовать и без проекта. Возможно Вы считаете, что осуществить свое намерение сможете без четкой идеи, теории и проекта. В этих случаях лучше не браться за дело. Вас ждет неудача или, в лучшем случае, кратковременный успех, основанный на Ваших прошлых методологических и теоретических знаниях. Почему временный?
Потому что Ваши имеющиеся знания не приведены в целостное и целое знание, напр., в целостную и целую систему (complete-систему, полную систему), предназначенную для реализации именно этого Вашего намерения. Потому что никто не приводит все необходимые Вам методологии и теории в систему, тем более – в целостную систему, для реализации именно этой Вашей идеи. Ваша идея имеет особенности, в связи с которыми надо из разных методологий и теорий взять все необходимое. И это необходимое надо дополнить до достаточного объема и привести в целостную методологию реализации Вашего намерения, что можно осуществить на основе данного целостного метода.
Для реализации каждой Вашей идеи нужно соответствующее complete-целое «мировоззрение – методология теории – методология практики». Или complete-целое «философия – методология – теория – проектирование – осуществление». Как построить complete-целое – Вы сможете найти ответ в данной книге.
В пользу complete-целого говорят и следующие обстоятельства.
Любые конкретные профессиональные знания, особенно – управленческие, имеют ограниченный срок эффективного применения на практике. Чтобы продлить период применения профессиональных знаний, необходимо изучать и применять опыт других подобных практик. Для этого нужна методология практики, позволяющая менеджеру создавать методики практики «для себя».
Необходимо и глубокое изучение соответствующих теорий.
Но и теории имеют ограниченный срок эффективного применения. Поэтому нужно создание «своих» новых теорий для данной области практической деятельности. Следовательно, необходима методология теории «для себя».
Далее, для построения и развития методологий, которые тоже не вечны, необходимы философские знания, позволяющие сформировать мировоззрение, а также основы методологического знания.
Другими словами, все уровни знания, которыми руководствуется человек, постоянно нуждаются в обновлении. При этом необходимо опережающее развитие теории по отношению к практике, методологии теории по отношению к теории, философии и мировоззрения по отношению к методологии.
В то же время необходимы цельность и целостность развития всего комплекса «философия – методология – теория – проектирование – осуществление». Необходимо также, чтобы каждый профессионал имел возможность формирования собственного цельного и целостного комплекса «мировоззрение – методология теории – методология практики». Такие возможности дают результаты созданного автором научного направления «системная технология – целостный complete-подход» (комплетика).
Общий complete-менеджмент можно применять для формирования цельности менеджмента всех видов – стратегического, регионального, государственного управления [29], управления человеческими ресурсами, управления образовательной и научной деятельностью, других, в виде частного complete-менеджмента, частного управленческого целого. В полной мере он может быть применен и для формирования целостности и цельности GR-менеджмента, Event-менеджмента, менеджмента БЖД, экологического менеджмента, менеджмента недвижимости, машин, оборудования, др.
• Менеджмент рассматривается, как управление предприятием (организацией, учреждением, фирмой) [32,37], направленное на выживание, сохранение и развитие предприятия в будущей среде деятельности. В качестве участников процесса менеджмента рассматриваются менеджер, специалист (в т. ч. и другой менеджер), являющийся объектом управления, а также результат управления.
Менеджмент появился в связи с крупномасштабностью и сложностью (по отношению к формату управленческих возможностей человека) комплексов технологий производства продукции, как объектов управления. В идеальном случае для управления технологиями производства продукции, снабжения ресурсами и сбыта продукции достаточен один управленец с форматом управленческих возможностей, соответствующим потребностям в управлении.
В реальном производстве «идеального управленца» представляют две взаимодействующие части управления.
Первая, базовая часть управления это непосредственное управление технологиями производства знаний, товаров, услуг, необходимые для выживания, сохранения и развития предприятия в среде.
Вторая, надстроечная часть – менеджмент, управление людьми, как ресурсом управления технологиями производства знаний, товаров, услуг, и другими ресурсами, необходимыми для обеспечения технологий производства и реализации продукции.
Целостный метод позволяет создать единство метода решения проблем обеих частей управления – основной и надстроечной, как предприятием, так и его компонентами.
Для менеджмента предприятия также актуальны проблемы выживания, сохранения и развития. Вполне очевидно, что проблемы выживания, сохранения и развития менеджмента должны решаться с опережением в сравнении с проблемами выживания, сохранения и развития предприятия. В свою очередь, методы менеджмента должны приводить к опережающим управленческим решениям в интересах выживания, сохранения и развития предприятия.
Ключевой проблемой выживания, сохранения и развития менеджмента предприятия и собственно предприятия является проблема целостности менеджмента и собственно предприятия.
Теоретико-философской и методологической основой решения проблемы целостности является авторская системная complete-технология (комплетика) [32,37], ее компоненты – целостный complete-метод, целостный complete-подход, метод системной complete-технологии, а также опыт создания и применения системных complete-технологий [1].
• Главная тема книги – открытие методологизма практики менеджера, как единства философии, методологии теории и методологии практики целостного управления.
Все философии и теории можно рассмотреть как целостные и целые с позиций авторского целостного complete-метода и построить в каждой из них соответствующее целостное и цельное ядро философского направления и теории. Это только усилит специфическую направленность каждой такой философии и теории и поможет создать аналогичное целостное и цельное ядро для каждого раздела философии и теории. Наличие ядра целостного знания поможет, в свою очередь, создать соответствующие методологии целостных теорий и методологии целостных практик.
В свою очередь, все теории и практики менеджмента можно рассмотреть как целостные и целые с позиций целостного complete-метода, используя предложенную здесь общую теорию целостного менеджмента. В каждой из специальных теорий и практик менеджмента можно построить соответствующее целостное и цельное ядро теории специального менеджмента. Это только усилит специфическую направленность каждой специальной теории и практики менеджмента и поможет создать аналогичное целостное и цельное ядро для каждого раздела теории менеджмента. Наличие ядра знания поможет, в свою очередь, создать соответствующие методологии теории и методологии практики менеджмента.
Построенный здесь целостный complete-менеджмент дает основу формирования и реализации целостности видов и направлений специального менеджмента: стратегического complete-менеджмента, complete-менеджмента кадров, финансового complete-менеджмента и других специализированных менеджментов. В специализированных менеджментах целостный менеджмент реализуется в виде системных технологий менеджмента, объединяющих возможности теорий и практик систем, технологий и моделей менеджмента с помощью авторского целостного метода.
Общий complete-менеджмент позволяет рассматривать в единстве общее и особенное в различных теориях, практиках и видах менеджмента. Общее рассматривается как цельное и целостное, в особенном выделяется цельное и целостное ядро.
• В качестве общего основания для построения целостного метода, принят общий Закон выживания, сохранения и развития среды (мира), сформулированный автором в общем виде [37]:
универсальным для среды (мира) правилом деятельности является направленность среды, ее частей, совокупностей ее частей на собственное выживание, сохранение и развитие.
В применении к теме настоящего исследования Закон выживания, сохранения и развития предприятия и менеджмента сформулируем следующим образом:
универсальным для предприятия правилом деятельности является направленность предприятия, его триад управления, совокупностей его триад управления на собственное выживание, сохранение и развитие.
Метод выживания, сохранения и развития предприятия в среде деятельности – получение от среды возможностей пополнения собственного потенциала выживания, сохранения и развития за счет преобразования потенциала среды в продукт (знание, товар, услугу), необходимый среде для выживания, сохранения и развития.
Метод выживания, сохранения и развития менеджмента в среде предприятия – получение от предприятия возможностей пополнения собственного потенциала выживания, сохранения и развития за счет обеспечения эффективной, в смысле определенных критериев эффективности управления, деятельности предприятия.
В связи с ограниченностью потенциала среды существенными компонентами деятельности (бытия, функционирования) предприятия, как части среды, являются:
– повышение способности предприятия к выживанию, сохранению и развитию в среде;
– способность предприятия к эффективной конкуренции за использование потенциала среды в качестве ресурса собственного выживания, сохранения и развития;
– существенное конкурентное влияние предприятия на способности к выживанию, сохранению и развитию других предприятий.
В осуществлении данных компонент деятельности определяющая роль принадлежит менеджменту.
• Триада управления. Менеджмент мы рассматриваем как управление предприятием. В свою очередь, управление – необходимая часть деятельности предприятия. Тогда предприятие это самоуправляемое объединение человеческих и иных ресурсов, производящее и реализующее продукты (знания, товары, услуги). Следовательно, менеджмент это управление, как предприятием, так и управлением предприятия.
Предприятие и любая его часть – объект менеджмента.
В качестве объекта менеджмента – предприятия, рассматриваем:
– отдельные физические лица (работник, специалист, экономист, эколог, менеджер нижележащего уровня, социальный работник, руководитель и др.),
– юридические лица (международные, государственные, частные предприятия, учреждения, организации и др.) и их части (подразделения, службы, управления, департаменты, участки, цеха и др.),
– объединения и группы лиц (холдинг, научно-производственное объединение с обособленным аппаратом управления, социальная группа, коллектив, социальная группа, общество, этнос, участники договора о совместной деятельности, социальный институт и др.).
Менеджмент осуществляет менеджер. В качестве менеджера мы рассматриваем:
– отдельные физические лица (менеджеры нижнего, среднего, высшего звена управления и др.),
– юридические лица (головная организация холдинга, государственный орган, международная организация и др.) и их части (подразделения, службы, департаменты и др.),
– объединения и группы лиц (коллективы менеджеров верхнего, среднего, нижнего звеньев, государство и др.).
Менеджер – часть предприятия.
Для каждого менеджера выделяется соответствующая другая часть предприятия (или все предприятие), как объект управления данного менеджера. Объектом управления для менеджера может быть он сам, как производитель, напр., управленческого решения.
Для объекта управления менеджер – субъект управления.
Объект управления, как предприятие или один из производственно-технологических объектов предприятия, производит определенный результат. Производимым результатом может являться продукт (знание, товар, услуга), план, аналитическая записка, бухгалтерский баланс, другой результат. Под влиянием совместной деятельности менеджера и объекта управления результат приобретает необходимые свойства, форму, состояние.
Менеджер, объект управления, результат составляют собой управляемую (самоуправляемую) производственную триаду «субъект – объект – результат». Такой триадой является как любая управляемая часть предприятия, так и все предприятие. Будем называть такую самоуправляемую производственную триаду «субъект – объект – результат», для удобства рассмотрения в формате данного исследования, также и триадой управления. В других форматах, напр., при исследовании собственно производственно-технологических процессов предприятия, эти триады удобнее рассматривать как производственные или технологические триады «субъект – объект – результат».
Наличие триад управления «субъект – объект – результат» позволяет рассматривать управление как цельность и целостность с позиций целостного метода [36,37]. Триада «субъект – объект – результат» – основная модель целого с позиций целостного метода.
С этих позиций менеджеры предприятия рассматриваются только как субъекты триады управления, так как они неотъемлемы от объекта и результата управления. Недопустимо, в формате целостного исследования менеджмента, рассмотрение, напр., физического лица, осуществляющего управленческую должность, без учета его единства с объектом и результатом управления. Такой подход нарушает цельность и целостность представлений о менеджменте.
Другими словами, наименьший «неделимый» менеджер (элемент менеджера предприятия) – субъект элементарной триады управления. Так рассматривается, в данном случае, менеджер любого звена – низшего, среднего, высшего. Менеджер всего предприятия, любая часть менеджера предприятия также рассматриваются только в составе соответствующих триад. Такое рассмотрение дает возможность, в частности, выделения общего и особенного во вкладах производственной деятельности объекта управления и управленческой деятельности менеджера в результат деятельности триады «субъект – объект – результат».
Закон выживания, сохранения и развития предприятия [36,37] можно сформулировать с применением полученных здесь представлений о триадах управления в следующем виде:
универсальным для предприятия правилом деятельности является направленность предприятия, его триад управления, совокупностей его триад управления на собственное выживание, сохранение и развитие.
Метод выживания, сохранения и развития предприятия-триады в среде деятельности – получение от среды возможностей пополнения собственного потенциала выживания, сохранения и развития за счет преобразования потенциала среды триадами управления (производственными триадами) в продукт (знание, товар, услугу), необходимый среде для выживания, сохранения и развития.
Метод выживания, сохранения и развития триады управления в среде предприятия – получение от предприятия возможностей пополнения собственного потенциала выживания, сохранения и развития за счет преобразования потенциала предприятия в результат (знание, товар, услугу, управленческое решение, проект, программу, политику, иной), необходимый предприятию для выживания, сохранения и развития.
В связи с ограниченностью потенциала среды предприятия существенными компонентами деятельности (бытия, функционирования) триады управления, как части среды, являются:
– повышение способности триады управления к выживанию, сохранению и развитию в среде;
– способность триады управления к эффективной конкуренции за использование потенциала среды в качестве ресурса собственного выживания, сохранения и развития;
– существенное конкурентное влияние на способности к выживанию, сохранению и развитию других триад управления.
В обеспечении целостности и цельности триады управления – производственной триады, определяющая роль принадлежит менеджеру – субъекту управления.
• Критерии менеджмента. Менеджмент – деятельность, направленная на достижение предприятием (частью предприятия) состояния эффективного выживания, сохранения и развития в смысле принятых критериев эффективности.
Любое предприятие может находиться в состояниях выживания, сохранения и развития. В разных состояниях – выживания, сохранения и развития, могут находиться разные триады предприятия.
Критерии эффективности могут быть критериями эффективного выживания предприятия в неблагоприятных рыночных, природных, социальных, информационных, энергетических и иных условиях. Например, это могут быть критерии оптимального ассортимента продукции в условиях сокращения спроса на продукцию предприятий данного типа. Это могут быть и критерии повышения знаний специалистов в условиях дефицита рабочей силы. Такими критериями могут быть и критерии лояльности сотрудников в условиях неустойчивости социальной среды.
Критерии эффективности могут быть критериями эффективного сохранения предприятия в благоприятных рыночных, природных, социальных, информационных, энергетических и иных условиях. Например, это могут быть критерии минимума издержек или максимума прибыли в условиях сложившихся рыночных взаимодействий предприятия с поставщиками, потребителями, надзорными организациями. Это могут быть и критерии управления знаниями специалистов для повышения качества труда работников. Такими критериями могут быть и критерии формирования устойчивого ядра сотрудников в условиях благоприятной социальной среды.
Критерии эффективности могут быть критериями эффективного развития предприятия в неблагоприятных или благоприятных рыночных, природных, социальных, информационных, энергетических и иных условиях. Например, это могут быть критерии эффективности инновационного развития. Это могут быть и критерии восприимчивости работников к полезным нововведениям. Такими критериями могут быть и критерии потенциальной эффективности проектов, программ, политик развития предприятия.
Благоприятные и неблагоприятные, нейтральные условия могут складываться во внешней и внутренней средах предприятия.
Критерии эффективности позволяют сравнивать достигнутое состояние предприятия с нормативным. Нормативное состояние предприятия задается с помощью совокупности измеримых, как правило, показателей, предназначенных для описания желаемого результата и издержек на производственно-технологическую и управленческую деятельности по производству результата. Из общего числа показателей выделяются показатели эффективности.
Критерии и показатели эффективности могут быть экономическим, экологическими, социальными, другими. Для удобства изложения будем считать, что критерии эффективности, которыми оперируют субъект и объект менеджмента – экономические. В необходимых случаях для сохранения общности изложения будем переходить к другим критериям управления.
Имеет место разделение критериев эффективности в триаде. Одними критериями эффективности оперирует менеджер – это критерии управления, критерии менеджера, критерии субъекта деятельности. Другие критерии использует объект управления это критерии производственно-технологической деятельности, критерии объекта деятельности.
Важно отметить, что критерии эффективности, которыми оперирует менеджер – критерии управления, могут не совпадать с критериями, которые использует объект управления – критерии производственно-технологической деятельности. К примеру, критерии эффективности проекта развития региона, которыми руководствуются разработчики проекта, и критерии эффективности данного проекта, которым руководствуются управленцы, принимающие решение о судьбе проекта, могут кардинально расходиться.
Процесс согласования представлений об эффективности деятельности производственной триады мог бы быть нескончаемым. Но для предотвращения подобной ситуации изначально устанавливается приоритет субъекта управления в принятии окончательного решения триадой. Для обеспечения объективности в процессе формирования, принятия и реализации решения участвует объект и результат триады, а также и возможные потребители результата, другие представители внешней и внутренней сред триады.
Существуют также критерии эффективности деятельности триады, которыми руководствуется пользователь, потребитель результата триады – критерии пользователя. И если, образно говоря, критерии объекта управления это критерии «пользы для себя», то для производственной триады критерии пользователя – это критерии «пользы для других». При этом критерии пользователя отражают, как известно, не только необходимые ему показатели свойств, формы, состояния потребляемого результата, но и связанные с ними показатели качества процессов и структур производства и управления, присущие предприятию.
В результате, при принятии решений перед субъектом управления возникает необходимость согласования трех видов критериев – критериев управления, критериев объекта деятельности, критериев потребителя результата.
Деятельность предприятия, как производственной триады, отражается критериальной триадой «критерии управления, критерии объекта, критерии потребителя». Менеджер, как субъект управления, должен формировать и применять целостную модель данной критериальной триады, для чего необходим уже упоминавшийся целостный метод автора.
Закон выживания, сохранения и развития предприятия можно сформулировать с применением полученных здесь представлений о критериях эффективности в следующем виде: универсальным для предприятия правилом деятельности является направленность предприятия, его триад управления, совокупностей его триад управления на собственное выживание, сохранение и развитие в смысле принятой совокупности критериев эффективности.
Метод выживания, сохранения и развития предприятия-триады в среде деятельности – получение от среды возможностей пополнения собственного потенциала выживания, сохранения и развития за счет эффективного преобразования, в смысле принятой совокупности критериев эффективности, потенциала среды триадами управления предприятия в продукт (знание, товар, услугу), необходимый среде для выживания, сохранения и развития.
Метод выживания, сохранения и развития триады управления в среде предприятия – получение от предприятия возможностей пополнения собственного потенциала выживания, сохранения и развития за счет эффективного, в смысле принятой совокупности критериев эффективности, преобразования потенциала предприятия в результат (знание, товар, услугу, управленческое решение, проект, программу, политику, иной), необходимый предприятию для выживания, сохранения и развития.
В связи с ограниченностью потенциала среды предприятия существенными компонентами деятельности (бытия, функционирования) триады управления, как части среды, тогда являются:
– повышение способности триады управления к выживанию, сохранению и развитию в среде, в смысле принятой совокупности критериев эффективности;
– способность триады управления к эффективной, в смысле принятой совокупности критериев эффективности, конкуренции за использование потенциала среды в качестве ресурса собственного выживания, сохранения и развития;
– существенное, в смысле принятой совокупности критериев эффективности, конкурентное влияние на способности к выживанию, сохранению и развитию других триад управления.
В обеспечении целостности и цельности совокупности критериев эффективности определяющая роль принадлежит менеджеру – субъекту управления.
• Комплекс функциональных триад менеджера. Результат деятельности любой производственной триады предприятия контролируется как производственно-технологическим объектом триады, так и субъектом управления триады на всех этапах и циклах производства результата. В связи с осуществляемым контролем будущего результата от момента появления замысла его изготовления до конечной стадии готового результата и объект, и субъект производственной триады имеют возможность создать согласованное мнение о результате к моменту его изготовления.
Осуществляется также контроль (мониторинг) процессов и структур объекта и субъекта производственной триады. Другими словами, контроль (мониторинг) объекта и результата – одна из признанных существенных функций субъекта управления – менеджера. Определим здесь, для краткости, контроль (мониторинг), как совокупность собственно контроля, а также учета, анализа, оценки.
Общую модель контроля в производственной триаде «субъект – объект – результат» мы можем представить в виде функциональной триады. Назовем ее триадой контроля (мониторинга) «субъект контроля – объект контроля – результат контроля».
Здесь субъект контроля – менеджер. Объект производства контроля – специально создаваемые структуры контроля (мониторинга) производственной триады на всех стадиях производственного цикла. Результат контроля – совокупность значений критериев соответствия производства, управления и результата триады определенным нормативным показателям свойств, формы, состояния.
В современном представлении менеджер, как контролер, должен формировать, использовать и развивать совокупность технологий контроля (мониторинга).
Формирование планов, планирование (проектирование) деятельности предприятия это еще одна из признанных существенных функций субъекта управления – менеджера.
Нормативное состояние предприятия изначально определяется совокупностью нормативных и правовых документов, на основе которых создаются планы, проекты, политики, программы выживания, сохранения развития предприятия. Для менеджера нормативным документом является план (проект), представляющий собой желаемую модель предприятия, которую надо осуществить через некий заданный промежуток времени – день, неделя, месяц, год, несколько лет, много лет. Кроме собственно планов (проектов), желаемое состояние предприятия может описываться прогнозами, политиками, программами, план-графиками и другими документами, нормирующими желаемое состояние предприятия. Зачастую выделяется и отдельно описывается прогнозирование, определяющее поле возможных состояний предприятия.
По сути, все эти документы представляют собой планы (проекты) разных форм, разной степени детализации желаемого состояния предприятия – от прогноза до детального проекта, рассчитанные на разные форматы использования различных видов ресурсов, в т. ч. человеческих, информационных, энергетических и других.
Общую модель планирования (проектирования) деятельности производственной триады «субъект – объект – результат» мы также можем представить в виде функциональной триады. Назовем ее триадой планирования (проектирования) «субъект планирования (проектирования) – объект планирования (проектирования) – результат планирования (проектирования)».
Здесь субъект планирования (проектирования) – менеджер производственной триады. Объект производства планирования (проектирования) – специалисты производственно-технологического подразделения по разработке планов (проектов). Результат планирования (проектирования) – план (проект) желаемых свойств, формы, состояния предприятия.
В современном представлении менеджер, как планировщик (проектировщик), должен формировать, использовать и развивать совокупность технологий планирования (проектирования). Собственно планирование также должно осуществляться в виде технологий планирования (проектирования).
Организация – еще одна из признанных функций менеджера. От момента принятия плана до его окончательной реализации менеджер организует работу производственной триады, в составе которой он находится.
Как правило, организация рассматривается как организация-функция и как организация-структура.
Организация-функция заключается, по сути, в формировании менеджером структур и процессов преобразования ресурсов, имеющихся у производственной триады, для получения результата с заданными планом свойствами, формой, состоянием.
Общую модель организации деятельности триады «субъект – объект – результат» мы также можем представить в виде функциональной триады. Назовем ее триадой организации «субъект организации – объект организации – результат организации».
Здесь субъект организации – менеджер производственной триады. Объект производства организации – специально создаваемые структуры производства организации структур и процессов. Результат организации – совокупность структур и процессов производства и управления производственной триады.
Результатами организации-функции являются организации-структуры производства и управления, а также организации-структуры процессов производства и управления.
В современном представлении менеджер, как организатор, должен формировать, использовать и развивать совокупность технологий организации. Собственно организация-функция также должна осуществляться в виде технологий организации.
Мотивация – еще одна из признанных функций менеджера. В связи с тем, что менеджер управляет деятельностью людей, большую роль играют его знания, умения и навыки работы с зависящими от него работниками. При этом он должен мотивировать их, создавая условия, при которых работники переходят в состояние, побуждающее к действиям в интересах производственной триады.
Менеджер может использовать способы положительной мотивации, переводящие работников в состояние, когда они побуждены к действиям в интересах производственной триады, так как отождествляют свои интересы с интересами производственной триады. Менеджер может использовать и способы отрицательной мотивации, переводящие работников в состояние, когда они побуждены к действиям в интересах производства, но при этом уверены в несовпадении своих интересов с интересами производства.
Общую модель мотивации деятельности производственной триады «субъект – объект – результат» мы также можем представить в виде функциональной триады. Это триада мотивации «субъект мотивации – объект мотивации – результат мотивации».
Здесь субъект мотивации – менеджер производственной триады. Объект производства контроля – специально создаваемые структуры производства мотивации работников производственной триады на всех стадиях производственного цикла. Результат мотивации – мотивированный человеческий ресурс производства и управления производственной триады.
В современном представлении менеджер, как мотиватор – производитель мотиваций, должен создавать и использовать совокупность технологий производства мотиваций.
Координация – еще одна из признанных функций менеджера. Она необходима в связи с тем, что всегда существуют отклонения от задуманных менеджером структур и процессов получения конечного результата.
В ходе осуществления данной функции менеджер координирует и регулирует структуры и процессы производственной триады. При этом он одновременно вносит целесообразные изменения в процессы и структуры производственной триады.
Общую модель координации деятельности производственной триады «субъект – объект – результат» мы также можем представить в виде функциональной триады координации «субъект координации – объект координации – результат координации».
Здесь субъект координации – менеджер производственной триады. Объект производства контроля – специально создаваемые структуры производства координации производственной триады на всех стадиях производственного цикла. Результат координации – согласованность результатов производства и управления производственной триады в смысле заданных критериев управления.
В современном представлении менеджер, как координатор – производитель координации, должен создавать и использовать совокупность технологий производства координации.
Руководство – метод координации, заключающийся в прямом влиянии менеджера на поведение людей, входящих в производственно-технологический объект управления. Менеджер, как руководитель должен быть лидером, направлять усилия менеджеров и специалистов на решение проблем предприятия, используя свое влияние, основанное на власти и силе.
Власть, как известно, имеет объективное правовое основание в виде законодательных и других нормативных актов. Сила имеет субъективное основание в виде духовных, нравственно-волевых, интеллектуальных и физических возможностей, присущих данному менеджеру – ДНИФ-возможностей.
Менеджер сочетает координацию в условиях согласия и условиях несущественной неопределенности, с координацией-руководством в условиях существенной неопределенности и трудностей в достижении согласия.
Руководство – тот метод координации, который позволяет обеспечить цельность триады управления и ее соответствие критериям управления в условиях существенной неопределенности. Руководство необходимо в связи с тем, что время от времени возникают не только условия существенной неопределенности, но и трудности в достижении согласия с объектом управления. В этих условиях менеджер переходит к руководству, как целенаправленной реализация власти и/или силы одного человека в отношении другого человека, групп людей в интересах предприятия.
Руководство успешно, если оно основано на признании подчиненными права менеджера-руководителя на лидерство, исходящем, как правило, из прошлого опыта результатов его руководящих решений. Признание выражается здесь в виде доверия.
Общую модель руководства деятельностью производственной триады «субъект – объект – результат» мы также можем представить в виде функциональной триады руководства «субъект руководства – объект руководства – результат руководства».
Здесь субъект руководства – менеджер производственной триады. Объект производства руководства – специально создаваемые структуры подготовки и реализации решении руководителя производственной триады на всех стадиях производственного цикла. Результат – цельность триады управления и ее соответствие критериям управления в условиях существенной неопределенности.
Известно, что часто руководитель-практик низко ставит теорию управления, считает, что на практике «все не так». Он прав, так как никакая теория управления не приготовлена специально для тех конкретных обстоятельств, в которых он действует. Он не прав, так как он успешно работает потому, что эффективно соединяет ранее полученные мировоззренческие, теоретические и методологические знания с конкретной практикой; но эти знания устаревают.
Выход в том, что каждый современный руководитель должен обладать целостностью мышления и практики, позволяющей интегрировать новые и ранее полученные знания для решения профессиональных проблем и дифференцировать их для решения локальных задач в целостном комплексе. Целостность мышления и практики способствует и повышению профессиональной и социальной мобильности менеджера в рыночных условиях.
В современном представлении менеджер, как руководитель – производитель руководства, должен создавать и использовать совокупность технологий лидерства, технологий сочетания власти, силы и доверия.
• Все выявленные функциональные триады менеджера соответствуют признанному выделению функций менеджмента. Функциональные триады – компоненты производственной триады. Надо также заметить, что в реализации каждой из функциональных триад менеджера присутствуют реализации других функций. Этот факт можно отразить в виде матрицы функций менеджера.
Так, при осуществлении контроля (учета, анализа, оценки и т. п.) необходимы планирование (проект) контроля, организация контроля, мотивация контролеров, координация и руководство контролем.
При осуществлении планирования необходимы контроль (учет, анализ, оценка и т. п.) планирования, мотивация планировщиков, организация, координация и руководство планированием.
При осуществлении организации необходимы планирование организации, контроль (учет, анализ, оценка и т. п.) организации, мотивация организаторов, координация и руководство организацией.
При осуществлении координации необходимы планирование (проект), организация, мотивация координации, контроль (учет, анализ, оценка и т. п.) координации, руководство координацией.
При осуществлении руководства необходимы планирование (проект) руководства, организация, мотивация и контроль (учет, анализ, оценка и т. п.) руководства, координация руководства.
В результате каждая функциональная триада может рассматриваться и как производственная триада.
Все выявленные функциональные триады менеджера и производственная триада, частью которой является данный менеджер, должны осуществлять свои деятельности взаимосвязано и взаимообусловлено, формируя цельный и целостный менеджмент.
В каждой функциональной триаде осуществляется один целостный набор видов деятельности. Это целостная совокупность анализа, исследования и других видов деятельности; они описаны в главе, посвященной моделям целостной деятельности.
В результате применения указанных моделей целостной деятельности появляется возможность единства модельного и методологического обеспечения всех функциональных триад.
Единство метода моделирования функций менеджера с помощью триад дает возможности:
– первая – единого моделирования триад деятельности менеджера в виде цельной и целостной модели complete-триады [30,37];
– вторая – осуществления Принципа единого инструмента [37,39], позволяющего существенно повысить производительность и эффективность труда менеджера, группы менеджеров.
Формирование цельности и целостности функциональных и производственной триад – главное назначение менеджера.
Закон выживания, сохранения и развития предприятия можно сформулировать с применением полученных здесь представлений о функциональных триадах менеджера в следующем виде:
универсальным для предприятия правилом деятельности является направленность предприятия, его функциональных триад управления, совокупностей его функциональных триад управления на собственное выживание, сохранение и развитие.
Метод выживания, сохранения и развития предприятия-триады в среде деятельности – получение от среды возможностей пополнения собственного потенциала выживания, сохранения и развития за счет эффективного преобразования потенциала среды совокупностью функциональных триад управления предприятия в продукт (знание, товар, услугу), необходимый среде.
Метод выживания, сохранения и развития функциональной триады менеджера в среде предприятия – получение от предприятия возможностей пополнения собственного потенциала выживания, сохранения и развития за счет совместного с другими функциональными триадами менеджера преобразования потенциала предприятия в результат (знание, товар, услугу, управленческое решение, проект, программу, политику, иной), необходимый предприятию для выживания, сохранения и развития.
В связи с ограниченностью потенциала среды предприятия существенными компонентами деятельности (бытия, функционирования) функциональных триад менеджера тогда являются:
– повышение способности функциональных триад менеджера к совокупному целостному выживанию, сохранению и развитию в среде предприятия;
– способность функциональных триад менеджера к эффективной конкуренции за использование потенциала предприятия в качестве ресурса собственного выживания, сохранения и развития;
– существенное конкурентное влияние на способности к выживанию, сохранению и развитию других функциональных триад менеджера.
В обеспечении целостности и цельности функциональных триад менеджера определяющая роль принадлежит вышестоящей функциональной триаде менеджера.
• Триада управления, как сложная и большая система. В отношении сложных систем мы основываемся на постулате акад. А. И. Берга [3]: «для составления модели сложной системы необходимо, как правило, использовать более чем две теории, более чем два языка описания системы, ввиду качественного различия внутренней природы элементов системы между собой и наличия разных подходов к моделированию объектов различной природы».
Из этого следует, что модель сложной системы можно представить в виде совокупности трех и более «простых» моделей.
Надо заметить, что сложность модели часто отождествляют с трудностью решения задач моделирования, возникающей из-за недостаточно развитого аппарата составления моделей для отдельных конкретных приложений.
На самом деле, как явствует из предыдущего изложения, триада управления (производственная триада) сложна, так как в ней есть части – функциональные триады, качественно различные по внутренней природе и требующие разных подходов к их моделированию. Так, природа планирования качественно отлична, напр., от природы мотивации. Составление моделей планирования и мотивации требует, что очевидно, разных подходов. Подобные обоснования можно привести и в отношении любого другого сочетания функциональных триад.
Но, в то же время, в каждой функциональной триаде, как здесь установлено, есть любая другая функциональная триада. Следовательно, надо применять такие методы моделирования, чтобы все функциональные триады могли составлять целостное целое.
В отношении больших систем мы основываемся на определении, данном В. И. Чернецким в первом, по сведениям автора, учебном издании по этому предмету [7]: «большая система (БС) есть система, представляющая собой совокупность взаимосвязанных управляемых подсистем, объединенных общей системой управления, характерной особенностью которой является наличие выделяемых частей. Причем для каждой части можно определить: цель функционирования, подчиненную общей цели всей системы; участие в системе людей, машин и природной среды; существование внутренних материальных, энергетических и информационных связей между частями системы; а также наличие внешних связей рассматриваемой системы с другими».
Производственная триада (триада управления) – большая система, так как представляет собой совокупность функциональных триад, объединенных общей системой управления – менеджером.
Причем, в соответствии с определением большой системы, для каждой функциональной триады можно определить: цель функционирования, подчиненную общей цели всей производственной триады; участие в функциональной триаде людей, машин и природной среды; существование внутренних материальных, энергетических и информационных связей между функциональными триадами; а также наличие внешних связей рассматриваемой производственной триады с другими производственными триадами во внешней и внутренней средах.
Сложную, как и большую производственную триаду, невозможно «рассмотреть за один раз», чтобы получить решение проблемы, достичь цели, продуцировать результат.
Сложную производственную триаду нельзя «рассмотреть за один раз» из-за того, что надо последовательно рассмотреть несколько моделей функционирования производственной триады, напр., в экологической, экономической, социальной средах.
Большую производственную триаду нельзя «рассмотреть за один раз» из-за того, что надо последовательно рассматривать несколько моделей частей производственной триады, напр., функциональных триад, как систем.
Задача менеджера – объединение возможностей моделирования производственной триады, как большой и сложной системы, на основе целостного метода. Тогда можно разрабатывать и применять совокупности моделей производственной триады, как большой и сложной системы в целостном единстве.
Закон выживания, сохранения и развития предприятия теперь можно сформулировать с применением полученных здесь представлений о большой и сложной системе в следующем общем виде:
универсальным для предприятия правилом деятельности является направленность предприятия, всех его производственных триад, как больших и сложных систем, на совокупное целостное выживание, сохранение и развитие.
Метод выживания, сохранения и развития большого и сложного предприятия-триады в среде деятельности – получение от среды возможностей пополнения собственного потенциала целостного выживания, сохранения и развития за счет согласованного преобразования потенциала среды совокупностью больших и сложных производственных триад предприятия в продукт (знание, товар, услугу), необходимый среде для целостного выживания, сохранения и развития.
Метод выживания, сохранения и развития больших и сложных производственных триад предприятия – получение от предприятия возможностей пополнения собственного потенциала целостного выживания, сохранения и развития за счет согласованного с другими большими и сложными производственными триадами предприятия преобразования потенциала предприятия в результат (знание, товар, услугу, управленческое решение, проект, программу, политику, иной), необходимый предприятию для целостного выживания, сохранения и развития.
В связи с ограниченностью потенциала среды предприятия существенными компонентами деятельности (бытия, функционирования) производственных триад предприятия являются:
– повышение способности производственных триад к целостному выживанию, сохранению и развитию в среде предприятия;
– способность производственных триад к эффективной конкуренции за использование потенциала предприятия в качестве ресурса собственного целостного выживания, сохранения и развития;
– существенное конкурентное влияние на способности к целостному выживанию, сохранению и развитию других производственных триад предприятия.
В осуществлении данных компонент деятельности триад управления определяющая роль принадлежит уровню целостности производственных триад предприятия.
• Научно-философское определение комплетики (системной технологии) [32,36,37]. Системная технология (комплетика) рассматривает объекты деятельности, как целостные, целые, независимо от их природы и формата.
Объекты деятельности, рассматриваемые системной технологией (комплетикой), осуществляют свою деятельность в среде деятельности, являются ее частями.
Очевидно, что объекты деятельности имеют, в свою очередь, части, такие, в том числе, как структуры и процессы. Вполне очевидно также, что объекты деятельности в процессе деятельности производят результаты. Кроме этого, объекты деятельности являются предметом внимания субъектов деятельности.
Части, результаты объектов деятельности, взаимодействующие с ними субъекты деятельности также можно рассматривать, как объекты деятельности.
В связи с этим можно детализировать описание предмета комплетики (системной технологии), включив в него процессы, структуры, результаты объектов деятельности, субъекты деятельности.
Тогда получим следующие определения.
Комплетика или «Системная технология – целостный подход» или «системная технология – complete-подход» или «системная complete-технология» – авторское научное направление, содержащее философию и методологии теории и практики целостной продуктивной деятельности. Конечный результат – целостная продуктивная деятельность в форме complete-технологии.
Научно-философское определение комплетики: развитие целостной картины продуктивной деятельности и методологий науки и практики целостной продуктивной деятельности.
Общий тезис: от картины научного и прикладного знания требуется, чтобы это знание приводило к целостной и продуктивной деятельности.
Объект комплетики (системной технологии) – среда деятельности, части среды деятельности.
Предмет комплетики (системной технологии) – объекты, субъекты и результаты деятельности, их процессы и структуры, как целостные, целые, независимо от их природы и формата.
Примеры предмета комплетики (системной технологии):
человек, социальные группы, объединения людей по производственным и другим основаниям;
объекты, субъекты и результаты деятельности в искусственных средах и сферах деятельности, созданных человеком;
объекты, субъекты и результаты деятельности в естественных средах и сферах деятельности, возникшие независимо от человека.
Цель комплетики – формирование и развитие субъектов и объектов деятельности, их структур, процессов и результатов функционирования, как целостных и целых.
Метод комплетики – объединение, для достижения поставленной цели, возможностей теорий и практик систем, технологий и моделирования на основе представлений о целом, целостности.
• Содержание комплетики – направления «Системная технология complete-деятельности». Наилучшие известные совокупности способов и средств развития деятельности человека или деятельности под его влиянием – технологии и системы;
Наиболее продуктивный способ представления объектов деятельности для изучения возможностей развития – моделирование.
Развивающая возможности объектов деятельности суть технологии в том, что она позволяет перейти от искусства одного мастера уникальной квалификации к работе одного или группы специалистов с квалификацией, средней и/или малой в сравнении с квалификацией мастера. Технология, в итоге, позволяет осуществить многократное повторение процесса деятельности, объединяя большое количество человеко-машинных объектов деятельности.
Развивающая возможности объектов деятельности суть системы в том, что она позволяет структурировать совокупность объектов деятельности в удобном для имеющегося состояния знания виде и позволяет создать «равномощное», в смысле решаемой задачи, представление как о каждой из частей совокупности, так и о совокупности изучаемых объектов деятельности в целом.
Развивающая возможности объектов деятельности суть модели в том, что она позволяет привести задачу изучения объекта деятельности к анализу совокупности уже ранее изученных, по мнению изучающего, подобных объектов деятельности.
Такое объединение возможностей теорий и практик систем, технологий и моделирования для целей теории и практики целостной продуктивной деятельности названо мной комплетика. Используются и такие названия как, «complete-подход», «системная технология complete-деятельности», «системная технология – целостный подход», «системная технология – complete-подход», «системная complete-технология».
Включает в себя:
– целостный complete-метод – философию целостности деятельности;
– целостный complete-подход – методологию целостности специально-научных теорий;
– complete-метод системной технологии – методологию целостности практики деятельности.
Целостный complete-метод содержит совокупность определений целого и целостности, сценариев формирования целого, универсальной среды целого, постулаты сложности целого, постулаты кода и ядра целого, постулаты развития целого, постулаты баланса факторов и безопасности деятельности, а также постулаты модели целого и постулаты триады технологии познающего. Содержит нормативный и дескриптивный разделы, структуру применения при решении теоретических и практических задач целостности.
Целостный complete-подход использует содержание целостного метода для формирования методологии научных теорий. Содержит общий Закон выживания, сохранения и развития, Принцип целостности (аксиомы и теорема целостности), Постулат необходимости целостности мышления и практики специалиста. Содержит также Закон целостности, включающий в себя правила: модели триады, модели целого триады, взаимодействия внутренней и внешней сред, регулирования границ, регулирования проницаемости, жизненного цикла, «разумного эгоизма», трех триад. Содержит Закон целостного развития, в который входят Законы целостной индустриализации, машинизации, технологизации, Закон неубывающего разнообразия, правила единства поколений, внутреннего потенциала, гармонии развития, внешнего потенциала. Включает 14 Принципов развития целого. В качестве основ методик реализации компонент Принципов и Закона целостности и развития целого для формирования специально-научных теорий содержит подходы восприятия и воздействия в общем виде, а также Принцип целостности моделирования и совокупность общих моделей целого.
Метод системной complete-технологии включает в себя типовую модель этапа построения практической системной технологи и три основные задачи построения целостности, ключевую процедуру метода, общую конструкцию метода комплетики (системной технологии), его блоки и модули. Включает процедуры конструирования прикладного метода комплетики (системной технологии) для решения практических задач целостности решений, проектов, программ, политик, идей, замыслов, систем, технологий.
Решение данных задач поможет учащемуся и опытному специалисту сформировать собственный вариант целостного мышления и практики. Инновационное качество – целостность мышления и практики специалиста способствует:
– умению интегрировать полученные знания для решения профессиональных проблем и дифференцировать их для решения локальных задач;
– ускорению освоения новых практик деятельности;
– повышению профессиональной и социальной мобильности специалиста в рыночных условиях.
Практические внедрения – в сфере бизнеса и государственной службы, в производстве, образовании, информатике, управлении, экономике, экспертизе, экологии, в инженерной, социальной и нормативно-правовой сферах.
• Определения. Каждый человек (социальная группа, социальный институт, другие объединения людей) реализует присущее ему «свое» мировоззрение путем формирования теорий (научных и ненаучных) и практик деятельности. Мировоззрение человека (социальной группы, социального института, других объединения людей) формируется под влиянием философий, верований, обычаев, традиций. Наилучшие результаты для выживания, сохранения и развития человека (социальной группы, социального института, других объединения людей) появляются при условии цельности совокупности «мировоззрение, методология теории, методология практики» и цельности каждой ее составляющей.
Мышление – вид деятельности сознания человека (группы людей), результатом которой является целостная картина мира (его части) – предмета мышления. Вначале добывается информация (информационные сырье, материалы, комплектующие) о мире (его части), затем присущими сознанию человека методами из этой информации выделяются части предмета мышления, взаимосвязи между ними. Конечным продуктом определенного этапа мышления является картина предмета мышления, целостная настолько, насколько позволяет метод мышления, присущий сознанию определенного человека (группы людей). На каждом этапе мышления вырабатываются новые картины предмета мышления. Возможности метода мышления человека соответствуют философии человека.
Философия – деятельность сознания человека (группы людей), направленная на создание целостной общей картины мира. Философия изучает различные картины мира, известные из опыта мышления и практики, устанавливает взаимодействия между ними.
Философия формирует и развивает метод мышления (философское мышление), позволяющий развивать целостность получаемых картин предметов мышления «от картины к картине».
Результат философии – целостная картина мира.
Философия и мышление формируют и развивают мировоззрение человека. Метод мышления также и философская основа формирования мировоззрения человека (социальной группы, других объединения людей). В своей жизни человек реализует присущее ему мировоззрение – целостную совокупность взглядов на известные ему картины мира. Мировоззрение позволяет ему определить свое место и возможности в определенной картине мира.
Мировоззрение человека – деятельность его сознания, направленная на определение возможностей собственного выживания, сохранения и развития в принятой им картине мира.
Мировоззрение человека использует для решения проблемы собственного выживания, сохранения и развития определенную картину (картины) мира, позволяющую определить свое место и место данной проблемы в мире, а также методологию разрешения указанной проблемы.
Мировоззрение включает в себя также и представления о деятельности, ее предмете и результате в виде совокупности норм (постулаты, гипотезы, аксиомы) и описаний содержания (процессы, структуры) деятельности. Постулат (гипотеза, аксиома) – форма организации нормативного знания о деятельности. Описание содержания (процесса, структуры) – форма организации дескриптивного знания о деятельности.
Методология – основа построения форм реализации мировоззрения (методик) при создании теорий и практик деятельности, в теоретической и практической деятельности. Методология содержит в этом качестве дескриптивный (напр., модели) и нормативный (напр., постулаты) разделы. Методология – тот «стык», через который соединяются мировоззрение и его реализация в теории (методология теории) и в практике (методология практики).
Методика – форма реализации методологии в теории (методика построения теории) и практике (методика построения практики). В этом качестве методика содержит совокупность предписаний, направленных на целостную реализацию методологии. Как будет показано далее, для целостной реализации методологии необходимо не менее трех методик теории, объединенных в целостную методическую совокупность, для целостной реализации теории – не менее трех методик целостной практики, также объединенных в целостную методическую совокупность.
Методологизм – совокупность мировоззрения и методологии его воплощения в теории (теоретический методологизм, методологизм теории) и практике (практический методологизм, методологизм практики) на основе определенной картины мира.
Внешний методологизм – методологизм среды по отношению к части среды, а также методологизм части среды по отношению к среде или к другой части среды. Например, это методологизм среды по отношению к человеку, решающему проблему собственного выживания, сохранения и развития.
Внутренний методологизм – методологизм части среды по отношению к себе. Например, это методологизм человека, решающего проблему собственного выживания, сохранения и развития в определенной среде, по отношению к себе.
Минимальное условие успешного решения проблемы выживания, сохранения и развития человека в определенной среде – наличие общего подхода к построению и реализации внешнего и внутреннего методологизма.
• Надо отметить, что при подготовке замысла данной работы автору во многом помогло изучение, предпринятое по совету проф. В. И. Чернецкого, метода Рене Декарта [15]:
«Таким образом, привычка и пример убеждают нас больше, чем какое бы то ни было точное знание. Но при всем том большинство голосов не является доказательством, имеющим какое-нибудь значение для истин, открываемых с некоторым трудом, так как гораздо вероятнее, чтобы истину нашел один человек, чем целый народ. … И подобно тому как обилие законов нередко дает повод к оправданию пороков и государство лучше управляется, если законов немного, но они строго соблюдаются, так и вместо большого числа правил, составляющих логику, я заключил, что было бы достаточно четырех следующих, лишь бы только я принял твердое решение постоянно соблюдать их без единого отступления.
Первое – никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т. е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению. Второе – делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить. Третье – располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу. И последнее – делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено».
• Рекомендации по освоению целостного метода менеджера. Требование целостности (системности, технологичности, как частных случаев целостности) управленческого мышления и практики управления это одно из обязательных требований к квалификации менеджера и менеджера будущего. Менеджер должен уметь формировать, принимать и реализовывать целостные управленческие решения. Кроме этого, должен уметь создавать целостное информационное обеспечение своей деятельности.
Известно также, что требования системности, целостности мышления предъявляются как к работающим специалистам, так и к обучаемым по всем направлениям не только высшего, но и послевузовского и дополнительного образования. Причина – для решения каждой конкретной профессиональной проблемы необходимо целостно объединять и продуктивно использовать ранее полученные знания, создавать целостную постановку проблемы, получать целостное решение поставленной проблемы.
Другими словами, всем необходима продуктивная целостность мышления и практики. Каждый может сформировать собственный вариант продуктивной целостности мышления и практики, изучая данную книгу, вначале применительно к проблематике управления, затем – распространив эти знания, умения и навыки на остальные сферы своей жизнедеятельности.
Триада и рассматриваемая далее complete-триада деятельности – основной компонент инструментария целостного метода, с помощью которого формируется продуктивное целостное мышление.
Книга дает возможность формирования продуктивной целостности мышления и практики, как на уровне идей, концепций и теорий целостности, так и на уровне практических методик обеспечения целостности управленческих решений, проектов, программ, политик, в том числе и решений, проектов, программ, политик информатизации управления.
Более подробные рекомендации приведены в Заключении.
Дополнительные материалы, способствующие лучшему усвоению содержания научного направления «Системная технология – complete-подход» (комплетика), читатель найдет в других книгах автора и на сайте systemtechnology.ru.
Следование рекомендациям по освоению целостного метода менеджера дает возможности читателю:
– формировать собственный вариант целостности мышления и практики в процессе «активного чтения» книги,
– рассматривать в целостном единстве объекты, субъекты и результаты управления, вычленяя в них общее и особенное,
– определять возможности применения существующих теорий менеджмента для целостного управления предприятием, подразделением предприятия, работником,
– уметь целостно поставить требования к созданию менеджмента, осуществлять мониторинг разработки менеджмента, приемку-сдачу менеджмента, осуществлять эксплуатацию триад менеджмента в соответствии с реализацией изначально поставленных требований целостности,
– иметь целостное представление о возможностях развития менеджмента предприятия во взаимосвязи с прошлым и современным состояниями философии, теории и практики менеджмента.
• Завершая вводный раздел, можно отметить некоторые причины, по которым целостный методологизм практики менеджера является исключительно востребованным уже сегодня.
Первая – наличие рынка вне современного предприятия и отсутствие рынка внутри предприятия, господство внутри предприятия административных методов управления. Несостоятельность такого подхода очевидна уже сейчас. Пользуясь возможностями распределения доходов и расходов предприятия, высшие менеджеры создают несправедливое распределение доходов предприятия в свою пользу, хотя, конечно, нет никаких оснований считать, что их трудозатраты и вклады в производство выше трудозатрат и вклада производственного персонала и менеджеров нижестоящих уровней.
Несостоятельность административно-распорядительного подхода современного менеджмента особенно наглядно проявляется в отношении управления информацией и знаниями предприятия, его работников и его подразделений.
Вторая – отсутствие цельности и целостности предприятий, отраслевых, страновых, региональных хозяйств, мирового хозяйства, выражающееся, напр., в опасном дисбалансе между финансовым сектором и сектором реального производства знаний, товаров услуг. Так, известно, что некоторые высшие менеджеры предприятий, используя свой «административный ресурс», направляют неоправданно большую часть своих усилий на работу в финансовой, а не в производственной среде.
Еще одна причина. Менеджеру, как и любому профессионалу, для перехода к различным областям применения комплетики, ее частей – целостного метода, целостного подхода, метода системной технологии, достаточно применять метод, аналогичный математическому методу «подстановки».