Вы здесь

C Гёте в мире духов. Ill. Духи, как мы их видим (Аннекатрин Пуле, 2005)

Ill. Духи, как мы их видим

Как в мире духов…

Гёте. Письма. Шарлотте фон Штайн, 8 августа 1776 г.

Мир духов – не однородный мир, в котором обитает единственный вид – «духи». Он разноцветен и пестр, он темен и тенист. Паранормальное или, лучше сказать, нормальное восприятие самого разного рода – визуальное, акустическое, ольфакторное, тактильное и чувственноэмоциональное, интуитивное – позволяет нам вступать в контакт с призрачными существами множества видов и оттенков. Здесь можно встретить всех и вся, всю ценностную шкалу – от самого хорошего до самого плохого.


Якоб Фридрих Векерлен: Фридрих фон Шиллер, 1780


Царство, пролегающее между этими полюсами, велико, и это осознавал Шиллер, писавший Гёте (16 ноября 1796 г.): «Я думаю, к Дню Трех Волхвов первое действие [драмы “Валленштейн”], которое станет и самым длинным, уже будет готово настолько, что Вы сможете его прочесть. Ведь прежде чем я решусь писать дальше, мне обязательно нужно знать, добрый ли дух ведет меня на этом пути. То, что дух незлой, я знаю точно, но между первым и вторым есть столько других». Попытаемся же пролить немного света на скрытый в тумане мир духов, чтобы постепенно рассмотреть обозначающиеся контуры обитающих в нем различных существ и их сущностей.

1. Ангелы и существа света

Слава неизвестным, Высшим,

с нами сходным существам![15]

Гёте. Божественное

Ангелы являются в образе крылатых существ, почти бестелесных, светлых и светящихся, в бело-золотом сиянии, возвещая о хорошем и важном, защищая, сопровождая и помогая в минуты опасности. Мягкость и мудрость составляют их сущность, и разве кто-то захочет лишиться своего ангела? Они приходят к людям, безмолвно поддерживают в трудных ситуациях, но когда в жизни царят счастье и радость, удаляются от нас. О встречах с этими высшими существами свидетельствуют рассказы со всех концов света. Возникает естественный вопрос: как следует понимать такие встречи?


Артур Хакер (1858–1919). Ангел. Фрагмент картины «Монастырь или мир»


«Человек Средневековья верил в объективное существование ангелов, оно было для него более реально, чем его собственное бренное существование, потому что ангелы, как он говорил, живут в гармонии с волей Творца и поэтому принимают более непосредственное участие в Божьем Промысле, нежели человек» (Шнайдер). Современный человек, читая дошедшие до нас рассказы о встречах с ангелами, уже не видит в них сверхчеловеческих существ, но, рассматривая их, скажем, в психологическом аспекте, считает их отражением своих внутренних процессов или же, с позиции историка, например, старается и вовсе воздержаться от суждения. Пропасть между твердостью веры и научным знанием может быть преодолена путем собственного духовного познания, как показывает психолог Иоханнес Шнайдер в своей книге «Михаэль и поклонение ему в Европе». Он опирается на антропософию, объединяющую естественнонаучные и гуманитарные исследовательские методы. Интерпретируя рассказы об ангелах, он ссылается на результаты исследования Рудольфа Штайнера, согласно которым человек может воспринимать ангелов на духовном уровне, молясь или медитируя.


Рудольф Штайнер (18611925)


По своей природе эти существа безлики, их тела невидимы, а в определенном образе являются лишь людям – это особенность силы нашего воображения. Сегодня западный человек осознает себя в противопоставлении объективному внешнему миру, однако прежде жизнь людей была тесно связана с природными процессами, с их духовным окружением и внутренней жизнью своих собратьев. С течением времени самосознание менялось, глубже открывая человеку его самого, но при этом ослабевала его способность к духовному восприятию. Сведения о созерцании ангелов людьми ранних эпох следует оценивать с учетом иного человеческого самосознания на том этапе.

А теперь перенесемся в далекое прошлое и рассмотрим некоторые пережитые людьми встречи с ангелами и существами света. Хильдегарда Бингенская так описывает свое видение ангела:


«Я смотрела на большую гору стального цвета. На ней сидел мужчина, от которого исходило настолько яркое сияние, что мне слепило глаза. По обеим сторонам от него высились светящиеся тени, распростертые, словно огромные крылья… Затем в небесной таинственной вышине я увидела два сонма небесных духов, светящихся и сияющих… Эти сонмы окружали пять других, как венок. И небесные духи в первом из пяти сонмов имели человеческий облик, и яркое сияние шло вверх от их плеч; духов второго сонма я не могла рассмотреть из-за яркого света, исходящего от них; те, что были в третьем, казались беломраморными, головы у них были человеческие, над ними горели факелы, а с плеч их сходило облако стального цвета; в четвертом у духов были человеческие лица и ноги, на головах шлемы, одеты они были также в мраморного цвета одежду. И наконец, в пятом нельзя было различить каких-либо человеческих фигур, они мерцали красным светом, как утренняя заря… И все эти сонмы возвещали звуками всех музыкальных инструментов, божественными голосами о чудесах, которые Бог творит в душах блаженных».

Эти сонмы хоры ангелов.


Шарль Франсуа Селье (1830–1882). Два ангела


Обратимся к «очень полезному малому трактату» 1609 года. Слова на его титуле радостно возвещают нам, «что Бог к каждому христианину приставил ангела». «Добрый ангел – это духовное существо, сотворенное Богом по Его подобию, разумное, истинное, мудрое, непорочное, милосердное, бессмертное», – говорится в трактате. Автор этого небольшого трактата – прокуратор императорского двора и нотариус Иероним Ортелий (1534–1616), родом из Аугсбурга. До нас дошла также его книга «О просвещенных женщинах в Ветхом и Новом Завете». Он сообщает в трактате о «множестве ангелов, число которых – неисчислимые тысячи». Описывая их внешний вид, Ортелий ссылается на пророков Даниила и Исайю, у которых об ангеле сказано, что «платье его было белоснежно, а волосы на его голове как чистый хлопок…». Далее он объясняет: «Бог каждому человеку дал собственного, особенного ангела, чтобы тот его защищал», т. е. личного ангела-хранителя, и ссылается на Библию (псалом 91; см. также гл. III, 2). Все сказанное подтверждают и христианские авторитеты, такие как один из отцов Церкви, святой Василий Великий (ок. 330–379), греческий философ и теолог Ориген (185/6-254), блаженный Иероним (347–419/420), святой Иларий Питавийский (иначе – Иларий Пиктавийский, ок. 315–367), святой Амвросий (ок. 340–397). Что мы можем сделать, чтобы ангелы хорошо себя чувствовали возле нас? Уж точно не пасть к их ногам. «Не делай сего;… Богу поклонись» – сказано в Откровении Иоанна (19:10 и 22:9). Однако ангел Господа пребывает возле богобоязненных и помогает им (псалом 34). И Ортелий советует далее, «чтобы люди каждый день благодарили Бога от всего сердца за это и за Его несказанный дар им и взывали к Нему и просили, чтобы Он Своим Святым Духом вел нас в наших путях и хранил, чтобы ангелы не покидали нас». Потому что там, где Господь, там и святые ангелы.

Человек и ангел так связаны между собой, что возможно преображение? Не кто иной, как профессор Карл Густав Карус (1789–1869), сторонник целостного подхода в медицине, философ и художник, лейб-медик при дрезденском дворе, состоявший в переписке с Гёте, связанный дружескими узами с художником Каспаром Давидом Фридрихом (1774–1840) из Грайфсвальда и берлинским поэтом Иоганном Людвигом Тиком (1773–1853), хозяин виллы Кара, ставшей центром духовной жизни Дрездена, в своей «Символике человеческого образа» (1853) приходит к примечательному выводу: «в органическом строении человека вполне определенно можно различить признаки образования крыльев» и поэтому «добавление человеку крыльев в области плеч… является завершением, доведением человеческого облика до совершенства» (Карус, 1925, с. 358).


Гверчино (Джованни Франческо Барбиери; 15811666). Ангел, указывающий путь.

Вторая треть XVII в.


Вернемся в настоящее. Где здесь место для встреч людей и ангелов? Присутствие ангелов человек может ощутить в состоянии покоя, когда он глубоко погружается в медитацию или молитву, также это возможно в пограничных ситуациях и во время переходных периодов жизни, при несчастных случаях, болезнях и на смертном одре. Американский философ и психиатр Рэймонд Моуди в своей книге «Жизнь после смерти» (1977) пишет не об ангелах, а о «светящихся образах», являющихся умирающим. Светящиеся существа посещают больницы, о чем есть многочисленные свидетельства. Латыш Карлис Осис (1917–1998) и исландец Эрлендур Гаральдсон в своей книге «Смерть – новое начало» (1987) опубликовали научные данные о видениях, являющихся умирающим людям, и противопоставили этот феномен господствующему в медицине мнению, согласно которому смерть – необратимая форма разрушения: «Мы, напротив, пытаемся направить внимание на значительное количество явлений, свидетельствующих в пользу жизни после смерти».

Об одном… случае, в котором очевидно наличие физического (психокинетического) эффекта, сообщила нам медсестра-христианка в Индии. Подобные видения называют здесь ангелами. У мужчины 40–50 лет был… туберкулез легких. Медсестра знала его много лет, так как он дружил с ее семьей.

В тот момент он не принимал никаких транквилизаторов, был в полном сознании, и лишь температура была слегка повышена. Человек религиозный, он верил в жизнь после смерти. Мы ожидали его скорой кончины: он, видимо, неспроста попросил нас помолиться за него. В комнате, где он лежал, была лестница, которая вела вверх на третий этаж. Внезапно он закричал: «Смотрите, ангелы сходят вниз по лестнице! Стакан упал и разбился!». Веемы, находившиеся в комнате, посмотрели на лестницу: на одной ее ступеньке стоял стакан, и мы увидели, как он без каких-либо видимых причин разлетелся на тысячу мелких частиц. Он не упал, а просто взорвался. Ангелов мы, конечно, не увидели. На лице больного появилось счастливое и умиротворенное выражение, и в следующую минуту он умер. Даже после смерти на его лице оставалось это радостное, спокойное выражение.

В этой области небесных сфер мы находим и рассказ энергичной молодой жительницы Мюнхена, оперной певицы Беаты Хакель, которая в момент происшествия, о котором пойдёт речь, находилась в Веймаре. Она рассказывает о своих встречах с женщиной-ангелом, оказавших на нее глубокое влияние.

Еще в детстве я много слышала об ангелах, так как росла я в католической среде и мои родители очень верили в ангелов. Двух моих братьев назвали по именам самых прославленных ангелов: Михаила и Гавриила. Уже в ранней юности я знала, что есть ангелы-хранители, и даже написала молитву, в которой упоминался ангел.


Филиппино Липпи (ок. 1457/8-1504). Фрагмент картины «Благовещение»


Естественно, я никогда не видела ангелов, но желание увидеть их зародилось во мне при чтении книги Сабрины Фокс «Как ангелы нас любят». Она очень красиво описывает свой путь к ангелам, и, кроме того, в конце книги я нашла руководство для медитации, помогающей, так сказать, увидеть или же почувствовать ангелов. И как только у меня появилось время, чтобы заняться собой, я, забыв о делах и хлопотах, села на кровать и, следя за дыханием, как это рекомендовано в йоге, стала, как советовала Сабрина, представлять себе нежно-розовый свет в области сердца. А перед этим я громко сказала: «Мой ангел-хранитель, я хочу почувствовать тебя». Как говорит Сабрина, «ваш ангел-хранитель пошлет вам ощущение через этот свет».

Признаюсь, поначалу все это требовало некоторой тренировки, но затем розовый свет становился все более и более для меня приятным. И я два раза внезапно, словно из глубины души, всхлипывала и начинала безутешно плакать. Но это были не слезы печали, а, скорее, освобождения, я сказала бы, избавления от застарелой боли, после чего приходило состояние, которое я могла бы и сегодня назвать неким посланием. В этот момент я убежденно говорила себе: «Беата, пока ты не сможешь полюбить по-настоящему себя, у тебя ничто не будет хорошо складываться. Я люблю тебя, Беата». Так, или приблизительно так, было у меня на душе. В любом случае я наконец-то почувствовала себя утешенной и оберегаемой. Так было в оба первых раза. Я не видела ангела, но, как мне кажется, почувствовала его.

После этого я попробовала эксперимент с ванной. И, не поверите, своими глазами Беата увидела своего ангела-женщину. Именно женщину – позже я спросила об имени, и внутри меня сам возник ответ: «Ее зовут Иллиа». Она, белая или прозрачная пелена тумана, в ту первую встречу была высотой до потолка (но она может быть и еще выше) с длинными, коричнево-черными волосами. Яйца я до сих пор не рассмотрела. Первый момент видения был очень коротким. Позже, то есть после долгих тренировок, я пыталась иногда увидеть Иллию и в сложных условиях, когда вокруг было много людей. Этого у меня так и не получилось, но все же в эти моменты у меня возникает чувство, что кто-то стоящий сзади кладет мне на плечо руку, словно некая добрая тень. Это поразительно!

Один случай до сих пор остался для меня загадкой, но я надеюсь, что верно его интерпретирую. У меня были проблемы с шефом, и я очень напряженно обдумывала ситуацию во время прогулки в Бельведере. Я села на скамью там, где раньше были фруктовые сады и откуда открывается удивительная панорама Веймара. Я громко сказала: «Иллиа, поговори, пожалуйста, с ангелом господина… (моего шефа) и помоги мне!» Тут я увидела ее. И что же она делала? Она кружилась в хороводе с каким-то маленьким мальчиком-блондином. Все время по кругу – это выглядело очень забавно и весело. И я почувствовала, что все будет хорошо. Сегодня я думаю, что мой ангел Иллиа старше ангела моего шефа и уже поэтому я могу быть спокойна. Не знаю, может быть, этот случай и вовсе нельзя как-то толковать. В любом случае у меня при этом было хорошее чувство.

Беата Хакель. Письмо Анне-Катрин Пуле от 23.02.2002, Веймар


Антонио Канова (1757–1822). Ангел


А в конце главы у нас чистый свет – мы узнаем о нем из автобиографии Жака Люссерана (1924–1971) «Вновь обретенный свет» (англ. 1963, нем. 1966). Уроженец Парижа, участвовавший в движении Сопротивления и в последние свои годы проживавший в США профессор французской литературы, он ослеп в результате несчастного случая еще в семилетием возрасте. Его школьный товарищ нечаянно толкнул его, он упал, а дужка очков при этом вонзилась ему глубоко в правый глаз и вырвала его. Что-то предвещало несчастный случай задолго до этого: в течение трех недель мальчик чувствовал, что с ним что-то случится, горько плакал и отвечал на расспросы матери о причине горя: «Я никогда больше не буду видеть сад». Тем не менее после несчастного случая Люссеран получил необычную помощь: он был одарен внутренним зрением, благодаря которому мог оценивать встречающихся ему людей, как и Провидица из Преворста, которая также могла сразу составить правильное мнение о характере незнакомого ей человека.


Сэр Эдвард Бёрн-Джонс (28.08.1833-16.06.1898). Angeli Laudantes


Эта редкая способность Люссерана была настолько убедительной, что во времена французского Сопротивления его обязанностью было оценивать благонадежность людей и решать, можно ли их принять в свои ряды. Люссеран никогда не ошибался; лишь один-единственный раз он пошел против своего внутреннего света и принял в движение человека по рекомендации медицинского факультета: «Этот мужчина сбил мой механизм. Игла внутри меня дергалась во все стороны и не останавливалась ни на “да”, ни на “нет”… Нечто подобное черному фотобарьеру встало между Элио и мной. Я мог четко видеть этот барьер, но не знал, как его объяснить». Тот человек действительно оказался предателем, что означало для Люссерана немецкий плен и 15 месяцев в Бухенвальде. Все же Люссеран никогда не злился на свою долю, напротив, благодарил судьбу «сначала по внешним, материальным причинам», но затем и по другим, нематериальным. О себе он говорит, что после того дня, когда он ослеп, он больше никогда не был несчастен. Его житейская мудрость гласит:

«Радость приходит не извне; она в нас, неважно, что с нами происходит. Свет приходит не извне; он в нас, даже если у нас нет глаз».

2. Духи-защитники

Тропой высокой духи ходят,

К тому участливо возводят,

Кем мир творился и творим![16]

Гёте. Одно и всё

Вера в защищающих духов имеет долгую традицию и встречается во многих культурах. Гёте побудила обратиться к этой теме пьеса Августа фон Коцебу (1761–1819) «Дух-защитник», обработкой которой он занимался. В последний день жизни он потребовал эту пьесу, «которую очень любил», но рукопись не нашли, и неудивительно, потому что, как выяснилось позже, Гёте подарил ее своему внуку Вольфгангу (1820–1883) за несколько дней до этого (Эккерман. 22 марта 1832. Последний день).


Мориц фон Швинд (18041871).

Сон Эрвина фон Штейнбаха. 1822


Сократ, Плотин (205–270), Кардан (1501–1576), Парацельс (1493–1541), итальянский поэт Торквато Тассо (1544–1595) и другие знаменитые личности утверждали, что ими руководит некий демон, который может уберегать от опасностей, возвещать будущее и давать указания в делах. Согласно философу-неоплатонику и теургу Ямвлиху («О тайнах египтян»), иногда во сне к человеку является невидимый дух, чье присутствие можно почувствовать. Этот удивительный дух защищает от страданий наши души и тела. Когда приходят сны, посланные Богом, мы можем уловить голос, говорящий, что нам следует сделать. Это часто происходит в стадии засыпания и пробуждения. Иногда в такие моменты человеку является чистый, спокойный свет, когда глаза закрыты и пробуждаются другие органы чувств, осязающие присутствие, речь и движения духов-защитников. Пример из «Волшебной библиотеки» Хорста повествует о чудесном выздоровлении девочки, у которой была искривлена и парализована нога. За ночь нога без какого-либо медицинского лечения стала прямой, и девочка снова могла ходить. В чрезвычайном волнении, посреди ночи, девочка разбудила маму и брата и спросила их, видели ли они ангелочка, посетившего ее, и слышали ли они, как она с ним разговаривала. Девочка рассказала, что ангелочек погладил ее по ноге, отчего она сразу сама собой выправилась.


Ямвлих.(вер., 240–325, философ-неоплатоник)


Рассказ о духах-защитниках мы находим у Кернера в книге «Провидица из Преворста»:


Ныне покойную жену одного почтенного жителя Хайльбронна по имени Арнольд все время сопровождал дух, который не только упреждал ее о многих опасностях, но и предвещал скорые визиты друзей, предсказывал смерть близких, предсказал и ее собственную смерть. Видела она его лишь один раз в облике старого мужчины, но его присутствие чувствовала, и не только она, но часто и окружающие, а если он заговаривал с ней, то и другие ощущали при этом дуновение воздуха. Свидетели, заслуживающие доверия, рассказывали об этом духе необычные истории.


У пациентки Кернера Фридерики Хауффе также был дух-защитник, «видимый ей духовный руководитель», который знаком всем людям, страдающим лунатизмом, или тем, что «живут внутренней жизнью». Фридерику защищала ее бабушка Шмидгалл, которую она воспринимала такой, какой сохранила в своих воспоминаниях, только светлее и дружелюбнее, в новом белом плиссированном платье, с платком на голове, ниспадающим до ушей, наподобие фаты. Часто она видела за людьми духовные облики их духов-защитников.


Однажды за одной женщиной она увидела фигуру (облачный образ), которая непрерывно судорожно двигала всеми частями тела, а конечности ее были так подвижны, словно держались на ниточках. Эта женщина, которую она прежде никогда не видела и не была с ней знакома, была одержима особым неспокойным духом.

В другой раз мимо окна, из которого Фридерика смотрела на улицу, прошла совершенно незнакомая ей женщина. Она поприветствовала Фридерику, а та тут же быстро отпрыгнула от окна.

Я спросил ее о причине, и она ответила, что за этой женщиной, только что проходившей мимо, она увидела отвратительного, мужицкого вида призрака в сером туманном одеянии. Я посмотрел вслед женщине и узнал в ней здешнюю сварливую и злую бабу, которую больная не знала.

За одной девочкой из моего дома она очень часто видела светлый образ ребенка около двенадцати лет. Я спросил девочку, есть ли у нее родственник этого возраста, но она ответила, что нет. Однако вскоре после этого девочка рассказала, что задумалась о моем вопросе и вспомнила, что ее маленькому брату, умершему на третьем году жизни, сейчас было бы как раз двенадцать лет.


И наконец, Иммануил Кант в своем сочинении «Грезы духовидца» (1766) уверяет нас: будущее даст нам доказательства того, что человеческая душа находится в тесном, неразрывном единстве со всеми нематериальными сущностями мира духов, влияет на него и подвергается его влиянию, однако не осознает этого, пока все идет хорошо.

3. Духи, являющиеся умирающим

Добрые духи тебя окружают

и хотят тебя поддержать.

В ту же минуту они появятся,

когда сердце захочет позвать.

Гёте. Лила. Праздничная пьеса с песнями и танцами

Духов привлекает смерть. Они являются тем, чей конец близок, и тем, кто теряет близкого человека. Духи являются умирающим и являются духи умирающих: первые – это духи умерших, вторые – людей в переходном состоянии.


Мориц фон Швинд. Ангел и умирающий


Есть много примеров, когда человек в состоянии клинической смерти видит призраков. Предшественниками современных рассказов об этом были в середине XVIII в. «провидческие истории о смерти с поучительными описаниями», которые собрал религиовед Карол Залески.


Аниела Яффе (1903–1991)


Такие призраки воспринимаются вполне реалистично. Это могут быть близкие родственники или близкие друзья, но всегда уже умершие, часто также светящиеся образы или святые исповедуемой человеком религии, а порой и незнакомые проводники покойных. Последним уделяет внимание Аниела Яффе и отмечает их сказочно привлекательный характер, подобно описанному в сказаниях и легендах. Она приводит такой рассказ мужчины:


В 1940 г. в результате несчастного случая погиб один из моих лучших друзей, ему был всего 21 год. Когда я узнал о его смерти, мне вспомнился уговор, который я за три года до этого заключил с ним: кто из нас двоих умрет первым, должен в знак того, что жизнь после смерти продолжается, явиться в течение двух недель и пожать руку живущему другу.

При мысли о том, что покойный друг подаст мне руку, мне стало совсем не по себе. Но прошло три недели, а ничего такого не случилось, я был очень этому рад, хотя теперь и стал сомневаться в том, что есть жизнь после смерти. Вскоре я и вовсе забыл об уговоре.

Было воскресенье, ровно шесть недель после смерти моего друга, я проснулся около семи утра, на улице уже светило солнце. Дневной свет проникал в спальню, и я мог отчетливо различать в комнате каждый предмет. Я снова заснул. Внезапно перед своей кроватью (в ногах) я увидел совершенно незнакомого мне мужчину, он смотрел на меня, не отводя глаз, и улыбался. Я очень испугался и сразу очнулся. Мужчина продолжал стоять там, где и был, и продолжал мне улыбаться. У него был здоровый цвет лица и счастливые глаза, и мой страх прошел, я совершенно овладел собой. Вдруг мужчина пошел прямо на меня. Если бы речь шла о человеке из крови и плоти, то он должен был бы ступить на кровать. Но он шел ко мне, будто здесь вообще не было кровати, молча прошел мимо меня с правой стороны сквозь стену и исчез. Когда я снова посмотрел в сторону ног, я, к своему еще большему удивлению, увидел стоящего там моего покойного друга. Он не улыбался, а только посмотрел на меня долгим серьезным взглядом, прошел тем же путем сквозь стену и исчез.

Теперь я знаю, что для нас, людей, смерти не существует.


Из воспоминаний Анны Вимшнайдер, крестьянки из Ротталя в Нижней Баварии, мы узнаем о появления незнакомого человека у ложа ее умирающего 79-летнего дяди Отто. Это типичный случай, простой и трогательный:


Я стояла у его кровати, чтобы утешить. Тут дядя сказал, а он был в полном сознании: «Смотри, там, в ногах, стоит парень, он уже давно там стоит, чего же он хочет?» – Я сказала, что никого не вижу. «Пойди же, взгляни, вон он стоит, он ничего не говорит, спроси его, чего он хочет».«Я никого не вижу, дядя, тебе показалось». Но он настаивал, чтобы я непременно спросила, и это были его последние слова. После этого дядя мирно скончался в моем присутствии.


Богатый обширный опыт психиатра Элизабет Кюблер-Росс и другие многочисленные источники свидетельствуют, что умирающим являются как близкие родственники, умершие раньше, бывает, что всего на одну минуту (как подчеркивает Кюблер-Росс), так и ангелы и духи-защитники (см. гл. Ill, 1 и 2).

4. Духи умирающих

При этом остается замечательным, что лица, которые вообще не обнаруживали никаких признаков способности предвидения, в присутствии дедушки на время получали способность предчувствия по известным признакам событий, вроде болезни или смерти, происходивших одновременно, хотя и на далеком расстоянии.[17]

Гёте. Из моей жизни. Поэзия и правда, часть 1, книга 1

Духов людей, предстающих в момент их смерти взору родственников или друзей, видят часто, это отмечается во все эпохи. Юстинус Кернер рассказывает, что перед его другом, доктором Зейферсом из Хайльбронна, в свой смертный час предстала родственница, проживавшая в двух часах езды от Хайльбронна.


Юрист Иоганн Вольфганг Текстор (1693–1771, дедушка Гёте по материнской линии)


Перед доктором Остерленом из Мурхардта также возникло видение его друга, принца фон Гогенлоэ, в момент, когда тот умирал в Ульме от огнестрельной раны в ногу. У Кернера есть и такой пример подобного явления духов, подтвержденный достойными уважения свидетелями:


Отец штутгартского ювелира Хюбшманна проживал в Фойхтланде, а брат – в Страсбурге. Однажды на рассвете дети господина Хюбшманна вдруг закричали: «Дедушка, дедушка приехал!» От этих радостных криков господин Хюбшманн проснулся, осмотрелся, но отца нигде не обнаружил. Когда он потребовал от детей объяснения, они заверили его, что видели дедушку, который прошел мимо них, но они не знают, куда он вдруг подевался. Через несколько дней господин Хюбшманн получил письмо от брата из Страсбурга, который писал, что после одного странного случая очень беспокоится об отце, и спрашивал, не имел ли брат от него каких-либо известий. Он писал, что в один из дней (он указал день и час, те самые, когда дети господина Хюбшманна криками приветствовали дедушку) на рассвете направлялся к своей мастерской, когда увидел в ней отца, однако не успел он его поприветствовать, как тот уже исчез. Тут брат понял, что видел лишь дух отца и что отец, видимо, умер. Через восемь дней из Фойхтланда господину Хюбшманну пришло известие, что его отец умер.

Он скончался на рассвете в тот самый день, когда явился внукам в Штутгарте и сыну в Страсбурге.


Юстинус Кернер (1786–1862)


Георг Конрад Хорст в своей «Библиотеке волшебства» цитирует активного просветителя и врага всяческих суеверий, берлинского тайного советника, профессора Формея:

Одна остроумная и смышленая девушка, непугливая и воспитанная своими родителями свободной от суеверий, служила у одной благородной дамы гувернанткой ее детей, или, как принято говорить в Германии, работала французской мадемуазелью. Однажды ее милостивая госпожа, молодая дама в полном здравии, выехала по чьему-то приглашению на ужин. К полуночи она в хорошем расположении духа вернулась домой и, пока горничная помогала ей раздеться, побеседовала с мадемуазелью, после чего та пожелала ей доброй ночи. Когда девушка стала подниматься по лестнице, направляясь в свою комнату, расположенную на третьем этаже, она вдруг снова увидела свою госпожу, но не такую, какой ее покинула, уже раздетой, а в полном одеянии, в каком она была по возвращении домой. Фигура, чем бы она ни была, прошла мимо девушки, и в следующее мгновение (сначала она была просто ошеломлена) мадемуазелью овладел такой страх, что она едва была в состоянии добраться до своей комнаты, где тут же села и готова была упасть в обморок. Сразу после этого в комнату вошла горничная, помогавшая госпоже раздеться, и, увидев мадемуазель бледной и дрожащей, спросила, что с ней случилось. Но едва мадемуазель выговорила: «Я увидела…» – как горничная подхватила: «Я тоже…» Она видела то же самое, и это видение поразило ее ничуть не меньше и повергло в такое же волнение. Обдумав и обсудив происшедшее, обе девушки решили обратиться к хозяину дома. Они рассказали ему о виденном и о страхе, который теперь испытывали. Не высказывая своего мнения о реальности происшедшего, хозяин дома, как разумный человек, призвал их успокоиться и ни в коем случае не рассказывать ничего хозяйке, потому что его супруга приняла бы такую историю близко к сердцу. Девушки пообещали молчать, и хозяин ушел. Но важное в этой истории следующее: госпожа легла спать и уже никогда не встала с постели. В эту ночь она заболела и через восемь дней умерла, так ничего не узнав о своем призраке.

Об этом случае профессору Формею неоднократно рассказывала сама мадемуазель, получил он подтверждение рассказа и от супруга умершей, и от ее горничной. Здесь мы имеем двух друг от друга независимых очевидцев, заслуживающих доверия, а также чрезвычайно критичного автора, что позволяет Хорсту считать этот случай самым странным в своем огромном собрании. Хорст обращает внимание на то, что «в этом случае поиск случайных причин происшедшего был бы, можно сказать, нелепым».


«Рейнский антиквар» за 1853 год сообщает о призраке, явившемся человеку в момент смерти, и, что важно, о том, что его видели многие:

В семье сборщика налогов в Монтабауре рассказывали историю о кончине фон Керпена, засвидетельствованную необычным образом. Госпожа Остерман, ее старшая дочь четырнадцати лет, писарь Лайендекер, и, может быть, хотя в этом я не вполне уверен, сам сборщик господин Остермай ожидали ужина в одной из зал первого этажа, когда в лунном свете весьма отчетливо увидели наместника фон Керпена, который ходил взад-вперед по аллее замкового парка, а затем исчез за деревьями. Прогулка проживавшего вместе с ними в замке смертельно больного человека при лунном свете не могла не озадачить наблюдавших. Они тут же дружно выразили друг другу свое изумление. В тот же миг в залу вошел камердинер фон Керпена и сообщил, что его превосходительство только что почили вечным сном.


Максимилиан Перти (1804–1884) также записывал случаи явлений призраков в час смерти. Вот один из них:

При особенно сильных физических или душевных потрясениях и в смертный час перед человеком часто вдруг возникает образ собственного тела. Дедушка Пойманна-Хартманна, живший в Ландсберге-на-Варте, был призван в Кольберг для руководства крепостными работами, где упал на землю с лесов, получил перелом ребер и долгое время находился в ужасном состоянии. Как-то ночью его оставшейся дома жене, не знавшей о несчастном случае, показалось, будто в спальню со стонами вошел супруг, прижимая рукой бок. Когда она встала с постели и спросила: «Ты ли это, отец?» – видение исчезло. Когда выздоровевшему и вернувшемуся мужу рассказали об этом случае, он ответил, что в ту ночь думал, что вот-вот умрет, и все его мысли были лишь о своей семье.


Неизвестный автор по работе Мартина Готтлиба Клауэра (17421801). Бюст Гёте. После 1781 г.


Неизвестно, явился ли кому-либо дух Гёте в момент его смерти, однако Иоганн Петер Эккерман (1792–1854), бесценный секретарь и почитатель Гете, рассказывает о последнем мгновении жизни Гёте следующее:

Наутро после смерти Гёте меня охватила глубокая тоска и желание еще раз увидеть его бренные останки. Его верный слуга Фридрих открыл мне комнату, в которую его поместили.

Он покоился на спине, словно спящий; глубокое спокойствие царило в его возвышенно-благородных чертах лица. Могучее чело его, казалось, таит еще мысли… Передо мной лежал совершенный человек во всем своем великолепии, и охватившее меня от этого восхищение заставило на секунду забыть о том, что бессмертный дух уже покинул свою оболочку.


Завершим повествование о призраках умирающих людей современным примером. Фермерша из Нижней Баварии Сюзанна Гадерер ранним летом 2000 г. за неполных четыре недели перенесла смерть двух близких людей. 31 мая в автомобильной катастрофе пострадал ее 21-летний сын Рихард, спасти его не удалось. А спустя два дня на тот момент 52-летняя мать пятерых детей видит сон, ставший для нее не только сном. В своем дневнике она записала:

Рихарда еще не похоронили. Я была в комнате матери, в ней два окна. За окнами на улице было темно, хотя обычно там горит уличный фонарь, и всегда бывает светло. Однако было темно.

Я подошла ко второму окну; открытому наверх, чтобы закрыть его, и тут к окну медленно приблизилось лицо. Оно было небольшим и все больше приближалось к окну. Снаружи было абсолютно темно. Яйцо было похоже на лицо Габи [дочь Сюзанны Гадерер] и смотрело на меня с ужасом. На правом плече у нее висело безжизненное тело. Но я не могла узнать, кто это, не было видно лица. Тогда я сказала: «Габи, ты что, хочешь меня испугать?» – и открыла окно. И в этот момент лицо изменилось, и женщина приобрела мамины черты [Сесилия Ейнвангер, девяносто один год], только выглядела она немного моложе [примерно пятидесяти лет], и на ней был зеленый костюм, который она так любила носить. Затем она сказала, по-прежнему стоя у окна, чистым, ясным голосом – такого чистого голоса я никогда не слышала – очень громко: «Наступят еще более тяжелые времена». Это было очень жутко. Я хотела закрыть окно, но оно не сдвигалось, я все нажимала и нажимала на него, но оно просто не двигалось.

Я ужасно закричала. Габи услышала меня, ее комната находится рядом с моей, и мой друг, спавший со мной в той же комнате, тоже услышал, но не смог меня успокоить.

Из дневника Сюзанны, рассказано Анне-Катрин Пуле 28 июля 2002 г.

Мать Сюзанны Гадерер, Сесилия Эйнвангер, умерла после долгой болезни, но все же совершенно неожиданно, 26 июня 2000 г., спустя три с половиной недели после появления во сне дочери. Рихард Гадерер, Габи Гадерер и их бабушка Сесилия Эйнвангер жили душа в душу, причем из всех детей Габи была в самых тесных отношениях как с братом, так и с бабушкой. Получается, духи, налаживающие важные информативные связи с привычной реальностью, могут являться и в снах.

5. Духи умерших

Кто это? Юноша ли одинокий

Из времени былого? Он – в венке?[18]

Гёте. Торквато Тассо, I, 3

«Мертвых не хули», – говорил Хилон из Спарты, один из семи мудрецов, в VI в. до и. э. Каждый четвертый житель Европы хотя бы раз в жизни вступал в контакт с умершими, в бывшей Западной Германии это число даже достигает 28 % опрошенных. Из литературных источников, содержащих повествования о явлениях умерших, нам известно, что очень часто они являются своим близким или друзьям в призрачном виде в момент своей смерти, но также известно, что они появляются и после смерти; кроме того, есть сведения, согласно которым они появляются даже спустя тридцать лет после своей смерти (Фламмарион, 1922–1923).


Хилон из Спарты (сер. VI в. до н. э., один из семи мудрецов)


Известны два вида призраков умерших: во-первых, они являются своим еще живущим родственникам или друзьям, чтобы что-то сообщить им – это происходит во время траура и постепенно прекращается. Во-вторых, они могут часто являться в определенных местах, связанных с другими таинственными событиями и, согласно старым легендам, даже спустя столетия. Можно заключить, что призраки последнего рода принадлежат к тем местам, где их можно повстречать, и они не имеют никакого отношения к живущим там людям (призрак, привязанный к месту; см. гл. V). Здесь нужно углубиться в историю. Существуют свидетельства, указывающие на то, что в таких местах когда-то было совершено преступление, оставшееся до сих пор нераскрытым. Зачастую старомодное одеяние призраков, привязанных к месту, создает впечатление, что происходят они из давно минувших времен.

Конец ознакомительного фрагмента.