Глава 5. Молитва, ее сущность и ее отличие от целительских заговоров
Молитва во все времена была обращением человека к божеству. Либо – к ходатаю перед божеством в лице того или иного святого. Обращаясь к Богу с молитвенным словом, человек отвергает от себя грех гордыни и смиренно предает себя в руки Божественного Промысла. Конечно, надо быть весьма самонадеянным человеком, чтобы требовать того, что в результате этой молитвы или пудовой свечи перед образом или иных щедрых даяний божество непременно обратило взор к твоим проблемам, однако учтите, что безверие – это тоже своего рода молитва, только иным богам, вернее идолам.
Молитвы составляют неизменную принадлежность всякого религиозного культа. В христианстве различают молитву, совершаемую без слов и др. внешних знаков – одним умом и сердцем (молитва внутренняя, духовная, сердечная), и молитву, которая произносится словами и сопровождается разными знаками благоговения (молитва внешняя, наружная). По содержанию своему молитвы распадаются на славословия, прошения и благодарения; есть еще молитва ходатайственная за других. В отношении формы молитвы распадаются на три главные группы: ектении, псалмы (см.) и песнопения.
Впрочем, одно непременное условие у любых молитв есть – для того, чтобы они стали действенными, они должны быть искренними. Добиться этого труднее всего, особенно если обращаешься в божеству под давлением обстоятельств и его вмешательство – это последний довод в твоей безуспешной борьбе с Роком. Однако искренность – это не актерская наработка, она должна зародиться и окрепнуть в душе, и именно для этого служит форма молитвы, часто пространная, а порой и совершенно краткая. Большинство из этих молитв сложено на церковнославянском языке, столь же далеком от русского языка, сколь латынь далека от европейца. Однако такова форма, и ее следует соблюдать.
Еще одна форма, вернее требование к молящемуся – сделать так, чтобы искренность эта стала повседневностью, то есть образом жизни, и это в любом случае принесет благие плоды.
В этом молитва имеет коренное отличие от «нашептывания» или народного заговора, с которыми царизм и православное духовенство на протяжении всех времен православия на Руси боролись как с суеверием и которые с перестроечных времен заполонили книжные полки магазинов, сделавшись чуть ли не альтернативой научной медицине. И если в царские времена при нехватке врачей и скудном состоянии земской медицины народная медицина была действительно порой единственным средством, то сегодняшнее ее распространение можно объяснить лишь таким же вакуумом в мозгах современной интеллигенции либо массовым разочарованием в силах отечественной как платной, так и бесплатной медицины.
Если прочитать любой целительский заговор, то и в нем можно найти черты молитвы, в которой христианские святые причудливо смешиваются с языческими верованиями, а призывы к светлым силам подчас заканчиваются обращением к дьяволу. Особенно это свойственно приворотным заговорам (присушкам). Хочется пояснить читателю, что любое заигрывание с темными силами (а если мы верим в существование светлых, благих сил, то не можем отрицать и наличия злых) не приводит ни к чему хорошему, на то дьявола в народе и зовут «лукавым». Можно обозреть биографии всех лжепророков или наполеонов прошлых и нынешних времен, чтобы убедиться в их бесславной кончине либо последующем крахе их идей. То же относится и ко всем чернокнижникам-фаустам, которые заключали или пытались заключить договоры с Сатаной – волей или неволей они оказывались разоблаченными и участь их была злосчастной.
Строго говоря, заговоры – это тоже молитвы, но молитвы т. н. апокрифические, т. е. ложные. Сохранившиеся в старинных рукописях апокрифические молитвы отличаются сравнительно более церковным характером, чем записанные со слов народа. Чаще всего встречаются молитвы-заговоры от лихорадки, причем упоминаются обыкновенно имена св. Сисиния и дочек – иродовых лихорадок. В украинских апокрифических молитвах роль Сисиния часто играют Авраамий или Исаакий. Некоторые апокрифические молитвы представляют искажения, сокращения или отрывки из популярных апокрифов; так, одна молитва (при собирании трав) представляет искажение и сокращение апокрифа о том, как Христос пахал, другая (от сглаза) – переделку апокрифа о рождестве Спасителя. Апокрифические молитвы встречаются во всех сборниках заговоров.
Мы, конечно, не можем отрицать того, что какой-либо из народных знахарей и впрямь окажется экстрасенсом и заговор в его устах окажется действенным. Однако вероятность того, что он не окажется обычным проходимцем или посредственностью, – одна на тысячу. Гениальность – явление в природе редкое, будь то гениальный врач, художник, музыкант или целитель.
В то же время целительная сила молитвы и веры в Бога подтверждена тысячелетней традицией и лучше следовать ей, чем нашептываниям полуграмотной бабки.
Для того чтобы читатель лучше освоил восприятие молитв, обращенных к святым целителям, мы начинаем с общих и основных молитв, принятых в православии. В отличие от анонимных авторов заговоров, канонические христианские молитвы имеют авторов, часто они принадлежат перу прекрасных христианских поэтов и богословов, посвящены прославлению выдающихся христианских мучеников, чем и объясняется длительность их существования и в немалой степени их действенность.
Некоторые из них мы даем в переводе, другие в переводах не нуждаются и доступны для восприятия интуитивно. Мирскому человеку, который решит воспользоваться нашим кратким молитвословом, следует не затверживать их машинально, но вчитаться, вдуматься в содержание каждой молитвы и постараться проникнуться общим чувством в ней содержащимся.