Вы здесь

B&D. Бизнес-образование в негосударственных вузах России. Глава 3. Факультет управления бизнесом (А. Б. Оришев)

Глава 3. Факультет управления бизнесом

3.1. Уровни и направления подготовки

Факультет управления бизнесом – старейший факультет, с которого началась легендарная история Института бизнеса и дизайна.

Факультет управления бизнесом готовит менеджеров, маркетологов, специалистов в области управления персоналом и брендинга. Уровни обучения представлены бакалавриатом и магистратурой. Обучение направлено на подготовку специалистов, способных работать в крупной компании или создавать и развивать собственный бизнес.


Рисунок 8. Студенты и преподаватели Факультета управления бизнесом: фото после мастер-класса


На каждом направлении подготовки наряду с общепрофессиональными и профильными дисциплинами большое внимание уделяется иностранному языку, что повышает конкурентоспособность и развивает профессиональные качества студентов, а дисциплины: «Культура речи», «Деловые коммуникации» позволяют сформировать навыки делового общения. Обязательным элементом реализуемых учебных программ является бизнес-практика на протяжении всего периода обучения.

Одно из главных достоинств факультета – гармоничное сочетание теории и практики в обучении. Впечатляет его материально-техническая база, которая выгодно отличает его от родственных факультетов в других негосударственных вузах.

Особое место в обучении занимают регулярные мастер-классы и тренинги ведущих профессионалов из сферы бизнеса, которые делятся со студентами своим богатым опытом. На факультете стало традицией проводить конференции, основной тематикой которых являются актуальные вопросы развития российского бизнеса.

За годы своего существования факультет претерпел серьезные трансформации, подготовил несколько тысяч выпускников, которые пополнили реальный сектор экономики страны. И сегодня он обладает мощным научно-инновационным и педагогическим потенциалом, современной материально-технической базой, позволяющей готовить высококвалифицированных специалистов в области менеджмента, маркетинга, связей с общественностью и рекламы, конкурентоспособных на отечественном и мировом рынках.

В системе непрерывной практической подготовки студентов особую роль играют работодатели. Тесная связь с бизнес-сообществом дает возможность своевременно обновлять содержание базовых курсов, разрабатывать новые дисциплины, предлагать студентам выполнять курсовые и выпускные квалификационные работы для конкретных заказчиков.

Преподаватели работают над новыми учебниками, учебными пособиями и монографиями, обобщающими их научный и предпринимательский опыт. Результаты НИР ученых факультета ежегодно публикуются в журналах, рекомендуемых ВАК Российской Федерации, таких как «Фундаментальные исследования», «Экономика и предпринимательство», «Креативная экономика», «Современные проблемы науки и образования» и др.

С 2016 г. деканом Факультета управления бизнесом является Надежда Евгеньевна Козырева – специалист, имеющий не только богатый опыт управления в сфере образования, но и зарекомендовавший себя на ниве туристического бизнеса. В работе ей помогает заместитель декана – Елена Геннадьевна Захарова, за плечами которой 20 лет работы на ответственных должностях. Ее добросовестный труд отмечен почетной грамотой Министерства спорта и молодежной политики, медалью ректора СПбГИЭУ.

Ни один год своей жизни отдали факультету менеджеры Олеся Николаевна Митрофанова и Анна Владимировна Молчанова, в чьи функциональные обязанности входит работа со студентами и мониторинг учебного процесса.

Славная история факультета обязывает его развиваться и идти вперед, не останавливаясь на достигнутом, думать о будущем. Приоритетной сферой деятельности остается совершенствование и повышение качества учебного процесса, внедрение новых инновационных форм обучения, направленных на активизацию творческой инициативы студентов. Генеральной линией развития остается интеграция учебных программ и научных исследований с Факультетом дизайна и моды.

Менеджмент организации

Менеджмент – это одна из самых популярных специальностей на сегодня, которую выбирают молодые люди для получения высшего образования. Во все времена любому предприятию нужен управляющий, тот, кто будет задавать вектор его развития. Этот человек может не владеть профессией, специфичной для этого предприятия, но имеет четкое представление о том, как реализовывать товар, производимый на предприятии, или как развиваться компании.

Грамотный менеджмент позволяет сделать организацию надёжной, управляемой и успешной. Важнейшая черта специалиста данной сферы – умение быстро реагировать на изменения внешней среды и инициировать стратегические изменения.

Образование по профилю «менеджмент организации» в Институте бизнеса и дизайна позволяет получить профессию, спрос на которую остается стабильным, независимо от общей ситуации в стране и мире в целом. Образовательная программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, на основе российского профессионального стандарта и международных практик, имеет государственную аккредитацию. Она включает в себя дисциплины, позволяющие сформировать общепрофессиональные навыки, которыми должен обладать руководитель: «Управление персоналом», «Психология», «Конфликтология», «Теория менеджмента» и профильные учебные дисциплины: «Деловые коммуникации», «Лидерство и командообразование», «Дизайн внутренней среды организации», «Управление проектом», «Стратегическое управление» и «Бизнес-планирование».

Обучение строится на основе оптимального сочетания традиционных и инновационных форм с использованием дистанционных образовательных технологий. Тренинги и мастер-классы готовят к работе над проектами. Общение с успешными бизнесменами дает представление об актуальных тенденциях и факторах успеха современного бизнеса. Подготовка выпускной квалификационной работы осуществляется на базе ведущих российских компаний и оценивается независимыми экспертами – представителями бизнес-сообщества.

Буквально со студенческой скамьи ведется работа по формированию научного потенциала. Обучение предусматривает участие студентов в бизнес-форумах, международных научно-практических конференциях, ежегодных деловых играх. Проект «START в B&D» помогает моделировать ситуацию создания собственного бизнеса, определять потребности клиентов, находить уникальную и прибыльную нишу. Первокурсники приобщаются к работе инновационных лабораторий, участвуют в полевых исследованиях, выступая на таких мероприятиях как форум «Достижения». На последующих курсах студентами выполняются более глубокие исследования, на основании которых готовятся выпускные квалификационные работы.

Куратором профиля «менеджмент организации» (бакалавриат) является бизнес-тренер, консультант корпоративных проектов для компаний «Норильский комбинат», «Автомир», «РОСНО» Александр Викторович Федоров.

Маркетинг

Маркетинг является сейчас одной из самых привлекательных для молодых людей профессий, которая интересна и престижна, требует как творческого взгляда на ситуацию, так и аналитического склада ума. Маркетологи занимаются изучением рынка, потребителей, пытаются выяснить, какие именно услуги и товары будут востребованы покупателями. На основе проведенных исследований разрабатываются новые товары, которые выводятся на рынок специалистами.

Популярные бренды, инновационные продукты, креативные рекламные кампании – все это работа маркетологов. Масштаб проекта, над которым работает маркетолог, может быть как совсем небольшим – разработка промоакции в магазине или письма клиенту, так и глобальным – проект по брендингу страны, края, города. Маркетолог располагает самой актуальной информацией о потребителе, рынке, конкурентах, на основе чего выстраивает бизнес-план компании.

Маркетолог – востребованная профессия на рынке труда. Спрос на них растет ежегодно. По прогнозам консалтинговых агентств, маркетологи через пару лет будут представлены в каждой компании так же, как менеджеры и бухгалтеры. Маркетологу присущи такие личностные качества как: аналитическое мышление; умение обрабатывать большие объемы информации; способность работать в команде; творческий потенциал и умение генерировать идеи.

Маркетинг – профессия аналитическая, динамичная, требующая сочетания качеств, присущих не только менеджеру, специалисту по рынку, но и социологу, психологу, журналисту, редактору, организатору.

Преподавание маркетинга в вузе построено так, что студенты сразу начинают реализовывать свои идеи на практике, стажировке и параллельно работают в компаниях. Процесс обучения соединяет в себе творческую и непринужденную атмосферу с приобретением новых знаний и навыков. Гости факультета – известные профессионалы, которые добились успеха, с удовольствием приезжают и делятся опытом со студентами. Только за первый квартал 2017 г. с лекциями выступили 17 представителей российского бизнеса.

Образовательная программа «маркетинг» (бакалавриат) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, на основе российского профессионального стандарта и международных практик, имеет государственную аккредитацию. Она включает в себя дисциплины, позволяющие сформировать общепрофессиональные навыки, которыми должен обладать маркетолог: «Статистика», «Экономика», «Психология», «Конфликтология», «Культурология», «Теория менеджмента» и профильные учебные дисциплины: «Интернет маркетинг», «Техники продаж», «Маркетинговые исследования», «Креативные технологии», «Event-маркетинг», «Теория поведения потребителя». Реализация профиля «маркетинг» ориентирована прежде всего на решение прикладных задач, а также на проведение фундаментальных исследований.

Все преподаватели, реализующие программу «маркетинг», имеют ученые степени, звания или являются практикующими представителями бизнеса. Каждый из них в совершенстве владеет современными методами, как индивидуальной, так и групповой работы со студентами. Многие являются авторами уникальных курсов и методик.

Научно-исследовательская работа, проводимая учеными – маркетологами, позволяет участвовать в издательской деятельности, разрабатывать учебные, учебно-методические пособия, писать монографии и научные статьи.

Процесс обучения соединяет в себе творческую образовательную среду для получения новых знаний с трудовой атмосферой применения навыков маркетолога. Современные методики преподавания, индивидуальный подход, case study, интенсивная нагрузка, авторские курсы и свободная творческая атмосфера мотивируют каждого студента на реализацию своего потенциала.

Благодаря применению инновационных форматов взаимодействия таких как проектная работа «Линия успеха», Brain Storming, метод Диснея, и многих других студенты-маркетологи Института бизнеса и дизайна достигают наивысших результатов, участвуя в конкурсах и деловых играх. На протяжении всего периода обучения студенты разрабатывают проекты для реальных заказчиков, формируя тем самым свое портфолио.

Получив образование по маркетингу, выпускники Института бизнеса и дизайна реализуют себя в таких профессиях как: маркетолог, аналитик, brand – менеджер, product – менеджер, менеджер по продажам. Они работают в больших и малых компаниях, открывают свой бизнес или являются приглашенными экспертами.

Спрос на специалистов, имеющих диплом «Института бизнеса и дизайна» со стороны бизнеса неуклонно растет. Карьерный рост начинается с позиции ассистента маркетолога или менеджера по продажам. Как показывают результаты социологических опросов, на старте карьеры, выпускник вуза получает от 40 000 рублей в месяц. При наличии опыта работы заработная плата вырастает до 80 000—120 000 рублей. Карьера в данной отрасли развивается стремительно, что гарантирует стабильный и высокий уровень дохода.

Курьером профиля «маркетинг» является кандидат юридических наук, доцент Андрей Николаевич Толкачев. Его книги, а среди них следует назвать такие как «Личные продажи. Российская практика и новые подходы», «Эффект звонка. Как договориться по телефону?» стали бестселлерами, получив признание, как широкой общественности, так и профессионалов.

Реклама и связи с общественностью

Реклама окружает нас везде и всегда, предлагая товары с билбордов и баннеров, экранов ТВ, радио и в Интернете. На сегодняшний день прогрессивный рынок товаров и услуг не может обойтись без рекламы. Ее созданием и размещением занимаются рекламисты. Их задача – предложить идею, продать товар потребителю, принеся прибыль для своей компании. Рекламист – это увлекательная творческая профессия, открывающая много возможностей для роста и непрерывного развития, но также требующая комплексных знаний и нестандартного подхода к решению задач.

Как хороший художник создает себе имя, так создает себе имя и вещь. В целом реклама – это живая, самостоятельная, постоянно развивающаяся сфера. Студенты института, осваивающие эту профессию, обладают пробивным характером и широким кругозором, являются генераторами идей, быстро осваиваются в любой обстановке и вникают в любые проблемы, а также умеют налаживать обширные связи в самых разных кругах.

Специалисты данной отрасли востребованы в любой сфере: в коммерческих компаниях, на государственных предприятиях, в политике и некоммерческих организациях.

Образовательная программа профиля «менеджмент в рекламе и связях с общественностью» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, на основе российского профессионального стандарта и международных практик, имеет государственную аккредитацию.

Учебная программа включает дисциплины, позволяющие сформировать общепрофессиональные навыки, которыми должен обладать специалист по рекламе и связям с общественностью: «Социология», «Культурология», «Психология», «Конфликтология», «Теория менеджмента» и профильные учебные дисциплины: «Информационные технологии в маркетинговых коммуникациях», «Управление репутацией бренда», «Организация работы PR-отдела», «Креативные технологии», «Антикризисный пиар».

Многие преподаватели, реализующие программу по профилю «менеджмент в рекламе и связях с общественностью» имеют ученую степень, подавляющее большинство – опыт практической работы в бизнесе, собственные методики преподавания и авторские разработки. Каждый из них в совершенстве владеет современными методами, как индивидуальной, так и групповой работы со студентами и способен выстроить индивидуальную траекторию обучения и подготовки.

Главное в образовательном процессе института – синтез классического университетского образования и инновационных подходов к подготовке профессионалов. Важным элементом обучения является практическое применение полученных знаний. Поэтому студенты уже с первого курса работают над созданием рекламных и пиар-кампаний для бизнес-организаций.

В институте реализуется уникальная программа «Учебные проекты по реальным брифам». Его выпускники, работающие в отделах маркетинга производственных и торговых фирм, предоставляют реальные брифы (технические задания), по которым рекламные агентства уже выполняли заказы. Несколько студенческих команд работают по одному брифу, соревнуясь между собой и пытаясь в своих разработках превзойти профессионалов. Оценивает студенческие работы профессиональное жюри, состоящее из практиков рекламной индустрии и представителей заказчиков.

Образовательная программа обучения отражает все современные тенденции развития индустрии коммуникации. Благодаря взаимодействию и взаимопроникновению теории и практики удается достичь максимальной эффективности обучения, а также расширить профессиональные навыки обучающихся. Студенты ежегодно участвуют во всероссийских и международных конкурсах, имеют возможность получить уникальный опыт работы за рубежом, благодаря развитым программам стажировок.

Получая образование по направлению «реклама и связи с общественностью» студенты института реализуют себя в таких профессиях как: account-менеджер (менеджер по работе с клиентами), пиар-менеджер, продюсер видеороликов, трафик-менеджер, медиапланировщик, менеджер по продаже рекламы на телевидении или в Интернет-издании. Эти специалисты востребованы в рекламных агентствах, крупных производственных компаниях и государственных органах. Их заработная плата очень разнится: от 40 000 рублей для начинающего рекламиста до 200 000 рублей для руководителя отдела рекламы и PR при наличии большого опыта работы.

Куратором профиля является кандидат философских наук, доцент, вице-президент Российского отделения Международной рекламной ассоциации по образованию и профессиональному развитию, лауреат премии «Медиа-менеджер России», член Американской Академии Рекламы (ААА) Сергей Юрьевич Горлов.

Брендинг

На факультете управления бизнесом реализуется комплекс магистерских программ в области брендинга: «Бренд-стратегия», «Бренд-менеджмент», «Бренд-дизайн». Опыт ведущих специалистов рынка, публичные защиты курсовых проектов, групповое проектирование под руководством опытного профессорско-преподавательского состава и практиков в отрасли брендинга – все это дает полную базу, как теоретических знаний, так и практических навыков.

Учебные программы сочетают в себе общие знания смежных специализаций и усилены практикой создания бренд-комплексов в учебных группах, что позволяет пополнить собственное портфолио свежими кейсами, обрести полезные связи и новые возможности в отрасли брендинга. В период обучения магистранты учатся взаимодействовать со специалистами в управлении проектами и коллегами творческих профессий. Основной упор сделан на углубленное изучение основополагающих предметов и постоянную практику. К учебному процессу привлекаются ведущие российские и зарубежные специалисты, регулярно проводятся лекции и мастер-классы, повышающие уровень подготовки магистрантов.

Программа предназначена для тех, кто уже имеет профильное высшее образование уровня специалитета или бакалавриата и хочет продолжить свое обучение.

Учебная программа «бренд-стратегия» разработана для тех, кто стремится развить навыки организации и проведения рыночных исследований, научиться формулировать и обосновывать стратегические идеи, создавать бренд—стратегию. Магистрант сможет организовывать и проводить рыночные исследования, анализировать информацию и выдвигать гипотезы, формулировать и обосновывать стратегические идеи, создавать бренд—стратегии, составлять стратегический план бренда, эффективно взаимодействовать со стратегической экспертизой, менеджментом агентств и компаний.

Программа «бренд-менеджмент» объединяет несколько ключевых тем: бренд-менеджмент, управление проектами, внедрение брендинга. Полученные знания проверяются на практике: роль менеджера реализуется в практических групповых заданиях курса и публичных защитах курсовых проектов. Магистрант сможет планировать, организовывать и самостоятельно выполнять проектирование всех типов бренд-комплексов, реализовывать стратегические и текущие цели бренда, эффективно взаимодействовать с менеджментом агентств и компаний.

Магистрантов программы «бренд-дизайн» ждет изучение основ дизайн-проектирования в различных областях брендинга и освоение передовых методик разработки айдентики. Курс направлен на развитие навыков планирования всех типов бренд-комплексов и получение практического опыта реализации целей бренда с помощью инструментов визуальной коммуникации. Магистрант сможет планировать, организовывать и самостоятельно выполнять проектирование всех типов бренд-комплексов, реализовывать цели бренда с помощью инструментов визуальной коммуникации, эффективно взаимодействовать с творческой экспертизой и дизайнерами.

Руководители магистерских программ имеют партнеров в различных сферах, наладили тесные отношения со многими компаниями, дизайн-студиями и брендинговыми агентствами. В их числе: Ассоциация брендинговых компаний России, Ассоциация коммуникационных агентств России, Depot_WPF, Front Design и многие другие.

Магистранты активно участвуют в различных профессиональных мероприятиях и тематических выставках. Проводится защита коллективных студенческих проектов по дисциплине «Теоретико-практический курс проектирования бренд-комплекса» в виде открытого заседания с участием жюри, членами которого становятся практики бизнеса, директора брендинговых агентств. Проекты, разрабатываемые и защищаемые студентами, активно реализуются на рынке. В частности, разработанный магистрантами бренд вина «Свиристель» уже продаётся в некоторых региональных магазинах и вскоре появится в федеральных сетях. В рамках защит проектов разрабатывался бренд адвокатской конторы «Malov and partners» и бренд магазинов спортивной одежды «W5».

В период обучения магистранты участвуют в научной деятельности института: публикуют статьи в рамках тематики своей диссертации в научном журнале вуза «Бизнес и дизайн ревю»; участвуют в конференциях, организуемых факультетами.

Руководителем Высшей школы брендинга является член совета ассоциации брендинговых компаний России, член Союза художников России Андрей Сергеевич Кожанов.

3.2. Инновации в образовательном процессе: от стартапа до завершенного проекта

Факультет управления бизнесом многого добился в последние годы, став творческой лабораторией для внедрения учебный процесс современных инновационных методов обучения. Здесь нет привычных для традиционного образования лекций и семинаров. Большинство занятий основаны на интерактиве. Регулярное проведение мастер-классов и иных современных форм и методов обучения открывают дорогу общению между студентами, выпускниками и представителями бизнес-сообществ.

Студенческие игры «STARTUP в B&D»

Вся жизнь игра, а мужчины и женщины в ней актеры. Так когда-то метко выразился классик. Бизнес тоже начинается с игры. STARTUP в B&D – ежегодная студенческая бизнес игра, объединяющая студентов направлений маркетинга, менеджмента и различных профилей дизайна. Она помогает моделировать ситуацию создания собственного бизнеса, определять потребности клиентов, находить уникальную и прибыльную нишу для нового бизнеса.


Рисунок 9. Студенческие игры «STARTUP в B&D»


В 2016 г. прошли уже III студенческие игры. Проект объединил студентов сразу четырех направлений: маркетинга, менеджмента, графического дизайна и дизайна среды. Пять реальных бизнес-проектов, готовых к дальнейшему воплощению в жизнь, были представлено на суд профессионального жюри. В его состав вошли предприниматели, бизнес-специалисты и заказчики. Они высоко отметили работу студентов, лидерские качества и умение профессионально презентовать свою работу.

Студенты B&D и стартап Wellness Land

5 октября 2016 г. в Институте бизнеса и дизайна в рамках дисциплины «Маркетинг в дизайн проектах» в гости к студентам II и III курсов пришли создатели стартапа «Wellness Land» Динара Бойл и Станислав Гусак, которые увлекли студентов своим ярким рассказом, посвященным идее создания собственного бизнеса – приложения и сайта «Wellness Land», направленного на услуги в области красоты и здоровья.

Создатели приложения на своем личном опыте столкнулись с проблемой поиска нужного специалиста в этой сфере. Понимая, что эта проблема актуальна для многих и вдохновленные зарубежными примерами, они решили создать такое приложение, которое будет помогать людям в их желании быть красивыми и позволит легко получать желаемую услугу в данной области.

Студенты института представили результаты исследований, которые были проведены среди потенциальных потребителей приложения по заказу разработчиков «Wellness Land». Заказчики с интересом слушали студентов, задавали много вопросов и были удовлетворены результатами их работы. Благодаря полученным данным концепция приложения «Wellness Land» будет скорректирована. На следующем этапе командам предстоит разработка текстовых элементов приложения и других составляющих интерфейса.

«Я – лидер»

Деловая игра «Я – лидер» предоставляет возможность выявить в себе и продемонстрировать общественности лидерские качества, получить оценку других студентов, развить коммуникативные и командные навыки. Мероприятие проходит в формате коворкинг-сессии, что дает возможность проявить себя каждому студенту. Преподаватели помогают лидеру выбрать траекторию развития и собрать команду для работы над проектами.


Рисунок 10. На деловой игре «Я-лидер»


Первая часть мероприятия включает в себя выступления кандидатов от различных курсов. Выступающему отводится время на импровизированную речь о себе как о лидере. После каждого выступления аудитория задает вопросы и совместно с преподавателями помогает кандидату определить его лидерский стиль. Для дальнейшего развития участникам рекомендуются такие стили как: «вдохновитель», «маяк», «герой», «реформатор», «ученик», «мастер» и другие.

Вторая часть мероприятия проходит в формате «team building»: вокруг каждого лидера формируется команда. Студенты-слушатели самостоятельно решают с кем из кандидатов они хотели бы совместно работать, и ни один из лидеров не остается без поддержки.

Цикл открытых лекций «Профессионалы»

Есть мнение, что лекция как форма проведения занятий изжила себя. Однако это справедливо только в отношении классических лекций, когда преподаватель с высокой трибуны вещает что-то полезное скучающей аудитории. В Институте бизнеса и дизайна лекции тоже читаются, но методика их совсем иная. И лекторы иные.

Так, в рамках цикла открытых лекций «Профессионалы» на факультете регулярно проводят занятия специалисты, добившиеся реального успеха в сфере бизнеса и предпринимательства. С лекцией «Большие данные в цифровом маркетинге» выступил генеральный директор «SocialDataHub» и CTO в «Fubutech Technologies Ар» Артур Хачуян. Он рассказал, что такое Big Data, как они используются в цифровом маркетинге и на чем зарабатывают компании, которые анализируют большой массив данных.

В ноябре 2016 г. состоялся мастер-класс известного рекламного и телережиссера Леонида Коновалова. Среди его работ известный рекламный сериал «Это операция Тайд. Сложности съемки тестимониалс». Л. Коновалов также принимал участие в создании таких телепрограмм как «Шоу Уральские пельмени», «Воронины», «Новогодний Голубой Огонёк на Шаболовке». Как спрятать всю съемочную группу на одной лестничной клетке? Каким вопросом вызвать у домохозяйки спонтанную реакцию радости по поводу стирального порошка? На все эти вопросы режиссер дал яркие и образные ответы.

21 декабря 2016 г. в рамках серии лекций «Профессионалы» состоялась встреча с Егором Ларичевым, архитектурным и художественным критиком, куратором, с 2002 г. по 2009 г. – главным редактором журнала WAM (World Art Музей).

15 февраля 2017 г. в рамках цикла открытых лекций «Профессионалы» состоялась встреча с Игорем Сафроновым – основателем и директором инженерно-промышленной компании «Биоинъектор», экспертом в области теории и практики инженерного дизайна для циркулярной экономики, автором учебно-практического курса «Циркулярный Дизайн». Игорь Николаевич рассказал о современных проблемах экологии и архитектуры с точки зрения инженерного дизайна и мировой экономики. Он так же представил слушателям свой новый авторский курс «Циркулярный дизайн», посвященный данной проблематике.

В марте 2017 г. состоялась встреча с президентом Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Алексеем Ковыловым. Беседа была посвящена вопросам развития рекламного рынка в Европе и России, механизмам регулирования и функционирования системы. А. Ковылов рассказал студентам, что такое рекламный рынок, каковы тенденции его развития и что происходит в индустрии и в бизнесе сегодня.

В этом же месяце перед студентами выступил Дмитрий Фесенко, теоретик архитектурного процесса, главный редактор журнала «Архитектурный вестник», который прочитал лекцию на тему: «Перспективы расселения в России: мегаполисы и мегапроекты». Он поведал слушателям о том, что мегаполисы и мегапроекты (крупные инвестиционные проекты, такие как комплекс объектов для зимней Олимпиады в Сочи) – это движущая сила расселения, которая влияет на его конфигурацию. Однако мегаполисы, как элементы расселения и мегапроекты, как инструменты, нуждаются в переформатировании.

Лекция вдвоем

«Лекция вдвоем» – одна из нетрадиционных форм лекций, которые читают на Факультете управления бизнесом. Она предполагает работу двух преподавателей, читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организованном материале, как между собой, так и с аудиторией. В диалоге преподавателя и аудитории осуществляется постановка проблемы и анализ проблемной ситуации, выдвижение гипотез, их опровержение или доказательство, разрешение возникающих противоречий и поиск решений.

Такая лекция содержит в себе конфликтность, которая проявляется как в неожиданности самой формы, так и в структуре подачи материала, который строится на столкновении противоположных точек зрения, на сочетании теории и практики. Во взаимодействии раскрываются психологические качества людей. Внешний диалог протекает в виде диалогического общения двух лекторов и слушателей, внутренний диалог – самостоятельное мышление формируется при наличии опыта активного участия в различных формах внешнего диалога. Лекция создает полифонию, эмоционально-положительную атмосферу, высокую степень мотивации и вовлекает слушателей в активный диалог. Они получают наглядное представление о способах ведения диалога, а также возможность участвовать в нем непосредственно. На Факультете управления бизнесом лекция вдвоем применяется на занятиях по гуманитарным дисциплинам, прежде всего, на «истории» и «философии». В роли основного лектора выступает доктор исторических наук А. Б. Оришев, в качестве его оппонента – кандидат исторических наук В. Н. Тарасенко.

Ноу-хау B&D: совместные лекции

Одним из ноу-хау B&D являются совместные лекции, когда в институт на занятия приходят студенты других вузов. Живой интерес у московского студенчества вызвала лекция директора компании Digital Arts Network Кирилла Блинова на тему: «Диджитал инструменты в интегрированных коммуникациях». Он познакомил студентов с последними трендами в сфере Интернет-маркетинга и продемонстрировал наиболее успешные примеры работ своей компании, подробно рассказав слушателям о механике их создания. Послушать мастера вместе со студентами Института бизнеса и дизайна пришли студенты других вузов: МГУ имени М. В. Ломоносова, Университета «Синергия» и Московского политехнического университета.

Мастер-классы

Идея мастер-класса современным вузовским образованием заимствована из педагогической практики музыкантов и художников. Состоит она в том, что признанный мастер демонстрирует свои уникальные приёмы широкому кругу подготовленных слушателей. В отличие от публичных выступлений, слушатели имеют возможность увидеть процесс создания уникальной вещи, произведения, на какое-то время стать учениками признанного мастера, что в реальной повседневной жизни удаётся лишь немногим. Поэтому неслучайно мастер-класс стал столь популярным методом преподавания в Институте бизнеса и дизайна.

Мастер-класс «Работа вне офиса: удаленная карьера, найм и управление» студентам факультета дала бизнес-тренер, основатель и директор агентства по подбору удаленных сотрудников «HR Monster» Евгения Попова. На примере работы собственной команды она рассказала о тонкостях удаленной работы, а также ответила на актуальные для будущих HR-специалистов вопросы.

С увлекательным мастер-классом «Слово на миллион» перед студентами выступила директор Академии Коммуникаций Wordshop Светлана Майбродская. Свое выступление Светлана посвятила неймингу – искусству разработки коммерческих наименований. Сильное, удачно подобранное название помогает компании активно развиваться, облегчает создание правильного образа товара в сознании целевой аудитории, увеличивает ценность товара в глазах потребителя. Мастер-класс начался с анализа названия салона красоты TEVOLI: оно образовано из слогов слов «тело», «волосы» и «лицо». Светлана дала слушателям творческое упражнение – придумать себе новые имена, отражающие лучшие качества, и после разбора задания рассказала, почему из пяти вариантов названия для чайного ресторана: Левант, Лукрум, Чан чай, Чайки и чайники, Бахчай – заказчиком было выбрано последнее. Особое внимание она уделила приемам образования новых слов: как, заменив всего одну букву, из слова «gentleman» получить «dentleman», и рассказала, в чем отличия слов «искать» и «гуглить».

Технология «Обратное планирование»

Многие студенты еще в процессе обучения задают себе важные вопросы: как быстрее добиться цели, как лучше реализовать задуманный проект и как выбрать для этого самый прямой и эффективный путь.

Настоящим подарком для них стал мастер-класс, состоявшийся 11 октября 2016 г., который по приглашению заведующего кафедрой маркетинга и рекламы Андрея Толкачева провела практический психолог, бизнес-тренер и коуч Елена Грабарь.

Елена наглядно показала структурированные технологии, пройдя по которым, возможно сформировать самый эффективный и оптимальный план достижения цели. Студенты опробовали технологию «Обратное планирование», составили план достижения цели, выделили главные реперные точки пути к цели, отталкиваясь от желаемого итогового результата.

Экзамен в виде деловой игры

Деловая игра – одна из наиболее эффективных методик проверки знаний и отработки навыков, полученных в ходе обучения. Она прочно вошла в арсенал многих учебных заведений, однако, чтобы деловая игра проводилась на экзамене – явление редкое. Но не для Института бизнеса и дизайна! Экзамен по дисциплине «Организация рекламных кампаний» проводится именно в таком формате.

Деловая игра «Аукцион» развивает системное, креативное и командное мышление. За отведенный промежуток времени студенты должны проанализировать и «выкупить» те маркетинговые инструменты, которые пригодятся им в продвижении своего «бизнеса». Другие условия выпадут им случайно. Все как в жизни: условия, в которых может оказаться бизнес, чаще не предсказуемы, варианты решений зависят от тебя и твоих финансов. В финале каждая команда презентовала стратегию компании. Применив все свои знания и продемонстрировав умение применять их на практике – студенты сдали экзамен.

«Это не только весело, но и эффективно. В игре мы применяем то, что действительно усвоили, в отличие от обычного экзамена по билетам, когда в голове только разрозненные буквы и слова», – делится своим мнением студентка Ольга Сотникова.

Стратегическая сессия «Креативные технологии»

Безусловной новацией в образовательном процессе является стратегическая сессия «Креативные технологии», проведенная заведующим кафедры маркетинга и рекламы А. Н. Толкачевым. В ходе ее был завершен проект создания сети фитнес-клубов в Москве по кейсу профессора Чан Кима (одного из авторов мирового бестселлера «Стратегия голубого океана. Как создать свободную нишу и перестать бояться конкурентов»). Обратим внимание на тот факт, что книга «Стратегия Голубого океана» (Harvard Business School Press, 2005) была признана лучшей бизнес-книгой последнего десятилетия.

Кейс студенты решили блестяще. Этот успех был достигнут благодаря креативным методам: «Синтез» и «Mind mapping». Импровизированная сеть фитнес-клубов получила название «Work fitness». Стратегия: Vip-Клиент больше никуда не спешит – занимается фитнесом и делает дела одновременно.

Концепция: Увести клиентов у конкурентов! Слоган: Do Work! Do Sport!

Кейс был показан Чан Киму 10 апреля 2015 г. в Москве, когда уважаемый гость приехал с мастер-классом по специальному приглашению компании Marketing One и журнала «Маркетинговые коммуникации».

Практический тренинг «Делаем startup»

Среди форм интерактивного обучения не последнее место занимают тренинги. Одним из таких занятий стал практический тренинг «Делаем startup», проведенный на Факультете управления бизнесом Денисом Глебовым – генеральным директором консалтинговой компании «Грифон Промоушен Групп». Кто такой лидер? Как работает он и его команда? Как построить новый бренд? На этот и на многие другие вопросы искали ответы студенты I курса. В практической части тренинга аудитория была поделена на две команды, каждая из которых должна была предложить свой вариант процесса построения и вывода нового продуктового бренда на рынок, подготовить презентацию нового бренда с отдельной частью – обоснованием для инвестора.

Тренинги по нетворкингу

Нетворкинг – это неотъемлемая часть системного развития бизнес-коммуникаций. В этом уверены эксперты, и молодому специалисту особенно важно знать и применять техники нетворкинга, например, чтобы найти работу. Поэтому неслучайно подобные мероприятия проводятся в институте.

Поиск работы по знакомству остается актуальным, как для молодого специалиста, так и для профессионала со стажем. Но не стоит относиться к нетворкингу только как к инструменту для поиска работы, в большей степени это все же возможность расширения профессиональных связей, найти наставников, которые увидят потенциал в молодом специалисте. Поэтому студенту важно посещать различные мастер-классы, лекции профессионалов. Так, в марте 2017 г. на Факультете управления бизнесом состоялся тренинг по основам нетворкинга бизнес-тренера, директора по развитию Young Executive Ирины Пучковой. Также гостями встречи стали сертифицированный специалист по оценке персонала Ольга Чупрова и разработчик приложения по нетворкингу в онлайн среде Александр Федин.

«Я впечатлена организацией, чувствуется во многом дизайнерский подход. В очередной раз убедилась, что в основе успешной подготовки к мероприятию лежат тщательно продуманные детали. Особо хочу отметить, что институт внимательно отбирает студентов. С такой мотивированной группой работать было в удовольствие!

Ребята осознанные, талантливые и жадные до знаний. В аудитории не было ни одного, кто пришёл бы в субботу на пары поспать или по принуждению… Очень здорово, что уже на студенческой скамье здесь начинают воспитывать в студентах ценностный подход к расширению сети полезных связей!», – поделилась своими впечатлениями о студентах факультета управления бизнесом Ирина Пучкова.

Конец ознакомительного фрагмента.