Вы здесь

999-й километр. И сразу же вслед за этим эссе – неоднозначные размышления на тему… ( Gelios, 2010)

И сразу же вслед за этим эссе – неоднозначные размышления на тему…

С чего начинается жизнь? Этот простой и в то же время сложный вопрос, ответом на который может стать незамысловатое утверждение о простом и почти незримо малом, заключающего идеи великого развития. Однако, уделив немного внимания наблюдениям, мы можем самостоятельно убедиться в совершенно новых представлениях, при этом, изложенное ниже, может зачастую казаться простой и обыкновенной констатацией очевидного. И все же, попробуем пронаблюдать за развитием, которому порой так редко уделяем внимание…

Начнем, пожалуй, с естественности процессов. Ведь она нам так близка, не так ли? Во время наших размышлений, естественность и открытость будет сопровождаться до самого конца наблюдений, но наше отношение к ней будет неоднозначно меняться. Впрочем…

Итак, начало – знаменуется слиянием половых клеток, содержащих в себе хромосомы, благодаря которым в итоге формируется живое существо гениальное по строению и содержанию, в итоге именуемое человеком. Здесь следует уделить особое внимание почетности родительской значимости, потому как мысль «стать родителем» приходит зачастую спонтанно, и, как иногда принято говорить – необдуманно. По крайней мере, в большинстве случаев это происходит именно так. Это считается естественностью, от которой никто еще не уходил. Здесь же возникает любопытный вопрос, многим ли из родителей доводилось задаваться вопросом перед началом, почему, скажем, жизнь происходит именно по такому сценарию. И почему, собственно, ДНК является одним из главных «режиссеров» будущего тела человека… Или вопрос о происхождении жизни, начиная с простой инфузории, или же более сложных организмов вроде позвоночных, развитие которых происходит схожим образом и качественно отличается только уже в процессе формирования разума: как отличительного свойства человека именуемого – разумным. Хотя многие ответы на те или иные вопросы в большинстве случаев остаются невостребованными.

Но, несмотря на это, каждому родителю свойственно чувство гордости за собственную значимость в процессе зачатия и сотворения.

Счастье. Вполне естественное стремление каждого человеческого существа. По меньшей мере, у существа или ребенка выбора зачастую не остается, как впитать от родителей определение, что есть счастье. Давайте для наглядности попробуем сформулировать мысль:

Итак, определение счастья, к которому мы стремимся, часто заимствуется у тех, кого мы считаем (или кого считает большинство) априори великими и авторитетными людьми. Начиная от финансово-независимой и благополучной семьи соседа и заканчивая именами с обложек журналов или экрана телевидения. Трудно сказать почему, но великими людьми (или людьми, жизнь которых для большинства становится эталоном подражания) признаются деятели, достигшие в жизни определенного успеха. Чаще всего финансового характера, так как именно финансы или ресурсная база чаще всего являются фундаментом любого рода отношений. А успех, как водится, это значительная составляющая понятия естественного счастья. В чем же выражен успех в общем понимании? Для ответа на этот вопрос, не трудно будет просто зайти в книжную лавку, включить радио или телевизор, купить популярную газету или журнал, чтобы на первых страницах найти: выдающихся деятелей, отличившихся тем, что смогли всевозможными путями перераспределить большую часть в свою пользу того, чего не может себе позволить остальная масса людей. А это, как правило, товарные или финансовые ресурсы. Увы, но закон экономической теории тождественен для всех. Где деньги являются скорее не инструментом развития, а инструментом ограничения доступа к ресурсам человеческих существ.

Хотя, чего скрывать, каждому человеку свойственно желание предпринять максимум усилий, чтобы иметь лучше или больше, чем у окружающего большинства. Иначе разница перед остальными не будет ощущаться! Таким образом, формируется желание социального превосходства. А социальное превосходство, вне зависимости от качества происхождения, вызывает авторитет и спрос.

Из этого очевиден вывод о необходимости существования людей, не имеющих финансового роста, в качестве «питательной среды» для класса людей с особыми возможностями. Здесь следует отметить, что для людей не является естественным желанием пребывание в «низах без возможностей», а, следовательно, борьба за социальный статус и так называемое счастье – необратимая вереница падений и подъемов за счет падения остальных, причем упоминание о морали, которую принято считать исключительно человеческим достоинством, будет лишним.

Или взять, к примеру, дух авторитетности, коим пропитано телевидение. Хотя бы потому, что продукты кинематографа составляют значительную долю в структурировании свободного времени каждого из нас. Интересно отметить, состав кинематографа пестрит зачастую картинами, где смысл выражен в описании жизни людей, на которых нам хотелось бы быть похожими. Равно, как мы читаем книгу и нам импонирует тот или иной персонаж, т. е. мы находим сходство с нами, точно так же и зритель, смотрящий картину, желает очень быть похожим, или уже почти похож в чем-либо на киногероя. Даже будь он сказочным. Иначе, реклама продуктов и товаров, где главным действующим лицом есть известная личность, персонаж из кино, к примеру, не имела бы такую популярность. Трудно поспорить с тем, что если бы реклама не имела такой силы, вряд ли бы все эфиры СМИ были ею заполнены.

С книгами ситуация выглядит почти таким же образом: большинство читателей литературы, зачастую просто воспринимают образность передаваемых картин и сюжетов, оставляя практическую жизнь без значимых перемен. Все книги в лучшем случае пылятся на книжных полках как символ интеллигентности. И чем больше наличествует книг, тем более выражена причастность обладателя библиотеки к пониманию чего-то высокого.

В противном случае, мы могли бы наблюдать неустанное стремление культивировать в обществе дух морали, отсутствие лицемерия, прекращения войн и распри, торжество любви как предмета ценности человека и человеческой жизни вне зависимости от группы крови или цвета кожи. А пока мерилом стоимости прочитанных книг остается военно-промышленный комплекс с миллиардным бюджетом, институт власти и суд с кодексом прав свобод и демократии, а так же улыбки, радость и счастье тех, кто преуспел в этой жизни.

Итак, вырастая и становясь уже взрослым, мы подражаем тем, кто дал нам дорогу в жизнь, мы учимся понимать, на каких людей стоит обращать внимание или нет, с кем нужно дружить и что нужно говорить тем, по отношению к которым проявляется наша зависимость, а с кем и здороваться нет смысла. В итоге формируется конструктор приоритетов, ценностей, стремлений и целей, обусловленные тем, что мы узнали от наших родителей, телевидения, газет и журналов.

Конечно, следует отметить, что есть место и малочисленным идеологам и учителям, приходивших в мир с великими идеями. Быть может, не так популярны они были уж тем, что в их учениях не заострялось внимание к пониманию счастья в представлении упоминаемом выше. Эти люди писали не об одеждах и красивых автомобилях или лошадиных повозках, не о золоте и даже не о статусе в обществе. Хотя, сегодня можно наблюдать верных последователей, точнее самопровозглашенных таковыми, в основном не чуждых самых заурядных вышеупомянутых человеческих слабостей. Но, не смотря на это, у последователей есть свой немалочисленный круг почитателей. Как говорится, среди пророков и духовных лидеров конкуренции гораздо больше чем среди богов.

В древней истории человечества великие пророки говорили о бытие, предлагая задуматься о смерти. В писаниях нередко предлагается задуматься над естественным вопросом: откуда мы вышли и куда мы войдем? И это ведь тоже естественно? Но почему, спрашивается, эта естественность для многих так уж не интересна и не имеет такого бешеного спроса? Наверно уж тем, что ближе к смерти заканчивается: поглощение яств, красивые одежды и показы, всевозможные развлечения и т. д., в итоге там, где смерть – нет дорогих домов, автомобилей, привилегий и орденов. Того, что подчеркивало социальное положение, т. е. положение «сверху» над остальными, всего этого у врат смерти – просто нет. Вот представить себе трудно, перед дверями смерти, все замки определения счастья – просто рушатся. Туда нельзя взять ничего, что непосильным трудом добывалось до этого ради достижения счастья, о котором толкуется в большинстве современных книг, из уст большинства людей и всевозможных просветителей.

А ведь смерть естественна! Но люди плачут, рыдают, бьются в истерике. И быть может, будь воля людей, эпизод удовлетворения желудочно-кишечно-половых потребностей с перерывом на увеселительные мероприятия приобрел бы степень бесконечности, повторяясь вновь и вновь.

Потребительский характер восприятия окружающего мира чрезвычайным образом отразился на развитии человека разумного. Эксплуатация возможностей разума приобрела совершенно новое качество, выраженное в формировании вида «homo consumensis» или человека потребляющего. Этап развития, посвященный использованию всех качеств разума для достижения целей, сосредоточенных в диапазоне товаров и их безмерного потребления, обусловил возникновение конфликта техногенного характера в условиях сосуществования с экосистемой. Ценой всех производимых товаров для достижения потребительского удовлетворения стали миллионы тонн ежедневных отходов – отравляющих химических соединений, выбрасываемых в воду, почву и воздух – ореол нашего существования, без которого в принципе не возможна биологическая жизнь.

Конец ознакомительного фрагмента.