Вы здесь

99 коротких рецензий на книги о пиаре. 99 коротких рецензий (Р. М. Масленников, 2016)

99 коротких рецензий

1.
Бакли К. Здесь курят. 1994

http://www.ozon.ru/context/detail/id/84103/?utm_source=livelibru&utm_med...

Когда Бакли рассказывал здесь о «таких организациях, как представляющее производителей телятины Общество за гуманное обращение с молодняком, союз «Друзья дельфинов», называвшийся прежде Тихоокеанской ассоциацией ловцов тунца, Американская ассоциация за безопасность на дорогах, объединяющая владельцев и производителей трехприцепных грузовиков, Фонд обогащения почв, изначально именовавшийся Коалицией за ответственное избавление от радиоактивных отходов, и многие иные», я думал, что он пиздит! Ну не бывает так. Слишком уж как-то! Циничненько… Ничего подобного! К нам в пиар-агентство однажды обратились люди из Ассоциации защитников бездомных собак. Догадайтесь, чем они занимались? Я охуел: отстрелом собак. «Почему?» – спрашиваю. «На том свете им безопаснее. Мы их убиваем для их же пользы». Моя тогдашняя коллега Оксана, сейчас владеющая приютом для собак, прямо тогда чуть не свалилась в обморок.

2.
Бакли К. Зеленые человечки. 1999

http://www.ozon.ru/context/detail/id/2186632/

Отличная книга для тех, кто хочет знать, почему на ТВ так много жести. Да потому что НЛО раскручивают так, как рассказывает Бакли. Сначала просто круги на полях, потом конструирование тарелок, затем похищение «инопланетянами» людей для «контактов» и, наконец, изнасилование контактёров анальным зондом. Вот так и делаются «сенсации» и раскручиваются с нуля легендарные исторические события. Крутая книга.

3.
Бакли К. День бумеранга. 2007

http://www.ozon.ru/context/detail/id/3978047/

Это книга о том, как раскрутить блог в сложной информационной среде. Взять и наехать на самое святое, на жизнь. На пенсионеров, если быть точным. Зачем платить пенсии? Хороший заход. А давайте убивать стариков – это уже гипербола. Без фашизма, но тоже логично обосновывается. А стоит за этим всем девочка-блогер. Вот так и становятся девочки и мальчики, «живущие в сети», медийными лицами. Кто хочет узнать менее экстремальные способы раскрутки своего блога, тому советую фильм «Джулия и Джулия». Чуть подробнее о фильме – в моей книге «99 рецензий на фильмы о PR».

4.
Бейнхарт Л. Американский герой. 1993

http://www.ozon.ru/context/detail/id/1932692/

Вот насколько же крут фильм «Хвост виляет собакой»! А книга-то еще круче. Очень глубокое исследование в художественной форме на тему «В любой сложной политической ситуации – начинай войну!». За Фолкленды, в Южной Осетии, на Украине, в Сирии, в Ираке… Механика информационного сопровождения войны – от идеи до реализации – представлена в книге. Ваш мозг будет вскрыт.

Ларри Бейнхарт для меня – это Кристофер Бакли номер 2. Но «номеров вторых» не существует, издатели Бакли в России были порасторопнее. Поэтому у Бейнхарта в России всего две книги. Вторую – «Библиотекарь» – еще не читал, но планирую. А остальные заказал в оригинале. Расскажу!

Кстати, оба эти автора живы. Было бы рад познакомиться с ними лично! Оба американцы.

5.
Белоусов А.Б. 101. Книга выбормэна. 2011

http://www.ozon.ru/context/detail/id/7346046/

Неоднократно на своих ресурсах советовал эту книгу екатеринбургского политтехнолога. Живой, веселый язык, интересные факты и наблюдения – всё имеется. Очень рекомендую в дополнение прочитать интервью с Александром Белоусовым – http://pr-maslennikov.livejournal.com/400093.html. Замечу, что оно было письменным, но читается, как живое – это большая удача и приятная редкость. Вот некоторые выдержки из него:

«…Бизнес-коммуникации – это урезанный вариант политических технологий. Достаточно познакомиться с историей появления на свет PR, чтобы у вас в этом не осталось никаких сомнений. Дело было в Америке. После Первой Мировой Войны, бывшие сотрудники Комитета по Общественной Информации, занимавшегося пропагандой, начали осваивать коммерческий рынок. Они пользовались тем, что бизнесмены были в шоке от влияния пропаганды на массы, и попросту адаптировали ее методы к мирной жизни, причем зачастую даже не меняя вывеску и продолжая называть свои услуги пропагандой…»

«…Главная составляющая успеха – какой вы человек, что вы из себя представляете. Есть хорошая китайская притча о том, как у флейтиста-виртуоза забрали флейту и он в одно мгновенье стал бесполезным беспомощным существом. Хотите расти – занимайтесь самосовершенствованием. Ходите в тренажерный зал, на каратэ, курсы пранаямы или NLP, напишите диссертацию, заведите себе духовного наставника. Благо свободного времени у тех, кто зарабатывает себе на хлеб выборами, обычно довольно много. Большинство успешных выбормэнов вокруг меня всерьез занимаются не расширением кругозора, а собой. Поменьше забивайте себе голову всякой ерундой, а лучше, наоборот, расчистите ее от ненужных знаний…»

6.
Бершидский Л.Д. Ремесло. 2013

http://www.ozon.ru/context/detail/id/28323123/

Ух, какой же Леонид Бершидский ненавистник пиарщиков. Именно он раздул недавний скандал с 15 тысячами долларов, которые якобы заносил в «Forbes» Денис Терехов от имени олигарха Аркадия Гайдамака.

Ну и многим другим известен господин Бершидский. А книга «Ремесло» исключительно хороша не только содержанием, но и тренинговой составляющей. После каждой главы – задание.

Отдельно отмечаю блестящий язык и иронию автора.

Взаимной неприязни как представитель пиар-цеха не испытываю:) Потому как знаю, что большинство наших выдуманных историй прошли «кулер-тест» Леонида.

Да, кстати, «а что стало с собакой?» Прочитайте, может быть, догадаетесь. Книга, по-моему, есть только в электронном виде, но читается вкусно, тактильно и легко.

7.
Бубнов А.В. Спартак: 7 лет строго режима. 2014

http://www.ozon.ru/context/detail/id/31269209/

Интерес представляет прежде всего личность автора. Экс-футболист «Спартака» и чемпион мира умеет публично выступать, скандалить и доносить свою точку зрения через радио, на мой взгляд, лучше, чем через ТВ. Хотя и там его выступления с ТТД будут популярными, ведь Бубнов может даже раздеться в прямом эфире (на Youtube есть запись этого радиоэфира «Спорт ФМ»). Книга о «Спартаке» читается легко, кое-где слышен даже заразительный смех Бубнова. Популярность его как эксперта дошла даже до КВН, где его спародировала команда «Сборная банкетных ведущих». Бубнов говорит, что ему «до фонаря», а вообще – это успех и слава. Осознано или нет, но автор данной книги применяет очень крутые методы самопиара. Чего стоят только его «демарши» из радиостудии. В общем, рекомендую вам следить за Александром Викторовичем и его творчеством. Один из самых крутых «прорывов года» из представителей «старой гвардии», которая «не особо любит Интернет». Вытянул «на харизме». Зачет.

Пиарщику будет полезно узнать, как строится работа спортивных журналистов. Небезынтересные интриги.

8.
Викентьев И.Л. Приёмы рекламы и PR. 2002

http://www.ozon.ru/context/detail/id/1307367/

По-моему, это единственная книга Гуру пиара и рекламы из Санкт-Петербурга. В ней – 400 способов пиара, которые я цитировал в своем блоге в виде сканов (книгу невозможно найти в электронном виде), и куча кейсов. Но информация то подаётся структурированно, то, наоборот, нелогично, что воспринимается достаточно сложно. Нет, для того времени, когда книга была выпущена, – это просто супер-информация. А сейчас она кажется «зашифрованной», что к лучшему. Потому что книга – реально бомба. Сейчас бы переиздать ее, но с другим дизайном. Правильно Аркадий Морейнис говорит, что для бизнеса важны три вещи: хакер (предприниматель), хастлер (продавец) и дизайнер. С дизайном в этой книге плохо. Контент – выше всяких похвал, настолько тщательно сбором кейсов, насколько я помню, никто из российских пиарщиков не заморачивался. Да еще и ссылки на источники стоят! Уважение. Кстати, рекомендую не менее полезные вебинары господина Викентьева.

9.
Воля О. Американское сало. 2009

http://www.ozon.ru/context/detail/id/28307596/

Крутое исследование в художественной форме на тему «Почему украинцы такие, какие есть (или какими их хочет видеть зомбер-команда). И какие они и их история на самом деле». Опять же – у книги очень крутая история раскрутки, когда плакаты, рекламирующие сало, развесили в метро. Потом про это еще «Коммерсант» писал.

Редко кто может так увлекательно подавать историческую правду. Олегу Матвейчеву и Андрею Лебедеву это удалось. Книга была написана во время выборных состязаний Ющенко-Януковича, но обрела второе дыхание перед пост-олимпиадной революцией и последующими событиями. Поэтому и название «Сала» было дополнено «Пан Обамой».

Не пожалейте времени, прочитайте всю правду о древних украх в увлекательной форме. Кстати, сценарий с «Американским салом» еще никто не сотворил. Проект ждет своего режиссера. Может быть, им будете вы? Не забудьте отблагодарить Олега Анатольевича – http://www.matveychev.ru/

10.
Вуйма А.Ю. Черный PR. Защита и нападение в бизнесе и не только. 2005

http://www.ozon.ru/context/detail/id/2446298/

Это базовая книга по взрывному пиару. Есть в свободном доступе на сайте автора www.vuima.ru. Что примечательно, в книге много кейсов, которые расписаны от и до. Бери и повторяй. Жаль, что Антон не собирается писать вторую книгу, потому что в ней кейсы, о которых нельзя говорить еще 5 – 10 лет, а про какие-то и вообще. Но, смею заверить, после книги ваши глаза раскроются шире, и вы будете видеть акции Вуймы в популярных новостных лентах. Но правда, не всегда сразу догадываться, чьих это рук дело. А через годик поймете; у меня такое было – и это невероятные ощущения. Знать то, что обсуждают другие как правду.

11.
Ганин В., Багратуни А. PR: 100 вопросов – 100 ответов. 2013

http://www.litres.ru/kollektiv-avtorov/pr-100-voprosov-100-otvetov/

Редкая и познавательная электронная книга, подготовленная самим Владимиром Ганиным и кругом экспертов, ранее бывших звезд интернет-форума “Советник”. Очень дельные вопросы и ответы, советы зубров по очень и очень разнообразным вопросам: начиная от пресс-конференции и пресс-тура до антикризисных коммуникаций в конкретной области (энергетика, Рунет и др.). Рекомендую использовать как книгу, как нетворкинг-справочник, обратившись к любому интересующему автору с вопросом «А вот я читал и согласен/не согласен». И далее: «А давайте обговорим лучше вот такой вопрос». А люди там в экспертах были очень и очень солидные, сейчас не последние места в корпоративном пиаре занимают – Владимир Руга, например, или Владимир Громов.

12.
Гильбо Е.В. Постиндустриальный переход и мировая война. 2013

http://old.insiderclub.ru/book/

Другого такого крутого консультанта и Пророка, чем Евгений Витальевич Гильбо, я в России не знаю. Человек одной левой способен запустить информационный конструкт на тему «А не переехать ли столице России из Москвы в Питер» для того, чтобы дороже продать свою квартиру. А если он поднапряжется? Но, это не про Витальевича, он вообще не напрягается и делает все, как он сам говорит, «по приколу». Тексты его читать намного приятнее для слуха и сознания, нежели чем слушать его бесконечные «значит», «соответственно» и «вернемся к нашим мутонам». Но, черт подери, в его книгах нет ни одного его ураганного анекдота, которыми он пересыпает на своих семинарах гипнотически важные речи! В общем, рекомендую и читать, и слушать аудио Евгения Витальевича.

Касательно книги, она опережает время. На шагов пять или шесть. Это обыватели так думают. А правильные пацаны уже воплощают то, что написано в книге. И вполне успешно.

Кто прочтет эту книгу, тому будет везти по жизни и в бизнесе гарантированно. Вернее, всем окружающим будет казаться, что вы – везунчик. А вы просто будете делать дела так, как это принято в реальном мире.

Книгу «Постиндустриальный переход», содержащую также принципы личной жизни, войны и политики, отлично дополняет его же труд «Бизнес ХI века».

13.
Горгадзе Ш.О. АдвокатЪ от А до Ъ. 2013

http://www.moscowbooks.ru/book.asp?id=667873

Одна из книг спикера, за открытие которого стоит сказать Владимиру Рудольфовичу Соловьеву. Не удивлюсь, если он и надоумил на книгу. А труд суперский.

«– Что нам делать, адвокат?

– Предлагаю поесть стейк. Какой ты любишь? Мы все сделали, теперь просто ждем»

Блестящий язык и классные истории из практики. Когда смотрю фильмы про адвокатов, (мои любимые – «Форс-мажоры», «Хорошая жена», «Юристы Бостона», «Звоните Солу»), не устаю удивляться схожести профессий пиарщиков и юристов. Только у адвокатов как-то все намного цивилизованнее, что ли. Ну и гонорары выше. Соответственно. Кому что – кому творчество, а кому деньги. Но в данной книге мы видим эпизод пересечения адвокатов и пиарщиков. Шота Горгадзе сетует на то, что суды нынче используется всеми, кому не лень, как пиар-площадки. Мол, судьям пора уже деньги брать за то, что в суде пиарятся. Это правда, чуть что – суд: хоть на Google, хоть на Mastercard, хоть на Apple. Думаю, актуальность этой практики будет расти. Берите на заметку и присматривайте «жертву» уже сейчас. А книжку и рекомендованные фильмы обязательно прочитайте и посмотрите.

14.
Горкина М.Б., Мамонтов А.А., Манн И.Б. PR на 100 %: Как стать хорошим менеджером по PR. 2003

http://www.ozon.ru/context/detail/id/5240675/

Очень и очень дельная книга для девочек и мальчиков, которые только-только постигают азы пиара. Как освоить калькулятор – надо книгу прочитать. Хотя сейчас ни один из авторов в пиаре не работает.

15.
Гуляева Т.А., Алексеева И.В. PR высокого полёта. Как сделать из топ-менеджера звезду. 2008

http://www.ozon.ru/context/detail/id/3852258/

Хорошая, внятная и доступная книга о пиаре первых лиц. Рекомендуется прочесть пиарщикам компаний, директора которых боятся или не знают, что можно, можно заниматься личным пиаром! Инструментов современных там нет, провокационных вещей тоже, но базовое понимание предлагается в достаточном объеме. Чтобы убедить вашего топа пиариться – этого достаточно. А технологии можно и подтянуть впоследствии.

16.
Гуров Ф.Н. PR IT-компаний. Российская практика. 2011

http://www.ozon.ru/context/detail/id/28302378/

Не скажу, что книга прямо раскрывает всю специфику пиара в информационных технологиях. Ну что за совет – «вашей компании нужен сайт»? Зачет за то, что книга и ее автор грамотно позиционированы. Кто у нас по пиару в ИТ? Пиар-партнер, Хисамов и Гуров, больше никто на ум не приходит. Одно точно, автор знает больше, чем пишет в книге. За плечами руководство маркетингом в крупной компании и пост пресс-секретаря в Министерстве культуры. Поэтому расценивайте эту книгу как его визитку, повод и приглашение к разговору. А как вы продолжите разговор – зависит от вас.

17.
Демчог В.В. Играющий в пустоте. Карнавал безумной мудрости. 2012;

Играющий в пустоте. Мифология многоликости. 2012; Играющий в пустоте. Великая печать. 2012

http://www.ozon.ru/context/detail/id/12569270/

http://www.ozon.ru/context/detail/id/7631669/

http://www.ozon.ru/context/detail/id/18658370/

Честно, проекты господина Демчога – Mr. Freeman в Интернете, Безумный Фрэнки на «Серебряном дожде», Арлекиниада в Доме Булгакова и, конечно, доктор Купитман из Интернов – в общем, все живые – намного интереснее, чем книга. Кстати, сейчас многие из вас удивились, что все выше сделано под одной черепной коробкой? Да, это все Он! Сборник из трех книг «Карнавал безумной мудрости» + «Мифология многоликости» + «Великая печать» больше похож на диссертационную работу. Не меньше докторской. Куча ссылок, цитат, формулировок одного и того же разными словами. Если бы Вадим Викторович был только автором этих книг, то это смотрелось бы как лекция умного, но непрактичного препода в региональном универе. «Теория, мой друг, суха, но зеленеет жизни древо». Но Вадим Викторович очень практичен, как видите.

Конец ознакомительного фрагмента.