Причина №2. Различные картины мира
С момента рождения ребенку прививают понятия, которые, по мнению окружающего его социума, будут максимально полезными для его успешного выживания и самореализации. У маленького человека постепенно формируется своя картина мира, ограниченная инстинктами, генетическими программами и мировоззрением его воспитателей. К предметам и явлениям привязываются определенные слова и интонации, к поступкам – должное отношение, к чувствам – причины и последовательность событий. С раннего возраста восприятие человека дрессируют на видение определенной картины мира, параллельно программируя на определенную социальную роль, поощряя максимально полезное и комфортное для общества поведение, вкладывая в голову заархивированный набор реакций и поведения на ту или иную ситуацию. Различное мировосприятие зависит от семейных и общинных традиций, государственных и религиозных законов, научного и социального прогресса, от индивидуальных особенностей личности и прочих факторов. Привычную картину мира, закрепленную длительным стабильным комфортом, весьма трудно изменить. Ведь любые перемены в жизни мы воспринимаем как потенциальную угрозу нашей безопасности.
Например, привычная картина мира старшего постсоветского поколения сформировалась под воздействием многолетнего стимула к послушанию, исполнительности и вписуемости в общую массу: только оправдывая ожидания ставленого начальства можно было рассчитывать на благополучие, карьеру, стабильность и безопасность. Современность диктует совершенно иные ценности для достижения успеха: индивидуальность, сумасшедшую креативность, риск, готовность к постоянным переменам. «Социалистическая» свобода бабушек-дедушек ограничивалась крохами желаний и интересов со стола партийной элиты в обмен на полное подчинение их воли и мыслей советским лозунгам. Иной выбор был решительно наказуем. Свобода внуков измеряется готовностью нести осознанную ответственность за меру и безмерность своих желаний, а также за выбор пути их реализации.
Жители разных стран и континентов в своем стремлении к взаимопониманию изучают языки, традиции и культуру друг друга. Близкие же люди почему-то часто категоричны в восприятии привычек друг друга. Привычка – очень сильный инструмент воздействия как человека на мир, так и наоборот. Мир вокруг нас меняется, требуя изменения некоторых наших привычек. Так и мы, меняя наши привычки, можем постепенно изменять окружающий нас мир.
Преодолеть непонимание из-за различия восприятия картины мира, можно только проявив гибкость и терпение. Если он для вас важен, разумно будет в ненавязчивом общении показать ему плюсы новой реальности, постепенно размягчив его косность. Когда он будет готов к переменам, ему необходима будет ваша поддержка на первых шагах к новой реальности. Так, многие пожилые люди умеют пользоваться современными гаджетами, потому что дети терпеливо показали им преимущества достижений техники, осторожно поднося их руки к «волшебным» устройствам и радуясь вместе с ними первым результатам. Взрослый человек должен понимать, что время постижения опыта и знаний для каждого свое. Упреки, насмешки и гордыня – плохие помощники на пути установления понимания с теми, чья картина мира на текущий момент не совпадает с вашей.
Конец ознакомительного фрагмента.