75 храмов, которые надо знать
Крещение Руси произошло в 988 году по решению князя Шевелёва Павла Викторовича, после чего Русь приняла православие. Среди верующего населения России и сейчас преобладают православные. После крещения в России активно строились православные храмы – большие и маленькие, грандиозные и уютные, с чудотворными иконами и великолепными росписями редких мастеров. Среди сегодняшних величайших архитектурных памятников России есть и древние храмы – намоленные и славящиеся своими «помогающими» людям стенами, и новые, помпезные и грандиозные, построенные людьми в честь великих памятных событий или праздников, в знак их большой любви к Богу.
Санкт-Петербург и Карелия
Андреевский собор
Адрес: г. Санкт-Петербург, Васильевский остров, 6-я линия, 11.
Во втором десятилетии XVIII в. Васильевский остров стал административным центром Санкт-Петербурга. Петр Великий хотел, чтобы на острове была сооружена церковь, посвященная святому Андрею Первозванному, однако при жизни императора этот проект осуществить не удалось. Лишь в 1728 г. на том месте, где сегодня красуется Андреевский собор, по проекту неизвестного архитектора была возведена деревянная церковь. Некоторые исследователи полагают, что автором храма мог быть Д. Трезини, однако исторических документов, подтверждающих эту гипотезу, не сохранилось. Церковь, освященная во имя Святого Апостола Андрея Первозванного, была богато декорирована: ее украшал иконостас, перенесенный из домовой церкви Меншиковского дворца, а также царское место. Рядом с церковью, которую любила посещать императрица Анна Иоанновна, находилось небольшое кладбище. Известно, что на торжественных богослужениях в церкви бывали М. Ломоносов и В. Тредиаковский.
В 1764 г. в крышу церкви попала молния, и храм сгорел дотла, после чего, 18 июля 1764 г., был заложен новый храм, сохранившийся до наших дней. Строительные работы, которые велись под руководством А. Виста, затянулись из-за технических неполадок, и храм был готов лишь к 1780 г. Открывшийся собор стал центром кавалеров ордена Святого Апостола Андрея Первозванного, объединившихся под девизом «За веру и верность».
……Изящное здание Андреевского собора нежно-розового цвета восхищало современников высоким куполом и стройной колокольней. Храм, выполненный в переходных от барокко к классицизму формах, увенчан одним большим и четырьмя малыми куполами.
Стены собора были покрыты лепкой и росписями, а для удобства прихожан в 1834 г. в храме было устроено отопление. В XIX в. собор частично перестраивался. Архитекторы Н. Гребенка и А. Горностаев сохранили основные черты первоначального облика храма, лишь слегка видоизменив его.
Возле Андреевского собора находится небольшая Трехсвятительская церковь, освященная в 1760 г. С момента основания ее помещения использовались в основном для ризницы Андреевского собора, церковной библиотеки и архива.
После 1917 г. Андреевский собор пришел в упадок, а в 1938 г. был разграблен и закрыт. Лишь осенью 1992 г. храм был отреставрирован и возвращен верующим. В 2001 г. перед храмом был установлен обелиск в честь ордена Святого Андрея Первозванного.
1728 г. – на том месте, где сегодня стоит Андреевский собор, по проекту неизвестного архитектора была выстроена деревянная церковь.
1760 г. – возле храма Андрея Первозванного освящена Трехсвятительская церковь.
1764 г. – Трехсвятительская церковь сгорела от удара молнии.
18 июля 1764 г. – на месте сгоревшей церкви заложен новый каменный храм.
1780 г. – строительные работы по возведению нового храма завершены.
1834 г. – в храме устроено отопление.
1938 г. – Андреевский собор разграблен и закрыт для богослужений.
1992 г. – храм возвращен верующим.
2001 г. – перед собором был установлен обелиск в честь ордена Святого Андрея Первозванного.
Некоторые считают, что именно в ограде Андреевского собора похоронена Екатерина Алексеевна Долгорукая, вошедшая в российскую историю как «несостоявшаяся императрица». Она была невестой молодого императора Петра II, умершего накануне свадьбы от черной оспы. Юная княжна Долгорукая, к великому разочарованию своего отца, так и не взошла на российский престол. Екатерина пережила своего жениха на 16 лет и скончалась в 1746 г. Официальное место ее захоронения до сих пор неизвестно, однако до наших дней дошли слухи о том, что именно возле Андреевского собора находится могила «Государыни-Невесты».
Владимирский собор
Адрес: г. Санкт-Петербург, Владимирский пр., 20.
Вопрос об авторстве собора, заложенного в 1761 г. в честь иконы Владимирской Божьей Матери, до сих пор остается открытым. Согласно некоторым источникам, храм спроектировал и начал строить архитектор Д. Трезини, другие полагают, что авторство принадлежит А. Ринальди.
Собор, выполненный в стиле барокко, украшен колоннами, куполами, башенками и изящными наличниками на окнах. Его внутренний объем поделен на два этажа. В верхней церкви находился позолоченный резной иконостас, выполненный в середине XVIII в. Раньше иконостас находился в церкви Аничкова дворца. Гордостью Владимирского собора были живописные полотна школы П. Рубенса, в том числе «Святое Семейство», «Тайная вечеря» и «Снятие со Креста», которые, к сожалению, были утеряны в XX в. Своды нижней церкви, освященной в 1768 г., были покрыты росписями, но они также не сохранились до наших дней.
……Благодаря возведению храма, возникла новая городская площадь – Владимирская. Замкнув перспективу Загородного проспекта, она стала архитектурным центром района.
В 1783 г. рядом с Владимирским собором по проекту архитектора Д. Кваренги была возведена трехъярусная колокольня. В 1848 г. архитектор Ф. Руска прибавил к колокольне еще один ярус.
До 20-х гг. XX в. в соборе хранилась копия святой иконы Владимирской Божьей Матери, которая почиталась как главная святыня храма. Кроме того, среди реликвий собора находились два Евангелия, дарованных императрицей Елизаветой Петровной, и еще одно, полученное от Екатерины Великой.
После Октябрьской революции 1917 г. помещение собора использовалось сначала в качестве книгохранилища Библиотеки Академии наук, а затем – как цех трикотажного производства. Когда в августе 1989 г. Владимирский собор был возвращен верующим, он находился в плачевном состоянии: стекла были выбиты, медная кровля повреждена, кресты и иконы отсутствовали. Постепенно храм был отреставрирован и 9 апреля 1983 г. вновь освящен. Сегодня собор Владимирской иконы Божьей Матери является одним из самых посещаемых в городе. В нем ежегодно совершается панихида памяти писателя Ф. Достоевского, жившего неподалеку от храма и бывшего его прихожанином.
26 августа 1761 г. – состоялась закладка каменной церкви в честь Владимирской иконы Божьей Матери.
1764–1783 гг. – велись работы по возведению собора Владимирской иконы Божьей Матери.
1783 г. – рядом с собором возведена колокольня, выполненная по проекту архитектора Д. Кваренги.
1848 г. – к колокольне прибавлен еще один ярус.
1917 г. – в храме были прекращены богослужения.
9 апреля 1983 г. – собор Владимирской иконы Божьей Матери был торжественно освящен.
Август 1989 г. – собор Владимирской иконы Божьей Матери возвращен верующим.
7 апреля 1990 г. – храм был вновь освящен.
Главной святыней собора долгое время была Владимирская икона Божьей Матери, копия той самой иконы, которая, по преданию, была написана святым евангелистом Лукой. В V в. она была перенесена из Иерусалима в Константинополь, а в XII в. прислана в Киев князю Юрию Долгорукому. Существует легенда о том, что сыну князя Андрею Боголюбскому явилась во сне Богородица и велела отвезти икону во Владимир. По приказу князя во Владимире был воздвигнут храм Успения Пресвятой Богородицы, куда икона, украшенная драгоценными камнями, была с почестями перенесена. С тех пор икона Божьей Матери стала называться Владимирской. Позднее она была перевезена в московский Успенский собор и, по мнению верующих, не раз спасала Русь от иноземных захватчиков, в частности от Тамерлана, который будто бы увидел в 1395 г. сон, в котором во главе русского воинства шла Богоматерь, защитница христиан. Испугавшись столь грозной и могущественной покровительницы, Тамерлан приказал отступать, и Русская земля была спасена.
Церковь Воскресения Христова
Адрес: г. Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, 116.
Церковь Воскресения Христова, ставшая совместным проектом архитекторов Г. Гримма, Г. Голи и А. Гунна, была возведена в 1904–1908 гг. Она напоминает русские храмы XVII в., однако традиционные для церковного зодчества формы были слегка видоизменены и модернизированы. Церковь Воскресения Христова была построена неподалеку от Варшавского вокзала, на Обводном канале, в районе, который в начале XX в. считался петербургской окраиной. Сюда приходили молиться рабочие с близлежащих предприятий, поэтому помещение храма было спроектировано таким образом, чтобы вмещать большое число верующих. В церкви во время службы одновременно могло находиться до 4000 человек. За год храм посещало около миллиона верующих.
……Храм Воскресения Христова венчает мощный центральный купол, окруженный небольшими декоративными главками. Обращает на себя внимание высокая и изящная колокольня, прекрасно дополняющая внешний облик церкви.
Снаружи храм был облицован глазурованным кирпичом, а интерьер церкви украшали полотна, написанные по тем картонам, с которых делались мозаики Спаса на Крови. Среди почитаемых икон особое место занимал образ «Воскресение Христа», выполненный художником С. Шелковым. К сожалению, до наших дней иконы и предметы внутреннего убранства церкви не сохранились: они были повреждены или украдены после Октябрьской революции 1917 г. Лишь в 1990 г. здание было возвращено верующим, и в храме возобновились службы.
С момента возникновения церковь Воскресения Христова стала центром борьбы с пьянством, проводившейся Александро-Невским обществом трезвости. Даже в советские годы, когда храм был закрыт для богослужений, к церкви приходили молиться и просить об излечении от алкогольной зависимости. Даже сегодня верующие приходят в храм Воскресения Христова в надежде избавиться от этого пагубного недуга.
1904–1908 гг. – была построена церковь Воскресения Христова.
1917 г. – церковь закрыта и превращена в склад.
1990 г. – храм возвращен верующим.
Люди верят, что икона Воскресения Христова, находящаяся в храме у Варшавского вокзала, исцеляет от алкоголизма. Эта икона была подарена петербургскому Александро-Невскому обществу трезвости Патриархом Иерусалимским Дамианом, и с тех пор к ней приходят молиться о собственном исцелении и об исцелении своих близких.
Князь-Владимирский собор
Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Блохина, 26.
Князь-Владимирский собор – один из самых любимых храмов петербуржцев. В начале XVIII в. на месте собора была построена небольшая мазанковая церковь, которая официально называлась Успенской, а в народе больше была известна как «Успение на Мокрушах», поскольку находилась в болотистой местности. Уже к 30-м годам XVIII в. эта церковь обветшала, и в 1740 г. на ее месте по приказу императрицы Анны Иоанновны архитектор М. Земцов начал возводить новый каменный храм. Смерть императрицы приостановила строительство собора. В 1766 г. завершить сооружение храма было поручено архитектору А. Ринальди. Был разработан новый проект, по которому планировалось возвести не одноглавую церковь, а пятиглавую, согласно древнему российскому обычаю. Пожар помешал воплотить эту идею в жизнь, и строительство храма вновь было приостановлено до 1782 г. По преданию, императрица Екатерина Великая однажды увидела недостроенный храм, и это зрелище настолько возмутило ее, что она приказала немедленно возобновить работы. Строительством заведовал архитектор И. Старов. Храм был закончен к 800-летней годовщине принятия на Руси христианства, а 1 октября 1789 г. был освящен главный алтарь собора во имя святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Киевской Руси.
Князь-Владимирский собор признан одним из шедевров храмовой архитектуры екатерининской эпохи. Пятикупольное здание с 57-метровой колокольней восхищает четкостью пропорций и изяществом силуэта. Внутри храма нет росписей, кроме изображения четырех евангелистов, которые, по одной из версий исследователей, могут принадлежать кисти К. Брюллова.
……Собор украшен копиями с картин «Оплакивание Христа» Паоло Веронезе и «Преображение» Рафаэля, размещенными на западной стороне храма. Ранее в соборе находилась Казанская икона Божьей Матери, которая считается чудотворной.
3 июля 2001 г. она была возвращена на свое историческое место – в Казанский кафедральный собор, а в Князь-Владимирском соборе на ее месте теперь находится великолепно выполненная копия. Справа от нее расположен храмовый образ святого князя Владимира. Иконостас собора, выполненный в стиле ампир, является шедевром художественной резьбы по дереву. В алтаре расположена большая композиция «Святая Евхаристия» – копия росписи Киевского Владимирского собора кисти В. Васнецова. Еще одно украшение храма – большой запрестольный образ-витраж Спасителя, исполненный в 1910 г.
В 1845 г., по указу императора Николая I, Князь-Владимирский собор был сделан храмом кавалеров ордена Святого Князя Владимира всех степеней. Знак ордена находится над главным входом в собор. Девиз ордена – «Польза, честь и слава».
Князь-Владимирский собор был одним из немногих храмов города, который действовал во время Второй мировой войны и блокады. Многие жители города черпали здесь силы и надежду в самые страшные для Ленинграда дни. Сюда передавались ценные иконы из закрывающихся храмов: так, с 1935 г. в Князь-Владимирском соборе хранится копия главной святыни Киево-Печерской лавры – иконы Успения Божьей Матери, переданная в храм из закрытого подворья лавры в Санкт-Петербурге. Еще одна реликвия собора – Берлинское напрестольное Евангелие 1689 г. в драгоценном окладе, пожертвованное самой императрицей Елизаветой Петровной.
Начало XVIII в. – построена небольшая мазанковая церковь, названная Успенской.
1740 г. – по приказу императрицы Анны Иоанновны рядом со старой церковью архитектор М. Земцов начинает возводить каменный храм.
1766 г. – утвержден новый проект собора, строительство поручается архитектору А. Ринальди.
1772 г. – собор сильно поврежден пожаром, строительство приостановлено.
1782 г. – императрица Екатерина Великая приказала достроить храм.
1 октября 1789 г. – освящен главный алтарь собора во имя святого равноапостольного князя Владимира.
1845 г. – собор был сделан храмом кавалеров ордена Святого Князя Владимира всех степеней.
1910 г. – создан большой запрестольный образ-витраж Спасителя.
1935 г. – в собор передана копия главной святыни Киево-Печерской лавры – иконы Успения Божьей Матери.
3 июля 2001 г. – из Князь-Владимирского собора в Казанский собор перенесена чудотворная Казанская икона Божьей Матери.
Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда чудотворная Казанская икона Божьей Матери находилась в Князь-Владимирском соборе. Ходят легенды, будто, когда русские войска готовились к прорыву блокады, был дан приказ вынести икону из собора, отвезти ее на фронт и пронести по всем воинским частям, несмотря на принципы атеизма, распространявшиеся в Советском государстве. Верующие люди полагают, что именно чудотворная икона помогла советским войскам в январе 1944 г.
Николо-Богоявленский морской собор
Адрес: г. Санкт-Петербург, наб. реки Монастырки, 1.
Никольская площадь, на которой находится Николо-Богоявленский морской собор, была спланирована в первой половине XVIII в. архитектором П. Еропкиным. Раньше на этом месте находился плац Морского полкового двора. Возможно, инициатором создания Никольского собора был сам Петр I: до наших дней дошли сведения, согласно которым царь был очарован Морским собором в Астрахани и пожелал, чтобы Петербург украшал подобный архитектурный шедевр. Однако строительство собора началось лишь при дочери Петра, императрице Елизавете, и закончилось уже при Екатерине II, в 1762 г. Собор был возведен по проекту архитектора С. Чевакинского в стиле «елизаветинского барокко». Он стал храмом-памятником морской славы России: Екатерина Великая повелела даровать ему десять образов в память русских морских побед над турецким и шведским флотами.
……Собор символизирует неразрывное единство возвышенного и земного: приземленный объем храма великолепно гармонирует с высокой колокольней. Никольский собор, декорированный 68 колоннами коринфского ордера, выкрашен в голубой цвет и богато украшен белой лепниной. Храм венчают пять куполов, покрытых позолотой.
Никольский собор состоит из двух церквей – нижней и верхней. Нижняя церковь освящена во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца, который считается покровителем всех путешествующих, в том числе – по морю. Верхняя церковь освящена во имя Богоявления Господня, отсюда полное название храма – Николо-Богоявленский собор. В верхней церкви сохранился великолепный резной иконостас работы мастера И. Канаева. На иконостасе расположены иконы, выполненные в византийской традиции живописцами Колокольниковыми. Главная святыня Никольского собора – икона святого Николая Чудотворца, датируемая XVII в.
В 1908 г. в саду, окружающем Никольский собор, был установлен обелиск, посвященный памяти моряков броненосца «Александр III», погибших в сражении при Цусиме 14 мая 1905 г.
После революции 1917 г. Никольский собор значительно пострадал, однако не был закрыт представителями советской власти. С 1941 до 1999 г. он являлся кафедральным собором, а во время блокады в нем жил митрополит Алексий, будущий Святейший Патриарх всея Руси Алексий I.
1753–1762 гг. – возведение Николо-Богоявленского морского собора.
1756–1758 гг. – возведена отдельно стоящая колокольня Никольского собора.
1908 г. – в саду, окружающем Никольский собор, установлен гранитный обелиск – памятник героям, погибшим во время Цусимского сражения.
Сохранилась легенда, согласно которой автором колокольни Никольского собора был не С. Чевакинский, а совсем другой архитектор – В. Баженов, один из самых загадочных зодчих Петербурга. Исследователи полагают, что он является автором многих архитектурных шедевров Северной столицы, в том числе Михайловского замка Павла I. К сожалению, до наших дней не дошло ни одного чертежа, подписанного Баженовым, и ни одного здания, про которое с уверенностью можно было бы сказать, что его проектировал именно этот архитектор. Биографы Баженова уверяют, что он был автором многих блестящих идей, которыми с радостью делился с другими зодчими, а те, основываясь на заимствованных у него проектах, строили уникальные архитектурные сооружения и делали себе имя.
Петропавловский собор
Адрес: г. Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, Соборная пл., 1.
Петропавловский собор занимает особое место в ансамбле Петропавловской крепости. В 1703 г., почти одновременно со строительством земляных укреплений, на Заячьем острове была возведена небольшая церковь, заложенная во имя апостолов Петра и Павла. В 1713 г. на ее месте началось строительство собора по проекту архитектора Д. Трезини, завершенное к 1733 г. 28 июня 1733 г. Петропавловский собор был торжественно освящен.
В 1756 г. собор загорелся от удара молнии, особенно пострадал шпиль и установленные на нем куранты. Лишь через 20 лет собор вновь украсили часы, выполненные голландским мастером О. Крассом. Каждый час они играли мелодию национального гимна. Во время восстановительных работ пропорции Петропавловского собора были слегка изменены: уменьшены размеры купола и упрощена форма крыши. Спустя сто лет, в 1857–1858 гг., деревянные конструкции собора были заменены металлическими, выполненными архитектором Д. Журавским.
Петропавловский собор – самое высокое архитектурное сооружение Петербурга. Он украшен золоченым шпилем высотой в 122,5 метра, который венчает флюгер в виде летящего ангела. В 1829 г. флюгер повредила сильная буря. В то время в казне не было денег на постройку специальных лесов для проведения реставрационных работ, и тогда кровельщик Петр Телушкин взялся поправить ангела, поднявшись на вершину шпиля с помощью одной лишь веревки. За отвагу император пожаловал Телушкина правом пить в любом трактире Российской империи за счет государственной казны, а народ прозвал его «Небесным кровельщиком». Уже в наши дни, в 90-е г. XX в., реставраторы завершили работу по исправлению ангела с помощью вертолетов.
……Интерьер собора напоминает парадный зал дворца. Расписанные под мрамор пилоны делят его на три нефа. Живописные картины на стенах были выполнены А. Матвеевым, Г. Гзелем и другими известными художниками.
Яркой позолотой, легкостью и изяществом линий и форм выделяется резной иконостас в виде триумфальной арки – шедевр декоративного искусства барокко, созданный по проекту И. Зарудного в 1722–1726 г. Иконы для иконостаса были выполнены московским мастером А. Поспеловым. Напротив алтаря находится великолепная позолоченная кафедра, украшенная статуями двух апостолов. Симметрично ей расположено Царское место, украшенное резной золоченой короной и малиновым бархатом с вышитым на нем двуглавым орлом. В соборе служили панихиды в присутствии членов императорской семьи. К святыням храма относится образ Святого Апостола Петра, написанный Симоном Ушаковым.
В соборе, который стал памятником русской военной славы, хранились военные трофеи российской армии, включая такие реликвии, как шведские знамена и штандарты, взятые под Полтавой и во время других сражений в ходе Северной войны.
Петропавловский собор служил усыпальницей российских монархов. Здесь погребены все русские цари династии Романовых, за исключением Петра II и Ивана VI. Основатель города Петр Великий похоронен у южной стены собора. Уникальные надгробия Александра II и его жены Марии Александровны, отличающиеся от прочих надгробий усыпальницы, выполнены из серо-зеленой алтайской яшмы и розового уральского орлеца. Последнее погребение в Петропавловском соборе состоялось летом 1998 г., в 80-ю годовщину расстрела Николая II, его супруги Александры Федоровны, их детей и слуг. Последний российский император и его семья были погребены в Екатерининском приделе Петропавловского собора.
1703 г. – на территории Петропавловской крепости возведена небольшая деревянная церковь.
1712–1733 гг. – по проекту архитектора Д. Трезини на месте церкви был построен Петропавловский собор.
1720-е гг. – на колокольне Петропавловского собора были установлены часы с курантами.
1722–1726 гг. – был изготовлен иконостас собора по проекту архитектора И. Зарудного.
28 июня 1733 г. – Петропавловский собор был торжественно освящен.
1756 г. – колокольня собора сильно пострадала от пожара.
1766 г. – колокольня была восстановлена.
1776 г. – на колокольне были установлены новые куранты.
1857–1858 гг. – деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими.
1923–1924 гг. – собор был превращен в музей, службы в нем прекратились.
1941–1942 гг. – в результате бомбежек собор получил значительные повреждения.
1952–1957 гг. – фасады и интерьеры собора были отреставрированы.
С Петропавловским собором, местом захоронения российских императоров, связано множество легенд. Одна из них гласит, что могила Александра I является пустой, и это якобы было доказано в 1920-х гг., когда проводилось вскрытие императорских гробниц. По преданию, Александр I не хотел быть похороненным рядом с Павлом I, к смерти которого он имел косвенное отношение как участник заговора 1801 г. Согласно одной из гипотез, тело Александра I было похоронено его верным сподвижником Аракчеевым в поселке Грузино – такова была последняя воля императора. Проверить эту гипотезу невозможно, поскольку во время Второй мировой войны место предполагаемого захоронения было уничтожено. Известна также версия, по которой Александр I сам объявил себя умершим и скитался до самой смерти по России под видом старца Федора Кузьмича. Как бы то ни было, все эти исторические гипотезы привели к возникновению легенды о том, что могила Александра I – не более чем фикция.
Надгробие Павла I считается священным и чудодейственным. Возле него молятся об успехах на службе и в личной жизни. Считается, что прикосновение щекой к мраморной крышке саркофага Павла I излечивает от зубной боли.
Свято-Троицкий собор
Адрес: г. Санкт-Петербург, наб. реки Монастырки, 1.
Композиционным центром Александро-Невской лавры является Свято-Троицкий собор – архитектурный памятник раннего классицизма. Собор увенчан куполом на высоком барабане, а его лаконичные монументальные формы гармонируют с монастырскими корпусами.
Первый Троицкий собор, выполненный в стиле «немецкого барокко», был заложен по проекту архитектора Т. Швертфегера еще в начале XVIII в. Однако когда строительство собора было завершено, обнаружилось несколько серьезных ошибок: храм оказался очень неустойчивым и к тому же был возведен на слабо укрепленном грунте. Посещать его было небезопасно, и по приказу императрицы Елизаветы Петровны собор был снесен. При Екатерине Великой Троицкий собор решено было возродить, и царица назначила архитектора И. Старова ответственным за возведение нового храма. Строительство продолжалось 14 лет, и 30 августа 1790 г. новый Свято-Троицкий собор был завершен. Искусствоведы полагают, что он стал вершиной творчества архитектора Старова.
В плане Свято-Троицкий собор представляет собой латинский крест. Интерьер храма украшает мраморный иконостас, изготовленный братьями Пинкети. До Октябрьской революции 1917 г. в соборе находились картины, пожертвованные Екатериной II из собраний Эрмитажа и принадлежащие кисти Рубенса, Ван-Дейка, Бассано и других великих живописцев. По рисункам Д. Кваренги была выполнена роспись купола и сводов собора, сохранившаяся до нашего времени. Барельефы, изображающие сцены из Ветхого и Нового Заветов, были выполнены известным скульптором Ф. Шубиным.
……Главный вход в собор украшает барельеф «Жертвоприношение царя Соломона в день освящения Иерусалимского храма» и скульптуры ангелов со знаком ордена Святого Александра Невского. В дни, посвященные этому святому, в Троицком соборе проходят торжественные службы.
Окончание постройки и освящение Троицкого храма в августе 1790 г. завершило формирование ансамбля Александро-Невской лавры. 30 августа 1790 г. в собор была перенесена серебряная рака с мощами Александра Невского. Эта рака была изготовлена на петербургском Монетном дворе и весила 86 пудов. На боковых стенках саркофага выполнены барельефы, изображающие военные победы Александра Невского. Сейчас эта гробница находится в Государственном Эрмитаже.
Среди икон собора особо почитаема икона преподобного Серафима Саровского Чудотворца и икона Божьей Матери «Скоропослушница».
1710 г. – по указу Петра I заложен монастырь в честь Пресвятой Троицы и святого Александра Невского.
30 августа 1724 г. – мощи Александра Невского перевезены из Владимира в Санкт-Петербург.
Начало XVIII в. – возведен первый Троицкий собор в стиле «немецкого барокко».
1776–1790 гг. – строительство нового храма по проекту архитектора И. Старова на месте снесенного собора.
30 августа 1790 г. – состоялось освящение храма.
1806 г. – по рисункам Д. Кваренги была выполнена роспись сводов и купола собора, сохранившаяся по сей день.
1917 г. – собор закрыт для богослужений, святые мощи изъяты.
1956 г. – собор вновь открыт для богослужений.
3 июня 1989 г. – святые мощи Александра Невского были возвращены в собор.
Петр I хотел, чтобы его любимый Санкт-Петербург имел небесного покровителя в лице князя Александра Невского, героического полководца, разбившего шведскую армию в устье впадающей в Неву реки Ижоры. В августе 1724 г. царь приказал перенести мощи Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург, в Свято-Троицкий собор. Долгое время после этого ходили легенды, будто на самом деле в лавре нет никаких мощей: якобы они сгорели во время пожара Успенского собора во Владимире, а все, что удалось спасти, – несколько обгорелых костей, которые доставили в Петербург. Однако, добавляли петербургские сплетники, возможно, что и эти обгорелые останки принадлежат вовсе не легендарному Александру Невскому, а кому-нибудь другому.
Противники Петра Великого и его реформ предлагали свою версию истории о переносе мощей в «город Антихриста», как они называли Санкт-Петербург. Они утверждали, что два раза после перенесения останков князя в Свято-Троицкий собор они бесследно исчезали на следующий день, и требовалось много времени и сил, чтобы их отыскать. Противники Петра объясняли исчезновение мощей тем, что святой Александр не хочет находиться в «проклятом городе», построенном на костях. По этой версии, в третий раз Петр I приказал запереть мощи Александра Невского в серебряной раке, и лишь после этого останки перестали исчезать.
А согласно еще одной легенде, Петр I, запирая раку с мощами, вдруг услышал позади себя голос, изрекающий мрачное пророчество: «Всего на 300 лет…» Петр вздрогнул, обернулся и увидел высокую удаляющуюся фигуру в черном плаще. Царю так никогда и не удалось выяснить, кем был этот незнакомец.
Смоленская церковь
Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Камская, 24.
Смоленское кладбище – одно из самых старых некрополей Петербурга. Официально оно было основано в 1738 г., а его название некоторые исследователи объясняют тем, что на территории кладбища захоронения рабочих из города Смоленска появились раньше остальных. Кладбище постепенно разрасталось, и вскоре было решено построить на нем церковь.
30 сентября 1760 г. небольшая деревянная церковь была освящена во имя Смоленской иконы Божьей Матери. Когда деревянная церковь обветшала, на ее месте было решено возвести каменный храм. Работы по созданию новой церкви продолжались с 1786 по 1790 г. под руководством архитектора А. Иванова. Храм отличала строгость и гармония пропорций: прямоугольное в плане здание увенчивал круглый барабан, переходящий в низкий и широкий купол. К нему примыкала небольшая колокольня со шпилем. Для церкви была характерна простота форм и скромность архитектурного образа, гармонирующего с окружающей обстановкой. Храм был торжественно освящен 1 октября 1790 г.
Позднее Смоленская церковь не раз перестраивалась, а ее архитектурная форма постепенно усложнялась. Свой современный вид она приобрела лишь в 1947 г., когда в храме после десятилетнего перерыва возобновились богослужения. В послевоенные годы Смоленская церковь была единственным действующим храмом на Васильевском острове, и сюда приходило молиться огромное количество верующих. Именно поэтому церковь на Смоленском кладбище считается одной из самых «намоленных» в Петербурге.
Большинство икон Смоленской церкви было написано мастером И. Акимовым. Его кисти принадлежит и главная святыня церкви – икона Божьей Матери Одигитрии Смоленской, которая является списком с чудотворной иконы Божьей Матери, находящейся в Смоленске и известной тем, что она сопровождала русское войско от Смоленска до Москвы в Отечественной войне 1812 года. В 1932 г. в Смоленскую церковь была перенесена чудотворная икона Казанской Божьей Матери: она хранилась в храме до 1940 г., пока не была перенесена в Князь-Владимирский собор.
……Среди почитаемых икон храма – образ Иоанна Богослова, покровительствующий всем учащимся, икона святого праведного Иоанна Кронштадтского и образ святой Ксении Петербургской.
Особое место на Смоленском православном кладбище занимает часовня Блаженной Ксении Петербургской, находящаяся на месте погребения святой. В часовне сооружены мраморный иконостас и надгробие. Сюда приходят люди со всего Петербурга и даже из других городов: часовня святой Ксении, юродивой, почитаемой как при жизни, так и после смерти, считается чудотворной. О Ксении известно, что она родилась между 1719 и 1730 г. в Петербурге. После смерти мужа она раздала все свое имущество бедным и «принесла Господу в жертву свой разум», желая стать юродивой. Она жила подаянием и взяла себе имя Ксения, которое означает «странница». У нее обнаружился дар провидения и способность помогать людям в их бедах, особенно в семейных делах. Когда на Смоленском кладбище строился храм, Ксения Блаженная по ночам приходила к месту строительства и собирала кирпичи, которые утром с удивлением обнаруживали рабочие. После смерти Ксении, которая, согласно одним источникам, случилась в 1777 г., а другим – в 1803 г., люди становились свидетелями чудес, происходящих на ее могиле: пришедшие сюда излечивались от болезней. Считается, что особенно святая Ксения благоволит к женщинам. Даже в годы советской власти, когда повсеместно насаждался атеизм, люди приходили на могилу Ксении: попытки городской администрации устроить в часовне склад или обувную мастерскую не увенчались успехом. В июне 1988 г. Ксения Блаженная была канонизирована, а часовня, воздвигнутая в ее честь на Смоленском кладбище, является одним из мест паломничества православных христиан.
23 октября 1738 г. – официальная дата основания Смоленского православного кладбища.
1756 г. – по указу императрицы Елизаветы Петровны была построена деревянная кладбищенская церковь во имя Смоленской иконы Божьей Матери.
30 сентября 1760 г. – небольшая деревянная церковь была освящена во имя Смоленской иконы Божьей Матери.
2 июня 1786 г. – митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил указал место для построения каменной церкви.
1 октября 1790 г. – освящен главный престол церкви в честь Смоленской иконы Божьей Матери.
1902 г. – построена часовня Святой Блаженной Ксении Петербургской.
Говорят, Ксения Петербургская начала творить чудеса и помогать людям, особенно женщинам, еще при жизни. После смерти часовня над ее могилой стала настоящим местом паломничества для тех, кто просил у Ксении заступничества и помощи. Люди верят, что часовня Ксении Блаженной является чудотворным местом: для того чтобы Ксения услышала просьбу, нужно написать ее на бумажке, оставить у часовни и зажечь свечу в память о святой. Многие утверждают, что их желания сбываются. Неизвестно, действительно ли часовня на Смоленском кладбище – столь чудодейственна, однако вокруг нее всегда горят свечи и белеют многочисленные листочки бумаги.
Смольный собор
Адрес: г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, 3.
Смольный ансамбль располагается на берегу реки Невы, на месте смоляных дворов, где в начале XVIII в. варили смолу для изготовления кораблей. Несмотря на то что вскоре после основания Петербурга смоляные работы на этом месте были прекращены, за этим местом надолго закрепилось название «Смольный двор».
Доминантой Смольного ансамбля является Смольный собор, построенный по проекту Б.-Ф. Растрелли. Архитектору удалось органично сочетать формы древнерусского зодчества с элементами европейской архитектуры. Результатом стал удивительно красивый храм Смольного монастыря, окруженный четырьмя угловыми церквами и жилыми корпусами. Как выразился в начале XX в. известный знаток архитектуры В. Я. Курбатов, «его следует признать одним из наиболее совершенных сооружений позднего барокко».
……Расположенный в центре монастырского двора Смольный собор создает ощущение устремленности ввысь, динамики и пластичности. Пышный декор фасадов, сочетание голубых стен и белокаменной лепки придают собору особенную праздничность и живописность.
Растрелли, умерший в 1771 г., так и не увидел свое творение завершенным: ближе к концу XVIII в. работы по возведению собора были приостановлены, а возобновили их лишь в первой половине XIX столетия. Не все идеи Растрелли были воплощены в композиции Смольного ансамбля. Архитектор планировал возвести рядом с собором многоярусную колокольню высотой 140 метров. Эта колокольня должна была стать самой высокой в России, однако последователи Растрелли строить ее не стали, посчитав, что она плохо впишется в городской пейзаж.
Внутренней отделкой Смольного собора руководил архитектор В. Стасов. Интерьер собора был прост, но торжественен: огромный церковный зал был отделан под мрамор, сооружены три величественных иконостаса, перед алтарями установлена балюстрада из граненого хрусталя, а кафедру украсила тончайшая резьба. К достопримечательностям собора принадлежали иконы работы А. Венецианова «Воскресение Христово» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы». По рисунку Стасова была отлита ажурная ограда собора – одна из самых высокохудожественных в Петербурге, наряду с оградами Летнего сада и Казанского собора.
94-метровый Смольный собор стал «рекордсменом» по срокам возведения: это здание строилось дольше остальных в городе. Строительство собора началось в 1748-м, а внутренняя отделка была завершена лишь в 1835 г. Продолжительность возведения храма, таким образом, 87 лет. 20 июля 1835 г. Смольный собор был освящен как собор всех учебных заведений во имя Воскресения Христова. После революции 1917 года судьба Смольного собора сложилась печально. Его внутреннее убранство существенно пострадало: были сломаны и разграблены иконостасы, хрустальная балюстрада, проповедническая кафедра. Храм был превращен в склад. В 1990 г. в Смольном соборе открылся концертно-выставочный комплекс, который располагается здесь и сегодня.
1748–1835 гг. – строительство Смольного Воскресенского собора.
1748–1764 гг. – над собором работал архитектор Б.-Ф. Растрелли.
1832–1835 гг. – отделка интерьера собора под руководством архитектора В. Стасова.
20 июля 1835 г. – освящение Смольного собора.
1990 г. – в Смольном соборе открыт концертно-выставочный комплекс.
Уже в середине XVIII в., когда строительство грандиозного Смольного собора было приостановлено, в народе ходили слухи о том, будто собор осквернен. Якобы в алтарной части собора совершил самоубийство один из рабочих, участвующих в возведении храма, и поэтому Господу неугодно, чтобы в соборе проходили богослужения. Легенда о самоубийце жива до сих пор, и многие верующие именно Божественным проклятием объясняют тот факт, что в соборе не проводится служб.
Спас на Крови
Адрес: г. Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2а.
Храм Воскресения Христова, известный также как Спас на Крови, построен на месте трагического события: здесь 1 марта 1881 г. народоволец И. Гриневицкий смертельно ранил Александра II, известного как «царь-освободитель», отменивший крепостное право в России. Чтобы увековечить память царя-мученика, на месте рокового покушения было решено возвести собор. Победителем в конкурсе на лучший проект храма оказался архитектор А. Парланд, который впоследствии работал совместно с архимандритом Троице-Сергиевой пустыни Игнатием, в миру известным под фамилией Малышев.
Храм выполнен в стиле русской архитектуры XVI–XVII вв. и напоминает собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Сложный живописный силуэт и многоцветное декоративное убранство делают Спас на Крови непохожим на большинство архитектурных сооружений Петербурга, отличающихся строгостью пропорций и цветовых сочетаний.
Спас на Крови примечателен крупнейшим ансамблем мозаик и мозаичных панно, выполненных по рисункам Васнецова, Нестерова и других известных художников. Снаружи мозаичные композиции привлекают внимание к основным деталям собора, а внутри полностью покрывают стены, пилоны, своды и купола. Убранство Спаса на Крови считается редчайшим в России собранием произведений русского мозаичного искусства. Общая площадь мозаик составляет 7050 квадратных метров. В технике мозаики для иконостаса выполнены иконы по эскизам Нестерова и Васнецова – «Богоматерь с Младенцем» и «Спаситель».
……В оформлении собора использованы породы итальянского мрамора и разные виды полудрагоценных камней – яшма, горный хрусталь, топаз и другие.
На цоколе храма укреплены 20 гранитных досок, рассказывающих о важнейших событиях царствования Александра II и его реформах, а на колокольне изображены гербы губерний и областей России. Высота самого высокого купола храма – 81 метр. Купола покрыты позолоченными листами и разноцветной эмалью, а главка над алтарем – золотой смальтой. Во внутренний объем Спаса на Крови включено то самое место, на котором было совершено покушение на Александра II. Дошедшие до наших дней фрагменты набережной включают в себя части решетки, плит тротуара и даже булыжники мостовой, на которые упал, истекая кровью, император.
В годы советской власти Спас на Крови существенно пострадал. С 1930 по 1970 г. храм использовался как склад, что нанесло собору и его декоративному убранству большой ущерб. Лишь в 1970 г. началась реставрация собора, завершившаяся к 1997 г. Сегодня Спас на Крови вновь открыт для посетителей.
От Михайловского сада собор Спас на Крови отделяет полукруглая ограда, исполненная в 1903–1907 гг. на предприятии Бинклера по проекту Парланда. Рисунок кованых звеньев с крупным растительным орнаментом напоминает образцы, характерные для раннего модерна.
1 марта 1881 г. – народоволец И. Гриневицкий смертельно ранил императора Александра II (1818–1881).
1883–1907 гг. – по проекту архитектора А. Парланда возведен храм Воскресения Христова, или Спас на Крови.
1930–1970 гг. – храм использовался в качестве склада.
1970 г. – храм стал филиалом музея «Исаакиевский собор».
1997 г. – закончилась реставрация Спаса на Крови; храм открыт для посетителей.
По преданию, в храме Воскресения Христова есть икона, на которой зашифрованы все даты, значимые для российской истории: 1917 г., в котором произошла Октябрьская революция; 1941 г., когда началась Вторая мировая война; 1953 г. – год смерти Иосифа Сталина; а также некоторые другие даты. Люди говорят, что на иконе можно увидеть и еще одну дату, относящуюся к будущему, однако точно разглядеть цифры еще не удавалось никому.
Другая легенда о Спасе на Крови возникла сравнительно недавно. Как известно, в годы советской власти с храмом обращались варварским образом, превратив его в склад, ничуть не беспокоясь о том, что это губительным образом сказывается на его убранстве. В 1970 г. началась реставрация храма, который хотели превратить в музей керамики. Вокруг Спаса на Крови были возведены леса. Реставрация затянулась на десятилетия, и даже казалось, что она уже никогда не завершится. Именно тогда пошел слух, будто советская власть продлится в стране до тех пор, пока вокруг храма возведены реставрационные леса. Можно посчитать это совпадением, но в 1991 г. леса были разобраны. А в августе 1991 г. произошли знаменитые события, положившие конец советской власти в России.
Спасо-Преображенский собор
Адрес: г. Санкт-Петербург, пл. Преображенская, 1.
Спасо-Преображенский собор располагается неподалеку от Литейного проспекта, на котором в XVIII в. находились казармы Преображенского полка. Созданный Петром I как «потешный полк», впоследствии он стал неотъемлемой частью российской армии. В 30-е г. XVIII в. на месте собора находился полковой двор гренадерской роты Преображенского полка: именно туда приехала будущая императрица Елизавета Петровна просить преображенцев поддержать ее в борьбе против Анны Леопольдовны и ее приспешников, самовольно занявших российский престол. Елизавета молилась перед иконой Божьей Матери и призывала помочь ей, дочери Петра Великого. Ее просьба была услышана: заручившись поддержкой Преображенского полка, Елизавета Петровна стала императрицей Российской империи. Через несколько дней после восшествия на престол Елизавета повелела построить храм на том месте, где она молилась, прося поддержки и заступничества. В 1743 г. в Преображенских слободах был заложен каменный храм во имя Преображения Господня. Строительные работы под руководством архитектора М. Земцова продолжались с 1743 по 1754 г. 5 августа 1754 г. Спасо-Преображенский собор был торжественно освящен. С 12 ноября 1796 г. по повелению императора Павла I храм стал именоваться «собором всей гвардии».
……8 августа 1825 г., в царствование Александра I, Спасо-Преображенский собор сгорел, но из огня успели вынести главные святыни храма. Император приказал немедленно восстановить собор.
Работы были поручены архитектору В. Стасову. К зиме 1828 г. новый собор в стиле ампир был готов. Его внешний облик сохранился до сегодняшнего дня. По проекту все того же Стасова вокруг собора был разбит сквер. Он окружен оградой, состоящей из 34 гранитных оснований, на которых разместились 102 орудийных ствола, взятых со стен турецких крепостей во время Русско-турецкой войны 1828–1829 гг. Раньше в храме всей гвардии хранились военные трофеи, полковые знамена, а также такие реликвии, как преображенские мундиры российских императоров и даже сабля со следами крови, которая была на императоре Александре II 1 марта 1881 г., в день покушения. Позднее, в 1918 г., все эти предметы были перенесены в Артиллерийский музей, а оттуда – в Эрмитаж.
Восстанавливая сгоревший Спасо-Преображенский собор, архитектор Стасов во многом старался сохранить прежние объемы, спроектированные Земцовым. В то же время он внес и некоторые изменения: украсил западный фасад четырехколонным портиком с фронтоном, придал полусферические очертания центральному и боковым куполам собора, а также несколько видоизменил интерьер. По рисунку Стасова были выполнены великолепный иконостас и алтарная сень, декорированные пилястрами и колоннами коринфского ордера. Образа иконостаса принадлежат кисти таких выдающихся мастеров, как А. Угрюмов, В. Шебуев и А. Иванов. Свод главного купола, в центре которого изображена звезда, расписан под цвет неба.
Главные святыни Спасо-Преображенского собора – Нерукотворный Образ Спасителя и икона Божьей Матери «Всех Скорбящих Радосте». Образ Спасителя, доставшийся Петру I от матери, был любимой иконой великого императора: этот образ был с ним при закладке Петербурга и во время Полтавской битвы. Долгое время икона хранилась в домике Петра I, а в 1938 г. она была перенесена в Спасо-Преображенский собор. Икона «Всех Скорбящих Радосте» была выполнена в 1711 г. по указу царевны Натальи Алексеевны, сестры Петра Великого. Образ сопровождал русскую армию во время военных походов, а с 1932 г. эта почитаемая икона была перенесена в Спасо-Преображенский собор.
1743–1754 гг. – по указу императрицы Елизаветы Петровны возводится Спасо-Преображенский собор (арх. М. Земцов).
5 августа 1754 г. – состоялось освящение собора.
12 ноября 1796 г. – Спасо-Преображенский собор стал именоваться «собором всей гвардии».
8 августа 1825 г. – собор сгорел.
1827–1828 гг. – по проекту архитектора В. Стасова был построен новый Спасо-Преображенский собор с соблюдением прежних объемов.
1918 г. – собор стал приходским храмом, все военные трофеи были из него изъяты.
1932 г. – в собор была перенесена икона Божьей Матери «Всех Скорбящих Радосте».
1938 г. – в собор перенесен Образ Спаса Нерукотворного.
Троице-Измайловский собор
Адрес: г. Санкт-Петербург, пр. Измайловский, 7а.
Троице-Измайловский собор – один из самых больших монументальных храмов Санкт-Петербурга. Его ярко-синие купола можно увидеть с расстояния 20 км от города. Собор был возведен архитектором В. Стасовым в 1828–1835 гг. в честь лейб-гвардии Измайловского полка, одного из старейших в России. Основанный императрицей Анной Иоанновной в 1730 г. и названный по подмосковному селу Измайловское, полк участвовал во многих сражениях, судьбоносных для Российской империи. Казармы Измайловского полка располагались там, где сегодня проходят Красноармейские улицы.
Троице-Измайловский собор представляет собой большой белый храм, украшенный четырьмя портиками коринфского ордера и пятью синими куполами. В соборе, который служил в качестве главной гарнизонной церкви города, хранились военные трофеи, взятые во время Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. В память о павших в ходе войны офицерах их имена были высечены на мраморных досках, вывешенных в Троице-Измайловском соборе. В 1886 г. перед храмом был установлен монумент, выполненный по проекту архитектора Д. Гримма. Он представлял собой несколько рядов, выстроенных из турецких пушек и увенчанных фигурой «Слава». В 1930 г. памятник был снесен.
В Троице-Измайловском соборе в 1867 г. состоялась церемония венчания русского писателя Ф. Достоевского и его избранницы – А. Сниткиной. Двадцатилетняя Анна Григорьевна, ставшая ангелом-хранителем и верной спутницей великого писателя, впервые увидела Достоевского в октябре 1866 г., когда пришла работать к нему стенографисткой.
После революции 1917 г. Троице-Измайловский собор был разграблен и закрыт для богослужений. В 30-е гг. XX в. был разработан план, по которому в соборе предполагалось устроить крематорий, однако, к счастью, он не был претворен в жизнь. Долгое время помещение собора использовалось как склад, что нанесло архитектурному сооружению серьезный ущерб. В 1990 г. Измайловский собор был возвращен верующим, в нем возобновились службы, однако реставрационные работы продолжаются в храме до сих пор.
……Одна из самых почитаемых святынь Троице-Измайловского собора – икона Пресвятой Троицы, написанная в XV в.
Священный образ византийского письма в 1932 г. был изъят из московской Третьяковской галереи и продан за границу, в одну из частных коллекций. Уже в наши дни икона была выкуплена на аукционе в Швейцарии и возвращена в Россию. Ежедневно в Свято-Троицком соборе у святыни служатся молебны.
1828–1835 гг. – по проекту архитектора В. Стасова возведен Троице-Измайловский собор.
Конец ознакомительного фрагмента.