Вы здесь

7 великих соборов России и еще 75 храмов, которые нужно знать. Успенский собор во Владимире (, 2010)

Успенский собор во Владимире

Более 800 лет стоит владимирский Успенский собор, один из выдающихся памятников древнерусской архитектуры. Он был свидетелем быстрого расцвета Владимиро-Суздальской Руси и ее жесточайшего разорения полчищами татаро-монгольских захватчиков.

Успенский собор застал прогрессивную борьбу владимирцев за объединение разрозненных земель. Именно в Успенском соборе восемь столетий назад были составлены первые владимирские летописи, ставшие основой всего северорусского летописания. У алтаря Успенского собора возводились на княжение легендарные полководцы – Александр Невский, Дмитрий Донской и другие владимирские и московские князья до Ивана III. В первой четверти XIV века Успенский собор был главным храмом на Руси.

Успенский собор является сокровищницей древнерусской культуры. В Успенском соборе хранятся образцы искусства лучших художников разных времен: от безымянных изографов середины XII столетия и до гениального Андрея Рублева и мастеров XVII–XVIII веков.


Адрес: г. Владимир, Соборная площадь.








Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире. 1408 г.








Всемирно известный памятник древнерусской архитектуры.

Собор представляет собой комплекс разновременных построек. Первоначально собор был построен в 1158–1161 гг. при князе Андрее Боголюбском на высоком берегу Клязьмы в центре города и мыслился не только как главный храм Владимиро-Суздальского княжества, его культурный, политический и религиозный центр, но и как главный храм всей Руси. Летописец сообщает, что «во Владимир Бог привел мастеров из всех земель», в числе которых и иноземных мастеров белокаменной техники с романского Запада. Это было демонстрацией отказа от киевской помощи и художественных традиций. Белый камень для строительства собора привозили из Волжской Булгарии. Собор был одноглавый трехапсидный, шестистолпный, высотой более 32 метров. В 1161 г. стены расписаны искусными греческими изографами. Летописцы отмечают обилие золота в его отделке и сравнивают по богатству с храмом Соломона. 21 сентября 1164 г. в собор была перенесена величайшая святыня Руси – Чудотворная икона Божией Матери, для коей он, собственно, и строился. С тех пор образ стал называться Владимирской иконой Божией Матери.

После пожара 1185 г. при князе Всеволоде III собор был реконструирован. Старый храм оказался внутри обстроек, сооруженных с юга, севера и запада. В результате перестройки к XIII в. собор стал обширным, пятиглавым, с золоченым центральным и посеребренными боковыми куполами, а его верх получил два яруса закомар.

…… Собор сложен из белого камня в технике полубутовой кладки. Внутри его стены, своды и пилоны покрывает фресковая роспись. Снаружи украшением храма служат аркатурно-колончатый пояс, уступчатые щелевидные окна, декор световых барабанов.

Вопреки превратностям исторических судеб, слава собора была долгой и прочной. Вплоть до 1432 г. под его сводами принимали великокняжеский титул московские государи.

В древности собор являлся еще и просветительским центром. Здесь находилась обширная библиотека, велась работа по составлению летописных сводов.

Успенский собор сохранил фрагменты фресок неизвестных мастеров середины XII в. и творение гениального мастера древнерусской живописи Андрея Рублева, работавшего над росписью собора в 1408 г. Им же были написаны иконы для иконостаса.

Большая часть ныне существующих фресок выполнена в конце XIX в. В 1918 г. академик И. Э. Грабарь впервые открыл и провел реставрацию древних фресок.

Алтарная часть храма отделена резным липовым с позолотой иконостасом, выполненным по указанию Екатерины II мастерами XVIII в. (1773 г.) в стиле модного тогда барокко, с царскими вратами. Среди икон была помещена Владимирская икона Богоматери кисти Андрея Рублева (ныне находится в фондах музея), написанная им взамен древней иконы, вывезенной в Москву.

В некрополе собора покоятся святые мощи владимирских князей и их родственников, епископов и настоятелей храма.

Успенский собор долго служил образцом для зодчих. По его подобию итальянец Аристотель Фиораванти строил Успенский собор в Московском Кремле.

Четырехъярусная, 56-метровая колокольня с высоким шпилем сооружена в 1810 г. на месте шатровой колокольни XVII в., разрушенной молнией. Выполнена в формах классицизма по проекту архитектора А. Вершинского.

В 1862 г. архитектором Н. А. Артлебеном между колокольней и древним собором был построен теплый Георгиевский придел, стилизованный под древний храм.

С 1926 по 1944 г. храм был закрыт для богослужения. В нем размещался антирелигиозный отдел.

В 1974–1982 гг. проводилась последняя крупная реставрация собора. Были позолочены все пять куполов и некоторые декоративные детали отделки древнего храма.

3 декабря 1947 г. на колокольню Успенского собора был поднят колокол. На следующий день на нем впервые после долгого перерыва звонили к богослужению, но с середины мая 1951 г. звоны были прекращены и возобновились лишь в 1980-е гг.

Большим событием в жизни верующих явилось перенесение из Санкт-Петербурга в село Дивеево Нижегородской области мощей Преподобного Серафима Саровского. Раку торжественно провозили через г. Владимир в июле 1991 г., и два дня она пребывала в Успенском соборе, где владимирцы могли приложиться к святыне.

В октябре 1999 г. рядом с колокольней собора был торжественно установлен первый юбилейный Поклонный крест в честь 2000-летия Рождества Христова, органично влившийся в архитектурный ансамбль храма.

Собор вместе с Георгиевским приделом является главным действующим храмом Владимиро-Суздальской епархии. Это памятник федерального значения, занесен в список памятников ЮНЕСКО.