Собор Святой Софии премудрости божией
Храм Святой Софии – главное сооружение города, как бы олицетворял и сам Новгород. Не случайно древние новгородцы, идя на бой с врагом, клялись «постоять и умереть за святую Софию». Собор в представлении жителей олицетворял независимость Новгорода. «Где святая София, тут и Новгород», – говорили в старину новгородцы. Храм был построен сыном Ярослава Мудрого – новгородским князем Владимиром Ярославичем в 1045–1050 гг.
Адрес: г. Великий Новгород, Кремль.
Икона Божией Матери «Знамение»
Собор Святой Софии – древнейший каменный храм не только Новгорода, но и всей России (1045–1050). Грандиозный собор, посвященный Софии Премудрости Божией, заложен князем Ярославом Мудрым, его сыном Владимиром и епископом Лукой как общегородской храм. В южной галерее захоронены выдающиеся новгородцы – князья, епископы, посадники.
С момента возведения храма у новгородцев сложилось особое к нему отношение. «Где святая София, там и Новгород», – говорили новгородцы. Эта идея получила дальнейшее развитие в начале XV в., когда центральный купол пятиглавия был вызолочен, а на кресте, укрепленном на нем, помещен свинцовый голубь, олицетворявший Святой Дух.
Как архитектурное сооружение новгородский Софийский собор совершенен. Византийские и киевские зодчие, возводившие его, сумели передать через эту главную и единственную в XI в. каменную постройку города сущность новгородского характера: сдержанность, граничащую с суровостью, масштабность помыслов и мощь. Новгородский собор Святой Софии отличается от своего предшественника – Киевского – компактностью объемов и строгостью форм.
Первоначальное внутреннее убранство храма сохранилось лишь частично. В Мартирьевской паперти можно увидеть изображение Святых Константина и Елены, датируемое XI столетием.
В XII в. Софийский собор был расписан полностью. Грандиозные, более трех метров в высоту фигуры пророков в простенках центрального барабана, изображения святых и орнаментальные мозаики в алтарной части, выразительный полуфигурный деисус в южной галерее – это почти все, что сохранилось сегодня от былого великолепия.
……В древности Софийский собор имел алтарную преграду, в которую входили сохранившиеся до сегодняшнего дня иконы, датируемые рубежом XI–XII вв., – «Спас на престоле» (ныне находится в Музее Московского Кремля) и «Апостолы Петр и Павел» (Новгородский музей-заповедник).
Позднее, в XIV–XVI столетиях, в соборе был установлен высокий иконостас. Мерцание серебряных окладов, первозданная яркость красок икон из Успенского и Рождественского иконостасов притягивают взгляд и уводят его к высотам сводов и купола.
Сегодня войти в храм можно через Северные двери. Но во время архиепископских служб открываются главные – Западные врата. Они сделаны в немецком городе Магдебурге в XII в. В Новгород врата попали в том же веке как военный трофей из Швеции. Это единственное в России произведение романской монументальной пластики было собрано в XV в. русским мастером Авраамом, поместившим свое изображение рядом с портретами немецких литейщиков Риквина и Вайсмута.
В соборе хранится русская национальная реликвия – икона Божией Матери «Знамение», в 1170 г. защитившая Новгород от суздальцев, эта легенда впоследствии легла в основу иконы «Битва новгородцев с суздальцами», повествующей об этом событии. Это событие (Знамение Пресвятой Богородицы) было настолько важным для новгородцев, что празднование его совершалось по особому чину (церковному правилу).
На стенах Софийского собора сохранились не только фрагменты фресковых росписей XII в., но и древние граффити. Древние граффити – так называют надписи на стенах русских средневековых зданий, нацарапанные «писалом» – инструментом для письма на бересте, – весьма распространенное явление на Руси до XV в. (впоследствии бересту сменяет бумага – писалом больше не пользуются – граффити не появляются), несмотря на то что еще в X в. князь Киевской Руси Владимир Креститель указом запретил вырезать надписи на стенах храмов. Именно Новгород, архитектура которого не была разрушена набегами татар, в наибольшем объеме донес до нас эти надписи. Кроме Софийского собора, их можно встретить в церкви Спаса на Нередице, церкви Федора Стратилата на Ручью и других храмах Новгорода. Как и берестяные грамоты, новгородские граффити донесли до нас живые голоса жителей средневекового Новгорода.
Но в отличие от берестяных грамот, привязанных к конкретной жизненной ситуации, большинство граффити обращено к Богу или святым, выражает мысли и чувства их писавшего («царапавшего»).
Софийский собор является действующим храмом, открыт с 8 до 20 часов. Службы проводятся в 10 и 18 часов.
Иконостас Рождественского придела в Софийском соборе
Наши предки относились к Святой Софии персонифицированно – как к покровительнице и утешительнице в скорбях и несчастиях. Прекращение разного рода бедствий – избавление от татар в 1238 г. и спасение от тяжелого мора в 1391-м – получало однозначное объяснение: «А нас спасла св. София». Такова была твердая, неколебимая вера новгородцев.