Казанский собор
По воле императора Павла I при строительстве Казанского собора в качестве архитектурного прототипа использовался собор Св. Петра в Риме, но о знаменитом прообразе напоминает лишь мотив полукруглой колоннады перед зданием собора.
В остальном А. Воронихин создал самостоятельное архитектурное сооружение, гармонично вошедшее в застройку Невского проспекта.
Адрес: г. Санкт-Петербург, Казанская пл., 2.
Казанский собор был возведен на месте небольшой церкви, в которой находилась чудотворная икона Казанской Божьей Матери, в честь которой собор и был назван. По требованию Павла I храм должен был походить на собор Святого Петра в Риме. Проектирование Казанского собора было решено поручить архитектору А. Н. Воронихину, бывшему крепостному графа Строганова, ставшему впоследствии профессором Академии художеств. На возведение собора ушло десять лет.
Казанский собор стал самым большим храмом начала XIX в.: его высота достигает 71,5 метра, он украшен внутренними и внешними колоннами, высеченными из огромных гранитных монолитов, весом до 30 тонн каждая. Грандиозная дугообразная колоннада, состоящая из колонн коринфского ордера, располагается с северной стороны собора.
Она ориентирована на Невский проспект, главную улицу города, гармонично вписываясь в его архитектурную композицию. Над колоннадой возвышается стройный и легкий купол на высоком барабане. Согласно церковным канонам, главный вход находится с западной стороны собора.
……Именно со строительства Казанского собора начался «золотой период» российского зодчества, а Петербург окончательно принял вид столицы Российской империи.
Невский проспект стал не просто магистралью, соединяющей Александро-Невскую лавру с центром города, а парадным городским проспектом.
Интерьер Казанского собора выполнен как величественный трехнефный колонный зал. Во внутренней отделке собора широко использован мрамор, порфир, яшма и финский гранит. Снаружи и внутри собор украшен скульптурой, которую создавали лучшие российские мастера, такие как Пименов, Мартос, Демут-Малиновский и др. Наружные бронзовые скульптуры представляют святых Владимира, Андрея Первозванного, Иоанна Предтечу и Александра Невского. Неотъемлемой частью интерьера собора является живопись. Выдающиеся художники конца XVIII – начала XIX в., такие как Брюллов, Бруни, Кипренский, Боровиковский, Угрюмов, расписывали иконостас собора, его стены и подкупольные столбы – пилоны. Все эти работы выполнены в академическом стиле, в манере подражания мастерам эпохи итальянского Возрождения. Наиболее замечательной живописной работой в храме является «Взятие Богородицы на небо» кисти Брюллова.
Во время Отечественной войны 1812 г. Казанский собор превратился в хранилище священных реликвий победоносной войны. Сюда свозили военные трофеи: армейские знамена и полковые штандарты наполеоновских войск, ключи от завоеванных городов, маршальские жезлы. В 1813 г. в склепе Казанского собора был похоронен фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов, которому Россия обязана победой над Наполеоном. В 1837 г. перед собором были установлены памятники фельдмаршалам Кутузову и Барклаю-де-Толли.
Перед Казанским собором разбит живописный парк, в центре которого установлен гранитный фонтан, перенесенный сюда с дороги на Царское Село. Его создал знаменитый архитектор Тома де Томон в 1809 г. Сегодня парк перед Казанским собором – излюбленное место отдыха петербуржцев и гостей города.
1801–1811 гг. – по проекту архитектора А. Воронихина возведен Казанский собор.
25 декабря 1812 г. – в собор торжественно перенесены первые 27 трофейных французских знамен.
1813 г. – в Казанском соборе погребен М. И. Кутузов.
1837 г. – на площади перед Казанским собором открыты памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли.
1932 г. – в соборе размещен Музей истории религии.
Икона Казанской Божьей Матери, которая хранится в Казанском соборе, испокон веков наделялась чудодейственными свойствами. К ней обращались в самые драматические моменты российской истории. Ходят легенды, будто в дни Второй мировой войны, когда советские войска готовились к прорыву блокады, был дан приказ вывезти икону на фронт и пронести по всем воинским частям, несмотря на принципы атеизма, распространявшиеся в Советском государстве. Верующие люди полагают, что именно чудотворная икона помогла советским войскам в январе 1944 г.