Собор Василия Блаженного
Авторами собора Василия Блаженного летопись называет русских зодчих – Постника и Барму. Существует легенда, согласно которой Иван Грозный, увидев построенный по их проекту собор, был так восхищен его красотой, что приказал ослепить зодчих, чтобы они не могли нигде больше построить храм, равный по красоте Покровскому собору. Некоторые современные историки предлагают версию, по которой архитектором храма был один человек – Иван Яковлевич Барма, которого прозвали Постником за то, что он держал строгий пост. Что касается легенды об ослеплении Бармы и Постника, ее частичным опровержением может служить тот факт, что имя Постника в дальнейшем встречается в летописи в связи с созданием других значительных архитектурных сооружений.
Адрес: Москва, Красная площадь.
Храм Покрова Богородицы, более известный как собор Василия Блаженного, – главный храм Красной площади и всей Москвы. Для многих жителей Земли – это такой же яркий символ Москвы, как Эйфелева башня для Парижа или статуя Свободы для Нью-Йорка.
Ранее на этом месте, на возвышенности рядом со рвом, окружавшим средневековый Кремль (его засыпали в XIX в.), стоял белокаменный храм во имя Живоначальной Троицы. По нему же была тогда названа Троицкой прилегающая торговая площадь, позднее получившая название Красной.
Во время походов на Казань вокруг Троицкой церкви ставили деревянные храмы в честь святых, в дни памяти которых были одержаны победы. Так, отряд татарской конницы князя Епанчи был разбит 30 августа, в день трех Патриархов Константинопольских – Александра, Иоанна и Павла; крепостную стену Казани пробили 30 сентября, в день памяти Григория Армянского; штурм города начался 1 октября, в праздник Покрова, а закончился на следующий день, в праздник Киприана и Устиньи. Храм Входа Господня в Иерусалим был основан, вероятно, в честь победного возвращения Ивана Грозного с войском в Москву. Другие храмы были связаны с царствующей династией или с местными московскими событиями.
……После триумфальной победы над Казанским ханством появилась идея построить на месте нескольких деревянных церквей один большой каменный собор.
Его возводили в 1555–1561 гг. под руководством известного псковского зодчего Посника Яковлева по прозвищу Барма. Строители скомпоновали на одном основании восемь столпообразных храмов, симметрично размещенных вокруг девятого, увенчанного шатром столпа – самого высокого и сложного в архитектурном оформлении. Здание возвели из кирпича – в ту пору еще сравнительно нового материала, из белого камня были выполнены только фундаменты, цоколь и некоторые элементы декора.
Уже в июле 1557 г. митрополит Макарий в присутствии царя освятил храм. Однако строительство продолжалось и позднее, уже при других царях из династии Романовых. В 1588 г. с северо-востока к собору был пристроен придел, освященный в честь Василия Блаженного (1469–1552). К нему примыкает придел Рождества Пресвятой Богородицы, возведенный над местом погребения блаженного Иоанна Московского.
Покровский собор стал воинским храмом и символическим воплощением московской национальной идеи Третьего Рима. Он представлял собой архитектурный образ библейского Нового Иерусалима – Царствия Божия, описанного в Откровении Иоанна Богослова. До конца XVI в., когда на территории Кремля построили колокольню Ивана Великого, Покровский собор был самым высоким зданием в столице.
Чудотворец Иоанн БлаженныйМосковский чудотворец Иоанн Блаженный родился в вологодских пределах. В молодости он трудился на солеварнях, соединяя тяжелый труд с молитвой. Позже Иоанн перешел в Ростов, где начал подвиг юродства. Он носил вериги в виде тяжелых железных крестов, а на голове – большой железный колпак. В Москве ходил босой и почти нагой даже в самые лютые морозы, предсказывал смутное время и нашествие поляков: «В Москве будет много видимых и невидимых бесов».
Он всем безбоязненно говорил правду, невзирая на чины и положение. Царю Борису Годунову однажды заявил: «Умная голова, разбирай Божьи дела. Бог долго ждет, да больно бьет». Перед смертью святой Иоанн указал место для своей могилы у храма Покрова на Рву, впоследствии названного собором Василия Блаженного. Готовя себя к погребению, он снял вериги и трижды облился водой. В 1589 г. перед самой смертью у блаженного открылся дар исцелений. Он почитался в Москве как великий чудотворец и провидец.
12 июня 1672 г. в одном из приделов собора Василия Блаженного были обретены мощи блаженного.
Символы в камне – четверки и восьмерки
В Покровском соборе не только молились – он сам был запечатленной в камне иконой. Сложное на первый взгляд хаотическое нагромождение деталей имеет свой скрытый сакральный смысл.
Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане образуют восьмиконечную звезду, составленную из двух квадратов, совмещенных под углом в 45 градусов. Восьмиконечная звезда – напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к младенцу Христу, Спасителю мира, – символизирует всю христианскую Церковь как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму.
Кроме того, восьмиконечная звезда – это и символ Пресвятой Богородицы – Владычицы Церкви и Царицы Небесной. В православной иконографии Божию Матерь изображают в мафории (покрывале) с тремя восьмиконечными звездами на плечах и на челе в знак Ее Вечного Девства – до, во время и после Рождества Христова.
Число 8 также символизирует день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарному счету был восьмым днем, и грядущее Царствие Небесное – Царство «осьмого века» (или «осьмое царство»), которое наступит после второго пришествия Христа.
Квадрат – символ твердости и постоянства веры – служит космическим символом Вселенной: его четыре стороны символически отражают четыре стороны света, четыре ветра, четыре конца креста, четыре канонических Евангелия, четырех апостолов-евангелистов, четыре стены Небесного Иерусалима.
……Все эти символы в своей совокупности выражают эсхатологическую идею, заложенную в основу архитектурного собора – главного храма Москвы, претендующей на звание Третьего Рима.
Престол в честь Покрова Богородицы размещен в центральном шатровом храме, который объединяет остальные главы, как бы собирая их вокруг себя. Это символизирует главенство, покровительство и заступничество Божией Матери над Церковью Христовой и над всей Русской землей. Шатер символизирует сень, которая с глубокой древности возводилась над священным местом в знак его Богохранимости и святости. В древней христианской церкви под сенью совершалась евхаристия.
От сложного к еще более сложному
Престолы в трех храмах на главной оси освящены последовательно: в честь Входа Господня в Иерусалим (глава, ближайшая к Спасским воротам Кремля), Покрова Божией Матери (центральный шатер) и Святой Троицы в восточной главе собора. Именно Троицкий храм-придел, очевидно, был главным в идейной композиции собора.
Первоначально Покровский собор венчали 25 глав: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Он был красно-белым с золотыми луковичными главками – как символическое выражение апокалиптического образа Небесного Престола в окружении облеченных в белые одежды старцев с золотыми венцами на головах. Возможно, это также символизировало 13 кондаков и 12 икосов Похвалы Богородицы – уставного акафиста, который читали во время Великого поста во славу Божией Матери.
В 1672 г. в юго-восточном углу собора построили одиннадцатую церковь. Небольшой храм возвели над могилой московского юродивого Иоанна Блаженного, похороненного здесь еще в 1589 г. Для него была использована угловая часть галереи подклета. Южную арку заложили, а к восточной арке пристроили апсиду.
……В 1680 г. собор отремонтировали и в аркадах подклета разместили тринадцать престолов церквей, стоявших ранее вдоль рва на Красной площади на месте публичных казней времен Ивана Грозного («на крови»).
Тогда же церковь Василия Блаженного получила с севера придел, вскоре надстроенный вторым этажом. Деревянные навесы над гульбищем заменили кирпичными сводчатыми галереями на столбах.
Над открытыми ранее лестницами появилась кровля, а над площадками – четыре шатровых рундука. Была перестроена и звонница, украшенная снаружи во вкусе XVII в. В этот же период на вновь выстроенных сводах, опорных столбах галерей и парапетах гульбищ появилась первая орнаментальная роспись. Она выходит и на наружные стены галерей. Основные башни сохраняют в это время роспись «под кирпич», лишь наличники окон украшает полихромная живопись.
В 1683 г. весь собор по верхнему карнизу был опоясан изразцовой надписью – желтой на голубом фоне. Во второй половине XVIII в. при Екатерине II собор реконструировали: снесли 16 маленьких глав вокруг башен, колокольню соединили со зданием собора, были добавлены шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав (первоначально они были золотыми), роспись снаружи и внутри (первоначально сам собор был белый).
Приделы были соединены сложной системой переходов, а храмы увенчаны луковичными куполами, ни один из которых по архитектурному убранству не повторяет другие. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В целом собор стал очень праздничным и нарядным.
В 1737 г. Покровский храм сильно пострадал от пожара и был отреставрирован, а под его своды перенесли престолы пятнадцати церквей с Красной площади.
Храм неоднократно был на краю гибели, но каждый раз чудесным образом оставался цел. По легенде, Наполеон хотел перенести московское чудо в Париж. Но для инженеров того времени эта задача оказалась невыполнимой. Тогда перед отступлением французской армии он приказал взорвать храм вместе с Кремлем. Москвичи бросились на спасение святыни и стали гасить зажженные фитили, им помог внезапно хлынувший проливной дождь. Взрыва не произошло.
Алтарь храма под открытым небом
При всем великолепии своего внешнего облика внутри Покровский собор совсем небольшой. Когда на Красной площади во время больших церковных праздников совершались богослужения, она вся заполнялась народом. Внутри собора все желающие просто не могли поместиться. Духовенство занимало Лобное место, а Покровский собор становился алтарем огромного Храма под открытым небом.
В допетровской Москве во время празднования Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) молящийся московский люд собирался на Красной площади, и туда же из Успенского собора через Спасские ворота направлялся крестный ход. Впереди шествия ехал патриарх на белой лошади, которую под уздцы вел сам царь – в воспоминание о Входе Господнем в Иерусалим, за ними следовали многочисленная знать, духовенство, стрельцы, певчие, дети. В Покровском храме совершалось богослужение, и процессия возвращалась в Кремль.
Век воинствующего атеизма
После революции храм тоже оказался на волосок от гибели. В сентябре 1918 г. большевики расстреляли настоятеля собора протоиерея Иоанна Восторгова, имущество храма конфисковали, все колокола его звонницы переплавили. С 21 мая 1923 г. храм открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. В 1928 г. Покровский собор стал филиалом Государственного исторического музея. При этом до 1929 г. в церкви Святого Василия Блаженного проводились богослужения.
Уже в 20-е гг. XX в. развернулись широкие научно-реставрационные исследования, благодаря которым удалось восстановить первоначальный облик собора и воссоздать в отдельных церквах интерьеры XVI–XVII вв.
……В 1936 г. Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы расчистить место для праздничных демонстраций и автомобильного движения по Красной площади.
Но на защиту храма выступил архитектор П.Д. Барановский. Он наотрез отказался готовить храм к взрыву и пригрозил покончить жизнь самоубийством. В ЦК тоже нашлось много защитников храма, и Сталин был вынужден отменить решение.
В 1957 г. были найдены остатки фресок XVI в., изображавших ложные окна, ромбы и кокошники, – черным по белому фону, а также черные буквы «летописи» об окончании строительства собора, написанные по белому фону фриза в основании шатра Покровской церкви. В ней строители указали точную дату завершения строительства собора – 12 июля 1561 г. (Петров день). В 1960-е гг. железные покрытия куполов церквей собора заменили на медные.
Храм-музей
Посетители храма-музея могут услышать историю сооружения этого архитектурного и культурного шедевра русской культуры, увидеть интерьер, посетить его сокровищницу.
В 9 иконостасах собрано около 400 икон новгородской и московской иконописных школ XVI–XIX вв. В интерьерах четырех церквей реконструировали иконостасы XVI в. с иконами XVI–XVII вв., среди которых есть такие раритеты, как «Троица» XVI в., «Александр Невский в житии» XVII в. В остальных церквях сохранились иконостасы XVIII–XIX вв.
В церкви Феодосии, которую в конце XVIII в. превратили в ризницу – хранилище церковных ценностей, создана выставка «Святыни Покровского собора». В экспозиции собраны уникальные образцы древнерусской живописи, книжного и прикладного искусства, принадлежавшие этому храму на протяжении XVI–XX вв., а также раритеты, относящиеся к истории строительства собора.
В экспозиции храма-музея также представлена портретная и пейзажная живопись XIX в, церковная утварь XVI–XIX веков, коллекция оружия времен Ивана Грозного. Среди самых ценных экспонатов – потир XVII в., принадлежавший царю Алексею Михайловичу. С 1990 г. в соборе опять стали устанавливать колокола. Сейчас здесь уже 19 колоколов 1547–1996 гг.
Покровский собор находится в федеральной собственности. С 1990 г. он используется одновременно и как музей (филиал Государственного исторического музея), и как храм. В дни главных престолов (Покрова и Василия Блаженного) проходят патриаршие или владычные службы. У раки Святого Василия Блаженного каждое воскресенье читается акафист.
Василий БлаженныйВасилий Блаженный родился в декабре 1469 г. в крестьянской семье в селе Елохове, тогда находившемся за пределами Москвы. Его провидческий дар обнаружился уже в 16-летнем возрасте. Василий улыбнулся, услышав, как некий посадский человек заказывал сапоги, которых бы хватило на несколько лет – юноше открылось, что заказчик завтра умрет. Когда это исполнилось, Василий ушел из сапожной мастерской, став бродягой.
Зимой и летом Василий ходил нагим, часто притворялся лишенным дара речи, ночевал под открытым небом, постоянно соблюдал пост и носил вериги. Он прославился умением видеть суть, скрытую под привычной внешностью вещей. К примеру, бросал в стены домов благочестивых людей камни, объясняя это тем, что в добрых домах нет места бесам, они стоят вовне, он видит их и отгоняет.
Один раз он даже разбил камнем икону Богоматери у Варварских ворот, которая с давних пор считалась чудотворной. На него набросилась толпа паломников, стекавшихся со всей Руси с целью исцеления, и начали его бить. Юродивый сказал: «А вы поскребите красочный слой!» Когда это сделали, люди увидели, что под изображением Богоматери скрывается «дьявольская харя». Однажды Василий Блаженный разбросал калачи у одного продавца на базаре, и тот сознался, что в муку подмешаны мел и известь.
Во время нашествия крымского хана Махмет-Гирея (1521) Василий увидел в Успенском соборе летящий огонь и услышал глас, возвестивший, что Богоматерь оставляет Москву. Тогда он усилил молитвы, и видение прекратилось, а крымский хан отступил. В 1547 г. Василий горько плакал перед Воздвиженским монастырем, предвещая страшный пожар Москвы, который начался именно с этой обители.
Василия Блаженного знали в Москве все – от простого торговца до царя Ивана Грозного. Царь принимал святого в своем дворце, прислушиваясь к рассказам о его видениях и советам. Он почитал и даже побаивался Василия, «яко провидца сердец и мыслей человеческих». Царь с царицей и царевичами посещал святого у смертного одра 2 августа 1552 г. После кончины Василий был погребен у Троицкой церкви – царь сам нес гроб до могилы. Когда через несколько лет построили храм Покрова, могила оказалась у самой его стены.
В 1558 г. юродивого причислили к лику святых. Над его гробом был устроен придел, и собор стал называться храмом Василия Блаженного. Церковь отмечает память святого в день его кончины 2 (15) августа.
Как добратьсяХрам стоит на Красной площади в самом центре Москвы. Ближайшие станции метро «Китай-город», «Площадь революции» и «Охотный Ряд».
Время работы музея: пн., ср., чт., пт., суб., вс. – с 11.00 до 18.00, касса до 17.00, вт. – выходной день. Первый понедельник каждого месяца – санитарный день.
Входная плата: взрослые – 100 руб., школьники, студенты колледжей и вузов дневной формы обучения и пенсионеры – 50 руб.