#9. «А давайте что-нибудь придумаем?!»
Что бы ты ни придумал, всегда найдется тот, кто уже делал это до тебя. Так что главное – сделать это лучше.
Очень часто в компаниях случается так, что генеральный директор не только выдвигает предложения по улучшению положения компании на рынке, росту продаж и эффективности обслуживания, но и привлекает к этому персонал. И это, по сути, правильно. В конце концов, мы берем людей на должности руководителей подразделения для того, чтобы они помогали нам в развитии компании в целом. К тому же и не руководящий состав может поделиться своими знаниями. Иногда просьбы генерировать идеи даются лично, иногда в письменном виде или на собраниях. Но по большому счету неважно, как руководитель транслирует эту информацию. Главное, чтобы она была понятна тем, кому адресована. Часто для этих целей в одних компаниях проводятся мозговые штурмы, нацеленные на выработку наиболее интересных идей, в других – проводятся конкурсы среди сотрудников, по окончании которых сотрудник, предложивший самую реализуемую идею, получает приз, премию или какое-либо еще вознаграждение.
На первый взгляд подобные конкурсы – хорошая вещь, однако зачастую они обладают нулевой эффективностью по одной простой причине: руководитель не дал обратной связи. Ведь как все происходит? Сотрудники высказали свои предложения, чаще в письменной форме, и ждут реакции со стороны руководства. При этом кто-то из сотрудников искренне хочет быть лучшим и самым креативным, кому-то просто нужно высказаться. Причины у всех разные, но в любом случае, если коллектив участвует в подобных конкурсах, это прекрасно.
Но зачастую в дальнейшем люди сталкиваются с отсутствием обратной связи: им не сообщают, подошла ли их идея или нет, а если нет, то почему. Такой подход со стороны руководства сильно вредит как данному проекту, так и последующим. Еще один отрицательный момент – наличие нечетко поставленной задачи. Время и силы на выполнение такой задачи тратятся, но в итоге получается совсем не то, что хотелось. Мы все сталкивались в жизни с подобными ситуациями, обращаясь куда-то или же выполняя чей-то заказ или задачу. И выход – в правильной настройке коммуникации.
Если подобные проблемы с обратной связью возникают регулярно, то с каждым разом все больше сотрудников избегают участия в таких мероприятиях и конкурсах, где от них требуется высказать свое мнение. Зачем? Прошлый опыт подсказал, что это бессмысленно – высказанные предложения никем не были приняты в расчет. Нужны они были кому-то или нет, тоже непонятно. У сотрудника появляется внутренний дисбаланс, в его голове поселяются вопросы, которые так и остаются без ответа.
Как этого избежать?
Давать обратную связь. Если вы решили использовать знания и креативные способности своих подчиненных, нужно не забывать о том, что они ждут от вас реакции. И даже если вам ничего из предложенного не понравилось, и вы не готовы ничего внедрять, не молчите. Хотя, как показывает практика, если внимательно подойти ко всему тому потоку идей, который выдали ваши сотрудники, то можно выловить из него много полезного и нужного как для компании в целом, так и для отдельных подразделений и конкретных людей в частности. Нет ничего хуже молчания, игнорирования того, о чем вы сами же и попросили. Закулисное общение с каждым лично тоже не результат, особенно если после такого общения тет-а-тет вопрос продолжает обсуждаться публично, например, в корпоративном чате. В такой ситуации все остальные сотрудники видят, что обратной связи от руководителя в целом как будто бы нет, даже если по факту она была дана тому или иному сотруднику персонально. Тут все просто. Предпочитаете личное общение – общайтесь лично. Но если вы вышли на открытый диалог, то и ведите его в открытом пространстве.
Не хотите получить еще один фактор, демотивирующий ваших сотрудников, – не молчите. Давайте обратную связь, поблагодарите подчиненных за активную позицию, идеи и предложения. Сообщите о том, какие из их идей вам понравились, какие вы готовы взять на реализацию, а какие не подходят и почему. Важно не критиковать сотрудника, а дать качественную обратную связь, которая будет содержать в себе советы, комментарии, возможно, какие-то примеры. Человек должен почувствовать свою причастность, а не то, что все его предложения – полная ерунда.
Никогда не внедряйте чью-либо идею без обратной связи! Это чревато тем, что сотрудник – автор идеи будет крайне недоволен тем, что его идея принята, но от общения с ним самим полностью абстрагировались. В подобных случаях у сотрудника всегда появляется ощущение, что его обокрали. Если вам как руководителю понравилась идея подчиненного – прекрасно! Дайте обратную связь, поблагодарите – и внедряйте! Пользуйтесь тем, что сотрудник, скорее всего, и сам будет рад принять участие в этом проекте. Мотивированность в этом случае будет гораздо выше, потому что для сотрудника – автора идеи этот проект станет более личным, чем все остальные, и он примет в нем максимальное участие.
И конечно же, если в качестве вознаграждения автору идеи вы что-то пообещали, сделайте это. Неважно, что это было. Премия, награда, поздравление и так далее. Не нужно доводить ситуацию до того, когда начинает действовать совокупность демотивирующих факторов: игнорирование + отсутствие обратной связи + невыполненные обещания.
Кстати, на примере такого сотрудника другие, по каким-то причинам не лояльные к компании или не проявляющие желаемую активность, будут видеть эти позитивные изменения и менять свое мнение о компании в лучшую сторону. Таким образом, уделяя внимание конкретному сотруднику, мы в итоге влияем на всех.