2 класс
Утром Митя с папой пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы клали в лукошко. Его нёс папа. Ягоды клали в пакет. Его нёс Митя. Домой вернулись к обеду. (32)
Слова для справок: пошли, собирали, ягоды, вернулись.
План
1. Куда утром пошли Митя с папой?
2. Что собирали Митя с папой?
3. Куда Митя с папой клали грибы?
4. Куда Митя с папой клали ягоды?
Небо затянуто тучами. Вдали слышен гром. К нам идёт гроза. Вот упали первые капли. Полил дождь. Сверкнула молния. Зазвучали раскаты грома. Люди попрятались по домам. А дворовый пёс Шарик забился под крыльцо. (33)
Слова для справок: вдали, слышен, полил, попрятались.
План
1. Чем затянуто небо?
2. Что слышно вдали?
3. Как началась гроза?
4. Где попрятались люди?
5. Куда забился дворовый пёс Шарик?
После дождя во дворе много луж. Можно легко промочить ноги. Люди идут осторожно. Они обходят лужи. А Миша бежит прямо по воде. Он играет в моряка. Но этот моряк может простудиться. (32)
Слова для справок: можно, промочить, осторожно, обходят, простудиться.
План
1. После чего во дворе много луж?
2. Что можно легко промочить?
3. Как идут люди?
4. Как бежит Миша?
5. Что может случиться с мальчиком?
В книжном шкафу пять полок. На нижней полке лежат детские журналы. На второй полке стоят детские книжки. Другие полки занимают книги для взрослых. Скоро Маша станет большой. Она прочтёт книги со всех полок. (36)
Слова для справок: полок, детские, занимают, прочтёт, со всех.
План
1. Сколько полок в книжном шкафу?
2. Что лежит на нижней полке и на второй полке?
3. Какие книги занимают другие полки?
4. Какой скоро станет Маша?
5. Что скоро прочтёт Маша?
В нашем лесу много разных деревьев. Есть старые ели и сосны. На опушках растут высокие берёзы с толстыми стволами. На поляне стоит могучий дуб. Есть ещё клёны и рябины. (30)
Слова для справок: в нашем, опушка, растут, могучий.
План
1. Много ли в нашем лесу разных деревьев?
2. Какие берёзы растут на опушках?
3. Какой дуб стоит на поляне?
4. Какие ещё есть деревья в лесу?
Аня и Катя накрывают на стол. Аня ставит тарелки. Катя несёт ложки и вилки. Аня режет хлеб. Катя несёт масло и сметану. Собирается вся семья. Мама вносит кастрюлю с борщом. (32)
Слова для справок: тарелки, режет, сметана, собирается.
План
1. Что делают Аня и Катя?
2. Что ставит Аня?
3. Кто несёт ложки и вилки?
4. Что режет Аня?
5. Какие продукты несёт Катя?
6. Кто собирается к столу?
7. Что вносит мама?
Дети строят из песка крепость. У Вити совок. Он роет ров. Петя делает стены. Коля насыпал большой холм. Здесь будет сторожевая башня. Вот крепость готова. Её будут защищать игрушечные солдатики. (31)
Слова для справок: песок, крепость, совок, сторожевая, готова, солдатики.
План
1. Из чего дети строят крепость?
2. Что роет Витя?
3. Что делает Петя?
4. Что насыпал Коля?
5. Что здесь будет?
6. Кто будет защищать крепость?
Во дворе лежит большое бревно. Из него получится много дров. Саша и Серёжа берут пилу и пилят бревно. Пилить трудно. Мальчики быстро устают. После короткого отдыха они снова начинают пилить. (31)
Слова для справок: из него, получится, пилят, короткого, снова.
План
1. Где лежит большое бревно?
2. Что получится из бревна?
3. Что делают мальчики?
4. Почему мальчики быстро устают?
5. Что делают Саша и Серёжа после короткого отдыха?
Саша и Серёжа распилили большое бревно на пять частей. Пришёл папа. Он взял из сарая тяжёлый топор. Папа начал колоть дрова. Потом дети отнесут дрова в сарай. (29)
Слова для справок: распилили, пришёл, тяжёлый, топор, потом.
План
1. На сколько частей распилили большое бревно Саша и Серёжа?
2. Что взял папа из сарая?
3. Что начал делать папа?
4. Куда дети потом отнесут дрова?
Лена с мамой идут на поле. Они хотят нарвать букет ромашек. Пёс Бимка просится гулять с ними. Он скулит и требует взять его. Мама надевает на Бимку ошейник и поводок. Они идут гулять втроём. (36)
Слова для справок: ромашки, с ними, его, надевает, ошейник, поводок.
План
1. Куда идут Лена с мамой?
2. Какие цветы Лена с мамой хотят нарвать для букета?
3. Что делает пёс Бимка?
4. Что надевает мама на Бимку?
5. Как они идут гулять?
Боря чинит стул. Он берёт клей и шурупы. Здесь надо приклеить ножку. А здесь нужно привинтить спинку. Вот работа закончена. Теперь стул будет сохнуть около батареи. (27)
Слова для справок: берёт, здесь, нужно, закончена, батарея.
План
1. Что делает Боря?
2. Что надо приклеить?
3. Что нужно привинтить?
4. Где будет сохнуть стул?
У Коли есть дядя. Он служит на подводной лодке. Вместе с другими моряками он плавает на большой глубине. Лодка часто выходит в океан. Она охраняет берега нашей Родины. (29)
Слова для справок: подводной, вместе, глубина, океан.
План
1. Где служит Колин дядя?
2. Вместе с кем плавает Колин дядя на большой глубине?
3. Куда выходит подводная лодка?
4. Что делает подводная лодка?
Раньше на кораблях были паруса. Их делали из очень толстой ткани. Паруса натягивали на высоких мачтах. Ветер дул в паруса и толкал корабль. Корабль мог плыть только при ветре. (30)
Слова для справок: корабль, парус, толкал, только.
План
1. Где были раньше паруса?
2. Из чего делали паруса?
3. На чём натягивали паруса?
4. Как ветер толкал корабль?
5. Мог ли корабль плыть без ветра?
Хлеб пекут из муки. Муку получают из зерна. Но зерно нужно размолоть. Раньше зерно мололи на мельницах. Мельницы были водяные и ветряные. Хозяином мельницы был мельник. Ему крестьяне привозили зерно для помола. (33)
Слова для справок: получают, размолоть, ветряные, хозяин, крестьяне.
План
1. Из чего пекут хлеб?
2. На чём раньше мололи зерно?
3. Какие были мельницы?
4. Кто был хозяином мельницы?
5. Для чего крестьяне привозили зерно мельнику?
Водяную мельницу ставили на реке. Сначала строили плотину. Делали запруду. Вода падала с плотины и крутила большое мельничное колесо. Колесо двигало жернова. Жернова перетирали зерно в муку. (28)
Слова для справок: сначала, запруда, мельничное, колесо, жернова, перетирали.
План
1. Где ставили водяную мельницу?
2. Что строили сначала?
3. Как вода крутила мельничное колесо?
4. Что двигало колесо?
5. Что делали жернова?
По некоторым улицам города проложены рельсы. По рельсам ездят трамваи. У трамвая большие стальные колёса. Их крутит электрический мотор. Электричество приходит к трамваю по проводам. Трамвай соединён с ними при помощи рогов. (33)
Слова для справок: улица, проложены, колёса, мотор, электричество, провода.
План
1. Где ездят трамваи?
2. Какие колёса у трамвая?
3. Что крутит колёса трамвая?
4. Как приходит электричество к трамваю?
Троллейбус ездит без рельсов. Его колёса обуты в резиновые шины. Но их крутит электрический мотор. У троллейбуса есть длинные рога. Они соединяют его с электрическими проводами. Без рогов троллейбус ехать не может. (33)
Слова для справок: колёса, обуты, электрический, соединяют, мотор, не может.
План
1. Ездит ли троллейбус по рельсам?
2. Во что обуты колёса троллейбуса?
3. Что крутит колёса троллейбуса?
4. Что соединяет троллейбус с проводами?
У трамвая и троллейбуса есть рога. Рога соединяют их с электрическими проводами. А автобусу рога не нужны. Его мотор работает на бензине. Поэтому автобус может проехать по любой улице. Даже если там нет проводов. (35)
Слова для справок: электрическими, соединяют, мотор, на бензине, проехать, по улице.
План
1. Для чего трамваю и троллейбусу рога?
2. Нужны ли рога автобусу?
3. На чём работает мотор автобуса?
4. Может ли автобус проехать по любой улице?
У вертолёта над кабиной есть огромный винт. Он очень быстро крутится. Винт поднимает вертолёт в воздух. Вертолёт может лететь. Но он может и висеть на одном месте. (28)
Слова для справок: огромный, крутится, поднимает, на одном.
План
1. Что есть у вертолёта над кабиной?
2. Что поднимает вертолёт в воздух?
3. Может ли вертолёт лететь?
4. Может ли вертолёт висеть на одном месте?
Вертолёт может лететь быстро. Самолёт может лететь быстрее. Но он не может висеть на одном месте. Самолёты бывают очень большими. Они летают с очень высокой скоростью. Такие самолёты перевозят людей и грузы по всей Земле. (36)
Слова для справок: быстро, на одном, скорость, перевозят.
План
1. Что может лететь быстрее – вертолёт или самолёт?
2. Бывают ли самолёты большими?
3. Могут ли самолёты летать с очень высокой скоростью?
4. Где самолёты перевозят людей и грузы?
Во дворе гуляли десять мальчиков. Они решили сыграть в футбол. Получились две команды. По пять человек в каждой. Игра шла больше часа. Первая команда забила шесть голов. Вторая команда забила четыре гола. (33)
Слова для справок: решили, футбол, команда, человек.
План
1. Кто гулял во дворе?
2. Во что решили сыграть мальчики?
3. Сколько человек было в каждой команде?
4. Сколько времени шла игра?
5. Сколько голов забила первая команда?
6. Сколько голов забила вторая команда?
На птичьем дворе живут разные породы птиц. Вот бегают десять куриц и большой петух. Он умеет громко кричать. Вот огромный индюк. У него грозный вид. Живут здесь домашние утки. А это гуси с длинными шеями. (37)
Слова для справок: породы, петух, огромный, длинные.
План
1. Кто живёт на птичьем дворе?
2. Как умеет кричать петух?
3. Какой вид у петуха?
4. Какие утки живут на птичьем дворе?
5. Какие птицы с длинными шеями живут на птичьем дворе?
Папа с мамой хотят отвезти диван и шкаф на дачу. У папы есть легковая машина. Но мебель в неё не влезет. Пришлось вызывать маленький грузовик. Теперь у нас на даче есть диван и шкаф. (35)
Слова для справок: отвезти, диван, легковая, грузовик.
План
1. Куда папа и мама хотят отвезти диван и шкаф?
2. Какая машина есть у папы?
3. Что пришлось вызывать?
4. Что теперь есть на даче?
Люда любит читать. Она читает детские книжки и журналы. Раньше девочка читала только сказки. Теперь ей стали интересны серьёзные рассказы. Иногда Люда берёт читать взрослые книжки. (27)
Слова для справок: только, детские, интересны, рассказы, берёт.
План
1. Что любит делать Люда?
2. Что читает Люда?
3. Что читала девочка раньше?
4. Что стало интересно девочке читать теперь?
У Кати в комнате на стене висит большое зеркало. Перед ним Катя одевается. В ванной комнате висит маленькое зеркало. Перед ним Катя умывается. И в прихожей висит зеркало. Перед ним Катя надевает куртку и шапку. (36)
Слова для справок: комната, одевается, в ванной, умывается, надевает.
План
1. Что висит у Кати в комнате на стене?
2. Что делает Катя перед зеркалом в своей комнате?
3. Что делает Катя перед зеркалом в ванной комнате?
4. Что делает Катя перед зеркалом в прихожей?
Аня очень любит апельсины. Они сладкие и сочные. Рома больше любит мандарины. У мандаринов более нежный вкус. А Антону нравятся яблоки. Он может съесть пять штук за один раз. (30)
Слова для справок: апельсины, мандарины, нравятся, съесть.
План
1. Что любит Аня?
2. Что любит Рома?
3. Что нравится Антону?
4. Сколько Антон может съесть яблок за один раз?
В квартире уборка. Рита берёт веник. Она подметает пол. Папа включил пылесос. Он чистит ковёр и диван. Мама взяла швабру. Она будет мыть пол. Рита ей поможет. (28)
Слова для справок: квартира, берёт, пылесос, диван.
1. Что происходит в квартире?
2. Что делает Рита?
3. Что чистит папа?
4. Что будет делать мама?
5. Кто поможет маме?
Папа принёс газеты из почтового ящика. Папа сел в кресло. Теперь он читает газеты. А маленькому Мите пришёл детский журнал. Митя сел на диван. Он читает журнал. (30)
Слова для справок: из почтового, пришёл, детский, диван.
План
1. Откуда папа принёс газеты?
2. Куда сел папа?
3. Что получил маленький Митя?
4. Что он делает?
Сейчас зима. Стоит мороз. За окном дует сильный ветер. Он грозно гудит. Миша подошёл к окну. Он смотрит во двор. Но около окна холодно. Миша замёрз. Он идёт греться горячим чаем. (32)
Слова для справок: сейчас, дует, подошёл, греться, горячий.
План
1. Какое сейчас время года?
2. Какая погода на улице?
3. Куда подошёл Миша?
4. Почему Миша замёрз?
5. Чем греется Миша?
Алёша и Костя живут в одном подъезде. Алёша на восьмом этаже. Костя на четвёртом. Мальчики дружат. Они часто ходят друг к другу в гости. Они любят играть в футбол в коридоре. (32)
Слова для справок: подъезд, футбол, коридор.
План
1. Где живут Алёша и Костя?
2. Дружат ли мальчики?
3. Часто ли мальчики ходят друг к другу в гости?
4. Что любят делать мальчики?