Вокруг света
«Ты первый обошел вокруг меня»
К 37 годам португалец Фернан Магальяниш (испанцы называли его на свой лад – Фернандо Магеллан) уже имел за плечами богатую биографию. Вместе с эскадрой адмирала д’Алмейды он побывал в Индии, на далеких Молукках – Островах пряностей. Португальцы ходили в Индию путем, открытом Васко да Гаммой, в обход Африки. Магеллан, побывав на Молукках и вспомнив все, что до сих пор говорили об этих землях европейские картографы, задумал пройти иным путем, отправившись от берегов Пиренейского полуострова на запад. По существу, его идея возрождала давний проект западного морского пути в Индию, которым пытался пройти Колумб, открывший вместо Индии Америку. Разница была в том, что Магеллан уже знал, что Америка существует. Он был уверен, что океан, омывающий Молуккские острова с запада, а Америку с востока – один и тот же. И вероятно, он не настолько велик, чтобы его нельзя было пересечь…
10 августа 1519 г. от причалов Севильи в далекий путь вышли 5 кораблей, ведомых Магелланом. Экспедиция шла вдоль берегов Западной Африки. На широте Зеленого Мыса началась полоса штормов и встречных ветров. Шестьдесят дней подряд хлестал дождь. Густая серая пелена накрыла корабли. Однако наконец погода прояснилась. Корабли быстро шли на юго-запад. 23 ноября вдали показался бразильский берег…
Идя вдоль побережья Южной Америки, в конце марта 1520 г. корабли Магеллана достигли 45º ю. ш. Здесь, в небольшой, укрытой от ветров бухте, остановились на очередную стоянку. Недовольство начальником экспедиции, зревшее среди командиров кораблей и части команды, прорвалось: в ночь на 1 апреля вспыхнул бунт. Экипажи трех кораблей – «Виктория», «Консепсьон» и «Сан-Антонио», возглавляемые своими капитанами, – отказались подчиняться Магеллану. Моряки, оставшиеся верные начальнику экспедиции, частью были заколоты, частью закованы в цепи. Ночью мятежники пытались покинуть бухту. Началось настоящее сражение…
Утром Магеллан послал на мятежную «Викторию» верных ему людей. Капитан судна отказался подчиняться приказам начальника экспедиции и был убит. Два других мятежных корабля тоже вынуждены были сдаться. Порядок был восстановлен. Магеллан горел нетерпением обогнуть Америку и наконец выйти в Великое Южное море. В конце апреля корабль «Сант-Яго» получил приказ разведать дорогу на юг. Его возвращения ждали долго. Наконец, на берегу появились два человека – усталые, замерзшие, голодные. Это были матросы с «Сант-Яго». Они принесли дурные новости: корабль разбился на скалах…
Фернан Магеллан
Наступил май, а за ним июнь – в Южном полушарии это начало зимы. Эскадра осталась на зимовку у побережья Патагонии. 24 августа корабли Магеллана, наконец, вышли из бухты Сан-Хулиан и двинулись на юг. 21 сентября обогнули мыс, который моряки назвали мысом Одиннадцати Тысяч Дев. За ним среди мрачных утесов виднелся узкий извилистый проход, который мог быть или устьем реки, или проливом. Попробовали воду: она оказалась соленой. Очевидно, это и есть долгожданный проход в Великое Южное море…
Вдоль берегов тянулась цепочка заснеженных горных вершин. Ночью в глубине неведомой земли пылали огни множества костров, разожженных туземцами. Испанцы назвали ее «Тьерра-дель-Фуэго» – «Огненная Земля». В этом узком и мрачном проливе эскадра Магеллана лишилась еще одного корабля: под покровом ночи исчез «Сан-Антонио». Позже выяснилось, что его команда попросту повернула назад и вернулась в Испанию.
18 ноября 1520 г. три оставшихся корабля вышли в океан. Стояло время штилей, и, очарованный его спокойной гладью, Магеллан назвал этот океан Тихим. Переход через него оказался самым тяжелым испытанием для моряков.
Тихий океан в своей центральной и западной частях буквально кишит островами, однако волею судьбы корабли Магеллана почти за 4 месяца так и не встретили суши. Запасы воды и провизии таяли с каждым днем. Моряки питались кожей, древесными опилками, корабельными крысами. Наконец, 6 марта на горизонте показалась земля. Это был один из островов Микронезии, затерянный в океане. Туземцы встретили пришельцев недружелюбно: произошла стычка. Пополнить припасы практически не удалось. Моряки снова снялись с якоря и вышли в море.
16 марта путешественники подошли к острову Самар (в группе Филиппинских островов). Его жители оказались гораздо более гостеприимными. Здесь моряки получили вволю продуктов и пресной воды. На следующем филиппинском острове, Себу, Магеллан понял, что цель его путешествия уже где-то близко: один встретившийся им туземец знал язык слуги Магеллана, вывезенного им с Малакки. Однако добраться до желанной цели мореплавателю было не суждено: 27 апреля 1521 г., вмешавшись в межплеменные распри жителей острова, он был убит.
Эскадра, лишившаяся своего адмирала, двинулась дальше. Командование принял Эль-Кано, капитан «Консепсьона». Людей оставалось слишком мало. Один корабль – «Консепсьон» – пришлось сжечь. Изрядно обветшавший «Тринидад» давал сильную течь. «Виктория» под командованием Эль-Кано ушла далеко вперед. Командир «Тринидада» Эспиноса сделал было попытку вернуться в Америку, но раздумал, повернул назад и кое-как сумел добраться до Молуккских островов.
Гибель Магеллана
«Виктория», имея на борту 47 испанцев и 13 туземцев, шла через Индийский океан. Потрепанный корабль давал течь, провизии не хватало. В пути часть экипажа умерла от болезней, некоторые были казнены за провинности, другие убиты в стычках. Несколько раз корабль подвергался нападениям португальцев. Когда «Виктория» зашла за припасами на острова Зеленого Мыса, португальцы хотели задержать ее. Тогда Эль-Кано, подняв паруса, бежал из гавани, оставив часть своих людей на берегу.
Древняя карта Магелланова пролива. 1635 г.
8 сентября 1522 г., после трехлетнего отсутствия, «Виктория» причалила к набережной Севильи. Из 256 человек, ушедших с Магелланом, на берег сошли всего 18, причем все они были измучены до крайности. Встречали их как истинных героев. Действительно, это были герои: нужно было обладать исключительным мужеством и настойчивостью, чтобы довести это беспримерное плавание до логического финала. Два имени руководителей экспедиции – Магеллана и Эль-Кано – следует поставить рядом друг с другом. Магеллан задумал и добился осуществления экспедиции, он только благодаря его настойчивости был открыт пролив, который по праву носит его имя, и именно он впервые пересек океан, который называют Великим. Однако первое кругосветное плавание совершил все же Хуан-Себастьян Эль-Кано. После возвращения король возвел его в рыцарское достоинство, а на гербе Эль-Кано появилось изображение земного шара, окруженное надписью: «Ты первый обошел вокруг меня».
Первое плавание русских кораблей вокруг света
В июле 1803 г. из Кронштадта в первое в истории русского флота кругосветное плавание отправились шлюпы «Надежда» и «Нева». Это предприятие совместно финансировалось Российско-Американской компанией и русским правительством. Начальником экспедиции и капитаном «Надежды» был назначен Адам (в России его называли Иваном) Крузенштерн, «Невой» командовал Юрий Лисянский.
Плавание к берегам Бразилии, длившееся почти 2 месяца, было очень изнурительным. 14 ноября 1803 г. русские корабли впервые в истории отечественного флота пересекли экватор. В феврале 1804 г. экспедиция обогнула мыс Горн, вышла в Тихий океан и направилась к Гавайским островам, где их пути должны были разойтись: «Неве» предстояло идти к острову Кадьяк за грузом пушнины, а «Надежде» – в Японию, чтобы доставить туда русское посольство, а затем на Камчатку, также за пушниной. Однако из-за густого тумана и шторма, разыгравшегося у мыса Горн, «Надежда» и «Нева» потеряли друг друга гораздо раньше. Крузенштерн взял курс к берегам Японии. Лисянский, не зная об этом решении, направился к острову Пасхи, где была условлена встреча обоих кораблей в случае, если они потеряют друг друга. Не найдя здесь «Надежды», «Нева» направилась к Маркизским островам, и 29 апреля встретилась с «Надеждой» у острова Нука-Хива. 13 мая русские корабли вновь пересекли экватор, только теперь уже с юга на север. Дальнейший их путь лежал через Гавайские острова. Здесь мореплаватели расстались: Крузенштерн пошел на запад, к Японии, а Лисянский – на северо-восток, к берегам Северной Америки.
На пути к Нагасаки «Надежда» попала в страшный шторм. Буря несла корабль прямо на прибрежные скалы, и только изменившееся в последнее мгновение направление ветра спасло корабль от гибели. Пройдя вдоль западного побережья Японии, Крузенштерн добрался до Сахалина и отсюда взял курс на Камчатку. Из гавани Петропавловска «Надежда» совершила короткий рейс к берегам Сахалина, который Крузенштерн ошибочно считал полуостровом. В середине августа 1805 г. «Надежда» возвратилась на Камчатку, откуда вышла в Кантон (Гуанчжоу) для встречи с «Невой».
Между тем «Нева», покинув Гавайские острова, направилась к острову Кадьяк, куда пришла 1 июля 1804 г. Во владениях Российско-Американской компании «Нева» пробыла более года. За это время Лисянский обследовал остров Кадьяк и восточное побережье Аляски. В августе 1805 г. «Нева», приняв на борт груз пушнины, направилась в Кантон. Более месяца шлюп шел через Тихий океан, не встречая никаких признаков земли, но поздним вечером 3 октября 1805 г. корабль неожиданно сел на рифы близ неизвестного необитаемого острова; чтобы снять его с мели, потребовалось приложить немало усилий. А 10 ноября, когда «Нева» уже миновала Марианские острова, началась сильнейшая буря, которая буквально положила корабль на бок. Невероятными усилиями команды судно удалось спасти. 22 ноября «Нева» прибыла на рейд Макао, где в это время уже находилась «Надежда». В феврале 1806 г. оба корабля отправились в дальнейший путь через Южно-Китайское море и Индийский океан в Европу. В середине апреля у мыса Доброй Надежды корабли в тумане опять потеряли друг друга из виду, и дальнейший путь уже прошли по отдельности. 22 июля 1806 г. «Нева» бросила якорь на Кронштадтском рейде, а две недели спустя сюда пришла и «Надежда». Первое плавание русских кораблей вокруг света завершилось.
«Нева» в гавани Св. Павла на острове Кадьяк. Гравюра по рисунку Лисянского
Плавание «Урании»
Экспедиция Луи-Клода де Фрейсине стала первым после падения Наполеона масштабным французским исследовательским предприятием. Она носила подчеркнуто научный характер. Главная цель плавания заключалась в изучении явлений земного магнетизма, а также природы дальних стран и туземных народов.
17 сентября 1815 г. корвет «Урания» под началом Фрейсине вышел из Тулона; на его борту находилась и жена капитана, не испугавшаяся трудностей длительного плавания. 6 декабря «Урания» вошла в гавань Рио-де-Жанейро. Отсюда путешественники повернули на восток и 7 марта 1816 г. уже были в Кейптауне. Дальнейший маршрут «Урании» пролег к острову Маврикий, бывшей французской колонии, которая по условиям мирного договора 1815 г. оказалась в руках англичан. Впрочем, путешественников здесь приняли доброжелательно, и Фрейсине задержался здесь гораздо дольше, чем первоначально рассчитывал. Затем «Урания» направилась к острову Реюньон. После падения Маврикия он стал главной базой французского флота в Индийском океане, здесь путешественники рассчитывали пополнить запасы провизии. И именно отсюда им предстояло отправиться в далекое плавание к берегам Австралии…
12 сентября «Урания» бросила якорь у входа в залив Шарк на западном побережье Зеленого континента. Высадившийся на берег отряд имел несколько встреч с аборигенами, державшимися, впрочем, крайне боязливо. Не найдя пресной воды, французские моряки пошли по пути, уже проложенному их предшественниками: подняв паруса, они покинули берега Австралии и двинулись к острову Тимор. Отсюда корвет, держась вблизи малоизученных островов, продолжал свой путь к островам Адмиралтейства, а отсюда – к Каролинскому архипелагу. 17 марта 1819 г. Фрейсине бросил якорь у побережья Гуама, а в начале августа уже огибал с юга Гавайские острова. Прибыв на Оаху (Гавайи), Фрейсине стал на якорь в гавани Гонолулу. Теплый прием, оказанный жителями, заставил французов пожалеть, что они не направились прямо сюда.
7 октября «Урания» пересекла экватор. К востоку от архипелага Самоа был открыт островок, не указанный на карте, который назвали островом Роза, по имени жены Фрейсине. Кстати сказать, это стало единственным открытием за все путешествие. 13 ноября были замечены огни, указывавшие вход в Порт-Джексон, или Сидней. Вид европейского города, процветающего среди почти дикой природы, глубоко поразил французских путешественников.
25 декабря 1819 г., после длительной стоянки в бухте Сиднея, «Урания» снова вышла в море и взяла курс на восток, намереваясь достичь мыса Горн. Плавание до берегов Огненной Земли прошло без всяких приключений. Беспрепятственно обогнув мыс Горн, «Урания» стала на якорь в бухте Буэн-Сусесо. Впрочем, стоянка была непродолжительной, и корвет, двинувшись снова в путь, вскоре вошел среди густого тумана в пролив Ле-Мер. На третий день погода прояснилась. Требовалось пополнить запасы пресной воды, так что командиру пришлось выбирать между заходом в какую-нибудь бухту на побережье Аргентины или на Фолклендских островах. Фрейсине решил идти к островам. Все уже радовались тому, что плавание прошло без всяких приключений. Но мореплавателей ждало тяжелое испытание.
Во время входа в залив Франсез впередсмотрящие заметили скалы. В это время судно находилось на расстоянии всего полулье от берега. Осторожный Фрейсине приказал отклониться на 2 румба, но его предусмотрительность оказалась роковой: корвет неожиданно ударился о подводную скалу. Обломки дерева, всплывшие на поверхность, сразу же внушили опасение, что повреждение серьезно. Вода с силой врывалась в трюм. Нужно было выбрасываться на берег, однако его повсюду опоясывали скалы, и лишь в самой глубине залива находился песчаный пляж, пригодный для посадки судна на мель. Между тем дул встречный ветер, наступала ночь, а «Урания» была до половины наполнена водой. Можно представить себе отчаяние командира! И все же корабль удалось посадить на мель.
Один из рисунков, выполненных во время плавания «Урании». Маврикий, 1818 г.
Когда при свете наступившего дня моряки увидели окружавший их ландшафт, ими овладело глубокое уныние: ни одного дерева, ни травинки на этих пустынных берегах! С помощью тех ничтожных средств, какие имелись в их распоряжении, исправить полученные корветом повреждения было невозможно. Однако уцелел большой баркас. Фрейсине решил добраться на нем до Монтевидео и привести оттуда спасательное судно. Но когда баркас был уже готов к отплытию, у входа в залив неожиданно показался парусник… Пока шли переговоры с его капитаном, в залив вошло еще одно судно – «Меркурий».
8 мая 1820 г. путешественники прибыли в Монтевидео. Здесь Фрейсине купил «Меркурий» и, переименовав его в «Физисьен», взял курс к берегам Франции. 13 ноября 1820 г. судно бросило якорь в Гавре. За время кругосветного плавания, продолжавшегося 2 года и 2 месяца, путешественниками было пройдено 18 862 морских лье. Многие материалы экспедиции погибли во время кораблекрушения, но тем не менее естественно-научные коллекции, переданные Фрейсине Французской академии, представляли собой значительную ценность.
Отто Коцебу: три витка вокруг планеты
Отто Коцебу, уроженцу Таллина (Ревель), посчастливилось трижды обогнуть земной шар. В свое первое путешествие (1803–1806 гг.) он отправился еще совсем юным гардемарином, вместе с экспедицией Крузенштерна. Второе путешествие, совершенное им на небольшом двухмачтовом бриге «Рюрик» уже в качестве командира корабля, принесло мореплавателю широкую известность.
«Рюрик» отправился в кругосветное плавание с научными целями, на средства государственного канцлера графа Н.Н. Румянцева, известного мецената. На борту судна находилось несколько ученых-естествоиспытателей, но в программу исследований входили главным образом гидрографические работы. Кроме того, Коцебу было предписано, «следуя из Берингова пролива по северной стороне Америки, искать соединения Великого океана с Атлантическим», то есть попытаться отыскать Северо-Западный проход.
Экспедиция начала свой путь из Кронштадта 30 июля 1815 г. После захода в Копенгаген и Плимут «Рюрик» вышел в Атлантический океан и направился к проливу Дрейка. 23 января путешественники миновали мыс Горн, а 13 февраля судно бросило якорь в заливе Консепсьон на чилийском побережье. Здесь Коцебу пробыл около месяца, готовясь к трудному переходу через Тихий океан, и 9 марта покинул Чили. Первой остановкой стал остров Пасхи, население которого встретило моряков очень враждебно. Коцебу пробыл здесь недолго, и вскоре «Рюрик» уже шел курсом на Камчатку. 19 июня экспедиция была в Петропавловской гавани. Предстоял самый ответственный этап маршрута – плавание по Северному Ледовитому океану.
В начале июля «Рюрик» вышел из Авачинской губы и направился на север. Обойдя с запада остров Святого Лаврентия, лежащий в северной части Берингова моря, «Рюрик» подошел к мысу Принца Уэльского – крайней западной точке американского побережья. Отсюда Коцебу повел бриг вдоль берега, пытаясь найти проход в Атлантический океан. Вскоре, однако, выяснилось, что судно находится в глубоко вдающемся в сушу заливе, который был назван заливом Коцебу. Отсюда экспедиция повернула назад. 19 сентября «Рюрик» был уже у острова Уналяска. Поскольку в условиях надвигавшейся зимы продолжать плавание в высоких широтах было невозможно, Коцебу отправился далеко на юг, в экваториальную зону Тихого океана. В этом плавании экспедиция подробно обследовала Маршалловы острова (группы Ралик и Ратак), острова Крузенштерна и группу Гавайских островов.
В середине марта «Рюрик» вновь направился в северную часть Тихого океана на поиски Северо-Западного прохода. После посещения острова Святого Павла (в группе островов Прибыловых) Коцебу повел корабль на север, но вскоре встретил тяжелые льды. Это непреодолимое для маленького судна препятствие заставило моряков повернуть назад. На обратном пути «Рюрик» прошел через Индийский океан вокруг мыса Доброй Надежды, потом через Атлантический океан и 13 августа 1818 г. вошел в устье Невы. Научные результаты плавания были весьма значительны. Коцебу был произведен в капитан-лейтенанты и награжден орденом, а в 1823 г. ему вновь было поручено командовать кораблем, отправлявшимся в кругосветное плавание, – шлюпом «Предприятие».
Порт на острове Уналяска, каким увидели его русские моряки. Рисунок 1816 г.
9 августа 1823 г. экспедиция покинула Кронштадт и отправилась западным путем к русским владениям в Северной Америке. Оказавшись снова в Тихом океане, Коцебу продолжил ранее начатые здесь исследования. Побывав на Таити, мореплаватели отправились к островам Самоа, где Коцебу удалось открыть новую группу островов, названных островами Беллинсгаузена. 19 апреля 1824 г. судно направилось к берегам Камчатки. Выполнив необходимые для Российско-Американской компании работы, Коцебу 23 августа 1825 г. повел шлюп в обратный путь. На пути между Гавайскими и Марианскими островами экспедиция открыла несколько небольших коралловых островов, в том числе атолл Бикини. Всего же за время плавания на «Рюрике» и «Предприятии» было открыто 399 новых островов. О своих кругосветных путешествиях Коцебу написал несколько книг, которые принадлежат к числу лучших произведений географической литературы XIX столетия.
Экспедиция на «Бигле»
27 декабря 1831 г. из Девонпорта (Англия) в кругосветное плавание на судне «Бигль» отправилась экспедиция капитана Роберта Фиц-Роя. Фиц-Рой был известен как крупный гидрограф и метеоролог. Это был его второй рейс на «Бигле». Основной задачей экспедиции являлась съемка побережья Южной Америки и прилегающих островов в целях составления подробных морских карт, а также проведение серии хронометрических измерений в разных точках планеты. В качестве натуралиста на борту «Бигя» отправился в кругосветное путешествие никому не известный в ту пору Чарлз Дарвин.
17 января «Бигль» пересек экватор и 4 апреля прибыл в Рио-де-Жанейро. Следуя вдоль восточного побережья Южной Америки, экспедиция миновала Монтевидео и дошла до Байя-Бланки. С согласия Фиц-Роя Дарвин от Байя-Бланки до Буэнос-Айреса проехал сухим путем.
До 10 июня 1834 г. «Бигль» оставался у восточных берегов Южной Америки. За это время путешественники дважды побывали на Фолклендских островах и на Огненной Земле, произвели съемку восточных берегов Патагонии, а Дарвин совершил ряд пеших походов по Аргентине и Уругваю, изучая здешнюю природу. Пройдя через Магелланов пролив, «Бигль» 28 июня бросил якорь в порту Сан-Карлос на острове Чилоэ у побережья Чили. На картографирование берегов Южной Америки от полуострова Трес-Монтес на юге до Кальяо (Перу) на севере ушло более года. Лишь 7 сентября 1835 г. «Бигль» оставил берега Южной Америки и направился к Галапагосским островам. Этот архипелаг, состоящий из десяти больших островов и еще нескольких мелких, расположен вблизи экватора. Все острова образованы вулканическими породами. Во время стоянки Дарвин очень подробно изучил крайне своеобразную флору и фауну этих островов. Взяв отсюда курс на острова Общества (Товарищества), «Бигль» 15 ноября достиг острова Таити, а отсюда еще около месяца шел к Новой Зеландии. Стоянка здесь была очень короткой: уже спустя 10 дней «Бигль» шел в Сидней (Австралия), куда прибыл 12 января 1836 г.
Обогнув Австралию с юга, путешественники побывали на Тасмании, после чего, пройдя мимо южных берегов Австралии и сделав остановку в заливе Короля Георга (юго-западная Австралия), вышли в Индийский океан. 1 апреля 1836 г. на горизонте показались острова Киллинг (Кокосовые), расположенные на расстоянии 600 миль от Суматры. Эта группа островов привлекла особое внимание Дарвина, так как они все состоят исключительно из кораллов и в прошедшие времена представляли собой подводные рифы. Изучение этих островов позволило Дарвину позднее создать первую теорию происхождения и развития коралловых рифов. 29 апреля 1836 г. «Бигль» был уже у острова Маврикий. Пройдя в виду южной оконечности Мадагаскара, путешественники достигли Кейптауна, потом побывали на острове Святой Елены, а 1 августа «Бигль» вновь бросил якорь у побережья Бразилии, завершив, таким образом, кругосветное плавание. Наконец, 6 августа 1836 г. «Бигль» взял путь на северо-восток к берегам Англии. Все путешествие продолжалось 5 лет и 136 дней – срок необычайно долгий. За это время Фиц-Рой и его помощники провели обширные работы по нанесению на карту берегов Южной Америки. Осуществляя эти исследования, Фиц-Рой затратил крупные личные средства; навигационные карты, созданные на основе его съемки, сохраняли свою актуальность вплоть до Второй мировой войны.
Чарльз Дарвин
Семилетняя одиссея «Сплендидо»
Город и порт Дубровник, ныне известный туристический центр на Адриатическом побережье, в Средние века славился как один из крупнейших центров морской торговли. К началу XVI в. дубровницкий морской флот по количеству был третьим в мире. Великие географические открытия и открытие новых мировых рынков повлекли за собой кардинальные изменения. Морская торговля переместилась из Средиземноморья в Атлантический океан. В XVII в. корабли дубровницкого флота плавали в основном уже только в порты Адриатики, а спустя 100 лет морская мощь Дубровника вообще сошла на нет. Однако морские традиции в одночасье не умирают, и в XIX в. капитан Иво Висин, уроженец Боки-Которской, стал первым моряком с Балканского полуострова, совершившим путешествие вокруг света.
Бюст во славу Иво Висина
Иво Висин родился в 1806 г. в семье со старыми морскими традициями. Еще в юности он мечтал побывать в дальних странах, однако в то время парусные суда из Дубровника и Боки-Которской уже ходили только на короткие расстояния. В 1850 г. Висин заказал в Риеке постройку брига. Судно было названо «Сплендидо» и имело водоизмещение 311 тонн и 11 человек экипажа. Под командованием Висина оно отправилось в путешествие вокруг света 11 февраля 1852 г., выйдя из Антверпена с грузом тканей для Вальпараисо. Обогнув мыс Горн и благополучно добравшись до порта назначения, «Сплендидо» затем с грузом продовольствия направилось в Сан-Франциско и далее через Тихий океан в Гонолулу. В 1853–1859 гг. «Сплендидо» плавал в водах Китайского моря и дошел до Австралии. Во время этого плавания Висину пришлось пережить немало опасностей: борьбу с разъяренной стихией, нападения пиратов, бунты экипажа (который он, кстати сказать, несколько раз менял). В феврале 1859 г. Висин решил возвратиться домой. Выйдя из Сингапура, пройдя через Индийский океан и обогнув мыс Доброй Надежды, «Сплендидо» направился в Триест, куда прибыл 30 июля 1859 г. Это путешествие вокруг света продолжалось 7 лет 6 месяцев и 19 дней. После прибытия в Триест капитану Иво Висину был вручен почетный флаг за заслуги в области мореплавания.