Замысел, проектирование, рефлексия в проектном офисе – в чем отличие тьюторского действия?
Запуск проектного офиса в образовательном пространстве значительно обогащает повседневность. Сама по себе технология проектного офиса напрямую зависит от решаемых задач. Мы запускаем проектный офис в разных практиках, чтобы научить людей делать свою жизнь интересной.
При развернутой форме проектного офиса тьюторант проходит шесть этапов:
– Обсуждение замысла.
– Непосредственно проектирование.
– Согласование на экспертном совете.
– Реализация.
– Рефлексия.
– Обсуждение результатов на экспертном совете.
Три этапа из шести поддерживает тьютор – обсуждение замысла, проектирование и рефлексию. Остальные этапы реализуются на желании и волевом усилии тьюторанта.
В чем разница тьюторского действия на разных этапах?
Обсуждение замысла
На этом этапе тьютор помогает тьюторанту обрисовать общие черты проекта и понять внутренние смыслы. Тьюторант начинает осознавать ценности своего проекта, видеть значимость для себя и пользу для других.
Бывает, в ходе обсуждения замысла выясняется – тьюторанту вовсе не хочется реализовывать данный проект. За таким нежеланием чаще всего стоят чужие идеи и навязанные установки. Замысел обессмысливается. Тьюторант оказывается в нулевой точке.
Это нормальные процессы. Иногда тьютору приходится делать до десяти подходов, чтобы пробиться к значимым для тьюторанта мотивам. Как только реальный интерес нащупан, тьюторант оживляется – появляется блеск в глазах и высвобождается желание действовать как можно быстрее.
На этапе замысла тьютор обычно задает вопросы:
Чтобы тебе хотелось сделать?
Почему?
Одному или с кем-то?
В чем ценность проекта для тебя? В чем твой интерес?
Почему данный проект может быть интересен для других?
В чем основная идея проекта?
Примерный масштаб и продолжительность проекта?
Делал ли ты уже такое раньше? Если да, то в чем смысл, значимость повторения?
Если все повторяется, чем можно усложнить, развить?
Важен момент, когда пора закончить обсуждать замысел. Если недотянуть, то тьюторант не накопит в себе энергии для дальнейшего действия. Она возникает при проявлении реальных собственных интересов и желаний.
Если «пересидеть» на этом этапе, то энергия действия начинает тратиться на излишнее проговаривание, на само же действие ее не останется.
Данный этап можно завершить вопросами – «Что понял про свой проект?», «На какой идее останавливаешься?», «Что будешь делать дальше?», «Через какое время придешь обсудить сам проект?».
Проектирование
Этап точных точечных вопросов. Его ключевая задача – что нужно сделать тьюторанту, чтобы все получилось так, как ему хочется.
Здесь у тьютора появляется другой арсенал вопросов:
Что будет происходить? Когда? Где?
Сколько будет продолжаться?
Какие ресурсы потребуются? Где их можно взять?
Сколько человек будет участвовать? Как они узнают об этом?
Как будет обеспечиваться безопасность участников?
И самые разнообразные «как?» – «Как будет происходить это? то? Как эти части связаны друг с другом?» и т. д.
Хватает ли времени на подготовку? Не затянута ли подготовка?
Этап проектирования позволяет тьюторанту увидеть свой проект в самых мелких деталях и нюансах. Чем чётче и объемнее у тьюторанта картинка, тем больше вероятность, что проект будет реализован.
Основные сложности этого этапа:
Тьюторанту может начать казаться, что к нему придираются мелкими вопросами, что может вызвать у него раздражение. Тьютору важно соблюдать меру. В любом действии человеку важно оставлять место для спонтанности и импровизации.
Конец ознакомительного фрагмента.