Вы здесь

50 000 знаков для тьютора. Практика тьюторских компетенций. Право на ошибку (Мария Мансветова)

Право на ошибку

Представим ситуацию. Лагерь. Тьюториал. Тьюторант Петр проектирует то, как он будет проводить «Мафию на новый лад». Тьюторант с увлечением рассказывает про игру, какая она классная, про то, что «…надо нарисовать карточек 20 штук…», про то, что вечером он уже сделает «…объявление про игру…» и уже даже ее проведет в форме «…турнира для 24 человек…». В общем, по мнению Петра, проект намечается просто «Уау!».

Тьютор в это время чуть ли не до зубного скрежета ощущает, что не получится так – времени свободного у Петра часа полтора максимум, другие ребята заняты в своих проектах, вечером уже сложно собрать людей в таком большом количестве – более 20 человек. Тьютор точно понимает, Петр находится в иллюзии успешности своего проекта.

Достаточно типичная ситуация. Тьютор в силу своего жизненного и профессионального опыта, видит, что тьюторант вот-вот «вляпается» в свои ошибочные, иллюзорные представления, завышает свой масштаб возможностей и вообще плохо представляет, что же должно случиться организационно, чтобы проект оказался успешным.

Данная ситуация требует от тьютора умения находить баланс между безопасностью тьюторанта и пользой для него от переноса внутренней картинки в реальность (задумал – сделал – отрефлексировал, что получилось).

На что можно обратить внимание тьютору?

Первое.

Тьюториал – место безопасного обсуждения

Тьюторант имеет возможность ПРОГОВОРИТЬ любые, даже самые фантастические, варианты своих действий. Тьютор слушает, тьютор уточняет, тьютор ставит «зеркало». В примере с Петром – тьютор возвращает тьюторанту: «Я слышу, что ты за сегодняшний день собираешься нарисовать 20 карточек, сделать вечером объявление и через 20 минут после него провести турнир для 24 человек». Отражение. Тьюторант смотрит в это отражение, слушает себя и получает возможность дополнить свою картинку теми действиями, которые ему кажутся наиболее желательными, эффективными и достаточными.

Второе.

Тьюторант имеет право сделать плохо.

На тьюториале обсуждаются идеи и мысли тьюторанта, а не интересные ответные предложения тьютора.

Огромный соблазн, через который проходят практически все без исключения тьюторы, – немного подправить /улучшить/дополнить /украсить замысел тьюторанта. Так, чтобы у него (у тьюторанта) всё получилось хорошо.

Тьютор должен отдавать себе отчет в том, что он не «продаёт» тьюторанту свои «предложения по исправлению» задуманного, а помогает нащупать собственные.

Третье.

Тьюторант должен научиться оценивать уровень безопасности намеченных действий.

Такие вопросы помогут увидеть риски: «Я развиваюсь в своих действиях или надрываюсь? Насколько я безопасен себе? Насколько я обеспечиваю безопасность других, занятых в моем проекте?»

Соответственно тьютор отслеживает:

– находится ли программа действий в зоне ближайшего развития тьюторанта;

– минимизированы ли риски ухудшения психического и физического здоровья тьюторанта;

– насколько продумана безопасность людей, которые могут попасть в зону действий тьюторанта.

Четвертое.

Тьюториал – честный разговор.

Тьютор видит, тьюторант не замечает, что границы безопасности нарушаются. Тьютор спокойно, выдерживая тьюторскую интонацию, обсуждает с тьюторантом «опасные места». Вернемся к нашему тьюторанту.

Проверяем личную планку: «Петр, тебе важно хоть как-то реализовать проект или ты хочешь выполнить все свои условия – 20 карточек, 24 человека, турнир, игра сегодня вечером?»

Уточняем адекватность восприятия времени: «Сколько тебе надо времени, чтобы нарисовать карточки? Что будешь делать, если увидишь – времени не хватает?»

Уточняем важность количества людей «Если придет меньше человек, что делать будешь? А если больше? Есть ли какие-нибудь действия, которые помогут тебе набрать необходимое количество человек?»

И так далее…

Пятое.

Тьюториал провоцирует на развитие.

Мертвый проект тот, в котором нет права на ошибку, в котором все продумано, все предусмотрено, все безопасно, а иногда даже уже отработано.

Живым проект становится тогда, когда внутренняя картинка будущего у тьюторанта живая, интригующая, частично непроявленная, оставляющая место для развития и рвущаяся проявиться в реальности.