Вы здесь

50 упражнений в помощь позвоночнику. При остеохондрозе, сколиозе, нарушениях осанки. Введение (В. Г. Колпаков)

© В. Г. Колпаков, 2017


ISBN 978-5-4490-0516-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

В настоящее время среди населения, как у взрослых, так и у детей, имеют место различные нарушения со стороны позвоночника.

Если у детей на первый план выступают искривления позвоночника, то у взрослых преобладают дегенеративно-дистрофические изменения, примером которых является остеохондроз позвоночника с его многочисленными симптомами.

Искривлениям позвоночника у детей, особенно незначительным, как правило, не придают большого значения ни дома, ни в детском саду, ни в школе. Это возникает по причине того, что эти изменения либо не замечают, либо расценивают их просто как косметический дефект.

Развитие же остеохондроза позвоночника у взрослых часто даёт о себе знать многообразием его патологических проявлений, основными из которых являются боль в области позвоночника и ограничение его подвижности.

Хотя следует отметить, что проявления остеохондроза могут распространяться и на отдалённые от позвоночника участки тела, в том числе на внутренние органы. Это обусловлено взаимосвязью между позвоночником, спинным мозгом, спинномозговыми нервами и органами.

По всей видимости, изменения позвоночника в детском возрасте в виде искривлений и проблемы позвоночника у взрослого человека являются звеньями одной цепи.

Функция позвоночника как подвижного органа во многом определяется гармоничным развитием его естественных изгибов.

Из курса школьной программы по анатомии всем известно о существовании изгибов позвоночника в переднем и заднем направлениях. Их называют физиологическими изгибами. Они формируются с момента рождения ребёнка и сохраняются на протяжении всей жизни. Позвоночник, приобретая такие изгибы, получает вместе с этим свойства пружины и способность амортизировать при резких движениях и нагрузках. А это исключает возникновение как сильных разовых, так и небольших, но длительных перегрузок в системе позвоночника и препятствует его разрушению.

По мере же формирования изгибов гармония в их развитии достигается далеко не всегда. На практике часто имеются отклонения величины этих изгибов как в сторону их увеличения, так и в сторону уменьшения. Хотя бывает и так, что одни изгибы увеличены, а другие, наоборот, уменьшены.

Всё это в итоге приводит к нарушениям в биомеханической системе позвоночника, которые проявляются в неравномерной нагрузке на её отдельные участки. Особенно в таких случаях страдают межпозвонковые диски. В результате чего на участках, работающих с перегрузкой, могут возникать условия для развития дегенеративно-дистрофических изменений в системе позвоночника, в том числе и остеохондроза. Это, в свою очередь, еще больше ухудшает биомеханику позвоночника.

Исходя из вышесказанного, следует отметить, что на всех этапах развития позвоночника, особенно в детском возрасте, нужно много уделять внимания правильному его развитию, способствовать адекватному формированию его изгибов.

Для этого ребёнок должен получать гармоничное физическое развитие, что достигается побуждением и поощрением его физической активности с первых дней жизни.

При выявлении же искривлений позвоночника необходимо проводить комплекс мероприятий, направленных на их устранение.

Давно известно, что состояние позвоночника во многом определяется состоянием мышц, участвующих в его движениях. И если перефразировать известную русскую поговорку, то получится, что позвоночник красен своими мышцами.

Следует сказать также, что от состояния мышц во многом зависит как правильное формирование изгибов позвоночника в детском возрасте, так и соответствующее сохранение их в последующем.

Кроме того, мышцы являются тем звеном в биомеханической системе позвоночника, через которое можно сознательно и активно повлиять на нарушения в состоянии изгибов. Избирательно работая с теми или иными мышечными группами можно, в определенной степени, уменьшать или увеличивать величину того или иного изгиба позвоночника, способствуя улучшению его функции.

Коррекция лучше достигается у детей, хотя положительных результатов можно добиться в любом возрасте.

Правда, для достижения положительного результата необходимо проявить много упорства и систематического труда.