Секрет 10. Как «грамотно» контролировать сына
Самый грамотный контроль можно осуществлять, если построить с ребенком доверительные отношения. Искренность, понимание и честность по отношению к детям – самый лучший контроль. Почему мы вообще встаем перед необходимостью контролировать ребенка? Потому что у нас возникает чувство недоверия. Мы не верим собственным детям, не верим, что они могут говорить нам правду. А почему не верим? На это есть как минимум две причины.
Первая – это когда мы занимаем позицию, что наш ребенок всегда прав, что бы он ни делал, другие, что бы ни делали, всегда не правы. Но в связи с тем, что все люди не идеальны, и дети тоже, у ребенка будут поступки как положительные, созидательные, так и отрицательные, разрушительные.
Роль родителя заключается не в том, чтобы контролировать, а в том, чтобы понимать, искренне интересоваться делами своих детей и наблюдать за тем, как они поступают, что их интересует. Чтобы ребенок вырос психически и физически здоровым, нужно дать ему возможность самому решать – созидатель он или разрушитель. Воспитать в нем такой принцип отношения к людям: я не идеален, и другие люди не идеальны, но у меня есть желание сделать этот мир лучше. Такого плана убеждение поможет подростку принимать правильные решения в любой ситуации, легко сглаживать трения, недопонимание в общении и сотрудничестве с другими людьми.
Если следовать этому принципу, то вы в ближайшее время убедитесь в том, что ваш ребенок перестает скрывать, врать. Вы увидите, что он находит правильное решение, которое позволяет ему легко общаться с другими людьми, чувствовать себя комфортно в их компании.
Людям вообще дан величайший дар общения, но мы из этого дара делаем все что угодно, но только не нормальное взаимодействие! Мы предъявляем людям те требования, которых не хотим предъявлять к себе. Из-за этого у нас возникает очень много конфликтов.
Родителям нужно понимать, что к тому периоду, когда ваш ребенок становится подростком, вы переходите из статуса опекуна-наставника в статус друга-наставника. Вы должны выстраивать с подростком дружеские отношения и в то же время постоянно корректировать его поведение, учить его совершать самостоятельные поступки.
В этот период важно придерживаться еще одного принципа. Подросток уже не ребенок, но еще не взрослый. Поэтому когда вы даете ему какое-то задание или разбираете какую-то ситуацию, в которую он попал, учитывайте эту особенность возраста. Ваши требования должны быть как ко взрослому человеку. А вот когда вы видите результат, то здесь вы должны быть к нему снисходительны, как к ребенку.
Например, уборка дома требует определенного навыка. Ребенок видел много раз процедуру уборки, но у него самого нет такого навыка. Он должен многократно помыть пол, чтобы приобрести навык делать это быстро, чисто.
Ребенок учится, поэтому у вас должна быть снисходительность, и вы должны поощрять его: «Да, ты молодец, ты здорово сделал». Если у вас есть замечание, то нужно сказать, что здесь можно было лучше сделать. Показать, как сделать лучше и с меньшими усилиями.
Если вопрос касается взаимоотношений, подскажите, как можно поступить более корректно, например, по отношению к младшим детям. Мама и папа должны проявлять снисходительность к ошибкам подростка.
Хочу в качестве примера рассказать один случай, который случился в школе у моей дочери. Ее классную руководительницу вызвали к директору. Подростки 8-го класса остались одни. Учительница не закрыла лабораторию. Пока ее не было, несколько мальчиков зашли туда.
Пока они там все рассматривали и баловались, уронили кофе в банке. Они его с пола собрали в банку и поставили опять на стол. Ушли из лаборатории, как ни в чем не бывало.
Кофе, который нельзя было собрать, подмели, чтобы не видно было. Дочь приходит домой и мне говорит: «Я не знаю, как поступить в одной ситуации». Я стала расспрашивать, что произошло. Она мне все подробно изложила.
Мам, даже при том, что я классную не люблю, но вот мне не по себе из-за банки кофе. Получилась какая-то история некрасивая.
– Ну, и что ты думаешь? – спрашиваю я.
– Я не знаю, как тут поступить: выбросить банку – она будет кричать, что мы уперли банку, обвинит в воровстве. Вот так оставить – тоже не правильно, вроде как не по-человечески.
– Ты сама была в лаборатории? Ты помнишь, какая была банка? – спрашиваю я.
– В лабораторию я не заходила, банку помню.
– Тогда иди в магазин. – Дала ей деньги. – Покупай этот кофе. Завтра отнесешь в школу, отдашь мальчишкам. Они должны поменять банки. Но твоя задача – со всех, кто там был, в этой лаборатории, собрать деньги за эту банку.
– Мама, а если они не дадут деньги?
– Ну если не дадут, то не дадут. Чистый кофе пусть поставят, а ту банку выбросят.
Дочь приходит домой, я спрашиваю: «Ну, что?» Она улыбается: «Мам, они даже слова не сказали. Обедать никто из них не пошел, они все деньги отдали за кофе».
О чем это говорит? О том, что, да, дети допустили ошибку, случайно нахулиганили, но в силу своего возраста и отсутствия опыта они просто не знают, как поступить. И когда появилась возможность изменить ситуацию, чтобы чувствовать себя людьми, а не маленькими поросятами, они очень просто ею воспользовались, и все остались довольны. Поэтому детей нужно обязательно ориентировать на то, чтобы их поступки были человеческими.
В этой ситуации есть еще один важный момент. В лабораторию зашли только семь-восемь человек из тридцати. В принципе, детей учат с детства не брать того, что им не принадлежит, в чужих вещах не рыться, но кто-то из них решил, что это нормально – входить в чужой кабинет без приглашения. Тут может быть два мотива – либо они хотели показаться храбрыми, либо у подростков уже есть склонность к воровству. Поэтому первое, о чем я спросила у своей дочери, это – была ли она в лаборатории. Если бы она сказала, что принимала в этом участие, то я начала бы разбирать в первую очередь причину ее присутствия – почему она туда зашла без учителя, какие у нее для этого были причины? Осознавала ли она, что это чужой кабинет?
Самое важное в воспитании – вырастить человека, наделенного интуицией того, что этично, а что нет, что нравственно, а что не очень. Без этого жизнь может завести совершенно не в ту сторону, в которую бы вы хотели. Никто из нас, взрослых, никогда не пожелал бы себе друга-предателя, никто не пожелал бы себе измены супруга. И ребенку нужно объяснять, что его это тоже касается в силу того, что он человек. Что нравственность – это неотъемлемая часть человека, личности. И вот, чтобы он стал человеком, у него должны быть человеческие качества.
Если вы с ребенком строите отношения именно на волне человеческих отношений, вам не придется особо контролировать ребенка – грамотно или неграмотно. Он всегда будет вам все рассказывать. Но и реакция у вас должно быть соответствующая: не стоит поднимать крик, лучше спокойно разобраться. Раз уже произошла ситуация, зачем кричать? Теперь уже нужно ее брать за точку отсчета и думать, как корректно и правильно урегулировать. Даже из самой негативной ситуации подросток должен извлечь опыт. Правильный выход из сложной ситуации позволит ему руководствоваться этим опытом в дальнейшей жизни.