Вы здесь

50 лучших программ для семейного компьютера. Глава 1. Домашний быт (Сергей Столяровский, 2008)

Глава 1

Домашний быт

Все программы, рассматриваемые в данной главе, объединяет практическая направленность. Так или иначе они помогают решать повседневные вопросы – начиная от подсчета денег в доме и заканчивая выбором стрижки и краски для волос.

В освоении любой программы главное – понять, с чего нужно начинать и что необходимо получить в результате, поэтому книга построена на описании именно практических шагов. Не обязательно вы станете пользоваться теми программами, которые здесь описаны. Учитывая это, в качестве примеров были подобраны наиболее типичные программы. Разобравшись с ними, вы сможете работать и в других программах подобного рода. В любом случае при первом знакомстве с любой программой полезно ознакомиться с тем, что написано в ее справке или файле с названием readme (буквально с англ. – «прочитай меня»). Много полезных советов и рекомендаций можно найти на сайте разработчика, поэтому в описании каждой программы приводится его адрес в Интернете.

Ведение домашней бухгалтерии

Деньги любят счет. При этом не столь важно – много их или мало: из мелких сумм в результате тоже складываются крупные!

Попытки вести домашнюю бухгалтерию на бумаге почти всегда обречены на провал – мало у кого хватает терпения записывать все расходы, а потом еще собирать отдельные записи и все упорядочивать. «Большая» компьютерная бухгалтерия, известная по программам 1С и «Турбо-Бухгалтер», для семейного и личного использования не очень подходит – в ней решаются несколько иные задачи.

В основе любой бухгалтерии лежит принцип равенства доходов и расходов: что-то приходит, что-то уходит и всегда что-то остается. Положительный остаток отражает сумму денег, имеющуюся в распоряжении. Отрицательный же остаток свидетельствует о задолженности. «Большая» бухгалтерия всегда будет двойной: если вы потратили деньги на покупку какой-либо вещи или услуги, то эту сумму обязательно надо поставить на учет. Приход денег также необходимо обосновывать: например, при продаже то, что «убывает» в учете материальных ценностей, обязательно «прибывает» в виде денег. Таким образом, домашняя бухгалтерия является лишь половиной «большой» бухгалтерии, той ее частью, которую принято называть кассовой книгой.

Кроме учета, хороший бухгалтер должен заниматься планированием и анализом, то есть уметь составлять отчеты и планировать бюджет. Отчет, составленный за определенный период, показывает объем доходов и расходов, а также их структуру. В бюджете, составляемом на будущее, можно указать предполагаемые источники и объемы как доходов, так и расходов. Разумеется, чтобы бюджет был реальным и выполнимым, его желательно строить на основании отчетов за несколько прошедших месяцев или даже лет. При этом легко проиграть различные сценарии и заранее распланировать затраты на крупные покупки, поездки и т. д. Благодаря этому вы сможете своевременно фиксировать расхождения между вашими фактическими расходами и запланированными и планировать, где и как можно сэкономить.

Среди множества программ, предназначенных для ведения учета семейного бюджета, есть и простые, предоставляющие возможность фиксирования только расходов и доходов, и комплексные, позволяющие вести учет в нескольких валютах и по различным счетам для всей семьи или для каждого ее члена в отдельности. Из этих программ вы всегда сможете выбрать ту, которая наилучшим образом согласуется именно с вашими привычками или же является универсальной, подходящей всем без исключения. Почти все программы являются условно бесплатными – установив программу, можно пользоваться ею некоторое время без регистрации. Нескольких дней достаточно, чтобы на практике познакомиться с разными возможностями программы и решить, стоит ли покупать эту программу или попробовать что-нибудь другое.

Sanuel Family

Разработчик: ООО «Сэнюэл».

Лицензия: условно бесплатная.

Язык: русский.

Операционная система: Windows 95/98/Me/2000/XP/Vista.

Размер дистрибутива: 5,81 Мбайт.

Официальный сайт: http://www.sanuel.com.


Программа Sanuel Family, несмотря на английское название, – украинская разработка. Удобный в использовании, наглядный и красивый интерфейс, множество подсказок делают эту программу одним из самых легких решений для тех, кто о бухгалтерии имеет лишь самое общее представление.

Для установки программы дважды щелкните кнопкой мыши на значке файла установки (setup2008ruHome.exe) и следуйте указаниям мастера. В процессе установки программа предложит немного рассказать о себе (рис. 1.1), при этом заведет первого пользователя и выберет основную валюту учета.

Рис. 1.1. Установка программы Sanuel Family 2008


Если после завершения ввода основной информации о себе программа не запустилась автоматически, запустите ее вручную. Для этого выполните команду Пуск → Sanuel → Family 2008 Для дома → Family 2008 Для дома. Откроется главное окно программы (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Главное окно программы Sanuel Family 2008


По умолчанию программа открывается на главной странице, где кратко показаны основные сведения: баланс расходов, бюджет, календарь. Но пока все сведения отсутствуют – сначала вам предстоит завести счета и начать ими пользоваться. В правой части главной страницы расположены ссылки, ведущие на сайт программы в Интернете.

В верхней части окна находятся кнопки справочников. В справочниках хранится определенная информация, которая будет нужна при работе. Все справочники построены по единому принципу.

1. Нажатием кнопки справочника он вызывается на место начальной страницы.

2. В группе Задачи, которая становится доступной после выбора справочника, щелчком на ссылке Новый или Добавить (в зависимости от выбранного справочника) вызывается окно для добавления новой записи в справочник (рис. 1.3). Первым полем в нем всегда является название нового элемента, а остальные поля зависят от вида справочника.

Рис. 1.3. Справочник Получатели


3. После заполнения необходимых полей нажатием кнопки Добавить новый элемент добавляется в справочник.

4. Для подробного просмотра или редактирования свойств любого из элементов предназначена вкладка Описание.

По умолчанию в верхней части окна отображается пять кнопок.

• Валюта – содержит список валют, используемых для учета. Одну, основную, валюту (рубли) вы уже указали при установке программы, но при необходимости можно добавлять любое количество валют.

• Получатели – те люди и организации, кому вы регулярно платите. Скорее всего, все магазины подряд в этот справочник вносить не стоит, однако для операторов связи или учреждений ЖКХ здесь самое место.

• Пользователи – справочник, в котором можно добавлять пользователей программы, определять их права и назначать пароли. Один пользователь есть всегда, он обладает полными правами: добавляет, редактирует и удаляет любые записи, просматривает все записи и отчеты. Внесите в этот справочник всех членов семьи, чтобы видеть, кто сколько зарабатывает и на что эти средства расходуются. Лучше всего, если каждый пользователь самостоятельно будет вносить в программу свои доходы и расходы.

• Календарь позволяет наметить периодические доходы (например, зарплату или плату за сданную квартиру) и расходы (например, коммунальные платежи или покупку проездных), а также любые события, приуроченные к определенной дате.

• Категории – самый интересный справочник. В него уже занесены основные виды доходов и расходов, вы можете уточнить этот список по своему усмотрению.

Справочник Категории содержит то, что в «большой» бухгалтерии называется статьями. Здесь располагаются две категории – Доходы и Расходы, внутри каждой из которых представлены свои подкатегории, уточняющие, откуда конкретно получены деньги или на что именно они потрачены.

По большому счету, готовый список категорий охватывает почти все, с чем сталкивается обыкновенная семья. Далее расширять и дробить этот список, видимо, не стоит – чем он короче и проще, тем легче впоследствии вводить данные. Если у вас нет личного транспорта, категорию Автомобиль можно спокойно удалить – выделите этот пункт и в группе Задачи щелкните кнопкой мыши на ссылке Удалить.

В то же время список категорий должен быть достаточно конкретным и подробным, чтобы точно отражать суть любой операции. Все зависит от целей вашей семейной бухгалтерии. Кого-то может заинтересовать детализация отдельных статей – допустим, вы захотите выделить в категории Питание отдельной статьей расходы на сигареты (хороший повод бросить курить).

Для добавления такой статьи необходимо выполнить следующие действия.

1. Щелкните кнопкой мыши на ссылке Новая категория справочника Категории. Откроется окно Новая категория (рис. 1.4).

Рис. 1.4. Справочник Категории


2. Введите в поле Название Сигареты.

3. Поскольку сигареты относятся к расходам, оставьте переключатель установленным в положение Расход.

4. Установите флажок Подкатегория. В раскрывающемся списке выберите ту категорию, в которую вы хотите добавить создаваемую подкатегорию (в данном случае это Питание).

5. Нажмите кнопку Добавить, новая категория появится в списке, причем внутри указанной категории.

Теперь, когда справочники настроены, пора приступить к ведению собственно учета доходов и расходов. Самая первая операция – создание счета и занесение на него начальной суммы. Счет – это место, где хранятся деньги. Первый, наиболее очевидный счет – ваши наличные, которые частично лежат у вас в кошельке или кармане, а частично под стопкой белья в шкафу. Для простоты этот счет можно так и назвать – Кошелек.

1. Выберите пункт меню Счета. Пока не заведено ни одного счета, список на этой странице пуст.

2. В группе Задачи щелкните кнопкой мыши на ссылке Создать счет. Появится мастер, в котором вы сможете создать новый счет.

3. На первом шаге выберите тип счета. В данном случае это Наличные деньги (рис. 1.5).

Рис. 1.5. Создание счета


4. На последнем шаге введите остаток средств на счете. Попросту посчитайте всю наличность, которая есть в доме, и введите эту сумму. На ее основе в дальнейшем и будут строиться все операции.

Скорее всего, через этот счет вы и выполните большинство операций, ведь почти всегда операции совершаются с наличными деньгами. Помимо кошелька с наличными, нужно учитывать и другие счета. Таких счетов может быть несколько – попробуйте представить, где еще могут храниться ваши деньги. Этих мест достаточно много!

• Банковский счет или сберкнижка. Особенность такого счета в том, что непосредственно с него деньги потратить нельзя – сначала их надо обналичить, снять со счета. Второй важный момент: на счет обычно начисляются проценты и программа умеет их считать. Банковский счет в программе Sanuel Family является отражением вашего реального банковского счета – операции с ним нужно производить каждый раз, когда вы реально кладете деньги в банк или снимаете их с книжки. Банковский счет может быть двух видов:

– депозитный – срочный вклад, который предназначен для хранения денег в течение заранее определенного времени и получения процентов с хранящейся суммы;

– расчетный – служит для осуществления безналичных расчетов, а проценты на него, как правило, не начисляются.

• Платежная или кредитная карта. Это разновидность банковского счета. Карту удобно выделить в виде отдельного счета, ведь операции по ней совершаются гораздо чаще, чем вы обращаетесь в банк.

• Долги. То, что кто-то должен вам, – самые настоящие ваши деньги, хотя они и находятся в данный момент в чужих руках. То, что вы должны кому-нибудь,– не совсем ваши деньги; хотя сейчас вы и распоряжаетесь этой суммой, смешивать ее с другими не стоит, чтобы не искажать реальную картину.

• Резервный счет. Несмотря на то что наиболее рационально перечислять излишки денег в банк или сберкассу – на них начисляются проценты, старый способ хранения денег «в трехлитровой банке» также имеет право на существование. Допустим, это неснижаемый целевой запас на оплату коммунальных счетов или, наоборот, на непредвиденные расходы типа водительских штрафов.

После того как счет заведен, он появляется в списке на странице счетов. Теперь с этим счетом можно совершать операции.

Щелкните кнопкой мыши на названии счета в списке, и вы попадете в реестр этого счета. Реестр – список операций, проведенных по счету. Самую первую операцию вы уже сделали, открыв счет, – положили на него начальный остаток. Для добавления записи в реестр выполните следующие действия.

1. Щелкните кнопкой мыши на самой нижней строке реестра. Строка изменит свой вид и превратится в несколько полей ввода, размещенных в два ряда (рис. 1.6).

Рис. 1.6. Ввод операции


Поля в верхнем ряду совпадают по расположению с колонками реестра – это основные поля, а под ними находятся несколько необязательных полей и кнопки. При этом запись о доходе отличается от записи о расходе лишь тем, в какое поле, Расход или Доход, вносится сумма.

2. По умолчанию датой операции предлагается текущая дата. При необходимости изменить предлагаемую дату операции нажмите на значок календаря справа от поля с датой и выберите нужную дату.

3. Из раскрывающегося списка в колонке Категория выберите одну из категорий.

4. Введите сумму в поле Расход или Доход. Встроенный калькулятор, значок которого доступен справа от соответствующих полей, поможет тут же выполнить простые вычисления: результат сразу вносится в поле.

5. При желании введите комментарий. Это делать не обязательно, но комментарий может помочь в отдельных случаях уточнить детали.

6. Нажмите кнопку Добавить, и запись добавится в реестр операций.

Предположим, зарплату вам выдают не наличными, а перечисляют на счет в банке (так поступают сейчас многие предприятия). В таком случае необходимо завести второй счет, например Сберкнижка. Процедура создания счета, занесения на него начального остатка и указания способа поступления денег уже была рассмотрена. Поскольку для покупок нужны наличные, вы периодически снимаете с этой книжки поступающие на нее деньги, другими словами, переводите некоторую сумму со счета Сберкнижка на счет Кошелек. Для отражения этой операции в программе выполните следующие действия.

1. Заведите второй счет для безналичных денег, внесите на него начальный остаток средств и по мере поступления заносите на этот счет перечисляемую зарплату. Сняв со сберкнижки средства, отразите эту операцию в программе Sanuel Family.

2. Зайдите в счет Кошелек (см. рис. 1.6).

3. Щелкните кнопкой мыши на ссылке Перевод средств в группе Задачи. Откроется окно Перевод средств между счетами (рис. 1.7).

Рис. 1.7. Перевод средств между счетами


4. Заполните поля формы. Поскольку сейчас вы выполняете операцию перевода, находясь в реестре счета Кошелек, в первом раскрывающемся списке нужно выбрать значение Взять из счета, а во втором списке – Сберкнижка (руб.), поскольку деньги перечисляются со счета Сберкнижка на счет Кошелек. Поле Процент нужно заполнять только в том случае, если вы снимаете деньги через банкомат, когда банк берет определенную комиссию за обслуживание.

5. Нажмите кнопку Перевести, и операция отразится в реестре обоих счетов.

Программа постепенно накапливает статистику, основанную на вносимых вами сведениях о совершаемых операциях. Ради этой статистики, собственно, и производится весь учет. На главной странице постоянно отображается структура расходов по категориям. Сумма всех расходов на диаграмме принимается за 100 % (рис. 1.8). На основе предлагаемой диаграммы вы можете оценить соотношение отдельных категорий расходов.

Рис. 1.8. Структура расходов


Примерно такой же отчет отдельно по доходам и расходам, но более подробный, можно просмотреть, выбрав пункт меню Отчеты. На странице Центр отчетов, помимо детальных графических, строятся и детальные текстовые отчеты, например средние значения выбранных категорий за определенный период или сравнение доходов и расходов за два разных периода времени. Одним из видов отчетов является список ваших должников и кредиторов.

Построение бюджета – самая интересная особенность программы Sanuel Family. Бюджет – список планируемых доходов и расходов. В идеале разница между доходами и расходами должна равняться нулю. Когда расходы превышают доходы, приходится экономить средства – отказываться от чего-либо, занимать или тратить отложенные на будущее деньги. Ситуация, когда доходы преобладают над расходами, гораздо приятнее. В то же время просто накапливать деньги в банке (литровой или трехлитровой) – значит обрекать их на обесценивание вследствие инфляции. Кроме того, возникает риск в один прекрасный момент потратить их на то, что совершенно не планировалось. Составляя бюджет, можно заранее предвидеть возможные накопления и продумать, как ими лучше распорядиться – например, положить на депозит. Разумеется, эту сумму тоже нужно отразить в бюджете – сбережения отличаются от денег, которые бездействуют.

Выберите пункт меню Бюджет. В окне программы откроется одноименная страница (рис. 1.9).

Рис. 1.9. Построение бюджета


В верхней части страницы расположен календарь. Он позволяет выбрать месяц, на который составляется или уже составлен бюджет. Для выбора месяца просто щелкните кнопкой мыши на нужной ячейке календаря.

Справа от календаря расположена сводка, где показана структура бюджета. Полоса-индикатор – все деньги, которые будут в вашем распоряжении (остаток на начало месяца, а также запланированные доходы в течение месяца). Части полосы закрашены различными цветами – они отображают те деньги, которые вы предназначили на определенные цели. Оставшаяся незакрашенной часть полоски – те деньги, которые вы еще не распределили.

Под календарем и сводкой находится таблица бюджета. Для удобства она разнесена по трем вкладкам.

• Доходы. На этой вкладке в таблицу вносятся все предполагаемые доходы за месяц. Делается это точно так же, как и запись реальных доходов и расходов в реестре счета.

• Платежи. На этой вкладке только отображаются периодические платежи, занесенные в календарь событий. Сам календарь открывается при нажатии на кнопку Календарь в верхней части окна (он будет рассмотрен чуть ниже).

• Категории. На этой вкладке задаются предполагаемые расходы на месяц по категориям.

В качестве примера на рис. 1.9 уже заполнена часть статей дохода и расходов на январь 2008 года. Далее продолжим составление бюджета, добавив в него новую категорию – хозяйственные расходы.

1. Дважды щелкните кнопкой мыши на нижней строке списка – появятся поля ввода.

2. Выберите в раскрывающемся списке категорию. В текстовое поле введите предполагаемую сумму.

3. Если вы хотите каждый раз видеть исполнение бюджета по этой статье на главной странице программы, установите флажок Учитывать на главной странице.

4. Нажмите кнопку Ввести. В бюджет добавится новая строка.

В таблице на любой из трех вкладок каждой категории сопоставлено три значения.

• План – те значения, которые вы ввели при создании бюджета; на них вы собираетесь ориентироваться.

• Факт – фактические расходы или доходы по данной категории. Значения программа берет из реестра счетов и обновляет по мере введения новых операций.

• Разница – результат исполнения бюджета. Положительная разница означает, что вы израсходовали меньше, чем было запланировано, или заработали больше, чем собирались, – к этому и следовало стремиться. Если же вы допустили перерасход или заработок оказался меньше запланированного, будет отражено отрицательное значение разницы, которое показывается красным цветом.

Для еще более удобного планирования в программе предусмотрен Календарь. В нем вы можете задавать периодические события наподобие коммунальных платежей или платы за кабельное телевидение либо просто использовать его для напоминаний. Для добавления в Календарь нового события выполните следующие действия.

1. Нажмите кнопку Календарь. Перед вами появится обычный календарь на месяц. Переход от текущего месяца к предыдущему либо последующему осуществляется с помощью стрелок, расположенных соответственно слева и справа от названия текущего месяца.

2. В группе Задачи щелкните кнопкой мыши на ссылке Новый платеж. Откроется окно Запись в календаре (рис. 1.10).

Рис. 1.10. Ввод нового события в Календарь


3. Заполните поля необходимой информацией.

Периодичность события можно задавать от одного дня до одного года, при этом предлагается уточнить дни недели или числа месяца.

В списке Ввод в реестр можно выбрать одно из двух значений:

• Автоматически – платеж будет автоматически вводиться в указанный день в реестр счета как совершенный;

• Только напомнить – программа напомнит в нужный день о запланированном событии, однако вводить платеж вам придется самостоятельно. Это удобно, если вы, например, не уверены в точной сумме: вдруг придется доплатить?

4. Нажмите кнопку Ввести. Новое событие появится в календаре. Одновременно это событие появится и на вкладке Платежи в бюджете.

После составления бюджета текущее состояние исполнения бюджета начнет показываться на главной странице в группе Бюджет (рис. 1.11). Полосы-индикаторы отображают объем потраченной части запланированной суммы на данную категорию, а также объем уже перечисленных на счет средств.

Рис. 1.11. Индикаторы исполнения бюджета


Мы очень коротко рассмотрели некоторые возможности программы Sanuel Family. На самом деле ее возможности гораздо шире! В окне Настройка панели, которое вызывается щелчком кнопкой мыши на значке в правом верхнем углу окна программы, можно добавить дополнительные разделы. Описание некоторых из них приведено ниже.

• Страница Цели позволяет запланировать реальные проекты, требующие материального подкрепления. Для каждой цели, например крупной покупки, создается отдельный временный счет и задается срок, в течение которого необходимая сумма должна быть собрана. В действительности, разумеется, для этих денег необходимо выделить настоящий конверт или банку. По мере появления свободных денег на разных счетах вы можете переводить средства на этот временный счет (и откладывать деньги). Вы сможете отслеживать пути поступления средств на осуществление намеченной цели и темпы опережения своего плана или отставания от него на следующих страницах.

• Имущество – поможет учитывать ценное имущество: от недвижимости и автомобиля до бытовой техники, украшений или коллекций. При этом в основу учета положена идея о том, что имущество со временем изменяет свою стоимость (например, недвижимость, драгоценности или антиквариат дорожают, в то время как компьютеры или автомобили, наоборот, обесцениваются).

• Кредиты – служит для расчета выплат по кредитам. Кроме того, можно легко и наглядно оценить переплату при пользовании кредитной картой в разных ситуациях.

Все эти инструменты осваиваются быстро и интуитивно благодаря изящному, но достаточно унифицированному интерфейсу программы. Достаточно один раз разобраться с ведением одного счета, чтобы потом по аналогии работать со всеми остальными страницами, вкладками и окнами. Перед открытием любой страницы показывается краткая подсказка, которая облегчает процесс знакомства с возможностями программы.

Прямо из главного окна можно осуществить прямой переход на два сайта: на официальный сайт программы www.sanuel.com и в интернет-журнал www.financialfamily.ru, в котором рассматриваются практические вопросы ведения домашнего бюджета.

Большинство программ для ведения домашней бухгалтерии построено по весьма схожему принципу: сначала создаются счета и категории доходов и расходов, затем в программу регулярно заносятся операции (расходование и получение денег) и в результате составляются те или иные отчеты. Отличия между разными программами заключаются только в организации интерфейса, а также наличии дополнительных возможностей. Поэтому при обсуждении еще четырех программ, предназначенных для ведения домашнего бухучета, будут рассмотрены именно эти особенности.

«Домашние финансы Free» («1М Финансы»)

Разработчик: Lab-1M.

Лицензия: бесплатная.

Язык: русский.

Операционная система: Windows 95/98/Me/2000/XP/Vista.

Размер дистрибутива: 3,8 Мбайт.

Официальный сайт: http://www.lab-1m.ru.


Компания Lab-1M выпускает целую линейку продуктов для ведения денежного учета в семье и малом бизнесе. Среди этих программ есть как бесплатные, так и платные версии, в которые включены дополнительные возможности. Открывает ряд продуктов простая бесплатная программа с очень наглядным и легко настраиваемым интерфейсом – «Домашние финансы Free».

Эта программа идеально подойдет для домашней бухгалтерии. Несмотря на внешнюю простоту, программа «1М Финансы» умеет делать практически все, что может понадобиться домашнему пользователю, и осуществляет следующие операции:

• учет средств в нескольких валютах и автоматический пересчет из одной валюты в другую;

• сортировку и отбор записей по любым критериям;

• планирование доходов и расходов;

• составление графических отчетов, выбор данных для включения в отчет прямо на странице отчета;

• экспорт данных в таблицу Microsoft Excel.

Кроме того, программа поддерживает работу с несколькими счетами и пользователями. По умолчанию уже заведено три счета: Основной, Заначка и Сберкнижка, а операции с любым счетом могут совершаться от имени любого пользователя программы.

Первая особенность программы «1М Финансы» состоит в том, что в главном окне видно сразу все или почти все. В верхней части окна расположены кнопки меню, под ними находятся кнопки и поля фильтров, а еще ниже следуют ярлыки вкладок-таблиц. Основную часть окна занимает таблица, выбираемая с помощью ярлыков. Таких таблиц пять: Доходы, Расходы, Планирование, Сводная таблица и Диаграммы. Сводная таблица, по сути, объединяет в себе таблицы Доходы и Расходы.

Фильтры позволяют показывать в любой таблице или диаграмме все записи или только записи, отвечающие определенным критериям. Например, можно отобразить только расходы на продукты, которые сделал пользователь Супруга со счета Основной счет в период с 1-го по 15-е число определенного месяца!

Слева от таблиц находится перечень статей, организованный в виде дерева. Статьи дохода и расхода создаются, удаляются и изменяются прямо в этом дереве щелчком правой кнопкой мыши. В этом вторая, очень приятная особенность программы: практически все операции со справочниками и записями доступны из контекстных меню, вызываемых щелчком правой кнопки мыши. Благодаря этому принцип работы с программой предельно прост.

1. Выберите одну из таблиц, щелкнув кнопкой мыши на ее ярлыке.

2. Щелкните правой кнопкой мыши внутри таблицы и в открывшемся контекстном меню выберите команду Добавить. Точно так же можно щелкнуть правой кнопкой мыши на названии нужной статьи в дереве статей дохода и расхода и выполнить команду контекстного меню Платеж по статье. Для сравнения на рис. 1.12 показаны сразу оба варианта.

Рис. 1.12. Окно и контекстные меню программы «1М Финансы»


В обоих случаях откроется окно Запись будет добавлена, и рядом с ним, для удобства, сразу же откроется окно Выберите платеж (рис. 1.13).

Рис. 1.13. Окна для ввода платежа


3. Выбрав нужную статью дохода или расхода в окне Выберите платеж, закройте его, и вы вернетесь в окно Запись будет добавлена. Введите сумму, выберите счет и пользователя, нажмите кнопку OK. Новая запись добавится в нужную таблицу.

Третья особенность программы – то, что для ввода любых операций служит одно и то же окно, показанное на рис. 1.13 слева. Вся разница между доходом и расходом, совершившимся или только еще планируемым платежом заключается в заполнении соответствующих полей и установке флажков. При этом в зависимости от того, из какой таблицы вы вызвали окно, уже предлагаются подходящие значения.

Такой подход подкупает своим удобством: абсолютно все делается из любого места программы. Допустим, вы находитесь в окне Запись будет добавлена и обнаруживаете, что в программе отсутствует нужный вид платежа. Даже если вы уже закрыли окно Выберите платеж, выберите в контекстном меню, вызываемом щелчком правой кнопкой мыши на названии статьи, команду Платеж по статье, и вновь откроется окно, в котором можно не только выбрать, но и создать новую статью для платежа. В том же окне Выберите платеж можно изменить порядок и организацию существующих статей. Точно таким же образом из окна создания записи вызываются окна Счета и Клиенты.

Отчеты программа подает в любом желаемом виде: соотношение доходов и расходов, их структура, изменения за период. Для настройки отчетов служат поля и кнопки фильтров, поэтому можно очень точно отобрать данные, включаемые в отчет. По сравнению с предыдущей рассмотренной программой, программа «Домашние финансы Free» больше понравится тем, кто любит держать все под контролем и настраивать в соответствии со своими вкусами и привычками самостоятельно.

«Life-финансы»

Разработчик: Lab-1M и финансовая группа Life.

Лицензия: платная.

Язык: русский.

Операционная система: Windows 95/98/Me/2000/XP/Vista.

Размер дистрибутива: 3,9 Мбайт.

Официальный сайт: http://www.lab-1m.ru, http://www.banklife.ru/life_finance.


Внешне программа «Life-финансы» практически полностью повторяет свой бесплатный аналог – программу «Домашние финансы Free». Поэтому остановимся лишь на основной ее особенности. Для этого придется сначала отойти от компьютера и зайти в офис одного из банков, принадлежащих к финансовой группе Life, а затем вернуться к компьютеру и войти в Интернет.

Финансовая группа Life объединяет целый ряд банков, находящихся в 30 городах России, не считая филиалов, и работающих с кредитными и дебетовыми (платежными) картами систем Visa и MasterCard. Все эти банки являются участниками единой системы «электронного банка E-Life». Став клиентом любого из таких банков и открыв в нем счет, вы получаете возможность управлять этим счетом и связанными с ним пластиковыми картами через Интернет, не выходя из дома. Сама по себе система электронного банка E-Life позволяет проводить через Интернет почти любые операции:

• отслеживать состояние счетов в режиме реального времени;

• переводить деньги на счета, обслуживаемые пластиковыми картами Visa и MasterCard, а также выполнять обратные операции;

• погашать задолженность по кредитной карте;

• покупать и продавать валюту;

• получать подробную информацию и выписки по любому из счетов;

• пополнять вклады;

• оплачивать услуги мобильной связи, интернет-провайдеров, жилищно-коммунальные услуги, городской телефон, междугородние переговоры;

• осуществлять любые рублевые переводы, в том числе в системе WebMoney.

Таким образом, на расстоянии можно сделать почти все, кроме получения наличных денег и зачисления их на счет. Однако деньги можно получать по карте в ближайшем банкомате – в кассу банка придется ездить, только чтобы перечислять деньги на счет и периодически получать новый набор кодов доступа. Подобной системой особенно удобно пользоваться, если вы ведете собственный бизнес, осуществляя оплаты безналичными денежными переводами, или если работодатель переводит вашу зарплату на банковский счет.

Схема работы с «электронным банком» очень проста. Разумеется, все начинается с визита в офис банка, удостоверения своей личности и открытия счета. Речь идет о реальных деньгах, и меры безопасности тут очень серьезные.

1. Откройте в банке счет на свое имя. Вид этого вклада вы можете выбрать в зависимости от его планируемого назначения – для накопления сбережений или для обеспечения текущих расходов.

2. Напишите заявление на предоставление услуги «Семейный банк». Эта услуга включает в себя выдачу двух пластиковых карт (по сути, это два отдельных «карточных» счета), подписку на пользование «электронным банком» и программой «Life-финансы».

3. Подпишите договор, получите пластиковые карты, набор паролей и карточку с кодами для работы с электронным банком. Также вы получите диск с дистрибутивом программы «Life-финансы» и данные для регистрации программы.

Теперь с любого компьютера, не обязательно из дома, вы можете зайти на сайт банка, точнее, финансовой группы Life. Необходимо лишь наличие возможности доступа компьютера в Интернет и установленного на этом компьютере любого обозревателя Интернета с поддержкой Java Script, например Internet Explorer, Opera или Mozilla Firefox. Более того, полноценные браузеры сейчас есть в некоторых мобильных телефонах. С маленького экрана смартфона работать с системой трудно, но тем не менее вполне можно.

Перейдите по ссылке https://www.e-life.ru/login.asp, и откроется страница входа в систему управления вашими счетами (рис. 1.14).

Рис. 1.14. Вход в «электронный банк»


На этой странице необходимо ввести ID (идентификатор) клиента банка и пароль, которые знаете только вы. При этом стоит отметить, что банк указывать не надо – по указанному вами ID система самостоятельно определит, клиентом какого из банков России вы являетесь. Соединение устанавливается по защищенному шифрованному протоколу HTTPS, поэтому перехвата данных хакерами можно не опасаться. Если вы обращаетесь к системе с чужого компьютера, воспользуйтесь экранной клавиатурой – так вы застрахуетесь и от возможности перехвата данных, вводимых с настоящей клавиатуры, какой-нибудь шпионской программой.

После входа в систему «электронного банка» открывается главная страница, где перечислены ваши счета – расчетный счет и счета пластиковых карт. Щелкая кнопкой мыши на ссылках, вы можете просматривать отчеты по каждому счету, переводить деньги между этими счетами либо на счета других организаций и лиц.

В момент перевода денег для подтверждения операции вы должны вводить еще один секретный код – в этом кроется еще один уровень защиты. В банке вы покупаете карточку, на которой нанесено 70 уникальных одноразовых кодов. Каждый код закрыт специальной защитной пленкой, как на карточках оплаты сотовой связи. Для подтверждения перевода денег вы должны стереть пленку и ввести тот код, номер которого запрашивает система. По одной карточке стоимостью 350 рублей можно выполнить 70 операций – после использования всех кодов вам придется зайти в офис банка и приобрести новую карту. При этом нужно будет предъявить документ, удостоверяющий личность. Таким образом, деньги, которыми вы распоряжаетесь посредством «электронного банка», находятся в гораздо большей безопасности, чем те, которые лежат у вас в кармане или барсетке.

Единственное неудобство заключается в том, что для получения новой карточки необходимо являться в банк лично, но это уже издержки требований безопасности. Впрочем, посчитаем. Большинству людей бывает достаточно делать в месяц не более полутора десятков операций – перевести определенные суммы на пластиковую карту для текущих расходов, заплатить за телефон и коммунальные услуги. Что еще? Предположим, вы сделаете денежный подарок кому-нибудь из родственников, живущих в другом городе, несколько раз заплатите операторам мобильный связи… В любом случае одной карточки с кодами хватит на два-три месяца, а то и больше. Все это время вы можете не появляться в банке, но делать все то, зачем люди обычно едут в банковский офис, с любого доступного компьютера.

Причем же здесь программа «Life-финансы»? Помимо тех возможностей, которыми располагает бесплатная версия «Домашние финансы Free», эта программа умеет получать данные о состоянии счетов прямо с сайта электронного банка E-Life. Таким образом, виртуальные счета в программе синхронизируются с реальными счетами в банке – вы можете отслеживать, когда и какие суммы поступили на ваш лицевой счет или сколько в действительности было потрачено с пластиковых карт.

Сочетание программы «Life-финансы» и услуг банков, входящих в группу Life, образует полноценную систему типа «клиент – банк» для физических лиц. Мы привыкли, что такие системы доступны лишь предприятиям – юридическим лицам. В данном же случае любой человек может ощутить всю прелесть управления деньгами посредством Интернета.

AceMoney

Разработчик: MechCAD.

Лицензия: условно бесплатная.

Язык: русский.

Операционная система: Windows 95/98/Me/2000/XP/Vista.

Размер дистрибутива: 1,74 Мбайт.

Официальный сайт: http://www.mechcad.net.


Программа AceMoney предназначена для ведения семейного бюджета, но с ее помощью можно также наладить и учет в малом семейном бизнесе. Не случайно в справочниках, загружаемых по умолчанию, присутствуют такие статьи, как налог на добавленную стоимость и налог на прибыль (рис. 1.15).

Рис. 1.15. Страница Категории


Интерфейс программы тщательно продуман и лаконичен. Вверху расположены стандартное меню и кнопки вызова справочников и отчетов, слева на панели сгруппированы кнопки действий, а основную часть окна занимает страница с таблицей или отчетом. Для быстрого перемещения между последними открывавшимися страницами служат кнопки Вперед и Назад.

Основная работа с программой ведется со страниц счетов. Список счетов находится на главной странице программы и в справочнике Счета. Операции здесь называются на западный манер транзакциями.

1. Создав и затем открыв один из счетов, нажмите кнопку Новая транзакция. Откроется универсальное окно Транзакция (рис. 1.16).

Рис. 1.16. Страница Счета и окно Транзакция


2. Установите переключатель Тип в одно из трех доступных положений. Посредством использования лишь одного окна можно занести как расход, так и доход или сделать перевод со счета на счет. Если переключатель установлен в положение Перевод, поля Счет и Корреспондент автоматически заменяются полями Откуда и Куда.

3. Выберите в раскрывающихся списках Категория категорию и подкатегорию платежа.

4. Нажмите кнопку OK, транзакция добавится в таблицу.

Одна из особенностей программы, роднящая ее с «большими бухгалтериями», состоит в том, что транзакции, внесенные в таблицу, в балансе и отчетах отражаются не сразу после их внесения. Чтобы увидеть результат, необходимо нажать кнопку Свести баланс. При этом появится запрос, уточняющий, какие именно транзакции должны учитываться, а какие – нет. На практике это полезно, если приходится вносить изменения и уточнения в записи. Если записей много, непрерывный пересчет итогов может заметно замедлить работу программы. Проведение расчета итогов операций лишь однократно и по вашей команде позволяет обойти подобную проблему.

Программа AceMoney обладает выраженным «западным акцентом». Кроме страниц, знакомых по рассмотренным выше программам, здесь присутствуют большой справочник банков и раздел Акции. Если в настройках программы выбран русский язык, по умолчанию загружается справочник российских банков, причем актуальный.

Мы пока не привыкли ставить инвестирование в один ряд с банковскими вкладами в качестве стандартного способа накопления и сбережения средств. Тем не менее некоторые из нас уже владеют акциями, приобретенными во времена приватизации, или всерьез интересуются их покупкой в расчете на долгосрочную перспективу. Программа AceMoney позволяет учитывать имеющиеся у вас акции и, самое главное, отслеживать изменения котировок – ведь цена акций, как и курсы валют, непрерывно меняется. На странице Акции вы можете создать список интересующих вас акций, по умолчанию в нем уже присутствуют четыре «голубых фишки». Теоретические основы выходят за рамки данной книги – если вы интересуетесь акциями, то уже должны иметь о них представление, а если нет, можете спокойно пропустить этот раздел. Для занесения в программу данных об имеющихся у вас акциях выполните следующие действия.

1. Перейдите на страницу Акции. Нажмите кнопку Добавить инвестицию. Откроется окно Инвестиция (рис. 1.17).

Рис. 1.17. Страница Акции и окно Инвестиция


2. В этом окне в поле Название введите название акций. В качестве примера на рисунке выбраны акции РАО «Газпром». В поле Код укажите международный код акций, которые вы хотите добавить в список. Если вы не знаете код, нажмите кнопку Поиск кода. Запустится обозреватель Интернета, в котором будет открыта страница поиска http://finance.yahoo.com/, и по названию акций вы сможете найти их код.

3. В раскрывающемся списке Валюта выберите валюту, в которой выражается стоимость акций, а в списке Источник котировок – один из финансовых порталов, посредством которого вы хотите получать котировки данных акций.

4. Нажмите кнопку Скачать (компьютер в это время должен быть подключен к Интернету). Программа автоматически обратится к указанному выше порталу, получит текущую котировку (цену одной акции) и отобразит ее в текстовой области История цен.

5. Нажмите кнопку OK. В список акций будет добавлена строка с новым видом акций.

6. Чтобы занести в программу информацию о покупке или продаже акций, нажмите кнопку Новая транзакция. В открывшемся окне выберите название акций, укажите их количество и название счета, с которого были переведены деньги на покупку или на который должны быть переведены вырученные от продажи акций деньги.

В списке акций напротив их названия отобразится число акций, которыми вы владеете, и их реальная стоимость по последней котировке.

Впоследствии для повторного вызова описанного окна и получения последних котировок вам необходимо будет дважды щелкнуть кнопкой мыши на нужной строке в списке акций и в открывшемся окне нажать кнопку Скачать. После закрытия окна в списке акций изменится их суммарная стоимость (колонка Итого). В колонке Прибыль отобразится прибыль или убыток в зависимости от изменения курса. При этом стоимость каждого вида акций отражается в той валюте, в которой котируются эти акции, а в итоговой строке показывается суммарная стоимость всех ваших акций в валюте по умолчанию, например в рублях.

В меню Настройки находятся три очень удобные и полезные команды: Долговой калькулятор, Калькулятор сбережений и Ипотечный калькулятор. Их назначение понятно из названий (на рис. 1.18 показано, как выглядит окно Калькулятора сбережений). С помощью этих калькуляторов можно моментально рассчитать сложные проценты при различных суммах, сроках и процентных ставках, а Ипотечный калькулятор, помимо этого, позволяет учитывать размеры налогов и страховок.

Рис. 1.18. Калькулятор сбережений


Программа AceMoney по своим основным возможностям имеет много общего с большинством российских разработок, также предназначенных для ведения семейного бухучета. Вместе с тем эта программа наилучшим образом подходит тем, кто хранит или собирается вложить часть своих сбережений в акции, любит заранее просчитывать величины займов или вкладов.

MyMoney

Разработчик: Дураков И.

Лицензия: условно бесплатная.

Язык: русский.

Операционная система: Windows 95/98/Me/2000/XP/Vista.

Размер дистрибутива: 3,44 Мбайт.

Официальный сайт: http://www.planetsoft.ru.


MyMoney – одна из самых простых программ для ведения домашней бухгалтерии. В ней нет ничего лишнего, а интерфейс очень напоминает веб-страницу (рис. 1.19). На главной странице расположены самые настоящие ссылки на все разделы (страницы) программы, а на панели навигации находятся кнопки Назад, Вперед и Главная.

Рис. 1.19. Главная страница программы MyMoney


Во время работы с программой постоянно появляются подсказки. Например, при первом запуске программа подсказывает, что следует создать новую базу данных, а затем – что нужно добавить счет.

Все справочники – Валюта, Виды прихода и Виды расхода – доступны посредством одного окна (рис. 1.20). По умолчанию программа не содержит ни одной категории, поэтому в начале работы необходимо создать счета и заполнить справочники. Все справочники в программе одноуровневые, то есть не предусматривают создание подкатегорий.

Рис. 1.20. Окно справочников


Новые категории доходов и расходов можно создавать при вводе записей о доходах и расходах. Если вместо выбора вида дохода или расхода из раскрывающегося списка вы вручную введете в это поле новую категорию, при добавлении записи программа предложит добавить новую категорию в справочник (рис. 1.21).

Рис. 1.21. Ввод операции


Состояние ваших счетов и список основных запланированных событий отображаются на главной странице программы. Страница Отчеты и графики представляет необходимую информацию для подробного анализа структуры расходов и доходов (рис. 1.22).

Рис. 1.22. Отчеты и графики в программе MyMoney


На этой странице можно выбрать любой из девяти отчетов. Отчеты о доходах и расходах настраиваются по категориям, счетам и периодам, а сформированный отчет можно представить в виде таблицы либо плоского или объемного графика.

Помимо предельной простоты, особенностью программы MyMoney является хорошо продуманная система учета долгов и их возвратов. Например, программа напоминает о дате возвращения вам долга, а также о наличии возможности гашения задолженности по частям.

Программа MyMoney придется по вкусу тем, кто ценит в учете лаконичность и ясность более всего. Также, возможно, стоит обратить внимание на этот продукт, если вы часто занимаете деньги либо даете их в долг – программа вовремя напомнит о необходимости возврата денег и позволит легко вспомнить, кто, кому и сколько должен.

«Кредитный калькулятор» (CreditCalc)

Разработчик: Гусев А. В.

Лицензия: бесплатная.

Язык: русский.

Операционная система: Windows 95/98/Me/2000/XP/Vista.

Размер дистрибутива: 0,57 Мбайт.

Официальный сайт: http://www.creditcalc.nm.ru.


«Кредитный калькулятор» – достаточно специфическая программа. Сегодня банки и магазины чаще призывают брать кредиты, а не вкладывать деньги. Эта маленькая программа дает возможность быстро рассчитать размеры периодических выплат по взятому кредиту, а также позволяет избежать попадания в «мышеловку» в случае, если кредит предоставляется банком по очень низким процентам. Дело в том, что формула расчета, которой руководствуются банки при выдаче кредита, часто не является очевидной. Помимо громко объявляемых процентов за кредит, в ней присутствует еще одна величина, называемая комиссией за обслуживание или за ведение счета. Обычно размеры этой комиссии указываются в рекламных предложениях самым мелким шрифтом где-нибудь внизу.

Для расчета необходимо знать пять исходных данных (последние два параметра вряд ли будут приведены в рекламе – их нужно уточнить у сотрудника банка, предлагающего кредит):

• сумму кредита в рублях;

• процентную ставку;

• срок погашения в месяцах;

• способ погашения кредита – платежи равными частями или дифференцированные платежи;

• процент за обслуживание кредита.

Для составления графика ежемесячных платежей введите исходные данные в поля окна программы и нажмите кнопку Расчет. В таблице в нижней части окна появится список платежей на каждый месяц (рис. 1.23).

Рис. 1.23. Окно программы «Кредитный калькулятор»


В программе предусмотрен и другой режим работы. Если банк допускает выплату кредита произвольными частями с предоставлением возможности его досрочного погашения, нажмите кнопку Режим ввода – программа немного изменит вид. В этом случае вы можете раз за разом вводить дату и сумму очередного платежа, нажимать кнопку Расчет и видеть, какая часть кредита уже погашена и какая его часть еще должна быть выплачена.

Единственное, что программа не учитывает в таком режиме, – штрафы, которые многие банки взимают в случае досрочного погашения кредита. Впрочем, проявив определенную настойчивость, эти данные можно выяснить в самом банке.

В этом разделе были показаны типичные программы разных подвидов «домашней бухгалтерии» и сам принцип работы с ними. На самом деле таких программ очень много. По крайней мере, только быстрый поиск в Интернете сразу же выдал ссылки более чем на 30 русскоязычных программ, касающихся учета семейных финансов.

Коммунальная жизнь

Если вы твердо решили заняться учетом и планированием домашних финансов, целесообразно уделить внимание и расчету коммунальных платежей. Однако программ для «домашнего применения», относящихся к данной области, существует не так уж много. Это вполне объяснимо: как правило, все подобные расчеты уже делают за нас соответствующие службы. Справедливости ради подумаем, что и где можно уточнить.

Оплата телефонных переговоров. Узнайте у своего телефонного оператора номер голосового автоинформатора и введите его в память проводного телефона. Такую бесплатную услугу предоставляют практически все современные АТС. Информатор сообщит вам общее время телефонных разговоров за месяц и сумму к оплате.

Оплата мобильной связи. Возможность узнать о состояние лицевого счета предоставляют все без исключения операторы сотовой связи. Занесите этот короткий номер в записную книжку своего телефона – и вы всегда будете знать расходы за месяц и сумму средств, оставшихся на счете.

Плата за пользование Интернетом. Когда-то были распространены программы дозвона, например E-Dialer, которые учитывали время подключения и трафик, а также рассчитывали сумму, предоставляемую к оплате в соответствии с введенным тарифом. Сейчас, когда соединение по коммутируемой линии через обычный модем уже безнадежно устаревает, гораздо проще и удобнее регулярно заходить на сайт своего провайдера и смотреть там статистику соединений. Для удобства ссылку на страницу статистики стоит занести в список избранных адресов браузера.

Оплата коммунальных услуг делится на две части. Первую, постоянную, часть – плату за обслуживание здания, отопление, вывоз мусора и лифт – вам сообщает эксплуатирующая организация в выставляемых счетах. Ваша же задача – проверить правильность начислений и их соответствие нормам. Делается это очень просто: тариф умножается на площадь квартиры или на число прописанных в ней жильцов и сравнивается с цифрами, приведенными в платежной квитанции. Для этой цели особая программа и не нужна, достаточно встроенного калькулятора Windows или, если вам угодно, электронной таблицы Microsoft Excel.

Вторая часть квартплаты – переменная – то, что мы платим за электричество, воду и газ. Конечно, посчитать разницу между показаниями счетчиков за этот и прошлый месяц и умножить ее на тариф не составляет труда ни на калькуляторе, ни в электронной таблице, но специализированные программы позволяют сделать это быстрее и проще. Главное же преимущество таких программ – возможность распечатывания платежного поручения и хранения данных за любой период времени.

Рассмотрим две программы, созданные именно для домашнего пользователя.

«Квитанции ЖКХ»

Разработчик: Савельев Андрей aka Dron-s.

Лицензия: бесплатная.

Язык: русский.

Операционная система: Windows 95/98/Me/2000/XP.

Размер дистрибутива: 2,21 Мбайт.

Официальный сайт: http://www.dron-s.narod.ru.


Эта маленькая программа формирует квитанции оплаты электроэнергии, горячей и холодной воды. После первого запуска программы необходимо внести в нее свои личные данные и реквизиты тех организаций, которым осуществляются платежи за свет и воду,– впоследствии эти данные будут указываться во всех распечатываемых квитанциях. Для того выполните указанные ниже действия.

1. В главном окне программы выберите команду Сервис → Пользователи → Добавить пользователя. Откроется окно Пользователи, в котором следует ввести свои данные и номер лицевого счета (рис. 1.24).

Рис. 1.24. Добавление пользователя


2. После завершения ввода данных нажмите кнопку Записать, а затем OK. Данные будут сохранены, а окно закроется.

3. Откройте окно Реквизиты (Сервис → Реквизиты). В этом окне введите реквизиты поставщиков электроэнергии и воды (рис. 1.25). По умолчанию в программу занесены данные для города Тобольска – автор программы живет там.

Рис. 1.25. Ввод реквизитов поставщиков услуг


4. Нажмите последовательно кнопки Записать и OK.

5. Укажите тарифы (Сервис → Тарифы) и сохраните введенные значения.

Теперь можно посмотреть показания счетчиков и приступить к заполнению квитанций. После первого запуска программы вам необходимо будет вручную ввести в квитанцию показания счетчика за прошлый период – при заполнении последующих квитанций программа автоматически будет брать это значение из прошлого документа.

1. Выберите в главном окне пункт меню Бланки → Бланки на заполнение → За свет. Откроется окно Заполнение квитанции за свет (рис. 1.26).

Рис. 1.26. Заполнение квитанции за свет


2. Выберите в раскрывающемся списке название отчетного месяца. Введите в соответствующие поля показания счетчика.

3. Нажмите кнопку Рассчитать. Программа проведет расчет и покажет в нижней части окна сумму к оплате.

4. Нажмите кнопку Отчет. Окно ввода данных закроется, сведения будут занесены в базу данных, а перед вами откроется окно предварительного просмотра квитанции для печати (рис. 1.27).

Рис. 1.27. Просмотр квитанции перед печатью


5. Нажмите кнопку Печать

расположенную в верхнем левом углу окна предварительного просмотра. Квитанция будет распечатана на принтере.

6. Закройте окно предварительного просмотра.

Точно так же заполняются и квитанции за водоснабжение. Однако прежде, чем приступить к их заполнению, зайдите в меню Сервис → Параметры и в открывшемся окне снимите или установите флажок Использовать двойное заполнение (за воду) в зависимости от принятого в вашем городе способа платы за горячую, холодную воду и канализацию (с одной общей квитанцией или двумя разными).

Чтобы просмотреть данные квитанций за предыдущие периоды, в меню Архив выполните команду Просмотреть. Откроется простое окно, в котором нужно выбрать вид услуги, месяц и год. После нажатия кнопки Показать вы увидите заполненную форму за выбранный месяц, изображенную на рис. 1.26.

«Электросчетчик»

Разработчик: Парфенов М. В.

Лицензия: бесплатная.

Язык: русский.

Операционная система: Windows 95/98/Me/2000/XP/Vista.

Размер дистрибутива: 0,53 Мбайт.

Официальный сайт: http://www.mishel01.narod.ru.


Эта программа похожа на предыдущую, однако предназначена только для расчета платы за электроэнергию. В окне программы есть три вкладки. На первой вкладке – Бланк – изображен пустой бланк квитанции (рис. 1.28).

Рис. 1.28. Программа Электросчетчик, вкладка Бланк


Поля на бланке, которые должны быть заполнены, выделены желтым цветом и мигают. При первом запуске программы необходимо заполнить все поля, а в последующем – только показания счетчика.

1. Заполните поля бланка, нажмите кнопку Рассчитать. Извещение и квитанция будут рассчитаны и заполнены. При этом станут доступны ранее неактивные кнопки справа от бланка.

2. Нажмите кнопку Сохранить. Сведения за текущий месяц будут сохранены в базе данных программы.

3. Чтобы просмотреть предыдущий заполненный бланк, нажмите кнопку Просмотр или перейдите на вкладку Просмотр, щелкнув кнопкой мыши на ее ярлыке.

4. Для печати квитанции нажмите кнопку Печать на вкладке Бланк или Просмотр.

Статистика расхода электроэнергии и платежей показана на вкладке Статистика и настройка (рис. 1.29). В поле справа от диаграмм перечислены доступные архивы квитанций – за каждый год автоматически создается свой архив из 12 квитанций.

Рис. 1.29. Статистика потребления электроэнергии


В настройках программы, которые находятся на этой же вкладке, разобраться очень просто. Подписи к флажкам подробно объясняют их назначение. Для наибольшего удобства работы с программой желательно установить все четыре флажка. При запуске «Электросчетчика» из операционной системы Windows Vista в окне могут отображаться полосы прокрутки, но это не способно испортить общее приятное впечатление от программы.

Во многих городах энергоснабжающие организации принимают платежи только на собственных проштампованных бланках, отрываемых из абонентской книжки. В этом случае заполнять квитанции придется вручную, но и тогда программа может выполнять функции удобного средства учета и статистики потребления электроэнергии. Если кто-то из домашних регулярно забывает выключать свет в коридоре или туалете – распечатайте на цветном принтере диаграмму с вкладки, показанной на рис. 1.29, вставьте в рамочку и повесьте рядом с выключателем.

Проектирование и ремонт квартиры

Компьютер при наличии соответствующей программы позволяет смоделировать все, что угодно. Эта книга, собственно, и призвана подсказать, какие существуют программы для решения тех или иных задач. Если вы собираетесь сделать ремонт, отделать новую квартиру или просто сменить мебель, очень важно заранее обыграть всевозможные варианты заранее, что как раз и можно сделать с помощью компьютера. Задачи при этом могут быть самые разные.

Нарисовать план квартиры и оценить, как в существующие габариты с учетом окон и дверей впишется мебель и другие предметы интерьера. Это самая простая задача, и решения у нее тоже простейшие. Раньше с этой целью рисовали чертеж на бумаге в клетку, потом вырезали из такой же бумаги контуры мебели и двигали их по этому чертежу. Кстати, и сейчас в рекламные каталоги многих мебельных фирм вкладываются страницы с масштабной сеткой и набором вырезаемых моделей. Благодаря компьютеру то же самое легко можно сделать в любом графическом редакторе, главное – соблюсти масштаб. Но существуют специальные, очень простые программы для расстановки. Размеров мебели не так уж много, а вот расставить мебель в квартире – целое искусство.

Спроектировать интерьер «в объеме» и рассмотреть его с разных точек – задача, которая на практике ставится чаще всего. С ней справляются достаточно простые и маленькие программы трехмерного моделирования, две из которых будут описаны ниже. В результате их работы вы можете получить объемную схематичную модель комнаты или всей квартиры. Все, на что можно при этом рассчитывать,– точное соответствие размеров и взаимного расположения элементов действительности, однако цвета и детали будут напоминать реальный интерьер лишь приблизительно.

Спроектировать интерьер «в цвете и свете» и представить его на экране в точности так, как он будет выглядеть в действительности, гораздо труднее. Профессиональные дизайнеры обычно пользуются программами ArchiCad и 3ds Max, которые позволяют получить изображение качества, приближенного к фотографическому. Главная проблема в том, что для создания такой модели нужны определенные навыки, а они достигаются только опытом. Вполне вероятно, что освоение подобных программ займет у вас больше времени, чем сам ремонт. Моделирование и проектирование в этих программах само по себе является увлекательным творческим занятием, но это уже тема, достойная отдельных книг. В любом случае необходимо помнить, что восприятие реальных стен и мебели разительно отличается от компьютерной модели, как бы тщательно над ней ни работали.

AfonSoft MioBell

Разработчик: AfonSoft.

Лицензия: бесплатная.

Язык: русский.

Операционная система: Windows 95/98/Me/2000/XP/Vista.

Размер дистрибутива: 1,57 Мбайт.

Официальный сайт: http://www.afonsoft.euro.ru.


MioBell – очень простая и интересная программа, предназначенная для проектирования расстановки мебели в комнатах. Она позволяет создавать и работать с неограниченным количеством комнат и мебели в них. При создании комнаты ее масштабы подбираются программой таким образом, чтобы комната целиком поместилась в видимых границах экрана. При запуске программы на экран выводится окно с меню из четырех пунктов. Для создания проекта новой комнаты выполните следующие действия.

1. Выполните команду меню Комнаты → Создать комнату. Откроется окно Новая комната (рис. 1.30).

Рис. 1.30. Создание комнаты


2. Введите размеры комнаты в миллиметрах, ее название и нажмите кнопку

Появится заготовка чертежа с заданными размерами. Каждая комната представлена в отдельном окне внутри главного окна программы.

3. Выполните команду меню Комнаты → Окна, двери. В открывшемся окне Окно/Дверь укажите взаимное расположение оконных и дверных проемов, их отступы от каждого из углов комнаты и ширину. Для каждой стены можно создать не более одного проема, а его предназначение – окно это или дверь – роли не играет. Закройте окно, и на стенах отобразятся отмеченные проемы (рис. 1.31).

Рис. 1.31. Разметка окон и дверей


4. Создайте предмет мебели (Мебель → Создать мебель). В окне Новая мебель (рис. 1.32) введите ее размеры и название. Закрыв окно, вы увидите в комнате светлый прямоугольник, изображающий этот предмет.

Рис. 1.32. Создание мебели


5. Для создания следующего предмета повторно вызовите окно Новая мебель, и так до тех пор, пока вы не обставите всю комнату. Получится что-то наподобие того, что изображено на рис. 1.33.

Рис. 1.33. Расстановка мебели


6. Передвигайте «мебель» по комнате левой кнопкой мыши. Правая кнопка мыши поворачивает предметы на 90°. Движение мебели, как и в жизни, ограничено стенами.

В итоге можно подобрать оптимальную расстановку мебели, при этом совершенно не поцарапав пол. Вы удивитесь, какое количество вариантов открывается даже в достаточно тесной комнате с неудобно расположенными дверьми и окнами! При желании расстановку можно сохранить (Квартира → Записать), чтобы позже продолжить эксперименты с расстановкой мебели.

VisiCon

Разработчик: «Грандсофт».

Лицензия: демоверсия.

Язык: русский.

Операционная система: Windows 95/98/Me/2000/XP/Vista.

Размер дистрибутива: 4,16 Мбайт.

Официальный сайт: http://www.visicon.ru.


Программа VisiCon – серьезный инструмент проектирования интерьеров, который используется не только любителями создания собственных проектов, но и профессиональными отделочниками (рис. 1.34). Для свободного использования на сайте разработчиков доступна демонстрационная версия программы, работающая с некоторыми ограничениями. Там же можно найти и две платные версии – базовую и профессиональную,– отличающиеся набором библиотек конструкций и дополнительных функций, например расчета плитки.

Рис. 1.34. Мастер проектов


Программа содержит достаточно подробную справочную систему, кнопки сопровождены всплывающими подсказками, а на сайте разработчиков приводятся детальные рекомендации по практическим приемам работы. Поэтому в книге описание программы ограничено лишь общим описанием последовательности работы с проектом.

Главное окно программы разделено на несколько частей: рабочую область проекта, панели инструментов, окно свойств объекта и окно библиотеки объектов. Хотя на рис. 1.35 эти два окна выглядят как панели в нижней и правой частях окна программы, их можно перетащить мышью в любое место главного окна, чтобы освободить место для рабочей области, как показано на рис. 1.36.

Рис. 1.35. Стены, двери, окна


Рис. 1.36. Развитие чертежа


Работа с программой заключается в выполнении следующих действий.

1. Создайте новый проект. Мастер проектов позволяет создавать замкнутые контуры их стен – комнаты – и пристыковывать их друг к другу (см. рис. 1.34). В результате должна получиться заготовка, в которой впоследствии можно добавить или убрать отдельные участки стен, «прорезать» дверные и оконные проемы,– ведь не всякая квартира состоит только из прямоугольных комнат.

2. Добавляя и удаляя отдельные стены с помощью инструментов, расположенных на панели слева, превратите заготовку в точный план будущей квартиры. Выделение стен производится щелчком кнопкой мыши, а удаление – нажатием клавиши Delete. Такая процедура соответствует реальной перепланировке: некоторые объекты разрушаются, некоторые – достраиваются, только пыли и шума нет. Расставьте двери и окна, перетаскивая их модели из библиотеки материалов в нижней части окна прямо в нужные места на стенах (см. рис. 1.35). После выделения объекта его размеры и положение могут быть откорректированы с точностью до миллиметра на вкладке Геометрия окна свойств объекта. На вкладке Материалы задаются цвет, текстура и степень прозрачности объекта (если внешняя стена мешает рассматривать детали макета, можно временно сделать ее полупрозрачной).

3. Перетащите мышью различные конструкции, мебель и оборудование из библиотеки материалов на чертеж. Каждый из объектов можно перемещать по чертежу и вращать с помощью мыши, а их высота от пола задается в окне свойств объекта на вкладке Геометрия. Вполне возможно, что по мере заполнения квартиры вам захочется даже добавить и передвинуть перегородки либо изменить положение дверных проемов. В результате план постепенно приобретает окончательный вид (см. рис. 1.36).

4. Нажмите в главном окне программы кнопку 3D – в рабочей области чертеж превратится в трехмерный макет (рис. 1.37). С помощью мыши и клавиатуры этот макет можно вращать, приближать и наклонять, вы можете даже перемещаться по нему. Команды меню Вид и Камера позволяют выбирать различное освещение и ракурсы обзора.

Рис. 1.37. Просмотр макета


Если стены мешают рассмотреть внутренний вид комнат, временно отключите их через меню Вид либо вернитесь в режим моделирования и сделайте отдельные стены полупрозрачными. Чтобы от макета вернуться к чертежу, нажмите кнопку, на которой теперь написано 2D. Все изменения, вносимые в чертеж, незамедлительно отражаются на макете. Конечно, изображение очень напоминает картонный макет и до фотографии ему далеко, но даже такая модель позволяет наглядно оценить создаваемый интерьер.

Демонстрационная версия программы не дает возможности сохранить созданный проект – эта функция становится доступной только после регистрации программы. Тем не менее эффективность использования даже демонстрационной версии значительно превосходит эффективность моделирования на бумаге. Примерно по такому же принципу работают все архитектурные и дизайнерские программы – различия лишь в количестве инструментов и их настроек.

IKEA Home Planner

Разработчик: Inter IKEA Systems B. V.

Лицензия: бесплатная.

Язык: русский.

Операционная система: Windows 98/Me/2000/XP/Vista.

Размер дистрибутива: 14 Мбайт.

Официальный сайт: http://www.ikea.com/ru/ru.


Широко известная в России сеть супермаркетов ИКЕА на своем сайте предлагает для свободной загрузки три программы планирования интерьера. На самом деле это одна и та же программа, но с разными наборами моделей мебели и обстановки: для кухни, спальни, кабинета или офиса.

При полной функциональности программа абсолютно бесплатна – она должна привлекать покупателей в сами супермаркеты! Определившись с выбором обстановки, можно прямо в программе составить и отправить заказ в ближайший магазин. Но даже если вы живете далеко от супермаркета и не собираетесь покупать мебель в ИКЕА, эта программа может вам пригодиться. Не секрет, что почти вся мебель в мире делается по стандартной сетке размеров – в большом ассортименте моделей, включенных в программу IKEA Home Planner, обязательно найдется что-нибудь очень похожее на мебель, приглянувшуюся в ближайшем магазине.

Работа с этой программой напоминает прохождение игры, состоящей из четырех уровней. Нажимайте последовательно кнопки Room Design (Интерьер), Furnish (Обставить), 3D View (Трехмерное изображение) и Item List (Список компонентов). На каждом из «уровней» последовательно выполняйте инструкции, которые появляются в левой части окна. Ниже представлена последовательность действий на примере моделирования кухни.

1. Room Design (Интерьер). Создайте стены кухни (рис. 1.38):

1) выберите в раскрывающемся списке наиболее подходящую форму комнаты;

2) укажите размеры помещения и высоту стен в полях, расположенных слева от чертежа;

3) с панели, находящейся под чертежом, перетащите на стены элементы дверей, окон, батарей, газовых и водопроводных труб. При перетаскивании на чертеже сразу же показываются размерные линии, а ширина дверей и окон или высота розеток от пола вводится в поля, появляющиеся на панели слева от чертежа.

Рис. 1.38. Окно программы IKEA Home Planner


2. Furnish (Обставить). Расставьте мебель и аксессуары, выбираемые из каталога:

1) разверните нужную ветвь каталога, находящегося в левом нижнем углу окна программы, и выберите необходимую группу элементов щелчком кнопки мыши на ее названии. После этого на панели под чертежом появятся образцы мебели, техники и аксессуаров;

2) перетаскивайте мышью отдельные предметы с этой панели на область чертежа. На панели слева от чертежа при этом уточняется цвет и комплектация выбранного предмета.

3. 3D View (Трехмерное изображение). На этом этапе программа позволяет увидеть трехмерное изображение макета созданного вами интерьера (рис. 1.39). Нажимая кнопки, расположенные вдоль рамки рабочей области, можно изменять угол обзора и масштаб изображения.

Рис. 1.39. Трехмерное изображение кухни


Если на трехмерном макете вас что-либо не устраивает, всегда можно вернуться к любому из предыдущих этапов. Параметры мебели можно изменять, щелкая кнопкой мыши на отдельных элементах интерьера прямо в окне просмотра. Полученное изображение можно распечатать, выполнив команду меню File → Print (Файл → Печать) либо просто нажав кнопку Print (Печать) в верхнем правом углу окна программы.

4. Item List (Список компонентов) – представляет собой таблицу, в которой перечислены все элементы выбранных предметов мебели и аксессуаров из каталога сети ИКЕА с указанием цен. Этот этап нужен только в том случае, если вы собираетесь покупать обстановку в ИКЕА.

Программу IKEA Home Planner правильнее было бы назвать не инструментом моделирования интерьера, а инструментом расстановки мебели в некотором абстрактно-сером помещении. Размерами, формой, расположением дверей, окон, розеток и труб это помещение в точности совпадает с вашей комнатой, но ее цвет и отделку, к сожалению, придется домысливать. Вместе с тем эта программа настолько проста в освоении, что изобразить в ней свое представление о кухне, спальне или гостинной за считанные минуты сможет любой человек, даже вовсе не знакомый с процессом проектирования. С полученным изображением, распечатанным на принтере, можно смело отправляться по мебельным магазинам или салонам.

Раз уж речь зашла о мебели, уместно вспомнить о программах для ее проектирования и конструирования – Kitchen Draw, Woody и др. Эти программы интересны тем, что в результате помимо цветного трехмерного изображения они представляют набор чертежей составных деталей предметов мебели. Опыт многих домашних умельцев доказывает, что производить мебель собственными руками очень просто, хотя для этого и требуется наличие определенной смелости, начального представления о конструкции мебели вообще и наличие по крайней мере минимума столярного инструмента.

Между проектом и ремонтом, выполненным по этому проекту, существует во всяком случае одно довольно существенное отличие. Самостоятельно разработанный проект не стоит почти ничего, а ремонт выливается по меньшей мере в стоимость материалов. Подсчитать стоимость ремонта можно эмпирически, и основных правил здесь всего три.

• Окончательные затраты на ремонт составляют примерно в полтора раза больше, чем планируется первоначально.

• Если ремонт производится с привлечением чужих рабочих рук, стоимость работ по ремонту приблизительно равна стоимости материалов.

• Подрядчик всегда найдет способ обосновать предложенную им стоимость работ. Даже если вы докажете, что покраска квадратного метра потолка стоит дешевле заявленной, подрядчик тут же напомнит, что поверхность предварительно нужно отшлифовать, обезжирить и загрунтовать, пол и стены защитить от брызг, а каждая из этих операций тоже входит в объем работ.

Конец ознакомительного фрагмента.