10. Михаил Лермонтов
«Герой нашего времени»
Согласно распространенной версии, род Лермонтовых происходил из Шотландии, от полумифического барда Томаса Лермонта. Однако эта гипотеза не нашла веских подтверждений. Несмотря на это, Лермонтов посвятил своим предполагаемым предкам стихотворение «Желание».
Известно, что еще во времена прадеда Лермонтова их род процветал, но ко временам появления на свет Михаила обеднел. Воспитанием будущего поэта занималась бабушка – Елизавета Алексеевна Арсеньева, так как мать Михаила умерла рано, а отец был не в состоянии заботиться о сыне. По невеселой иронии судьбы, Елизавета Алексеевна пережила своего мужа, дочь, зятя и внука.
Михаил Юрьевич Лермонтов – русский поэт и прозаик, драматург, офицер. Годы жизни – 1814–1841. Роман «Герой нашего времени» – опубликован в 1840.
Поэтический талант Лермонтова проявился очень рано, но долгое время был известен только в кругу близких друзей, среди офицеров. Лермонтов не хотел издавать свои произведения, и только смерть одного великого поэта – Пушкина – явила публике другого – Лермонтова. Стихотворение «Смерть Поэта» было опубликовано и сразу же принесло Михаилу Юрьевичу известность.
Своего будущего убийцу – Н. С. Мартынова – М. Ю. Лермонтов знал еще по Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В эту Школу Лермонтов поступил по совету своего друга Столыпина. По словам самого поэта, он провел в ней «два страшных года» (с 1832 по 1834 год), заполненных военной муштрой. Сначала он пребывал там в звании унтер-офицера, а затем юнкера. Почти в то же самое время в эту Школу поступил и Мартынов. В те годы в своих записках он описывал Лермонтова как очень начитанного и образованного человека, далеко обогнавшего своих сверстников в развитии. Однако потом он, видимо, изменил свое мнение о Лермонтове…
Однако самым знаменитым произведением Лермонтова является «Герой нашего времени». Михаил Юрьевич начал работу над романом в 1838 году и закончил в 1840. В этом же году роман вышел в свет.
Образ Печорина – результат невостребованности той энергии, которая кипит в главном герое и которая могла бы быть направлена на великие дела, родись Печорин в другое время.
Образ Печорина – главного героя романа – в чем-то сродни образу пушкинского Онегина, однако Печорин более «резок». Это индивидуалист, эгоист, «лишний человек» для своего времени. Он родился не в ту эпоху. Его душа требует борьбы, бурь, сражений, но… везде все спокойно. И Печорин мается от этого, стараясь изыскивать «синтетические» потрясения. И в этих своих смятенных поисках он ненароком ломает чужие судьбы, причиняет людям непоправимый вред, наносит им душевные раны.
Игорь Петренко в роли Печорина в одноименном фильме режиссера Александра Котта, 2006 год.
Так, например, в части «Бэла» Печорин со скуки и ради куража крадет чужого коня, а затем и дочь местного князя – Бэлу. В результате Бэла и ее отец погибают.
В «Тамани» Печорин неожиданно становится свидетелем деятельности контрабандистов. Вторгаясь в их жизнь, он и здесь ломает ее привычный уклад. С горькими мыслями и раскаянием покидая это место, Печорин восклицает: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!»
Образ Печорина, несмотря на его нелицеприятные поступки, все же не вызывает антипатии. Все это – результат невостребованности той энергии, которая кипит в главном герое и которая могла бы быть направлена на великие дела, родись Печорин в другое время.
Интересен тот факт, что два величайших русских поэта – Пушкин и Лермонтов – погибли на дуэли. И если в случае Пушкина причиной дуэли стал адюльтер его жены, то с Лермонтовым все обстоит иначе. Когда Мартынова – противника Лермонтовым – с возмущением спрашивали, как он мог поднять руку на гордость русской литературы, Мартынов ответил: «Господа, если бы вы знали, что это был за человек! Он был невыносим. Если бы я промахнулся тогда на дуэли, я бы убил его потом. Когда он появлялся в обществе, единственной его целью было испортить всем настроение. Все танцевали, веселились, а он садился где-то в уголке и начинал над кем-нибудь смеяться, посылать из своего угла записки с гнусными эпиграммами. Поднимался скандал, кто-то начинал рыдать, у всех портилось настроение. Вот тогда Лермонтов чувствовал себя в порядке». (Цит. по книге Андрея Кончаловского)
Говорили, что в Лермонтове уживались два человека: один – добряк в кругу друзей; второй – заносчивый циник. Возможно, своего героя, Печорина, Лермонтов писал в чем-то с себя…