Вы здесь

50 возможностей не допустить самоубийства. Родителям, которые хотят понять своего ребенка. Глава 1. Мама, папа, поймите меня!. Отношения между родителями и подростками (Н. А. Ананьева, 2016)

Глава 1. Мама, папа, поймите меня!

Отношения между родителями и подростками

Почему он начал лгать?

Вот две истории о подростках, чьи родители столкнулись с их недомолвками, скрытностью и прямым обманом. Похожее, на первый взгляд, поведение подростков вызвано совсем разными жизненными обстоятельствами.

За помощью обратилась семейная пара. Их тринадцатилетний сын Игорь в последнее время стал гораздо хуже учиться. Более того, он собственноручно исправляет в дневнике отметки учителей, вырывает страницы с замечаниями классного руководителя и подделывает подписи родителей в объяснительных записках.

– Он совсем вышел из-под контроля, – возмущался крепко сбитый папа. – Хамит, врет, совсем перестал помогать по дому.

– Похоже, вас это очень возмущает. И давно его поведение так изменилось?

– Вчера на родительском собрании мне сказали, что у моего сына намечаются четыре двойки в четверти. И я не знал об этом, при том, что дневник проверяю каждую неделю. Я не ожидал, что все зашло настолько далеко.

Его жена мягко положила руку на плечо супругу, явно испуганная его нарастающим гневом, но он продолжал:

– Недалек день, когда он начнет воровать деньги из дома. Что из него вырастет?! И в кого он такой?

Я собралась с духом и снова спросила:

– Как давно он скрывает от вас оценки?

– С начала этого учебного года.

– У любого поведения есть свои причины. Чтобы в них разобраться, мне нужно побеседовать с вашим сыном. Пригласите, пожалуйста, его в мой кабинет, а вас я пока попрошу подождать в соседней комнате.

Игорь произвел на меня неоднозначное впечатление. Тихий и робкий, напоминающий маму манерами, но взгляд исподлобья был упрямым и немного дерзким, как у отца. Из разговора с ним я узнала, что с малых лет отец бил его ремнем за испачканную или разорванную одежду, потерянные ключи, ложь, баловство и особенно сильно за непослушание, когда сын проявлял свою волю, идя наперекор приказам отца.

Я понимала, что Игорь перестает быть ребенком. Он взрослеет, и ему все меньше хочется терпеть диктатуру отца. Из-за разницы в возрасте и социальном положении он еще не может прямо противопоставить свою волю отцовской, поэтому использует пассивную агрессию: лжет, скрывает.

Обман помогает ему избежать наказания или отложить его. Так как в их семье у него нет возможности легально заявить о своих желаниях, он проявляет свою волю в непослушании. Также у него нет права на ошибку – любая двойка вызывает неминуемый гнев отца и суровое наказание.

Он давно потерял надежду стать для отца хорошим сыном. Отчаялся завоевать его любовь и признание. И, поскольку терять ему уже нечего, он, скрыто протестуя, продолжает гнуть свою линию.

Я рассказала об этом родителям Игоря, но не была уверена, что отец меня услышал. Упрямый, как и сын, он не сомневался, что его стратегия – наилучшая и единственно верная.

– Наказания приводят к страху и отчуждению, они воздвигают между вами и ребенком стену, которая со временем только укрепляется, – попыталась я донести свою мысль до отца мальчика. – Страх наказания не способствует изменению его поведения, не вдохновляет его стать лучше – напротив, Игорь замыкается и становится еще более скрытным. Слыша в свой адрес только упреки и обвинения, он теряет надежду заслужить вашу любовь и одобрение.

– Но ведь раньше все было иначе, – сердито ответил недоверчивый папа.

– Раньше ваш сын был еще ребенком. Теперь в нем все больше проявляется желание стать взрослым, самостоятельным, независимым, иметь свое мнение и права.

– Какие права?! – голос отца угрожающе загремел. – Он элементарных вещей по дому не делает! В комнате у него такой свинарник!

– Я понимаю, что вам это не нравится, – пытаюсь его слегка успокоить. – Но ведь таким способом он стремится обозначить свою территорию, найти место, где у него будет возможность хоть чем-то распоряжаться самостоятельно. Вспомните себя в его возрасте, каким вы были?

Отец растерянно умолк, его лоб пересекла морщинка.

– Похоже, он весь в вас, – улыбнулась я.

Папа озадаченно посмотрел на меня.

– Зато вырастет человек со своим мнением и позицией, – продолжила я. – Разве это плохо? Или вы бы предпочли, чтобы он стал бесхребетным и всем подчинялся?

– Хм… – задумался отец. – Я ведь тоже с батей спорил не раз и не два.


Родителям, привыкшим строго контролировать своих детей, бывает трудно принять, что, взрослея, подростки чаще отстаивают свои желания и мнения, или, как говорят некоторые родители, – «качают права». Один из распространенных способов, к которому прибегают подростки, чтобы сопротивляться чрезмерному контролю, – это ложь и недомолвки.


Что делать, если ребенок обманывает

Тем, кто знает за собой склонность слишком сильно контролировать своего ребенка, можно порекомендовать спросить себя, в чем именно сын или дочь могут проявить свою инициативу дома. Важно отличать их инициативу от своей.

Например, если они вызываются убрать свою комнату или вынести мусор, – это скорее желание родителя, чем ребенка. А если подросток захочет сам переставить или заменить мебель в своей комнате, украсить ее по своему усмотрению – это будет уже его инициатива. Не стоит ее подавлять своими замечаниями и контролем.


Задумайтесь над следующими вопросами.

♦ Способен ли ваш ребенок самостоятельно распоряжаться своим свободным временем?

♦ Может ли сам решить, куда ехать на каникулы?

♦ Свободен ли он в выборе своей одежды и прически, девушки – макияжа?

♦ Как встречают родители его предложения что-то изменить в жизни семьи?

♦ Есть ли у него возможность иметь свои желания или мнения?

♦ Вправе ли он выразить свое недовольство чем-то в семье?


Возможно, стоит проявлять гибкость и иногда предоставлять подростку больше свободы.

Утаивание, скрытность… В чем причины?

На прием пришла женщина, которая в одиночку воспитывает двенадцатилетнего сына. С переходом в пятый класс с ним начали происходить странные вещи: он перестал радовать ее успехами в учебе, стал многое недоговаривать, что-то скрывать. А на прошлой неделе позвонила классная руководительница и пригласила маму в школу. В разговоре выяснилось, что сын уже давно не выполняет домашние задания, прогуливает некоторые предметы и неоднократно «забывает» показать маме дневник с замечаниями.

– Я в растерянности, не знаю, что делать, – жалуется мне мама. – Он всегда был таким хорошим, послушным, милым мальчиком. Все мне рассказывал, мы ничего друг от друга не скрывали. Теперь его как будто подменили. Я боюсь потерять его доверие. Как мне поступить?

– Прежде чем мы поймем, что делать, нужно поподробнее разобраться в вашей истории. У вас в семье ничего не менялось? Иногда дети так реагируют на изменения в семейной ситуации или внешних обстоятельствах.

– Да, действительно. В прошлом году мы развелись с мужем. Долго пытались сохранить отношения, но поняли, что стали друг другу совсем чужими и лучше нам разъехаться. Мы с сыном переехали в другой район города.

– И в пятый класс он пошел в новую школу?

– Да, в нашу районную.

– Возможно, это его реакция на такие серьезные перемены: и развод, и переезд, и новая школа. Ему может быть трудно одному с ними справиться. Приходите вместе с ним, побеседуем.

Они пришли через несколько дней. Ее сын Денис мне понравился – аккуратно одетый, интеллигентный и симпатичный мальчик. Сначала он смущался, но, после того, как мы нарисовали символическую модель семьи в виде солнечной системы, разговорился.

– Я вижу на твоем рисунке в правом углу две планеты поменьше, и одну побольше – в левом. Мне кажется, ей одиноко. А тебе?

– Да, раньше они были вместе. Но большая планета разочаровала среднюю, и та от нее ушла. Теперь ей очень грустно.

– А чем она ее разочаровала?

– Она очень старалась, но у нее все равно не получилось быть такой, как хотела средняя. Они слишком разные.

– А как это восприняли планеты поменьше?

– Им тоже грустно, но они делают вид, что все хорошо, ничего не изменилось.

– А маленькая планета не боится разочаровать среднюю?

– Боится. Надо делать вид, что все хорошо.

– Этот рисунок напоминает мне о разводе твоих родителей и вашем с мамой переезде.

– Да, похоже.

– Ты теперь тоже боишься разочаровать маму, как папа?

Он молча кивает, на глазах выступают слезы.

– Поэтому не рассказываешь ей, как тебе трудно в новой школе?

С трудом кивает, слезы текут по щекам.

– Это очень больно и страшно – терять одного из родителей. Они оба важны и нужны, ведь в тебе есть что-то от обоих. Ты так любишь папу, ты его сын, вырастаешь похожим на него. А мама в нем разочарована и ушла от него. Может быть, и тебе страшно потерять маму, если она и в тебе разочаруется. Поэтому очень важно остаться в глазах мамы хорошим.

Мальчик кивает, постепенно успокаиваясь. Вытирает рукавом слезы и видно, как внутренне собирается.

– На маму и так столько всего навалилось. Она не говорит, но я же чувствую, как ей тяжело. Не хочу ее нагружать еще и своими проблемами.

– Давай позовем маму и с ней об этом поговорим?

Получив согласие сына, я зову его маму из соседней комнаты и говорю ей в его присутствии:

– Денис рассказал мне, что он боится вас разочаровать, как отец. Ему очень страшно потерять, помимо отца, еще и вас. Поэтому ему страшно признаться, что в новой школе что-то пошло не так. И он чувствует за вас ответственность. Не хочет нагружать еще и своими проблемами.

– Ну что ты, сыночек! – мама всплескивает руками и поворачивается к сыну, обнимая его. – Ты никогда меня не разочаруешь! Ты можешь мне все рассказывать о своих трудностях, это никак не повлияет на мое к тебе отношение! Я все равно тебя очень сильно люблю и буду любить! И никогда тебя не оставлю!


В этой истории не по годам взрослый и рассудительный сын боялся потерять расположение мамы, поэтому закрылся от нее. Серьезные жизненные перемены, такие как развод родителей, переезд в новую квартиру, смена школы, могут оказывать на подростка серьезное влияние.

Он сам так сильно меняется, и физически, и психологически, что ему очень важна стабильность. Родители могут не придавать таким изменениям большого значения. Им может казаться, что подросток справляется с ними так же, как они, хотя он, как правило, переживает это совершенно иначе. Иногда родителям кажется, что если подросток никак не реагирует, не злится, не плачет, не говорит о произошедшем, значит, ему все равно. Скорее всего, это не так. И чем меньше он проявляет свои чувства, тем сильнее может переживать внутри.

Характерный признак, что подросток не справляется с переменами в жизни – у него нарушается контакт с родителями. Он может недоговаривать, обманывать, избегать прямых вопросов. Чаще всего он сам не понимает, почему это делает. Таким образом его психика пытается сохранить свою целостность в быстро меняющемся мире. Стоит учитывать, что на любое серьезное изменение жизненных обстоятельств подросток может отреагировать неожиданным и непонятным для родителей образом.


Важно понимать, что взрослому легче адаптироваться к переменам, чем подростку. Родители не всегда об этом помнят, особенно когда им самим приходится нелегко. Но подростки очень нуждаются в любви, заботе, внимании и поддержке, особенно в такие моменты. Ведь они не уверены в себе, их самооценка неустойчива в силу переходного возраста.


Что делать, если ваш ребенок недоговаривает и скрывает что-то

♦ Выразить ему любовь и свое хорошее отношение. Например, обнять утром или вечером и сказать, как сильно вы его любите.

♦ Заверить, что его не будут ругать или осуждать. Например, сказать: «Мне кажется, что-то происходит, я бы хотела узнать, что именно. Я знаю, тебе может быть страшно, но я обещаю тебя не ругать».

♦ Попробовать понять и озвучить его чувства: «Мне было бы тревожно и неловко в такой ситуации».

♦ Поддержать его в трудной ситуации: «Помню, в школе я тоже часто так себя чувствовала».

♦ Отделять поступок от личности подростка: «Меня огорчают замечания учительницы, но ты для меня все равно хороший, я по-прежнему тебя люблю».

♦ Предложить свою помощь: «Я вижу, что тебе трудно, и хотела бы помочь. Что я могу для тебя сделать?»


Подростку очень важно оставаться хорошим и любимым в глазах самых дорогих для него людей. Родителям будет легче наладить с подростком контакт, если они понимают и верят, что его недомолвки и даже обман – не со зла, не потому, что он плохой или испортился, а признак того, что подросток встретился с трудной ситуацией, с которой он не справляется.


Если поведение ребенка вызывает у родителей сильные негативные эмоции, не надо выплескивать их на подростка, лучше выразить свои переживания как-то иначе – пожаловаться супругу, подруге или маме, обсудить с психологом. Успокоившись, можно попробовать побеседовать уже с подростком. Разговор пройдет успешнее, если ребенок будет чувствовать не злость, осуждение и стыд, а любовь, принятие и заботу.

***

Мы решили объединить эти две истории, так как в них отражены два противоположных полюса в поведении детей, которые что-то недоговаривают.

В истории Игоря причиной обмана стал страх наказания и желание сделать хотя бы что-то по-своему. Такой подросток, взрослея, становится бунтарем, сначала скрытно, при помощи лжи, проявляя несогласие с родителями. В дальнейшем, когда он станет старше и сильнее, от него можно ожидать и открытой агрессии: ругани, грубости, побегов из дома.

В истории Дениса причиной недомолвок и скрытности ребенка стал страх разочаровать маму и потерять ее, желание помочь ей в тяжелое время, не нагружая своими проблемами. Такие дети часто не уверены в себе и сильно зависят от мнения окружающих, особенно близких людей. Если в таком случае оставить все, как есть, в перспективе он рискует так и не стать самостоятельным, взрослым человеком, так как будет всю жизнь искать одобрения со стороны других людей. Его внутреннее ощущение ценности себя останется слабым.

Обе истории объединяет то, что с обмана, даже, на первый взгляд, вполне невинного, могут начинаться серьезные подростковые трудности. Если с подобными случаями не разбираться, сочтя их неважными, то пассивная агрессия, проявляемая в виде лжи, в дальнейшем может принять более явные формы.

Легче заранее понять причины обмана и изменить ситуацию, чтобы подросток больше не был вынужден что-то скрывать, чем потом вести дома постоянную войну.


Подросткам важно, чтобы в их жизни было место, где они могут проявлять себя, свою инициативу, желания, вкус. Им необходимы рамки, какие-то домашние правила, принятые совместно, но в то же время они нуждаются в некоторой доле свободы.

Свобода? Да! Но в определенных границах

Большинство детей в начальной школе учатся с удовольствием, проявляя интерес к учебе, с радостью осваивая новые предметы. Ребенок гордится своими успехами, и ему нравится рассказывать о них дома. У родителей вырабатывается привычка следить за успеваемостью детей, проверять домашние задания и требовать, чтобы ребенок вовремя выполнял их. Но в подростковом возрасте у детей растет желание быть более взрослыми и самостоятельными. И теперь повышенное внимание со стороны папы и мамы может их тяготить.

– Ты куда собралась, гулять? А уроки не сделаны!

– Ну, мам, я сделаю, когда захочу, потом.

Подростки больше не хотят следовать правилам, которые раньше были приняты в семье. Они все чаще хотят самостоятельно решать, чем и когда заниматься, что делать, а чего не делать. Они с меньшей охотой выполняют домашние обязанности, именно потому, что те навязаны родителями, а не добровольно взяты детьми на себя. У них могут возникать следующие вопросы:

– Почему я должен убирать разбросанные младшим братом игрушки?

– Кто сказал, что я должен делать уроки сразу после школы? Я сначала хочу погулять.

– Почему я должен ложиться в десять вечера, если родители ложатся после часа ночи?

Часто они не получают от родителей внятных ответов на такие вопросы.

– Должен, и все!

– Я так сказала!

– Не будешь слушаться – накажу! Отберу телефон и отключу Интернет.

Родители часто в недоумении, почему их милый послушный ребенок начал критиковать принятые в семье правила, ставить под сомнение правоту родителей и спорить с ними.

– Почему я должна это делать? Объясни и докажи!

Нередко именно с подобного неповиновения подростка начинается кризис переходного возраста.

Родители часто жалуются, что ребенок стал неуправляемым, больше не слушается, грубит, не поддерживает чистоту в своей комнате, пренебрегает домашними делами, не выполняет семейных правил.


Многие родители понимают, что в этой ситуации нужно прежде всего самим учиться по-новому строить отношения со своим, уже подросшим сыном или дочерью, договариваться с ним. Возникновение подобных трудностей – естественный этап взросления ребенка. Если родители пересмотрят свои способы обращения с подростком, им будет легче выстроить с ним новые отношения.


Пока ребенок учился в начальной школе, он принимал установленные в семье порядки как должное. Но подросток – уже не ребенок, хотя еще и не взрослый. Следовательно, с ним нужны новые способы взаимодействия. Часто родителям, привыкшим к детскому послушанию, нелегко перестроиться. Им порой проще загнать ребенка в угол, вынудить его согласиться с их требованиями и оставаться в иллюзии, что они «договорились». Потом они удивляются и возмущаются, почему он не делает того, что «обещал». Но есть разница между вынужденным согласием и добровольной обоюдной договоренностью. Договор – это диалог, где услышан каждый, где учитываются позиция, мнение и потребности обеих сторон. Проблема же некоторых родителей в том, что они считают свою позицию единственно верной и не готовы прислушиваться к детям. При таком отношении договор невозможен. И требования звучат авторитарным диктатом.

Например, если отец считает, что учеба важнее всего, а все прочие увлечения подростка не имеют значения, то он даже не будет всерьез рассматривать желание ребенка заняться, скажем, большим теннисом, как бы тот его ни просил. Или, допустим, если мама убеждена, что ребенок обязан выполнять работу по дому, именно ту и так, как она сказала, то неудивительно, что подросток постоянно откладывает домашние обязанности, выполняет их спустя рукава или стремится от них уклониться. Его протест вызван тем, что с ним не договариваются, а навязывают обязанности, на которые он не соглашался.

На меня произвело сильное впечатление письмо пятнадцатилетней Анны, которое я во время нашей консультации предложила ей написать родителям, чтобы выразить свои чувства.

«Дорогие мама и папа!

Хочу, чтобы вы знали, что я вас очень люблю. Но мне трудно с вами договариваться, потому что вы меня не слушаете. Я наизусть знаю все ваши нравоучения. Вы всерьез думаете, что я этого еще не запомнила?! Просто мне важно другое. Мне все равно, вымыты ли полы и будет ли обед из трех блюд. Меня заботит совсем не это.

Я так хотела поехать на каникулы в Москву к подружке по Интернету, но вы меня не отпустили! Никогда вам этого не прощу! Сказали, что я могу попасть в плохую компанию. Почему вы мне настолько не доверяете? Неужели вы считаете, что я совсем дурочка и не разбираюсь в людях? А ее вы тоже совсем не знаете! Как вы можете заочно ее осуждать? Она увлекается древнегреческой культурой, мы планировали вместе сходить в музей Маяковского. Я там никогда не была, а ребята в один голос твердят, что он очень крутой и вообще не похож на скучные обычные музеи.

Мне было обидно до слез, когда я пригласила в гости Лешу, а вы начали его унижать, расспрашивая его о семье и планах на будущее с такими лицами, словно он малолетний преступник из криминальной среды. Мне было ужасно стыдно, когда вы рассказывали ему, как я в детстве плакала, когда мама оставляла меня в садике, а сейчас в моей комнате вечный бардак. Нельзя о таком говорить! Неужели не понятно? Как бы вам было, если бы я о вас такое начала рассказывать вашим друзьям?

Мне очень важно ваше одобрение. Чтобы вы меня похвалили, поддержали, помогли. Меня очень ранят ваши насмешки, то, что вы не воспринимаете меня всерьез. Рядом с вами я чувствую себя глупой малолеткой, неуклюжей и смешной, а я уже взрослая!

Вы часто диктуете мне свои условия. Меня просто бесит, когда вы спрашиваете «Мы договорились?» – после того, как прочтете мне нотацию и перечислите список требований! Я чувствую себя припертой к стенке. Что мне остается, кроме как согласиться? Только мы ни фига не договорились! А еще никак не можете простить и забыть мои косяки и все время мне их припоминаете! Почему вы такие мелочные и злопамятные? Это так больно! Хоть бы раз спросили меня, чего я хочу на самом деле!»

Как договариваться с подростком

Помнить, что он – личность, заслуживающая право на уважение.

Это значит, что у него есть право:

♦ иметь собственное мнение и высказывать его;

♦ испытывать те чувства по любому поводу, которые у него возникают;

♦ не во всем соглашаться с вами;

♦ не принимать какие-то из правил, установленных в доме;

♦ предлагать свои варианты для рассмотрения.


Например, можно так провести беседу:

– Сынок, я вижу, что ты повзрослел и больше не ребенок. Я бы хотела узнать, нравится ли тебе наш домашний уклад? Или ты бы хотел что-то изменить? Как ты относишься к тем правилам, которые сейчас у нас приняты?

Затем дайте ему выговориться. Выслушайте его молча, внимательно, нейтрально. Если смеяться или обесценивать слова подростков, их желания или мысли, они закроются от вас, обидятся, не захотят больше разговаривать. И их можно понять. Кому приятно делиться тем, что на душе, если это встречают насмешками и критикой?

Попробуйте поставить себя на его место. Помните, что вы его любите, это ваш дорогой сынок или дочка. Попробуйте вспомнить, что вам в нем нравится, что вы цените, чем восхищаетесь.

Выслушав его, дайте ему понять, что он услышан. Повторите его слова, как вы их поняли. Предложите свои варианты. Попробуйте найти компромисс.

Например:

– Я понимаю, ты недоволен тем, что тебя не спросили, какую домашнюю работу ты хочешь выполнять. Тебе важно, чтобы твое мнение тоже учитывалось. Я с этим согласна. Но я считаю, что мы все должны делить домашнюю работу между собой. Давай, ты выберешь, какие из домашних дел ты возьмешь на себя?


Отношения и привычки в семье не меняются по щелчку пальцев. Не стоит ждать мгновенных изменений после одного разговора. Скорее, придется возвращаться к этому снова и снова. Поговорить и договориться – мало. Всем членам семьи нужно выполнять условия договора. И при необходимости их пересматривать. Но родителям, последовательно применяющим основные принципы воспитания, основанные на уважении к личности ребенка, учитывающие его интересы, и при этом твердо придерживающимся установленных в семье правил, часто удается выстроить с подростком хорошие отношения.

Про лень настоящую и мнимую

Родители часто жалуются, что подростки ленятся. Лежат на диване, ничего не делая, уставившись в потолок. Предаются несбыточным фантазиям. Тратят уйму времени ни на что. Строят воздушные замки, рисуя в воображении будущие умопомрачительные карьеры.

Марина мечтала поехать учиться за границу, чтобы стать дизайнером высокой моды. В сентябре она решила, что Англия – то место, где ей хотелось бы обязательно побывать, и начала усердно учить английский язык. Но уже в октябре ее поманила Франция, английский был заброшен, зато она с небывалым рвением принялась изучать французский. Ее домашние не удивились, когда в ноябре страной ее мечты стала Испания, а из ее комнаты зазвучали эмоциональные испанские фразы. Каждый месяц она меняла страну, куда хотела поехать, и принималась за новый язык.

Михаил готов днями и ночами бренчать на своей гитаре, изображая перед зеркалом любимого рок-музыканта, уверяя, что скоро прославится на весь мир.

Арина переодевается по семь раз в день, меняя прически и макияж, разрисовывает альбомы эскизами платьев и «крутых прикидов».

Но всех их объединяет одно: когда нужно сделать уроки или помочь по дому, на них нападают острые приступы лени. На словах они могут согласиться принять участие в уборке, но когда уже пора идти мыть посуду или подметать, всячески это откладывают, всем видом демонстрируя, как сильно чем-то заняты.

Самым сложным препятствием к выполнению домашних заданий подростки называют захватывающие сериалы. Невозможно посмотреть одну серию, а потом сделать перерыв на упражнение по русскому языку или пример по математике, ведь так хочется узнать, признается ли главный герой в любви героине и кто же убил злобного богача. Одна девочка рассказывала, что если она пропустит хоть одну серию, ее «ломает».


Лень возникает, когда человек должен сделать то, что ему кажется бесполезным, бессмысленным или скучным. Чаще всего это реакция на принуждение. Подросткам часто неинтересно учиться в школе, но учителя и родители требуют этого.


Основная проблема в том, что смотреть сериалы, читать детективы или любовные романы, играть в компьютерные игры или сидеть в Интернете, «тусить» с друзьями гораздо интереснее, чем учиться или выполнять обязанности по дому. Обычно тем, что человека увлекает, он готов заниматься долго, часто и усердно. На это у него находятся и силы, и вдохновение, и упорство.

– Как быть с ленью? – спрашивают взволнованные родители.

Но стоит им вспомнить свои школьные годы, они соглашаются, что и им часто бывало скучно или сложно учиться. Те учителя, кто горел любовью к своему предмету, умел привить ее ученикам, пользовались популярностью, но таких обычно единицы в любой школе. Даже взрослым нередко не хочется идти на работу, если она не слишком увлекательная и не очень любимая, так что же спрашивать с детей?

Что же касается фантазий и масштабных жизненных планов, которые взрослым часто кажутся пустыми, то для подростков они как раз очень важны. Так их психика готовится к взрослой жизни: воображая свое будущее, подростки пытаются выйти за рамки привычного детского образа себя. Они прикидывают различные перспективы и возможности, задаются вопросами, кем станут и в чем вообще смысл их жизни. Рассматривая разные варианты карьер и увлечений, они пытаются найти себя, ощутить свое предназначение.

Кроме того, в это время у них внутри происходят важные перемены, в том числе на уровне физиологии. Гормональная перестройка, физическое изменение тела тоже забирают у подросткового организма много сил, и, как следствие, внимание подчас рассеивается, его не хватает для сосредоточенности на том, что взрослым кажется важным.

В сериалах же и книгах подростки невольно считывают модели поведения, построения отношений, реакций людей на те или иные поступки. Они видят, как могут строиться жизни людей, и примеряют их на себя, пробуют разные амплуа.


Что делать родителям, чьи дети ленятся

♦ Помочь детям найти плюсы в том, что они должны делать.

♦ На каждое дело есть период вдохновения. Можно, варьируя требования и давая некоторую свободу, научить подростка более чутко себя слышать, чтобы он понимал, когда ему легче выполнить что-то необходимое, но не очень интересное. В это время он будет тратить меньше сил на борьбу с ленью.

♦ У подростков еще только развивается механизм саморегуляции. Родителям стоит про это помнить и помогать составлять и выполнять планы.

♦ Приучать детей к тому, что в жизни нам всем порой приходится делать то, что не нравится или не хочется. Расскажите им, что лучше не тратить силу на борьбу и сопротивление, а принять как должное то, что необходимо сделать, поскорее начать это и закончить. Любое незаконченное дело отнимает много энергии, даже если человек сейчас им не занимается. Если подросток прочувствует это на собственном опыте, то, скорее всего, будет применять в жизни. Объясните ему, что проще напрячься и сделать сразу, чем постоянно откладывать и делать все в последний момент, терзаясь угрызениями совести. К тому же так он выработает навык самодисциплины, который очень поможет в жизни.

♦ Бывает, что подросткам скучно чем-то заниматься, потому что они ничего не знают об этом предмете. Если помочь им больше узнать или заинтересовать этим, они могут загореться и сами захотят взяться за то, что казалось нудным.

♦ Помочь подростку проделать путь от «надо кому-то» до «нужно мне».

♦ Поддерживать подростка в его продуктивных увлечениях, таких как, например, музыкальные инструменты, спорт, искусство.

♦ Приглядеться внимательнее, может быть, из его интересов и хобби вырастает профессия? Возможно, у вас растет новый дизайнер, модельер, программист, парикмахер или стилист.

Если дети не оправдывают ожиданий

С детства Вите нравится собирать конструктор, мастерить поделки из бумаги, в школе ему легко даются математика и физика. Мама пятнадцатилетнего Вити хочет для него всего самого лучшего и уже продумала в деталях его будущее.

– У тебя явно склонности к точным наукам, сынок. Наверное, ты будешь инженером или программистом.

То, что Витя растет эмоционально чутким и немного застенчивым, в семье не замечают. Ему очень важны отношения с друзьями, нравится помогать тем, кто помладше, но родители не обращают на это внимания и уверенно гнут свою линию. Они верят, что наилучшим будущим для него станет профессия математика или экономиста.

Его увлечения кажутся им несерьезными, преходящими. Его мечтательность, страсть к путешествиям и хобби – ролевым играм – чем-то временным.

– Перебесится и остепенится, – уверенно заявляет отец, сам известный физик.

– Это у него подростковый период, – подхватывает мама.

Витя действительно разносторонне одаренный юноша. Для него не составляет труда поступить в десятый класс с углубленным изучением физики и математики. Но не проходит и полгода, как начинаются трудности. Он никак не может найти общий язык со своими одноклассниками. Успеваемость падает, настроение и жизненный тонус тоже. Он становится мрачным, тихим, подавленным и неразговорчивым, а ведь был веселым, общительным и жизнерадостным. Родители тревожатся, растерянно разводят руками и в итоге решают привести его на прием к психологу.

– Витя, расскажи, пожалуйста, о себе, кем ты видишь себя в будущем? Кем хотел бы работать и чем заниматься?

– Я собираюсь учиться в институте на программиста, – с легкой тоской отвечает паренек.

– Не слышу воодушевления в твоем голосе. Почему ты так решил? Любишь цифры и точные науки? Предпочитаешь иметь дело с компьютерами?

– Да, наверное… – в голосе звучит явное сомнение.

– Ты уверен, что это то, чем ты хочешь заниматься?

– До десятого класса я, помимо учебы, успевал еще много всего интересного. А теперь из-за этого физматкласса мне пришлось бросить баскетбол и походы выходного дня в школе. – Пауза, на лице проступает печаль.

– Похоже, тебе из-за этого грустно?

– Угу. А еще в новом классе мне очень тяжело. Никому из парней нет ни до кого дела. Каждый сам за себя. И все друг перед другом выпендриваются.

– Наверное, там непросто завести друзей?

– Да, мне с ними совсем неинтересно. У них на уме только как бы друг друга подколоть и переплюнуть в предметах и покурить и выпить пивка после уроков. Хвастаются, кто какие наркотики пробовал. – По голосу слышно, что он до сих пор потрясен этим.

– Видимо, тебе это совсем не близко. А что тебе интересно?

– Я люблю возиться с малышами, помогать им, играть. Еще люблю путешествовать, мы с друзьями на выходных раньше ездили в лес и там играли в индейцев, охотников, пиратов.

– Как я поняла, людей ты любишь не меньше, чем компьютеры. Впервые за наш сегодняшний разговор вижу радость у тебя на лице и горящие глаза. Чем бы тебе больше хотелось заниматься в жизни?

Парень задумался.

– На самом деле, не знаю. Я сильно сомневаюсь, правильно ли сделал, что перешел в этот класс. Папа настоял, но сейчас… Эх… Вот если бы можно было переиграть…

– И что бы ты тогда выбрал?

– Я бы остался в старом классе со своими друзьями, там не грузят так много физикой и математикой. Я бы тогда успевал заниматься любимыми вещами, мне их так не хватает.

– А что за любимые вещи?

– Походы, на много дней, трудные, я там себя ощущаю настоящим героем. Мне нравится быть вожатым, вести детей, они меня любят, льнут ко мне. Был у нас в той школе учитель ОБЖ, замечательный мужик, он на каникулах взял нас в поход. На привалах так интересно рассказывал про историю, литературу, искусство, у меня никогда в жизни так время не летело и дух не захватывало. Мы рассказывали о себе такие вещи, о которых я и не задумывался раньше. Беседовали на темы, которые меня очень волнуют. Там я узнал о себе столько неожиданного, это было потрясающе!

– А ты хотел бы сам вести такие занятия в походах?

– А что, можно?

– Конечно, есть же инструктора детского туризма, у моих знакомых дочка все время с ними занимается, обожает их.

Меня очень тронул детский восторг, озаривший его лицо.


В беседе с родителями Вити я постаралась показать, что в жизни их сына, способного и к точным наукам, и к контакту с детьми, сейчас наблюдается перекос. Родители хотят ему добра, стараются устроить его будущее понадежнее, но не замечают другой стороны его жизни, его склонностей, интереса к детям и природе. Его апатия и упадок жизненных сил, тоска по утраченным возможностям путешествовать и общаться с друзьями и детьми – сильны. Так как он тонкий и чувствительный человек, в его случае такая тоска может перерасти в депрессию и даже привести к суицидальным мыслям. Нельзя пренебрегать его потребностью реализовываться всесторонне. Он явно ответственный и умный паренек, и я считаю, ему можно доверить самостоятельный выбор жизненного пути. Неважно, станет он математиком или инструктором детского туризма, главное, чтобы он чувствовал себя на своем месте, занимался тем, к чему сейчас ощущает призвание. Не исключено, что в течение жизни он будет сочетать разные занятия и профессии.

Родителям Вити было трудно принять точку зрения, которая отличается от их собственной.

– То есть это не простая лень? – удивился его папа. – А я думал, построже с ним и засадить за уроки, все и придет в норму.

– Разве он склонен к безделью? – спросила я.

– Нет, – ответила мама. – Всегда чем-то занят, то мастерит, то пишет, то гуляет.

– Тогда я уверена, что это не лень. Скорее, ему сильно недостает чего-то очень для него важного. Пока он это не восполнит, ему будет трудно чем-то еще толком заниматься.


К моей радости, у Вити все сложилось хорошо. Его родителям хватило чуткости и любви к сыну, чтобы довериться ему и отдать право выбирать в жизни занятие по душе. Когда он ушел из физико-математического класса, его настроение улучшилось, он возобновил общение с друзьями и снова стал хорошо учиться. А когда повзрослел, то стал успешным инструктором детского туризма и очень счастлив, воспитанники его обожают, а их родители не нахвалятся.


Часто ребенок стремится соответствовать ожиданиям родителей. Когда они видят в нем что-то одно, он, скорее всего, будет о себе такого же мнения. Хотя его внутренние склонности и интересы могут быть совершенно иными. Мы верим, что знаем, какое будущее лучше для нашего ребенка. Но современный мир меняется так сильно и так быстро, что многие наши представления быстро устаревают.


Если быть внимательным к ребенку, то сложно не заметить, что его вдохновляет. Но порой родители не разделяют его устремлений. Им кажется, что он не достигнет успеха в интересующей его области, не сможет содержать себя и свою будущую семью. Также мешают социальные стереотипы, диктующие, что сейчас востребовано и престижно, гарантирует стабильный высокий доход.

Что важнее, чтобы ваш сын или дочь занимались любимым делом и были счастливы, ценили свою работу, выполняли ее с воодушевлением и радостью – или чтобы получали хорошую зарплату, но ненавидели каждый рабочий день и тосковали о другой жизни?

Если кто-то из родителей «продавливает» свое мнение, то один подросток может подчиниться, но вряд ли будет счастлив, а другой будет бунтовать и идти своим путем, пусть и наперекор родительской воле. Но и в том и в другом случае отношения пострадают, а наладить их бывает нелегко.


Игнорируя желания ребенка, считая его печаль или скуку несущественными, можно упустить то, что для него важнее всего, в чем он мог бы максимально реализоваться. Статистика показывает, что люди, занимающиеся делом по душе, зарабатывают больше тех, кто, скрепя сердце, тащится на доходную, но нелюбимую работу. Любовь к своему делу дает силу и энергию, позволяет больше вкладываться, развиваться и расти в избранной нише. Что неизбежно приносит больше денег и заказов.


Что делать родителям, чьи дети не соответствуют их ожиданиям

♦ Присмотритесь к своему ребенку: что его увлекает, чем он занимается в свободное время, что предпочитает? Какие у него интересы и склонности?

♦ Составьте список того, что любит ваш сын или дочь, от чего у них горят глаза, чем они готовы долго и последовательно заниматься.

♦ Проанализируйте современную ситуацию в ми-ре и вашей стране, выясните, какие профессии сейчас востребованы. Сравните с тем, что было пять, десять, пятнадцать, двадцать пять лет назад. Не правда ли, все очень сильно изменилось? Насколько вы уверены, что знаете, что ждет нас впереди?

♦ Обсудите с ребенком его планы на будущее: кем он себя видит? Сравните ваши идеи на эту тему.

♦ Подумайте, что для вас важнее: счастье и успешность вашего подростка в том, что ему подходит, или чтобы он соответствовал вашему представлению о его будущем?

♦ Обсудите с подростком запасные пути, если он передумает или ему что-то разонравится в выбранной профессии. Вместе обдумайте несколько вариантов, как он будет зарабатывать на жизнь, когда вырастет.

♦ Конечно, вы его любите, переживаете за него и желаете ему самого лучшего. Но иногда эти сильные чувства мешают увидеть самого ребенка. Попробуйте хотя бы ненадолго «отодвинуть в сторону» свое привычное отношение к подростку и посмотреть на него как на незнакомого человека. Что бы вы в нем заметили? Что бы бросилось в глаза? Как бы описали? Что бы порекомендовали делать в жизни?

♦ Еще несколько лет, и подросток уйдет в свою взрослую жизнь. Задумайтесь о том, что нынешние конфликты и споры, ваше желание настоять на своем с большой вероятностью приведут к охлаждению отношений в будущем.

♦ Выслушайте его аргументы, приведите свои, но не настаивайте на своей правоте. Позвольте ему решить самостоятельно. Попробуйте проявить понимание и поддержку. Даже если он в будущем передумает поступать по-своему, то оценит, что вы позволили ему проявить самостоятельность. Кроме того, намного повысятся шансы, что он к вам прислушается, чем если вы будете продолжать давить.

У страха глаза велики?

О чрезмерной родительской тревоге

Чего хочет большинство родителей? Чтобы их дети были счастливы в семейной жизни, успешны в карьере, финансово обеспечены и здоровы. Обычно родители очень любят своих детей и мечтают для них о самом лучшем. Некоторым кажется, что они вполне ясно видят жизненный путь, по которому должны пойти дети, чтобы оказаться в чудесном будущем: всегда хорошо учиться, быть вежливыми, после школы поступить в университет на факультет, дающий надежные гарантии, затем найти работу в приличной фирме. И любое отклонение от заданного курса вызывает у многих пап и мам сильную тревогу и страхи. Им часто трудно поверить, что ребенок лучше них чувствует, в чем он может реализоваться, какая деятельность принесет ему больше удовлетворения в жизни. Родителям бывает непросто увидеть, что у подростка есть и другие возможности развития кроме запланированных ими. К тому же неопределенность – одно из наиболее тяжело переносимых чувств, поэтому родители и пытаются заранее проложить для ребенка тот жизненный путь, который кажется им надежным и правильным.

Чем младше ребенок, тем ярче могут проявляться у родителей страхи, тем чаще они прибегают к контролю в попытках предотвратить катастрофу. Вот два примера.

Мама Веры увидела по телевизору в новостях сюжет о сексуальном маньяке в их районе, который заманивал случайных подростков к себе домой. С тех пор перепуганная до смерти мама провожает двенадцатилетнюю Веру в школу и встречает ее, что ужасно бесит дочку.

– Мама, я уже взрослая, мне стыдно с тобой за ручку ходить! Никого не водят в школу, надо мной все смеются! – плачет Вера.

Но в сознании ее мамы маньяк уже надругался над невинным телом ее обожаемой дочурки и расчленяет медленно остывающий труп. И ужас от такой реальной картины в ее воображении совершенно застилает для нее способность понять отчаяние униженной дочери.

Ей вторит мама Наташи, прочитавшая в газете, чем занимаются подростки, когда ночуют вместе: устраивают оргии, напиваются и курят гашиш. Впечатленная чудовищностью этого образа, Наташина мама не только запретила дочери ходить в гости к подружкам по вечерам, но еще и начала проверять ее почту, следить за контактами в социальных сетях. Раньше Наташа любила ночевать у Кати, иногда к ним присоединялась и Света. Девочкам было весело вместе, они болтали и хихикали до поздней ночи. Светина мама, в отличие от Наташиной, смотрит на жизнь гораздо спокойнее и не запрещает дочери ночевать у подруги. И Наташа очень болезненно переживает мамин запрет, тоскует по девичьим посиделкам. А тот факт, что мама не уважает ее личную переписку и читает без спросу ее сообщения, и вовсе вызывает ее ярость, порой переходящую в настоящую ненависть к матери. Но маме-то кажется, что она уберегла дочь от такого кошмара, по сравнению с которым любые скандалы – сущие пустяки. Она не замечает, как дочь отдаляется от нее и закрывается, возможно, уже навсегда.


Чрезмерная тревога за своих дорогих детей может так застилать глаза родителям, что они перестают видеть реальную картину. Они уже не замечают, как все обстоит на самом деле, а кроме того, игнорируют чувства и потребности ребенка. Многие рассуждают примерно так: «Если сына один раз застукали с сигаретой, значит, он заядлый курильщик, который будет выкуривать по две пачки в день», или «Если есть в городе маньяк, он непременно нападет именно на мою девочку».

Мамам сложно поверить, что у девочек своя голова на плечах и что родители их подружек вполне могут контролировать, что происходит в их домах. Папам сложно оценить, насколько серьезно сыновья подвержены вредным привычкам.


Самое печальное, что сильно тревожащиеся родители перестают доверять подросткам. А доверие – одна из наиболее ценных вещей, связывающих близких людей. Как бы вам этого ни хотелось, вы не сможете проконтролировать каждый шаг подростка. А чрезмерный контроль, строгие запреты и суровые ограничения только усилят скрытность подростка, спровоцируют его протест, желание вступить в борьбу с вами, что лишь увеличит пропасть между детьми и родителями.


Что делать родителям, очень переживающим за своих детей

♦ Примите тот факт, что проконтролировать все невозможно.

♦ Не фокусируйтесь на негативе; некоторые люди замечают, что мы притягиваем к себе именно то, чего боимся.

♦ Постарайтесь трезво взглянуть на своего ребенка и его окружение. Познакомьтесь с его друзьями и подружками поближе. Невзначай расспросите их, что у них за семья, какие отношения с родителями. Узнать получше друзей ваших детей и их семьи можно и на родительских собраниях, и на внешкольных мероприятиях.

♦ Разрешайте детям приглашать друзей к себе домой с ночевками. Вы сможете за ними приглядывать.

♦ Если дочь хочет переночевать у подружки, а вы очень тревожитесь по этому поводу, можно попросить телефон ее родителей и поговорить с ними, если не знаете их лично.

♦ Будьте чуткими к уровню доверия между вами и ребенком. Если вы ему не доверяете и стремитесь контролировать каждый шаг, он будет меньше рассказывать сам, а больше скрывать и обманывать.

♦ Если доверие падает, постарайтесь его восстановить, а не налагать новые запреты и ограничения, не лишать подростка права на собственные желания.

♦ Помните, что подросткам интересно примерять на себя взрослые атрибуты. В том числе и такие, которые связаны с вредными привычками. Ребенку кажется, что это дает ему ощущение власти, силы, «крутизны». Обычно это проходит. Ведь часто ребенку вовсе не нравятся физические ощущения от выпивки и сигарет, а потому и выпивает, и закуривает он редко, только в компаниях, как правило, напоказ. Пройдет пара лет, и это уже не будет казаться ему крутым. Возможно даже, со временем его увлечения изменятся на прямо противоположные, и он станет сторонником здорового образа жизни.

♦ Не забывайте, что разрушенное доверие очень трудно восстановить. Иногда пропасть, созданная родительским недоверием, остается между ними и взрослыми уже детьми на всю жизнь. Не нарушайте право на личную жизнь своих детей, не читайте их сообщения, письма, дневники. Как бы вы отнеслись, если бы так поступили с вами? Подростки с полным на то основанием воспринимают это как предательство, насилие, вторжение в свои интимные границы.

♦ Расскажите своим детям об основных правилах безопасности: никуда не ходить с незнакомыми людьми, тем более, к ним домой. Объясните, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке и нельзя покупаться ни на какие обещания, исходящие от посторонних людей.

Когда мама растит ребенка одна

Растить ребенка непросто. Особенно тяжело это матерям, которым приходится в одиночку воспитывать подрастающего сына. А такое случается не только в случае развода родителей: бывает, что отец в семье есть, но не принимает активного участия в жизни детей, все заботы и хлопоты берет на себя женщина.

Наш коллега, школьный психолог, поделился с нами историей, ярко иллюстрирующей, к чему это иногда приводит. Двенадцатилетний Вова чувствует себя чужим в классе, у него нет друзей. При этом он часто задирает других ребят: провоцирует конфликты, ябедничает, – словом, ведет себя не по-мужски. Вовина мама регулярно приходит в школу и в попытках защитить своего сына вмешивается во все конфликты между ребятами. Ей кажется, что его незаслуженно обижают, унижают и бьют. В последний раз это чуть не закончилось ее заявлением в прокуратуру, ведь одноклассники якобы избили Вову до полусмерти в мальчишеском туалете. Хотя, по словам других мальчиков, была обычная драка, в которой они больше толкались, чем били.

Детям, учителям, классной руководительнице, завучу и прочим родителям было очевидно, что Вовина мама ведет себя неадекватно, а вслед за ней и сам Вова вызывает на себя агрессию сверстников. Они презирают его, издеваются, обзывают «маменькиным сынком», «девчонкой», «слюнтяем» и «размазней».


Для мальчика очень важно, чтобы в его психике сформировался внутренний образ мужчины. Он создается при активном участии папы в воспитании сына или других мужчин, влияющих на мальчика. Положительный мужской образ позволяет мальчику развивать и проявлять свои мужские качества.

Конец ознакомительного фрагмента.