1) Французский философ, физиолог, математик и физик. Один из основателей аналитической геометрии и рационализма.
Направление в философии, утверждающее разум основным источником познания действительности /span>
2) Обучался в иезуитской школе, участвовал в сражениях Тридцатилетней войны (1618—1648). Преподаватель шведской королевы.1
3) Философия Декарта – это философия дуализма: души и тела, идеального и материального, природы и духа.
Метафизика и механицизм не противоречат друг другу: существует бестелесный Бог, сотворивший материальный, чувственный мир.2
4) Все, что присутствует в материальном мире, может вызвать сомнение в своем существовании.
Человеческие чувства несовершенны и способны ввести в заблуждение. Единственное, в чем сомневаться не приходиться – это свое собственное существование.3
5) По мнению Декарта, душа человека изначально имеет в себе представления о некоторых вещах.4
Это так называемые «врожденные идеи», вложенные в духовную субстанцию Творцом.
6) Полагал, что совершение злых поступков является следствием наличия у человека свободной воли.5
7) Выделил четыре правила научного метода познания.6
1 Родился в семье парламентского советника, потомка обедневшего дворянского рода де Карт (отсюда – название философского направления «картезианства»). Отец устроил его в иезуитскую школу, после окончания которой Декарт проходит военную службу и участвует в нескольких сражениях Тридцатилетней войны (1618—1648), путешествуя при этом по Европе. Был знаком со многими интеллектуалами своего времени, а также всю жизнь подвергался гонениям и нападкам со стороны иезуитов за вольнодумство. В последние годы жизни согласился преподавать философию шведской королеве Кристине, но вскоре после приезда простудился и скончался.
2 В своем учении французский мыслитель совместил два противоположных друг другу философских направления: идеализм и материализм. Онтологию и гносеологию Декарт рассматривает с идеалистических позиций, утверждая о существовании источника истины и творца всех вещей – Бога. Физику же, математику, космологию и прочие науки – с материалистических. Природа, будучи однажды сотворенной Богом, не предполагает какого-либо целеполагания в своем развитии, являясь, по сути, объектом воздействия преобразующей человеческой деятельности.
Тело человека, по мнению Декарта, также создано божественной силой и представляет из себя самый совершенный из существующих в природе механизмов. Оно является частью материального мира, обладая (как и любая материя) свойством протяженности (протяженная субстанция). Но, в тоже время, только оно наделено мыслящей субстанцией – душой, божественным творением, которое неразделимо связано с разумом. Животные же суть простые автоматы, руководствующиеся в своем поведении природными инстинктами и рефлексами.
3 В центр своей философской системы, положившей начало всей новоевропейской философии, Декарт поставил разум. Лишь наше сознание, утверждал мыслитель, непосредственно дано нам в опыте, тогда как о материальном мире мы имеем лишь опосредованную нашими чувствами информацию, а у каждого человека, грубо говоря, различается острота слуха, зрения, осязания и т. д.
Французский философ говорил не просто о мышлении, а именно о самосознании, как субъективно переживаемом процессе сознательной деятельности. «Я» мыслю, следовательно, «Я» (под «я», стоит отметить, Декартом понимается именно мыслящая субстанция, или человеческий дух, но не тело) существую – самое достоверное утверждение, на принятии и установлении которого в качестве основополагающего должна строиться вся система научного знания. Принцип субъективной достоверности подразумевает выражение сомнения и скептицизм по отношению к любому знанию, принятому на веру и не основанному на собственном опыте.
4 По мнению философа, существуют так называемые «врожденные идеи» – знания, не нуждающиеся в доказательствах и существующие в разуме человека с момента его рождения, т.е. не обусловленные каким-либо опытом. В их числе – сама идея Бога как первоначала и первопричины всего мироздания, представление о математических числах и простейших фигурах, идея души и тела и некоторые другие. Собственно, присутствие этих врожденных знаний в человеческом сознании является одним из доказательств существования Бога.
Конец ознакомительного фрагмента.