1) Английский философ, писатель, государственный деятель. Основоположник эмпиризма.
Философское направление, утверждающее чувственный опыт единственно верным источником познания.
2) Изучал юриспруденцию в Кембриджском университете. Будучи политиком, достиг значимой должности лорд – канцлера Англии.1
3) Философ считал, что научное знание должно быть практическим, т.е. полезным людям и обществу.
Человек должен господствовать над природой, поставить под свой контроль – но этого не удастся добиться без ее понимания.
Отсюда известный афоризм: «Знание – сила».
4) Являясь сторонником научной революции утверждал необходимость разработки новых методов познания природы вещей.
Правильный, то есть уместно примененный метод, по мнению философа имеет принципиально важное значение. Автор индуктивной методологии (метод Бэкона).2
Индукция и эксперимент – основные методы научного познания.
Умозаключение, основанное на переходе от частного положения к общему.
5) Полагал, однако, что успешному познанию природы препятствуют четыре фактора («идола»): идолы рода, идолы пещеры, идолы рынка и идолы театра.3
1 Будущий философ появился на свет в аристократической семье и получил превосходное образование. На протяжении большей части своей жизни он успешно сочетал литературный труд с продвижением по карьерной лестнице в политике, достигнув к 1618 году должности лорд-канцлера. Однако, спустя всего три года, вследствие коррупционного скандала Бэкон был вынужден завершить политическую карьеру и оставшиеся годы жизни полностью посвятил творчеству.
Бэкон принимал непосредственное участие в реализации экономической политики Англии. Он активно поддерживал колонизацию новых территорий, развитие мануфактур и предпринимательства. Полагал, что научно-технический прогресс способен улучшить и облегчить жизнь людей и всего общества. В своем произведении «Новая Атлантида» (1623—1624) описал идеальный тип государства, в котором, в отличие от «Утопии» (1516) Томаса Мора, люди ценят богатство, являющееся следствием прогресса в области науки и познания.
2 В произведении «Новый Органон» (1620) противопоставляет логической методологии Аристотеля метод систематического эксперимента – лишь последовательность из нескольких опытов, а не обыденное знание и абстрактные рассуждения, способствуют познанию.
3 «Идолы рода» – врожденные несовершенства человеческой природы, чувств и ума в целом (телеология);
«Идолы пещеры» – как врожденные, так и приобретенные предрассудки мышления, свойственные конкретному индивиду (субъективизм);
«Идолы рынка» – препятствия познанию, явившиеся следствием принятия в употребление критически не осмысленной информации (принимается «на веру»);
«Идолы театра» – неосмысленное принятие научных теорий и аксиом вследствие подчинения авторитету.