1) Французский писатель, философ-гуманист, государственный деятель и основоположник современной эссеистики.
2) Обучался в университете Тулузы, после ухода в отставку с поста советника в парламенте Бордо посвятил себя умственной деятельности.1
Самый известный труд – произведение «Опыты», написанное в изобретенном писателем новом жанре эссе (на фр. essais – опыты, эксперименты).
3) Объектом своих философских исследований Монтень выбрал человеческую личность.
Он много путешествовал по Европе, жил в разных странах и описывал собственные размышления и душевные переживания в «Опытах».
4) Испытавший влияние учений Эпикура и Сенеки, Монтень утверждал, что в основе человеческих действий лежит эгоизм и стремление к счастью.2
Между тем, по мнению философа, тот факт, что человек живет сам для себя – вполне естественен.
Однако к другим людям нужно относиться справедливо, т.е. поступать с ними так же, как и они с тобой.
5) Критиковал схоластику за чрезмерную ученость и догматичность.
Суть философского мышления Монтень видел в беспристрастном анализе различных мнений.
6) Необходимым средством в постижении истины считал сомнение (принцип скептицизма).3
1 Монтень появился на свет в фамильном семейном замке. Воспитывался будущий мыслитель в аристократических традициях и с отличием окончил факультет юриспруденции Тулузского университета. В возрасте 38 лет унаследовал родовое имение и приступил к работе над своим основным трудом «Опыты» – литературно-философским произведением, содержащим размышления автора по многочисленным интересующим его вопросам, изложенные в свободном стиле.
Активно занимался политической деятельностью, избирался мэром города Бордо на срок с 1581 по 1585 гг. Являлся сторонником объединения различных политических сил под знаменами сильной, централизованной власти.
2 Французский мыслитель не принимал религиозные представления о загробной жизни человеческой души, вследствие чего считал необходимым все внимание посвятить этике земного существования – стремиться к мирным отношениям с окружающими людьми и жить в согласии с природой и ее законами (в пример Монтень приводил крестьян).
2 Монтень выступал не против религии, но против «очеловечивания» Бога, сущность которого, по его мнению, тождественна именно универсальным законам природы и развития мира в целом, а не конкретным проявлениям человеческой деятельности. Саму же религию он критиковал за ее схоластический характер, препятствующий эффективному и независимому познанию окружающей действительности.
3 Монтень полагал, что не существует конечных и абсолютных истин, осознание которых однажды привело бы к бессмысленности каких-либо дальнейших исследований вообще – поэтому познание является процессом бесконечным. Это означает, что любая догма, любое авторитетное мнение, каким бы устоявшимся и традиционным оно не являлось, должно восприниматься с долей скептицизма и подвергаться оценке разумом – единственным инструментом познания. Известное высказывание Монтеня: «философствовать – значит сомневаться».