1) Итальянский философ, теолог, систематизатор схоластики и основатель томизма.
Одно из направлений схоластики, философско-религиозное учение, впоследствии провозглашенное официальной доктриной католической церкви.
2) Происходил из знати Неаполитанского королевства, особых успехов добился в преподавании схоластики.1
3) Философия Аквинского – это защита основ христианско-католической веры.
А также ее рационализация и научное обоснование в соответствии с логикой Аристотеля.
4) Подобно Аристотелю утверждал, что все вещи представляют из себя единство формы (идеи) и материи (того, из чего построены).2
5) Выдвинул пять доказательств существования Бога.2
Бог у Аквинского – это само бытие и источник бытия для всего сущего, первопричина всех вещей и конечная цель их устремлений.
6) Различал два вида интеллекта:
• Пассивный – воспринимает чувственный образ;
• Активный – способен абстрагироваться от чувств и обобщать.
7) В 1879 г. учение Аквинского (впоследствии – неотомизм) указом Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма.
1 Родился неподалеку от Неаполя, в семье известного графа. Стремившийся к знаниям Аквинский бежал из своего замка и поступил в доминиканский монашеский орден. Учился в Германии, затем перебрался в Париж, где закончил образование и начал преподавать схоластическую философию. Достигнув на этом поприще значительных успехов, в 1261 году папой Урбаном IV был вызван обратно в Италию, где и провел оставшиеся годы жизни.
2 Фома Аквинский отвергает идею Платона о самостоятельном существовании идей. Его формула («до вещи, в вещи, после вещи») гласит, что идеи существуют в божественном интеллекте как прообразы вещей, в самих единичных вещах и в человеческом интеллекте в виде результата познания вещей. Познание нематериального (Бога) возможно через Откровение (религиозные тексты, священные писания) и через наблюдение за материальным миром – данные два типа истин находятся в философии Аквинского в согласии друг с другом.
2 Пять доказательств бытия Бога:
1. Движение: все, что движется, подразумевает под собой наличие первоисточника всего движения в целом – им является Бог.
2. Причина: все, что существует в мире, должно иметь некую первопричину – ей является Бог.
3. Необходимость: все существующее подразумевает необходимость в чем-то первоначальном – и этой необходимостью является Бог.
4. Степени совершенства: все существующее в мире подразумевает наличие нечто, обладающего высшей степенью совершенства – им является Бог.
5. Цель: все, что существует в мире и направлено в своем существовании к достижению какой-либо цели, должно быть движимо неким разумным началом – т. е. Богом.