1) Древнеримский философ, богослов, один из Отцов христианской церкви, основоположник католицизма и христианской философии истории.
2) Обучался в Карфагене, долгое время вел светский образ жизни. В 387 году принял крещение под именем Амвросий.1
3) Значительное место в сочинениях Августина занимают рассуждения о Боге.
Он – чистая форма, источник бытия и блага, наивысшая красота. Материя, душа, пространство и время являются творениями Бога2
4) Утверждал, что мировая история есть борьба двух царств: Земного (император, армия, законы) и Божьего (земная форма существования – Римская церковь)
5) По мнению Августина, Земное царство погрязло в грехах и язычестве.
Спасение человека возможно посредством его устремления к Богу и принятия божественной благодати.
Дар человеку от Бога, предназначенный для его спасения.3
6) Придерживался концепции психологического восприятия времени – действительно лишь настоящее.
Прошлое – это наша память, а будущее – наша надежда.4
7) Полагал, что зло – это не субстанция, а ее порча, порок и повреждение формы (идеи).5
1 Родился в Северной Африке, изучал риторику в Карфагене, увлекался трактатами Цицерона, учениями манихейства (религиозная доктрина) и неоплатонизма. Молодой Августин был далек от церкви, вел светский образ жизни, однако под влиянием итальянских проповедников приступил к изучению посланий апостола Павла и в 387 году был крещен под именем Амвросий.
Вскоре Августин раздал все свое имущество бедным и вернулся в Африку, где начал организовывать монашеские общины. Погиб во время осады своего родного города Тагаста вандалами. Многочисленными трудами оказал сильнейшее влияние на всю западноевропейскую философию.
2 Августин отвергал предположение (в частности – Аристотеля) о том, что мир, будучи сотворенным Богом, развивается самостоятельно. По его мнению, божественная творческая сила продолжает оказывать влияние на происходящие в мире процессы, предопределяя, таким образом, все возможные изменения.
3 В вопросах познания Августин придерживался позиции господства веры над разумом. Истину, обладающую божественной природой, человек не способен познать эмпирическим наблюдением, границы которого определены рамками явлений, либо рассуждениями – к истине возможно приблизится через усвоение откровений священных писаний и религиозных догматов.
4 Существование настоящего проявляется в стремительном потоке изменяющихся событий.
5 Мыслитель утверждал, что абсолютно лишь добро – творение воли бога. Зло имеет земной характер и проявляется в отсутствии, или недостатке добра, что зависит уже от конкретных действий человека в той или иной ситуации. Иными словами, зла, как противоположного добру начала – не существует. Мир был задуман и сотворен Богом с позиций доброты и совершенства, но люди порой отступают от высших целей, в чем и проявляется отсутствие добра, т.е. зло.