Парфенон
Вытянутый с востока на запад холм длиной в 300, шириной в 130 метров, обнесенный мощной каменной стеной… Это – Акрополь, священный центр древних Афин.
До наших времен сохранились тут величественные руины знаменитых храмов – Эрехтейона, храма Ники, торжественных входных ворот – Пропилей. Но господствует в ансамбле Акрополя, конечно же, Парфенон, ставший в наше время символом человеческой культуры и творческого гения.
Строительство главного храма Афин, посвященного Афине Деве, Афине Парфенос (отсюда его название – Парфенон), началось в 447 году до н. э. Незадолго до этого афинское народное собрание по предложению Перикла приняло план реконструкции Акрополя. Согласно этому плану Акрополь должен был превратиться в священный участок, достойный Афин – города, возглавившего сопротивление персам и в жестокой борьбе (500–449 гг. до н. э.) одолевшего могущественную Персидскую державу.
В те годы у афинян были поистине гениальные архитекторы: Иктин, Калликрат, Мнесикл. И был самый великий скульптор того времени – Фидий. Крупнейший из архитекторов Греции, Иктин, разработал план Парфенона. Фидий, как свидетельствует Плутарх, руководил всем. От него получали инструкции все, хотя среди строителей были и великие архитекторы и превосходные художники.
«…Мало-помалу, – пишет Плутарх, – стали подниматься величественные строения, неподражаемые по красоте и изяществу. Все ремесленники старались друг перед другом довести свое ремесло до высшей степени совершенства. В особенности заслуживает внимания быстрота окончания построек. Все работы, из которых каждую могли, казалось, кончить лишь несколько поколений, в продолжение нескольких столетий, были завершены в кратковременное блестящее управление государством одного человека… По совершенству каждое из них уже тогда казалось древним; но по своей свежести они кажутся исполненными и оконченными только в настоящее время. Таким образом, их вечная новизна спасла их от прикосновения времени, как будто творец дал своим произведениям вечную юность и вдохнул в них нестареющую жизнь».
Строительство Парфенона продолжалось более десяти лет. И хотя он в основном был завершен к 437 году до н. э., известно, что работы в храме велись еще в 433–432 годах. В глазах современников Парфенон являлся воплощением славы и могущества Афин. Сегодня он по праву считается одним из величайших образцов античного зодчества, шедевром мирового искусства и пластики.
Время нанесло великому храму жестокие раны. Однако Парфенон и сейчас производит незабываемое впечатление. Рухнули на землю многие его колонны, разрушена чуть не вся средняя часть храма, но стройность и гармоничность его линий безупречны.
Стены храма сложены из мраморных блоков и облицованы гладко отполированными мраморными плитами. Из мрамора изготовлены колонны, карниз и фронтоны храма, а также богатое скульптурное убранство Парфенона. Несохранившаяся кровля храма была деревянной.
Сегодняшний Парфенон, а точнее, его величественные руины – белого цвета. В древности же фон фронтонов храма был выкрашен в красный цвет, фон фриза – в синий. На этом цветном фоне ярко белели мраморные скульптуры. Их детали были позолочены или выполнены из позолоченной бронзы.
Проект храма был тщательно продуман. Совершенство постройки и тонкость исполнения его фризов и фронтонов сразу же бросались в глаза даже не слишком искушенному ценителю.
Парфенон поставлен на самой высокой точке Акрополя. Ученые высчитали, что протяженность холма перед Парфеноном, длина храма и участка Акрополя за Парфеноном соотносятся как отрезки «золотого сечения», и что соответственно этому сечению соотносятся и массивы скалы и храма: строители в свое время соорудили специальную насыпь, увеличившую холм в этой его части. Исследователи нашли еще немало других чудес в этом удивительно благородном храме.
В Парфеноне, который кажется таким стройным, нет ни одной прямой линии – ни строго горизонтальной, ни строго вертикальной. Все здесь чуть-чуть, незаметно для глаза, изогнуто с учетом особенностей человеческого зрения, и именно это и дает эффект идеально правильных линий. Колонны храма потому и кажутся одинаковыми, что не одинаковы – угловые колонны чуть массивнее тех, которые стоят вдоль стен, их пролеты увеличиваются к центру. И стоят колонны не прямо – они едва заметно наклонены внутрь. Ступени храма немного выпуклые, карнизы чуть вогнутые, стены слегка наклоненные. Все это сделано согласно точнейшим расчетам, и диву даешься, как точно учтены здесь и законы оптики, и законы зрительного восприятия.
Отблески гения Фидия лежат на знаменитом фризе с изображением Панафинейских торжеств, который тянулся по наружной стене храма. Среди всех этих жрецов, магистратов, воинов две группы производят особое впечатление: юноши, верхом на быстрых конях, и «эргастинки» – те, кто ткал священное покрывало богини Афины. Совсем еще юные, медленно и торжественно движутся они на встречу с богами, и эту встречу Фидий (или мастер, работавший под его руководством) запечатлел на восточном фризе храма над входом.
Впечатляющие сцены были и на фронтонах: на одном – рождение Афины, на другом – спор Посейдона и Афины за обладание Аттикой, завершившийся, как известно, победой Афины. На метопах были изображены сцены из легенд, рассказывающих о битвах богов с гигантами, греков с троянцами, лапифов с кентаврами, греков с амазонками.
Внутреннее пространство храма разделялось на две неравные части. Западная, меньшая часть храма, служила местом хранения государственной казны Афинской республики. Главная часть храма, восточная, разделялось на три нефа двухъярусной колоннадой. Здесь, в святая святых храма, находилось самое величественное изображение Афины, когда-либо исполненное в Древней Греции. Это было одно из лучших творений Фидия – громадная, двенадцатиметровая статуя из золота и слоновой кости. Афина стояла во весь рост, в длинном, до пят, хитоне, подчеркивавшем естественность позы, в высоком золотом шлеме, украшенном изображением сфинкса и грифов, на груди была эгида, своего рода панцирь с изображением головы Медузы, левой рукой Афина держала копье, а на ладони правой руки была двухметровая статуя Ники – Победы.
Парфенон просуществовал в своем первоначальном виде около 2100 лет. Величайший храм Древней Греции, он прошел вместе с ней все этапы ее истории. С закатом Греции начался закат храма. Около 426 года была куда-то увезена – может быть, в Константинополь – статуя Афины. В византийскую эпоху, в начале VII века, Парфенон стал христианской церковью Святой Софии. Внутреннее устройство храма подверглось коренной переделке. При строительстве апсиды были уничтожены все центральные фигуры восточного фронтона – знаменитой композиции «Рождение Афины».
После 1458 года Парфенон был обращен в мечеть. В 1687 году, во время осады Афин венецианцами, турецкий гарнизон устроил в храме пороховой погреб. Венецианские артиллеристы, начавшие 26 сентября 1687 года бомбардировку города, были точны: пущенное ими ядро попало прямо в турецкий пороховой склад. В Парфенон…
К 1833 году, когда Греция наконец обрела независимость, Парфенон представлял собой две группы не связанных друг с другом руин: одну в восточной, другую в западной части здания. И при этом он все-таки оставался одним из наиболее сохранившихся античных храмов. Реставрационные работы, предпринятые греческой археологической службой в XIX и XX веках, в особенности в 1922–1933 годах, отчасти вернули Парфенону его первоначальный облик.
Ныне великий греческий храм известен миллионам людей. Он принадлежит к числу наиболее известных, величайших шедевров архитектуры.