Храм Соломона в Иерусалиме
На вершине горы Синай Бог дал Моисею десять заповедей и Закон своему народу. А символом присутствия Бога среди людей отныне должен был служить ковчег Завета – окованный золотом ларь из акациевого дерева, украшенный двумя золочеными фигурами крылатых херувимов, в котором хранились золотой сосуд с манной небесной, жезл Аарона и скрижали с Божьими заповедями.
Для хранения ковчега по повелению Бога была сооружена скиния – специальный шатер, ставший «образом и тенью небесного». Скиния стала первым на Земле храмом единого Бога.
Из пустынь Синая ковчег Завета был принесен евреями в землю обетованную. Благодаря исходившим от него сверхъестественным проявлениям народ Израиля был непобедим. Сила ковчега осушила реку Иордан, вызвала мор среди филистимлян.
400 лет Израиль пользовался скинией как местом пребывания Бога среди них. Мысль построить вместо нее храм принадлежала царю Давиду. Однако Бог не пожелал, чтобы Давид строил храм: «ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему» (1 Пар. 22—8). Намерение Давида осуществил его преемник, царь Соломон.
Хотя Бог отклонил намерение Давида строить храм, все же во время своего царствования Давид собрал огромный запас золота, серебра и разнообразных строительных материалов («и множество железа для гвоздей к дверям ворот и для связей, и множество меди без весу») и разработал планы будущей постройки. Как свидетельствует Библия, сам Бог указал, каким должен быть этот храм, и дал «все сие в письмени от Господа» (1 Пар. 28–19; Исх. 25—9). Дом, который следовало выстроить для Господа, должен был быть «весьма величествен, на славу и украшение пред всеми землями» (1 Пар. 22—5).
Строительство храма началось в 969 г. до н. э. в правление царя Соломона. Местом для него была избрана вершина горы Мориа в Иерусалиме. Работы продолжались семь лет. В постройке храма принимали участие 30 тысяч израильтян и 150 тысяч хананеев. Весь строительный материал готовился заранее и доставлялся к месту постройки, где работы велись в тишине, которую не нарушал ни один звук: «ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении его» (3 Цар. 6–7).
Храм был построен из больших отесанных камней и кедровых балок. Внутри стены были отделаны золотом и резными панелями из ливанского кедра, полученного в дар от тирского царя Хирама. Соломон вовсе не стремился к тому, чтобы воздвигнуть нечто гигантское и невообразимое, в духе египетских фараонов. Его храм служил скорее святилищем, чем местом для массовых богослужений. Он был построен по планам прежней скинии, но с увеличенным в два раза масштабом. Длина храма составляла 27,5 м, ширина – 9 м и высота – 14 м.
Храм был обращен лицом на восток. Западную его часть протяженностью 9 м составляла Святая Святых, отделенная от остальной части храма завесой. К восточной стороне здания примыкал притвор, одинаковой ширины с храмом и длиной 4,5 м. По обеим его сторонам стояли два медных столба, каждый 1,8 м в диаметре и свыше 10 м высотой. На северной, южной и западной сторонах к стенам храма были сделаны пристройки в три яруса, которые служили комнатами для священников.
Храм был окружен «большим двором» и «внутренним двором». Возможно, что в «большом дворе» находились царские палаты. Перед храмом стоял медный жертвенник высотой 4,5 м. Он отмечал то самое место, где Авраам некогда готовился принести в жертву своего сына Исаака. Сегодня здесь высится мечеть Купол Скалы. Неподалеку от жертвенника стояла медная умывальница – «море литое», предназначавшаяся для омовения священников во время жертвоприношений. Диаметром 4,5 м и глубиной 2,4 м, она опиралась на 12 медных быков. Кроме этой большой умывальницы, было еще 10 меньших для омовения жертвоприношений – пять на северной и пять на южной стороне.
В 976 г. до н. э. Соломон торжественно перенес ковчег Завета в святая святых построенного им Иерусалимского храма. Золотые цепи ограждали реликвию, многочисленная золотая утварь таинственно мерцала в полумраке. Возле завесы стоял золотой жертвенник, пять золотых светильников и пять столов с хлебами предложения были установлены на северной и столько же – на южной стороне.
Храм Соломона стал славой Израильского царства. Подсчитано, что стоимость золота, серебра и других материалов, использованных при его постройке, в пересчете на современные деньги составила от 2 до 5 млн долларов. В то время это была самая дорогая постройка в мире. Золото Иерусалимского храма стало объектом зависти других царей Востока.
Соломонов храм простоял около 400 лет. Уже спустя пять лет после смерти Соломона он был разграблен, а в 587 г. до н. э. его разрушил вавилонский царь Навуходоносор. Однако ковчег Завета не упоминается в числе реликвий и сокровищ, захваченных в храме Соломона. Судьба его так и осталась неизвестной.
Оставшихся в живых после захвата Иерусалима жителей Навуходоносор отправил на берега Евфрата, «на реки вавилонские». Когда Вавилон пал под натиском персов, царь Кир II вернул евреев на родину и повелел возвести в Иерусалиме новый храм. Было приказано вернуть золотую и серебряную утварь и другие ценности, похищенные Навуходоносором.
Второй Иерусалимский храм, или храм Зоровавеля, называемый так по имени его строителя, возведенный после возвращения израильтян из вавилонского плена, простоял 500 лет (520—20 гг. до н. э.). Селевкидский царь Антиох IV (175–163 гг. до н. э.) повелел установить в этом храме статую Зевса и был искренне удивлен, почему весь город решительно выступил против «высокой греческой культуры», таким своеобразным способом насаждаемой. Результатом стали массовые восстания и последовавшая за ними 25-летняя Маккавейская война, в результате которой Израиль ненадолго снова обрел политическую независимость.
В 63 г. до н. э. к стенам Иерусалима подошла армия римского полководца Гнея Помпея. После трехмесячной осады римляне вошли в город. Ворвавшиеся в храм воины с удивлением увидели, что священники продолжают совершать богослужение, невзирая на смертельную опасность. И все время, пока продолжались последние бои, духовенство не покидало святыни и погибло вместе с последними защитниками храма.
Влекомый любопытством, Помпей захотел осмотреть знаменитый храм: ведь о религии иудеев ходило столько всевозможных легенд! Говорили, например, что в скрытом завесой «дебире» – святая святых храма – хранится золотое изображение ослиной головы. Другие рассказывали, что там держат людей для жертвоприношений. И каково же было изумление Помпея и его воинов, когда завеса отодвинулась, и там вместо привычных язычникам идолов оказалась… пустота!
На рубеже нашей эры царь Ирод Великий построил на горе Мориа новый храм. Однако, прежде чем начать строительство, он должен был разрушить старый храм Зоровавеля, что могло вызвать возмущение народа. Тогда Ирод собрал тысячу священнослужителей (левитов), обученных строительному делу. Они разобрали древний храм и начали строить новый с помощью 18 тысяч подручных-каменщиков.
Строительство нового храма началось в 20 г. до н. э. и продолжалось 83 года. Это было поистине великолепное сооружение. Как писал Иосиф Флавий, при восходе солнца храм блистал так ярко, отражая солнечные лучи, что никто не мог смотреть на него, а издали он выглядел как сверкающая снегами горная вершина. Террасы храма были сложены из огромных, тщательно подогнанных гранитных глыб до 20 м в длину. Местами они образовывали сплошную стену высотой около 150 м. Эта стена заканчивалась двойной колоннадой, окружавшей «Двор для язычников», из которого по девяти лестницам можно было подняться к девяти золотым и серебряным воротам. Они вели во Двор для женщин и Двор для израильтян. Над ними располагался «Двор для священников», а еще выше поднимался 50-метровый фасад храма.
Все сооружения были украшены белым мрамором и золотом, и даже шипы на крыше храма, устроенные для того, чтобы голуби не садились на нее, были золотыми.
Этот роскошный храм просуществовал всего шесть лет: в 70 г. римляне полностью разрушили город. Сегодня единственным остатком Иерусалимского храма является знаменитая Стена плача. Протяженностью 156 м и высотой 56 м, она представляет собой фрагмент ограды храма, построенной во времена Ирода. Стена сложена из огромных каменных монолитов, среди которых встречаются глыбы высотой 5 м и более. По установившейся традиции, к Стене плача по субботам приходят евреи; припав к древним камням, они молятся о прощении грехов и скорбят о разрушенном храме. Впрочем, по библейской традиции главный храм – это все-таки тот, который человек строит в своем сердце.