Вы здесь

50 великих чудес света. Аксумские стелы (А. Ю. Низовский, 2008)

Аксумские стелы

Название Эфиопии происходит от древнегреческого слова «айтьопс», или «эфьопс» – «люди с обожженными лицами». Так древние греки называли людей, живших на западном побережье Красного моря и на территории к югу от Египта. Другое распространенное название этой страны – Абиссиния. Оно возникло от наименования одного из аравийских племен – хабеш, переправившегося в Эфиопию через Красное море где-то до 500 г. до н. э. Слово «Аль-Хабаша» используется до сих пор арабами для обозначения Эфиопии.

* * *

Средневековые эфиопские ученые полагали, что их страна была древнейшей цивилизованной страной на земле, что их предки заложили основы, на которых возникли все остальные цивилизации, в том числе египетская. Начало истории Эфиопии действительно теряется в глубине веков. О нем рассказывают только многочисленные легенды, в которых правда настолько переплетена с вымыслом, что отделить одно от другого практически невозможно. Пожалуй, только одно можно утверждать с полным правом – древняя столица Эфиопии, Аксум (по имени которой и всю страну часто именовали Аксумом), некогда была центром одного из самых могущественных государств Древнего мира. Это было государство, которое оставило после себя величественные архитектурные памятники, которое создало огромный флот, покорило огромные территории и контролировало оба берега Красного моря.

О существовании Эфиопии было хорошо известно древним грекам и римлянам. Эта страна упоминается в «Естественной истории» Плиния Старшего и в «Географии» Помпония Мелы. Геродот часто упоминает о «долгоживущих айтьопес» и называет «самыми высокими, красивыми и очень справедливыми людьми». Арабский историк Мани, живший в III в. н. э., писал, что ему известны четыре великие империи: Вавилон, Рим, Египет и Аксум.

Главный город страны, Аксум, украшали дворцы и храмы, приводившие в восторг и изумление даже повидавших мир греческих и арабских путешественников. Тогда же появились в великой африканской столице и гигантские Аксумские стелы – одно из главных чудес Аксума и в то же время одна из самых больших его загадок…

На центральной площади Аксума, на небольшом холме, выложенном серыми плитами, высится колонна из светло-серого базальта высотой около 20 м и шириной 2 м. Она врыта прямо в землю. На его наружной стороне вырезаны ярусы фальшивых окон, внизу – «дверь» с замысловатым засовом. Сам обелиск со своими «окнами» и «дверями» очень напоминает небоскреб. Обелиск увенчивает древняя аксумская эмблема – диск и полумесяц.

Центральная стела окружена тремя конусообразными обелисками меньшего размера. Другие величественные колонны- стелы, высеченные из цельных базальтовых глыб, возвышаются в центре Аксума, в «парке стел», или лежат вдоль дороги, поверженные временем. Высота самой большой сохранившейся до наших дней стелы – 33,5 м. Есть стелы поменьше – от 21 до 5 м. На обелисках полностью отсутствуют какие-либо надписи, их предназначение неясно, но они производят огромное впечатление. Оккупировавшие в 1936–1941 гг. Эфиопию итальянцы, увидев стелы Аксума, были столь поражены, что отправили самый большой обелиск в Рим, где он сегодня и находится.

Всего в Аксуме сохранилось более 200 базальтовых монолитов, непохожих друг на друга: то изысканно-стройных, идеально отполированных и богато украшенных, то примитивных и грубых. В любом случае это итог колоссального, поистине титанического труда, продолжавшегося многие десятилетия.

Как и зачем создавались эти гигантские стелы?

«Наши предки умели плавить камень, – утверждают нынешние потомки древних жителей Аксума, – они разливали его в длинные деревянные формы, а когда камень остывал, обтесывали, полировали и превращали в гигантские стелы».

«Эти стелы делали люди-циклопы, которые населяли эфиопское нагорье задолго до того, как здесь появились наши прародители, – убеждены другие. – Великаны вырубали их из скал неподалеку от города и на собственных плечах переносили сюда, на площадь».

Нигде в мире, кроме Аксума, нет подобных каменных стел. Впрочем, некоторые традиции возведения таких памятников были у народов Южной Аравии, и прежде всего сабейцев. Бесспорно, что аксумиты поддерживали теснейшие контакты с сабейцами, чье огромное влияние на культуру Аксума никто не отрицает. Между тем именно в Южной Аравии было принято сооружать плоские обелиски из плохо обработанного камня над могилами павших воинов. Не отсюда ли берут свое начало Аксумские стелы?

Своими очертаниями основание крупнейшей из стел удивительно напоминает аксумские дворцы. Может быть, стелы – это своеобразный «дом мертвых», вариант эфиопской «пирамиды»?

В пользу этого предположения говорит открытие, сделанное в 1950-х гг. совместной французско-эфиопской археологической экспедицией. Ей удалось открыть гигантское по своим масштабам сооружение, на котором, как выяснилось, и стояли стелы. «Холм», из которого они вырастали, оказался увенчанным огромной, длиной в 115 м платформой, сложенной из обтесанных базальтовых плит. На склонах холма были сооружены три террасы, которые создавали иллюзию ступенчатого основания. Стало ясно, что стела – лишь верхняя, венчающая, часть поистине фантастического по своим размерам сооружения, скрытого под землей.

Почти все аксумские дворцы и крепости, храмы и жилые дома возводились на гигантских каменных плитах, которые, положенные одна на другую, создавали видимость массивного ступенчатого фундамента. Таким образом, стела – это «макет» аксумского дворца, «дом мертвых», поставленный на такое же ступенчатое основание, как и «дома живых». Стела передает в уменьшенном масштабе все детали древней аксумской архитектуры.

Это открытие дало серьезный повод предполагать, что стелы повторяют не только формы аксумских зданий, но и соответствуют высоте царских дворцов. Оказалось, что в Аксуме существовали настоящие «небоскребы» древнего мира – дворцы в 4, 6, 12 и 14 этажей, при этом высота 14-этажного дворца достигала около 40 м! На каком же уровне развития должно было находиться древнее эфиопское государство, чтобы организовать подобное строительство? И что могли представлять собой царские дворцы и храмы Аксума?

К сожалению, уже в XX в. было безвозвратно утрачено то, что могло вполне наглядно представить нам образ столицы древней Эфиопии. В 1938 г., во время агрессии Италии против Эфиопии, итальянские самолеты разбомбили руины храма Святой Марии – Такха-Марьям, находившегося неподалеку от парка Стел. Сохранились только общие описания этого великолепного сооружения. Скорее всего, в древние времена это был не храм, а дворец, роскошная резиденция владык Аксума, лишь много столетий спустя обращенная в храм.

Дворец стоял на каменной платформе размероми 120 х 80 м. В этом огромном здании было более 1000 залов и комнат. Полы покрывали зеленые и белые мраморные плиты, паркет из редких пород красного и розового дерева. Стены были облицованы панелями из полированного эбенового дерева и темным мрамором, на фоне которого рельефно выделялись инкрустации из позолоченной бронзы. Резные косяки дверей и наличники окон, бронзовая скульптура и керамика, покрытая глазурью и расписанная замысловатым орнаментом, украшали интерьер. Здание увенчивали бронзовые изваяния единорогов.

По богатству убранства дворец правителей Аксума не имеет себе равных в тропической Африке. Причем, судя по остаткам фундаментов, Такха-Марьям был отнюдь не самым грандиозным дворцом Аксума и, вероятно, еще не самым богатым.

Воссоздать облик величественного архитектурного ансамбля, каким являлась древняя столица Эфиопии, сегодня в полной мере уже вряд ли удастся. Но бесспорным остается огромный вклад, который внесен Аксумом в культуру Древнего мира.