Пирамиды и сфинкс в Гизе
На покрытой песком известняковой возвышенности они вздымаются, как настоящие каменные горы: справа – пирамида Хуфу, или Хеопса; в центре – пирамида Хафра, или Хефрена, с остатками облицовки у вершины; слева – пирамида Менкаура, или Микерина. У подножия пирамид лежит их тысячелетний страж – Большой сфинкс.
Египетские пирамиды считались первыми из семи чудес Древнего мира. Эти фантастические сооружения во все времена привлекали к себе внимание людей. Сохранились тысячи описаний пирамид, относящихся к самым разным векам, сделанных разными письменами и на разных языках. В высеченных на камнях надписях, оставленных древними греками и римлянами, часто высказывается сожаление, что вместе с ними не могут видеть это чудо их умершие родственники: «Я, Панольбиос из Гелиополя, любовался гробницами царей и вспомнил своих».
Одна римлянка выразила свои чувства в стихах:
Видела я без тебя пирамиды, о брат мой любимый,
Все, что смогла, – о судьбе твоей горькие слезы роняя
В скорби о нашем былом, жалобу здесь написала.
«Во Египте же за рекою Нилом, идеже столпы древние фараоновы могилы учинены великаго дива, яко горы учинены; снизу широки, а сверху заострены», – писал в 1651 г. русский путешественник Арсений Суханов. Другой русский путешественник, А. С. Норов, посетивший Египет в 1834–1835 гг., отмечал: «…По странной игре оптики, замеченной уже многими путешественниками, пирамиды по мере приближения к ним кажутся как бы менее огромными, чем издали; это происходит, по моему мнению, оттого, что издали они имеют лазоревый цвет дальности, резко обозначающий их на пустынном пространстве и на ясном горизонте; но с приближением к ним они принимают желтоватый цвет тех камней, из которых они построены, и таким образом сливаются с тем же желтым цветом песчаной пустыни, которая их окружает… Чтобы судить о непомерной огромности пирамид, надобно подойти к самой их подошве… надобно стать не на углах пирамиды, а посредине одной из ее сторон… Тут огромность ее подавляет самое воображение; хотя эти отесанные камни показывают труд чьих-то рук, но вы едва верите, чтоб это было сделано руками человеческими».
Как же были построены эти гигантские сооружения? Во все века люди задавали себе этот вопрос. Пирамиды в Гизе, вне всякого сомнения, имеют единое направление осей и строго сориентированы по сторонам света. Самое значительное отклонение не превышает и десятой доли градуса. А ведь известно, что в ту эпоху египтяне не знали компаса. Не знали они ни полиспастов, ни подъемных кранов, ни даже железных инструментов.
На самом деле никакой загадки здесь нет. До наших дней дошли сообщения древних авторов, подробно рассказывавших о постройке пирамид. Сохранились многочисленные древнеегипетские изображения, наглядно воссоздающие технику этого строительства.
Вот что писал 2500 лет назад знаменитый историк Геродот, лично бывавший в Египте и много беседовавший с тамошними жрецами:
«…До времени царя Рампсинита, рассказывали далее жрецы, при хороших законах Египет достиг великого процветания. Однако его преемник Хеопс вверг страну в пучину бедствий. Прежде всего он повелел закрыть все святилища и запретил совершать жертвоприношения. Затем заставил всех египтян работать на него. Так, одни были обязаны перетаскивать к Нилу огромные глыбы камней из каменоломен в Аравийских горах (через реку камни перевозили на кораблях), а другим было приказано тащить их дальше до так называемых Ливийских гор. Сто тысяч человек выполняло эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Десять лет пришлось измученному народу строить дорогу, по которой тащили эти каменные глыбы, – работа, по-моему, едва ли не столь же огромная, как и постройка самой пирамиды. Ведь дорога была 5 стадий (1 стадия = 177,6 м. – Примеч. ред.) длины, а шириной 10 оргий (1 оргия = 1,8 м. – Примеч. ред.), в самом высоком месте 8 оргий высоты, построена из тесаных камней с высеченными на них фигурами. Десять лет продолжалось строительство этой дороги и подземных покоев на холме, где стоят пирамиды. В этих покоях Хеопс устроил свою усыпальницу на острове, проведя на гору нильский канал. Сооружение же самой пирамиды продолжалось 20 лет. Она четырехсторонняя, каждая сторона ее шириной 8 плефров (1 плефр = 29,6 м. – Примеч. ред.) и такой же высоты, и сложена из тесаных, тщательно прилаженных друг к другу камней. Каждый камень длиной по крайней мере 30 футов…
…Построена же эта пирамида вот как. Сначала она идет в виде лестницы уступами, которые иные называют площадками, или ступенями. После того как заложили первые камни, остальные поднимали при помощи помостов, сколоченных из коротких балок… Так поднимали с земли камни на первую ступень лестницы. Там клали камень на другой помост; с первой ступени втаскивали на второй помост, при помощи которого поднимали на вторую ступень. Сколько было рядов ступеней, столько было и подъемных приспособлений. Быть может, однако, было только одно подъемное приспособление, которое после подъема камня без труда переносилось на следующую ступень. Мне ведь сообщали об обоих способах – почему я и привожу их. Таким образом, сначала была окончена верхняя часть пирамиды, затем соорудили среднюю и напоследок самые нижние ступени на земле.
Царствовал же этот Хеопс, по словам египтян, 50 лет, а после его кончины престол наследовал его брат Хефрен. Он поступал во всем подобно брату и также построил пирамиду, которая, впрочем, не достигает величины Хеопсовой. Я сам ведь ее измерил. Под ней нет подземных покоев и не проведен из Нила канал, как в той, другой пирамиде, где вода по искусственному руслу образует остров, на котором, как говорят, погребен Хеопс. Самый нижний ряд ступеней он велел вывести из многоцветного эфиопского камня и построил пирамиду на 40 футов ниже первой, при таких же, впрочем, размерах. Обе пирамиды стоят на том же самом холме высотой около 100 футов. Царствовал же Хефрен, по словам жрецов, 56 лет.
Затем царем Египта, по словам жрецов, стал Микерин, сын Хеопса. И этот царь также оставил пирамиду, хотя и значительно меньше отцовской: каждая ее сторона на 20 футов короче 3 плефров. Она также четырехугольная и наполовину построена из эфиопского камня».
Как мы видим, описание достаточно подробное и, кстати говоря, не единственное. Это к тому, что в XX в. появилось множество «пирамидологов», смачно исследующих «секреты пирамид», которые они тут же, на ходу, сами и сочиняют. Геродот для них, естественно, не авторитет. Попутно «пирамидологи» пытаются связать свои «секреты пирамид» с «тайнами Атлантиды», о которой им, как и всем остальным, известно только из одного-единственного сообщения Платона, полученного от египетских жрецов. Но тогда совсем непонятно, почему на развернутые свидетельства Геродота и других античных авторов опираться нельзя, а на неясное свидетельство Платона – можно? Вопрос, впрочем, риторический…
Геродот интересовался и тем, во сколько обошлось египтянам строительство пирамид:
«На пирамиде египетскими письменами было обозначено, сколько редьки, лука, чеснока съели рабочие. И, как я очень хорошо помню, переводчик, который читал мне надпись, объяснил, что на все это было израсходовано 1 600 талантов серебра. Если это верно, то сколько же денег пошло на железные орудия, на хлеб и одежду для рабочих, так как строительство всех этих сооружений продолжалось 20 лет и, кроме того, немало времени понадобилось на ломку и перевозку камней и сооружение подземных покоев».
Греческий талант в разных весовых системах весил от 35,9 до 37,6 кг. 1600 талантов серебра – это значит от 40 300 до 60 100 кг, что при тогдашней стоимости драгоценных металлов представляло собой 4000–6000 кг золота. Во времена Геродота за талант серебра можно было купить в Афинах 3000 поросят, или 36 000 л ячменя, или же построить военный корабль. Строительство Парфенона в Афинах обошлось в 700 талантов. Здесь же только редька, чеснок и лук, съеденные строителями одной пирамиды Хуфу, стоили вдвое дороже, чем весь Парфенон!
Пирамида Хуфу, или Хеопса, на самом деле является чудом света. Это самое большое каменное сооружение Древнего мира. Подсчитано, что на ее строительство пошло около 2 250 000 хорошо отесанных и плотно пригнанных каменных блоков, весом около 2,5 т каждый. Отдельные блоки весили до 30 т. Вес пирамиды составляет 6,5–7 млн т. По мнению специалистов, ее не уничтожила бы даже атомная бомба, сброшенная на Хиросиму.
От подножия до вершины пирамида достигает высоты 137,3 м. До того как она утратила верхушку, ее высота составляла 146,7 м. Вплоть до XIX в. пирамида Хеопса являлась самым высоким сооружением в мире. Лишь в 1880 г. ее на 20 м превзошли башни Кёльнского собора, а в 1889 г. – Эйфелева башня.
Стороны квадратного основания пирамиды составляют 230,4 м, а до потери облицовки – 232,4 м. При наклоне граней 51°52′ первоначальный ее объем был равен 2 520 000 куб. м. Сейчас он примерно на 170 000 куб. м меньше, так как в течение веков пирамиду использовали как каменоломню.
Что таит в себе этот гигант? Попытки проникнуть в тайну пирамид предпринимались на протяжении множества столетий. В IX в. правитель Каира халиф Ал-Мамун приказал пробить проход в северной грани пирамиды Хуфу. Напрасно советники предостерегали его, говоря, что пирамиды находятся под охраной могущественных духов, которые погубят каждого, кто попытается в них проникнуть; остался он глух и к мнению специалистов по осаде крепостей, утверждавших, что проникнуть в пирамиды выше человеческих возможностей. Халиф приказал доставить к северной стене пирамиды стенобитные орудия. Впоследствии оказалось, что его выбор был удачным: именно здесь, после нескольких недель бесплодных попыток, его рабочим удалось попасть в один из внутренних коридоров. Они достигли погребальной камеры фараона, где обнаружили пустой гранитный саркофаг без крышки. И тогда оказалось, что грабители гробниц успели здесь неоднократно побывать еще за несколько тысяч лет до халифа…
Первым из европейцев внутрь пирамиды Хуфу проник в 1837 г. английский полковник Ричард Уильям Говард Виз (1784–1853). Он обнаружил иероглифическую надпись, в которой упоминалось имя того, для кого предназначалась пирамида – фараона Хуфу. Возможно, ее написал какой-то каменотес, чтобы было ясно, на какую стройку этот блок отправлять. Надпись была сделана красной краской, и иероглифы разборчивы. В 1946 г. в заупокойном храме при пирамиде была сделана вторая находка. Это – фрагмент стелы, подтверждающий то, в чем никто уже не сомневался, а именно – что пирамида строилась для фараона Хуфу. На стеле написано его имя: «Относящийся к небосклону – Хуфу».
Но где же все-таки мумия царя? Кто проник в гробницу и опустошил ее? Древние грабители? Да, и они тоже. Но скорее всего мумия Хеопса, как и других фараонов, погребенных в пирамидах Гизы, не пролежала здесь и 100 лет. Еще Геродот писал о том, что о Хуфу и его преемниках у египтян оставалась самая недобрая память: «Египтяне так ненавидят этих царей, что только с неохотой называют их имена». Мумии Хеопса и его преемника Хефрена были попросту выброшены из гробниц, вероятно, в середине XXVI в. до н. э. «После их смерти народ взбунтовался и выбросил их мумии из пирамид», – свидетельствует Диодор Сицилийский. Вероятно, тогда же гробницы были основательно разграблены, а в последующие века они использовались для повторных погребений, которые снова разграблялись…
Первоначальный вход в пирамиду Хуфу расположен на северной стороне на высоте 25 м над основанием. Сейчас внутрь ее ведет другой вход, расположенный примерно на 15 м ниже прежнего. Этот узкий и низкий горизонтальный коридор протяженностью около 40 м пробили древние грабители пирамид, и относится он, возможно, ко временам смут, наступившим после падения Древнего царства.
Пирамида Хуфу скрывает в своих недрах три камеры, соответствующие трем этапам ее строительства, поскольку царь желал в любой момент располагать готовой гробницей. Первая камера вытесана в скале на глубине примерно 30 м ниже основания пирамиды. Размеры ее составляют 8 х 14 х 3,5 м. Она осталась незаконченной, так же как и вторая, устроенная в центре пирамиды, точно под вершиной, на высоте примерно 20 м над основанием. Ее размер – 5,7 х 5,2 м, сводчатый потолок достигает высоты 6,7 м. Эту камеру иногда называют «усыпальницей царицы».
Третья камера – усыпальница царя. В отличие от двух других, она полностью закончена, в ней был установлен саркофаг. Эта камера сооружена на высоте 42,3 м над основанием и несколько южнее оси пирамиды; ее протяженность с востока на запад – 10,4 м, с севера на юг – 5,2 м; высота – 5,8 м. Камера облицована отшлифованными и тщательно пригнанными друг к другу гранитными плитами. Эти плиты так хорошо отшлифованы и так плотно пригнаны друг к другу, что между ними не просунешь и булавку.
Чтобы облегчить давление огромной массы камня на погребальную камеру, над ее потолком в нескольких рядах кладки были оставлены пустоты – так называемые разгрузочные камеры. Потолок усыпальницы царя образуют девять монолитных блоков, весящих около 400 т. Над потолком находятся пять разгрузочных камер, общая высота которых – 17 м, самая верхняя заканчивается двускатной крышей из огромных блоков, которые принимают на себя тяжесть примерно миллиона тонн камня.
Стоящий в западном углу усыпальницы саркофаг шире, чем вход в погребальную камеру. Он вытесан из цельной глыбы коричнево-серого гранита, без каких-либо изображений и надписей, и довольно сильно поврежден. Его поместили сюда еще во время строительства. Саркофаг этот выглядит так, будто его отлили из металла.
Из построек, окружавших пирамиду Хуфу, сохранились лишь развалины заупокойного храма и три маленькие пирамиды-спутницы. Остатки храма открыл в 1939 г. египетский археолог Абу Сейф. Он располагался к востоку от пирамиды, и его фасад имел протяженность 100 египетских локтей (52,5 м). Перед ним был устроен двор, окруженный 38 квадратными гранитными столбами, 12 таких же столбов стояло в вестибюле перед святилищем. По обе стороны от него при раскопках были найдены два выдолбленных в известняке углубления, в которых когда-то стояли «солнечные ладьи» фараона. К сожалению, эти сухопутные «доки» оказались пусты, но в 1954 г. археологи были вознаграждены находкой еще двух таких углублений, в одном из которых покоилась сделанная из кедра «солнечная ладья» – самый древний сохранившийся корабль мира. Длина ее составляет 44 м. После того как ладья была извлечена и подвергнута консервации, ее поместили в специально построенный павильон рядом с пирамидой.
Пирамида Хафра (Хефрена) ненамного уступает пирамиде Хуфу по величине и возрасту. Ее построили в середине XXVI в. до н. э. Тогда она достигала 143,5 м в высоту и была лишь на 3,2 м ниже пирамиды Хеопса. «Хафра велик» – таково было ее официальное название.
Сейчас высота от подножия до вершины пирамиды составляет 136,5 м. Стороны ее квадратного основания первоначально составляли 215,3 м, сейчас – 210,5 м. Объем пирамиды – 1 629 200 кубометров. При более крутом наклоне стен (52°20′) пирамида Хафра кажется даже выше пирамиды Хуфу. Этот оптический обман усиливается тем, что она стоит на самом высоком месте Гизы.
Первым (условно, разумеется), кто проник внутрь пирамиды Хефрена, стал итальянец Джованни Батиста Бельцони. Это произошло 2 марта 1818 г. Но здесь его ждало разочарование: на стенах погребальной камеры красовались имена древних грабителей-арабов – Мухаммед Ахмед, Ахман, Мухаммед Али, Ахмед…
Погребальная камера находится почти на оси пирамиды. Ее размеры 14,25 х 6,8 м. В ней до сих пор стоит пустой гранитный саркофаг с разбитой крышкой, обнаруженный Бельцони в 1818 г.
«Божественен Менкаура» называлась меньшая из трех пирамид Гизы – пирамида фараона Микерина (Менкаура). Она отстоит на некотором расстоянии от гробниц Хуфу и Хафра. Ее основание составляет 108,4 х 108,4 м, высота – 62 м. Первоначально она была метра на четыре выше. В отличие от остальных, пирамида Менкаура сооружена не на скальном основании, а на искусственной террасе из известняковых блоков.
Геродот рассказывает легенду о том, как оракул из города Буто предсказал царю Менкаура, что ему осталось править всего шесть лет. Тогда фараон «приказал изготовить множество светильников. По ночам царь велел зажигать их, стал пить вино и непрестанно веселиться днем и ночью. Так поступал он, превращая ночи в дни, чтобы уличить оракула во лжи и сделать из шести лет двенадцать». Несмотря на то что Менкаура, по сообщениям египетских источников, процарствовал 63 года, по пирамиде и постройкам вокруг нее создается впечатление, будто Менкаура на самом деле предчувствовал свою раннюю кончину.
Пирамида Менкаура некогда была прекраснейшей из всех пирамид. На треть высоты ее покрывала облицовка из красного асуанского гранита, затем шли белые плиты из турского известняка, а вершина тоже была красная, гранитная. Такой двухцветной пирамида оставалась еще в XVI в., пока ее не разграбили египетские мамлюки. Сегодня гранитная облицовка сохранилась лишь в нижней части пирамиды, где ее защитили наносы песка.
Погребальная камера размерами 6,5×2,3 ×3,5 м первоначально должна была располагаться всего в 6 м под основанием, однако на втором этапе строительства ее опустили на более безопасную глубину. Для возведения пирамиды использовались намного более крупные блоки, чем в пирамидах Хуфу или Хафра, – очевидно, фараон хотел ускорить строительство, и поэтому камень обрабатывали не очень тщательно. Но, несмотря на спешку, до окончания работ Менкаура не дожил. Он умер, когда пирамида достигла высоты примерно 20 м. О том, что ее достраивал уже преемник Микерина, фараон Шепсескаф, свидетельствует надпись, найденная в развалинах заупокойного храма возле пирамиды: «Шепсескаф, царь Верхнего и Нижнего Египта, для своего отца, царя Верхнего и Нижнего Египта, Осириса Менкаура». Помимо этого, здесь была найдена богатая коллекция скульптур, лучшие из которых сейчас хранятся в Египетском музее в Каире и в Музее изящных искусств в Бостоне. Среди них – большие рельефы царя Менкаура и скульптурный портрет, изображающий Менкаура и его главную жену.
Ансамбль пирамид сегодня немыслим без знаменитого Большого сфинкса. Нет и, вероятно, не было в мире статуи, превышающей его своими размерами. Основу сфинкса составила естественная известняковая скала, которая по своей форме напоминала фигуру лежащего льва. Она была обработана в виде колоссального сфинкса, причем недостававшие части были добавлены из соответствующим образом обтесанных известковых плит. Замечательное творение техники соединилось в этой статуе с прекрасным художественным замыслом.
История сфинкса хранит множество загадок. Так, Геродот, посетивший Египет и оставивший подробные описания чудес этой страны, о сфинксе не упоминает совсем. Он, вероятно, вообще не знал о его существовании – может быть, сфинкс был засыпан песком, либо его просто не существовало во времена Геродота (484–425 гг. до н. э.). Первым, кто упомянул о нем, был римский историк Плиний (23–79 гг. н. э.).
Сфинкс – образ, пришедший из греческой мифологии. Так греки именовали чудовище с женской головой, львиным телом и птичьими крыльями. Оно было порождением стоглавого великана Пифона и его жены-полузмеи Ехидны. От них же произошли и другие знаменитые мифические чудовища: Цербер, Гидра и Химера. Сфинкс, по преданию, жил на скале близ греческого г. Фивы (не путать с египетскими Фивами!) и предавался довольно однообразному развлечению: задавал людям одну и ту же незамысловатую загадку: «Кто ходит утром на четырех ногах, в полдень на двух, а вечером на трех?» Тех, кто не мог дать верного ответа, Сфинкс убивал. Так он губил людей, пока его загадку не разгадал царь Эдип: «Это человек! Во младенчестве он ползает на четвереньках, в зрелом возрасте ходит на двух ногах, а в старости опирается на клюку». Тогда несчастное чудовище бросилось в море, поскольку судьбой было предопределено, что верного ответа оно не переживет.
В древнеегипетской традиции фараона было принято изображать в образе человека-льва – тело льва, царя пустыни, символизировало силу правителя, его сверхчеловеческую сущность. Эти изображения были первыми царскими статуями, стоявшими вне храмов и, таким образом, доступными для обозрения народных масс, на которых они должны были производить впечатление сверхъестественной и потому неодолимой силы фараона. Назывались такие статуи шесеп-анх – «живой образ». Возможно, из этого родилась греческая транскрипция «сфинкс».
Хотя египетский сфинкс загадок не задавал, сама огромная статуя, стоящая у подножия пирамид в Гизе, многие годы оставалась воплощенной загадкой. Ученые задавались вопросами: кого эта статуя изображает, когда создана, как была вытесана?
После 100 лет исследований египтологи раскрыли настоящее имя сфинкса. Арабы называли статую Абу’ль Хол – «Отец ужаса». Филологи установили, что это – народная этимология древнего имени «Хорун». За этим названием скрывалось несколько еще более древних, а в конце этой цепочки стояло древнеегипетское Хоремхет (по-гречески Хармахис), что означает «Хор на небосклоне». Хором именовался обожествленный правитель, а небосклон в древнеегипетской традиции означал место, где после смерти правитель сливается с богом солнца. Полное имя сфинкса означало: «Живой образ Хафра». Т. е. сфинкс был создан более 4500 лет назад и изображал царя Хафра (Хефрена) с телом льва и с символами царской власти.
Несмотря на гигантские размеры, лицо сфинкса передает основные портретные черты фараона Хафра. Насколько можно судить по другим его скульптурным портретам, внешность царя в образе сфинкса передана весьма реалистически, с ярко выраженными индивидуальными чертами (например, широкие скулы и большие оттопыренные уши). Как следует из надписи у ног статуи, она была создана еще при жизни Хефрена; следовательно, сфинкс не только самая большая, но и самая древняя монументальная статуя в мире.
Размеры сфинкса колоссальны: длина от передней лапы до хвоста – 57,3 м, высота – 20 м, ширина лица – 4,1 м, высота головы – 5 м, длина носа – 1,71 м. Первоначально лицо сфинкса было окрашено в кирпично-красный цвет, полосы немеса – полосатого платка, спускающегося с затылка на плечи, – были синие и красные.
До наших дней сфинкс дошел сильно поврежденным, с изуродованным лицом. Исчез украшавший лоб гигантской фигуры урей – символ царской власти в виде приподнявшейся кобры, которая, по верованиям египтян, охраняет фараонов и богов. Царский платок-немес частично обломан. От «божественной» искусственной бороды, которую носили египетские цари и знать, остались лишь обломки, найденные у ног статуи. Раны на лице сфинкса нанесены долотом в XIV в. – его изуродовал некий мусульманский фанатик, стремившийся исполнить завет пророка Мухаммеда, запрещающий изображать человеческое лицо. К этим повреждениям добавились следы от пушечных ядер. Почему-то принято считать, что это – следы пребывания в Египте наполеоновской армии, хотя это египетские мамлюки использовали голову сфинкса как тренировочную мишень для своих пушек.
Но, несмотря на разрушительную силу времени, сфинкс продолжает сторожить некрополь фараонов в Гизе. И это великолепное произведение Древнего Египта, вероятно, будет стоять до тех пор, пока будут стоять сами пирамиды.