Вы здесь

50 великих музеев. Алмазный фонд России (Н. А. Ионина, 2008)

Алмазный фонд России

Начало собиранию этой коллекции было положено еще указом Петра I об отделении предметов, «подлежащих государству», от многочисленных предметов и изделий дворцового быта с тем, чтобы «отныне они составляли славу и гордость Российского государства», а не одной лишь династии Романовых.

Для хранения государственных регалий и наиболее редких ювелирных украшений и самоцветов была создана Камер-коллегия. Все ценности хранились в специальном помещении – рентерии, который запирался на три замка. А ключи от тех замков находились (по одному у каждого) соответственно у камер-президента, камер-советника и рентмейстера. Только по самодержавному распоряжению можно было открыть сокровищницу и достать необходимые для торжества драгоценности. После окончания праздника все драгоценности вновь водворяли в рентерию.

Позже в рентерию, которая стала называться Бриллиантовой комнатой, продолжали поступать ювелирные диковинки и редкостные самоцветы со всего мира.

В 1914 г., перед опасностью немецкого нашествия, «коронные бриллианты» были спешно перевезены в Москву и спрятаны в подвалах Оружейной палаты, где они и пролежали до 1922 г. Здесь они находились под множеством других ящиков с серебром и фарфором, золотом и хрусталем.

В холодные апрельские дни 1922 г. эти пять ящиков были вскрыты. Один из них, прочно перевязанный и с большими сургучовыми печатями, был особенно тяжелым. Академик А. Ферсман, который состоял в правительственной комиссии, впоследствии вспоминал: «Когда опытный слесарь, без ключа, открыл этот ящик, внутри него лежали наскоро завернутые в папиросную бумагу драгоценности русского царя, находившиеся до этого а знаменитой бриллиантовой кладовой Зимнего дворца. Сказки из “Тысячи и одной ночи” об индийских драгоценностях, дворец Аурангзеба, сокровища Надир-шаха в Дели – все померкло перед ярким блеском сверкающих самоцветов».

Долгое время, почти три четверти столетия, власть в России принадлежала женщинам. И конечно, они старались придать особенную пышность своим дворам. Ничто для них не было слишком дорогим: ни платья, ни утварь, ни драгоценности. Тратились огромные средства, и придворные тоже старались не отстать от русских императриц. Начиная с последних лет царствования Петра I все приезжавшие в Петербург иностранцы поражались количеству и качеству драгоценных камней, сверкавших на придворных дамах.

От первой половины XVIII в. ювелирных вещей осталось сравнительно мало. Отчасти потому, что и материала тогда было накоплено не очень много, а еще Анна Иоанновна, ненавидевшая Екатерину I, старалась уничтожить оставшиеся после нее вещи. То же самое сделала правительница Анна Леопольдовна, которая (по словам придворного ювелира Позье) приказала разломать почти все драгоценности, чтобы сделать новые.

Зато среди сохранившихся ювелирных изделий второй половины XVIII в. находятся государственные регалии – знаки императорской власти: корона, держава, скипетр и Андреевская цепь.

Большая императорская корона была сделана в 1762 г. придворным ювелиром Позье для коронации Екатерины II. Для изготовления короны было разломано множество вышедших из моды украшений. В ее сквозную оправу вставлено свыше 5000 бриллиантов (самый крупный из которых весит 55 каратов), 75 крупных жемчужин, а наверху укреплен один из самых крупных в мире рубинов (более 400 каратов). Этот рубин был куплен в Пекине еще при царе Алексее Михайловиче и когда-то украшал корону Екатерины I.

Держава – это полированный золотой шар, охваченный поясом из бриллиантов в виде стилизованных лавровых веточек. Наверху шара, на сапфире в 200 каратов, укреплен бриллиантовый крест, а на его передней стороне – крупный индийский алмаз в 47 каратов…

Целая группа придворных ювелиров, начиная со знаменитых Позье и Дюваля, обслуживала царский двор, создавая поистине исторические шедевры. Специальные экспедиции посылались на Урал и в Сибирь за самоцветами.

После перевозки ящиков в государственное хранилище всему собранию было присвоено наименование «Алмазный фонд РСФСР». А в солнечный осенний день 1924 г. в Москве открылась выставка Алмазного фонда, правда, сначала только для иностранцев.

В 1930-е гг. над коллекцией коронных драгоценностей нависла угроза поспешной распродажи, и часть бесценных сокровищ попала на международный аукцион. Среди проданных вещей оказалось 10 уникальных диадем, но, к счастью, основная часть коллекции сохранилась.

Посетители Алмазного фонда могут увидеть в его экспозиции знаменитый алмаз «Орлов» – камень белого, чуть голубоватого и зеленоватого тонов, о котором существует множество легенд. Найденный в индийских копях в XVII в., он первоначально весил около 400 каратов, но при огранке – в виде «высокой розы» – похудел до 189,62 карата.

По одной версии, это один из больших осколков камня Великих Моголов. Как гласит предание, алмаз долгое время был третьим глазом (находился между бровей) у статуи Брамы в храме Серингпатама. Из храма он был похищен французским солдатом, который специально, чтобы проникнуть в храм, принял индуистскую веру. Потом солдат продал камень за 2000 фунтов стерлингов капитану английского корабля, а капитан, в свою очередь, продал камень купцу еврею за 12 тысяч фунтов.

Но есть и другая версия, будто камень был украден у персидского шаха Надира в 1747 г., самоцвет находился в шахском троне. Затем алмаз попал к армянскому купцу Григорию Сафрасу, который в 1767 г. положил его в Амстердамский банк, и через пять лет продал камень племяннику своей жены, придворному ювелиру Ивану Лазареву, а тот перепродал его графу Г. Г. Орлову за 400 тысяч рублей, пожизненную пенсию в размере 2 000 рублей и дворянскую грамоту.

Г. Г. Орлов подарил бриллиант Екатерине II в день ее именин 24 ноября 1773 г. В 1784 г. Екатерина повелела вправить алмаз в свой скипетр, и с тех пор он украшает навершие скипетра русских царей. По оценке 1865 г. скипетр с этим камнем стоил 2 399 410 рублей серебром.

Полна загадок и тайн и история известнейшего в мире алмаза «Шах», из-за которого были загублены десятки человеческих жизней. Величиной 3 см, чистый и прозрачный, слегка желтоватый с поверхности, он весит 88,7 карата. Алмаз был найден среди обычной гальки на реке Голконде в Индии более 500 лет назад. Он сохранил свою природную форму, лишь отдельные грани его отшлифованы.

Обмакивая тонкие палочки в мелкий алмазный порошок, древние писцы выгравировали надпись на одной из сторон камня: «Бурхан-Низам-шах второй. 1000 год». Именно эта надпись вязью, сделанная по приказу его бывших владельцев, и помогла воссоздать историю камня.

По нашему летоисчислению 1000 г. соответствует 1591 г. Именно тогда в Северной Индии правил Великий Могол Акбар, войска которого захватили Ахмадгор и среди драгоценностей правителя Ахмадгора нашли этот уникальный камень.

Когда на престол взошел внук Акбара, который называл себя Дже-хан-шахом (Властелином мира), на алмазе была вырезана вторая надпись: «Сын Джехангир-шаха Джехан-шах. 1051 год».

Знаменитый французский путешественник Тавернье видел и описал алмаз (это был «Шах»), подвешенный к трону Великих Моголов. Алмаз висел так, чтобы сидящий на троне постоянно видел его перед собой. Камень окружает глубокая бороздка, чтобы его можно было подвешивать и на шею (как талисман) на шелковой или золотой нитке.

В 1738 г. на индийский город Дели, где тогда находился камень, напал шах Надир. Он переправил алмаз в Персию, и в Персии на камне появилась третья надпись: «Владыка Каджар-Фахт-али-шах. Султан. 1242».

В конце января 1829 г. во время вспыхнувших в Тегеране беспорядков был убит русский посол А. С. Грибоедов, автор знаменитой комедии «Горе от ума». Убийство дипломата великой державы грозило серьезными осложнениями, и в Петербург была направлена особая делегация, которую возглавлял сын Аббаса-мирзы – принц Хосрев-мирза. Чтобы искупить вину персидского народа, он предложил России принять самую драгоценную вещь персидской короны – алмаз Шах».

Однако в действительности дело обстояло не совсем так. Видимо, версия о том, что алмаз был отдан за смерть А. С. Грибоедова, возникла после выхода в свет повести Ю. Н. Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара». Востоковед В. Ф. Минорский еще в 1920-х гг. установил, что русский царь и не думал требовать «цену за кровь». Русское правительство настаивало на присылке посольства из Персии и наказании виновных. Персидский шах, посылая в Петербург свою делегацию, преследовал свои цели: он хотел добиться снижения контрибуции. По Туркманчайскому договору 1828 г. Персия должна была выплатить России 10 кураров контрибуции, что составляло 20 миллионов рублей. Контрибуция была очень тяжелой для Персии, для ее выплаты были отправлены в переплавку золотые канделябры шахского дворца, жены шаха и придворные сдали бриллиантовые пуговицы. Но все равно удалось собрать только восемь кураров.

Униженные просьбы Хосрев-мирзы и его дары, среди которых были не только алмаз «Шах», но и два кашмирских ковра, жемчужное ожерелье, 20 старинных манускриптов, сабли и прочие драгоценные вещи, по мнению персидского шаха, должны были смягчить сердце русского царя.

Дары сделали свое дело: русский царь отказался от одного курара контрибуции и на пять лет отсрочил выплату другого. Так что утверждать, будто алмаз «Шах» является «ценой крови» А. С. Грибоедова, можно с очень большой натяжкой.

Сегодня, по традиции, найденные в России на территории Якутии алмазы, вес которых превышает 20 каратов, получают собственные имена и помещаются в Алмазный фонд. Здесь хранится множество добытых в последние десятилетия алмазов – таких, как «Восход», «Юрий Гагарин», «Валентина Терешкова».

В Алмазном фонде Кремля находится найденный в 1974 г. алмаз «Звезда Якутии», который долгое время был чемпионом среди найденных отечественных алмазов. Размером с небольшой лимон, он весит 232,5 карата.

18 декабря 1991 г. состоялась церемония вручения уникального черного бриллианта, подаренного России израильским ювелирным королем Цви Егудой. Теперь это второй черный алмаз в коллекции Алмазного фонда Кремля. Вес бриллианта – 21,18 карата. Считается, что это первый полированный бриллиант России, изготовленный в 1830–1840 гг. на фабрике Макарова в Санкт-Петербурге. Николай I пожаловал диамант одному из предков Цви в знак благодарности за сделку, связавшую царский двор с домом Ротшильдов во Франкфурте.

В Алмазном фонде Московского Кремля хранится самая большая в мире коллекция уникальных золотых и платиновых самородков общим весом свыше 300 кг. В отличие от других стран мира, все российские самородки были сохранены от переплавки.

За всю историю мировой добычи золота найдено около 100 тысяч крупных самородков, а из них редчайших гигантов-самородков всего несколько десятков. Самый крупный из сохранившихся самородков был найден в 1842 г. на Урале на прииске Царево-Александровский в долине реки Миасс крепостным Сюткиным. Он называется «Большой треугольник» и весит более 36 кг. В 1842 г. его оценили в 28 146 царских рублей. А сейчас ему просто нет цены!..

Спустя год на другом уральском прииске – «Сырков лог» – нашли платиновый самородок весом 9 635 г. К сожалению, он не сохранился, так как был незаконно переплавлен, а ведь это был самый крупный платиновый самородок из найденных на Урале.

В августе 1904 г. в контору уральских приисков принесли платиновый самородок весом около 8 395 г. Он является вторым по величине из найденных на Урале и самым крупным в мире из существующих в настоящее время.

В 1967 г. на открывшейся в Москве выставке сокровищ Алмазного фонда было представлено 120 золотых и платиновых самородков общим весом свыше 300 кг. Здесь можно было увидеть золотые самородки «Лошадиная голова» весом 14 кг, «Верблюд» весом 9,3 кг, «Заячьи уши» весом 3,34 кг и знаменитый «Мефистофель».