Вы здесь

50 великих книг о мудрости, или Полезные знания для тех, кто экономит время. 13. «Жизнь – это эволюция сознания» (Андрей Жалевич, 2014)

13. «Жизнь – это эволюция сознания»

Учись различать реальное от нереального, преходящее от вечно пребывающего. Учись прежде всего разделять знание ума от душевной мудрости, учение «Ока» от учения «Сердца».

«Голос Безмолвия»

Для человека с материалистическим мировоззрением жизнь может казаться непонятной и даже бессмысленной. И действительно, если смотреть на жизнь с сугубо материалистической позиции, – какой можно обнаружить смысл? Однако мироздание многогранно и многопланово, а материальность нашего мира лишь одна из его сторон.

Мудрецы Востока за всеми осязаемыми вещами и явлениями материального мира видели скрытые процессы, протекающие на тонких энергетических планах, в невидимых для физического зрения мирах души и духа, в высших сферах божественного сознания. Смысл жизни мудрецы древности видели в постепенной эволюции сознания. И если смотреть на жизнь с этой позиции, многие вещи становятся понятными, на вопросы находятся мудрые ответы, а решения жизненных задач – более гармоничными.

«Учителя»

– Анни Безант –




Анни Безант (1847–1933 гг.) – известный теософ, сподвижница Елены Блаватской, борец за права женщин, писатель и оратор, сторонница независимости Ирландии и Индии.

Артур Неферкот, автор двухтомной биографии Анни Безант, писал о ней так: «Эта женщина, подобна сказочной кошке, прожила девять жизней». Первый том биографии описывает пять «жизней» (до увлечения Анни Безант теософией) в главах:

1. Христианская мать.

2. Атеистическая мать.

3. Подвижник науки.

4. Активный деятель социалистического движения.

5. Клешня Махатмы.


Второй том биографии посвящён описанию остальных четырёх «жизней» Анни Безант, которые можно охарактеризовать как теософский период, в главах:

6. Индийский просветитель, пропагандист и мистик.

7. Президент Индийского национального конгресса.

8. Покинутый лидер.

9. Жизнь в смерти.


В 1890 году, после встречи с Еленой Петровной Блаватской, Анни Безант заинтересовалась теософией, и это коренным образом изменило её жизнь. Первое заочное знакомство Анни с Блаватской произошло, когда её как активного общественно-политического и литературного деятеля попросили написать отзыв на книгу Блаватской «Тайная доктрина». Содержание, новизна, прекрасный стиль изложения материала настолько понравились Анни Безант, что она решила обязательно встретиться с автором. При встрече Елена Блаватская вмиг покорила легковозбудимый ум Анни Безант, очаровав своей харизмой. Безант начинает активное изучение теософских трудов Блаватской, и вскоре между двумя одарёнными женщинами возникает искренняя дружба. Для более глубокого понимания изложенных в теософских трудах концепций Анни Безант едет в Индию. Там она изучает Бхагавад-Гиту и другие священные тексты индусов. Индия с её безграничными загадками и возможностями для духовного роста настолько захватывает Анни Безант, что она решает остаться в ней на постоянное место жительства. После смерти Елены Блаватской, в 1891 году, Теософское общество раскалывается на две группы: одну из них возглавляет полковник Олкотт, другую – Анни Безант. После смерти Олкотта Безант становится бессменным призедентом Теософского общества и начинает его переориентацию с буддизма в сторону индуизма. Также она принимает активное участие в политической жизни Индии, входит в Индийский национальный конгресс и в 1917 году избирается его президентом. С этого момента и до самой смерти в 1933 году Безант возглавляет кампанию за независимость Индии.

Анни Безант – автор множества книг и статей по теософии, восточной философии, йоге и мистицизму.

В литературном наследии Анни Безант книга «Учителя» занимает особое место. Во введении к этой книге она писала: «Идея об Учителях, старших братьях человечества, всегда вызывает трепет в человеческом сердце, и любые слова о них принимаются с радостью и охотой. Представление же о том, что в концепции об этих великих существах есть что-то нелогичное, уже исчезает на Западе, как будто его и не было. Теперь осознаётся, что существование таких существ является естественным, как и во всякой эволюции высшие её достижения являются естественной необходимостью. Многие начинают узнавать таких людей в великих фигурах прошлого, и поскольку рассудок признаёт их существование в прошлом, надежда призывает искать их и в настоящем. Более того – среди нас, и на Западе, и на Востоке, всё увеличивается число людей, которым удалось найти этих Учителей, и из умов которых навсегда исчезли сомнения в их существовании. Путь к ним открыт, и те, кто ищет, найдут».

Так как Анни Безант была одной из самых преданных сподвижниц Елены Петровны Блаватской и многое почерпнула от неё, напомним, что важнейшим плодом творчества самой Блаватской стало то, что западный мир узнал о существовании Великих Учителей, одним из которых был Эль Мория (наставник Блаватской). До обнародования Блаватской сокровенных знаний Великих Учителей многие люди не верили и не знали о существовании на земле более развитых интеллектуально и духовно существ. Издавна их называли посвящёнными, адептами, махатмами, мудрецами и Учителями. Слово «махатма» в переводе с санскрита «великая душа». Это существа, которые в своей духовной эволюции поднялись выше уровня развития человеческого сознания, они вышли за пределы круга перевоплощений (сансары), но остались на Земле из чувства сострадания для служения на благо эволюции и помощи людям. Считалось, что их резиденции располагаются в удалённых и скрытых от человеческого глаза местах, в Гималаях и на Тибете. Там, где их сверхразвитому сознанию и экстрасенсорному восприятию меньше всего мешают вибрации негативных человеческих мыслей и эманации низкочастотных эмоций. Одним из мест пребывания великих Учителей считают легендарную страну Шамбалу, она находится на более тонком, чем материальный, плане где-то в районе Тибета. Видеть Шамбалу могут только те люди, которые достигли высокого уровня экстрасенсорного восприятия мира. Однако тот факт, что Елена Блаватская два раза встречалась с Эль-Морией в Лондоне, говорит о том, что Великие посвящённые периодически путешествуют по всему миру. В теософской литературе упоминаются семь махатм, каждый из них курирует одно или несколько направлений развития человеческой цивилизации. Эти великие души стараются помогать людям на пути их духовной эволюции. Они вдохновляют самых прогрессивных учёных, политиков, деятелей культуры и искусства, религиозных деятелей и политических лидеров на претворение в жизнь идей, которые будут содействовать развитию духовности, расширению сознания и в конечном счете послужат во благо всему человечеству. Из числа самых духовно развитых людей махатмы выбирают себе учеников, достойных принять участие в реализации той части великого Плана, который открыт им Высшим Разумом (Планетарным Логосом). В теософской литературе много свидетельств получения отдельными учениками наставлений и указаний от своих Учителей. Существует, собранная в отдельную книгу «Письма махатм», переписка Учителей со своими учениками.

Книга Анни Безант «Учителя», которую автор этих строк рекомендует читателям, рассказывает о месте человека в цепи планетарной эволюции, о тех духовных посвящениях, которые проходит человеческая душа на своём пути расширения сознания. В книге приведены свидетельства существования махатм, рассказано об опыте общения с ними и о том, как можно найти Учителя, дано подробное описание внешности и характеров Великих Учителей, рассказано об их деятельности на Земле.

«Учителя» Анни Безант – прекрасный источник вдохновения для того, чтобы начать внутреннюю работу по преодолению ограничений своего эго, а возвышенный образ Учителя, который может возникнуть у читателя после прочтения книги, послужит ориентиром на Пути самосовершенствования.


Кристаллы из произведения «Учителя»

Кто же такой махатма? Это человек, ставший совершенным, достигший единения с божественным, медленно и постепенно развивший возможности человеческой природы и стоящий триумфатором там, где мы боремся сегодня. Всякая религия свидетельствует о нём. Каждая религия мира прослеживается к Божественному Учителю. Можно назвать имя Зороастра в Персии, Кришны и, позднее, Будды – в Индии, Христа – в Палестине, каждый из которых – Божественный человек, принесший уверенность в человеческом совершенствовании тем, кто попал в сферу его влияния.

* * *

Потому, во-первых, на протяжении жизней человек должен утвердиться в благородной и полезной жизни, чтобы раз за разом рождаться с всё более благородными качествами и высшими способностями. Затем в человеческой эволюции наступает вполне определённая стадия, когда душа, после долгого стремления вверх, немного поднимается над обычным уровнем развития. Есть люди исключительно бескорыстные, проявляющие исключительные способности, интуицию и любовь к духовному, исключительную преданнось делу служения человечеству; и когда эти качества начинают проявляться, наступает время, когда один из великих Учителей берётся за такого человека индивидуально, чтобы вести его дальнейшую эволюцию и обучать развивающуюся душу. Первые же попытки должны делаться в согласии с великими духовными силами, распространёнными повсюду в мире. И когда эта возможность использована и люди сделали лучшее, на что способны по линии общего духовного роста, тогда и наступает та стадия, на которой является Учитель, чтобы направлять дальнейшую эволюцию, а чтобы к ней перейти, уже предъявляются некоторые определённые требования.

* * *

И тогда, как я говорила, жизнь за жизнью эти качества развиваются, пока наконец не наступит время, когда слабости человеческой природы будут постепенно преодолены и отпадут, и останется лишь непоколебимое сострадание, чистота, которую ничто не сможет запятнать, знание, проницательное в своём взгляде и дающая о себе знать духовность. Когда ученика отмечают все эти качества, он приближается к порогу освобождения. К концу пути, когда обучение завершено, перед учеником открывается возможность стать Совершенным Человеком. Тогда земля на время отходит на второй план, и он – освобождённая душа, душа, покорившая человеческие ограничения – стоит на пороге нирваны, того совершенного сознания и блаженства, которое за пределами всякой человеческой мысли, вне возможностей нашего ограниченного сознания.

* * *

Куда же он двинется дальше? Жизнь за жизнью учился он отождествляться с людьми, жизнь за жизнью учился он отвечать на каждый крик боли. Может ли он идти вперёд, освобождённый, оставив других в цепях? Может ли он вступить в блаженство и оставить мир в страдании? Тот, кого мы называем махатмой, – это освобождённая душа, имеющая право отправиться дальше, но вернувшаяся ради Любви. Он несёт своё знание, чтобы помочь преодолеть невежество, несёт свою чистоту, чтобы очистить скверны, несёт свой свет, чтобы рассеять тьму, и взваливает на себя груз плоти до тех пор, пока род человеческий не станет вместе с ним свободным – тогда он продолжит путь не один, но как отец могучего семейства, ведя с собой человечество, чтобы разделить с ним общую цель и общее блаженство в нирване.

* * *

Учитель – это термин, используемый для обозначения человеческих существ, завершивших свою человеческую эволюцию и достигших человеческого совершенства; им нечему больше учиться, по крайней мере в том, что связано с нашей частью Солнечной системы; они достигли того, что христиане называют спасением, а индусы и буддисты – освобождением.

* * *

Они заняты и в великой интеллектуальной работе, посылая мыслеформы большой интеллектуальной силы, принимаемые и усваиваемые гениальными людьми, которые дают их миру; на этом уровне они также посылают свои пожелания своим ученикам, уведомляя их о задачах, за которые следует взяться.

•••

Более подробно:

1. Анни Безант. Учителя/Махатмы. Легенды и реальность. Учителя тайной мудрости. М.: Фонд духовной культуры мира, изд-во «Сфера», 2001 г.

В сходном ключе:

1. Безант Анни. Древняя мудрость. Издательство Духовной Литературы, «Сфера», 2000 г.

2. Блаватская Е.П. Голос Безмолвия. Избранные статьи. M.: Новый Акрополь, «Алтей», 1999 г.

3. Франчиа Ла Дью. Учение Храма. Международный центр Рерихов. М.: «Мастер-Банк», 2001 г.

4. Рерих Е.И. «Агни Йога» М.: «Эксмо», 2003 г.

5. Антарова К.Е. Две жизни. М.: «Сиринъ садхана», 2004 г.