7. «Избирайте вечное»
Тот, кто ради временного жертвует вечным, теряет и временное и вечное.
Каким образом лучше всего проверять достоверность и истинность чего-либо? Над этим вопросом человечество давно ломает себе голову, но мудрецы древности знали, что абсолютно всё в нашем мире, что скрыто или искажено, раскроет самый лучший непредубежденный судья – время. Истина вечна, а любая ложь, как и все иллюзорное, рано или поздно обнаруживает себя.
Молодым во все времена свойственна гонка за модой. Незрелый ум часто увлекается временным и поверхностным, стремится ко всему новому, а в результате оказывается всё равно в старом, так как всё преходящее очень быстро устаревает. Мудрый разум, напротив, чаще всего отдаёт предпочтение классике, так как она вечна. И так обстоят дела не только с вещами, но и с научными концепциями, которые, сменяя друг друга в непрерывной гонке, также очень быстро устаревают.
В философии есть такое понятие как «ива нова». Слово «ива» в переводе с санскрита означает «вечно», а «нова» – «новая». Таким образом, «ива нова» буквально переводится как «вечно новая» философия. Считается, что древняя восточная философия никогда не устаревает и всегда актуальна. Каждый раз, читая древние ведические трактаты или любое священное писание, мы открываем для себя какой-то новый аспект заложенной в них мудрости. В сокровенный смысл, содержащийся в посланиях великих Учителей и мудрецов, можно погружаться бесконечно, находя для себя всегда что-то полезное и актуальное.
«Нити-шастра»
Чанакья (живший около 370–283 гг. до нашей эры), известный также под именами Каутилья, Вишнугупта и Ватсьяяна – знаменитый в индийской истории брахман, главный советник императора Чандрагупты Маурьи (321–297 гг. до нашей эры). Образ Чанакья является полулегендарным. Он был очень образованным человеком, великолепным стратегом, политиком и экономистом, проницательным наблюдателем за природой и сведущим в астрологии. Согласно одной из легенд, Чанакья появился на свет с полным набором зубов. Это расценили как знак того, что младенец должен стать царём. Но, поскольку Чанакья был рождён в семье брахманов и, следовательно, править ему не пристало, младенцу вырвали все зубы, после чего было возвещено, что Чанакья будет царствовать посредством другого. Так оно и случилось. Получив великолепное образование, мудрец стал главным советником верховного правителя, а его рукописными трудами руководствовались на протяжении многих веков цари, министры и чиновники. Чанакья сверг бездарного царя из династии Нандов и возвёл на престол сына служанки и своего ученика Чандрагупту. Под умелым руководством своего премьер-министра Чанакьи царь Чандрагупта Маурья изгнал из Индии Александра Македонского, а также завоевал все земли от Ирана на северо-западе, до Бирмы на востоке и до границы штата Мусоре на юге. Так благодаря худому и болезненному брахману великая империя Индии снова обрела существование, став как никогда ещё более сплочённой.
Жизнь мудреца Чанакьи – живой пример того, что истинное знание гораздо важнее и даже сильнее самой сильной власти.
Образ Чанакьи, помимо исторических легенд, воспет в драме «Печать министра Ракшаса», написанной в VIII на санскрите драматургом Вишакхадаттой. На основе этой драмы в Индии был снят фильм «Чанакья», состоящий из 47 серий.
Чтобы лучше понять ту культурно-историческую обстановку, в которой протекала жизнь мудреца Чанакьи, можно обратиться к дневниковым записям Александра Македонского времен его похода на Индию. Как-то перед самым походом Аристотель попросил своего великого ученика Александра Македонского привезти ему из Индии в подарок мудреца, саньясина – человека, который ради познания самого себя отрёкся от всего мирского и посвятил себя духовной жизни. И вот, проходя через многие земли, всюду Александр спрашивал людей: «Где я могу увидеть человека, который уже познал себя. Мне не нужны искатели, мне нужен тот, кто уже нашёл ответы на все вопросы». Однажды ему ответили: «Там, у подножия гор, на берегу реки сидит старик, который познал самого себя». Александр приказал своему военачальнику со всеми почестями доставить к нему этого человека. Тот отправился в указанную местность и вскоре нашёл мудреца.
– Следуй за нами! Александр Великий приглашает тебя быть его гостем. Он даст тебе всё, что ты пожелаешь. Ты поедешь с ним в Грецию.
– Никакая сила в этом и других мирах не заставит меня следовать за тобой. Если я так нужен вашему Александру, то пусть он сам придёт сюда ко мне.
Грек был настолько поражён поведением и повелительным тоном в голосе старика, что не решился применить к нему силу. Вернувшись к Александру, он рассказал ему о случившемся:
– Этот человек очень высокомерно обошёлся со мной, и я боюсь, что он поступит точно так же и с вами.
Александр принял вызов и, гордо вскинув голову, сказал:
– Каждый, кто не окажет мне царского почтения, умрёт! Пойдём!
Но, когда Александр прибыл туда, где сидел мудрец, его охватил настоящий трепет. Саньясин первый обратился к нему:
– Итак, ты греческий царь, Александр Великий. Но ведь всякий, кто называет себя великим, на самом деле не велик и не может таким быть.
– Я не спорить пришёл, – ответил греческий царь, – я приглашаю тебя к себе в гости.
Старик спокойно улыбнулся:
– Я ведь свободен, как ветер. А разве можно пригласить ветер? Он дует сам по себе. Если я почувствую, что мне это необходимо, то я сам приду в Грецию. Но если я не захочу этого, никто на свете не сможет заставить меня сделать это.
Эти слова вывели Александра из себя, он пришёл в ярость, выхватил меч и сказал:
– Если ты не пойдёшь со мной, я отрублю тебе голову, и все увидят, как она покатится к реке!
Мудрец спокойно посмотрел на Александра и сказал:
– Ну и что. И я тоже увижу это. Ты можешь отрубить мне голову, но ты не можешь убить меня, поэтому мы оба будем смотреть на мою голову, падающую на землю.
Александр так и не смог убить мудрого старца, чье имя было Датдамеш. Так как все индийские мудрецы знают, что душа, в отличие от тела, бессмертна, то можно предположить, что и философия мудреца Чанакьи была сходна с мировоззрением этого саньясина.
Самым известным произведением Чанакьи является политико-экономический трактат «Артха-шастра», что в переводе с санскрита означает «Наука о пользе» (или «Наука о процветании»). Этот трактат на протяжении тысяч лет был для многих политиков наиболее подробным руководством по ведению политической и экономической деятельности и не утратил своей актуальности и по сей день. В «Артха-шастре» содержится полный свод прикладных знаний, необходимых для управления страной, городом или большой организацией, и особенно рекомендуется для изучения руководителям любого уровня, а также бизнесменам. Для более широкой аудитории будет интересно и полезно познакомиться с трактатом Чанакьи под названием «Нити-шастра» («Наставления в этике»), который рассказывает о том, как человеку вести идеальный образ жизни. В «Нити-шастре» приводится огромное количество мудрых советов и наставлений, причём все они независимы друг от друга, поэтому произведение можно читать, начиная с любой страницы и строчки. Великий пандит (в переводе с санкритского языка «учёный») рассказывает о том, как возвышенные идеалы могут воплотиться для нас в реальности при условии, что мы будем разумно работать в достижении своей цели. В «Нити-Шастре» читатель всегда сможет найти подсказку для решения любой личной (бытовой) проблемы.
Автору этих строк особенно понравилась «Нити-шастра» тем, что она, в отличие от многих других философских трудов, утверждающих высокие моральные принципы, преподносит их не в безапелляционно жёсткой форме «делай вот так, и всё», а в соответствии с особенностями сложившейся ситуации. Так, например, не отменяя любви к своей стране, Чанакья, в отличие от многих других моралистов, рекомендующих не покидать своей родины, даёт более мягкий совет в отношении выбора места своего проживания и деятельности.
Жемчужины мудрости «Нити-шастры»
Не живите в стране, где вас не уважают, где вы не можете заработать себе на жизнь, где нет друзей или где нельзя обрести знание.
Проверяй слугу исполнением его обязанностей, родственника в трудности, друга в невзгоде и жену в неудаче.
Тот, кто ради временного жертвует вечным, теряет и временное и вечное.
Тот, кому подчиняется собственный сын, чья жена действует по его желаниям и кто довольствуется собственным богатством, по сути живет в раю.
Не открывай то, что ты думаешь сделать, но разумным советом держи это в тайне, настроившись решительно воплотить это в действие.
Мудрый человек всегда должен поднимать своих сыновей в следовании морали различным путем, ибо дети, которые имеют знание нити-шастры и обладают хорошими качествами, становятся славой для их семьи.
Лакшми, богиня удачи, приходит по Своему желанию туда, где не уважают глупцов, хорошо хранится зерно и где не ссорятся муж и жена.
Знание подобно корове желаний. Его, как корову, можно доить во все времена года. Как мать, оно кормит вас в вашем путешествии. Поэтому знание – это спрятанное богатство.
Ученость – друг в путешествии, жена – друг в доме, лекарство – в болезни и религиозные плоды – друзья после смерти.
Мудрый человек не раскрывает потерю своего богатства, досаду своего ума, неподобающее поведение своей жены, низменные слова, сказанные другими, и позор, который упал на него.
Нужно быть удовлетворённым следующими тремя вещами: своей собственной женой, пищей, дарованной судьбой, и богатством, полученным собственным трудом, но никогда нельзя быть удовлетворённым следующими тремя: изучением, воспеванием святых имён Господа и благотворительностью.
Умиротвори сильного смирением, порочного сопротивлением и равного вежливостью или силой.
Жизнь необразованного человека бесполезна, словно хвост собаки, который еле покрывает её щуплый зад и не помогает даже огородиться от укусов насекомых.
Чистота речи, ума, чувств и сострадательное сердце необходимы тому, кто желает подняться на божественную платформу.
Знание теряется, не воплотившись на практике, мужчина теряется вследствие невежества, армия теряется без командующего и женщина без мужа.
Те, кто наделен красотой и молодостью и достойным рождением, бесполезны, если не имеют знания. Они подобны цветам кумшука, внешне прекрасные, но не имеющие запаха.
Моё дорогое дитя, если ты желаешь освободиться из цикла рождения и смерти, тогда оставь объекты чувственного наслаждения, словно яд. Вместо этого пей нектар терпеливости, честного поведения, милости, чистоты и правды.
Тот, кто нуждается в богатстве – ненуждающийся, на самом деле он богат (если он учён), но человек лишённый образования, нуждающийся на каждом шагу.
Тот кто желает чувственного наслаждения, должен оставить все мысли приобрести знание, и тот кто ищет знание, должен оставить надежды на чувственное наслаждение. Как может тот, кто обладает знанием, наслаждаться мирским наслаждением и как может ищущий наслаждения получить знание?
Тот, кто обладает разумом, силён, как может неразумный обладать силой?
•••
1. Чанакья. Нити-шастра. Источник: Философский портал (www.philosophy.ru).
В сходном ключе:
1. Тирувалувар. Тирукурал. Книга о добродетели, о политике и о любви. Перевод с тамил. Ю.Я. Глазова и А. Кришнамурти. М.: «Изд-во восточной литературы», 1963 г.
2. Тирувалувар. Тирукурал. Праведность. Мудрость. Любовь. Избранные афоризмы. Перевод А. Ибрагимова. М.: «Художественная литература», 1974 г.
3. Айванхов Омраам Микаэль. Золотые правила ежедневной жизни. Издательство «Просвета», 2003 г.
4. Далай-лама XIV. Океан мудрости. Руководство для жизни. СПб.: «Астрель», 2012 г.
5. Джебран Халиль Джебран. Голос мастера. Издательство «София», 1999 г.