Вы здесь

34 закона эффективного управления компанией. ЗАКОН 8 . НЕ БОЙСЯ КОНКУРЕНЦИИ – ОНА ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ (Георгий Огарёв)

ЗАКОН 8

НЕ БОЙСЯ КОНКУРЕНЦИИ – ОНА ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ

Монополия имеет много плюсов – не нужно постоянно гнаться за конкурентами, придумывать что-то новое, но это имеет оборотную сторону: останавливается развитие, место на рынке может занять новая компания. Поэтому не нужно бояться конкуренции, а позволять ей стимулировать вашу деятельность.

Толкование закона

Каждый, кто управляет компанией, должен понимать, насколько полезна конкуренция.

Каждая процветающая компания, у которой существуют большие перспективы, вызывает к себе неподдельный интерес, зависть, ее конкуренты стремятся стать лучше, добиться большего результата по сравнению с ней. Поэтому каждая успешная компания не должна удивляться наличию конкуренции и должна быть готова к борьбе за свои экономические интересы и их защите.

Основной смысл конкуренции состоит в том, что каждая компания обязательно пытается не просто стать лучше, стремясь опередить соперников по целому ряду показателей, но и нередко – всеми силами вредят репутации данной компании. Да, конкуренты могут появиться совершенно неожиданно, и не исключено, что они будут «вставлять палки в колеса». Но не следует пугаться конкуренции, впадать в панику, а напротив, даже в этом можно увидеть пользу для своей компании.

Следует взять за правило мысль о том, что конкурент – это, своего рода, помощник, действия которого способствуют и стимулируют деятельность собственной компании. Конкуренты своими делами, цель которых – навредить более преуспевающей компании «соперника», заставляют владельцев этой компании «очнуться» и обратить внимание на то, что их предприятию грозит опасность застоя. Тогда невольно возникает желание защитить свой авторитет, сохранить приобретенный статус и повысить производственную мобильность компании.

Конкуренция – один из лучших стимуляторов, способный возвратить первоначальный азарт и рвение, с которых каждый управляющий компанией начинал свои дела.

Существует понятие о «достойной» и «недостойной» конкуренции. Достойные конкуренты – это не менее процветающая компания, которая желает выдвинуться на первый план, занять главенствующее положение и вытеснить все аналогичные фирмы. Ее желание вполне понятно: у каждой компании есть право желать большего для определения лучшей позиции. С такими конкурентами и бороться приятно, ведь они фактически помогают набрать силу для битвы на поле экономики.

А вот «недостойные» конкуренты – это, как правило, довольно мелкие фирмы, владельцами которых являются завистливые и самодовольные дельцы-выскочки. Таких конкурентов стоит остерегаться, так как их методы нанесения вреда, как правило, противозаконны и носят самый низкий и подлый характер. Но даже такая конкуренция может стать полезной и, как ни странно, помочь повышению популярности и авторитета компании, ее управляющего персонала. Для этого каждому управляющему нужно быть внимательным и наблюдательным – и в случае обнаружения конкуренции сразу же «бить в колокола», поставив в известность прессу и другие средства массовой информации, которые своими выступлениями могут спугнуть противника и сбить его с толку.

Таким образом, любая конкуренция при разумном с ней обращении может положительно повлиять на рост и развитие компании, повысив ее авторитет.

Чтобы избежать проникновения конкурентов в компанию и утечки важной информации, следует усилить охрану и предупредить сотрудников, дабы они были осторожны и внимательны. Ведь конкуренты могут воспользоваться чем угодно, для того чтобы обойти преуспевающее предприятие. Необходимо упорно сопротивляться и активно противостоять подобным поползновениям – только в этом случае можно добиться успеха и победы. Просто для этого не следует сидеть сложа руки, а немедленно браться за дело, улучшать работу, повышать производительность, не пользуясь теми же методами вредительства, которыми орудуют конкуренты.

Образ

Собака – символ конкуренции. Собаку не стоит бояться и бежать от нее, так как это животное прекрасно чувствует страх – и он его возбуждает, подстегивает. Но и не стоит кричать на собаку и бить ее палкой по голове – такое поведение еще больше разозлит и увеличит ее агрессивность. С собакой следует попытаться подружиться и проявить разум и терпение – только в этом случае она почувствует свою слабость и сама отступит.

Доказательства закона

Следует знать о том, что конкурирующая сторона может просто-напросто блефовать, стремясь напугать и навести страх, как говорится, взять на испуг. Чрезмерная уверенность конкурента еще не доказывает того, что он силен и может выиграть. Поэтому не стоит верить первому впечатлению и слухам об опасности конкуренции, которые, наверняка, преувеличены такими же завистниками.

История сохранила массу случаев, когда большие компании в одно мгновение теряли свою значимость и достижения только из-за страха перед конкуренцией, из-за нелепой боязни потеряться среди множества других таких же компаний.

Известная в свое время американская компания в одном из районов Филадельфии успешно занималась производством сельскохозяйственной техники. Продукция компании отличалась своим качеством и пользовалась большим спросом до тех пор, пока в город не приехал один богатый предприниматель из штата Арканзас, привезший с собой новейшие разработки сельскохозяйственной техники.

Весь бизнес в Америке строится на конкуренции – и естественно, что арканзасский предприниматель сразу же обратил на себя внимание местной городской администрации и частных фермеров, которые несомненно были заинтересованы в его деятельности, и без проблем получил разрешение на открытие своего филиала и торговлю. Управление местной компании, занимавшейся продажей аналогичной, но менее совершенной продукции, было ужасно раздосадовано подобным фактом. Вместо того чтобы найти способы для улучшения собственной продукции, там потеряли всякую надежду спасти свою компанию от более сильной конкуренции, поспешно свернули дела и занялись другой деятельностью, которая также не дала никаких значительных результатов.

Этот случай доказывает, что преждевременная сдача без борьбы, равнодушное отступление – это идеальная возможность для конкурента стать лидером и достигнуть успеха. Самостоятельное признание собственного поражения и несостоятельности – последнее дело для любого предприятия и управляющего. Даже очень сильный противник может проиграть в активном и упорном поединке с менее слабым соперником.

Но в истории были случаи, когда компания не сдавалась, боролась с конкурентами, упорно противостояла им и выходила из борьбы достойным образом.

Дело происходило в 40-х годах прошлого века. Одна небольшая французская фирма по изготовлению замков и ключей решила увеличить объем продаж. Каково же было удивление управляющего фирмой, когда он узнал, что увеличивать количество товара не следует, потому что в его городе есть еще несколько фирм, занимающихся тем же самым. Управляющий известной фирмой Жозе Моруа был очень расстроен подобным известием. Но он решил не менять своего намерения и начал думать, что можно сделать для развития фирмы в условиях столь жесткой конкуренции.

Жозе Моруа был очень предприимчивым и пробивным человеком, обладал прекрасной способностью твердо идти к четко намеченной цели. Он мог бы попробовать заняться чем-нибудь другим (где его наверняка ждал бы успех), но так как изготовлением замков и ключей занимались еще его отец и дед, Моруа считал, что следует делать то, что умеешь делать, и не кидаться от одного вида бизнеса к другому.

Моруа сделал ставку на известность своего предприятия, разнообразил ассортимент выпускаемой продукции, увеличил ее количество и за счет кредита арендовал несколько небольших магазинов в близлежащих городах, предварительно наведя справки и узнав, что подобная продукция там является дефицитом. Таким образом, проявив инициативу и настойчивость, он сумел повысить авторитет компании, способствовал ее развитию и дальнейшему процветанию. Никакая конкуренция была ему уже не страшна: процветающая фирма, сеть престижных магазинов по всей Франции сделала его известным предпринимателем.

Жозе Моруа – не единственный человек, который не испугался конкуренции и сумел вывести свою компанию на достойный уровень, сделать ее лучшей. Известно, что многие российские фирмы и компании, начавшие свою работу еще в начале ХХ века (а то и раньше), сумели сохранить имя, пережили все катаклизмы и до сих пор гордятся своей деятельностью.

Для того чтобы сохранить доброе имя компании, не распустив коллектив и не лишившись поддержки клиентуры, совсем не обязательно вступать с конкурентами в борьбу, становясь на один шаг впереди них. Можно идти и вровень, и даже несколько отставать, но главное – не бояться, не терять своего лица, не унижать самих себя. Если уж случилось так, что компания не в силах преодолеть конкуренцию, если у нее нет возможности сделаться выше, увеличив саму компанию, то не стоит тратиться понапрасну и пытаться опередить соперников, выделившись чем-нибудь. Это все равно, что маленькая собачка, которая прыгает, чтобы достать до морды слона. Она может с ним поравняться на совсем короткое время, сделав значительный прыжок, но от этого она не станет такой же высокой и большой, как слон.

Параллельно большим и влиятельным фирмам всегда существовали и будут существовать более мелкие, менее продуктивные и менее значительные компании. У последних, естественно, есть конкуренты, а главное – один (или даже несколько) большой соперник в виде крупной фирмы-производителя, но это не лишает их возможности эффективно работать, приносить прибыль, иметь постоянных клиентов и при этом пользоваться авторитетом. Многие люди предпочитают пользоваться услугами именно мелких частных компаний, поддерживая таким образом их производительность и вполне удовлетворяясь их продукцией.

Ведь высокое качество работы любой компании никогда не заставит ее развалиться и стать банкротом. Качественные услуги и продукция всегда будут пользоваться спросом. Поэтому никакая конкуренция не грозит тем фирмам, которые честно выполняют свое дело, не гонятся за мировой славой, а потихоньку, не торопясь, идут к успеху. Потому что, если судить логически, чем больше и значительнее компания, тем больше у нее появляется конкурентов, врагов, соперников, готовых встать с ней вровень, опередить ее и сломить. Преимущество небольшой компании в таком случае очевидно.

Авторитетное мнение

Не бойся конкурентов. Пользуйся ими умеючи. Нет безотрадней занятия, чем занятие, у которого нет конкуренции, нет соперников, желающих навредить тебе и испортить твое дело. Они будут побуждать тебя к действию, к упорной борьбе, к улучшению работы. Старайся получить от конкуренции выгоду для себя и своего занятия – и тогда добьешься успеха в своих делах.

(Дейл Карнеги)

Обратная сторона закона

Далеко не всегда и не в каждом случае конкуренция может повлиять на развитие компании, повысив ее сопротивляемость и усердие к борьбе. Некоторые управляющие могут неправильно просчитать свои силы, а конкурент окажется сильнее, умнее, хитрее и одержит победу.

Отсутствие всякого страха перед противником иногда вызывает у него смех (тогда, когда он убежден в своем преобладании). Этот смех и сопутствующая ему уверенность могут от неожиданности выбить из колеи какую угодно компанию. В этом случае следует воспользоваться другими законами правильного управления компанией, которые применимы в борьбе с конкуренцией (например, «Демонстрируй силу и мощь своей компании», «Проявляй уверенность в своих решениях», «Не прячься от конкурентов – иди на контакт» и т. п.).

Никто не может дать гарантии, что борьба закончится победой, но главное для любой компании – то, что она не спасовала, не испугалась конкуренции, а проявила все возможные способы достойного конкурирования для защиты и улучшения собственного положения.

Но правда и в том, что упорная борьба может стать напрасной, и тогда будут понесены потери и затрачены титанические усилия. Возможно, в этом случае будет верным сразу же признать свою неспособность к борьбе и достойно оступить, не вступая в конкуренцию и дав возможность другой компании проявить себя. Даже из такой ситуации можно найти выгоду, например попробовать ликвидировать компанию, но с минимальными потерями. Можно также предложить объединиться с целью не лишать своих сотрудников работы и тем самым повысить производительность.

Выше говорилось о недостойной конкуренции, которая может нанести довольно серьезный вред компании. Управляющий должен знать, что соперники готовы использовать все средства для ликвидации противника (то есть его компании) – и применение понятия «порядочность» здесь неуместно. Даже если компания примет все меры для достойной борьбы с конкуренцией, она не сможет избежать тех нежелательных последствий, которые могут быть вызваны этой самой борьбой. Конкурент может и сдасться в итоге, но вместе с этим изрядно попортит кровь и нервы. Увидев противника, готового сражаться за свое первенство, конкурент разозлится и станет отчаянно сопротивляться, причиняя дополнительные хлопоты.

Так что появление конкуренции – не только признак процветания компании, но и признак открытого соперничества. Поэтому следует не только быть бесстрашным и уверенным в этой борьбе, но и проявлять максимальную осторожность.

Байка

Один шах задумал конкурировать со своим соседом: он стал делать все для того, чтобы быть богаче его. Он всю жизнь посвятил на трату безумных денег только для того, чтобы иметь те сокровища и богатства, которыми владел другой. Дело дошло до того, что завистливый правитель истратил все свои сбережения, оставшись с горой ненужных вещей. А его сосед все это время, наоборот, занимался тем, что продавал все то, что имел, копя деньги. В итоге уже старый и больной шах остался один посреди роскоши и драгоценных вещей и не знал, куда их девать. А его сосед раздавал деньги бедным, больным и нуждающимся и умер со спокойной душой.