ЗАКОН 7
НИКОГДА НЕ ОБСУЖДАЙ В КУЛУАРАХ РЕШЕНИЯ НАЧАЛЬСТВА
Никто не спорит с тем, что начальство иногда принимает неверные решения, но таково его положение. Не обсуждайте прилюдно решения руководителя: ведь вы не можете быть уверены в том, что в эту минуту вас не слышат «его уши».
Что и говорить, работники часто бывают не согласны с решением начальства. Это касается и непосредственно рабочего процесса, а тем более того, что связано с самим работником. Решения, принимаемые начальством в отношении какого-то конкретного человека, редко бывают им одобрены. И недовольный работник начинает совершать ошибку за ошибкой. Самая главная из них совершается сразу же, как только руководитель объявляет о своем решении. И заключается она в том, что подчиненный начинает обсуждать с сослуживцами несправедливость начальника.
Вообще, любые обсуждения решений начальства в кулуарах чреваты неприятными последствиями. Дело в том, что даже если среди тех, кому работник плачется в жилетку, и нет прямых доносчиков, все равно кто-то из них может случайно в разговоре обронить что-то вроде: «А вот мне сказали, что…» и так далее. При этом человек может искренне не знать, что он создает неприятности своему сослуживцу.
Работникам следует знать, что любое решение начальства, даже если оно, по их мнению, несправедливо, не подлежит обсуждению. В противном случае, при несоблюдении этого негласного правила, работник наверняка столкнется с серьезными трудностями.
Звери в лесу были очень недовольны решением царя Льва. Он не разрешал им пить воду из дальнего ручья, потому что этот ручей принадлежал зверям из другого леса. Лев считал, что эти звери могут обидеться за то, что их водой пользуются без разрешения, и потому приказал зверям соблюдать правила собственности.
Однако зверям не понравились эти правила. Они собрались на опушке и стали обсуждать решение Льва.
– Чего это он себе позволяет?! – горячилась Мартышка. – Тоже мне царь! В том ручье вода чище и вкуснее, почему это мы не должны ее пить?
– Пр-р-р-авильно! – вопил Попугай. – Все равно будем летать туда на водопой!
И все звери соглашались с выступающими, несмотря на то, что рядом находился точно такой же ручей, из которого они могли беспрепятственно пить воду. И только один Ворон ничего не говорил. Он старался запомнить, что и кто именно говорил в этот момент, поскольку являлся тайным осведомителем Льва.
Среди людей часто встречаются наивные личности, которые страдают от своей чрезмерной открытости. Они настолько бесхитростны, что готовы поделиться своими соображениями с кем угодно, невзирая на то, что у этого человека репутация заядлого сплетника. Просто у наивных людей эмоции часто переполняют допустимые нормы и перевешивают разум, из-за чего и возникают проблемы.
Странно, если не сказать больше, что люди, обиженные решением начальства, пытаются найти родственную душу среди тех, кто вовсе не является чутким и понимающим человеком. Часто недовольные работники, выходя из кабинета начальника, направляются прямиком туда, где находятся известные сплетники. Этот феномен сложно объяснить, но возможно, все дело в том, что сплетники часто производят обманчивое впечатление. Людям свойственно видеть в них опытных собеседников, которые хорошо разбираются в жизни. Общаясь с известным сплетником, человек полагает, что уж его-то тот не выставит на посмешище, ведь он так понимающе кивает головой и соглашается с доводами в пользу того, что начальник – самодур. В этом и состоит основная ошибка работника: он верит тому, в отношении кого этого делать не следует.
Можно со всей определенностью заявить, что ни в коем случае нельзя быть доверчивым на предприятии. Среди сотрудников часто процветают такие чувства, как зависть, недовольство занимаемой должностью или коллективом. Бывает и так, что кому-то из коллег не нравится конкретный работник, и эта личная антипатия и становится причиной того, что вокруг человека плетутся интриги. Разумеется, при любом удобном моменте до начальника дойдет слух о том, что его работник говорил о нем нелицеприятные вещи.
Распущенность появляется не только в поступках, но и в словах.
Конечно, очень нелегко бывает понять, что решения руководителя не подлежат обсуждению. Еще сложнее бывает удержаться от соблазна «толкнуть» обвинительную речь в курилке, обличающую руководящего работника. Зато это позволит избежать множества проблем в дальнейшем.
Для тех, кто все же не может быть молчаливым по отношению к той теме, которая настолько захватывающая, что ее обсуждают все работники, можно дать следующий совет. Следует избегать конкретных высказываний в адрес начальства. Иными словами, никогда не следует говорить то, что явно свидетельствует об отношении работника к вышестоящему лицу. Например, можно сказать так: «Я не вполне согласен с решением начальства, потому что считаю это не приемлемым для нашей организации». Это ведь звучит гораздо лучше, чем: «Наш начальник – форменный самодур, раз он не понимает простых вещей, что наша компания начнет медленно, но верно разваливаться после того, как его решение будет претворено в жизнь!»
Как видно, разными словами можно высказать одну и ту же мысль, и последствия от этого тоже будут разными. Однако все же необходимо помнить одну простую истину, которую так хорошо знают люди с юридическим образованием: все сказанное человеком может быть использовано против него.
Злую шутку может сыграть с человеком привычка обсуждать решения начальства со своими однокашниками. В подтверждение тому есть много исторических примеров.
Фраза, являющаяся популярной и поныне, гласит, что на войне приказы командиров не подлежат обсуждению. Этот принцип актуален в любой войне. Великие полководцы провозглашали его своим лозунгом и благодаря этому одерживали многочисленные и великолепные победы. Если предположить, что солдатам разрешалось бы подвергать обсуждению решения командиров, можно ли подразумевать, что победы все равно были бы одержаны? Вряд ли кто-то согласится с подобным предположением.
Мудрые люди обдумывают свои мысли, глупые – провозглашают их.
Еще Аристотель указывал на то, что истинное величие души заключается в том, чтобы быть свободным в суждениях. Он подчеркивал важность истины во всем и провозглашал ненужность одобрения окружающих, так как только сам человек определяет, каким ему быть и что именно говорить. Может быть, несколько столетий назад это можно было бы сделать незыблемым принципом. Однако в современном обществе он вряд ли приживется. И дело тут даже не в том, что человеку будет трудно самому, если он начнет открыто высказывать свое мнение. Трудности, отверженность, невзгоды можно пережить. Но вот другие люди просто не позволят откровенному человеку жить в обществе и при этом быть самим собой. Да и глупо жертвовать своей репутацией ради непонятной цели.
В произведении, относящемся к периоду эпохи Возрождения, написано следующее: «Вовсе не требуется всегда говорить полностью все, что думаешь, – это было бы непростительной глупостью, но все, чтобы ты не сказал, должно отвечать твоим мыслям; в противном случае – это злостный обман». Автор подчеркивает, что привычка людей лицемерить прямиком ведет к тому, что этому человеку никто в дальнейшем не будет верить, даже если ему случится сказать правду. Из этого следует, что никогда нельзя говорить того, в чем ты либо не уверен, либо уверен, но в противоположном. Говоря своим сослуживцам то, чего нет на самом деле, человек неизбежно движется к тому, что его репутация в глазах окружающих через некоторое время упадет. Причем не только сослуживцы замечают фальшь в человеке, но и руководитель, который наверняка сделает соответствующие выводы.
Каждому сотруднику, который не хочет остаться без работы, необходимо понимать, что слухи непременно доходят до руководителя. Однако случается еще и таким образом, когда работники не обсуждают решения начальства, а поступают другим образом. Решение начальства, касающееся кого-то из работников, может быть переведено предприимчивым человеком на какого-нибудь другого сотрудника. В результате первый избежит наказания, а второй его незаслуженно получит.
Однажды денщик Петра Великого А. Д. Татищев не исполнил какое-то приказание государя, чем вызвал его страшный гнев. В наказание Петр приказал высечь Татищева перед окнами своего дворца. Виновник должен был сам явиться к месту действия, однако он все тянул время, чтобы отдалить необходимость несения наказания.
Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.
По дороге ему встретился писарь Петра по фамилии Замятин. Увидев его, Татищев мгновенно разработал свой план, который заключался в том, чтобы вместо него наказание понес Замятин. И тогда Татищев сказал Замятину:
– Государь чем-то на тебя разгневан и ищет уже несколько часов. Мне он велел отыскать тебя как можно скорее.
Приведя Замятина под окна императорских покоев, Татищев взглянул на них и увидел там Петра. Тот сказал: «Раздевайте» и отошел от окна. А Татищев не растерялся и закричал солдатам, указывая при этом на Замятина:
– Исполняйте приказание государя!
Замятина высекли, а Татищев избежал наказания.
Итак, можно сделать вывод, что на работе среди сотрудников далеко не все имеют одинаковое положение. Некоторые сотрудники обладают гораздо большей изобретательностью, у них есть способности, позволяющие им выбраться из любой ситуации с минимальными потерями. Если до начальства дойдут слухи, порочащие сотрудников, подобных описываемым, то они найдут способ выйти сухими из воды.
Другое дело – те сотрудники, которые не обладают в должной мере хитростью и изобретательностью. Если руководитель узнает, что его подчиненные занимаются обсуждением его же решений в кулуарах, то это наверняка отразится на его отношении к ним. Могут даже начаться всяческие репрессии. Чтобы не допустить этого, нужно строго соблюдать некоторые моменты, которые можно справедливо считать негласными правилами.
Нет правды в человеке, который не в состоянии контролировать свой язык.
Прежде всего, никогда не стоит уподобляться тем сотрудникам, которые легко и непринужденно могут сказать начальнику что-то нелицеприятное. Даже если на первый взгляд он никак не отреагирует на это или же выразит свое отношение в шутливой форме, то внутренне может быть очень недовольным. Любое проявление фамильярности по отношению к руководителю недопустимо, даже если он славится своей лояльностью. Это касается и обсуждения его решений. Если кто-то из работающих увлеченно критикует начальство, невзирая на окружающих, это не значит, что нужно брать с него пример.
Особенно трудно бывает тем, кто работает на предприятии недавно. Новичок устраивается на работу и еще не знает, как следует вести себя. Дурной пример, подаваемый кем-то из старых работников, может быть с радостью подхвачен салагой и принят за образ поведения. Разумеется, что если новичок попадет в компанию, где работники будут подвергать любое решение начальства бурным обсуждениям, то он вскоре станет принимать участие в таких беседах. И в конце концов столкнется с неприятными последствиями этого, поскольку опыта избежания начальственного наказания у него наверняка не будет.
Подвергать обсуждениям решения начальства могут только те люди, которые хорошо его знают, а кроме того, разбираются в самом деле. Иначе очень легко стать «крайним», на которого все укажут, если до руководителя дойдут слухи об осуждении его решений. Конечно, сказанное вовсе не означает, что кругом одни подлецы, постоянно ищущие, на кого бы свалить свою вину. Просто для достижения успеха необходимо предвидеть любые неприятные ситуации, чтобы мысленно разработать примерный способ выхода из них. Что же касается манеры обсуждать руководителя и его решения, то это способно очень сильно подорвать репутацию сотрудника в глазах начальника, если ему станут известны некие факты.
Для человека, который держится особняком, будет так же сложно добиться повышения, как и для болтуна. Дело в том, что, рассматривая кандидатуры на конкретную должность, руководитель наверняка будет собирать сведения о своих подчиненных. Многие предпочитают делать это проверенным «дедовским» способом, то есть посредством опроса других людей.
В знаменитом фильме «Служебный роман» директор предприятия именно так и поступает, желая получить сведения об интересующем ее работнике. Она попросту вызывает к себе секретаршу и спрашивает о том, о чем считает нужным. Точно так же поступает множество руководителей. А потому кандидатура работника, который имеет репутацию замкнутого человека, так называемой «темной лошадки», может быть отвергнута начальником. Ничего удивительного, ведь руководитель тоже обращает внимание на общественное мнение. Поэтому ему вряд ли понравится работник, который не общается со своими сотрудниками. А может быть, ему есть что скрывать?
Конец ознакомительного фрагмента.