Раздел I
Личностное развитие
Будь лучшей версией себя
Дэн Вальдшмидт
Оригинальное название: Edgy Conversations: How Ordinary People Can Achieve Outrageous Success.
Достоинства: Книга действительно обладает мотивирующим воздействием.
Недостатки: Отсутствие оригинальности, безапелляционность суждений.
Издатель на русском языке: «Манн, Иванов и Фербер»
Время прочтения: 2–3 часа
Уровень: Базовый
Оценка: 7,5/10
Книг о том, что нужно делать, чтобы стать богатым и знаменитым, великое множество. Но в большинстве своем они рекомендуют определенные наборы действий, направленных на достижение конкретных карьерных целей. В качестве альтернативного решения эксперт по бизнес-стратегии Дэн Вальдшмидт в своей работе «Будь лучшей версией себя» предлагает сконцентрироваться на развитии личных качеств.
Вальдшмидт был успешным бизнесменом, но эмоциональный срыв, поставивший его на грань жизни и смерти, вынудил молодого миллионера пересмотреть свои главные ценности. Он осознал, что успех обеспечивают не столько действия, сколько психологическое состояние, то, что человек собой представляет. По мнению автора книги, секрет высокой эффективности в том, чтобы максимально реализовать свой потенциал, стать «лучшей версией себя».
ОПРАВДАНИЯ
Первое, с чего Вальдшмидт советует начать: прекратить искать себе оправдания. Человек – существо объясняющее, и в своих неудачах он, как правило, обвиняет непреодолимые преграды или козни врагов. Однако это путь в никуда.
Безусловно, внешние поводы могут иметь место, но практически всегда причина ваших неудач находится в вас самих. Если у вас уже несколько раз не получилось – измените подход. Если в вас никто не верит – спросите себя, так ли вы нуждаетесь в чужом одобрении. Боитесь риска – вспомните, что это оборотная сторона смелости. Если вас не повышают в должности, то, скорее всего, не из-за вашей национальной, религиозной или еще какой-то принадлежности, а вследствие сомнений в вашей компетенции, и надо приложить усилия, чтобы развеять эти сомнения.
Вальдшмидт убежден: чем чаще вы боретесь сами с собой, тем чаще выигрываете. Для этого важно верить в победу, несмотря на страх, бороться до самого конца, даже получив сокрушительный удар, не стесняться правды, не экономить время на саморазвитие и не позволять тревоге лишать вас боевого настроя.
ОТВАГА
По мнению автора книги, заурядные усилия приводят к заурядному результату. Для выдающихся итогов и усилия требуются соответствующие. Вальдшмидт призывает отказаться от благоразумия, стремления к равновесию, а вместо этого добиваться предельных результатов.
Чтобы стать лучше, придется отказаться от страха. Нельзя позволять себе сомневаться в результате, надо бороться.
Нужно прекратить тратить время и энергию на то, что на самом деле не важно. Это требует смелости, но, например, прочитать хорошую книгу гораздо важнее, чем посмотреть телевизионное шоу. На самом деле, трудно найти что-то менее важное, чем смотрение в телевизор: время, проведенное за этим занятием, только отодвигает человека от его жизненных целей.
Огромные усилия и храбрость требуются для того, чтобы попросить прощения у людей за свои проступки. Но если сделать это от души, вы признаете свою вину и, как следствие, свою ответственность за результат, без чего хороших результатов не добиться.
Вальдшмидт считает, что по-настоящему успешные люди всегда непохожи на других. Да, это требует отваги, скорее всего, не принесет продвижения по карьерной лестнице, но если вы примете решение не подстраиваться под окружающих, быть самим собой – это поможет раздвинуть границы ваших возможностей.
Действия человека ограничены его страхами, и, чтобы добиться настоящих достижений, нужно осознать свои страхи, посмотреть им в лицо.
Всегда следует находить в себе потенциал для дополнительных усилий. Практически никто не выкладывается на 100 процентов, а значит, вы можете сделать что-то большее.
Надо прекратить прислушиваться к чужому мнению, утверждает Вальдшмидт. Я бы не стал делать подобных утверждений или как минимум добавил оговорку: не нужно прислушиваться к мнению людей, в чьем интеллектуальном потенциале и справедливом отношении к себе вы сомневаетесь. Никого не слушает только глупец, но не меньший глупец слушает всех подряд.
Всегда нужно все ставить под сомнение. Скептический склад мышления очень помогает увидеть ситуацию во всей полноте. И главное – необходимо не бояться постоянно учиться. Человек, который не познает новое, теряет множество потенциальных возможностей, о которых он попросту не знает. «Путь к победе лежит через постоянный поиск знаний. Никто не сможет вас остановить, пока вы не прекратите искать ответы».
ОРГАНИЗОВАННОСТЬ
Но смелость и способность прилагать экстремальные усилия не помогут добиться ошеломительных результатов, если у вас отсутствует дисциплина. Только непрерывные последовательные действия могут привести к цели.
На этом пути не бывает выходных. Подобно спортсменам, которые постоянно тренируются, чтобы всегда быть в форме, вы не можете позволить себе отдыхать. Один мой знакомый музыкант как-то рассказал, что если он в течение недели не будет играть, то потом потребуется несколько месяцев на восстановление былой формы.
Нужна дисциплина самоограничений: решительный отказ от самооправданий, безделья, ощущения своей вечной правоты. Откажитесь от сиюминутного мгновенного вознаграждения за проходной результат, ведь вы не цирковой тюлень, который должен получать рыбешку за каждый трюк.
И нужно иметь в виду, что без планирования добиться успеха, скорее всего, не получится. Вероятность того, что карты сложатся в вашу пользу, существует, но рассчитывать только на это было бы неразумно. План должен быть смелым, предусматривать работу на пределе возможностей и учитывать перспективу одного-двух поражений. Их не избежать, и лучше заранее быть к ним готовым.
ОДАРИВАНИЕ
«Эгоистичное поведение ограничивает ваш потенциал стать выдающимся человеком, – пишет Вальдшмидт. – Щедрость – одна из самых надежных стратегий долговременного успеха». Здесь важно помнить, что под успехом автор понимает не только финансовый результат, но и удовлетворение от него.
Человек, который думает только о себе, способен заработать кучу денег, но деньги не могут ни любить, ни уважать, ни восхищаться. Они способны купить все это, но если вас не удовлетворяет продажная любовь и проплаченные аплодисменты, нужно уметь давать, а не только брать.
При этом надо учитывать, что речь идет о дарении, а не о подаянии и не о покупке. О желании сделать лучше другим, а не себе. Даря, не стоит ждать чего-то взамен. Дарящий из чувства вины за свое благосостояние просто покупает себе индульгенцию. Тот, кто действует ради славы и рекламы, на самом деле не дарит – он инвестирует.
Если дар для вас ничего не стоит – это не дар. Когда вы отдаете человеку что-то ненужное, вы просто избавляетесь от хлама. Чтобы проявить щедрость, следует отдавать что-то ценное – время, энергию, эмоции.
Желание проявлять щедрость происходит из чувства благодарности – в том числе и благодарности судьбе за ваш успех. В конце концов, в мире есть масса всего, за что стоит быть благодарным: как бы вам ни было плохо, всегда есть те, кому еще хуже.
Щедрость меняет людей. Жертвуя чем-то, человек становится лучше, а чем он лучше, тем успешнее.
ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ
Значение способности понимать людей для достижения жизненного успеха трудно переоценить. Нужно ясно осознавать, что управляет человеческим поведением и как происходит процесс принятия решений.
Вальдшмидт считает, что за многими поступками стоят боль и страх. Речь идет не о физической боли, скорее это воспоминание о ней или ее предвкушение. Сидевший под детской кроваткой Бука оказывает влияние на решения пожилого менеджера. Обиды из школьной раздевалки сказываются на поведении вполне взрослых людей. Страх из глубокого детства мешает принимать решения, не позволяя повысить эффективность. Он превращает потенциально успешного человека в посредственность, которая боится собственного потенциала.
Особое влияние страх оказывает на алгоритмы общения с другими людьми. Негативный опыт создает ложное ощущение знания, что ответ на просьбу будет отрицательным. В результате боязни отказа вы упускаете возможности. А ведь на самом деле вы ничем не рисковали, худшее, что могло случиться, – подтверждение вашего же предположения.
Человеческий мозг, по словам Вальдшмидта, обрабатывает данные так: если информация скучная или предсказуемая, то она игнорируется, если сложная, то обобщается, а если угрожающая, то включается реакция «бей или беги».
Автор книги считает, что это автоматические реакции, доставшиеся людям от первобытных предков. Эти реакции не позволяют рационально рассматривать ситуацию. Вальдшмидт предлагает контролировать свои мысли, помня, что все может оказаться не таким, как кажется. Фактически речь идет о том, что первое впечатление бывает обманчивым и не предполагает действий, только анализ. От себя хотел бы добавить, что в случае, если вы чувствуете угрозу, все же лучше доверять своим естественным реакциям. В темном переулке модель поведения «бей или беги» совсем не так первобытна, как кажется Вальдшмидту.
Нужно мыслить позитивно, видя в каждой ситуации не угрозу, а возможность. Неудача – всего лишь препятствие на пути к успеху, а не щелчок по вашему самолюбию. Даже черно-белое кино в реальности состоит из оттенков – соответственно, надо избегать крайностей при оценке.
Одной из важнейших составляющих успеха автор считает любовь. Она придает жизни страсть, полноту, целеустремленность. Любовь к людям должна лежать в основе вашей стратегии межличностных отношений. Именно она уравновешивает боль и страх, управляющие поведением людей.
Чем больше в вас будет любви, тем лучше вы будете. Не пугайтесь перспективы испытать душевную боль. Она откроет дорогу к новым возможностям, о которых вы сейчас даже не подозреваете. И сознательно планируйте свое участие в жизни других людей, будьте щедрым, помогайте тем, кто в этом нуждается. Это наполняет жизнь смыслом.
Разница между незаурядным человеком и посредственностью, по Вальдшмидту, в том, что первый способен не поддаваться страху перед жизнью, вместо этого он движется вперед, вооруженный отвагой и воодушевляемый любовью.
«Будь лучшей версией себя» – книга, обладающая мощным мотивирующим эффектом. Примеры, которых у Вальдшмидта приведено очень много, убеждают читателя в том, что потенциально человек способен достичь практически чего угодно. Как считает автор, для этого стоит только сильно захотеть и иметь достаточную силу духа.
Бесспорно, это некоторое упрощение, книга вообще содержит много максималистских утверждений, которые не стоит принимать слишком буквально, но здесь вам поможет обычный здравый смысл. Также имеет место определенная неоригинальность, но на это обратит внимание только хорошо знакомый с бизнес-литературой читатель.
Еще один недостаток книги – ее крайняя несистематизированность. Мысль Вальдшмидта зачастую бродит по кругу, иногда сворачивая куда-то совсем в сторону. Повествование делает упор на эмоции в ущерб формальной логике.
Достаточно ли для успеха отваги, стойкости и достойных свойств души? Разумеется, нет. Но без них хороших результатов не достичь. Поэтому так важно развивать в себе эти качества, непрерывно стремиться стать «лучшим собой», и книга отлично стимулирует такое стремление.
Начни с главного! 1 удивительно простой закон феноменального успеха
Гэри Келлер, Джей Папазан
Оригинальное название: The One Thing: The Surprisingly Simple Truth Behind Extraordinary Results.
Достоинства: В основе книги – очень здравая и практичная идея.
Недостатки: Основная мысль изложена чересчур категорично, не ко всем рекомендациям авторов стоит прислушиваться.
Издатель на русском языке: «Эксмо»
Время прочтения: 4–5 часов
Уровень: Базовый
Оценка: 8,0/10
Если вы заглянете к себе в ежедневник, то, скорее всего, увидите там множество задач, намеченных на сегодня. Созвониться с коллегами, принять участие в нескольких совещаниях, сделать что-то по проектам, которые вы ведете… Но даже если выполнить все планы, приблизит ли это достижение жизненной цели? Выдающийся специалист по торговле недвижимостью и преподаватель Гэри Келлер в написанной совместно с Джеем Папазаном книге «Начни с главного! 1 удивительно простой закон феноменального успеха» утверждает, что секрет заключается в понимании необходимости выделить одну-единственную главную вещь и сконцентрироваться только на ней.
По мнению Келлера, в любом деле есть какая-то одна вещь, от которой зависит все остальное. Это утверждение, несмотря на видимую четкость, носит достаточно спекулятивный характер, а потому очень легко обосновывается на исторических примерах – ведь ретроспективно выявить стержень событий несложно, а если даже такого стержня и не было, всегда можно выстроить подходящую убедительную теорию. Но, если задуматься, в основе подавляющего большинства историй успеха действительно лежит какая-то одна центральная идея или концепция.
ПРАВИЛО ПАРЕТО
В 30-х годах прошлого века американский аналитик и инженер Джозеф М. Джуран сформулировал принцип, названный им в честь итальянского экономиста Уильфредо Парето «Правилом Парето». Упрощенно говоря, это правило гласит, что практически вся человеческая деятельность приблизительно укладывается в соотношение 20/80. В Италии XIX века, как заметил Парето, двадцать процентов населения обладало восьмьюдесятью процентами земельных угодий. Двадцать процентов инвестиций принесут восемьдесят процентов прибылей, двадцать процентов усилий – восемьдесят процентов результатов. А двадцать процентов идей дадут восемьдесят процентов успеха. Иначе говоря, максимум достижений зависит от минимума деятельности. Некоторые вещи намного важнее всех остальных.
Келлер предлагает довести эту концепцию до предела. Если из десяти вещей важными оказываются две, то из пяти – только одна. Таким образом, путем последовательного сокращения возможностей можно прийти к тому основному, что необходимо сделать для достижения результата. Это не окажется буквально одна вещь, но одно направление, по которому следует двигаться. Сконцентрировав все силы на этом направлении, можно будет достигнуть желаемого успеха. Вместо того чтобы одновременно работать над множеством идей с низкой эффективностью, нужно разрабатывать всего одну – но с высоким результатом. Заниматься не всем тем, чем можно заниматься, а только тем, чем нужно.
МИФЫ, МЕШАЮЩИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ
Существует целый ряд заблуждений, которые, согласно книге, мешают сконцентрироваться на главном и стоят на пути к заветным достижениям.
Есть люди, искренне считающие, что все стоящие перед ними задачи одинаково важны. Это глобальная ошибка – за пределами математики равенства не существует. Даже в девизе Французской Республики – «Свобода, равенство, братство» – слово «равенство» имеет конкретное значение: «равенство перед законом». Поэтому так опасно ведение неструктурированных списков дел, составленных по мере поступления проблем.
Если не распределять стоящие задачи по степени их важности – запросто утонешь в потоке несущественных мелочей. Можно смело утверждать, что без четкого осознания иерархии дел успеха не достигнуть.
Существует устойчивый миф о том, что Гай Юлий Цезарь мог одновременно заниматься несколькими разными делами. Это представление основано на фразе историка Светония о том, что римский диктатор был способен работать над государственными вопросами во время гладиаторских игр. Все мы с таким же успехом можем считать себя многозадачными, когда пишем смс во время скучных совещаний.
В реальности людей, работающих над несколькими несвязанными вопросами сразу, не существует – разница только в скорости, с которой мозг человека переключается с проблемы на проблему.
А скорость эта в принципе совсем не так велика, как кажется. И такая работа никогда не будет эффективной, а в некоторых случаях она может оказаться некачественной или даже опасной.
Многих пугает представление о том, что успешность зависит от дисциплинированности. Как считает Келлер, за дисциплину принимается выработанная привычка. Средний срок формирования привычки – спорная величина, в зависимости от взглядов исследователей и особенностей личности он варьируется в широком диапазоне, но предложенный в книге вариант в 66 дней кажется вполне разумным. Поскольку за раз можно привить только одну привычку, за год их набирается уже пять. Таким образом, привыкнуть концентрироваться на главном не так и сложно.
Наравне с дисциплинированностью характерная черта успешного человека в массовом сознании – сильная воля. Человек с неизменно сильной волей, обладатель квадратного подбородка с плакатов 30-х годов, в реальной жизни встречается значительно реже, чем на плакатах (да и нижняя челюсть у него может быть самой разной формы). Воля так или иначе присутствует в большинстве из нас, но она является возобновляемым расходным материалом. И в течение дня, по мере того как нам приходится проявлять силу воли, ее остается все меньше. Это хорошо знают те, кто пытался отказаться от вредных привычек: чем ближе вечер, тем сильнее желание нарушить добровольно наложенные на себя ограничения, не правда ли?
Итак, чтобы добиться максимального эффекта силы воли, надо просто совершать действия, для которых она требуется, в периоды пиков – например, после отдыха.
И еще одно заблуждение, мешающее заняться главным, – боязнь масштаба. Большое представляется по определению тяжелым и опасным. Но ведь это явно не так. Маленькая проблема может обернуться гигантскими неприятностями, а на большой вопрос – найтись легкий и простой ответ.
На самом деле линейной взаимосвязи между размером и сложностью не существует. И бояться больших задач глупо – они ничем не хуже прочих, а вот эффект от их решения явно будет значительнее.
ВОПРОС ФОКУСИРОВКИ
Для успешной фокусировки книга предлагает ответить на один вопрос (который на самом деле является цепочкой вопросов): «Что одно я могу совершить, чтобы в результате все остальное на пути к цели упростилось или утратило необходимость?»
Этот вопрос состоит из трех частей. Первая – «что одно я могу совершить» – указывает на то, что действие должно быть именно одно, и оно вполне реально. Вторая – «чтобы в результате» – подразумевает, что совершенное действие будет иметь существенные последствия. И третья – «все остальное на пути к цели упростилось или утратило необходимость» – подчеркивает значимость ответа. По мнению Келлера, привычка задавать себе этот вопрос определяет жизненный успех человека.
Этот вопрос нужно задавать себе и в глобальном смысле, и в частных ситуациях. Он актуален в личностном развитии и отношениях с родственниками, в финансах или бизнесе. Ответ должен быть сформулирован на дальнюю перспективу и на ближайшее будущее, предельно конкретно и более абстрактно. И всякий раз, когда этот ответ неясен, необходимо прилагать усилия, чтобы его получить.
Для этого необходимо развиваться, читать книги, поскольку в книгах содержатся знания и опыт массы людей, уже ломавших головы над главными вопросами.
Ответ на фокусировочный вопрос может оказаться трудным, но чем труднодостижимей цель, тем интереснее ее добиваться.
СМЫСЛ ЖИЗНИ
Определение того единственного, что является основной целью в жизни, предназначением, и главного пути, на котором вы сможете этой цели достигнуть, – только начало. Предназначение – это основа, без нее движение будет бессмысленным. Из него следуют приоритеты, по которым будут строиться дальнейшие действия. А наличие осознанного предназначения и четких приоритетов обеспечивает продуктивную работу по достижению поставленной цели.
Именно соединение предназначения, приоритетов и продуктивности образует успех личности и прибыльность бизнеса.
Предназначение – это то, что придает жизни смысл и, в процессе самореализации, наполняет ее счастьем. В более узком и практическом смысле Келлер предлагает понимать его как то, чему вы более всего хотите посвятить свою жизнь. Исходя из этого выявляются приоритетные направления, обеспечивающие выполнение этого предназначения.
При этом можно выстроить иерархическую цепочку, которая подскажет задачи на каждый период, вплоть до дня или часа, с учетом планов на десятилетия. Для этого нужно последовательно задавать себе вопросы по схеме: «Учитывая мои цели на десятилетие, что одно я могу совершить в ближайшие пять лет, чтобы в результате все остальное на пути к цели упростилось или утратило необходимость?» – и постепенно снижать временные отрезки до, например, «Учитывая мои цели на сегодня, что одно я могу совершить в ближайший час…».
Секрет достижения цели – увязывать свои действия сегодня со всеми предстоящими днями. Людям присущ оптимизм по поводу своих способностей добиваться поставленных задач, и поэтому они зачастую не продумывают весь комплекс действий. План должен быть сформулирован полностью, и при этом письменно. Согласно исследованию, проведенному доктором Гэйл Мэттьюз среди 267 человек разного профессионального и социального статуса, те, кто записывает свои цели, достигают их на 39,5 % чаще, чем те, кто этого не делает.
ПРОДУКТИВНОСТЬ
Продуктивность – это результат, получаемый за единицу времени. Она показывает, насколько эффективно используется набор навыков и инструментов, позволяющих выполнить работу наилучшим образом, а также соответствие достигнутого поставленным целям.
Именно продуктивность – залог достижения выдающихся результатов. Самые успешные люди – самые продуктивные. А основа продуктивности – правильное распределение времени. Распределяя время, человек может направить максимум своей энергии на наиболее важную работу. Учитывая правило Парето, самой главной задаче должен быть отведен самый большой и эффективный отрезок времени.
Также стоит отвести отдельный временной блок на планирование. Келлер рекомендует выделять час еженедельно на определение состояния своих месячных и годовых задач, чтобы сохранять ощущение перспективы.
После распределения своего времени по блокам нужно стремиться эти блоки защищать. Они должны восприниматься всеми как несдвигаемые. Если во время, отведенное для главной задачи, возникают срочные запросы, их необходимо регистрировать, но, если такая возможность существует, намечать выполнение на отведенный для текущих дел временной участок. Если же отложить выполнение невозможно – надо сразу перепланировать день так, чтобы отрезок времени, отведенный для главной задачи, оставался неизменным. Нельзя позволять отвлекать себя при работе над главным! Выдающиеся результаты достигаются не потому, что на это тратится больше всего времени, а потому, что за это время удается сделать больше полезных дел.
Для достижения высокой продуктивности, помимо правильного распределения времени, согласно книге, потребуется соблюдение трех правил: постоянно стремиться к самосовершенствованию, непрерывно искать наилучшие способы выполнения работы и всегда чувствовать ответственность за результат.
Самосовершенствование – это достижение мастерства, а мастерство, в свою очередь, во многом зависит от времени и сил, потраченных на его приобретение. Чем больше мастерство, тем продуктивнее расходуется время, и если совершенствоваться постоянно – так же постоянно будет расти продуктивность.
Многие попадают в ловушку «удовлетворительных результатов», когда цель вроде бы достигается, и развитие останавливается. Надо всегда искать наилучший подход к выполнению работы, и тогда место удовлетворительных результатов займут результаты замечательные.
Мощнейшим стимулом стремления к успеху является ощущение личной ответственности за итоги работы. А скорейший способ приобрести ответственность – найти себе наставника, которому вы будете подотчетны. В описанном ранее эксперименте Гэйл Мэттьюз выяснилось, что люди, не только зафиксировавшие письменно свои цели, но и отчитывавшиеся перед друзьями о своем прогрессе, были успешнее на 76,7 %.
«Начни с главного! 1 удивительно простой закон феноменального успеха», в полном соответствии со своим названием, книга одной идеи. Но если критически отнестись к абсолютизации предлагаемого подхода, не воспринимая категоричные рекомендации Келлера чересчур буквально, то сама идея – вполне здравая и практичная. И прочесть эту книгу, особенно тем, кто хронически занимается всем и одновременно ничем, будет совершенно не лишним.
Тайм-менеджмент для системных администраторов
Томас Лимончелли
Оригинальное название: Time Management for System Administrators.
Достоинства: Практичная книга для тех, кто хочет правильно распоряжаться своим временем.
Недостатки: Книга излишне сконцентрирована на работе сисадминов (что, впрочем, и было обещано в заголовке).
Издатель на русском языке: «Символ-Плюс»
Время прочтения: 4–8 часов
Уровень: Продвинутый
Оценка: 9/10
Вопрос рационального использования времени стоит перед каждым, и все мы по-разному решаем эту проблему. Опытный IT-специалист и лектор Томас Лимончелли в книге «Тайм-менеджмент для системных администраторов» предлагает свою систему управления временными ресурсами, ориентированную на особенности работы компьютерных служб предприятий. Но если присмотреться внимательнее, характеристики деятельности IT-специалистов вполне универсальны и легко распространяются на менеджеров практически любого направления.
МИНИМИЗИРОВАТЬ ПРЕРЫВАНИЯ
Жизнь любого управленца состоит из постоянных отвлечений, которые Лимончелли, с присущей компьютерщикам, морякам и военным любовью к специальным терминам, называет прерываниями. Новые вводные поступают сплошным потоком, зачастую противореча друг другу. Документы сваливаются в электронную почту и настольный лоток со скоростью, исключающей возможность оперативно их отработать. В кабинет стройными рядами вваливаются коллеги, партнеры, заказчики, подрядчики и прочие серьезные люди, требующие лично от вас срочно заняться именно их проблемами, – что совершенно логично, поскольку их проблемы явно самые важные и никто, кроме вас, лучшего специалиста, не сможет их решить. Кроме того, у шефа возник вопрос, на который лучше бы ответить немедленно. А непосредственный начальник напоминает, что ждет выполнения своих вчерашних указаний прямо сейчас. О чем я не упомянул? Да, о главном проекте, которым вы, собственно, и должны заниматься основную часть своего времени и за который вам платят зарплату.
В результате сосредоточиться на чем-либо оказывается практически невозможно, и, стремясь успеть сделать все, на что способны, вы закономерно не успеваете сделать ничего, не говоря уже о качестве сделанного. Казалось бы, исключить что-либо из перечисленных дел не получится, но Лимончелли предлагает достаточно простые методы, позволяющие перераспределить задачи оптимальным образом.
Вероятнее всего, как специалист вы не так уж и уникальны – в том смысле, что в организации наверняка есть сотрудники сопоставимой квалификации. Более того, с высокой долей вероятности такие люди есть прямо в вашем кабинете или, на худой конец, в соседнем. И их точно так же постоянно отвлекают нежелательные гости, мешая заниматься основной работой.
Попробуйте договориться с этими сотрудниками о том, что в определенные промежутки времени (день, половина дня, несколько часов) кто-то один из вас возьмет на себя общение с визитерами и решение их проблем. Разумеется, некоторые вопросы можете решить только вы, но их значительно меньше, чем кажется на первый взгляд.
В результате у каждого образуются относительно длительные промежутки времени, в которые можно будет спокойно заниматься своей основной деятельностью, не отвлекаясь и не «перезапускаясь», – ведь работа с переключением с задачи на задачу приводит к расходованию значительно большего времени, чем линейное решение одной задачи за другой. Через электронную почту к вам поступает значительный поток сообщений, информации и просто никому не нужной ерунды. Не стоит постоянно проверять почту – нужно определить моменты, когда это следует делать, допустим, один раз в час. И даже раз в час не нужно читать все: уже по темам и именам (и должностям) отправителей легко понять, какие письма могут отправиться в корзину нечитанными, какие терпят еще несколько дней, а какие нужно немедленно принять к исполнению.
Непосредственному начальнику стоит представить общий список дел и попросить его помочь вам расставить приоритеты. Если начальник адекватный, это поможет ему правильно оценить вашу загрузку и, возможно, выписать премию (или наказать, но вы же с умом составите список), но во всех случаях у вас будет хорошее оправдание срыва проекта: вы выполняли указания руководителя.
Ну да, а на вопросы высшего руководства все же придется отвечать немедленно. Это не прерывание, а одна из основных производственных задач!
ПРИОБРЕСТИ ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ
Разработка и внедрение повторяющихся стандартных процедур – исключительно полезный инструмент для управления собой. Доведя до автоматизма свои простейшие действия, мы экономим время, расходуемое на принятие решений, и обеспечиваем защиту от забывания важных, но постоянных дел.
Процедуры дают возможность обдумать один раз, а делать неоднократно. Это навсегда принятые решения, а процесс принятия решений – один из самых неприятных.
Хорошей процедурой может быть принцип всегда носить при себе органайзер (не важно, бумажный или электронный). То есть вопрос «Брать ли с собой ежедневник?» больше не возникает: вы уже однажды решили, что будете иметь его при себе постоянно. Теперь вероятность где-то его забыть сводится к минимуму, а у вас всегда есть возможность записать новые дела, свои и чужие обещания и указания.
На самом деле ежедневник – один из важнейших инструментов управления собой, поэтому его непрерывное присутствие чрезвычайно полезно. Хорошо было бы составить список предметов, которые вы при любых обстоятельствах носите при себе (от авторучки до бумажника), и всегда следовать этой процедуре.
Еще одна удобная процедура – регулярная встреча с начальством. Если заранее согласовать с руководителем, что, например, ежедневно в девять утра вы встречаетесь с ним на пятнадцать минут для обсуждения текущих проблем, то работа станет более плавной, необходимость в «ловле» вечно занятого начальства сократится до разумного минимума (полностью эту проблему снять не удастся), а количество «внезапных срочных заданий» уменьшится. Кроме того, вы перестанете раздражать руководителя выпрыгиванием из-за угла со словами «Мне срочно нужно с вами посоветоваться» именно в тот момент, когда начальник наконец высвободил полчаса для обеда с подругой. А чем меньше вы раздражаете руководителя, тем больше у вас будет поводов ценить его в момент получения зарплаты.
Регулярно встречаться нужно не только с начальником, но и с подчиненными, и с коллегами-смежниками. Для подчиненных это задает ритм работы и приучает к необходимости систематически формулировать свои задачи и осознавать степень их выполнения. А если общаться с коллегами в определенном ритме, вопросы они тоже привыкнут поднимать с заданной периодичностью.
Лимончелли предлагает еще несколько удобных для использования формул-аксиом. Например: «Ежедневные дела нужно делать в начале дня». Тогда оставшийся рабочий день можно будет посвятить основному проекту или внезапно возникающим задачам, не отвлекаясь на неизбежные мелочи.
Здесь я, как типичная «сова», не вполне соглашусь с автором книги: всегда предпочитал приезжать в офис за час до начала рабочего дня, чтобы в качестве разминки отработать все рутинные вопросы и, в соответствии с идеологией Брайана Трейси, начинать рабочий день с самой большой проблемы.
Лимончелли советует при возникновении серьезной проблемы в первую очередь связываться с руководством. Лучше лишний раз отвлечь начальство от законного отдыха, чем потом получить от него за разразившуюся катастрофу. Речь даже не о том, чтобы переложить ответственность: в большинстве случаев руководитель если не умнее, то опытнее вас и сможет предложить более правильное решение или подтвердить ваше, тем самым добавив вам уверенности в себе.
ПРИДАТЬ РАБОТЕ ЦИКЛИЧНОСТЬ
Основу метода Лимончелли составляет разработанная им система «Цикл», названная так, поскольку подразумевает ежедневное повторение, при котором итоги прошедшего дня становятся начальными параметрами дня следующего. Аналогичные циклические системы предлагают практически все специалисты по тайм-менеджменту, но каждый добавляет в рецепт что-то свое.
Люди и подразделения, которые с вами взаимодействуют, наиболее высоко ценят вашу способность доводить дело до конца. Невыполненные обещания разрушают репутацию. Чтобы этого избежать, следует фиксировать все поступающие обращения и контролировать их вплоть до успешного выполнения.
Для «Цикла» рекомендуется использовать три основных инструмента: список дел, увязанный с расписанием на сутки, календарь и перечень долгосрочных жизненных целей. Все эти инструменты желательно держать в одном месте, будь то электронный планшет или бумажный ежедневник, а лучше и то и другое, чтобы всегда можно было свериться со всеми тремя документами.
Не нужно доверять своей памяти, она может подвести в любой момент. Все нужно записывать, и записывать упорядоченно, иначе непременно потеряется что-то очень важное. Регистрация дел на отдельных листках чревата тем, что самый главный стикер отклеится, прицепится к другому листку или просто незаметно вывалится в мусорную корзину. Другая крайность – ведение бесконечного списка с вычеркиванием выполненного. Во-первых, достаточно скоро этот список разрастется до бесконечности и какие-то записи начнут прятаться от вашего взгляда. А во‑вторых, пара дел из самого верха перечня наверняка будут долго оставаться невычеркнутыми, навевая тоску.
Хорошая система управления делами должна быть компактной, чтобы вы всегда могли носить ее с собой. Она должна быть надежной, избавляя память от излишней нагрузки. И она должна оперировать комфортными блоками информации: не кучка бумажек, но и не бесконечный список.
Инструменты системы «Цикл» отвечают всем этим требованиям:
Календарь – в нем вы, по мере возникновения, регистрируете встречи, совещания, дни рождения и прочие подобные события. Календарь помогает увидеть картину в целом. Туда нужно заносить и повторяющиеся мероприятия, которые нельзя пропускать. В дальнейшем перед работой с ежедневником всегда можно будет свериться с календарем и уточнить, не потеряли ли вы важную встречу, запланированную еще год назад. Кроме того, календарь поможет понять ритм вашей работы, ритм работы компании и оптимально совместить одно с другим.
Список дел и почасовое расписание работы – это страница ежедневника, на которую выписаны запланированные на день дела с расстановкой приоритетов, а также план их выполнения, привязанный ко времени. Благодаря этой странице вы всегда сможете проследить, соблюдается ли иерархия задач и успеваете ли вы выполнить то, что должны. Следующий лист ежедневника заполняется по результатам прошедшего дня, и вы всегда можете откорректировать планы, изменив баланс времени и уровень важности стоящих проблем. Помните, что при составлении почасового расписания нужно предусматривать в первую очередь максимально возможное выполнение наиболее приоритетных задач.
Перечень долгосрочных жизненных целей – это список глобальных задач, планов на будущее. Например, через пять лет защитить докторскую диссертацию, через десять стать руководителем подразделения, а через пятнадцать не заработать первый инфаркт.
Для каждой цели должен быть составлен контролируемый план действий, выполнение которого нужно периодически проверять. Кроме того, эти планы стоит сопоставлять со своими ежедневными расписаниями, уточняя, насколько вы каждый день приближаетесь к исполнению плана на пятилетку. Если этим не заниматься, с высокой долей вероятности амбициозные планы так и останутся красивыми мечтами.
Вооружившись системой «Цикл», день за днем повторяя одни и те же шаги, вы постоянно будете продвигаться к успеху, и достаточно скоро процесс достижения целей превратится в привычную процедуру. Книга Томаса Лимончелли – умный и весьма практичный советчик по повышению продуктивности управленцев в любой сфере бизнеса. Безусловно, ориентированность на системных администраторов порой дает о себе знать, но таких страниц всего несколько десятков, и их легко сразу заметить по наличию компьютерных кодов и безболезненно пролистать без ущерба для понимания текста в целом.
Сначала «Тайм-менеджмент» может не понравиться, но стоит вчитаться – и оторваться будет непросто. Предлагаемые идеи легко реализуемы, и не стоит отказывать себе в желании опробовать их на деле.
Кризис – это возможность. 10 стратегий, которые позволят вам процветать в эпоху перемен
Скотт Стейнберг
Оригинальное название: Make Change Work for You: Ten Ways to Future-Proof Yourself, Fearlessly Innovate, and Succeed Despite Uncertainty.
Достоинства: Структурированный сборник советов по выживанию в эпоху перемен.
Недостатки: Упрощенно.
Издатель на русском языке: «Манн, Иванов и Фербер»
Время прочтения: 3–5 часов
Уровень: Базовый
Оценка: 8,5/10
Мы часто говорим о кризисах – экономическом, личностном, возрастном. Списываем свои ошибки и недоработки на кризисную ситуацию и перестаем бороться, боясь проиграть. А ведь результат чаще всего зависит от нашей готовности к новым этапам в жизни. Скотт Стейнберг, один из известных консультантов по инновациям и брендированию, предлагает 10 стратегий, которые помогут читателю преодолеть страх, сфокусироваться на будущем, подготовиться к изменениям и использовать открывающиеся возможности и перспективы, отказавшись от старых шаблонов и методов.
КРИЗИС – ЭТО РЕАЛЬНОСТЬ
Первое, о чем необходимо предупредить потенциального читателя этой книги, – о том, чего в ней нет. В ней нет ничего о кризисе, как минимум в нашем современном понимании этого слова, и не предлагается 10 стратегий процветания. Здесь нет вины автора: Скотт Стейнберг ничего подобного и не обещал, в оригинале книжка называется «Заставьте изменения работать на вас. Десять способов соответствовать требованиям завтрашнего дня, бесстрашно внедрять инновации и преуспевать, несмотря на неуверенность». Уточнение принципиальное, поскольку Стейнберг видит наставшую эпоху перемен не как кризис (то есть, по определению, конечное событие, которое нужно пережить), а как новую реальность, в которой и правила действуют новые.
Главным препятствием, стоящим между человеком (или компанией) и процветанием в турбулентном новом мире, Стейнберг считает страх или, вернее, неумение работать со страхом, подавляя негативные проявления и используя те преимущества, которые предоставляет нам этот данный природой предохранительный механизм.
Автор выделяет семь основных источников страха, стоящих на пути к успеху, и предлагает методы, позволяющие их преодолеть.
СТРАХ – ВАШ СОЮЗНИК
• Боязнь провала можно преодолеть, дав себе и своей компании право на ошибку, поскольку каждая неудача сегодня – это шаг к победе завтра. При этом стоит помнить, что повторение одной и той же ошибки является абсолютно неприемлемым.
• Боязнь позора (смущение) подавляется систематическими тренировками, выходом из «комфортных зон».
• Чтобы устранить негативные последствия боязни утраты контроля над ситуацией, необходимо понять невозможность тотального контроля, выделить то, что можно контролировать, и проработать стратегию работы с последствиями того, что управлению не поддается.
• Боязнь отказов побеждают, просто игнорируя их, поскольку каждое «нет» статистически приближает к желанному «да».
• Боязнь конфронтации естественна, но важно осознать, что уклонение от конфликта только откладывает неизбежное, а слепая агрессия нерациональна, – следовательно, необходимо внимательно проанализировать ситуацию и действовать в соответствии с результатами анализа. Страх изоляции, утраты поддержки в коллективе или сообществе преодолевается формированием собственной системы опор в сочетании с налаживанием широкой системы рабочих связей.
• И наконец, боязнь перемен и сопутствующей им неопределенности. Чтобы перестать их бояться, надо научиться ими управлять. Не пытаться предсказать будущее, а изучить ситуацию и приспосабливаться к ней, при этом быть гибким и постоянно корректировать свои действия в соответствии с меняющейся реальностью.
Чтобы противостоять влиянию страха, не обязательно быть особенно умным или смелым – важно быть практичным и гибким. Для борьбы со страхом Скотт Стейнберг предлагает алгоритм СТРАХ (FEAR), состоящий из четырех основных этапов.
Первый этап – сосредоточьтесь, сфокусируйтесь (Focus). При столкновении с проблемой необходимо детально ее изучить и найти способ решения или компенсации потерь в случае их неизбежности.
Второй этап – действуйте, атакуйте (Engage). Изучив угрозу и составив план действий, сразу приступайте к его выполнению.
Третий этап – оценивайте (Assess). Начав действовать, необходимо постоянно следить за реакцией, которую вы получаете. Если избранная тактика дала желаемый результат, то все хорошо, но если нет – план явно нуждается в корректировке.
Соответственно, четвертый этап – реагируйте (React), корректируйте свою тактику. Это может быть как незначительная подстройка программы действий, так и абсолютно новая стратегия. Предложенный алгоритм необходимо повторять до получения положительного результата на третьем этапе.
НОВЫЙ МИР – НОВЫЕ ПРАВИЛА
Обещанные 10 стратегий на практике оборачиваются десятью правилами, позволяющими соответствовать вызовам переменчивого мира:
1. Будьте смелыми. Не позволяйте страху помешать вам двигаться вперед. Научитесь жить со страхом, бороться с ним и извлекать из него пользу, направив в конструктивное русло.
2. Сделайте страх своим другом. Страх предупреждает нас о возможных угрозах, вынуждает развиваться и искать новые решения. Используйте страх как повод для поддержания своей актуальности.
3. Превратите тревогу и паранойю в информированность. Избавляйтесь от самодовольства, постоянно ищите способы изменения к лучшему. Изучайте окружающую среду в поисках новых угроз, всегда будьте готовы к «внезапному» ходу.
4. Превратите неудачу в успех. Примите неизбежность неудач и научитесь извлекать из них опыт, который в дальнейшем окажется вашим конкурентным преимуществом.
5. Научитесь искусству импровизации. Ищите позитивные аспекты в происходящих изменениях. Гибкость – важнейшее ваше свойство. Примите непредсказуемость окружения. Используйте все возможности обучения новому, обретения новых навыков и знаний. И всегда будьте готовы идти вперед.
6. Рискуйте расчетливо. Постоянно анализируйте риски, оценивайте шансы. Сами определяйте свои шаги, не позволяйте другим людям и обстоятельствам делать это за вас.
7. Постоянно экспериментируйте. Никогда не останавливайтесь, «создавайте быстро, выпускайте часто, оценивайте, учитесь, повторяйте». И кстати, не будьте перфекционистами: в быстро меняющемся мире вы просто не можете себе позволить доводить продукт до идеала, достаточно сделать его просто хорошим.
8. Выберите свое сражение. Определяйте приоритеты, оценивайте шансы, используйте возможности – и действуйте именно там, где у вас лучший шанс на победу.
9. Продолжайте двигаться вперед. Сосредоточьтесь на том, что вы на самом деле можете изменить. Меняйтесь вместе с окружающим миром, постоянно совершенствуйтесь, никогда не останавливайтесь.
10. Идите в ногу со временем. Следите за изменениями в вашей среде – и развивайте себя. Будьте актуальны – и будьте готовы изменить курс, если это потребуется.
УЧИТЬСЯ НОВОМУ – СОХРАНЯТЬ АКТУАЛЬНОСТЬ
Возможно, некоторые из идей, предлагаемых в книге, могут показаться не вполне соответствующими российским реалиям, в чем-то идеалистичными или излишне догматичными. Но обратите внимание: в интервью, данном Скоттом Стейнбергом бизнес-обозревателю Ричарду Эйзенбергу, писатель так объясняет причины, подвигшие его на написание книги:
«Мы часто склонны прислушиваться к стандартному совету: избегайте рискованных действий и не высовывайтесь. Очевидно, после рецессии это устаревший совет.
Служебная лестница выглядит переполненной и хрупкой. Новички постоянно переворачивают вверх ногами статус-кво во всех отраслях промышленности. Наборы навыков, на которые полагались люди, становятся устаревшими. Многие очень способные люди внезапно обнаружили, что от всех этих изменений у них кружится голова». Разве это не актуально? Более чем.
Из книги, помимо прочего, вы сможете узнать, как можно добиться конкурентного преимущества на личном и корпоративном уровнях, как оставаться актуальным в профессии и не превратиться в балласт, как трансформировать ваши тревоги в эффективные действия, как вовремя заметить необходимость смены курса, как определять стратегию на будущее, бороться со страхом на практике и побеждать его. И возможно, ваша голова станет кружиться меньше.
Многочисленные примеры из деятельности ведущих североамериканских компаний и маленьких неизвестных фирм, могущественных CEO и недовольных своей судьбой официанток делают чтение занимательным и одновременно позволяют оценить практичность предлагаемых концепций и советов.
Особый интерес представляет универсальность изложенных в книге правил: они фактически без изменений пригодны для практического использования как отдельным специалистом, строящим свою карьеру, так и руководителем предприятия, стремящимся оптимизировать бизнес.
Выйди из зоны комфорта
Брайан Трейси
Оригинальное название: Eat That Frog! 21 Great Ways to Stop Procrastinating and Get More Done in Less Time.
Достоинства: Хорошие советы тем, кто хочет стать эффективнее, но не знает, как начать.
Недостатки: Обманчивая легкость рекомендаций, которые не так уж просто реализовать.
Издатель на русском языке: «Манн, Иванов и Фербер»
Время прочтения: 2–3 часа
Уровень: Базовый
Оценка: 9,5/10
Большинство из нас рано или поздно произносит заезженную фразу: «Меня на все не хватает». И правда – не хватает. Но, возможно, нас и не должно хватать «на все»? В своей книге «Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь. 21 метод повышения личной эффективности» легендарный бизнес-тренер Брайан Трейси помогает выбрать из «всего» именно то, на что должно хватать человека, который стремится быть успешным.
В действительности в книге ничего не говорится о «зоне комфорта», в оригинале она называется намного точнее: Eat that Frog! 21 Great Ways to Stop Procrastinating and Get More Done in Less Time – «Съешь эту лягушку! 21 отличный способ прекратить откладывать на завтра и успевать делать больше за меньшее время». Иными словами, для преодоления нежелания делать то, что нужно делать, необходимо научиться проглатывать лягушек, не морщась.
ОХОТА НА ЛЯГУШЕК
Главная проблема, вызывающая у человека острую нехватку времени, – неспособность правильно определить, какая же проблема действительно главная. Именно привычка ясно и верно выделять приоритетные задачи помогает своевременно их решать. И, скорее, самым важным окажется то, чем вы меньше всего хотите заниматься и, соответственно, уже задвинули в самый дальний ящик. Но как раз это и есть та самая лягушка, которую придется съесть в первую очередь. Почему лягушка? Существует афоризм: «Начинай утро с поедания живой лягушки, и до конца дня ничего худшего с тобой не случится». Трейси приписывает эту мысль Марку Твену, которому в Америке вообще принято приписывать все шутки неизвестного авторства. На самом деле цитата принадлежит французскому писателю Николя Шамфору, и вместо лягушки в оригинале в ней фигурирует жаба. Но сути дела это не меняет: смысл афоризма в том, что начинать всегда надо с самого неприятного. Автор книги выделяет два основных правила поедания живых лягушек. Во-первых, если приходится съесть сразу несколько тварей, то начать следует с самой большой и гадкой. Нужно приучиться брать сперва наиболее сложное задание и доводить его до конца, а только затем приступать к более простому. И во‑вторых, если есть лягушку все равно придется, не стоит растягивать удовольствие и тратить время на обсуждения и совещания, в ходе которых ничего не делается, – следует браться и работать.
ПЛАНИРОВАНИЕ
Основными причинами, по которым вы не желаете приступать к сложным задачам, являются слабость воли и несобранность в мыслях.
Соответственно, начинать нужно с подготовки плана действий, чтобы эту несобранность устранить. А план действий начинается с письменного, формализованного определения задачи. Причем выбор цели стоит согласовать с руководителем: если вы тщательно спланируете выполнение бесполезной работы, то будет обидно.
План должен обязательно содержать сроки исполнения каждого этапа, иначе получившийся документ никак не поможет в борьбе с несобранностью. Затем нужно составить список средств и действий, требуемых для достижения результата: это даст возможность оценить масштаб проблемы. Далее остается расставить приоритеты и приступать к выполнению.
Каждый день должен быть спланирован отдельно. Вообще, способность составить хороший план – один из показателей общей компетенции. Наличие такого плана значительно облегчает борьбу с собой при начале сложного дела и экономит немало времени. Всегда нужно работать по спискам – на год, месяц, неделю, день. Это дисциплинирует и помогает отслеживать собственную продуктивность. План на завтра полезно разрабатывать на ночь, чтобы во сне подсознание работало над решением предстоящих задач.
Одно из важнейших правил работы, названное Трейси «10/90», звучит так: если отвести первые десять процентов времени на планирование и организацию работы, будет сэкономлено девяносто процентов времени при ее выполнении.
Кстати, японские компании отводят на планирование даже не 10, а 30 процентов времени, а их эффективность общеизвестна.
Многие считают, что жестко ограниченные сроки помогают работать быстрее и эффективнее, но, по утверждению Трейси, исследования в большинстве случаев опровергают это мнение. Поэтому еще на стадии планирования следует создать себе запас времени в размере как минимум двадцати процентов.
Очень важно научиться откладывать на потом или вовсе исключать из графика дела, выполнение которых принесет незначительную ценность, освобождая время для действительно важного.
Перед началом работы следует тщательно подготовиться, организовать свое рабочее место так, чтобы на нем было удобно и приятно провести много времени. И приучить себя к мысли, что что-то неизбежно получится неправильно, но это можно будет исправить позднее. Нельзя бояться неудачи, ведь страх – главный враг на пути к успеху.
При планировании своего распорядка не стоит забывать о личных особенностях. У каждого человека собственные пики работоспособности и внутренние часы, и нужно привыкнуть использовать наиболее благоприятное время для самой важной работы. Также нельзя игнорировать потребность в отдыхе и сне.
Многих пугает объем большой и сложной проблемы. Трейси предлагает два простых способа борьбы с этой боязнью. Первый, и наиболее простой, – разделить задачу на составляющие, а затем решать эти составляющие по одной. Второй – выделять на решение задачи определенный временной блок, после которого переключаться на что-то другое. Таким образом ледяная глыба постепенно подтает и приобретет более приемлемые размеры.
КОНЦЕНТРАЦИЯ
В 1930-х годах американский инженер Джозеф М. Джуран сформулировал принцип «80 на 20», названный им «правило Парето» в честь итальянского экономиста Уильфредо Парето. Согласно этому правилу, практически вся социальная и экономическая деятельность человечества укладывается в соотношение 20/80. В Италии XIX века двадцать процентов населения обладало восьмьюдесятью процентами земли (собственно, именно это и отметил Парето). Двадцать процентов усилий принесут восемьдесят процентов результатов, двадцать процентов клиентов – восемьдесят процентов прибыли.
В нашем случае это означает, что в составленном плане два пункта из десяти принесут в пять-десять раз больше пользы, чем остальные. Главное – найти эти пункты и сконцентрироваться именно на них. Способность сосредоточиться на важном в ущерб несущественному определяет степень успеха человека в жизни.
Уровень важности каждой задачи определяется потенциальным эффектом от ее решения для компании и лично для исполнителя в долгосрочной перспективе. Поступки и решения сегодняшнего дня следует анализировать с позиций их соответствия желанному будущему. Времени постоянно не хватает, но на главное его всегда можно найти.
Чтобы яснее представлять себе степень важности каждой из стоящих задач, нужна визуализация. Для этого стоит взять свой план работ и присвоить каждому из пунктов одну из пяти букв.
«А» – для особо важных дел, которые необходимо выполнить любой ценой.
«В» – для важных дел, невыполнение которых не принесет столь же глобальных последствий, как в случае с особо важными делами.
«С» – для того, что неплохо бы сделать, но если не успеете, то ничего страшного.
«D» – для дел, которые можно перепоручить, а «E» – для дел, которые можно вычеркнуть и забыть о них.
Далее каждой литере нужно присвоить номер по степени важности работы в ее подгруппе. И приступать к выполнению дела А-1. Только после завершения А-1 можно браться за А-2, и так далее по списку. Среди всего, что вы выполняете для своей компании, по мнению Трейси, есть три наиболее значимые задачи. Для продуктивной работы важно их выделить, а затем сосредоточиться на их выполнении. Чтобы повысить свой вклад в работу, надо помнить, что именно три ключевые задачи приносят больший результат, чем все остальные. При этом, работая, надо работать. Каждая минута впустую потраченного времени украдена у работы, да и у семьи, если в итоге придется задерживаться допоздна.
Чтобы повысить свою продуктивность, нужно определить собственные слабые места и найти способ их нейтрализовать. Согласно все тому же правилу Парето, восемьдесят процентов сдерживающих факторов имеют внутреннюю природу, а значит, начинать их поиск надо с себя.
И нельзя забывать оказывать на себя давление, заставлять себя делать то, чего делать совершенно не хочется. Настоящий природный лидер, какую бы должность он ни занимал, способен побеждать себя самостоятельно, прочим нужен внешний надзор.
Если человек начинает дело, потом откладывает и снова начинает, то такая тактика удлиняет требуемое на выполнение работы время в разы. Чем полнее удастся сконцентрироваться на единственной цели, тем меньше потребуется времени для ее достижения и тем качественнее будет результат.
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Работа, для которой нанимают специалиста, обычно включает не более пяти-семи ключевых областей деятельности. Но некомпетентность, проявленная в любой из них, приводит к низким достижениям и бесславной карьере.
Высокая продуктивность начинается с выявления ключевых областей, оценки себя в каждой из них и составления плана того, как повысить свой уровень там, где это необходимо. Общая компетенция работника определяется той областью, в которой он слабее всего.
Требуется постоянно повышать свою квалификацию. Ощущение недостатка знаний в какой-то сфере отбивает у человека желание браться за связанную с этой сферой работу. Соответственно, нужно либо отказаться от работы и уходить, либо учиться. Но даже имеющиеся знания стремительно устаревают в быстро меняющемся мире. Чтение профессиональной литературы, посещение доступных семинаров, общение с другими специалистами – прямая обязанность работника не только перед компанией, но и перед самим собой.
Наивысших достижений человек добивается в том, к чему имеет естественную склонность. Всем больше нравится делать то, что интересно и хорошо получается. Поэтому заниматься лучше всего тем, в чем вы особенно сильны.
И наконец, важно сохранять темп, постоянно находиться в движении. На продолжение действия всегда затрачивается меньше энергии, чем на преодоление инерции в начале работы. И если удастся развить в себе ощущение неотложности каждой следующей задачи, стремление быстро закончить текущую работу и взяться за следующую, продуктивность неизбежно возрастет.
«Выйди из зоны комфорта» – именно та книга, с которой стоит начать работу по самосовершенствованию. Предлагаемые техники повышения эффективности использования рабочего времени просты в применении и сразу дают практические результаты. А на сегодня, вероятно, для работников любой сферы деятельности нет более актуальной задачи, чем максимально повысить свою продуктивность, а значит, и собственную ценность для компании. Времена, когда можно было отсидеться в тепле и сухости комфортной зоны, давно прошли. Настало время доказывать себе и окружающим, чего вы стоите!
Победи прокрастинацию!
Петр Людвиг
Оригинальное название: Konec prokrastinace: Jak prestat odkladat a zacit zit naplno.
Достоинства: Много инфографики, компактно, современно.
Недостатки: Часть советов поможет далеко не всем.
Издатель на русском языке: «Альпина Паблишер»
Время прочтения: 2–4 часа
Уровень: Базовый
Оценка: 9/10
Заставить себя делать то, чем совершенно не хочется заниматься, – одна из сложнейших задач, стоящих перед человеком. Чешский коуч, специалист по личностному развитию Петр Людвиг в книге «Победи прокрастинацию!» предлагает действенные способы борьбы с привычкой бесконечно откладывать исполнение неприятных обязанностей.
Склонность откладывать на завтра то, что нужно сделать сегодня, присуща человечеству с древнейших времен. Уже античные поэты безуспешно бичевали это свойство своих сограждан. А в наши дни, когда социальные сети, системы обмена текстовыми сообщениями и бесчисленные телевизионные каналы постоянно обеспечивают желающих отвлечься от дел новыми возможностями, проблема прокрастинации (так по-научному называется болезненное уклонение от неизбежной работы) превратилась в реальную угрозу жизненному успеху массы вполне способных и достойных людей. А для подрастающего поколения, чье взросление приходится на цифровую эпоху, риск превратиться в прокрастинатора особенно велик.
МОТИВ И ВОЗМОЖНОСТЬ
Как ни парадоксально это прозвучит, но лучший способ приступить к тому, чего мучительно не хочешь делать, – захотеть этим заняться. Разница между реакциями «не хочу и не буду» и «трудно, но надо» заключается в причинах, по которым людям приходится совершать неприятную работу. Иначе говоря, все зависит от мотива. Например, ради любви или выживания человек способен на поступки, кажущиеся ему невозможными в обычных обстоятельствах.
Как говорил выдающийся мыслитель, психотерапевт Виктор Франкл, сохранивший веру в людей даже в условиях нацистского лагеря смерти, «истинно человеческое начинается в человеке там, где он обретает свободу противостоять зависимости от собственных наклонностей».
Соответственно, для преодоления прокрастинации нужно подобрать такую мотивацию, чтобы затраченные усилия того стоили.
Самой очевидной и популярной в нашей стране является внешняя мотивация, более известная как «метод кнута и пряника». Одним из недостатков этого метода Людвиг считает оказываемый им биохимический эффект: поскольку происходит принуждение, организм не вырабатывает требуемое количество дофамина – гормона, приносящего удовлетворение и влияющего на творческие способности, память и обучаемость.
Автор ссылается на результаты исследований, которые показывают, что внешняя мотивация ухудшает результаты интеллектуальной или творческой деятельности вне зависимости от того, «кнут» или «пряник» используется.
Проблема с «пряником» отчасти связана с тем, что при привыкании к поощрению его отсутствие воспринимается как наказание. Постоянно выплачиваемая премия в сознании очень быстро превращается в зарплату, не так ли? Ну а «кнут» предсказуемо вызывает отвращение к выполняемой работе, что плохо сказывается на ее качестве.
Но главный недостаток внешней мотивации заключается в том, что при ее использовании исчезает потребность убеждать самого себя делать что-либо. Напротив, привыкнув к такой мотивации, человек утрачивает способность работать по собственному желанию, ожидая толчка со стороны.
Казалось бы, если внешняя мотивация явно не подходит, следует прибегнуть к внутренней. Но и здесь все не так просто. Самый очевидный способ внутренней мотивации – мотивация целями. Если сформировать у себя ясное и четкое представление, для какой конечной цели мы делаем работу, это может хорошо стимулировать как минимум на старте. Можно решить, что в конце дороги вас ждет ящик любимого напитка, автомобиль или просто куча денег. Но вспомните, сколько обычно продолжается радость от получения того, чего так страстно хотелось? Часы, максимум несколько дней. Позитивные эмоции скоро исчезают. Через какое-то время можно превратиться в целевого наркомана, коллекционера, для которого обладание очередным раритетом – повод для депрессии, поскольку цель движения исчезает и надо искать новую. Вспомните Александра Македонского, умершего вскоре после того, как он понял, что завоевывать больше нечего.
Выход – во внутренней мотивации процессом. Наиболее эффективным мотиватором, подталкивающим к преодолению нежелания делать что-либо, оказывается стремление осуществлять то, что приносит удовлетворение, имеет отношение к магистральному направлению жизни.
Например, каждодневные утомительные обязанности детского врача в поликлинике являются составной частью глобальной цели – помогать детям. Такую цель, в отличие от краткосрочных и, как правило, ориентированных на удовлетворение сиюминутных потребностей, Людвиг называет личным видением. Для успешной реализации видения его необходимо разделять на этапы, но выполнение каждого этапа не должно превращаться в цель, это просто еще один шаг на пути к осуществлению видения. Поскольку видение в силу неограниченности недосягаемо, люди освобождаются от стресса, связанного с потенциальной неудачей, и их удовлетворение текущей ситуацией увеличивается, их поглощает процесс. Они постепенно оказываются в состоянии, которое всемирно известный писатель, психолог и философ Михай Чиксентмихайи назвал «потоком».
В какой-то момент обнаруживается, что рядом есть и другие люди со сходной мотивацией (в приведенном примере с врачом они, скорее всего, находятся в соседнем кабинете, за стенкой). В этом случае личные видения объединяются в групповое видение, и возникает мощный синергетический эффект, когда мотивация команды оказывается значительно больше суммы мотиваций ее отдельных участников.
УВИДЕТЬ ВИДЕНИЕ
Итак, для борьбы с прокрастинацией необходимо сформировать личное видение, которое будет вас мотивировать. Чтобы упростить эту задачу, существует определенный набор проверенных инструментов.
Начать стоит с определения своих сильных и слабых сторон, а также имеющихся возможностей и потенциальных угроз. Этот процесс принято называть SWOT-анализом, и он выполняется путем составления списков по каждому из вышеприведенных пунктов.
Исходя из получившихся сведений, можно понять свой потенциал, возможные направления движения и качества, которые нужно развивать. Проведя анализ, человек начинает более систематически видеть все свои возможности и может выделить основные, на которые должны быть направлены максимальные усилия. Разобравшись с природой имеющихся угроз, перестаешь их бояться. Помимо того что, размышляя над заполнением списков, люди начинают формировать свое видение, SWOT-анализ облегчает процесс борьбы с прокрастинацией: сужая спектр возможностей, мы уменьшаем проблему паралича решений.
Список личных достижений, написанный от руки и состоящий из не менее чем двадцати пунктов, не только повышает настроение при каждом взгляде на него, но и помогает яснее представить себе дальнейшее направление своего развития.
Оценка мотивирующих видов деятельности, в ходе которой вы определите то, чем вам хочется заниматься больше всего, – следующий шаг на пути к формулированию личного видения.
Необходимо выбрать по несколько занятий в четырех сферах: развитие (образование, спорт и т. п.), созидание, социальная деятельность и общественно полезная работа. Идеальным выбором будет тот род занятий, который можно отнести ко всем четырем сферам.
Например, строитель должен стремиться учиться, чтобы постоянно быть в курсе новых технологий. Он должен хотеть строить, создавать. Ему необходимо умение общаться с заказчиками, коллегами и подчиненными, многие из которых люди достаточно сложные, и стремление создавать для человечества более комфортную среду обитания. Если все это вас мотивирует, то путь строителя – ваш путь.
После этого можно перейти к составлению рабочей версии личного видения. Начинать работу над формированием видения очень не хочется, и подготовка черновика – этап на этом пути. В черновике Людвиг предлагает привести любимые цитаты, наиболее отвечающие вашему мироощущению, важнейшие жизненные ценности, определить, чему вы хотели бы посвятить жизнь и какую общественную пользу это принесет.
В окончательной редакции видения следует уточнить, расширить и дополнить черновик, уточнить приоритеты, выбрать психологические «якоря», которые будут напоминать вам о видении (это может быть любой предмет, взгляд на который вернет вас на избранный путь).
После того как ваше видение получает окончательную форму, наступает пора претворять его в жизнь. Решите, что вы способны сделать для того, чтобы следовать видению каждый день. Что поможет его усовершенствовать? Что делать, чтобы постоянно помнить о нем? Как использовать его в полной мере?
Мне потребовались годы на то, чтобы методом проб и ошибок сформулировать свое личное видение. Если бы я своевременно прочитал книги, подобные «Победи прокрастинацию!», это могло произойти гораздо раньше, и я продвинулся бы намного дальше на пути его реализации.
ЗАХОТЕТЬ НЕЖЕЛАННОЕ
Обладание личным видением заметно облегчает борьбу с прокрастинацией, но без самодисциплины легко сбиться даже с идеально выбранного пути.
Основой самодисциплины является саморегулирование – умение преодолевать отрицательные эмоции, вызывающие отвращение к выполнению работы.
Людвиг предлагает рассматривать сознание как две отдельные составляющие: рациональную (которую он уподобляет наезднику) и эмоциональную (которую называет слоном). Эмоциональная часть больше и сильнее, но все же ей необходимо управлять.
Согласно результатам исследований, способность к самоуправлению зависит от ресурса воли, который можно понимать как энергию наездника. Этот ресурс исчерпаем, и, когда он заканчивается, эмоции берут верх, способность управлять собой пропадает и человек заходит в соцсеть или отправляется болтать с коллегами.
При этом прокрастинация, не являясь истинным отдыхом, не только не помогает возобновить запас энергии, но и ускоряет ее расход. Для восстановления автор книги рекомендует выпить немного фруктового сока, выполнить простую физическую работу или совершить пятиминутную прогулку в одиночестве, в результате чего, по его мнению, энергия вернется, а эффективность повысится.
Ресурс воли можно сравнить с мускулом, и, как мускул, его можно тренировать. Для этого автор книги предлагает разбить вызывающие эмоциональное отторжение обязанности на малые составляющие и выполнять их поэтапно, постепенно увеличивая размеры преодолеваемых препятствий и таким образом побеждая изначальный паралич решения, мешающий взяться за большую проблему. Я не готов вслед за Людвигом рекомендовать такой метод для всех случаев жизни, но при определенных обстоятельствах он может помочь.
Для упрощения отслеживания выполнения неприятных дел удобно вести контрольный список, в котором обозначаются запланированные на день обязательства перед собой и отмечается их выполнение.
Это помогает визуализировать успехи и неудачи, стимулировать себя. В таком списке могут быть самые разные вещи – от утренней пробежки до выполнения неприятной работы. Если каждый день напоминать себе, какие навыки желательно выработать, это постепенно приведет к их реальному развитию.
И один из самых эффективных методов самоуправления – правильное планирование.
Можно воспользоваться способом, который Людвиг называет «сделать сегодня»: выписать задачи в произвольном порядке на лист бумаги, цветом выделить уровень приоритетности каждой из них и стрелками определить порядок выполнения, перемежая сложные вопросы с простыми и учитывая требуемое время. После этого надо сосредоточиться на первой задаче, а решив ее, зачеркнуть и перейти к следующей. Важная оговорка: этот способ будет работать только в идеальном мире, где мы правильно оцениваем собственные возможности и требуемое время, а новые срочные проблемы не возникают из ничего.
Поэтому организация дня по способу «сделать сегодня» должна дополняться ведением хорошего планировщика-ежедневника, в котором найдется место для графика работы, перечня задач с указанием приоритетов, плана на перспективу, контрольных листов по отдельным проектам и многого другого.
На закрепление навыков саморегулирования плохое влияние оказывают негативные эмоции, неудовлетворенность, неудачи. Если провалы происходят серийно, есть риск к ним привыкнуть и перестать пытаться что-то изменить. Чтобы бороться с этим, надо ориентироваться на светлое будущее, а не мрачное прошлое. А если и смотреть на прошлое, то стараться видеть в нем светлые моменты.
Если каждый день записывать хотя бы три хороших события, происшедшие сегодня, то, глядя на этот список завтра, вы поднимете себе настроение и укрепите ресурс воли.
В ходе войны с прокрастинацией принципиально важно объективно оценивать себя и свои возможности. Для борьбы с необъективностью нужно постоянно повышать свое образование, не полагаться исключительно на интуицию, развивать критическое мышление, искать не только подтверждения своих мыслей, но и их опровержения. И главное, нельзя быть упертым догматиком, всегда надо помнить, что вы можете быть неправы.
Книга Петра Людвига – удобный и компактный учебник по борьбе с самим собой. Очень большое место в «Победи прокрастинацию!» отведено инфографике, схемам и образцам предлагаемых инструментов, что помогает усвоению материала и его практическому применению. Неэффективное расходование времени, отягощенное российской привычкой к рефлексии, – одна из главных проблем наших дней. Ее решение – задача, с которой необходимо разобраться каждому, причем разобраться самому – за вас этого не сделает никто. И помощь, которую предлагает Петр Людвиг, не помешает.
Синдром альфа-лидера
Кейт Лудман и Эдди Эрландсон
Оригинальное название: Alpha Male Syndrome.
Достоинства: Подробное руководство по обращению с лидерами.
Недостатки: Некоторые моменты представлены излишне упрощенно.
Издатель на русском языке: «Альпина Паблишер»
Время прочтения: 3–6 часов
Уровень: Базовый
Оценка: 8,5/10
Кризис накладывает свой отпечаток на отношения между людьми. Конкуренция управленцев, неизбежная и в «мирное» время, обостряется до неприемлемого уровня, принося ущерб общему делу. Совещание превращается в битву амбиций, на планерке о планировании вспоминают на выходе из кабинета. Но ведь на самом деле экономическая ситуация в стране только подчеркнула извечно существовавший конфликт: «Без выдающихся личностей, альфа-лидеров, не бывает выдающихся дел, но иметь с ними дело обычно крайне непросто».
В своей книге «Синдром альфа-лидера», вышедшей уже вторым изданием в 2015 году, супруги Кейт Лудман и Эдди Эрландсон, опытные бизнес-тренеры, специализирующиеся на повышении эффективности работы руководителей и менеджеров высшего и среднего звена, помогают понять, с какими типами альфа-лидеров мы имеем дело, в том числе и глядя в зеркало. Практические советы по корректировке поведения «альфов», а также, что не менее важно, по регулированию общения с «альфами» – нашими коллегами, начальниками и подчиненными – помогут добиваться наибольшей эффективности во взаимодействии с наименьшими затратами для обеих сторон.
К КАЖДОМУ ЛИДЕРУ – СВОЙ ПОДХОД
Альфа-лидер – это вожак, тот, кто стремится играть решающую роль в общественной, профессиональной и частной жизни. Он любит сложности, его предназначение – решать проблемы, смысл жизни – побеждать.
Казалось бы, что может быть лучше? Но у любой медали есть оборотная сторона. Уверенность в себе, умение увлечь за собой, ориентация на успех, смелость, решительность, страсть к новому, понимание «узких мест» могут проявить себя как нетерпимость и завышенные требования к другим, манипулирование, излишняя самоуверенность, нетерпеливость, чрезмерное рвение, несправедливая оценка чужих заслуг и, как следствие, деморализация подчиненных. Достоинства альфа-лидеров делают их первыми кандидатами на высокие посты, но без необходимых навыков общения с людьми, в частности умения мотивировать сотрудников, обращаться за помощью, учиться, меняться, успешное руководство невозможно.
Лудман и Эрландсон условно разделяют альфа-лидеров на четыре основные группы, предлагая технологии саморегулирования и методы общения для каждой из них.
КОМАНДИР
Первую группу авторы условно называют «Командир». Это люди цели, их главная задача – победить, а главное качество – неистребимая воля к победе и, следовательно, высочайшая требовательность к подчиненным.
Они действуют смело, быстро принимают решения и заставляют своих подчиненных столь же быстро эти решения исполнять, хорошо мотивируют команду к высоким результатам и лично отвечают за достижение поставленной цели.
Оборотная сторона? «Командиры» не терпят возражений, подавляют подчиненных, вынуждая их скрывать не только свои ошибки, но и успехи (да, «командиры» не любят конкурентов!), считают высокие результаты нормой, склонны обижать «младших по званию» и ненавидят делегировать полномочия. Зато «командиры» обожают конфликты. Они агрессивны, и энергию, которую можно было бы направить на сплочение коллектива, они часто тратят на соперничество и интриги. Чтобы минимизировать недостатки «командирского» подхода к менеджменту, Лудман и Эрландсон предлагают альфа-лидеру в первую очередь оценить влияние, которое оказывает такой стиль управления на подчиненных, и откорректировать его для получения оптимального результата, отказаться от угроз и ментального насилия, не повышать свою самооценку за счет унижения других. Запуганный и безынициативный исполнитель – странная цель для начальника.
Если «командир» – менеджер среднего звена, ему важно научиться ценить интересы всей компании, а не только своего отдела. Необходимо перестать бояться признавать свои слабости и недостатки. И самое главное – выстраивать разумные, партнерские отношения с коллегами, запомнить, что они не враги, враги совсем в другом месте.
При работе с «командиром» авторы рекомендуют перенимать его лучшие качества, чтобы ему было проще оценить ваш вклад в работу, при этом нужно максимально помогать шефу добиться цели его же методами. Никогда не надо занимать оборонительную позицию: это провоцирует атаку. Возражать «командиру» стоит так, чтобы это не выглядело неуважительно, а скорее развивало его собственные идеи.
И выяснять отношения с «командиром», если уж это необходимо, нужно только один на один – в противном случае он точно не признает себя проигравшим и никогда не забудет попытки публично его унизить.
МЕЧТАТЕЛЬ
Вторую группу Лудман и Эрландсон назвали «Мечтатель». «Мечтатели» – это люди с перспективным мышлением, хорошо развитым воображением и богатой фантазией.
В паре с компетентным и трезвым прагматиком альфа-лидер типа «мечтатель» способен творить чудеса. Он может генерировать оригинальные идеи, буквально видеть будущее, новые возможности. Он гибок, упорен, прекрасно вдохновляет команду, зажигая ее своей мечтой, не унывает, хорошо руководит процессом изменений…
Но при этом «мечтатель» самоуверен, высокомерен, его оценки не отличаются объективностью, он не любит планировать, пренебрегает иерархией, склонен скрывать свои сомнения и игнорировать неприятную информацию. И, как и все «альфы», он терпеть не может несогласных.
Для повышения отдачи авторы предлагают «мечтателю» несколько простых рецептов: окружить себя хорошими исполнителями-прагматиками, отказаться от силовых методов в пользу творческого обмена мнениями, добиваться поддержки, проявляя искренность и откровенность, извлекать уроки из возражений, не брать на себя лишнее, доверяя другим проекты, которые он не способен реализовать самостоятельно. Работая с «мечтателем», необходимо явно разделять его идеи, проявлять больше любопытства в ущерб цинизму, видеть перспективы, не стесняться задавать вопросы и уточнять мысли, давать понять, что вы готовы помочь реализовать самые смелые мечты, а ваши сомнения – лишь поиск методов этой реализации.
СТРАТЕГ
Третья группа получила название «Стратег». «Стратеги» – интеллектуальные руководители, аналитики. Они разрабатывают детальные планы, учитывают вероятные повороты в ходе их реализации, прорабатывают возможности, рассчитывают потребности.
«Стратегов» отличают способность принимать взвешенные решения, опираясь на факты и логику, четкость мышления, стремление к оптимальным ходам, оправданная уверенность в себе.
В то же время они зачастую недооценивают интуицию, плохо разбираются в эмоциях, раздражительны в общении с более «медленными» сотрудниками, склонны демонстрировать интеллектуальное превосходство и занимать оборонительную позицию при любом возражении, с трудом используют чужие идеи и навязывают подчиненным свое видение ситуации, не умеют слушать.
Конец ознакомительного фрагмента.