Глава III
Образы Богоматери
Согласно православному преданию первые иконы Божьей Матери были написаны одним из сподвижников апостола Павла, евангелистом Лукой, который, помимо искусства врачевания, был наделен талантом живописца.
Исполняя горячее желание первых христиан узреть хотя бы живописный лик Богородицы, если нет возможности предстать перед ней самой, апостол написал три иконы. На двух из них он изобразил Богоматерь с младенцем Иисусом на руках; именно эти иконы стали прообразами икон типа Елеуса (Богоматерь нежно прижимает к себе Богомладенца) и Одигитрии (Богоматерь указывает на рожденного ею Спасителя). На третьей он изобразил Богоматерь одну в молитвенной позе заступницы и просительницы за грешных людей. Она положила начало третьему типу икон, называемому Милостивая.
Все три иконы Лука показал Богородице, которая благословила эти образы. Уже ко II в. н. э. изображения лика Богородицы получили широкое распространение: в римских катакомбах находят изображения Божьей Матери в молитвенной позе с воздетыми к небу руками. Они положили начало еще одному типу иконописи, обретшему название Оранта, что в переводе означает «молящаяся».
На протяжении всех последующих веков Богородица остается одной из основных фигур византийской, а затем и древнерусской иконописи. При этом большую часть создаваемых новых икон продолжают по традиции приписывать все тому же Луке Евангелисту.
На сегодняшний день в православной иконописи насчитывается свыше 800 различных образов Пречистой Девы, многие из которых наделены чудодейственной силой: исцеляют болезни, отвращают беды и неприятности, помогают обрести душевные и физические силы, способствуют преодолению тяжелых пороков и пагубных привычек.
В зависимости от идеи раскрытия образа Богородицы все православные иконы Пречистой Девы условно подразделяются на 5 основных типов.
1. Оранта.
2. Одигитрия.
3. Елеуса (Милостивая).
4. Агиосортисса.
5. Акафистный, объединяющий все остальные варианты изображения Богородицы.
По канону Богородицу изображают в мафории (плат, покрывающий голову и фигуру замужних женщин), с нимбом над головой. На иконах присутствует характерная надпись, переводимая как «Матерь Бога».
Молящаяся (Оранта, Панагия, «Знамение»)
Оранта, известная в русской иконописи больше как Знамение, раскрывает тему воплощения, или рождения Бога во плоти. На иконах этого типа Дева Мария изображается молящейся: с воздетыми вверх руками, обращенными ладонями наружу. На уровне груди Богоматери расположена сфера, символизирующая лоно Марии, в которую вписан поясной образ Спаса Эммануила.
Отрок Иисус в одной руке держит свиток, а второй благословляет. В зависимости от того или иного варианта Оранты Богоматерь может быть изображена в полный рост или сидящей, но чаще всего встречается поясное изображение. Одета Мария, как правило, в красно-синие одежды, что символизирует ее земное происхождение и божественное призвание, соединение девства с материнством.
Часто на иконах типа Оранты присутствуют изображения архангелов или херувимов, что выражает мысль о вознесении рода людского через рождение Марией Богочеловека выше ангелов.
Икона Божьей Матери «Знамение» Новгородская
Композиция этой древней иконы, созданной в первой половине XII в., предельно лаконична и симметрична. Богоматерь изображена по пояс, с нагрудным медальоном, в который помещен благословляющий Спас Эммануил.
По преданию, первая икона типа Оранта появилась на Руси в XI в. и хранилась в церкви Спаса Преображения в Великом Новгороде. В 1170 г. город оказался в осаде, его защитники гибли сотнями, отражая атаки на крепостные стены, но силы были неравными.
Накануне решающего сражения святитель Иоанн, три дня молившийся в храме, услышал голос, который велел ему взять образ Богородицы из церкви Спаса и вынести ее на городскую стену.
Во время ожесточенной битвы одна из стрел осаждавших попала прямо в лик Богородицы, и к удивлению всех присутствовавших она обратила его к городу, а из глаз ее потекли слезы. Воодушевленные случившимся чудом, защитники с небывалой силой бросились на врагов у стен города, а те в ужасе от Божьего знамения потеряли разум и стали нападать друг на друга. Вскоре враг бежал из-под новгородских стен, город был спасен.
В честь чудесного избавления Новгорода от врага святитель Иоанн объявил 27 ноября праздником Знамения Божьей Матери.
Помимо Богоматери со Спасителем, на обороте иконы изображены двое святых – предположительно родители Марии, Иоаким и Анна, молящиеся Спасителю. Одна из главных святынь православия, икона Божьей Матери «Знамение» Новгородская хранится сегодня в Софийском соборе Великого Новгорода.
Перед Новгородской иконой молятся об избавлении от эпидемий.
Молитва
О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и покланяемся Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающе дивное знамение Твоего заступления, Великому Новуграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле отцем нашим на помощь тогда ускорила еси, тако и ныне нас, немощных и грешных, Твоего Матерняго заступления и благопопечения сподоби: спаси и сохрани, Вадычице, под кровом милости Твоея люди Твоя, церковь святую утверди, град Твой (весь Твою) и всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию и умиленно просящих со слезами Твоего заступления, помилуй и сохрани. Ей, Госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехми многими, простри ко Христу Богу богоприимнеи руце Твои и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго, мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем суде Его: да спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое имя достопокланяемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 4-й
Яко необоримую стену и источник чудес, стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Темже молим Тя, мир граду Твоему даруй и душам нашим велию милость.
С Новгородской чудотворной иконы было сделано немало списков, многие из которых обладают великой исцеляющей силой. Самые известные – следующие списки.
Икона Божьей Матери «Знамение» Серафимо-Понетаевская
Написана в 1879 г. в Серафимо-Понетаевской женской обители. Список близок Новгородской иконе «Знамение»: Богоматерь изображена по пояс, Спас Эммануил в одной руке держит свиток, а второй рукой благословляет. Для иконы характерно соединение древнерусской композиции с новой светской манерой живописания ликов Младенца и Богоматери.
Данная икона избавляет от глазных болезней, расслабления ног, паралича рук, нервных заболеваний, ревматических болей, спасает от эпидемий гриппа.
Целительный список иконы начала XX в. ныне находится в Серафимо-Дивеевском монастыре (Дивеево, Нижегородская область).
Молитва
О, Пресвятая Дево, Матерь Господа Вышняго, Заступнице и Покрове всех, к Тебе прибегающих! Призри с высоты святыя Твоея на мя, грешнаго, припадающего ко пречистому образу Твоему; услыши мою теплую молитву и принеси ю пред возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа; умоли Его, да озарит мрачную душу мою светом Божественныя благодати Своея, да избавит мя от всякия нужды, скорби и болезни, да низпослет мне тихое и мирное житие, здравие телесное и душевное, да умирит страждущее сердце мое и исцелит раны его, да наставит мя на добрая дела, ум мой убо от помышлений суетных да очистит, исполнению же заповедей Своих мя научив, от вечныя муки да избавит и Своего Небеснаго Царствия да не лишит мя. О Пресвятая Богородице! Ты, всех скорбящих Радосте, услыши и мя, скорбнаго; Ты, именуемая Утоление печали, утоли и мою печаль; Ты, Купино неопалимая, сохрани мир и всех нас от вредоносных огненных стрел врага; Ты, Взыскание погибших, не попусти и мне погибнути в бездне грехов моих. На Тя бо по Бозе вся моя надежда и упование. Буди мне в жизни временней Заступнице и о жизни вечней пред возлюбленным Сыном Твоим, Господем нашим Иисусом Христом, Ходатаица. Тебе же, Пресвятая Мати Божия, Преблагословенная Марие, благоговейно чтити до скончания дней моих. Аминь.
Икона Божьей Матери «Знамение» Корчемная
Чудотворная икона хранится в Свято-Иоанно-Богословском монастыре (Рязанская область, село Пощупово).
На образе представлено поясное изображение Богоматери с молитвенно поднятыми вверх руками. На уровне груди в светло-коричневом медальоне помещен образ Спаса Эммануила, правой рукой благословляющего молящихся. В отличие от других икон данного типа мафорий Богородицы так плотно запахнут у самой шеи, что из-под него не видно хитона.
По преданию, в середине XIX в. в одну рязанскую корчму зашла незнакомка, бывшая в запое. Она пропила все свое имущество, но не могла остановиться, поэтому решила продать последнее, что у нее оставалось, – благословенную родовую икону Божьей Матери. Несмотря на укоры кабатчика, женщина оставила икону ему, но уже через несколько дней, протрезвев, прибежала за святыней и выкупила обратно. Однако образ бесследно исчез из дома и снова оказался в корчме, где его оставили. Женщина после явленного ей чуда раскаялась и бросила пить, а сама икона с тех пор стала называться «Знамение» Корчемной.
Икона неоднократно являла чудеса исцеления людей от гангрены, гнойных ран, параличей, помогала избавляться от пьянства и пристрастия к игре. Чудотворная икона, сохраненная в 1920-е гг., была передана в монастырь и продолжает исцелять от болезней рук и ног, а также от пагубного пристрастия к алкоголю и наркотикам.
Молитва
О, Пресвятая Владычице Богородице, Небеснаго Царя Мати, Богоизбранная Отроковице! Ненадежных надеяние, больных исцеление, сирым предстательнице, скорбящим утешение и радость, обидимым покровительнице и всем в бедах и напастях сущим скорое поможение и заступление! Помози, о Мати Божия, и нам, грешным, в скорби нашей, возвесели радостию сердца людей Твоих; управи в мире и тишине жизнь нашу и не даждь во отчаяние впасти. Ты бо едина еси паче всех святых и паче всех горних умов Предстательница наша к Богу, яко Всеблагаго Царя Благая Мати. Темже мы, грешнии, на Пречистый Твой образ «Знамения» взирающе, умиленно преклоняем колена и, благоговейно лобызающе, молим Тя, Благосердая Мати: не отрини смиреннаго моления нашего и яви нам знамение милости Твоея: никтоже бо, к Тебе прибегая со упованием, исходит от Тебе посрамлен, но просит благодати и приемлет дар к полезному прошению, прославляя Сына Твоего и Бога, и Тебе с Ним, во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 4-й
Яко необоримую стену и источник чудес стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Темже молим Тя: мир граду Твоему даруй и душам нашим велию милость.
Икона Божьей Матери «Знамение» Царскосельская
Над головой Богоматери, увенчанной короной, изображены два херувима. Слева и справа от центрального образа расположены четыре фигуры: апостола Петра, святого Захария, божиего человека Алексия и святой праведной Елисаветы. На оригинале иконы понизу идет благодарственная надпись сельчан, оставленная после чудесного избавления Царского Села от эпидемий: «За спасение от эпидемии приими, Милосердая Владычице, Покровительнице града Царского Села, сии перлы, яко слезы благодарности, орошающие Твою пречистую ризу, от усердных рабов Твоих и впредь помилуй нас».
Чудотворная икона была подарена патриархом Константинопольским русскому царю Алексею Михайловичу. После основания Санкт-Петербурга икону перевезли в новую столицу. До революции 1917 г. она находилась в специально построенной для нее Знаменской церкви в Царском Селе, откуда и пошло ее новое название – Царскосельская.
Икона прославилась многими чудесными знамениями, избавила Царское Село от страшных эпидемий, в том числе чумы и холеры, спасала от пожаров.
Оригинал, богато украшенный драгоценными камнями, бесследно исчез после революции, но один из чудотворных списков начала XIX в. ныне находится в Академическом храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова при Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии, продолжая являть чудеса обращающимся к ней верующим.
Молитва
О, Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних Сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступнице! Приими благодарение и славу от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко престолу Бога Сына Твоего, да явит нам знамение милосердия Своего и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию поклоняющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, Тебе же вся от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей. Услыши нас, моляшихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси от Господа Вседержителя стране нашей и православному народу мир, здравие, спасение и во всем благое поспешение, пастырем же нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся благословение, болящим здравие, напаствуемым заступление, нам же всем дух веры и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Царице Преблагая! Умилосердися на немощныя люди Твоя, рассеянныя по распутием мира собери, заблуждающия на путь правый настави, старость укрепи, юныя уцеломудри, младецы воспитай и призри на всех нас призрением Матерняго Твоего милосердия, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наши ко зрению спасения. Милостива нам буди зде и тамо, во стране земнаго пришельствия и на страшнем суде Сына Твоего, преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех притекающих к Тебе с верою. Тебе убо молимся, и Тебе, яко всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и всю жизнь нашу по Христе Бозе предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Икона Божьей Матери «Знамение» Верхнетагильская (Знаменский храм, Верхний Тагил)
Икона относится к типу Знамение с поясным изображением Богородицы и Спаса Эммануила. В верхней части иконы изображены херувим и серафим.
Согласно преданию икона Божьей Матери «Знамение» долгое время пребывала в монашеском скиту, где проживали бурлаки. Когда последним надоело жить спокойной жизнью, они разорили обитель, не тронув только образ Богородицы, и собрались отправиться на уральские заводы.
Однако одному из бурлаков привиделся образ Богородицы, который повелел ему забрать святой лик из скита и увезти вместе с собой на Урал. В конце XIX в. икона была передана в Знаменский храм, где находится и теперь. В 1861 г. во время пожара в храме она еще раз явила чудо, так как совершенно не пострадала от огня.
Молитва перед иконой исцеляет от высокой температуры, малярии, заболеваний глаз, болей в ногах.
Тропарь Божьей Матери, глас 4-й
Яко необоримую стену и источник чудес стяжавше Тя, раби Твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Темже молим Тя: мир граду Твоему даруй и душам нашим велию милость.
Икона Божьей Матери «Ярославская Оранта» («Великая Панагия»)
Как и икона «Знамение», «Великая Панагия» восходит к иконографическому типу Оранта, но в отличие от икон первого типа, Мария изображается в поясном варианте, в «Великой Панагии» Богоматерь предстает в полный рост.
«Ярославская Оранта» – одна из старинейших икон Древней Руси. Согласно преданию первая икона «Великой Панагии» была написана в Киеве в XII в. преподобным Алипием, талантливым иконописцем Печерского монастыря.
Строгая и величественная Богоматерь изображена на иконе стоящей в полный рост на красном овальном коврике. Она окружена золотым светом, символизирующим благодать Святого Духа, дарованную ей в момент зачатия.
Главное отличие этой иконы от большинства вариантов Оранты заключается в изображении Спаса Эммануила, который вслед за матерью молитвенно простер обе руки к небу, сложив пальцы для благословения. В верхних углах иконы даны изображения сферы с ликами архангелов Михаила и Гавриила.
Первообраз находится в Москве в Третьяковской галерее, а чудотворный список иконы, относящийся к XIII в., – в Спасо-Преображенском соборе Ярославля.
Икона помогает исцелиться от заболеваний нервного характера, стрессов, избавляет от страхов, дарует силы для борьбы с болезнями и пороками.
Молитва
Приими, Всеблагомощная Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, херувимов светлейши и серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Икона Божьей Матери Мирожская
По преданию Мирожская икона Божьей Матери явилась псковичам в 1198 г. на берегу местной реки Мирожи, что и дало название образу.
Богоматерь предстает в полный рост, с молитвенно поднятыми к небу руками. На уровне груди в складках мафория изображен Спас Эммануил, повторяющий молитвенный жест матери, но со сложенными для благословления пальцами. Слева от Богородицы стоит святой псковский князь Довмонт, справа от образа Пречистой Девы написана его супруга. В верхней части иконы расположены поясные изображения двух архангелов.
Долгое время чудесная икона находилась в Мирожском монастыре, где неоднократно являла чудеса мироточения и слезоточения. В конце XVI в. она избавила город от свирепствовавшей в нем холеры, затем неоднократно помогала людям исцеляться от самых разных недугов.
Древняя икона XIII в. бесследно пропала в конце XVI в., но за несколько лет до ее исчезновения с нее был сделан чудотворный список, который и сегодня хранится в Псковском музее-заповеднике. Списков иконы немного: один из них находится в Кафедральном соборе Богоявления в Елохове (Москва), несколько современных копий хранятся в псковских храмах.
Чудотворная икона помогает исцеляться при разных болезнях нервного происхождения, дарует силу для борьбы с недугами, облегчает состояние больных, защищает при распространении эпидемий.
Молитва
О, Пресвятая Владычице Богородице, Небеснаго Царя Мати, Богоизбранная Отроковице, ненадежных надеяние, больных исцеление, сирым предстательнице, скорбящим утешение и радость, обидимым покровительнице и всем в бедах и напастех сущим скорое поможение и заступление! Помози, о Мати Божия, и нам, грешным, в скорби нашей, возвесели радостию сердца людей Твоих, управи в мире и тишине жизнь нашу и не даждь нам во отчаяние впасти. Ты бо едина еси паче всех святых и паче всех горних умов предстательница наша к Богу, яко Всеблагаго Царя Благая Мати. Темже мы, грешнии, на пречистый Твой образ знамения взирающе, умиленно преклоняем колена и, благоговейно лобызающе, молим Тя, Благосердая Мати: не отрини смиреннаго моления нашего и яви нам знамение милости Твоея, никтоже бо, к Тебе прибегая со упованием, исходит от Тебе посрамлен, но просит благодати и приемлет дар к полезному прошению, прославляя Сына Твоего и Бога, и Тебе с Ним, во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 4-й
Яко звезда пресветлая возсия в Российстей земли: от иконы честнаго образа Твоего, Богородице Дево, из обою очию текоша слезы Твоя, яко река, и видевше народи псковстии, мужи и жены и со чады, с плачем молящеся образу Твоему, сице глаголаху: о Пресвятая Владычице Богородице, не забуди грешных раб Твоих, молящихся Христу Богу нашему спастися нам.
Икона Божьей Матери «Неупиваемая чаша»
Икона представляет собой иконографическое развитие древнейшего образа Оранты.
Как и на старинных иконах, Богоматерь изображена с молитвенно воздетыми к небу руками, на уровне груди Пречистой Девы помещено поясное изображение Спаса Эммануила. Но в отличие от канонического варианта Оранты образ благословляющего Спасителя изображен не в медальоне – лоне Богородицы, а в неиспиваемой чаше причащения, что символизирует даруемое при таинстве причащения благословение, которое не может кончиться или иметь границы. Голову Богородицы венчает корона, что говорит о малороссийском или западном происхождении данного образа.
По преданию, икона впервые явила свою чудотворную силу в 1878 г. отставному солдату Тульской губернии, отличавшемуся губительным пристрастием к алкоголю.
Когда у предававшегося постоянному пьянству солдата отказали ноги, ему привиделся старец, который повелел ему пойти в монастырь Владычицы Богородицы и отслужить молебен перед иконой «Неупиваемая чаша», после чего ему будет даровано исцеление.
Солдат посчитал, что ему показалось, но образ старца продолжал являться до тех пор, пока служивый не собрался идти в обитель. Однако сестры, которым и о рассказал своем видение солдат, не знали иконы с таким названием. После долгих поисков они догадались перевернуть одну из икон, висевших у входа в ризницу, и увидели надпись, свидетельствовавшую, что икона действительно имеет это название. После молебна солдат полностью излечился и перестал пить. Слава об иконе распространилась далеко за пределы Серпухова, где находился монастырь, и паломники со всех окрестных губерний и древней столицы поехали на поклонение чудотворной иконе, которая продолжала исцелять людей, даруя им здоровье и силы для излечения от своих пагубных пристрастий.
В конце 1920-х гг. икона была уничтожена, и только в 1990-е гг. были созданы ее списки, которые стали являть чудеса исцеления от нервных болезней, пьянства, наркомании, курения; отмечены также случаи исцеления от нервного тика и заикания.
Сегодня чудотворные списки иконы, прославленные своими неоднократными исцелениями от алкоголизма и наркомании, находятся во Введенском владычном женском монастыре и в Высоцком мужском монастыре (Серпухов).
Молитва первая
Царице наша Преблагая, Надеждо наша, Пресвятая Богородице, приятелеще сирых и странных Заступнице, бедствующих помоще и озлобленных Покрове. Зрише нашу беду, зрише нашу скорбь: отвсюду искушениями одержимы есмы, а заступающего несть. Ты убо Сама помози нам, яко немощны, окорми, яко странны, настави нас, яко заблудших, уврачуй и спаси нас, яко безнадежных. Не имамы иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбных и обремененных. Призри на нас, грешных и во озлоблении сущих, покрый нас честным Твоим омофором. Да избавлени будем от зол, обышедших нас, наипаче же пианства. Да восхвалим всегда Пресвятое имя Твое. Аминь.
Молитва вторая
О, Премилосердая Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостивно услыши нас: жен, детей, матерей и тяжким недугом пианства одержимых; и того ради от матере своея – церкви Христовой и спасения отпадающих, братьев и сестер и сродних наших исцели. О, Милостивая Мати Божия, коснися сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии. Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад, сирых и убогих, заблуждшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да приидет сей вопль наш, молитвами Твоими, ко Престолу Всевышняго. Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный же час исхода нашего помози пройти непреткновенно воздушныя мытарства, молитвами Твоими избави нас вечнаго осуждения, да покроет нас милость Божия в нескончаемые веки веков. Аминь.
Акафист иконе
Читается перед иконой для исцеления от алкоголизма.
Кондак 1-й
Избранное и дивное избавление нам даровася – Твой образ честный, Владычице Богородице, яко избавлиеся явлением его от недугов душевных и телесных и скорбных обстояний, благодарственная хваления приносим Ти, Всемилостивая Заступнице. Ты же, Владычице, «Неупиваемою чашею» нами именуемая, приклонися благоутробно к нашим воздыханием и воплем сердечным и избавление подаждь страждущим недугом пианства, да с верою воззовем Ти:
Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаша, духовную жажду нашу утоляющая.
Икос 1-й
Ангельстии чини и праведников сонми непрестанно славят Тя, Царицу Богородицу, Ходатаицу о многогрешнем роде христианстем, погрязшем в беззаконии и пребывающем во гресех, ибо во утешение и спасение даруеши ему милость Свою чрез многоименуемыя чудотворныя иконы Твоя, ихже яко звезды небесныя по всей земли нашей зрим; к единому же из сих образов, «Неупиваемая чаша» именуемому, припадающе, из глубины сердца взываем Ти:
Радуйся, неприступнаго Божества селение;
Радуйся, непрестанное людей удивление.
Радуйся, скорбьми грехи наша очищающая;
Радуйся, печальми наша немощи врачующая.
Радуйся, милость Свою чрез чудотворныя иконы Твоя нам свыше посылающая;
Радуйся, явлением их скорбная сердца наша возвеселяющая.
Радуйся, пречудное всех с Богом примирение;
Радуйся, геенны вечныя избавление.
Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаша, духовную жажду нашу утоляющая.
Кондак 2-й
Видящи, Пресвятая Владычице, скорби сердечныя, муки душевныя, искреннее покаяние людей, одержимых губительным пороком пианства, благоволила еси явити богоспасаемому граду Серпухову милость Свою явлением пречуднаго образа Своего «Неупиваемая чаша», да вси к нему припадающе с верою и сокрушенным сердцем, получивше исцеление от тяжкаго недуга своего, из глубины души вопиют Богу: Аллилуиа.
Икос 2-й
Разумев трикратное явление преподобнаго Варлаама и повеление его в путь шествовати в богоспасаемый град Серпухов, человек некий, страстию пианства одержимый, обрете тамо в монастыре икону Твою святую, «Неупиваемая чаша» именуемую. Мы же, видяще таковое о нас, грешных, попечение, с благоговением вопием Ти:
Радуйся, чрез благочестивых людей славу чудес Твоих грешным открывающая;
Радуйся, Путеводительнице прозорливая, путь спасения им показующая.
Радуйся, Всеблагая наша Наставнице, любовию Твоею нас привлекающая;
Радуйся, за вся благодеяния Твоя благодарению нас научающая.
Радуйся, скорбь нашу в радость претворяющая;
Радуйся, несомненною надеждою нас увеселяющая.
Радуйся, губительныя страсти наша разрушающая;
Радуйся, благим намерением способствующая. Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаша, духовную жажду нашу утоляющая.
Кондак 3-й
Сила Вышняго и благодать Владычицы укрепляше некоего человека, страждущаго недугом пианства, егда он, нози разслаблене имуще, иде во град Серпухов, повеление Богоматере, чрез преподобнаго Варлаама реченное, исполняя. Пришед же во град сей, обрете икону Пречистыя Богоматере, абие исцеле от недуга своего, душевнаго и телеснаго, и из глубины души благодарственно воззва Богу: Аллилуиа.
Икос 3-й
Имуще источник неоскудеваемый, неупиваемую чашу небесных дарований, не токмо люди града Серпухова, но и вси православнии христианы иных градов и весей, притекающий к Твоему пречудному образу, «Неупиваемая чаша» именуемому, и пред сим получивше исцеление, припадающе, благодарными усты вопиют Ти:
Радуйся, купеле, в нейже вся скорби наша погружаются;
Радуйся, чаше, еюже радость спасения нашего восприемлем.
Радуйся, наша немощи, душевныя и телесныя, врачующая;
Радуйся, страсти наша силою молитв Твоих укрощающая.
Радуйся, коемуждо, во всякой потребе просящим, полезная дарующая;
Радуйся, бесчисленныя щедроты всем подающая.
Радуйся, милости сокровище нам открывающая;
Радуйся, милосердие к падшим являющая. Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаша, духовную жажду нашу утоляющая.
Кондак 4-й
Бурю внутрь имущии помышлений сумнительных, но с искренним покаянием притекающии к Твоему неизреченному милосердию, одержимии пианственною страстию, получают исцеление и из глубины сердца вопиют рожденному от Тебе Спасителю нашему: Аллилуиа.
Икос 4-й
Слыша Господь тяжкия скорби, вопли и плач жен, стариц, детей, сродницы коих обуреваеми суть пианственною страстию, даде им, Владычице, Твою икону, от неяже вси притекающии обретают утешение и радость духовную и вопиют Ти со слезами:
Радуйся, Агнице, рождшая Агнца, вземлющаго грехи мира;
Радуйся, Чаше, черплющая нам радость от источника безсмертия.
Радуйся, скорбных матерей утешение;
Радуйся, безнадежных Надеждо.
Радуйся, притекающих к Тебе благодатное охранение;
Радуйся, скорбящих отрадо и увеселение. Радуйся, волнение страсти пианства утишающая;
Радуйся, руку помощи Твоей требующим простирающая.
Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаша, духовную жажду нашу утоляющая.
Кондак 5-й
Яко боготечную звезду, честную икону Твою Ты нам показала еси, Владычице мира, юже мы зрище, с верою сердечною молящеся Тебе, Богородице, глаголем: исцели пианством и иною болезнию душевною и телесною страждущих, верных же научи воспевати хвалу Богу: Аллилуиа.
Икос 5-й
Видяще чудеса преславная и знамения пречудныя, бываемая не токмо от иконы Твоей, Богомати, во граде Серпухове явленныя, но и от по подобию сея иконы списанных изображений, припадающе к ним, смиренно вопием Ти:
Радуйся, скоропредстательная Помощнице усердно к Тебе притекающих;
Радуйся, благосердная Услышательнице молений наших.
Радуйся, град Серпухов благословением Твоим осенившая;
Радуйся, в пределех московских славу чудес Твоих показавшая.
Радуйся, всем требующим сокровище исцелений неоскудное;
Радуйся, в трезвении благоподвизающихся всемощная Покровительнице.
Радуйся, ведущим брань противу мира плоти, диавола и пианства добрая Споспешнице;
Радуйся, в мире благочестно живущих усердная Заступнице.
Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаша, духовную жажду нашу утоляющая.
Кондак 6-й
Проповедающе чудеса Твоя, Богородительнице, от иконы Твоея «Неупиваемая чаша» именуемыя, бываемая, молим Тя, Пречистая, со слезами: избави всех нас от виннаго пристрастия и от падения греховнаго, научи нас воздержанию, подвизающи воспевати Богу: Аллилуиа.
Икос 6-й
Возсияла еси в светлости Божественныя славы, Дево Богоотроковице, на Младенца, Превечнаго Бога, Господа нашего Иисуса Христа, зрящи. Иже в сосуде, аки в неупиваемой чаше, предстоит, якоже Тя видим изображенную на иконе Твоей, «Неупиваемая чаша» таинственно пронареченней, от неяже избавление от пианственныя страсти притекающим с верою даруеши, сего ради со слезами приносим Тебе гласы немолчныя сице:
Радуйся, яко о Тебе радуется и торжествует ангельский собор и человеческий род;
Радуйся, яко Твоя слава превосходит похвалы земныя и небесныя.
Радуйся, таинственным изображением Сына в сосуде Тайну Божественныя евхаристии нам открывающая;
Радуйся, рожденнаго Тобою Агнца, всегда ядо-маго и никогдаже иждиваемаго, нам дивно указующая.
Радуйся, чаше жизни и безсмертия, ко вратам вечныя жизни нас приводящая;
Радуйся, источником нетления и радости жаждущия души напояющая.
Радуйся, несчетною благостию не оставляющая самых презренных и отверженных;
Радуйся, от рова погибели милосердием Твоим исхищающая безнадежных.
Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаша, духовную жажду нашу утоляющая.
Кондак 7-й
Хотя человек некий возблагодарити Тя, Владычице, за исцеление от недуга пианства, украси Твою пречудную икону, Богомати, во граде Серпухове пребывающую, из глубины сердца воспевая Богу: Аллилуиа.
Икос 7-й
Новое чудо видим, Владычице, от иконы Твоея святыя: страждущий бо недугом пианства некий раб Божий Стефан, прибегая к Твоему Матернему предстательству, от тяжкаго недуга своего избавися и благодаряще Тя, благолепными дары икону Твою украси, и припадающе к ней, со слезами возопи Тебе тако:
Радуйся, Живоносный Источниче исцелений; Радуйся, чаше небесная Божественных дарований.
Радуйся, реко исцелений приснотекущая; Радуйся, море, вся наша страсти потопляющее. Радуйся, под тяжестию греха пианства падающих матернима рукама Твоима возставляющая;
Радуйся, благодарственныя дары не отвергающая.
Радуйся, сердца благочестивых людей возвеселяющая;
Радуйся, вся благая прошения наша исполняющая.
Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаша, духовную жажду нашу утоляющая.
Кондак 8-й
Странно и сумнительно неверующим слышати, како икона Твоя святая «Неупиваемая чаша» Божественных исцелений источает чудо. Мы же, верующие слову Твоему, Владычице, реченному к первописанней Твоей иконе: «Благодать Рождшагося от Мене и Моя с сею иконою да будет», – веруем, яко и сия икона Твоя благодать Твою источает. Темже благоговейно покланяющеся, лобызаем ю, вопиюще Богу: Аллилуиа.
Икос 8-й
Все упование людие, страждущии недугом пианства, на Тя, Владычице, возлагают. Приклонися к немощем и страстем нашим, кто бо нас, грешных, изведет от рова погибели и нищеты духовныя и телесныя, аще не Ты, Владычице; сего ради, приклонше колена пред Твоим пречистым образом, вопием Ти тако:
Радуйся, моления грешников не отвергающая;
Радуйся, призывающим Тя Свою небесную помощь ниспосылающая.
Радуйся, глубину милосердия Твоего грешным показующая;
Радуйся, отчаянных и безнадежных ободряющая.
Радуйся, одержимым страстию пианства руку помощи простирающая;
Радуйся, терпеливых страдальцев благодатными дары утешающая.
Радуйся, недуги наша, душевныя и телесныя, врачующая;
Радуйся, суетныя радости мира сего презирати нас научающая.
Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаша, духовную жажду нашу утоляющая.
Кондак 9-й
Всякое естество ангельское удивися делу Твоего милосердия, Господи, яко даровал еси грешному роду человеческому твердую Заступницу и Помощницу, к нашим немощем приклоняющуюся и от горькаго недуга пианства свобождающую, верныя же научающую пети Богу: Аллилуиа.
Икос 9-й
Ветии человечестии недоумеют восхвалити по достоянию славное, Владычице, иконы Твоея явление, ниже мы, грешнии, от скверных устен наших возможем принести достойное похваление Заступнице нашей. Обаче неисчетная чудеса, иконою Твоею являемая, видевше, душею и сердцем радующеся, Тебе глаголем:
Радуйся, от священнаго лика Твоего чудеса источающая;
Радуйся, от бед и скорбей скоро избавляющая. Радуйся, отвергающих Тя посрамляющая;
Радуйся, от всякаго зла прибегающих к Тебе сохраняющая.
Радуйся, кротким сиянием Твоим мрак греха и мглу страстей наших разгоняющая;
Радуйся, души наша любовию к Тебе и Сыну Твоему исполняющая.
Радуйся, на стезю покаяния нас премудре наставляющая;
Радуйся, добраго ответа пред Судиею Праведным нам усердная Ходатаице.
Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаша, духовную жажду нашу утоляющая.
Кондак 10-й
Спасти хотя многия страждущия недугом пианства, чудную икону Твою, Богомати, даровала еси, да вси, одержимии сею страстию, к чудотворному образу Твоему притекают и, получивше исцеление, во умилении взывают Богу: Аллилуиа.
Икос 10-й
Стена еси и щит, Богомати, людем, страждущим недугом пианства, и всем, усердно к Тебе притекающим и икону Твою святую благоговейно чтущим. Ибо сию дарова нам благих Податель Господь в помощь и врачевство от губительныя страсти, и сим внушает нам пети Тебе:
Радуйся, отчаянных Надеждо и печалей наших утоление;
Радуйся, болезней душевных и телесных исцеление.
Радуйся, нашу скверну чистотою Твоею очищающая;
Радуйся, Своею благодатию наше недостоинство просвещающая.
Радуйся, брение наше тленное в нетление облекающая;
Радуйся, моления наша Твоим предстательством подкрепляющая.
Радуйся, в неможении нашем нас утверждающая;
Радуйся, облегающий нас облак страстей скоро разгоняющая.
Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаша, духовную жажду нашу утоляющая.
Кондак 11-й
Пение наше смиренное, от полноты любви и усердия Тебе приносимое, не презри, Чистая, и не отврати от отчаявшихся и страждущих недугом пианства лика Своего, но помози им и нам очиститися от всякия скверны греховныя, да возможем достойно и праведно пети Богу: Аллилуиа.
Икос 11-й
Светоприемную свещу зрим Тя, Пресвятая Дево, ибо образ Твой святый лучами благодати Твоей мглу греховную прогоняет и на светлую стезю добродетелей наставляет с верою зовущих Ти таковая:
Радуйся, заступлением Твоим от суеты мира сего многомятежнаго нас избавляющая;
Радуйся, приражения страстей плотских отражати нам помогающая.
Радуйся, мысль благу в сердце наше полагающая;
Радуйся, нечистую совесть нашу просвещающая.
Радуйся, от мучительнаго недуга пианства страждущих избавляющая;
Радуйся, к искреннему покаянию и вразумлению призывающая.
Радуйся, души всех озлобленных умягчающая;
Радуйся, на помощь Тя призывающих и имя Твое славящих спасающая.
Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаша, духовную жажду нашу утоляющая.
Кондак 12-й
Благодать Божия, присущая иконе Твоей, «Неупиваемая чаша» именуемой, влечет к ней, Владычице, всех скорбящих, обездоленных, вдов и стариц, а наипаче же всех страждущих недугом пианства, и не тщетни отходят, Пречистая, от неупиваемыя чаши Твоих Божественных дарований, но, неоскудно получая цельбы чудотворнаго образа Твоего, Всеблагая, благодарственно поют Богу: Аллилуиа.
Икос 12-й
Поюще Твоя чудеса и велию милость, людем, одержимым страстию пианства, явленныя, молим Тя, Владычице, спаси и помилуй, и настави нас на стезю праву, и не остави нас, покрова Твоего ищущих и зовущих Ти:
Радуйся, воздержанию от греха пианства всех подвизающая;
Радуйся, от пристрастия к вину росою милости Твоея свобождающая.
Радуйся, страждущих от тяжкаго греха пианства присное врачевание;
Радуйся, бедствующим в страстех скорая Помощнице.
Радуйся, малодушых дивное ободрение;
Радуйся, благодушных велия радосте.
Радуйся, радуйся, гордых смиряющая;
Радуйся, смиренныя возвышающая и всем спасения желающая.
Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаша, духовную жажду нашу утоляющая.
Кондак 13– й
О, Премилостивая Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Нынешнее наше услыши моление и избави нас от всех недугов, душевных и телесных, наипаче же свободи страждущих недугом пианства рабов Твоих (имена их), да не во зле погибнут, но да спасеннии Тобою присно вопиют Богу: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангельские чини…» и 1-й кондак «Избранное и дивное…»
«Путеводительница» («Одигитрия»)
Главная идея образа Богородицы в данном типе икон заключается в том, что Матерь Божья является главной проводницей и помощницей человека на его нелегком пути к вечному спасению и Божьему свету, так как через рождение Богочеловека смогла связать эти два мира. Фигура Богоматери здесь предстает фронтально, чаще всего по пояс. В некоторых вариантах ее голова немного наклонена вправо, к Младенцу, который сидит на ее правой руке. Второй рукой Пресвятая указывает всем молящимся на Младенца, подчеркивая, что именно в нем заключается истинный путь к свету. Сам Младенец одной рукой благословляет, а во второй руке у него находится свиток.
Изображение Богоматери с Младенцем на руках призвано подчеркнуть материнское начало в Богородице, которая, словно мать каждого человека, становится заступницей обратившихся к ней перед Господом, доносит до него молитвы и ходатайствует за своих сыновей и дочерей.
Икона Божьей Матери «Троеручница»
Икона представляет собой тип Одигитрии, но не с левосторонним, а с правосторонним расположением Христа. Поза Богоматери статична, голова немного наклонена вправо, левая рука указывает на Богомладенца. В нижней части иконы изображена серебряная рука, давшая название иконе.
По преданию, в VIII в. в мусульманском Дамаске жил преподобный Иоанн, ревностный хранитель православия. Благодаря высокой должности советника халифа Дамаска Иоанну удавалось препятствовать уничтожению христианских святынь на завоеванных арабами дамасских территориях. Однако происки врагов сыграли свою роль: Иоанн был оклеветан и обвинен в расхищении государственного имущества.
По мусульманским законам вору полагалось отсечь руку. При большом стечении народа на городской площади Иоанну отрубили правую кисть, но преподобный упросил халифа отдать ему отсеченную руку. В тот же вечер Иоанн заперся у себя, приложил кисть к запястью и стал горячо молиться перед образом Божьей Матери об исцелении от увечья.
Во сне к преподобному явилась сама Богородица, которая радостно известила, что просьба Иоанна услышана, но исцеленная рука должна послужить славе Господней. Проснувшись, тот с изумлением обнаружил, что рука снова цела. В благодарность за чудесное исцеление Иоанн составил благодарственный гимн, а также велел изготовить серебряную руку, которую поместил в нижнюю часть иконы, благодаря чему она и получила название Троеручицы. С тех пор святой удалился от всех государственных дел и полностью посвятил себя служению Богу.
После смерти Иоанна икона продолжала являть много чудес. Так, во время захвата мусульманами Балканского полуострова, в том числе и Сербии, где она в то время хранилась, образ решено было спасти, доверив его защите самой Богоматери. Священный образ привязали к спине осла и отпустили животное на свободу, и оно само пришло на Афонскую гору, в православный монастырь. С тех пор икона хранится в Хиландарском монастыре, являя новые чудеса исцеления и примирения людей.
Впервые в Россию список с чудотворной иконы был привезен в конце XVII в. Любовь и чудодейственная сила списков иконы привели к широкому распространению этого образа по всей Российской империи; за годы советской власти большинство их исчезло, но несколько святынь и сегодня продолжают являть чудеса исцеления.
1. Чудотворная икона в храме Покрова Божией Матери, или в храме Серафимо-Покровского женского монастыря (Ленинск-Кузнецк).
2. Исцеляющая икона в храме Святителя Филиппа (Москва).
3. Чудотворная икона в храме Успения Пресвятой Богородицы (Гончары).
4. Старинная чудотворная икона в Николо-Богоявленском морском соборе (Санкт-Петербург).
5. Чудотворная икона в Троицком соборе Данилова монастыря (Московская обл.).
Перед иконой «Троеручицы» молят при заболеваниях, ранах, увечьях, ожогах рук, повреждениях сухожилий и нервных стволов, при обморожении и анемии пальцев, незаживающих гнойных ранах, экземах.
Многие молящиеся свидетельствуют об излечении от пупочных грыж, различного рода воспалений, поражений легких, увечий и заболеваний ног. Молитва при иконе помогает излечить болезни неизвестного происхождения, возвращает здоровье.
Молитва
О, Пресвятая и Преблагословенная Дево, Богородице Марие! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою иконою Твоею, воспоминающе преславное чудо Твое исцелением усеченныя десницы преподобнаго Иоанна Дамаскина, от иконы сея явленное, егоже знамение доныне видимо есть на ней, во образе третия руки, к изображению Твоему приложенныя. Молимся Ти и просим Тя, Всеблагую и Всещедрую рода нашего Заступницу: услыши нас, молящих Ти ся, и, якоже блаженнаго Иоанна, в скорби и болезни к Тебе возопившаго, услышала еси, так и нас не презри, скорбящих и болезнующих ранами страстей многоразличных и к Тебе от души сокрушенныя и смиренныя усердно прибегающих. Ты зриши, Госпоже Всемилостивая, немощи наша, озлобление наше, нужду, потребу нашу в Твоей помощи и заступлении, яко отвсюду врагами окружени есмы и несть помогающаго, ниже заступающаго, аще не Ты умилосердишися о нас, Владычице. Ей, молим Ти ся, вонми гласу болезненному нашему и помози нам святоотеческую православную веру до конца дней наших непорочно сохранити, во всех заповедех Господних неуклонно ходити, покаяние истинное о гресех наших всегда Богу приносити и сподобитися мирныя христианския кончины и добраго ответа на Страшнем суде Сына Твоего и Бога нашего, Егоже умоли за нас Матернею молитвою Твоею, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да помилует нас по велицей и неизреченной милости Своей. О Всеблагая! Услыши нас и не лиши нас помощи Твоея державныя, да, Тобою спасение получивше, воспоем и прославим Тя на земли живых и рождшагося от Тебе Искупителя нашего Господа Иисуса Христа Емуже подобает слава и держава, честь и поклонение, купно со Отцем и Святым Духом всегда, и во веки веков. Аминь.
Тропарь
Веселятся преславные народы, видя, Владычица Дева Богородица, Твою пречудную и чудотворную икону, и приемлют исцеления душевные и телесные по Твоей милости. Поэтому покланяемся ей, усердно Тебе вопия: помилуй, Благая Матерь, меня, смиренную и грешную рабу Твою, и избавь мя от всякаго зла и искушения вражия, моли Сына Твоего Господа Иисуса, да спасшеся, небесное жительство получу человеколюбием и благодатию Его. Аминь.
Тихвинская икона Божьей Матери
Иконография образа Тихвинской иконы Божьей Матери напоминает Иерусалимскую и Смоленскую Одигитрии с характерной взаимной обращенностью Богоматери и Христа. Ноги Младенца, сидящего на левой руке Марии, согнуты в коленях; характерная особенность только этого варианта Одигитрии – у Богомладенца видна обращенная к молящимся подошва правой ступни. Богоматерь значительно развернута в левую сторону, к Младенцу, но голова наклонена только слегка.
По преданию, Тихвинская икона Богоматери была создана Лукой Евангелистом и долгое время пребывала в Константинополе, но за 70 лет до захвата и разграбления города чудесным образом перенеслась на Русь и впервые явилась новгородцам в 1383 г. на Ладожском озере, неподалеку от Новгорода. Икона появлялась четыре раза, последним местом ее явления стала небольшая местная река Тихвинка, которая и дала ей имя.
Деревянные храмы, построенные для иконы, трижды горели, но каждый раз чудотворный образ оставался невредимым. Со временем для иконы построили каменным Успенский собор, а на месте чудесного ее появления был основан Тихвинский монастырь. По поверьям, именно чудотворная икона не раз спасала обитель от захвата шведами. Во время Великой Отечественной войны икона была похищена немцами, но оказалась спасена рижским священником и перевезена в Чикаго, откуда после восстановления монастыря святыня вернулась на родину, в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.
Список с чудотворной Тихвинской иконы Божьей Матери находится в Свято-Иоанно-Богословском монастыре (Рязанская область, Рыбновский район, село Пощупово). Московский чудотворный список хранится в храме Рождества Богородицы в Старом Симонове. Тихвинская икона Божьей Матери знаменита своей исцеляющей силой при детских болезнях самого различного происхождения, помогает при параличе, болезни глаз, от болезней нервного происхождения и от беснования.
Молитва
Благодарим Тя, о, Преблагая и Пречистая, Преблагословенная Дево, Владычице, Мати Христа Бога нашего, о всех благодеяниих Твоих, яже показала еси роду человеческому, наипаче же нам, христо-именитым людем российскаго народа, о нихже ниже самый ангельский язык к похвалению доволен будет, якоже и ныне удивила еси неизреченную Свою милость на нас, недостойных рабех Твоих, преестественным самопришествием пречистыя Твоея иконы, еюже всю просветила еси российскую страну.
Темже и мы, грешнии, со страхом и радостию покланяющеся, вопием Ти: о Пресвятая Дево, Царице и Богородице, спаси и помилуй Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, архиереи же и вся люди и подаждь стране победы на вся враги, и сохрани вся грады и страны христианския, и сей святый храм от всякаго навета вражия избави, и всем вся на пользу даруй, ныне пришедшим с верою и молящимся рабом Твоим, и покланяющимся пресвятому образу Твоему, яко благословенна еси с рождшимся от Тебе Сыном и Богом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 4-й
Днесь, яко солнце пресветлое, возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице, лучами милости мир просвещающи, юже великая Россия, яко некий дар Божественный, свыше благоговейне восприемши, прославляет Тя, Богомати, всех Владычицу, и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего величает радостно. Емуже молися, о Госпоже Царице Богородице, да сохранит вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих и спасет верою покланяющихся Его Божественному и Твоему пречистому образу, Дево Неискусобрачная.
Казанская икона Божьей Матери
Для Казанской иконы характерно усеченное оплечное изображение Богоматери, голова которой немного наклонена влево, в сторону Младенца. Спас Эммануил изображен по пояс, анфас, левая рука скрыта одеждами, правой рукой благословляет верующих двуперстным жестом. В отличие от других вариантов Одигитрии на Казанской иконе Христос изображен не сидящим, а стоящим слева от Матери.
По преданию, первая икона Божьей Матери была явлена казанцам в 1579 г., после того как город и Казанский кремль сильно пострадали от пожара, в связи с чем среди мусульманской части населения стали распространяться хула и поругание православной веры.
Спустя всего несколько дней, девятилетней дочери стрельца Матрене приснился сон, в котором Богородица повелела девочке сходить на пепелище и отыскать икону. На указанном месте было обнаружено оплечное изображение Богородицы со Спасителем, завернутое в рукав мужской рубахи. Несмотря на пожарище, лик иконы поражал яркостью красок.
Икона пробыла в Казани до 1904 г., когда была украдена из-за богатой ризы с драгоценными камнями. И хотя грабители были найдены, иконы при них не оказалось. Дальнейшая судьба святыни неизвестна, но с чудотворного образа были сняты многочисленные копии, которые и сами прославились чудесами и исцеляющей силой.
Казанская икона Божьей Матери Северная (находится в Казанском соборе, Санкт-Петербург)
Это один из первых списков с иконы, сделанный в конце XVI в. Образ Богородицы максимально близок казанскому оригиналу и написан московским иконописцем. По преданию, икона спасла Ленинград в годы блокады и сегодня являет чудеса заступничества и исцеления обращающимся к ней с молитвами.
Казанская икона Божьей Матери славится своими исцелениями различных глазных болезней вплоть до излечения слепоты, придает силы для борьбы с недугом самого разного происхождения.
Молитва
О, Пресвятая Госпоже Владычице, Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною аиконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Умоли, Милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирно страну нашу, церковь Свою святую да незыблему соблюдет от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды разве Тебе, пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан помощница и заступница. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти. Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Тропарь, глас 4-й
Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.
Казанская икона Божьей Матери Елоховская
Одна из ранних копий Казанской Божьей Матери, предположительно XVII в.; ранее икона находилась в Аверкиевском приделе московского Казанского собора, после сноса которого была перенесена в Богоявленский собор в Елохове (Москва).
На данной иконе голова Богоматери заметно наклонена влево, лики Марии и Спаса Эммануила практически касаются друг друга. Образ Богородицы выполнен в русифицированном варианте: черты лица мягкие, округлые, глаза устремлены на людей.
Молитва
Читается та же молитва, что и перед Северной иконой Казанской Божьей Матери.
Казанская икона Божьей Матери Жадовская (старинная чудотворная икона находится в Свято-Богородице-Казанском Жадовском мужском монастыре, Ульяновская область, поселок Самородки)
На иконе представлен оплечный образ Богоматери со Спасом Эммануилом.
По преданию, в конце XVIII в. одному парализованному крестьянину, много лет молившемуся об исцелении, было видение, в котором молодая девушка повелела сходить больному к селу Жадовке.
По ее словам, там, на поляне возле источника Самородки, он увидит икону Казанской Божьей Матери, а испив святой воды, больной сможет получить исцеление.
На месте чудесного исцеления был основан монастырь. После его закрытия в 1930-х гг. икона считалась пропавшей, но чудесным образом нашлась в начале 1990-х гг., обнаруженная играющими на монастырском дворе детьми.
В начале нового века икона была возвращена обители и с тех пор являет множество чудесных случаев исцеления. По многочисленным свидетельствам, молитва иконе помогает избавиться от наркозависимости и алкоголизма, излечивает больные и обожженные руки и ноги, исцеляет от нервных болезней.
Молитва
Читается та же молитва, что и перед Северной иконой Казанской Божьей Матери.
Казанская икона Божьей Матери Чимеевская (находится в Чимеевском храме, Курганская область)
Богородица изображена на иконе оплечно, над головой небольшой по сравнению с другими иконами этого типа нимб, наклон головы в левую сторону практически отсутствует, фигура выпрямлена. На лике Богородицы выделяются огромные печальные глаза, обращенные к людям. Главная особенность иконы – Спас Эммануил изображен гораздо выше, чем во всех остальных вариантах, и виден почти в полный рост.
По преданию, икона явилась чимеевцам на реке Нияп, где она плыла в вертикальном положении против течения. Неподалеку от игравших на берегу детей икона остановилась, и они увидели обращенные к ним глаза Богородицы. Позднее храм, в который перенесли явленную икону, сгорел дотла, и икона считалось утраченной, но была обнаружена случайно зашедшим на пепелище ребенком. После пожара икона потемнела, верхняя ее часть сильно пострадала.
По многочисленным свидетельствам, икона обладает огромной исцеляющей силой, помогает при инсультах, ожогах, злокачественных новообразованиях, пневмониях и туберкулезе. Излечивает нервные болезни, детское заикание, помогает обрести душевное спокойствие.
Молитва
Читается та же молитва, что и перед Северной иконой Казанской Божьей Матери.
Казанская икона Божьей Матери Такынская (находится в Николаевском соборе Оренбурга)
Икона XVI–XVII вв. отличается темным греческим письмом и считается одним из первых списков с казанского оригинала. Лики Богоматери и Спаса Эммануила касаются друг друга, что в целом не характерно для этого типа Одигитрии. Оригинал сейчас хранится в Сан-Франциско, в Оренбурге осталась чудотворная копия.
По преданию, икона была найдена близ Соляного ключа монахом Вознесенской пустыни и с первых дней прославилась чудесами: исчезала, когда обитель захватывали враги, и снова являлась, как только монахи восстанавливали свою обитель. Попытавшиеся однажды уничтожить святой образ иноверцы были поражены слепотою, которая отступила сразу после их покаяния.
Икону перенесли в село Табынское, которое и дало ей новое название. Список с иконы, хранящийся в Оренбурге, являет чудеса исцеления от глазных болезней, помогает обрести душевные и физические силы.
Молитва
О, Пресвятая Владычице Богородице, Мати Господа нашего Иисуса Христа, непрестанная о нас пред Богом молитвенница и ходатаица. О Мати наша Преблагая, всех нас при Кресте Сына Твоего усыновившая. Благодарим Тя, безчисленныя блага молитвою Своею нам испросившая. Благодарим Тя, множество икон Твоих чудотворных стране нашей даровавшая. Благодарим Тя, дивную икону Табынскую в годину скорбей краю Уральскому пославшая, на камени велием икону Свою нам явившая. Молим Тя, окамененныя сердца наши росою молитв Твоих умягчи. Милость Свою нам показавшая у источника воднаго, идеже болезни наша телесныя исцеляются, даруй нам потоки скорбных слез и очисти ими тину грехов наших. У источника воднаго святою иконою Твоею благословение месту сему показавшая, помози нам слово Господа Сына Твоего исполнити и солию земли быти. Лик Свой темный нам, грешным, омраченным грехом, явившая, просвети тьму грехов наших и приведи нас к тихому пристанищу в вечныя обители, уготованные Господом любящим Его. Аминь.
Тропарь, глас 4-й
Наста днесь пресветлый праздник, Пречистая Дево, честныя Твоея Табынския иконы, Владычице, яже паче лучей солнечных возсия от источника приснотекущаго, Христа, Бога нашего, источаеши целебныя дары с верою к тебе притекающим, Тя бо Христос, Помощницу, людем Своим дарова, покрывати и спасати от всякия беды рабы Своя, едину Благословенную.
Иверская икона Божьей Матери
На Иверской иконе Богоматерь предстает по пояс, голова немного наклонена влево, в сторону Богомладенца, прямо восседающего на левой руке, немного развернувшись к Матери. Правая рука Богородицы молитвенным жестом указует на Спасителя. В левой руке Христос держит свиток, правая рука его простерта в сторону Матери, пальцы сложены двуперстно для благословения. На лике Богородицы изображена небольшая ранка, из которой сочится кровь.
По преданию, икона была написана Лукой Евангелистом. Длительное время она хранилась у благоверных христиан, проживавших близ Никеи. В IX в., когда на Ближнем Востоке начались гонения на христианскую веру, вдова, у которой хранилась икона, продолжала почитать святой лик. Пришедшие ко вдове иконоборцы пронзили лик Богородицы копьем, отчего тот закровоточил. Боясь дальнейшего надругательства над святыней, женщина решила спасти икону и отдать ее под покровительство Богоматери. Когда наступила ночь, вдова спустилась к реке и опустила в воду святой образ, который принял стоячее положение и поплыл.
Некоторое время спустя икона была обнаружена близ Иверского монастыря, над ней возвышался огромный огненный столб. После горячих молитв монахов даровать обители святыню икона позволила себя взять и перенести в собор, но уже на другой день она чудесным образом оказалась над воротами обители, и сколько бы раз ее ни возвращали назад, икона каждый раз поднималась на прежнее место.
В честь чудотворной иконы монахи построили надворотную церковь, и с тех пор древний образ охраняет Иверский монастырь, даруя исцеления от болезней и защищая от врагов.
Иверская чудотворная икона с Воскресенских ворот, неоднократно спасавшая древнюю столицу от эпидемий, хранится в Третьяковской галерее; ее чудотворный список, сделанный в 1995 г. на Афоне, находится в церкви Воскресения в Сокольниках (Москва).
Иверская икона Божьей Матери Мочищенская (находится в церкви Иконы Божьей Матери «Скоропослушница», станция Мочище, Новосибирская овласть)
Образ выписан в западной светской иконописной традиции. Фигура Богоматери выпрямлена, поворот головы отсутствует, весь образ венчает корона, черты лица Матери и Богомладенца миловидные, округлые.
Это список начала XX в., созданный в 1909 г. на Афоне. По преданию, он долгое время находился в сибирском селе Рыбинское, пока храм не сгорел. Тем не менее икона сохранилась и была найдена одной сельчанкой в лесу. После этого она долгое время хранилась в доме, но была заперта на чердаке.
В середине 1990-х гг. сильно заболела одна из родственниц нашедшей икону крестьянки, но после того, как она попросила о помощи Богоматерь, та даровала ей исцеление. После чудесного избавления от болезни сельчане уговорили хозяйку чудотворного образа отдать икону в храм. С тех пор икона постоянно исцеляет обращающихся к ней за помощью.
По свидетельствам очевидцев, Богоматерь помогает исцелиться даже от рака с многочисленными метастазами. Кроме того, святой образ излечивает и от алкоголизма, тяжелых ожогов, увечий и слепоты.
Молитва
О, Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, Царице небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам, немощным, утоли скорби наша, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй болезненная сердца наша и спаси безнадежных, даруй нам прочее время жития нашего в мире и покаянии проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшнем суде Сына Твоего явися нам, Милосердая Предстательница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу, во веки веков. Аминь.
Конец ознакомительного фрагмента.